Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования
Скачать 2.8 Mb.
|
дискуссию «Проблема истины в философии». Сле- дует обратить внимание на то, что истина является конечной целью познания. Проанализировать, почему невозможно однозначное суж- дение о том, что есть истина. Следует рассмотреть различные кон- цепции истины, особо выделив диалектико-материалистическую кон- цепцию, согласно которой «истина есть свойство знания, представ- ленное нам в парадигме субъект-объект реляций». В этом понимании истина наделена рядом свойств: объективность, абсолютность, отно- сительность, конкретность, эвристичность. Особое внимание обрати- те на критерии истинности знания, выделив практику как главный критерий истины. Она выступает в роли связующего звена между объектом и субъектом познания. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое субъект и объект познания? 2. Назовите основные формы чувственного познания? 3. Каковы основные формы рационального познания? 4. В чем суть спора сенсуализма и рационализма? 5. Насколько основательны основные аргументы агностиков? 6. Существует ли абсолютная истина? 7. Что может выступать критерием истинного знания? 8. Каковы основные функции практики? 417 Семинар 13. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ Вопросы к семинару 1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание. Понятие на- учного факта. Эмпирические методы научного познания: наблюде- ние, измерение, эксперимент. 2. Методы теоретического познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический метод. Общелогические методы и приемы исследования. 3. Гипотеза. Понятие научной теории, функции теории. Спе- цифика познания социокультурных явлений. 4. Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Методические рекомендации При ответе на первый и второй вопросы дайте понятие науки как деятельности по производству знаний, как системы знаний, как арсенала методов и средств познания, как социального институ- та. Охарактеризуйте отличие обыденного и научного знания. Выявите особенности и основные характеристики научного знания. Дайте оп- ределение понятиям: системность, обоснованность, универсальность, предметность научных знаний. Проанализируйте особенности языка науки. Сравните науку, религию и миф. Представьте критерии демар- кации науки и не-науки, науки и псевдонауки. Сравните научное и вненаучное знание. Дайте понятие научного факта. Представьте эм- пирические методы научного познания: наблюдение, измерение, экс- перимент. Внимательно изучите базисные понятия методологии: факт, наблюдение, эксперимент, гипотеза, теория и др. В противном случае вся тема не будет понятной. Обратите внимание, в чем разли- чие между гипотезой и теорией. Обратите внимание на особенности теоретической методоло- гии. Сравните и проанализируйте методы теоретического познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический метод, общелогиче- ские методы и приемы исследования. Охарактеризуйте каждый метод рационалистической методологии и приведите примеры. При ответе на третий вопрос семинара необходимо дать четкие определения понятий: проблема, гипотеза и теория. Особое внимание уделить теории и ее функциям. Также необходимо описать 418 и проанализировать особенности теорий различных типов. Охаракте- ризуйте специфику познания социокультурных явлений. При рассмотрении этого вопроса провести анализ истории развития проблемы. Рассмотреть позиции К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина, особенно активно разра- батывавших проблему роста (развития, изменения) знания. Обратите особое внимание на тот факт, что в динамике научного знания осо- бую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследо- вательских стратегий, задаваемых основаниями науки, развитием (ростом) научного знания. Объясните связь между научными рево- люциями и сменой типов рациональности. Основная литература 1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.226-230. 2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.321-355. 3. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – С.289-297. Дополнительная литература 1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Рос- тов н/Д, 1999. Гл.V, VI-VII. 2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методоло- гия. – М., 1998. 3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. Статьи: «Метод», «Методология». «Философия», «Диалектика», «Ме- тафизика». 4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. – Гл.I. Темы вариативных заданий 1. Гипотетико-дедуктивный метод. (Бургин М.С., Кузне- цов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – М., 1994; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998). 2. Структура научных революций. (Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс. 1977; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998). 419 Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте специфику научного познания. 2. Чем наука отличается от философии? 3. Перечислите и раскройте основные приёмы общелогиче- ского познания. 4. В чём состоит специфика познания социокультурных яв- лений? 5. Что такое «научная парадигма»? Семинар 14. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Вопросы к семинару 1. Природа, сущность и смысл человеческого существования. Биологическое и социальное в человеке. 2. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 3. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивиду- альность» и «личность». Личность как социальный и этический фе- номен. Методические рекомендации В первом вопросе обратите внимание на разнообразие трактовок сущности человека. Антропология (от греч. «человек» и «учение») – это учение о происхождении и эволюции человека. Выпишите из философского словаря понятие философской антропологии как в узком смысле слова – учение о человеке с точки зрения самого бытия человека, направление в немецкой философии ХХ в., представленное М. Шелером, Х. Плеснером, А. Геленом, так и в широком, – как постижение всеобщего через человеческое бытие. Чем занимаются философы от Сократа до современности? Вопрос о природе человека решался по-разному на разных этапах философского развития, поэтому рассмотрите и сопоставьте эти трактовки человеческой природы. Во втором вопросе проанализируйте достоинства и недос- татки основных гипотез происхождения человека; в третьем вопро- се выпишите основные определения из философского словаря. Основная литература 1. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.332-374. 420 2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.113-134. 3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.285-302. 4. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – С.51-124. Дополнительная литература 1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987. 2. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – М.: Изида, 2004. 3. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: АСТ, АСТ-Москва, Хранитель, 2006. Темы вариативных заданий 1. Философия о смысле жизни человека. (Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990; Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992; Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. – 2006. – №7). 2. От человека к сверхчеловеку: возможно ли усовершенст- вование природы человека? (Гнатик Е.Н. Философские проблемы ев- геники: история и современность // Вопросы философии. – 2005. – №6; Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» // Вопросы философии. – 2006. – №5). Вопросы для самоконтроля 1. Как менялись представления о природе и сущности чело- века в различные исторические эпохи? 2. В чем специфика человеческого существования по сравне- нию с существованием животных? 3. Как в человеке соотносятся биологическое, социальное и духовное начала? 4. Что такое антропосоциогенез и какие факторы сыграли важнейшую роль в процессе трансформации животного стада в чело- веческое общество? 5. При каких условиях индивид становится личностью? 421 Семинар 15. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЩЕСТВО КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА Вопросы к семинару 1. Общество как саморазвивающаяся система. Основные структурные элементы общества. 2. Человек в системе социальных связей. 3. Человек и исторический процесс. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса обратите внимание на та- кие понятия, как общественное производство, способ производства, рассмотрите вопрос о том, что является базисом и надстройкой об- щества в натуралистических, идеалистических и материалистических концепциях; во втором вопросе проанализируйте соотношение необхо- димости, свободы и ответственности в деятельности личности; в третьем вопросе рассмотрите социальные роли личности в их взаимосвязи с историческим процессом. Основная литература 1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.475- 537. 2. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.287-331. 3. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.20-198. Дополнительная литература 1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С.356-380. 2. Ильин И.А. Путь к очевидности // Почему мы верим в Рос- сию. – М.: Эксмо, 2006. 3. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001. Темы вариативных заданий 1. Этнос и нация. Нация как субъект исторического развития. (Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоре- 422 чия и сходства // Полис. – 2000. – №1; Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов // Вопросы философии. – 2010. – №2). 2. Что такое открытое общество? (Киселев Г.С. Шанс на сво- боду (о перспективах открытого общества) // Вопросы философии. – 2004. – №9; Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. – М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992; Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. – М.: Магистр, 1997). Семинар 16. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ Вопросы к семинару 1. Культура как предмет философского анализа. Функции культуры. 2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 3. Восток – Запад – Россия: диалог культур. Методические рекомендации В первом вопросе заострите внимание на различных под- ходах в истолковании культуры, а именно: аксиологическом и дея- тельностном; во втором вопросе рассмотрите соотношение культуры и цивилизации и попробуйте проанализировать, в чем состоит законо- мерность движения культурно-исторического процесса; обратите внимание, что в философии истории в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилиза- ция рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития (связанный с появлением городов, письменности и т.д.), который наступает в жизни народа после эпохи дикости и варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация интерпрети- руется как ценность всех культур, тем самым подчеркивается их еди- ный общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае ци- вилизация рассматривается как «смерть культуры» (О. Шпенглер); рассмотрение третьего вопроса начните с сопоставления особенностей каждой культуры. 423 Основная литература 1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.204-226. 2. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. –С.86-96. Дополнительная литература 1. Гуревич П.С. Философия культуры: учебник для вузов. – М.: NOTA BENE, 2000. 2. Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аване- сова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. – М.: Наука, 1994. 3. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. Темы вариативных заданий 1. Концепция культурно-исторических типов. (Каменский З.А. Культурно-исторические типы или единство исторического процесса // Вопросы философии. – 1992. – №2). 2.Особенности культуры постмодерна. (Козловски П. Культу- ра постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. – М.: Республика, 1997; Ильин И.П. Постмодернизм: сло- варь терминов. – М.: ИНИОН РАН-INTRADA, 2001; Фишман Л. Постмо- дерн как возврат к Просвещению // Вопросы философии. – 2006. – №10). Вопросы для самоконтроля 1. Что такое культура? 2. Назовите основные подходы к пониманию сущности куль- туры. 3. В чём состоит ценностно-регулирующая функция культу- ры? 4. Соотнесите понятия «культура» и «цивилизация». 5. Назовите основные характеристики восточной, западной и русской культуры. 424 Семинар 17. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Вопросы к семинару 1. Информационное общество как этап развития современ- ной цивилизации. 2. Глобализация, ее предпосылки и социокультурные по- следствия. 3. Происхождение, сущность глобальных проблем современ- ности и пути их решения мировым сообществом. Методические рекомендации В первом вопросе выпишите определение понятия «ин- формационное общество», перечислите его основные характеристи- ки. Во втором вопросе заострите внимание на плюсах и мину- сах процесса глобализации; проанализируйте, что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? В третьем вопросе раскройте сущность глобальных про- блем, проследите время их возникновения и их решение. Обратите внимание, что глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с пози- тивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые по- лучили название «глобальных проблем современности»: экологичес- ких, демографических, политических и т.д. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Основная литература 1. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. –С.345-362. Дополнительная литература 1. Негодаев И.А. Информатизация культуры. – Ростов н/Д, 2003. 2. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. – М.: Проспект, 2005. 3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С.13-41. 425 4. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в со- временном мире / под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона. – М.: Аспект Пресс, 2004. 5. Кочетков В.В., Кочеткова Л.Н. К вопросу о генезисе по- стиндустриального общества // Вопросы философии. – 2010. – №2. 6. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М.: Ло- гос, 2001. 7. Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от инду- стриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопро- сы философии. – 2005. – №7. Темы вариативных заданий 1. Глобализация и американизация. Знак равенства? (Ино- земцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. – 2004. – №4; Кантор В.К. Глобализация? – Да! Но какая? // Вопросы философии. – 2006. – №3). 2. Специфика социальных проблем информационного (по- стиндустриального) общества. ( Иноземцев В.Л. Технологический процесс и социальная поляризация в XXI столетии // Полис. – 2000. – №6;Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» – тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. – 2002. – №5). Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные характеристики информационного об- щества? 2. Какую роль играет знание в информационном обществе? 3. Раскройте смысл понятий «глобализм» и «глобализация». 4. Перечислите основные глобальные проблемы современно- сти и возможные пути их решения. 426 Семинар – дискуссия на темы: 1. Информационное общество как этап развития современ- ной цивилизации. 2. Глобализация, ее предпосылки и социокультурные по- следствия. 3. Сущность и пути решения мировым сообществом глобаль- ных проблем современности. Приблизительный текст семинара - дискуссии – Студент А. – Данное сообщение посвящено рассмотрению информационного общества. Студент рассматривает время ста- новления и основные характеристики информационного общества. – Студент Б. – Просит разрешения вступить в дискуссию и задать выступающему уточняющий вопрос. – С начала занятия мы слышим о том, что информационное общество – это этап развития современной цивилизации. Но трудно понять, почему не во всех обществах эта стадия наступила. Что для этого нужно? – Студент А. – Благодарит за вопрос и пытается его прояс- нить. Итак, чтобы общество вступило в информационную стадию, должны быть в наличии определенные показатели. Какие именно? Наличие развитой индустриальной базы, научных знаний, it-техно- логий и, самое главное, определенный уровень развития человече- ского потенциала, около 50% которого должны работать в сферах, обслуживающих it- технологии. – Преподаватель спрашивает студента Б, ясен ли ему такой ответ. При согласии с ответом, он приглашает желающих продолжить далее обсуждение первого вопроса. – Студент В. – А теперь разберемся в характерных чертах информационного общества. Задача довольно сложная. В науке ве- дутся споры по этому вопросу, но все-таки можно выделить его са- мые главные характеристики: 1. Трансформация экономики от товаропроизводящей к об- служивающей. 2. Изменение в социальной структуре общества (классовое деление уступает место делению на основании профессии, квалифи- кации, качества знаний). 427 3. Центральное место теоретического и технологического знания в определении политики в обществе. 4. Формирование нового типа элиты – интеллектуальной. – Студент Г. – Выступает в качестве оппонента. – Послушать коллегу, так у него все получается логично. Знания – главный элемент развития общества. А вот как это увидеть в той или иной сфере общества, например в экономике. – Преподаватель обращается к студенту Б высказать свое мнение. Если тот затрудняется, то обращается к участникам семина- ра с таким же вопросом. Если никто не пожелал вступить в дискус- сию, то студент Г – оппонент – просит дать ему попробовать ответить на свой же вопрос и привести пример. – Студент Г. – «Знание – основа стоимости товара». Как я понимаю этот тезис: если взять любое изделие, то стоимость его бу- дет определять не столько сам материал, из которого он произведен, а те знания, разработки, которые в него заложены (например, тот же i-phone). – Преподаватель благодарит за хороший пример. – Студент Д. – Есть еще сообщение о том, как информацион- ные технологии меняют социальные процессы в обществе. Информа- ционные технологии делают доступной любую информацию, обуче- ние. Они делают общество более демократичным, так как помогают людям договориться в режиме on-line, самоорганизоваться, люди действуют более активно и социально. – Преподаватель. – Итак, мы уяснили что характерно для информационного общества. Уже не земля, не рабочая сила или ка- питал, а знания и информация становятся тем новым ресурсом от которого зависит власть и богатство. Может быть, кто-то желает продолжить дискуссию? Если желающих нет, то на этом обсуждение первого вопроса можно закончить. Переходим ко |