Главная страница

Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация


Скачать 5.51 Mb.
НазваниеУченова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация
АнкорIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
Дата13.02.2018
Размер5.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
ТипКнига
#15512
страница21 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Рис. 28. Сатирическое издание «Муха» — одно из проявлений культурной
рефлексии по поводу разгула рекламной стихии

В этом небольшом труде высказано вполне обоснованное суждение о месте рекламы в обществе, связанном с ее функцией массового ком­муникатора: «Ее цель обратить внимание возможно большего числа лю­дей на тот или иной факт, на ту или иную мысль, на то или иное лицо. В зависимости от того, что именно несет реклама, к чему возбуждает внимание, что именно проповедует, — и может решиться вопрос о ее пользе или вреде. В одном случае она может явиться благодеянием, в дру­гом — бедствием, как и всякое другое орудие цивилизации»37.

И далее: «Реклама действительна и хорошо встречается только тог­да, когда она идет с чем-либо серьезным и полезным, когда она не меха­нически криком, а по существу выделяет товар из множества однород­ных и когда, наконец, она говорит что-нибудь мысли, любознательности, доброму чувству или интересу читателя»38.

Нам представляется, что в этой книге российской общественности предложен разумный и взвешенный взгляд на существо социального феномена, именуемого рекламой. Но одинокий голос, разумеется, не мог предотвратить растущей поляризации позиций общественности, высказывавшейся «за» и «против».

Одна из негативистски настроенных книг имела недвусмысленный заголовок: «Вредные для публики рекламы и борьба с ними». Автор этой брошюры — князь В. Н. Джорджадзе, судя по тексту, заядлый велоси­педист, говорит от имени лично потерпевшего от недобросовестных посулов. Эта позиция примечательна тем, что мы слышим голос ауди­тории, той самой, не совсем уж, как выясняется, безгласной массы, на которую стремились повлиять разнообразные коммерческие посредни­ки. Будучи представителем публики, В. Н. Джорджадзе упоминает ва­рианты рекламных текстов, пользующихся наибольшим доверием. Это — прейскуранты и рекламные брошюры, распространяемые комми­вояжерами, вошедшая уже и в русский обиход direct mail, и, наконец, обращения специализированных изданий39. Автор попался на удочку как раз последних — журналов «Велосипед» и «Самокат». Выписанного по рекомендации этих изданий товара ему дождаться не удалось и воз­врата денег (300 руб. золотом — немалая для того времени сумма!) тоже.

Не менее гневным обличительным пафосом дышит статья Г. Цыперовича «Реклама», опубликованная в журнале левой ориентации «Со­временный мир» (№ 1 за 1911 год). В отличие от князя, чувствительнее всего озабоченного личными утратами, данный автор встревожен раз­лагающим воздействием недобросовестной рекламы на общество. Он оперирует широким кругом примеров из мирового опыта, призывает к более тщательной проработке законодательств, призванных ограни­чить рекламную агрессию. По справедливому наблюдению этого автора, «вездесущность и безграничная повторяемость — главные и элементар­нейшие свойства рекламы: на них, как на канве, фантазия наемного ху­дожника вышивает всевозможные узоры самых причудливых сочетаний и красок, облекая в рельефную форму жгучую потребность предприни­мателя найти потребителя для своего товара»40. И конечно, неистре­бимость и неисчерпаемость всех этих потребительских взаимодействий предопределяет социальную необходимость рекламного процесса.

Помимо публицистически страстных обсуждений недостатков и пре­имуществ рекламного дела, в XX веке появляются книги инструктив­но-профессионального типа. Это — брошюра анонима под инициалами С. Я. «Объявления и другие средства рекламы» (М., 1904); «Успешная реклама и как ею пользоваться» под патронажем киевского рекламиста В. Хойновского (Киев, 1913) и две книги кандидата коммерческих наук К. А. Айзенштейна «Как рекламировать с успехом» и «Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем» (СПб., 1912). Эти че­тыре книги, принадлежащие перу различных авторов, выстроены по единому принципу перечисления кратких дельных рекомендаций. В трех случаях они касаются составления рекламных газетных текстов, в последнем — опыта устного общения с потребителями. Айзенштейн сразу же уведомляет читателя о том, что опирается на опыт американ­ской рекламы, известной в качестве наиболее результативной в мире.

Примечательной особенностью первой из перечисленных книг явля­ется наличие в ней «Сведений о периодических изданиях» с указанием их главных выходных данных для ориентации рекламодателей, выби­рающих своего транслятора.

Обобщая, можно сказать, что степень теоретического осмысления места рекламы в российском обществе находилась на достаточно высо­ком уровне. Это суждение вряд ли применимо, однако, к разработке технологической стороны профессии, которая, на наш взгляд, делала лишь первые шаги. Это подтверждают публикации профессионально­го издания «Торговый мир», выходившего в Одессе в 1909-1912 годах. Журнал создавался как практическое подспорье в коммерческих делах. В анонсе на очередной год редакция заявляла: «Мы стремимся создать чисто купеческий орган, который сделался бы для каждого купца... на­стольной книгой, из которой каждый купец мог бы черпать всевозможные сведения и теоретические познания в своем деле»41.

В первом номере публикуется материал без подписи «Реклама и ее значение», продолженный и во втором выпуске. Здесь дается много практических рекомендаций по поводу успешного рекламирования в статьях «Витрина», «Агентурная контора», «Как я сделался купцом» и других. В сквозной рубрике «Опыт американской торговли» анали­зируются и успешные рекламные акции.

Журнал «Торговый мир» заполнил нишу обучения профессионализ­му самостийных коммерсантов, сделал немало в приобщении россий­ских специалистов к зарубежному опыту. Но, как видно, периферий­ное положение этого издания помешало ему упрочить свое положение и продлить сроки выхода.

В целом можно констатировать, что теоретическое осмысление рек­ламной деятельности в России и освоение лучшего из зарубежного про­фессионального опыта происходили достаточно интенсивно в первое десятилетие XX века, хотя и существенно отставали от бурно разви­вавшейся практики рекламирования.



33 Дистрибуенди Ф. Взгляд на московские вывески. — М., 1836. С. 4-5.

34 Петербургские вывески // Журнал «Иллюстрация». — 1848, № 30. С. 2.

35 Соколов Н. В. Журнальное дело. Экономические вопросы и журнальное дело. — СПб., 1866. С. 143-144.

36 Веригин А. Русская реклама. — СПб., 1898. С. 8.

37 Там же. С. 4.

38 Там же. С. 18.

39 Джорджадзе В. Н. Вредные для публики рекламы и борьба с ними. — М, 1894. С. 2.

40 Цыперович Г. Реклама // Современный мир. — 1911, № 190.

41 Торговый мир. — 1910, № 1. С. 1.

Общие выводы
1. Развитие рекламы в российской прессе XIX века проходило не­сколько этапов, связанных со стадиями политического и экономи­ческого развития государства. Начало качественных изменений в газетной рекламе связано с процессами коммерциализации прессы.

2. Ликвидация государственной монополии на публикацию частных объявлений в прессе, происшедшая в пореформенный период, вызвала к жизни новые организационные и содержательные фор­мы рекламирования.

3. На рубеже веков происходит взлет рекламной экспансии, проявив­шийся в изменении количества и облика рекламы на газетных полосах.

4. Реклама в российских журналах вплоть до середины XIX века касалась преимущественно библиографических сведений и приглаше­ний к подписке. В пореформенный период, особенно с появлени­ем массовых еженедельников, тематика объявлений расширяется и в первом десятилетии XX века сближается по содержанию и сти­лю подачи с газетными рекламными публикациями.

5. Теоретическое осмысление рекламного процесса в России наби­рает темп в пореформенный период, концентрируясь вокруг двух противостоящих позиций: одобрительно разъясняющей и негатив­но протестующей. Профессионально обучающая литература по­является в первом десятилетии XX века, но ее методическая и тех­нологическая обеспеченность находится еще на начальном уровне.

Контрольные вопросы


  1. Каковы основные этапы развития рекламы в российских газетах XIX века? Назовите эти газеты.

  2. Чем отличается пореформенный период в бытовании российской рекламы?

  3. Приведите примеры суггестивных приемов в рекламе, используе­мых российскими рекламодателями.

  4. Какова ведущая тематика рекламных публикаций в российской прессе?

  5. Каковы способы психологического воздействия печатной рекламы?

  6. Каковы отличительные черты рекламы в российских журналах?

  7. Как развивалось теоретическое обобщение рекламного процесса в России?



Заключение
Предыдущее изложение познакомило читателя с главными этапами развития рекламной коммуникации в западном мире и в России. Нам представляется доказанной историческая глубина формирования дан­ного специфического ответвления массовой информации. Примеча­тельной особенностью рекламного процесса является типологическое сходство его бытования в различных национальных культурах, на раз­личных хронологических отрезках развития культуры. Стадиальное соответствие основных параметров рекламного процесса у различных народов сочетается с отчетливой национальной спецификой конструи­рования, оформления и трансляции рекламных текстов. Залогом твор­ческого успеха в этой сфере является максимальный учет особенно­стей общественной психологии любого конкретного сообщества.

Прослеживая этапы развития рекламы на длительном отрезке вре­мени, можно убедиться в том, насколько энергично и оперативно дан­ная деятельность включает в свою сферу различные технологические усовершенствования и изобретения, в какой бы области культуры они ни появлялись. Сам же рекламный процесс пронизывает собой все общественные ячейки, используя для этого ныне могущество всепро­никающих масс-медиа.

Существенным фактором истории рекламы является бытование на всем протяжении исследуемого периода взаимодействия профессио­нальной и самодеятельной спонтанной составляющих данного комму­никативного русла. Даже в наши дни глобальной технизации массовой информации самодеятельный отросток рекламной профессии суще­ствует, хотя и оттесненный на периферию культуры. Он постоянно за­являет о себе стихийно, возрождаясь в условиях прямых контактов производителей, посредников и потребителей. Вследствие этого сфера рекламной деятельности постоянно становится рассадником иннова­ций, вносит в массовую культуру, частью которой она сама является, новые приемы и способы воздействия на аудиторию.

Мобильный, постоянно обновляющийся поток рекламных произве­дений до последнего времени не нашел в научной литературе адекватной жанровой систематизации. Авторы данной книги предложили ге­нетическое основание для подобного осмысления этой отрасли твор­чества. Как мы старались показать, опорные жанры здесь имеют мно­говековую историю и постоянно модифицируются, порождая новые переплетения и «отростки», имеющие, как правило, коренные истоки в опыте культуры.

Наблюдаемая в веках эксплансия рекламных текстов в промышленно развитых странах с неизбежностью вызывает вопрос о ее пределах и последствиях. Нельзя не задумываться над итогами суммарного воз­действия современной массированной рекламы на общественную сис­тему ценностей и нравственный потенциал индивидуумов. Ответ на этот вопрос требует конкретных исследований историко-социологического характера. Его не следует оставлять без ответа, так как на всех истори­ческих этапах меры по регуляции рекламы помогали смягчить возмож­ные ее негативные последствия.

Недооценка этого аспекта рекламного процесса чревата серьезными общественными напряжениями типа тех, которые были порождены «патентной лихорадкой» в Америке, «кожной болезнью» неупорядочен­ных наклеек на городских стенах в Западной Европе, засильем недо­бросовестной рекламы в России. Являясь незаменимым помощником в конкуренции экономических, политических, творческих интересов, реклама сама конкурирует с иными аспектами массовой и «высокой» культуры за первостепенное внимание потребителей. Достигать в этих сложных взаимодействиях разумного баланса общественных интере­сов может помочь исторический взгляд на эти проблемы, изложенный в книге.

Персоналии
Абрикосов А. И. (1824-1904) — предприниматель, один из создате­лей кондитерского производства в России.

Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э. — 14 н. э.) — первый римский император.

Агин А. А. (1817-1875) — русский график, один из родоначальни­ков книжной иллюстрации в России.

Аддисон Джозеф (1672-1719) — английский писатель.

Алексей I Комнин (ок. 1057-1118) — византийский император.

Алексей Михайлович (1629-1676) — второй российский государь из династии Романовых.

Анна Комнина (1083 - ок. 1148) — византийская принцесса, автор исторического труда «Алексиада».

Апулей Луций (ок. 124 — ок. 180) — римский писатель, философ-неоплатоник.

Аристофан (ок 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий коме­диограф.

Бакст Л. С. (1866-1924)русский живописец, график, театраль­ный художник.

Барнум Финеас Тейлор (1810-1891)американский рекламист, один из первых организаторов специальных событий, призванных фор­мировать общественное мнение.

Бахтин М. Н. (1895-1975) — русский критик, литературовед, куль­туролог.

Бердслей Обри (1872-1898) — английский художник, график, ка­рикатурист.

Бернар Клервоский (1090-1153) — французский церковный дея­тель, теолог-мистик.

Бертоло де Сассоферрато (ок. 1314 — ок. 1357) — итальянский пра­вовед.

Билибин И. Я. (1876-1942) — русский график, театральный худож­ник, живописец, педагог.

Боттичелли Сандро (1444-1510) — итальянский живописец.

Бродель Фернан (1900-1985) — французский историк.

Булгарин Ф. В. (1789-1859) — русский беллетрист, журналист, критик.

Бурлюк Д. Д. (1882-1967) — русский поэт, художник-авангардист.

Вийон Франсуа (ок. 1431 — после 1463) — французский поэт.

Волков Ф. Г. (1729-1763) — русский актер, театральный деятель, основатель первого постоянного публичного театра в России.

Врубель М. А. (1856-1910) — русский художник, представитель сим­волизма.

Геллий Авл (ок. 130 — ок. 180) — римский писатель, автор книги «Аттические ночи».

Генрих II (1519-1559) — французский король.

Геродиан (ок. 165 — ок. 250) — римский историк.

Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до. н. э.) — древнегреческий историк.

Гиляровский В. А. (1853-1935) — русский писатель, автор книги «Москва и москвичи».

Головин А. Я. (1863-1930) — театральный художник, живописец.

Гончарова Н. С. (1881-1962) — живописец, график, театральный художник.

Гоголь Н. В. (1809-1952) — русский писатель.

Гольбейн Ганс Младший (1497-1543) — немецкий живописец, график.

Горький Максим (1868-1936) — русский писатель.

Готье Теофиль (1811-1872) — французский поэт, писатель-ро­мантик.

Греч Н. И. (1787-1867) — русский историк литературы, прозаик.

Гутенберг Иоганн (ок. 1400-1468) — немецкий изобретатель типо­графского станка, первопечатник.

Демулен Камиль (1760-1794) — политический деятель эпохи Ве­ликой французской революции, журналист.

Джонсон Бен (1573-1673) — английский драматург.

Джонсон Сэмюэль (1709-1784) — английский писатель, критик, языковед.

Диккенс Чарльз (1812-1870) — английский писатель.

Диоген Лаэртский (1-я пол. III в.) — античный писатель, автор со­чинения «Жизнь, мнения и учения знаменитых философов».

Добиаш-Рождественская О. А. (1874-1939) — русский ученый-ме­диевист.

Добужинский М. В. (1875-1957) — график, театральный художник.

Домье Оноре (1808-1879) — французский график, карикатурист, живописец, литограф.

Дюма Александр, сын (1824-1895) — французский драматург, про­заик.

Дюрер Альбрехт (1471-1528) — немецкий художник, гравер, теоре­тик искусства.

Елизавета Петровна (1709-1761) — российская императрица.

Екатерина II Алексеевна (1729-1796) — российская императрица.

Зенефельд Алоиз (1771-1834) — изобретатель многокрасочной пе­чати-литографии.

Золя Эмиль (1840-1902) — французский писатель.

Карамзин Н. М. (1766-1826) — русский писатель, историк, журна­лист, издатель.

Карл I (1600-1649) — английский король, казненный в ходе Анг­лийской революции XVII века.

Колади Риенцо (1313-1351) — итальянский общественный деятель.

Краевский А. А. (1810-1889) — русский публицист, журналист, из­датель.

Кранах Лукас Старший (1472-1553) — немецкий художник, гравер.

Кромвель Оливер (1599-1658) — один из лидеров Английской ре­волюции XVII века.

Лакиер А. Б. (1824-1870) — исследователь российской геральдики, автор книги «Русская геральдика».

Ларионов М. Ф. (1881-1964) — русский живописец, график, сце­нограф.

Лассаль Фердинанд (1825-1864) — немецкий политический дея­тель, пропагандист социалистических идей.

Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) — французский этнограф, иссле­дователь первобытной культуры, психолог.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта