Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница27 из 33
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33
    Тема 17. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
    ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    1.
    Информационное общество как этап развития современ- ной цивилизации
    2.
    Глобализация, ее предпосылки и социокультурные по- следствия
    3.
    Место России в мировом сообществе
    1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ
    СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
    В современной философии и социологической литературе об- суждается вопрос о будущем общества, его перспективах. По- разному называется то общество, к которому движется все человече- ство: «посткапиталистическое», «компьютерное», «постиндустриаль- ное», «программируемое» и т.д.

    355
    Термин «постиндустриальное общество» применил в 1958 г.
    Д. Рисман, однако он соотносил его с обществом «досуга». Одним из основателей и главных разработчиков концепции «постиндустриаль- ного» общества считается американский социолог профессор
    Д. Белл. Он вложил в термин другое содержание и тщательно на протяжении многих лет разрабатывал эту концепцию. Он подчерки- вал, что концепция, скорее, инструмент теоретического анализа, чем обозначение реально существующего строя. В работе «Пришествие постиндустриального общества» Белл исходит из того, что цивилиза- ция проходит три периода: 1) доиндустриальное общество: оно бази- руется на сельском хозяйстве, извлечении полезных ископаемых, рыболовстве и привлечении подобных природных ресурсов; оно яв- ляется в основном добывающим; 2) индустриальное общество носит прежде всего производящий характер: оно использует энергию и ма- шинную технологию для изготовления товаров; 3) постиндустриаль- ное общество является обрабатывающим: здесь обмен информацией и знаниями («обработка данных») происходит в основном при помо- щи телекоммуникаций и компьютеров. Критерии их разграничения лежат в сфере отношений человека с природой, машинами и людьми.
    По Беллу, первое общество есть «взаимодействие человека с приро- дой», второе – «взаимодействие человека с преобразованной приро- дой», или машиной, третье – «взаимодействие человека с челове- ком», или «игры между людьми». Ни одно из перечисленных обществ не ликвидирует другое: постиндустриальное включает в себя элемен- ты структуры, процессы, характерные для индустриального общества, а индустриальное не уничтожает того, что было завоевано на доин- дустриальном этапе общества.
    Но какие же черты характерны для современных обществ, уже вступивших в постиндустриальную эру?
    Д. Белл считал, что в настоящее время определилось 11 черт нового общества. Он особо выделил пять компонентов: 1) в экономи- ческой сфере – переход от производства товаров к расширению сфе- ры услуг; 2) в структуре занятости – доминирование профессиональ- ного и технического класса; 3) осевой принцип общества – централь- ное место теоретических знаний как источник нововведений и фор- мулирования политики; 4) будущая ориентация – особая роль техно- логии и технологических оценок; 5) принятие решений: создание новой «интеллектуальной технологии».

    356
    В числе базисных Белл называет возрастающую роль науки и экспансии производства услуг и информации. «Производство услуг» имело место и в доиндустриальном, и индустриальном обществах. В индустриальном обществе сфера услуг включает бытовые услуги
    (косметические кабинеты, ресторанный и т.д.), а также транспорт и финансы, которые играли вспомогательную роль в производстве то- варов. В постиндустриальном обществе появляются новые виды ус- луг, прежде всего в гуманитарной области, главным образом в здра- воохранении, образовании, социальном обслуживании, а также услу- ги профессионалов и технических специалистов (например, проведе- ние исследований и оценки, работа с компьютерами, осуществление системного анализа); сюда он относит торговлю, индустрию отдыха, сферу государственного управления, страхование и т.п. Отмечается, что услуги вовлекают все большую часть работающих с одновремен- ным сохранением числа работающих в промышленности и сельском хозяйстве.
    Концепция информационного общества (Св. Масуда, Д. Мар- тин, Г. Молитер и др.) занимает видное место в современной науке.
    Она сменила концепцию индустриального и постиндустриального общества и основана на предпосылках о том, что информация, ин- формационные технологии и телекоммуникационные технологии ока- зывают решающее влияние на развитие как мировых сообществ, так и отдельных стран. Информационное общество можно рассматривать как эволюционное продолжение индустриального общества, в кото- ром наиболее быстрыми темпами растут секторы, связанные с созда- нием и потреблением информации.
    В конце ХХ века социальная значимость информации резко возросла в силу ряда причин. Увеличились информационные потреб- ности людей, и информация превратилась в массовый продукт. Воз- никает информационный рынок, платным товаром в которой высту- пает информация. Информационные преимущества становятся важ- ной социальной силой, обладающие информацией – обладают вла- стью.
    Информационное общество в национальной информационной инфраструктуре определяется следующим образом: учебные заведе- ния и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне зависимости от географических условий, расстояния, ресурсов и тру- доспособности; огромный потенциал искусства, литературы и науки становится доступен не только в библиотеках и музеях; медицинские

    357 и социальные услуги становятся доступными в интерактивном режи- ме; создается возможность полноценно работать через электронные магистрали; небольшие фирмы могут получать заказы со всего мира электронным образом; каждый может смотреть последние фильмы, обращаться в банк, магазин из своего дома, получать государствен- ную информацию прямо или через местные библиотеки, легко всту- пать в контакты с государственными служащими; государственные, деловые структуры могут обмениваться информацией электронным путем, снижая объем бумажного документооборота и улучшая каче- ство услуг.
    Столь радикальное изменение информационного профиля современного общества имеет далеко идущие социальные и этиче- ские последствия. Если в индустриальном обществе «правом» на ин- формацию обладали преимущественно институты, то в постиндуст- риальном обществе активными субъектами информационного обмена становятся индивиды. Средства массовой информации, которые в течение столетия проделали эволюцию от роли носителя информа- ции до значения «четвертой ветви власти», являются хорошей де- монстрацией ценности независимой информации в современном об- ществе. Участие граждан в информационной жизни является важ- нейшим показателем современного гражданского общества. Если граждане традиционно были лишь реципиентами информации, то в информационную эпоху они становятся и ее производителями: «об- щество экспертов» обозначает социальное качество, когда уникаль- ную ценность носителей специализированной информации приобре- тает значительная часть общества. Обладание информацией и спе- циальной компетенцией становится ценнейшим трудовым ресурсом, который не мог быть востребован в индустриальную эпоху «синих воротничков». Из этого вытекает, что доступность информации, а также ее достоверность, глубина и качество являются этическими нормами общественной жизни. Ограничение информации, исходя из стратегических мотивов, неразвитость информационной структуры, информационное неравенство характеризуют этически ущербное об- щество, поскольку не удовлетворяют одному из основных требований
    – требованию равенства возможностей участников коммуникации.
    Информационным обществом не может называться общество, в котором доступ к информации имеют только элиты.

    358
    Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общест- ва. Каждая страна разрабатывает концепцию вхождения в информа- ционное общество, исходя из собственных конкретных условий: раз- витости телекоммуникационной структуры, индустрии программного обеспечения, законодательной базы и т.п. В этом отношении Россия находится в начале пути, так как создание технологической базы ин- формационного общества затягивается. Это и понятно, поскольку информационное общество – следующая ступень развития, на кото- рую нельзя «запрыгнуть», не пройдя предыдущих: индустриального и постиндустриального обществ. Ростки информационного общества проявляются во всех странах в виде основ информационной и теле- коммуникационной инфраструктуры, но без серьезных преобразова- ний в социальной сфере и экономической жизни они так ростками и останутся.
    2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
    Под влиянием информационных технологий на современном этапе формируется общество, которое наряду с информационным обозначают как глобализирующееся общество. Сегодня ускоренными темпами идет образование глобальных структур: экономических, по- литических, социальных, культурных. Ни одна страна на нашей пла- нете не может считать себя «самодостаточным островом». В полити- ческой сфере появилась устойчивая тенденция к формированию ин- теграционных структур, выполняющих важные международные функции. К ним относятся военно-политические блоки, ООН,
    ЮНЕСКО, Европейский парламент, Интерпол, ОБСЕ и др. В экономи- ческой области действуют транснациональные корпорации (ТНК),
    Международный валютный фонд, ОПЕК и многие другие.
    Все эти международные или региональные организации дав- но перешагнули границы национальных государств, которые уже не в силах контролировать их деятельность. В сфере культуры тоже раз- виваются мощные интегральные процессы. Современные средства связи способствуют сближению культур, формированию единого сти- ля жизни, а также формированию планетарного гуманистического сознания. В то же время необходимо подчеркнуть, что глобализация не имеет ничего общего с обезличиванием, с унификацией. Глобали-

    359 зация – это то, что принадлежит всем и не требует ни от кого отказа от культурного индивидуального своеобразия. Однако глобальное перестает быть только локальным, частным и автономным и стано- вится общим достоянием. В этом состоит сущность глобализации как процесса, который способен сделать человеческие отношения и весь мир гуманными. Одной из форм проявления планетарного сознания является деятельность таких международных организаций, как эко- логические, пацифистские, Международная организация труда
    (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.
    Существует широкое и узкое толкование понятий глобализа- ции: от обозначения особой стадии всемирно-исторического процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Большинство авторов применяют понятие глобализации как обозначения всеобще- го, всемирного, взятого в целом. К глобальным относятся явления, тенденции, факторы, которые становятся общезначимыми для миро- вого сообщества, затрагивают интересы всех народов и граждан.
    Глобализация есть процесс становления единого взаимосвя- занного мира, слияние национальных экономик в общемировую сис- тему. Принципиальное значение имеет тот факт, что к новой системе открытого, глобализирующегося мира различные народы и государ- ства подошли неодинаково подготовленными: имеются значительные отличия в экономическом, военно-стратегическом и информационном потенциале, что грозит новыми потрясениями и конфликтами.
    В настоящее время не каждая страна может считать себя ча- стью глобальной системы, но практически все государства и народы находятся под давлением процесса глобализации. Выбор большинст- ва правительств ограничен тем, что в мире существует одна сверх- держава и доминирует глобальная триада: Северная Америка, ЕС и
    Восточно-Западная Азия. Здесь находятся главные производительные силы и транснациональные корпорации.
    Понимание сущности глобализации начинается с возникнове- ния проблем, которые ни одна страна или народ не могут решить самостоятельно. От успешного решения глобальных проблем зависит выживание цивилизации на Земле и сокращается риск ее самоунич- тожения. Понятие глобальных проблем современности получило рас- пространение в 70-е г. ХХ века.
    В эти годы прозвучали первые доклады Римского клуба – не- формальной неправительственной организации, объединившей уче- ных-математиков, социологов, экономистов, менеджеров – предста-

    360 вителей различных стран. Участники Римского клуба указывали на угрозы, стоящие перед человечеством, при условии сохранения со- временных тенденций развития общества. Наибольшее значение имеют проблемы, связанные с энергетическим, демографическим и экологическим балансом, а также с состоянием образования и куль- туры.
    К глобальной проблеме относится также гонка вооружений, которая трансформировалась в противостояние Бедного Юга и Бога- того Севера. В число глобальных проблем входят проблемы преступ- ности, высокая детская смертность, мировые эпидемии, проблемы освоения Космоса.
    Нужно помнить, что идея глобализации в своем первона- чальном варианте в истории человеческой мысли предстает как идея целостности, единства мира, единства космоса. Эта идея, интеграции, сближения наций и народов, имеет свою историю и свои периоды развития.
    Первые признаки глобализации появились с развитием тех- ники и капиталистических отношений. Происходит интернационали- зация финансового капитала, экономическая экспансия развитых стран Запада в слаборазвитые страны. Можно вспомнить также соз- дание валютных союзов в Европе и Америке, деятельность Социали- стического рабочего Интернационала, женских и других организаций, имевших всемирный, а не локальный характер.
    В 50-60-е гг. ХХ в. в контексте противостояния двух сверх- держав: Советского Союза и США как лидеров двух противополож- ных миров – возникает теория зависимости, разработанная в Латин- ской Америке. Она объясняла феномен зависимости ряда стран от- сутствием собственного производства, своих передовых технологий.
    Зависимый капитализм должен был включиться в систему мирового капитализма, чтобы накопить интеллектуальные, управленческие, технологические предпосылки и выжить. Сегодня многие страны Ази- атско-Тихоокеанского региона: Южная Корея, Тайвань, Сингапур,
    Гонконг – развиваются как раз в этом направлении.
    В 60-80-е гг. глобальная интеграция виделась в сближении двух социальных систем: капитализма и социализма с их последую- щим синтезом в некотором «смешанном обществе», сочетающем по- ложительные черты и свойства каждого из них. Разработчиками этой теории были Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Ж. Фурастье и др. Так, одни исследователи ограничивали процесс сближения экономической сфе-

    361 рой (Р. Арон, Д. Белл), другие отмечали, что обе социальные системы усваивают не столько положительные, сколько отрицательные свой- ства друг друга, что может привести к кризису современной индуст- риальной цивилизации в целом (Г. Маркузе, Ю. Хабермас).
    В 90-е годы проблема глобализации приобрела небывалую практическую остроту. Каковы признаки глобализации? Каким будет глобальный мир ХХI века?
    Образ современного, глобального мира определяется рядом сложившихся условий: вступлением западных стран в период по- стиндустриализации; снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся как поставщиков сырья благодаря внедре- нию новых технологий, в несколько раз снимающих потребность в сырье; крахом Советского Союза и блока социалистических стран.
    Технологическая революция, свершившаяся в странах индустриаль- ного мира, обеспечила невиданный социальный прогресс и сформи- ровала новый тип взаимодействия между странами. Этот новый тип взаимодействия оценивается некоторыми исследователями, напри- мер М.Г. Делягиным, как разрушительный для отстающих государств и успешным, выгодным для вырвавшихся вперед.
    Деление на прежние миры: «первый», «второй», «третий»
    (или третьи страны) устарело. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный тремя основными центра- ми: США, Европейские страны, Япония, объединяющими меньшую часть человечества. Это самые сильные и могущественные государ- ства. У них передовые и сложные технологии, средства производства, самые качественные товары и больше всех капиталов.
    Государства полупериферии и периферии составляют боль- шую часть человечества. Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией – это развитые индустриальные страны, которые так же, как и постиндустриальные, экспортируют свои товары, но у них нет богатства, власти и влияния, как у постин- дустриальных. Большинство технологических достижений, которыми вооружена национальная промышленность этих стран, заимствованы у высокоиндустриальных стран – стран ядра. В полупериферию вхо- дят интенсивно развивающиеся страны с динамичной экономикой и политикой: Бразилия, Чили, Мексика, Китай и др.
    Станы периферии – самые бедные и отсталые государства
    Африки и Латинской Америки, являющиеся поставщиками сырья, ко- торое у них не перерабатывается, а экспортируется. Благополучие

    362 этих стран зависит от экспорта сырья, а технологии и капитал посту- пают от западных инвесторов. Демографические процессы характе- ризуются высоким уровнем рождаемости и высокой детской смертно- стью. Отсутствие широкого слоя среднего класса, высокий уровень социально-классового расслоения, огромная диспропорция между богатыми и бедными создают социальное напряжение в обществе порождают конфликты, мятежи и насилие.
    Иерархичность мировой системы сохраняется, несмотря на ускоряющуюся динамику мирового развития в целом. Положение страны в мировой системе определяется не политическими или идео- логическими принципами, а уровнем технологического, хозяйствен- ного развития. Сегодня большинство государств, ранее не входящих в «первый мир», полагают за счастье быть его резервом, понимая невозможность динамичного развития вне постиндустриальной пер- спективы.
    Итак, на глобальном уровне общество превращается в миро- вую систему, которую еще называют мировым сообществом. Это ми- ровое сообщество сравнивают с глобальной коммуникационной сис- темой. Поэтому некоторые ученые считают, что для описания этой новой ситуации подходит образ обществ – сетей, где происходит не- прерывный обмен информацией. Благодаря наличию глобальных коммуникационных сетей общества не изолированы от остальных, а включены в мировую систему. Однако современное глобальное про- странство содержит в себе глубинные, еще не проявленные противо- речия и опасности.
    Во-первых, новые информационные технологии позволяют влиять на сознание человека, формировать по требованию заказчика необходимое состояние сознания. Причем современные технологии формирования сознания настолько упрощены, что стали практически общедоступны, например, предвыборные технологии, реклама на телевидении. В сфере бизнеса эти технологии в отличие от традици- онного маркетинга приспосабливают не товар к предпочтениям лю- дей, а наоборот, людей к товарам.
    Обществоведы пишут об опасности превращения людей в марионеток, в зомби, которыми может манипулировать разработчик программы (если, скажем, вы подключены к сетевому компьютеру).
    Именно разработчик и владельцы новых технологических принципов являются наиболее влиятельными субъектами мировой экономики, контролируют рынки сбыта.

    363
    Во-вторых, происходит отрыв стран-лидеров производства высоких технологий от тех стран, которые только пользуются этими технологиями, что увеличивает зависимость этих стран от стран- лидеров.
    В-третьих, национальные государства столкнулись с тем, что их жизненное пространство оказалось подчиненным влиянию надна- циональных структур, которыми являются транснациональные корпо- рации.
    Влияние этих наднациональных монополий на человеческое сообщество оценивается учеными неоднозначно. Одни пишут о по- ложительном, оздоравливающем воздействии ТНК на развитие эко- номики «догоняющих» государств, о передаче им новых технологий, об открывающейся возможности создания рабочих мест. Другие го- ворят о разрушительном воздействии ТНК на экономику и культуру периферийных и полупериферийных стран, о переносе вредных про- изводств из своих государств на экономические окраины мировой системы.
    Технологические принципы, разрабатываемые постиндустри- альными державами, реализуются в конкретные практические техно- логии транснациональными корпорациями и их филиалами. Таким образом, ТНК становятся важнейшим фактором общественного раз- вития. Они по-своему переделывают мир, ощутимо влияют на нацио- нальное развитие стран, в которых присутствуют.
    Противоречия, возникающие в результате глобализации со- держат также попытку анализа. Целесообразно выделить следующие основные группы противоречий.
    Первую группу составляют противоречия между постиндуст- риальными странами и остальными регионами мировой системы. Раз- рыв, разделяющий их, огромен. Увеличивающийся разрыв способст- вует нарастанию противостояния.
    Для большинства стран результатом эры постиндустриализа- ции стало обостренное понимание недостижимости западных стан- дартов и западного уровня потребления. Усиливающееся чувство ущемленности способно вызвать взрыв ненависти. Огромные мигра- ционные потоки, с которыми уже не в состоянии справиться ведущие державы, тоже актуализируют эту проблему. К тому же быстрые тем- пы развития стран азиатского региона и их возможная консолидация могут создать новые мировые центры, противостоящие Западу. Вот

    364 почему так необходимы сегодня международные системы регулиро- вания, способные умерить влияние ТНК, их глобальный монополизм.
    Способны ли развивающиеся страны бросить вывоз западно- му миру? Хотя многие исследователи отвечают, что нет, думается, ответ на этот вопрос не может быть столь однозначным.
    Вторая группа – противоречия между полупериферией и пе- риферией. Конкуренция между ними за место в технологической пи- рамиде, за власть, за рынки сбыта будет только нарастать.
    Третья группа – противоречия внутри постиндстриального мира, о возможности существования которых даже не подозревали всего несколько десятилетий назад. Это и противоречия между стра- нами «Большой семерки», и противоречия внутри самого постиндуст- риального общества, которое не смогло, несмотря на все экономиче- ские и технологические достижения, решить многие насущные про- блемы. Одна из них состоит в том, что внутри постиндустриального
    (информационного) общества происходит обособление групп людей, работающих с информационными технологиями, эти обособленные группы образуют «внутреннее информационное общество», находя- щееся в изоляции. Они имеют лучшие условия работы, жизни, поль- зуются востребованностью и признанием. Не все население даже в развитых странах может поспеть за скоростью технологического про- гресса. Поэтому на одном полюсе этого общества скапливается твор- ческая активность части людей, имеющих власть над информацион- ным пространством, а на другом – та часть, которая не смогла перей- ти в информационный сектор.
    В целом все названные группы противоречий так или иначе обусловлены переходом от экстенсивного освоения мира к интенсив- ному, когда возможности решения проблемы с помощью расширения территорий и вовлечения ресурсов производства оказываются все более исчерпанными. Тип хозяйствования, называемый капитализ- мом, с его идеей демократии, государственной системой, научно- техническим прогрессом, идеологией привел к очевидному тупику прогресса. Современное западное общество во главу угла ставит экономический рост, технологическое развитие, формирование об- щества потребления и ориентацию на получение удовольствия, соз- давая все новые и новые искусственные потребности.
    Однако существуют мнения многих последователей, что зем- ля не сможет выдержать увеличения промышленной и инфраструк- турной нагрузки, которая потребуется, если поставить задачу под-

    365 нять уровень жизни большинства людей хотя бы к нижним стандар- там постиндустриального общества. Здесь мы еще раз сталкиваемся с тем, что бездна, к которой подошло человечество, возникла в ре- зультате принятого во всем мире как наиболее эффективного капи- талистического способа хозяйствования.
    По этой причине международный терроризм ученые считают не столько внешними явлением, сколько порождением современного цивилизованного мира. Мировое террористическое сообщество каж- дый день использует финансовый капитал и демократические инсти- туты этого самого цивилизованного мира.
    История мирового сообщества перестанет быть историей за- падной цивилизации, и пока что не ясно, каким будет иной мир, о котором мы сегодня ничего не знаем. Конечно, материальный фун- дамент способен улучшить все стороны жизни личности и общества.
    Но необходим не просто экономический рост, а смена акцентов: не рост материальных доходов ради постоянно растущих потребностей, но рост ради обеспечения макросоциальных целей и нравственного совершенствования личности.
    В этом смысле проблема глобализации не является самодов- леющей. Главное состоит в том, как она объединяет и преобразует мир. Поэтому важно указать еще раз на то, что проблема глобализа- ции сегодня выступает преимущественно как процесс установления доминирования Запада.
    Решение многих глобальных проблем заключается в реали- зации концепции перехода от господства над природой к коэволюции
    – совместному и гармоничному, согласованному развитию природы и общества. Информатизация органически связана с эколого-безопас- ным развитием общества. Вещество и энергия как материальные ре- сурсу предыдущих этапов развития технологии основывались на ис- пользовании, а поэтому и сокращении природных ресурсов. Знание как основа информационной технологии совершенствует все техно- логические процессы без увеличения масштабов использования при- родных ресурсов. Тем самым новые технологии способствуют пре- одолению экологического кризиса. Именно поэтому информационное общество призвано разрешить те глобальные проблемы, которые встали перед человечеством, и прежде всего ликвидировать экологи- ческий кризис.

    366
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33


    написать администратору сайта