Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования
Скачать 2.8 Mb.
|
Тема: Онтологическая проблематика в античности. Поиски «вещественных» первоначал всего существующего Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную си- туацию (в данном занятии из жизни натурфилософов Древней Гре- ции, занятых поиском первоматерии). В древнегреческих школах натурфилософского периода акту- альной проблемой становится поиск первовещества, первоматерии, поиск того, из чего возникает весь мир вокруг. Преподаватель пред- лагает студентам самим подготовить кейсы, которые могут быть представлены ими в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. В группе выделяется шесть основных подгрупп (малых групп), задача которых – представить основные взгляды своей школы с акцентом на онтологическую проблематику (милетскую школу, пи- фагорейский союз, школу элеатов, атомистический материализм, по- зицию Гераклита Эфеского, мегарскую школу). Каждая подгруппа готовит кейс по своей школе и подготав- ливает вопросы другим группам. После представления кейса каждой натурфилософской школы предполагается обсуждение проблемы поиска первоматерии и обоснование истоков представленной пози- ции. Дискуссия по вопросу поиска первоматерии в досократиче- ский период в учебной аудитории ставит своей целью «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, сложившейся в древней античной философии по проблеме поиска первоначала, обобщению представленного материала и самостоятельного подведения итогов по данной теме. Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического знания проблематики поиска первоматерии в школах Древней Греции и практических навыков, четко представить свою позицию, быть готовым к дискуссии, работе в команде, принимать решения и делать выводы. 408 Семинар 10. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СОЗНАНИЕ Вопросы к семинару 1. Историко-философские взгляды на сознание. Материали- стическое и идеалистическое понимание сознания. 2. Мозг и психика человека. Соотношение души (сознания) и тела как философская проблема. 3. Самосознание как самосоотнесенность «Я» с самим собой. Методические рекомендации При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо обратить внимание на то, что проблема происхождения сознания имеет либо материалистическое, либо идеалистическое объяснение. Необходимо разобраться в особенностях развития представлений понятия «душа» и трансформации его к понятию сознания. Начать подготовку к первому вопросу следует с историко- философского анализа проблемы души и сознания человека, начиная с древней философии. Особое внимание следует уделить позиции Сократа. Основная философская проблема Сократа – человек. Итак, Сократа интересуют прежде всего этические проблемы. Но сам Со- крат знает не все, и он говорит следующее: «Я знаю, что я ничего не знаю». Раскройте содержание этого высказывания. Чтобы выяснить сущность этических понятий, Сократ пользуется таким методом, как майевтика. В чём состоит суть этого метода? Обратите внимание на то, как решает Сократ проблему счастья, свободы, блага. Раскройте содержание следующих высказываний Сократа: "Познай самого се- бя", "Добро всегда есть знание, а зло – невежество". Всегда ли мож- но согласиться с последним высказыванием Сократа? Найдите в ис- тории философии сторонников материалистического и идеалистиче- ского подходов к проблеме происхождения и сущности сознания. Проанализируйте их аргументы и сделайте собственные выводы. Во втором вопросе обратите внимание на проблему соот- ношения души и тела в разные исторические эпохи. Сравните подхо- ды к этой проблематике в Античности, Средневековье, в наше время. Есть ли разница и в чем она состоит? Подумайте, к идеалистической или материалистической относится позиция, согласно которой психи- ка является свойством мозга. Проанализируйте высказывание: ощу- 409 щение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом орга- низованной материи. В третьем вопросе дайте определение самосознанию. Оха- рактеризуйте структуру самосознания, динамику его развития в онто- генезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других лю- дей, и др. Рассмотрите самосознание как самосоотнесенность «Я» с сами собой. Основная литература 1. Спиркин А.Г. Философия. – М: Гардарики, 2009. – С.337-377. 2. Философия / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.229-286. 3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.285-302, 415-465. 4. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. –С.113-132. Дополнительная литература 1. Фрейд З. Я и Оно. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005. 2. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. – М.: Академиче- ский проект, 2009. 3. Кон И. В поисках себя. М., 1996. 4. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. – М.,1996. Темы вариативных заданий 1. Учение Аристотеля о душе. (Аристотель. О душе. Соч. в 4 т., Т.1. – М.: Мысль. 1975; Реале Дж., Антисери Д. Западная фи- лософия от истоков до наших дней. Античность. – СПб., 2002). 2. Декартовский дуализм души и тела. (Декарт Р. Размышле- ния о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между душой и телом. Соч. в 2 т., Т.2. – М.: Мысль. 1994; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб., 2002). 410 Вопросы для самоконтроля 1. Определите основные характеристики материалистическо- го и идеалистического понимания сознания. 2. Как соотносятся душа и тело в истории философии? 3. Объясните, в чем заключается гносеологический аспект сознания. 4. Определите взаимосвязь мозга и психики. 5. Что такое самосознание? Как самосознание соотносится с сознанием? Семинар 11. ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ Вопросы к семинару 1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалек- тика. 2. Гегелевская диалектика. Категории и законы диалектики. 3. Метафизика как противоположность диалектики. Методические рекомендации При подготовке к первому вопросу необходимо определить место проблемы развития в общей системе философских проблем. Далее необходимо представить историю становления проблемы раз- вития и ее решение на уровне «наивного» стихийного отражения происходящих в мире изменений и на уровне научного познания и, таким образом, подойти к познанию содержания трех форм диалек- тики: стихийной, идеалистической, материалистической. Все эти формы объединяют общие принципы, на которых они стоят, но разъ- единяет трактовка этих принципов. При этом надо понять, что прин- ципами диалектики являются ее основополагающие идеи, придаю- щие этому знанию вид целостной научной системы. При дальнейшем рассмотрении вопроса необходимо понять главное: в качестве теоре- тических нормативных положений принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют объективному процессу изменений при- роды и истории. Поэтому функцию главных принципов в диалектике выполняют три ее центральные идеи, в наиболее общем виде вос- производящие сущность мира как закономерного самодвижения бы- 411 тия: принципы объективности, взаимосвязи и развития. Более де- тальное изучение содержания диалектики логичнее всего начать с уяснения роли противоречия в развитии. При ответе на второй вопрос следует особое внимание уделить характеристике каждого из законов диалектики. Следует об- ратить внимание на то, что предложенная трактовка развития как единства и борьбы противоположностей устраняет гносеологическую основу его односторонне метафизических интерпретаций, и это каса- ется прежде всего вопроса о соотношении количественных и качест- венных изменений, поскольку их взаимосвязь образует необходимый способ, а точнее, механизм развития, показывает, как идет развитие. Выявление содержания закона взаимного перехода количественных и качественных изменений предполагает исследование его основных категорий. Таковыми являются: количество, качество, свойство, ме- ра, скачок. Вопрос их рассмотрения осложняется, с одной стороны, неоднозначностью определения, а с другой – важностью их реальной фиксации и обнаружения в объективной действительности. Это осо- бенно касается категорий «мера» и «скачок», так как именно в мо- мент нарушения меры и скачка обнаруживается действие данного закона, «срабатывает» механизм разрешения противоречия, переход системы в иное, другое или новое. Именно скачок – необходимое ус- ловие появления нового, это и механизм, и прерыв постепенности, и процесс, и форма развития. Поэтому вопросы о скачке – фундамен- тальные в диалектике, в том числе вопрос о начале и окончании скачка; вопрос о содержании тех преобразований, которые идут в это время, вопрос о форме скачка, так как он может зависеть и от вре- мени (длительности) протекания, и от способа преобразования ста- рого качества в новое, и различаться по глубине качественных изме- нений. Итогом анализа проблемы скачка должно быть понимание того, что при всем разнообразии преобразований старого качества в новое в реальной действительности это единый, но разносторонний процесс. Рассматривается закон единства и борьбы противоположно- стей. Реализуясь посредством борьбы противоположностей и перехо- да количественных изменений в качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент от- рицание (уничтожение) старого и возникновение нового. Эта тенден- ция отражается в законе отрицания отрицания. Следует приводить примеры к каждому из анализируемых законов. Научное понимание направленности развития и таким образом закона отрицания будет 412 существенно определяться пониманием содержания его основных категорий. Таковыми являются: отрицание, отрицание отрицания, прогресс. В диалектике и метафизике эти понятия практически взаи- моисключающие. Так, признаками диалектического отрицания явля- ются: самоотрицание; момент связи старого и нового; условие воз- никновения нового; утрата части содержания и формы старого; со- хранение жизненных сторон прежнего содержания, преемственность между старым и новым; частичная реставрация ранее утраченных форм. В метафизике эта фундаментальная категория, отражающая реальные процессы развития материального и духовного бытия, ха- рактеризуется принципиально другими чертами: уничтожение систе- мы под воздействием внешних факторов и причин; отрицание не яв- ляется моментом связи, новое и старое не связаны между собой, не являются ни условием, ни предпосылкой к возникновению нового; "зряшное" разрушение всего прежнего содержания; полное отсутст- вие преемственности; отсутствие связи старого и нового. При ответе на третий вопрос семинара не следует путать метафизику как учение о бытии с метафизикой как противоположно- стью диалектике. Охарактеризовать старую и новую метафизику. Проанализировать, почему метафизика является антиподом диалек- тики. Представить и другие альтернативы диалектики (софистику, эклектику, догматизм) и проанализировать их взаимоотношение с диалектикой как методом, а также логикой и теорией познания. Основная литература 1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.127-130. 2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.381-413. Дополнительная литература 1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. Т.1. – С.185-187, 127-133, 215-264, 264-287, 298-301, 295-312, 312-340, 84-104, 338-349, 399-493. 2. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод: монография. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1992. 3. Щитов А.А. Законы диалектики: учеб. пособие / РВВКИУРВ. – Ростов н/Д, 1992. – С.3-43. 413 Тема вариативного задания Анализ дискуссий по проблеме противоречия в отечествен- ной диалектике. (Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. – М.: Мысль, 1974. –Т.1. – С.264-287; Маркс К. К критике гегелевской «Философии права». Соч. 2-е изд. – Т.1. – С.235-236, 321-325; Иль- енков Э.В. Диалектическая логика: монография/ Э.В.Ильенков. – М.: ИПЛ, 1984. – С.257-270. (очерк 5)). Вопросы для самоконтроля 1. Что такое диалектика, диалектическое развитие? 2. Сравните понятия «диалектика» и «метафизика». 3. Назовите основные категории, законы и принципы диа- лектики. Семинар 12. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ Вопросы к семинару 1. Структура познавательного процесса. Субъект и объект по- знания. 2. Единство чувственного и рационального познания. 3. Философское учение об истине. 4. Критерии истины. Основные черты, функции и формы практики. Методические рекомендации В первом вопросе обратить внимание на основополагаю- щие принципы (принципы объективности, познаваемости, отражения, творческой активности субъекта), позволяющие уяснить структуру познавательного процесса. Сосредоточьте внимание на понимании того, что есть познаваемый объект, кто есть познающий субъект, ка- ково их истинное, реальное соотношение в процессе познания. Важ- но выявить, что понимают под объективной реальностью и объектом познания в религиозной, идеалистической и материалистической гносеологии. Обратите внимание, что в гносеологических контекстах понимание субъекта варьируется: от персонального самосознания до всеобщего духа, от коллективного до бессознательного. С материа- листической точки зрения субъект познания – это не только отдель- 414 ный индивид, но и социальная группа, слой, общество на ранних эта- пах исторического процесса. Во втором вопросе следует проанализировать особенности и взаимосвязь чувственного и рационального познания. Сравните на примерах формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Самостоятельно проанализируйте формы рацио- нального познания (понятие, суждение, умозаключение). Дайте кри- тический анализ сенсуализма, преувеличивающего роль чувств, и рационализма, преувеличивающего роль разума, который придает знанию характер всеобщности и необходимости. При рассмотрении третьего вопроса обратите внимание на то, что истина является конкретной целью и высшей ценностью познания. Проанализируйте, почему невозможно однозначное сужде- ние о том, что есть истина. Для этого рассмотрите те точки зрения, которые оценивают истинность знания по субъективному основанию. А также объясните те концепции, которые считают, что истинное знание и его формы динамичны и меняются от эпохи к эпохе. В этой связи проанализируйте соотношение истины и заблуждения. Особо обратите внимание на диалектико-материалистическую концепцию, согласно которой истина наделена рядом свойств: объективность, абсолютность, относительность, конкретность, эвристичность. В четвертом вопросе следует отметить, что в истории фи- лософии при анализе истинности знания выделяют разные критерии, например: всеобщность и необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, практическая подтверждаемость. Согласно диа- лектико-материалистической концепции истины, основным критерием истины выступает практика, отличительными чертами которой явля- ются целенаправленность, предметно-чувственный характер и пре- образование материальных систем. Надо обратить внимание на то, что практика как критерий истины имеет противоречивый характер. Она содержит в себе как абсолютные, так и относительные моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер наших знаний. Кроме того, следует раскрыть основные функции практики в процессе познания, а именно: практика является источником познания, практика высту- пает как основа знания, практика является целью познания и прак- тика есть основной критерий истины. 415 Основная литература 1. Философия / под ред. В.П. Кохановского – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.375-447. 2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009. – С.378-471. 3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.302-309. 4. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Вебли, Проспект, 2010. – С.143-152. 5. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2009. Гл.18. – С.329-339, 343-349. Дополнительная литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2010. 2. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 2000. 3. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М.: Наука, 1998. 4. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки. – М.: Либроком, 2009. Тема вариативного задания Сходство и различие между эмпиризмом и рационализмом. (Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1998; Философия / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2010; Реале Дж., Антиссе- ри Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Ч.4. – Гл.6,7; Ч.6. – Спб., 2002; Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2009). Интерактивное занятие В качестве интерактивной формы студентам предлагается провести «мозговой штурм». В «штурме» участвуют: команды, груп- па арбитров, (три человека), ведущий. Группа заранее делится на несколько команд, состоящих из четырех-пяти человек, задача кото- рых состоит в том, чтобы первыми дать ответы на вопросы, зада- ваемые ведущим по теме «Структура познавательного процес- са». Следует обратить внимание на то, как соотносятся понятия соз- нание, знание, познание. Четко представлять диалектику субъекта и объекта познания, следует понять специфику форм чувственного и рационального познания, выделив следующие вопросы: 416 1. Есть ли различие между объектом и объективной реально- стью? 2. Каковы основополагающие принципы познания? 3. Какова роль условий познания? 4. В чем заключается специфика представлений? 5. Есть ли различие между понятием и суждением? 6. В чем заключается различие между эмпиризмом и рацио- нализмом? На втором этапе командам самим предлагается задавать во- просы друг другу по данному материалу. Затем ведущий оценивает работу команд и подводит итоги, объявляет победителя. Во второй части семинарского занятия студентам предлагает- ся провести |