Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования
Скачать 2.8 Mb.
|
3. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ В эпоху международной глобализации, принявшей тотальный характер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за достойное место в интеграционном процессе. Россия не должна пребывать в положении банкрота, которого либо только терпят, либо только используют как сырьевой придаток или регион для захоронения отработанных ядерных отходов. Место России в мировом сообществе в течение ближайших лет определяет- ся ее усилиями, направленными на преодоление внутренней слабо- сти. Ответом на системный кризис 90-х гг. должна быть системная стратегия, которая объединяла бы весь народ России, в том числе правящий класс, вокруг цивилизованного проекта выживания и раз- вития. Иными словами, необходимо многомерное, всестороннее ви- дение дальнейшего пути, а не выстраивание проблем в порядке оче- редности их решения. В настоящее время внутри российской политической элиты идет ожесточенная борьба между двумя, условно говоря, проектами выживания и развития России. Причем в том и другом подчеркивает- ся, что добиваться выживания России в нынешнем мире придется в сложных условиях. России потребовалось время, чтобы выйти из кри- зиса 90-х гг. Понятно, что мировое сообщество и высокоиндустриаль- ные страны не стояли все это время на месте. Ситуация усугублена также тем, что произошло ущемление национального самосознания. Крушение нашей традиционной державности – символа государства, с которым считались за его пределами, разрушение трех поясов безопасности: соцстраны, Варшавский договор, Советский Союз; расширение НАТО на Восток и вступление в него бывших союзников подорвали не только наши геополитические интересы, но и психоло- гическое здоровье населения, вселив в массовое сознание страхи и подозрения по отношению к другим государствам. Как России встроиться в международное разделение труда, занять место на этажах технологической пирамиды? Первый проект – проект либералов. Второй – державников. По каким линиям идет раскол меду ними? Либералы настаивают на том, что Россия должна во всем следовать примеру Запада, пере- строить систему национальных интересов и внешнеполитических ориентировок, как того требуют США. При этом ничего не известно о 367 том, какие шансы получит от этой перестройки Россия. Не исключе- но, что Россия окончательно превратится в страну-изгоя. Противники либерального подхода говорят о том, что логическим завершением такого проекта будет развал государства. Либеральный проект, мож- но сказать, не придает особого значения национальному суверените- ту и национальной безопасности, так как в условиях глобализации они утрачивают свою ценность. Либералы предполагают, что россий- ские власти должны способствовать безболезненному освоению За- падом территории и ресурсов России. Кратко суть этого взгляда со- стоит в том, что Россия может быть включена в глобальное целое, в мировое сообщество только как владелец территории и ресурсов, а не как самостоятельный субъект, не как самостоятельное государ- ство. Державники настаивают на особенном пути России и назы- вают себя патриотами. Они полагают, что можно игнорировать реа- лии сегодняшнего мира и по-прежнему считать Россию великой дер- жавой. Державники говорят, что Россия – мировая держава по сле- дующим обстоятельствам. Во-первых, она одна из основных мировых цивилизаций, которая либо граничит, либо пересекается со всеми остальными мировыми цивилизациями. Во-вторых, России удалось выработать государственную модель интеграции на православной основе. И, в-третьих, Россия – наследница советского варианта гло- бализации, предполагавшего Россию как сверхдержаву в мировом сообществе. Поэтому она должна быть готова к очень жесткому про- тивостоянию по всем вопросам, затрагивающим ее интересы. Дер- жавники отстаивают ценность национального суверенитета и в эпоху глобальной интеграции. Однако оба эти проекта обсуждаются в узком кругу полити- ков и не переходят в стратегии и тактики, которые бы хорошо осоз- навались властными структурами. Интересной и более конкретной выглядит идея, разрабаты- ваемая Институтом проблем глобализации по руководством М.Г. Де- лягина, которая, по мнению ее авторов, должна наилучшим образом способствовать возрождению России. Идея состоит в том, чтобы гар- монично связать долгосрочные интересы России со стратегическими интересами развитых стран. Формой ее воплощения может быть формирование нового евразийского экономического пространства. Задача России в данном контексте определяется как выход из непо- сильного для нее индивидуального противостояния на позитивные позиции. С этой целью необходимо немедленно начать работу по 368 расширению регионального евразийского сотрудничества. Этот меха- низм устойчивой региональной интеграции даст России реальный шанс выйти из изоляции, подкрепит реальными ресурсами и сделает Россию значимой и нужной в глазах мирового сообщества. Осуществ- ление определенного глобального проекта позволит привлечь пря- мые иностранные инвестиции, жизненно важные для России. Возни- кающая привязка к экономике инвестора жестко и однозначно обес- печит зависимость благополучия инвестора от благополучия России. Это условие, с точки зрения разработчиков данной идеи, оконча- тельно исключает американские идеи международного освоения Си- бири и Дальнего Востока, ведущие объективно к расчленению России и уничтожению ее как субъекта мировой политики и экономики. Итак, вопрос в том, сможет ли Россия стать стержнем евразийской инте- грации. Но чтобы выйти из изоляции, России необходимо вписаться не только в региональное, но и в отраслевое, функциональное раз- деление труда, чтобы успешно развиваться далее. Поэтому ключевая задача России – определить свое направление в системе разделения труда и создать конкретные механизмы выхода из «ловушки глобали- зации». Кроме решения этих стратегических задач Россия может компенсировать негативные последствия реформ другими фактора- ми. В частности, эффективным планированием и управлением, ак- тивной внешней политикой, проявляя максимально возможное дру- желюбие и стремление к сотрудничеству с могущественными госу- дарствами. Россия должна изменить характер своего участия в меж- дународной жизни. Ибо новый мировой порядок, типичный для пе- риода глобализации, компьютерных технологий, все в большей сте- пени складывается без прямого участия России. Наконец, необходимо научиться отвечать на информационную агрессию, которую предпри- нимают США и другие страны, навязывая краткосрочные интересы другим государствам. Разъяснение позиции России по конфликтным вопросам международной политики должно вестись регулярно и с опережением. Что касается постепенного выхода России на мирохозяйст- венные связи, то во многом здесь может помочь не только создание собственных и привлечение иностранных ТНК, но и ее подключение к интеграционным процессам в Европе и странах СНГ. В конечном счете, опираясь на интеграционное объединение в рамках СНГ, а также на прочные эффективные связи в Евросоюзе, 369 Россия сможет активно и весомо участвовать в планетарном процессе глобализации, в том числе и в формировании институционального механизма контроля за этим процессом, отвечающего интересам всех стран и народов. Литература 1. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С 345-362. 2. Негодаев И.А. Информатизация культуры. – Ростов н/Д, 2003. 3. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. – М.: Проспект, 2005. 4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Ас- пект Пресс, 2004. – С.13-41. 5. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в со- временном мире / под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона. – М.: Аспект Пресс, 2004. 6. Кочетков В.В., Кочеткова Л.Н. К вопросу о генезисе по- стиндустриального общества // Вопросы философии. – 2010. – №2. 7. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М.: Ло- гос, 2001. 8. Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от инду- стриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопро- сы философии. – 2005. – №7. 370 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семинар 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Вопросы к семинару 1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические ти- пы. 2. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. 3. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. 4. Структура и функции философии. Методические рекомендации При изучении первого вопроса необходимо обратить внима- ние на структуру мировоззрения в целом, рассмотреть основные типы мировоззренческих систем: мифологическое, религиозное, философ- ское, проанализировать отличия и сходства каждого из типов. При подготовке второго вопроса необходимо обратить вни- мание на формулировку основного вопроса философии Ф. Энгельсом, рассмотреть две стороны основного вопроса философии: онтологиче- скую и гносеологическую. В третьем вопросе, опираясь на предлагаемую литературу, проанализируйте связь философии с наукой, религией и искусством. В четвертом вопросе рассмотрите разделы философского знания. Попробуйте вычленить основную функцию философии, на ваш взгляд. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 588 с. – Разд. 1. 2. Кохановский В.П. и др. Основы философии: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / под ред. В.П. Кохановского. – 8-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с. – Гл.1. 3. Канке В.А. Философия: учебник. – М., 2007. Ведение. 4. Межуев В.М. Культурная функция философии // Философ- ские науки. – 2008. – №1. 371 Интерактивные задания 1. Задание для студента, претендующего на оценку «удовлетворительно» и «хорошо»: опираясь на дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы – Что лежит в основе всякого научного творчества, согласно И.А. Ильину? (см. п.3 лит.). – Что отличает философа от других учёных, по И.А. Ильину? (см. п.3 лит.). – Чем отличаются научные истины от философских? ( см. п.4. лит., с.171, п.1). – В каком смысле можно говорить о философии как «ветви искусства»? (см. п.4. лит., с.82-86). – Каковы основные черты философского мышления? (см. п.2 лит.). Количество правильных ответов позволяет судить об оценке, на которую претендует студент (5 из 5 – «5», 4 из 4 – «4» и т.д., но при оценке знаний учащегося следует учесть, что наибольшую слож- ность представляет предпоследний вопрос, так как он требует высо- кой степени обобщения и анализа прочитанного материала. Литература к заданию 1 1. Лешкевич Т.Г. Философия: вводный курс. – Ростов н/Д: Изд-во «Гефест», 1997. – Разд.1, темы 4-7. 2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для ву- зов. – М.: Гардарики, 1999. – Разд.1, вопросы 1-4. 3. Философия: хрестоматия / сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Ус- тименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.3-26. 4. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – С.3-266. 2. Задание для студента, претендующего на оценку «отлично» (выполнить одно из двух заданий) 1. Доклад по работе Ортеги-и-Гассета Х. «Что такое филосо- фия?» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Избранные тру- ды. – М., 1997); 2. Доклад по работам Мамардашвили М.К. «Как я понимаю философию», «Быть философом – это судьба». (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом – это судьба. – М.: Про- гресс, 1990). 372 При написании доклада от студента требуется следующее: – Определить принадлежность автора к конкретному фило- софскому направлению (философской школе). – Определить круг основных проблем, которые рассматрива- ет автор. – Воспроизвести логическую последовательность идей авто- ра. – Выразить своё собственное отношение к занимаемой авто- ром позиции. 3. Дискуссия (в виде ролевой игры) по онтологической стороне основного вопроса философии на тему «Спор идеалистов и материалистов» Задание. Студенческая группа разделяется между собой на две равные по количеству подгруппы «материалистов» и «идеалистов». Предва- рительно, в качестве самостоятельной работы, студенты знакомятся с теоретическими представлениями того философского направления, к которому они «принадлежат». В качестве реализации технологии разноуровнего образования можно предложить студентам изучить теоретические воззрения конкретного философа-материалиста и идеалиста. Основные положения своих философских направлений в начале семинара студенты записывают под своими фамилиями (и под фамилиями философов, если идеи таковых были изучены) и сдают представителям противоположного лагеря. В начале рассматривают- ся положения, вызывающие «самое вопиющее недовольство» со сто- роны противников, и приводятся аргументы и доводы «за» и «про- тив» участниками дискуссии. 4. Дискуссия (в виде ролевой игры) по гносеологической стороне основного вопроса философии на тему «Познаваем ли мир: агностицизм и гносеологический оптимизм». Задание. Непосредственно на семинарском занятии студентам предла- гается ответить на вопросы без предварительной подготовки. 1. Можем ли мы познать вещи такими, какими они сущест- вуют независимо от нас? 2. Во власти ли человека познать мир истинно? 3. Познаваема ли сущность вещей? 373 Посредством получаемых ответов студенты разделяются ме- жду собой на группы: «гностики», «агностики» и «слушатели» (сту- денты, которые не могут определиться в своей позиции). Задача «гностиков» и «агностиков» – убедить «слушателей» в своей позиции относительно гносеологической стороны основного вопроса филосо- фии. В ходе дискуссии все участники либо переходят в конкретный лагерь, либо остаются при своём мнении, которое обосновывают. Темы вариативных заданий Студенту предлагается выполнить научно-исследова- тельскую работу на одну из следующих тем: – Взаимоотношение философии и технической науки (по вы- бору студента) в современном обществе. – Место и роль философии в современной культуре. – Судьба основного вопроса философии (сравнительный ана- лиз на примере нескольких философских концепций в истории). – Будущее философии: перспективы развития. – Философия в произведениях А.П. Чехова («Чёрный монах», «Студент», «Дядя Ваня», «Крыжовник»). – Роль и значение эмоций в философии. – Сверхчувственное в философских системах. – Философия для современной молодёжи: проблема поиска субъекта философствования. Семинар 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Вопросы к семинару 1. Каковы важнейшие понятия и идеи индуизма? 2. Охарактеризуйте этико-философские идеи буддизма. 3. Сравните проблематику древнеиндийских и древнекитай- ских философских школ. 4. Охарактеризуйте различия даосизма и конфуцианства в содержании исследуемых ими проблем. Методические рекомендации При изучении всех вопросов данного семинарского занятия необходимо обратить внимание на особую специфику восприятия мира восточным человеком. Эти философские традиции существенно отличаются от западноевропейской философии, основанной на ан- 374 тичной мысли, как по стратегиям философского исследования, так и по способам выражения знания. Проанализировать основные понятия индийской филосо- фии: Атман – высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему. Брахман – понятие, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возни- кает и в котором растворяется все мироздание. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение. (Суще- ствуют и другие значения). Карма – закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо рано или поздно настигают последст- вия всех его добрых и злых мыслей, слов и деяний. От кармы зави- сят условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) че- ловека. Локка – область, место, сфера, мир. Майя – иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объ- ективный мир. В философских текстах употребляется для обозначе- ния материального бытия, которое считается объективно восприни- маемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реально- стью является только высшее духовное существование (Брахман – Атман). Ее достижение невозможно, пока не разрушена майя, авидья, не преодолены карма и сансара. Мукти – освобождение от сансары и власти земной кармы. Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармо- нии. Пуруша – духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека – «небесный человек»; иногда – высшее духовное «Я» че- ловека. Сансара – круг постоянных странствований или перевопло- щений человеческой души. Проанализировать основные понятия китайской филосо- фии: Дао (букв. – «путь») – одно из важнейших многозначных по- нятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как выс- 375 шее состояние бытия – начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии. Дэ – это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. Дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. Жэнь – «гуманность», «милосердие», «человечность». Инь – ян – парные понятия, в широком значении выражаю- щие идею двойственности начал бытия. Ли – «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозмож- ные нормы поведения – религиозного, светского, семейного. Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект. Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыно- вья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли. |