Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И МИФОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

  • Мифологический способ познания

  • 5. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. ФИЛОСОФИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

  • 6. ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

  • Гностицизм

  • Мировоззренческая

  • Интегрирующая

  • Мыслительно-теоретическая функция

  • Воспитательно-гуманизирующая

  • 9. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  • Гносеология

  • Социальная философия

  • Праксиология

  • 10. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница2 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    Мифогенная концепция (представители – Г. Гегель,
    А.Ф. Лосев, Ф. Конфорд, Ф.Х. Кессиди) рассматривает философию

    11
    как вершину в развитии мифологического мировоззрения. Происхож- дение философии объясняется как результат перехода от стихийного образного познания действительности посредством восприятия и создания мифов, которые призваны объяснить всё существующее через присутствие сверхъестественных сил, к безличному понятий- ному познанию. Мифогенная концепция акцентирует своё внимание на образно-эмоциональной стороне философского познания и выяв- ляет связь и родство философии с мифологическим мировоозрением.
    Философия рождается в процессе усложнения мифотворчества и ос- мысления мифов (например, в поэмах Гомера идёт сложное и раз- вёрнутое осмысление древнегреческих мифов).
    Согласно гносеогенной концепции (представители –
    Г.Спенсер, А.А. Богданов), философия суммирует получаемые чело- веком знания, которые по отдельности носят разрозненный характер.
    А.А. Богданов утверждает, что философия не имеет родственных свя- зей с мифологией и религией – между ними отсутствует преемствен- ность. Философия в таком случае выполняет систематизирующую и обобщающую функцию и источником её происхождения является наука. Философия отталкивается от научных представлений, и пер- вый шаг в познании делает наука.
    Представленные выше концепции не объясняют в полной ме- ре происхождение и специфику философии. Обе концепции исходят из некоего представления о философии как таковой, которое являет- ся ограниченным и сужает поле рассмотрения философских проблем.
    Мифогенной концепции можно противопоставить утверждение о том, что, например, мифические образы у древнегреческих философов служили средством для того, чтобы объяснить теоретические поло- жения, обосновать понятия (Платон активно использует мифические системы), но эти положения и понятия противостоят мифу как спосо- бу объяснения действительности. Мифология в произведениях Гоме- ра подвергается творческому осмыслению, соотносится с жизненной практикой. Возникновение философии исключительно из науки (гно- сеогенная концепция) также является неверным утверждением, по- тому что предмет философии не ограничивается познанием мира и его целостности. Философия не сводится ни к одной из своих пред- посылок – экономической, религиозной, мифологической, научной и т.д. Философия отличается от всех других форм познания действи- тельности и существует для себя самой. Её предмет – это вечные во- просы и темы, которые выстраивают человеческое мышление и за- дают ему тон.

    12
    4. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И МИФОЛОГИИ,
    ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ
    Мифологическое и религиозное мировоззрения – это более ранние в истории мировой культуры формы мировоззрения, предше- ствующие философскому. Между перечисленными формами мировоз- зрения существуют сходство и кардинальные различия.
    Мифологический способ познания является первой фор- мой познания в истории человечества. Мифологии характеризуют первобытные культуры и древние цивилизации. С помощью мифов древние люди пытались объяснить весь существующий мир, в кото- ром они находились – объяснить явления в природе, происхождение стихий и человека, предсказать последующие события. Миф служил универсальной системой, которая позволяла осуществлять выбор в сложных и непредсказуемых ситуациях. В мифе люди связывали про- цессы природы и изменения в жизни человека с действием сверхъес- тественных сил, богов, энергий и т.д. Мифы обладали разной степе- нью сложности, позволяли человеку почувствовать свою сопричаст- ность ко всему происходящему, выполняли социализирующую функ- цию. В мифах хранилось знание о структуре общества, навыках, ста- тусных различиях и т.д.
    Миф представлял собой синкретичное (слитное) знание.
    Субъект и объект познания в первобытном мифе неразличимы, отсут- ствует чёткое объяснение причин, логическое обоснование. Мифы насыщены образами и действуют на эмоциональном уровне. Образ- ные средства мифа – это метафоры, аллегории (иносказания), симво- лы. В мифе отсутствует чёткое разделение временных рамок. Мифо- логическое мировоззрение предполагает безусловное принятие, от- сутствие критики персонажей мифа, поэтому, например, мировоззре- ние Гомера превосходит мифологический уровень – Гомер изучает и осмысливает древние мифы.
    Для мифологического познания необходимо вчувствование в миф, сопереживание, миф передаёт настроение слушающему. Чело- век в мифе предстаёт неотъемлемо от природы – он слит с ней, не разрушает её целостности и гармоничности. Природные силы в мифе обладают человеческими свойствами, и, наоборот, человек уподоб- ляется стихиям и животным.
    На фоне мифологии философия предстаёт как понятийная форма познания действительности, которая предполагает построение логики и осмысление. В философии происходит разделение субъекта

    13
    и объекта познания, и философия критически осмысливает действи- тельность, подвергает сомнению любые положения, не связывает события в мире с действием безличных сил. Образная подача своих идей возможна в рамках философии, и философы часто прибегали к символам и образам для того, чтобы раскрыть сущность своих пред- ставлений и облегчить понимание. Но результатом этих приёмов яв- ляются идеи, точки зрения, выраженные в понятиях и выстроенные в логических схемах. Философия не является той универсальной сис- темой знания, которой была мифология для древнего человека, по- тому что философия несинкретична. Философия вырабатывает и оформляет культуру мышления, но не является конгломератом зна- ний. Философия ставит вопросы, но не даёт чётких указаний для конкретной жизненной ситуации – в этом отношении философия го- раздо гибче мифологического мировоззрения, которое настроено на безусловное принятие и долженствование.
    Второй исторически сложившейся формой мировоззрения яв- ляется религия. И религиозное, и философское мировоззрение пы- таются ответить на одни и те же вопросы о смысле жизни человека, строят определённые иерархии ценностей, дают ориентиры в жизни и выстраивают целостную систему представлений. Но философия содержит в себе функцию познания и объяснения мира, которая для философии является весомой. И в своём стремлении философия опирается на научный опыт, постоянное сомнение и проверку, кри- тическое отношение к любым установлениям и положениям, невзи- рая на авторитеты и традиции. Философия – это постоянное вопро- шание.
    Основная проблематика, которую затрагивает религия – это нравственная составляющая человеческого существования, которая оказывается неразрывно связанной с верой в сверхъестественное.
    Как раз вера в сверхъестественное – это то, что отличает религиоз- ное мировоззрение от философского, научного и художественного.
    Например, конфуцианство является религиозной системой, потому что сверхъестественным в идеологии конфуцианства предстаёт Небо как абстрактная категория. В иудаизме и христианстве сверхъестест- венной силой предстаёт Бог.
    Философское осмысление предполагает опору на разум, не- смотря на то что процесс философского познания – это череда во- просов, сомнений, исканий и опровержений. Различные философские школы сменяют друг друга в истории, сосуществуют вместе, изменя-

    14
    ют представления о предмете философии, но это осмысление проис- ходит исходя из познавательных возможностей разума. Религиозное мировоззрение устанавливает определённые догматы и установле- ния, которые объявляются незыблемыми и недостижимыми для объ- яснения человеческим умом. В центре религиозного мировоззрения стоит догматическое учение, вокруг которого выстраиваются жиз- ненные практики верующих и философские размышления на религи- озные темы. Разум выполняет подчинённую роль относительно рели- гиозных установлений. Такое соотношение философии и религии отчётливо проявилось в средневековую эпоху, когда философия вы- полняла разъяснительную функцию основ христианства.
    Следует отметить, что религия нуждается в философском ос- мыслении, потому что жизненная практика верующих включает в себя спектр многообразных явлений и происшествий, которые при первом взгляде несоотносимы с догматическим обобщёнными уста- новлениями. Путём развёртывания основных положений той или иной религиозной системы верующие в своей повседневной жизнен- ной практике претворяют свои убеждения в жизнь. Религиозное ми- ровоззрение включает в себя работу человека над возделыванием своей души, приобщение к сверхъестественному, утверждение основ религии в своей жизни. Религия даёт чёткие указания и ответы на вопросы и не предусматривает критический взгляд на свои основы.
    Философское мировоззрение – это поиск, который ставит под сомнения любые основания и не настаивает на своих изысканиях. Но так же, как и религиозное мировоззрение, философия является не- отъемлемой составляющей человеческой культуры. Философия вы- страивает человеческое самосознание и ориентирует в потоке ин- формации, отделяя главное от второстепенного, создаёт смыслы.
    5. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА.
    ФИЛОСОФИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
    Понять специфику философского познания, помимо поиска исторических оснований философии, оказывается возможно и через сравнительный анализ определённой формы мировоззрения и фило- софии как таковой. Ранее было рассмотрено отношение философии и мифологии, философии и религии. Наука также является формой мировоззрения, которая предполагает решение познавательных за- дач. Науки занимаются изучением какой-то области действительно-

    15
    сти и традиционно подразделяются на естественные, обществен-
    ные и технические. К естественным наукам относятся физика, хи- мия, геология, биология, к общественным – социология и политоло- гия, культурология, правоведение, к техническим – машиностроение, авиастроение, электротехника, космонавтика, робототехника и т.д.
    Общественные науки (науки об обществе и человеке, социо- гуманитарное знание) относят к знанию особого рода, которое стоит особняком в рамках научного познания в целом и имеет свою ярко выраженную специфику. До сих пор ведутся споры о статусе научно- сти социогуманитарного знания (то есть являются ли социогумани- тарные науки науками в строгом понимании термина «наука» по сравнению с естественными и техническими науками). Сравнитель- ный анализ философии и науки можно провести на примере отноше- ния философии и естественных наук, статус научности которых за- креплён.
    Вопрос о соотношении философии и науки имеет долгую ис- торию, начиная с рассмотрения оного в русле древнегреческой фи- лософии. Аристотель разделял отдельные частные науки, которые обладают собственными предметами исследования, и философию как главенствующую область знания, стоящую над всеми науками. Фило- софия изучает первопричины – первые причины, которые лежат в основе всего существующего наличного мира. Долгое время все нау- ки существовали в русле философии и не разделялись между собой, образовывали целостное единство. В Новое время происходит корен- ной переворот: науки выходят из-под опеки философии и определя- ются их собственные границы. В XVII-XVIII вв. естествознание выде- ляется в отдельную область изучения материи. XIX-XX вв. ознамено- ваны влиянием позитивизма, который пересмотрел отношение фило- софии по отношению к наукам и поставил под сомнение притязания философии в решении проблем познания, чётко отграничил научное и ненаучное знание.
    При сравнении философии и науки (в данном случае естест- веннонаучного знания) важно отметить следующие положения.
    1. Философия не является наукой, хотя и стремится к объек- тивности, выражению собственных теоретических положений при помощи специфического философского языка, выраженного в кате-
    гориях – предельно широких понятиях, касающихся всеобщего (кра- сота, истина, добро, справедливость, культура и т.д.). Так же как и наука, философия стремится к выявлению общих закономерностей,

    16
    выраженных в понятиях. Если естественные науки направлены на изучение отдельных законов природы, которые действуют в опреде- лённых условиях, то философия изучает проявления природной за- кономерности, которые имеют всеобщий характер, распространяют- ся на всю природу в целом.
    Каждая отдельная наука изучает отдельный род сущего, кон- кретный предмет, связанный с какой-либо областью действительно- сти (например, биология изучает животные организмы, ботаника – растительные; что касается технических наук, то, например, машино- строение изучает строение и функционирование машин – и т.д).
    Предмет философии – всё сущее в целом, а не отдельный род су- щего; философия изучает единство окружающей нас реальности, всего мироздания. Вопросы, которые интересуют философию: что есть всё? каковы первоначала и первопричины всего существующе- го? Такие вопросы были поставлены в античности, на заре философ- ской мысли и задали тон развитию философии.
    2. Философия не может претендовать на звание «науки наук» и в том смысле, что не является всей совокупностью знаний об уст- ройстве мира, не суммирует и не собирает сведения, получаемые другими науками, в единую энциклопедическую систему. На протя- жении длительного исторического периода (до Нового времени) фи- лософия накапливала и структурировала огромный массив знаний, но в связи с тем, что наметились противоречия внутри философских школ по вопросу создания единой картины мира и аккумулировать знания становилось всё сложнее, в Новое время выделился ряд наук.
    Задачи философии были пересмотрены.
    3. Предметом конкретных наук выступает объективная ре-
    альность – реальность, существующая независимо от человеческого сознания. Наука, в её строгом понимании, не стремится дать оценку тем или иным событиям и явлениям. Философия, наоборот, не может уйти от оценивающей функции. Философы вырабатывают своё отно- шение к происходящим изменениям. Основной вопрос философии так и заявлен как вопрос об отношении мышления к бытию.
    4. В рамках самой философии (в разделе философии науки) рассматриваются вопросы предпосылок научного познания: как воз- можно научное познание, каковы его предпосылки, каковы специфи- ческие методы и приёмы исследования той или иной науки, где про- ходят границы научного и ненаучного познания и т.д. Данные вопро- сы не рассматриваются самой наукой, хотя и имеют к ней близкое

    17
    отношение. Поставленные вопросы – прерогатива философии по- стольку, поскольку философия предоставляет науке мировоззренче- ские основания, этические критерии, выявляет границы научного знания. Применительно к естественным наукам философия задаёт методологические основания исследований, благодаря философским представлениям отбираются конкретные факты действительности для решения исследовательских задач. Философия науки занимается исследованием философских проблем в той или иной науке, и фило- софия каждой науки (химии, физики и т.д.) – это промежуточное звено между конкретной наукой и философией. Рассмотрение фило- софских проблем той или иной науки невозможно, с одной стороны, без навыков философствования и, с другой стороны, – без знания конкретной науки.
    5. Философия выполняет важную гуманизирующую функцию по отношению к науке и культуре в целом. В рамках философии вы- рабатываются ценностные идеалы, осмысливается место человека в мире, происходит критика и пересмотр ценностных установок, обсу- ждается полезность и вредоносность тех или иных научных изобре- тений, строятся прогнозы будущего науки и человечества перед ли- цом глобальных проблем.
    6. Постановка вопросов, движение к истине становятся в фи- лософии ценными независимо от того, удастся ли найти ответы. Для философии характерно рассмотрение предметов с разных сторон, выявление граней и вариаций предмета, которые помогут раскрыть сущность, смысл. Смысл – вот что волнует и занимает умы филосо- фов. Вопросы «почему» и «зачем» становятся центральными для фи- лософского рассмотрения. Философия стремится к целостности и всеохватывающему постижению сути изучаемых явлений.
    7. Научное знание предполагает накопление и преемствен- ность в познании, философия не всегда отталкивается от историче- ски предшествующих школ, постоянно переосмысливает сам предмет и основания исследования, ставит вопрос о целостности и первопри- чинах заново.
    8. Предметом философии выступает всеобщее, и филосо- фия оперирует абстрактными категориями и понятиями. Всеобщее находится за пределами познания посредством органов чувств (не поддаётся чувственному познанию), поэтому философия и представ- ляется обыденному сознанию чем-то смутным, сложным и неопреде- лённым. Объекты философии – умопостигаемые сущности – видимые

    18
    для ума и недоступные органом чувств. Наука же опирается на фак- тическую данность и предполагает проверку своих положений, при- бегая к эксперименту – для философских положений проверка пред- ставляется проблематичной.
    9. Философия опирается на духовно-практическую деятель- ность человечества, на совокупный опыт людей в построении культу- ры, что представляется ненужным для науки вследствие чёткой огра- ниченности её предмета. Другие формы мировоззрения: мифология, религия, право, искусство и наука – необходимы философии, потому что философия тяготеет к целостному всеохватывающему знанию.
    Кроме того, философия соприкасается с каждой наукой, а науки ино- гда бывают не сведены друг с другом междисциплинарными исследо- ваниями. Вследствие изменения научной картины мира меняется и сама философия.
    10. Философские системы и идеи подчёркивают субъектив- ность того или иного автора, авторство подчёркивается и является значимым. Философ пытается определить свою личную позицию по отношению к тому или иному вопросу. Помимо авторства подчёрки- вается национальный характер философской системы (немецкой, русской, китайской и т.д.), который обладает своими специфически- ми особенностями и кругом затрагиваемых проблем. Например, для русской философии характерно преобладание нравственной пробле- матики и стремление к построению целостных философских систем, которые бы охватывали весь универсум; для восточной философии характерна образность, символизм, сверхчувственное и чувственное постижение реальности; для западной – ориентация на рационализа- цию, рассудочные логические построения.
    11. Конечно же, важнейшая задача, которая стоит перед фи- лософией – это изучение человеком самого себя, своих границ, воз- можностей, способностей и проявлений. Философия направляет че- ловека на самого себя, человек философствующий пытается найти и определить своё место в мире, вернуть себе то содержание, которое считает утраченным. Главный субъект философствования – это сам
    человек. Ответ на вопрос «что же такое – человеческое?» не может быть решён ни одной наукой, каким бы богатым материалом в сфере изучения отдельных проявлений человеческого она не обладала.
    12. Существование каждой науки предполагает решение практических жизненных задач и требований исторической эпохи.
    Положения философии применимы в повседневной жизненной прак-

    19
    тике на уровне выработки отношения к миру и своей личной жизнен- ной философии, которая позволяет прожить жизнь в желаемом на- правлении.
    Философия учит мыслить, искать и сомневаться, поэтому наука немыслима без философии, и хороший учёный не может состо- яться без применения навыков философствующего мышления. Как отдельная форма познания философия стоит в ряду таких типов по- знания, как мифологическое, религиозное и научное, и не сводится ни к одному из них. Тем не менее, нельзя не отметить стремление философии к построению объективного знания, которое претендова- ло бы на всеобщность. Научные и философские категории на совре- менном этапе познания оказываются переплетены между собой, и будущее науки в русле улучшения условий человеческого существо- вания немыслимо без влияния философии.
    6. ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
    Философия охватывает круг самых разных вопросов мировоз- зренческого характера. Среди всех вопросов, поставленных в исто- рии философии, различные направления, школы старались выделить так называемый основной вопрос философии, вокруг которого вы- страивалась мировоззренческая система. Например, немецкий фило- соф И.Кант выделил следующие вопросы, которыми должна зани- маться философия: что я могу знать? Что я должен знать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Экзистенциализм как философ- ское направление основным вопросом ставит вопрос о том, что явля- ется сущностью человека и какова уникальность человеческого су- ществования.
    Предмет, сущность, основной вопрос философии определя- лись заново в процессе истории в соответствии с развитием культуры и изменениями внутри философского знания. Для философии свойст- венна саморефлексия – обращение на саму себя, свои истоки, прин- ципы и основы.
    К традиционной постановке основного вопроса философии относят подход, заложенный в марксистской философии. Ф.Энгельс определил основной вопрос философии как вопрос об отношении
    мышления к бытию, и бытия – к мышлению (сознания – к ма- терии, материи – к сознанию). Решение данного вопроса является исходным пунктом в построении целостного представления о мире и месте человека в нём, что является главной задачей философии.

    20
    Основной вопрос философии, заявленный Ф.Энгельсом, име- ет две строны. Онтологическая сторона основного вопроса фило- софии состоит в подвопросе: что первично (является первым, пред- шествует последующему) – материя или сознание? В зависимости от ответа на этот подвопрос философские учения разделяются на два противоположных лагеря – материализм (материалистические уче- ния) и идеализм (идеалистические учения).
    Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направле- ние философской мысли, тенденция, которая признаёт первичность материального, природного начала по отношению к сознанию, неза- висимость материи от сознания. Сознание, по мысли материалистов, не существует независимо от материи и определяется ею. Материа- лизм в истории философии представлен многочисленными школами и направлениями, к которым относят по разным основаниям (историче- ским, национальным и т.д), например, стихийный материализм досо- кратиков, французский материализм XVIII в., диалектический мате- риализм К.Маркса и Ф.Энгельса и т.д.
    Идеализм(от фр. idealisme, от греч. – идея) направление фи- лософского учения, которое заключается в утверждении первичности духа, сознания по отношению к материи и стремлении придавать идеям большую реальность, чем миру вещей и предметов, постигае- мых органами чувств. Существуют две формы идеализма: объектив- ный и субъективный. Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Ге- гель и т.д) утверждает, что идеи существуют вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм (Беркли, Юм и т.д) придерживается той точки зрения, что идеи существуют только в человеческом сознании и вне сознания нет ни материальной, ни ду- ховной реальности.
    Гносеологическая (познавательная)сторона основного во- проса философии связана с вопросом познаваемости мира: познава- ем ли мир? В истории философии гносеологическая сторона основно- го вопроса философии представлена двумя направлениями: эмпи- ризмом (сенсуализмом) и рационализмом.
    Эмпиризм(родоначальник – Ф.Бэкон) – направление фило- софской мысли, которое настаивает на познаваемости мира посред- ством чувственных ощущений. Данные органов чувств для достовер- ности проверяются опытом. Ф. Бэкон считается основоположником опытной наук.
    Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в истории философии, состоящее в тенденции признавать за разумом главенст- вующую роль в процессе познания. Истина выводится только посред-

    21
    ством разума и не является прерогативой органов чувств. Основопо- ложником рационалистического направления в философии является известный математик и философ Р.Декарт.
    Помимо рационализма и эмпиризма, гносеологическая сторо- на основного вопроса философии рассматривается в руслеиррацио- нализма, гностицизма и агностицизма.
    Иррационализм философское направление, не признаю- щее познавательных возможностей разума. Мир и человека невоз- можно постичь посредством разума, так как мир и человек хаотичны, непредсказуемы, не поддаются осмыслению посредство логики, на- ходятся вне системы разумного объяснения. Представителями ирра- ционализма являются А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше и.т.д.
    Гностицизм (от греч. gnostikos – познающий)настаивает на возможности познать мир. Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) – философское учение, мировоззренческую основу кото- рого выстраивает сомнение в возможности познать мир. Своё выра- жение агностицизм нашёл в различных теоретических положениях
    Протагора, софистов, скептицистов, Д.Юма (классика агностицизма).
    И. Канта (утверждение о непознаваемости «вещи в себе» по сравне- нию с «вещью для нас») и т.д.
    Основной вопрос философии не решён до сих пор ни в онто- логическом, ни в гносеологическом аспекте. С возникновением не- классической философии внимание философов с традиционной трак- товки основного вопроса философии переносится в сторону рассмот- рения антропологической проблематики и особой среды существова- ния человека – культуры, которая наряду с языком выступает по- средником между сознанием и природным бытием.
    7. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
    В настоящее время вопрос о необходимости и специфике фи- лософии, её основных задачах и будущем встаёт остро в связи с тен- денциями, которые наметились в развитии современной культуры.
    Общую специфику философии можно выразить в следующем: рациональная направленность философского знания и стремление к выработке систематизированной картины мира.
    Философия в классическом варианте (до середины XIX века) стремилась к рациональности и поиску единой Истины. Период не- классической философии, который длится по настоящее время, оз- наменован отказом от поиска единой Истины и идеи построения еди- ной целостной философской системы, которая решит все задачи фи-

    22
    лософии и мировоззренческие проблемы. Историческое развитие культуры подорвало веру в разумные основания всего существующе- го, о чем и провозгласили иррационалисты. Вопрос о будущем ра- циональности в философии в связи с нарастанием постмодернистских влияний в философии и культуре остаётся открытым. Существует точка зрения (и на уровне обыденного сознания, и в академических кругах), что философия изживает себя, и ей нет места в культуре.
    Философия содержит в себе огромный исторический опыт рациональных построений, побуждает сомневаться, учит критико- вать. Именно рациональная направленность философии делает её специфику необходимой для современного общества, которому свой- ственен конформизм и догматизм, безусловное принятие авторите- тов. Рационализация как функция философии состоит в выделении общего в единичных вещах, отделении главного от второстепенного, случайного от необходимого.
    В основе философского поиска лежит удивление перед суще- ствующим миром, желание его постичь, найти принципы построения всего существующего. С другой стороны, человек всегда стремится выйти за свои пределы, он не задан себе как данность. Человек по- стоянно определяет себя сам – и философия способна помочь ему в этом. Задача философии – напоминать человеку о его свободе в са- моопределении.
    Философия позволяет человеку справиться с ощущением ко- нечности своего существования, которое во все века волновало че- ловека. Вопросы смерти и бессмертия человека рассматривались не только с иррационалистических, но и рационалистических позиций.
    Важной темой в этом контексте встаёт вопрос о смысле, о смысловом содержании. Философия побуждает к осознанности своего сознания и поступков.
    Кроме того, философия стремится решить важную гносеоло- гическую задачу – выработать систематизированную картину мира, не суммируя данных других наук, а предельно обобщая их. Филосо- фия предваряет научное знание и представляет мировоззренческие ориентиры исследования. Несмотря на то, что философия снова и снова вопрошает о сущем, пересматривает свой предмет и задачи, философские школы оперируют категориями, обобщениями, которые позволяют говорить об исторической преемственности проблем и вопросов, традиционно относящихся к философским «вечным» те- мам.

    23
    8. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
    Функционирование философии в культуре связано с выпол- нением определённых целей и задач, которые приобретают разное значение в определённые исторические периоды.
    Можно выделить следующие основные функции философии, некоторые из которых в своём именном обозначении сходятся с функциями религии и науки.
    1. Мировоззренческая функцияфилософии состоит в оп- ределении целостного взгляда на мир и своего места в этом мире.
    2. Методологическая функция находит своё воплощение в выработке методов и приёмов постижения исследуемых явлений на всех уровнях бытия: природном, общественном, собственно индиви- дуально-человеческом.
    3. Интегрирующая функция философии – стремление объ- единить разрозненные явления и предметы в единую целостную сис- тему, картину мира.
    4. Гносеологическая функция философии состоит в стремлении к истине, к достоверному отображению действительности в её связях и отношениях.
    5. Критическая функция проявляется в преобладающей тенденции всё подвергать сомнению, не доверять слепо авторитетам и догмам, которые навязываются культурой, находить противоречия, изыскивать суть и смысл явлений.
    6. Мыслительно-теоретическая функция: философия учит оформлять мышления в понятиях и строить логические схемы.
    7. Аксиологическая функцияпроявляется в том, что фило- софия не оставляет познаваемые объекты без оценки. Философы выносят своё отношение к изучаемому, не остаются беспристрастны- ми, поэтому философия носит и отпечаток личности философа. Яв- ления и методы исследования оцениваются с нравственно-этических позиций.
    8. Социализирующая функция философии состоит в при- общении человека к общественно-историческому опыту философст- вования, к решению жизненных задач, которые встают перед обще- ством в целом и каждым человеком в отдельности.
    9. Воспитательно-гуманизирующая функция философии состоит в выработке нравственных ценностей и идеалов и воспита- нии человека в русле этих ценностей.

    24 10. Прогностическая функцияфилософиисвязана с попыт- кой на основе имеющихся сведений о прошлом и настоящем предска- зать дальнейший ход и развитие происходящего. Прогноз осуществ- ляется посредством выявления внутренних связей и логики наблю- даемых явлений.
    9. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
    Разделы философского знания составляют его структуру. Фи- лософия имеет своим предметом всё сущее, универсальное единство вещей, общее в единичных явлениях. Изучение отдельных аспектов всеобщего составляет тот или иной раздел философии. В выработке своего знания философия стремится к объективности и критичности
    (как и наука), но также и оценивает те связи и отношения, смыслы, которые удалось изучить, направляет познание в определённом на- правлении, которое задаёт система ценностей.
    Основные части философского знания включают в себя онто- логию, гносеологию, социальную философию и аксиологию.
    Онтология (от греч. – учение о сущем) – это учение о бы- тии, его структуре, формах, принципах и законах формирования. В рамках онтологии рассматриваются вопросы: что такое бытие, про- странство, время, движение? Возможно ли единство во всём много- образи наблюдаемых явлений и что составляет это единство? Суще- ствует ли небытие?
    Гносеология (от греч. gnosis – знание, logosучение) представляет собой учение о познании, рассматривающее вопросы познаваемости и непознаваемости мира, возможностях и методах познания. Гносеология определяет критерии научности и предлагает познавательные ориентиры. Наиболее интересная проблема гносео- логии: как формируется новое знание и какие основания обществен- ной жизни способствуют творческому мышлению.
    Социальная философия раздел философии, изучающий логику и законы существования общества, различные формы общест- венного бытия, социальные процессы и их динамику. Вопросы, кото- рые рассматриваются в рамках социальной философии: каковы дви- жущие силы исторического процесса и роль личности в истории, что такое «социальное», в чём состоит специфика познания обществен- ных явлений. Философия истории является подразделом социаль- ной философии, её задача – нахождение и осмысление законов ис-

    25
    торического развития, определение побудительных мотивов истори- ческого развития. Интересным в рамках философии истории является вопрос о смысле исторического процесса.
    Аксиология (от греч. axia – ценность, logos – учение) – раз- дел философии, изучающий ценностное отношение человека к бы- тию, условия и принипы формирования ценностей, сами ценности как смысложизенные и познавательные ориентиры и способы оценки яв- лений.
    Помимо указанных, основных, частей философского знания выделяют следующие.
    Праксиология – раздел философии, занимающийся изуче- нием мировоззренческих оснований и целесообразности практиче- ской деятельности человека.
    Логика – учение о законах последовательного и упорядо- ченного мышления. Задачи логики – выявление связей мышления и бытия, прослеживание последовательности в процессах и явлениях, выявление закономерностей, выработка правил упорядоченного мышления.
    Этика – философское учение о морали, её сущности, исто- рических формах морали, моральных ценностях. Этические проблемы и вопросы носят спорный характер, их обсуждение велось на всём протяжении существования философии. Вопросы о том, что есть добро и зло, в чём состоит счастье человека, что есть любовь и как она себя проявляет, в чём состоят различия в человеческих взаимо- отношениях (дружба, товарищество, любовь), отношение к смерти, понятие бессмертия относятся к этическим. Этика является разделом философии, который непосредственно обращён к жизненной практи- ке личности, к проблеме выбора, с которой повседневно сталкивает- ся человек и не может избежать её решения.
    Философия языка изучает язык как знаковую систему, сис- тему значений, возникновение и функции языка в обществе. В фило- софии языка анализируются различные уровни и средства языкового словоупотребления (обыденный язык, язык наук).
    Философия религии имеет своим предметом религию как форму мировоззрения, в основе которой лежит вера в сверхъестест- венное. Функции религии, феномен веры, соотношение рационально- го и иррационального в религии, толкование религиозных текстов – вопросы, затрагиваемые философией религии.

    26
    Философия права изучает проблему оснований правового регулирования общественной жизни, сущность и специфику права в отличие от религии, морали и нравственных установлений.
    Политическая философия рассматривает философские аспекты возникновения и сущности государства, динамику и законы развития государств, проблему управления в государстве, влияние политических сил и группировок на государственное регулирование.
    Философия литературы – область философских исследо- ваний, изучающая философскую проблематику в литературных тек- стах и статус литературы в философской культуре в целом. Как раз- дел философии данный раздел необходим при изучении философии писателей и мыслителей, которые не оставили после себя непосред- ственно философских текстов. Философия литературы изучает прин- ципы выявления философии в литературных текстах, приёмы толко- вания и прочтение произведений с целью выявления мировоззренче- ских смыслов.
    Основные части философского знания находятся в неразрыв- ном единстве в соответствии с предметом философии, которым вы- ступает всеобщее. Области философского знания развивают фило- софию в целом и в то же время позволяют сконцентрироваться на определённых общих проблемах и явлениях, выработать подходы и принципы их изучения, выяснить закономерности.
    10. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
    Вопрос о месте и роли философии в культуре сопряжён с вы- явлением сущности культуры. Понятие «культура» является наиболее неоднозначным и предполагает массу трактовок в истории мысли.
    Философские аспекты культуры рассматриваются такой областью философского знания, как философия культуры, которую иногда отождествляют с культурологией. Философия культуры ставит вопрос о том, что есть культура и где проходят границы культурного и не- культурного, вправе ли мы понимать под культурой только нравст- венные ценности или к сфере культуры относится вся творческая практическая деятельность человека.
    Под культурой понимается прежде всего надбиологическая составляющая жизни человека, в основе которой лежит творческая активность личности. Человек создаёт собственные смыслы и значе-

    27
    ния и обретает себя в этом мире смыслов. Культура, согласно дея- тельностной концепции культуры, представляет собой творческую деятельность человека по преобразованию природы и самого себя.
    Процесс данной деятельности связан с оформлением традиций, пе- редачей накопленного опыта последующим поколениям, трансляций ценностей и идеалов.
    По отношению к культуре философия выполняет важные ин- тегрирующие и оценочные функции. Философия создаёт целостные системы мышления, формирует мировоззрение, развивает духовную культуру человечества в плане нахождения ценностных ориентиров, постановки целей деятельности. Обращая культуру на саму себя, фи- лософия осуществляет критику косных и противоречивых положений.
    Философия провозглашает и отстаивает ценность человека в культу- ре, заставляет задуматься о смысле существования всего культурного целого: для чего нужна культура, мешает ли она или способствует развитию человека на определённой стадии своего развития.
    Критическая функция философии в истории развития культу- ры и мышления связана с пристальным вниманием философии к вы- двигаемым лозунгам и ценностям, пропагандируемым культурой.
    Смыслы, ценности культуры обладают историчностью, подвижны, изменчивы, и философия рассматривает их с точки зрения рацио- нальности, плодотворности для человека. В потоке изменяющихся ценностей, мнений, идеалов философия выявляет то ценностное единство и содержание, которое связывает культуру и препятствует её распаду, а также распаду человеческой личности. Такова самая важная – гуманистическая – функция философии в культуре и исто- рии мысли человечества.
    Литература
    1.
    Кохановский В.П., Жаров Л.В, Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 190 с.
    2.
    Современный философский словарь / под общ. ред.
    В.Е. Кемерова. – М.: Академический Проект, 2004.- 864 с.
    3.
    Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов.
    – М.: Гардарики, 2009. – 368 с.
    4.
    Философия: учебник для вузов/под общ.ред. В.В. Мироно- ва. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
    5.
    Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зо- рина, Н.Ф. Рахманкулова, А.В. Соколов и др.; под ред. А.П. Алексее- ва, Л.Е. Яковлевой. – М: Проспект, 2010. – 336 с.

    28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта