Главная страница
Навигация по странице:

  • 16.2. Структура и функции политической культуры

  • 16.3. Типология политических культур.

  • План семинарского занятия

  • Темы для выступлений

  • Список литературы

  • Политология. Учебник Политогогия - 2017. Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора пусько в. С., доктора политических наук, доцента Гришновой Е. Е


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора пусько в. С., доктора политических наук, доцента Гришновой Е. Е
    АнкорПолитология
    Дата26.11.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Политогогия - 2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #154141
    страница15 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Глава 16. Политическая культура: сущность, содержание, типология.

    16.1. Понятие «политическая культура», ее сущность и содержание

    В политологии часто «политическая культура» рассматривается как один из важнейших элементов политической системы общества. Обращается внимание на то, что ее особенности и основные черты свидетельствуют о качестве самой этой системы.

    Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Древние греки противопоставляли собственную «воспитанность» варварству. Вместе с тем они осознавали, что человек живет не просто в физической, но и в «символической вселенной», в культуре. Вне культуры существование человека невозможно. Она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир. Культура создает и «пересоздает» человека, обеспечивает сохранение и передачу человеческого опыта.

    В средние века слово «культура» отождествлялась с городским укладом жизни, несло в себе комплекс обозначений, с которым позже стали связывать понятие цивилизации. Культура также соотносилась с возможностями индивидуального духовного развития, а в эпоху Возрождения характеризовала полноту гуманистического идеала человека. Начиная с XVII в. под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов

    В рамках общего контекста изучения места и роли культурно-цивилизационного компонента в динамике общественных систем развивалась и теория «политической культуры». Сам термин «политическая культура», систематизировавший исследования субъективного измерения политики, впервые был введен в научный оборот в ХУIII в. немецким философом И. Гердером (1874-1803). В рамках своей общей концепции культуры как важнейшего элемента «народного духа», отражающего его самосознание, Гердер сформулировал ряд проблем, относящихся к существу того, что ныне называется политической культурой (например, фактор традиций и обычаев в политике).

    Предпосылками к созданию теории политической культуры стали популярные в послевоенное время исследования различных форм психической организации социальных групп в колониальных и европейских странах (Э. Фромм). Востребованность подобных исследований была связана с тем, что господствовавший в политической аналитике довоенного периода формально-юридический подход не давал ответа на вопрос об истинных причинах формирования различных, часто противоположных, политических режимов на базе однотипных (как правило вполне демократических) политических институтов. Традиционный подход был не в состоянии объяснить почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в различных странах; почему одни и те же политические институты оказываются в одних странах эффективными, а для других – совершенно неприемлемы.

    Коллективные предрассудки, сложившиеся ценности, стереотипы, исторический опыт и другие психологические факторы жизнедеятельности людей демонстрировали существенное влияние на особенности и нормы взаимодействия власти (государства) и общества, и описывались в категориях национального характера, «национального духа», «национальной психологии», «фундаментальных ценностей народа». Такие социально-психологические исследования инициировали создание новых более обобщенных теоретических моделей исследования и описания субъективных сторон политической действительности. Своеобразный гуманитарный прорыв в данном направлении был осуществлен известным американским политологом Г. Алмондом (1911-2002), труды которого в области сравнительных исследований политических систем и культур, а также по теории политического развития являются классикой современной политической науки. Впервые его концепция политической культуры была сформулирована в статье «Сравнительное изучение политических систем» в журнале «Политика» в 1956 году и получила дальнейшее развитие в книге «Гражданская культура» (1963 г.), написанной в соавторстве с другим американским политологом С.Верба. Г.Алмонд и С.Верба отмечали два основных момента функционирования политической системы:

    - каждая политическая система включена в особый образец ориентаций граждан на политику;

    - политическая система функционирует нормально, если в обществе сформировалась адекватная ей политическая культура.

    Г.Алмонд выделял три уровня политической культуры:

    1) представле6ния граждан и их лидеров о ценностях, легитимирующих политическую систему;

    2) представления людей о том, как должна функционировать политика, а также отношение индивидов к политическому процессу;

    3) ожидания граждан и их лидеров от политического курса правительства.

    Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и С.Вербой, акцентирует внимание на сфере субъективно-психического и гласит: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора». Предполагалось, что политическое поведение автоматически регулируется субъективно-психическим, то есть установками, убеждениями и чувствами людей, зафиксированными в политической культуре и не выходит за их пределы.

    Политическая практика демонстрировала, что сознание только отчасти фиксирует и контролирует поведение политических акторов и модели поведения и сознания не всегда совпадают. Поэтому в конце 70-х годов возникла концепция политической культуры, в которой данный феномен рассматривался в комплексном ключе. Наряду с ориентациями и «образцами» политического сознания в понятие политической культуры стали включать «образцы» политического поведения (Е. Вятр «Социология политических отношений» - 1979 г.).

    Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х гг. ХХ в. (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев, Э Баталов).

    Отечественный исследователь Э. Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант определения, ставшего наиболее распространенным в современной российской политической науке. Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых репрезентативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей («образцов») поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности.

    Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры:

    - это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;

    - это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;

    - это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;

    - это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.

    Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это, прежде всего, политический опыт человечества, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. В политологии отмечают следующие основные черты политической культуры:

    1. Политическая культура является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

    2. Политическая культура определяет политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур;

    3. Политическая культура имеет тотальный характер, фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет политический опыт и способствует преемственности политического развития;

    4. Политическая культура имеет многомерный характер. Она существует одновременно и как объективная реальность, и как процесс ее формирования, и как проявление ее параметров в действиях людей, и как мысли, устремления, ориентации многих людей, вовлеченных в политику.

    16.2. Структура и функции политической культуры

    Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. В политологии выделяют следующие структурные элементы политической культуры:

    1) Культура политического сознания, включающая политические ориентации; политические ценности; политические традиции, обычаи и нормы; политические представления и убеждения;

    2) Культура политического поведения индивидов, социальных групп, наций, включающая культуру политического участия; культуру политической деятельности.

    3) Культура функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций, включающая культуру принятия и реализации политических решений; культуру электорального процесса; культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

    Кроме того, выделяют и такой элемент как политические ориентации, под которыми подразумевают способность акторов анализировать объекты политической среды. В политологии выделяют 3 типа ориентаций относительно политических объектов.

    Ориентации относительно институтов государственного управления: а) оценки индивидом государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них; б) оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них.

    Ориентации относительно «других» в политической системе, отражающих отношение к другим политическим группам в интервале «хорошее – плохое».

    Ориентации относительно своей собственной деятельности, например, включающей в себя: а) (политическую компетентность - оценки индивидом собственных политических «ресурсов», позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека; б) политическую действенность - представление о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.

    Политические ориентации могут себя обнаруживать на 4-х уровнях:

    - когнитивном (познавательном) («то, что «Я» знаю о политической системе);

    - аффективном (эмоциональном) («то, что «Я» ощущаю, чувствую по отношению к политической системе»);

    - оценочном («то, как «Я» оцениваю политическую систему, ее отдельные элементы, институты);

    - поведенческом («то, как «Я» вижу модель политического поведения как способ реагирования на происходящие политические события»).

    Особое место в политического культуре занимают политические ценности. Мир человека – это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями. Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в их фактичности. Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, представления о наиболее важном и значимом в политике. Политическими ценностями являются законность и порядок, демократия и права человека, стабильность системы, социальная справедливость. Предпочтение в сторону тех или иных ценностей позволяет определить характер политической культуры.

    Политические ценности, будучи по природе результатом личностного освоения мира политики, в то же время обязательно испытывают специфическое влияние общественных требований (норм). Особое место занимают нормы политической системы, которые несут в себе не только современные требования, но и включают опыт прошлого, представленный в традициях, обычаях, ритуалах и стереотипах деятельности.

    Механизм традиции, обеспечивая преемственность между прошлым и будущим, сплачивает общество в целостный организм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей, дают им возможность влиять на политический процесс, противостоять отрицательным тенденциям современной жизни. Воспроизводя традиции, политическая культура оформляет овладение человеком позитивным наследием, оставленным ему предшествующими поколениями.

    Однако даже при жестких диктаторских режимах усвоение прошлого может быть эффективным только на основе свободного присоединения к каким-то формам мышления и поведения живших ранее поколений. Поэтому у власти нет никаких иных механизмов контроля, кроме осваивания технологий латентного влияния на сознание человека, которые определяются как способы и методы манипулирование сознанием.

    Неотъемлемой частью формирования и воспроизводства политической культуры народа являются национально-государственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элементами политической культуры. Господствующая в обществе система символики ориентирует людей на конкретный тип социальных отношений. К национально-государственной политической символике относятся гербы, флаги, гимны, ордена, эмблемы, конституции, денежные знаки, праздники.

    Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость и суверенитет как полноправного участника мирового сообщества. На фоне государственного флага глава государства, вступая в должность, произносит клятву верности стране и народу. Флаг во многих странах воспринимаются как воплощение нации.

    Наряду с флагом символом страны в представлении как ее граждан, так и иностранцев выступает герб. Часто в качестве центрального элемента гербов используются изображения растений (например, кедр – у Ливана, кленовый лист – у Канады), животные (лев – у Великобритании), птицы (орел – у России, Германии, США). В последних двух случаях аналогии весьма очевидны: стилизованные фигуры льва – царя зверей, или орла, царствующего среди птиц, были призваны символизировать мощь и величие страны, непобедимость ее армии и одновременно – верховную власть монарха (главы государства).

    Наряду с гербом, флагом немаловажное место в национально-государственной символике занимает гимн. Он используется на официальных церемониях, в дни общенациональных праздников, под его звуки идет награждение орденами и почетными медалями, спортсмены получают высшие награды на международных соревнованиях.

    Выразителями национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания и в то же время воплощением лица страны, могут выступать также места крупнейших сражений (Сталинградское сражение), духовные, религиозные центры, города-герои.

    Значительное место в политической культуре занимают политические представления и убеждения. В политической науке сложившиеся в обществе представления обозначают как коллективные и присущие каждому человеку в отдельности. Коллективные представления о политике объективны, они существуют независимо от воли и желания конкретных людей, они передаются от человека к человеку, от поколения к поколению в виде устных сказаний, письменных сообщений и постепенно обретают над человеком не меньшую власть, чем установленные нормы поведения. Вера в идеалы свободы, справедливости подвигает людей не одной страны на активные, порой, революционные выступления. Суждения о неэффективности правительства, о коррумпированности власти способны породить панические настроения в обществе, привески к кризису доверия власти и, как результат, к массовым протестным действиям, определенному типу поведения.

    Культура политического поведения людей проявляется в их политической деятельности. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может оценивать деятельность своего правительства, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политиче6ском сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых и доступных каналов и форм воздействия на власть.

    В сфере поведения политическую культуру характеризуют следующие основные переменные: формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности, выборах); формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, не сотрудничество); формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями.)

    Характер политического поведения может варьироваться в диапазоне от деструктивно-отчужденного до конструктивно-позитивного. При этом собственно культурный аспект политического поведения задан нормативным механизмом его регуляции.

    Особое место в структуре политической культуры занимает третий сегмент, институциональный блок, характеризующий культуру функционирования политических институтов. Сюда относится культура электорального процесса, культура принятия и реализации политических решений и культура регулирования социальных конфликтов.

    Каждая страна и каждый народ имеют свои особенности культуры функционирования политических институтов. Это объясняется тем, что политическая культура любой страны включает в себя не все существующие в данный момент политическое сознание и поведение в обществе, а лишь исторически сложившиеся, относительно устойчивые, сделавшиеся привычкой, воплощающие опыт предшествующих поколений людей установки, убеждения, представления, модели поведения, которые собственно и отличают данное общество от других.

    Так, для большинства западных стран характерны исторически сложившееся формализованное сознание и основанное на нем уважение к праву, закону, договору, высокая степень уважения и самоуважения личности, ее прав и свобод, невмешательство государства в частную жизнь граждан, высокая степень самоорганизации гражданского общества, без чего невозможна подлинная демократия и правовое государство.

    Для российской политической культуры, характерны (и исторически обусловлены) приоритет государства в жизни общества (этатизм) и связанные с этой особенностью моноцентризм власти практически на всех этапах истории России, патернализм (стремление государства «опекать» общество) и патерналистский характер властных отношений, клиентелизм в отношениях населения к власти (привычка быть под патронажем, покровительством государства), слабая структурированность общества (неразвитость автономных, независимых от государства институтов гражданского общества), сакрализация власти и персонификация политических отношений (главенство отдельного лица, а не закона).

    К функциям политической культуры в политической науке чаще всего относят следующие:

    1) функция ориентации, позволяющая осмысливать политические явления, собственные возможности при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

    2) функция идентификации, обеспечивающая человека пониманием своей групповой принадлежности и приемлемыми способами участия в отстаивании интересов данной общности;

    3) функция адаптации, подразумевающая приспособление человека к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

    4) функция социализации, способствующая выработке человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

    5) функция коммуникации, подразумевающая осуществление взаимодействия всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения;

    6) функция интеграции, реализующая задачу сосуществования для различных социальных групп в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

    7) нормативно-регулятивная функция, формирующая и закрепляющая в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения.
    16.3. Типология политических культур.

    В современной политологии условно можно выделить два основных подхода к типологии политических культур:

    1. Универсалистский, глобалистский, исходящий из признания наличия единой для всех стран, регионов и цивилизаций логики исторического процесса, общих этапов исторического развития, которым соответствуют определенные типы политических культур.

    2. Цивилизационно - культурологический, признающий множественность цивилизационных моделей развития, в основе которых лежат различные типы культур. Данный подход исходит из изначальности цивилизационного разнообразия политических культур, их самобытности и самостоятельности в освоении социально-политического пространства.

    В рамках универсалистского подхода широкое признание получила классификация политических культур, предложенная Алмондом и Вербой. Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем различных стран, они выделили три «чистых» типа политической культуры: приходская, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, политической активности, разборчивости, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях; подданическая, где сильна ориентация на политические институты, на подчинение властям, но невысок уровень индивидуальной активности граждан; партиципаторная, или активистская политическая культура, отражающая заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.

    На практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности системы властвования является гражданская культура.

    В рамках универсалистского подхода в политической науке существуют и другие типологии. Можно выделить следующие типы, чаще всего встречающиеся в политологической аналитике:

    • По критерию различных типов осваивания ценностей и норм, присущих различным сообществам, политологи выделяют консенсуальную и поляризованную политические культуры. Консенсуальные культуры характеризуются значительной степенью сплоченности граждан вокруг ведущих ценностей, целей государства и общества. Здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам, политическим ориентациям режима. При поляризованном типе сложившаяся в обществе культура отличается очевидным несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения, элиты и электората. В странах с подобной политической культурой обычно отсутствует согласие между группами граждан относительно целей общественного развития, методов реформирования, моделей будущего.

    • По критерию универсальных черт разнообразных стилей политического поведения людей в тех или иных странах выделяют рыночную (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистскую (государственническую) политическую культуры (с главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов).

    • По критерию различных экономических этапов развития общества в научной литературе встречается разделение на традиционную (соответствующую аграрному этапу развития общества), модернистскую (развивающую свои традиции и ценности на основе индустриального способа производства) и постмодернистскую (формирующую нормы исходя из доминирования постматериальных ценностей, качественного повышения политической роли электронных СМИ, новейших информационных технологий властвования) разновидности культур.

    • По критериям особенностей взаимодействия с внешней политико-культурной средой, специфике коммуникаций с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию выделяют «закрытый» и «открытый» типы политической культуры. Закрытый тип отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентаций. Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.

    Открытый тип считается восприимчивым к инокультурному опыту, имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного само реформирования. Отличается высоко динамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности. Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры.

    • По критерию зависимости от типа политического режима политологи определяют тоталитарный, авторитарный и демократический виды политических культур.

    В тоталитарной политической культуре доминируют следующие признаки: дихотомическое восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении «своих» и «чужих»; отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни; отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов; сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические, харизматические черты; доминирование в общественном сознании мифов; фанатичное служение идеям и власти.

    Для авторитарной политической культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданические ориентации населения.

    Характерные признаки демократической политической культуры: толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения; склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов; согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономности личности, неотчуждаемости ее прав.

    • По национальным и регионально – государственным признакам выделяются различные региональные политические субкультуры. В них наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран. Многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические культуры.

    В рамках цивилизационно-культурологического подхода обращается внимание на самые общие критерии типологии политических культур, заданные спецификой цивилизационного устройства особых социальных образований – Запада, Востока и России – Евразии, ценности и традиции которых формируют основы особых типов систем политического управления.

    Политическая культура западного европейского типа восходит к полисной организации власти в античной Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему суверенитет личности. Это в совокупности способствовало последовательному повышению значения личности в политической жизни общества, установлению гражданского контроля над государством. Огромное влияние на содержание западной политической культуры оказали ценности христианства (католицизма и протестантизма). Данная культура предполагала: обязательность участия граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности;религиозные ценности христианства.

    Политическая культура восточного типа восходит к особенностям жизнедеятельности общинных структур аграрных социумов Азии, на которые воздействовали ценности арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддистской культур. К наиболее существенным чертам политической культуры Востока относят: уверенность в божественном происхождении власти, отражающей сакральный смысл политического управления; главенство коллективистских форм организации частной жизни, длительное закрепление питриархально - клановой структуры общества; отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; признание главенствующей роли политических элит и государства; обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности, отсутствие убежденности в необходимости контроля над ними; приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства; менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений).

    Особенности политической культуры России обуславливаются следующими предпосылками:

    • Срединное геополитическое положение (между Западом и Востоком), что приводит к формированию своеобразной синкретической (гр. synkretismos – соединение) культуры, сочетающей ценности и способы политического участия граждан западного и восточного типов;

    • Длительная отстраненность граждан от реальных рычагов власти;

    • Низкая политическая роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения;

    • Доминирование форм коллективного (соборного) образа жизни;

    Длительное господство коммунистической идеологии;

    • Деформация межкультурных связей и отношений России с мировым сообществом.

    К наиболее существенным чертам политической культуры России относят:

    1. Преобладание ценностей коммунитаризма (восхождение к общинному коллективизму, православной соборности и приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности), ведущая роль в регулировании политической и социальной жизни передается государству (государственный патернализм);

    2. Слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие;

    3. Тяготение к моноцентризму власти, персонализированное ее восприятие, нравственный характер требований к ее деятельности, поиск харизматической личности «спасителя Отечества»;

    4. Недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

    5. Правовой нигилизм;

    6. Некритическое восприятие зарубежного опыта, часто слепое копирование далеко не лучших образцов поведения, ценностей, отрицание позитивных сторон собственной истории;

    7. Предрасположенность к силовым (революционным) методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность
    План семинарского занятия

    1. Возникновение и развитие понятия «политическая культура».

    2. Сущность и структурные элементы политической культуры.

    3. Типы классификации политических культур.

    4. Особенности политической культуры Запада, Востока и России.
    Темы для выступлений

    1. Политическая культура: сущность, место в политическом процессе.

    2. Особенности политической культуры молодежи и студенчества.

    3. Сравнительная характеристика основных типов политических культур современной цивилизации.

    4. Особенности политической культуры России.

    5. Сравнительная парадигма «Запад – Восток – Россия» и современный мир.

    6. Политическая культура Востока: общее и особенное.

    7. Политическая культура Запада: генезис, концепции, ценности.

    8. Политическая культура в условиях глобализации.

    9. «Столкновение цивилизаций»: миф или реальность?.

    10. Роль политической культуры в деятельности инженерных кадров.
    Контрольные тесты по теме.

    Тест 1.

    Патриархальная политическая культура характеризуется…

    1) Ориентацией на локальные ценности – общину, род, клан.

    2) Пассивным отношением к политической системе.

    3) Ориентацией на активное включение в политическую жизнь.

    4) Ориентацией на харизматических лидеров.

    Тест 2.

    «Система ценностей, убеждений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества» - это определение …

    1) Политической культуры. 2) Политической идеологии. 3)Политической деятельности. 4) Политической социализации.

    Тест 3.

    1) Тип политической культуры, предполагающий сильную ориентацию на политические институты при низкой политической активности граждан, называется 1) Подданический. 2) Патриархальный. 3) Активистский. 4) Коллективистский.

    Тест 4.

    Суть регулятивной функции политической культуры состоит в том, что она

    1) Закрепляет в общественном сознании политические установки, модели поведения, нормы, правила.

    2) Дает возможность достичь согласия в рамках политической системы.

    3) Объединяет единомышленников на основе идеологии.

    4) Формирует необходимые общественно-политические знания.

    Тест 5.

    В структуру политической культуры НЕ входит …

    1) Корпоративная культура.

    2) Культура электорального процесса.

    3) Политическая психология.

    4) Культура участия
    Список литературы

    1. Политология: учебник. М.: МГИМО, Проспект, 2013.

    2. Политология. Учебное пособие. М.: МГТУ, 2008.

    3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник. М.: МГУ, 2010

    4. Ачкасов В.А. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. М.: 2011

    5. Политология: учебное пособие. М.: МГТУ, 2014

    6. Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий. М.: МГТУ. 2010

    7. Богомолова Т.В., Гришнова Е.Е. Культура и цивилизация: парадигмы развития. М.: ООО «Угрешская типография», 2013

    8. Орлов И.Б. Политическая культура России ХХ в. М., 2008.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта