Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная литература

  • Вопросы для самоконтроля

  • Семинар 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Вопросы к семинару

  • Методические рекомендации

  • Темы вариативных заданий

  • Интерактивная форма проведения семинарского занятия – игровой спор

  • Семинар 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Вопросы к семинару

  • Семинар 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Вопросы к семинару

  • Методические рекомендации При подготовке к данному семинару в первом вопросе

  • Семинар 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Вопросы к семинару

  • Методические рекомендации При подготовке перового вопроса

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница29 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
    Увэй («недеяние») – в даосизме означает следование есте- ственным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не пол- ное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходи- мостью.
    Ци – буквально, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия»,
    «сила». В общем смысле ци – духовно-материальная энергия, жиз- ненная сила.
    Цзюнь-цзы – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире.
    Основная литература
    1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.75-95.
    2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. –
    С.274-275.
    Дополнительная литература
    1. Аблеев С.Р. История мировой философии. – М., 2005. –
    С.29-60.
    2. Мыслители древнего и средневекового Китая. – М., 2003.
    3. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: позна- ние запредельного. – СПб., 2005.
    4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. – С.43-50, 55-79.

    376
    Вопросы для самоконтроля
    1. Назовите основные различия западной и восточной фило- софии.
    2. Как понимается страдание в буддизме?
    3. Почему конфуцианство является не только философской, но и религиозной системой?
    4. Объясните понятие «дао».
    Семинар 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Вопросы к семинару
    1. Период становления античной философии. Учение о сущ- ности мира и его принципах в философии досократиков.
    2. Софисты и Сократ о человеке и его мире.
    3. Идеализм Платона.
    4. Философское учение Аристотеля.
    5. Эллинистическо-римский период философии.
    Методические рекомендации
    Используя рекомендуемую литературу, в первом вопросе об- ратите внимание на то, что античность (от лат. antiquus – древний) – эпоха классической греко-римской древности. Она оказала опреде- ляющее влияние на развитие всей последующей философии. Перио- дизация данной эпохи достаточно условна, но можно принять сле- дующую: 1) досократовская натурфилософия (6-5 вв. до н.э.);
    2) классическая философия (4 в. до н.э.); 3) философия эллинисти- ческой эпохи (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.).
    Важнейший принцип досократовской философии – космоцен- тризм. Обратите внимание на то, что мир для досократиков – это упорядоченный Космос, порожденный неким первоначалом; человек в нем выступает мерой всех вещей, который способен познать миро- порядок Космоса. Выясните, каким образом в данную эпоху решалась проблема первоначала. Попробуйте, используя предложенную лите- ратуру, ответить на вопрос, в чем состоял так называемый переход
    «от мифа к логосу».
    При подготовке второго вопроса заострите внимание на тези- се Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что

    377 они существуют, и несуществующих, что они не существуют», объяс- ните, что имел в виду мыслитель. Обратите внимание на понятие майевтики у Сократа, попробуйте проанализировать, почему Сократа называют основателем этического рационализма? Почему этический рационализм считается наивным рационализмом?
    В третьем вопросе схематично изобразите основные характе- ристики платоновского мира идей и мира вещей. Обоснуйте, почему учение Платона об идеях носит название объективного идеализма.
    В четвертом вопросе выпишите основные понятия филосо- фии Аристотеля. Обратите внимание на то, что Аристотель, подверг- ший сомнению истинность платоновского учения об идеях, создает энциклопедическую научную систему, в которой философия занимает центральное место как учение о природе вещей (метафизика и физи- ка), познании (аналитика, логика) и нравственных ценностях (этика).
    При изучении пятого вопроса рассмотрите философские шко- лы эллинистическо-римского периода: стоики, скептики, эпикурейцы.
    Обратите внимание на этическую проблематику. Посмотрите, как по- менялся предмет философии в данный период.
    Основная литература
    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник МГУ им.
    М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. –
    588 с. – Разд. 1. – С.90-109.
    2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.22-79.
    Дополнительная литература
    1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т.1. Античность. – СПб., 1994.
    2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
    3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С.80-100.
    Вопросы для самоконтроля
    1. С постановки какой проблемы начинается история антич- ной философии?
    2. Почему первый этап античной философии называют на- турфилософским?
    3. В чем принципиальная разница между философскими по- зициями Сократа и софистов?

    378 4. В чем сущность идеализма Платона?
    5. Как Аристотель характеризовал бытие индивидуальных вещей?
    6. Какие проблемы выдвинулись на первый план в эллини- стическо-римский период античной философии?
    Темы вариативных заданий
    1. Символически-мифологические черты в досократовской
    философии. (Драч Г.В. Рождение античной философии и антрополо- гическая проблематика. – М., 2003; Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993. – С.100-121).
    2. Учение Платона об идеальном государстве. (Лосев А.Ф.
    Платон. Аристотель. – М., 1993; Платон. Государство // Собрание со- чинений в 4 т. Т.3. – М., 1993).
    3. Стоический идеал мудреца. (Беседы Эпиктета. – М., 1997;
    Сенека Л.А. Философские трактаты. – СПб., 2001).
    Интерактивная форма проведения
    семинарского занятия – игровой спор
    Семинарское занятие по теме можно провести в интерактив- ной форме, предполагающей активное включение студентов в игро- вой спор с условным названием «Защищайся». Это своего рода дис- куссия, известная как «судебное заседание», когда обсуждение про- блемы имитирует судебное разбирательство. Между студентами рас- пределяются роли: адвокат, прокурор, судья, ответчик, истец, свиде- тели. К примеру, в «судебном процессе» над софистами студент, ко- торому досталась роль ответчика, защищает позицию Протагора,
    «истец» предъявляет ему обвинения с точки зрения Сократа. Время, необходимое для подготовки игры, – две недели. Продолжительность игры 45 минут при весьма интенсивном участии всех студентов. При подведении итогов отмечаются лучшие аргументы с обеих сторон.
    Важно следить за тем, чтобы в ходе игры не нарушались правила ведения спора. Перед занятием целесообразно специально их сфор- мулировать и выписать на доске или оформить на плакатном листе.
    Среди правил ведения спора стоит отметить такие: «Я критикую идеи, а не людей», «Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению». Основное требование к ин-

    379 терактивной игре – она должна повышать или воспитывать само- оценку студента, но не формировать низкую или надуманную само- оценку.
    Семинар 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
    И ВОЗРОЖДЕНИЯ
    Вопросы к семинару
    1. Религиозный характер философии Средних веков.
    2. Патристика. Учение Августина Аврелия.
    3. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
    4. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософия Возрожде- ния.
    Методические рекомендации
    При подготовке к данному семинару в первом вопросе обра- тите внимание на то, что Средневековье (V-XV вв. н.э.) – период ме- жду Античностью и ее «Возрождением» (XIV-XVI вв.). Важнейший принцип западноевропейской философии этого периода – теоцен- тризм. Подумайте, почему в данную эпоху философия объявляется служанкой богословия. Воспользуйтесь философским словарем и вы- пишите следующие термины: теоцентризм, креационизм, монотеизм, провиденциализм.
    Во втором и третьем вопросах обратите внимание на то, что средневековая христианская философия весьма условно делится на апологетику, патристику и схоластику. Апологетика – это защита бо- жественного происхождения Священного Писания и истинности хри- стианского вероучения. Патристика (от лат. pater – отец) – учение
    «Отцов Церкви». Проанализируйте важнейшие проблемы патристики: совершенная природа Бога, проблема оправдания Бога за сущест- вующее в мире зло (теодицея), отношения человеческой души и те- ла, проблема греха, проблема предопределенности судьбы и спасе- ния человека. Важнейшие проблемы схоластики: схоластика (от лат. schola – школа). Это проблемы соотношения сущности и существова- ния, веры и разума, философии и теологии. Обратите внимание на решение проблемы универсалий: что существует раньше – универса- лия (общее понятие) или единичная конкретная вещь? Обратите

    380 внимание на то, что в ответе на этот вопрос выработаны противопо- ложные позиции: реализм и номинализм.
    При подготовке четвертого вопроса необходимо учитывать социально-исторические предпосылки возникновения философии
    Возрождения. Обратите внимание на то, что теоцентризм средневе- ковой философии был преодолен в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.).
    Возрождение – это эпоха становления индивидуальности – титаниче- ской личности, стремящейся стать богом. Воспользуйтесь философ- ским словарем и выпишите такие понятия, как антропоцентризм, гу- манизм, пантеизм.
    Основная литература
    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / МГУ им.
    М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. –
    588 с. – Разд.1. С.110-122.
    2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. –
    С.80-100.
    Дополнительная литература
    1. Августин Аврелий. Исповедь. – М.: АСТ, 2006.
    2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. – СПб., 1994.
    3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
    4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С.100-116.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Охарактеризуйте роль и место религии в средневековой философии (приведите примеры).
    2. Назовите этапы развития средневековой философской мысли.
    3. Что такое «патристика»?
    4. Раскройте сущность схоластического метода.
    5. В чём состоял антропоцентризм и пантеизм эпохи Возрож- дения?
    6. Соотнесите понятие «натурфилософия» с учением Н. Ку- занского.

    381
    Темы вариативных заданий
    1. Проблема взаимоотношения веры и разума. (Жильсон Э.
    Философия в средние века. – М., 2010; Коплстон Ф. История филосо- фии. Средние века. – М., 2010; Соколов В.В. Средневековая филосо- фия. – М., 2003).
    2. Учение Николая Кузанского. (Коплстон Ф. История фило- софии. Средние века. – М., 2010. – С.379-391; Соколов В.В. Европей- ская философия XV-XVII веков. 2-е изд. – М., 1996. – С.35-55).
    Интерактивная форма проведения
    семинарского занятия – игровой спор
    На семинаре по теме можно также использовать интерактив- ный игровой метод под условным названием «Я имею слово!». Цель метода – развитие умения выступать, быстро мыслить, конспективно набрасывать свое выступление по предложенной теме, анализиро- вать и оценивать выступления. Метод рассчитан не на весь семинар, а применяется игровыми вкраплениями. Студентам предоставляется информация – тема выступления и критерии его оценки (их можно заранее выписать на доске). Дается время на подготовку (7-10 ми- нут). Каждый студент занимается своим выступлением индивидуаль- но и каждый может быть спрошен. Затем слово даётся трем-четырем студентам всего на 2-3 минуты. После каждого выступления осталь- ные студенты оценивают сообщение выступающего по заранее ого- воренным критериям. Каждый студент высказывает свое мнение и распределяет места. Для игры могут быть предложены такие вопро- сы: «Как вы считаете, в чём родственность, близость и в чём разли- чие философии и религии?», «Что привлекает меня в философии
    Джордано Бруно?».
    Параллельно с этим для накопления оценок могут быть даны индивидуальные письменные задания тем студентам, которые за- трудняются формулировать вслух свои мысли. Задания также рассчи- таны на творческие, а не репродуктивные ответы. Например, «Пожа- луйста, попробуйте определить, чем отличается решение проблемы универсалий номиналистами от ее решения реалистами»; «Пожалуй- ста, определите основную разницу между философией патристики и схоластической философией».

    382
    Семинар 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    Вопросы к семинару
    1. Общая характеристика философского мировоззрения Ново- го времени.
    2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.
    3. Рационализм Р. Декарта.
    Методические рекомендации
    При подготовке к данному семинару в первом вопросе про- следите общие изменения в культуре Европы, достижения в области научных открытий и технических изобретений. Обратите внимание на то, что философия Нового времени во многом определила те способы взаимодействия с миром и его осмысления, которые мы используем сегодня. Новое время – время новых представлений о мире и месте в нем человека, связанных с великими географическими открытиями, развитием техники. Философия Нового времени – это философия нового буржуазного общества, в котором особую роль играет преоб- разовательная способность человека. В данный период актуализиру- ется гносеологическая проблематика, так как чтобы преобразовы- вать, надо знать, как это делать. Философы занимаются поиском но- вого метода исследования природы.
    Во втором вопросе обратите внимание на то, что Ф. Бэкон предлагает эмпирический, т.е. основанный на опыте и эксперименте, индуктивный (от множества частных наблюдений к обобщающим вы- водам) метод познания. Бэкон является представителем новоевро- пейского эмпиризма. Проанализируйте понятие индукции в филосо- фии Бэкона. Как вы понимаете смысл размышлений Бэкона о том, что правильная индукция – это путь пчелы, которая собирает нектар фактов и преобразует его в мёд истины, а не путь муравья, который неспособен к преобразованию множества исходного материала, или паука, делающего умозрительные выводы, не опираясь на опыт. Не- правильная индукция связана с тем, что наш разум тоже подвержен иллюзиям – «идолам» (ложным представлениям о мире), которые можно сравнить с неровностями на ровном зеркале разума, отра- жающего мир.
    В третьем вопросе проанализируйте, что означает положе- ние Декарта: «сogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я сущест-

    383 вую»). Проанализируйте смысл «радикального сомнения», предла- гаемого Декартом. Декарт является представителем новоевропейско- го рационализма. Выпишите из философского словаря понятия эмпи- ризм, сенсуализм, рационализм.
    Основная литература
    1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.117-139.
    2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. –
    С.101-133.
    3. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. –
    С.143-145.
    Дополнительная литература
    1. Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения – СПб.:
    Наука, 2006. – С.93-131.
    2. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в 2 т. – Т.1. – М., 1978. –
    С.60-81, 303-311.
    3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.3. Новое время. – СПб., 1996.
    4. Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы? //
    Вопросы философии. – 2007. – №4. – С.158-170.
    5. Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М.: Юрайт-
    Издат, 2004. – С.292-330.
    6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С.187-212, 222-257,
    271-281, 394-396.
    Темы вариативных заданий
    1. Социальные теории XVII века (Дж. Локк, Т. Гоббс). (Соко- лов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: учебник для вузов. –
    М.: Высш. шк., 2003; Соколов В.В. Историческое введение в филосо- фию. – М., 2004).
    2. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей,
    И. Ньютон. (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.).
    Формирование научных программ Нового времени. – М.: Наука, 1980;
    Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философ- ских концепций на развитие научных теорий. – М., 2003).

    384
    3. Гносеологическая концепция Б. Спинозы. (Соколов В.В.
    Европейская философия в XV-XVII вв. – М., 1996; Нарский И.С. За- падноевропейская философия XVII в. – М., 1974).
    4. Теория познания Дж. Локка. (Соколов В.В. Европейская философия в XV-XVII вв. – М., 1996).
    Вопросы для самоконтроля
    1. Почему философия Нового времени является антропоцен- тричной?
    2. Какие философские проблемы рассматривались в новоев- ропейской философии?
    3. Раскройте смысл понятия «рационализм».
    4. Перечислите основные правила познания Р. Декарта.
    5. Что такое «идолы» в философии Ф. Бэкона?
    Семинар 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Вопросы к семинару
    1. Национальный характер русской философской мысли.
    2. Философия всеединства В.С. Соловьева: онтология и гно- сеология.
    3. Философия Н.А. Бердяева.
    4. Философское учение И. Ильина.
    Методические рекомендации
    При подготовке перового вопроса обратите внимание на специфичный характер русской философии. Русская философия в основных моментах повторяет этапы развития мировой философии.
    Очертите круг основных вопросов, которые решаются представите- лями русской философской мысли; во втором вопросе выпишите основные понятия философии
    В. Соловьева; обратите внимание на то, что Соловьев не отрывает
    Бога от мира, а пантеистически растворяет Его в мире. Бога он пони- мает как «космический разум», или «особую организующую силу, действующую в мире». Другое важное понятие философии Со-

    385 ловьева – «София» – символ вечной божественной идеи и мудрости.
    София – «душа мира», она объединяет Бога, природу и человека; в третьем вопросе проанализируйте основные идеи фило- софии Н.А. Бердяева, внимательно ознакомьтесь с тем, как характе- ризует мыслитель особенности русской души; для Бердяева харак- терна онтологизация свободы. Попробуйте проанализировать, какое место занимает понятие творчества в философии Бердяева. в
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта