Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

  • 2. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

  • Второй позитивизм (эмпириокритицизм).

  • Третий позитивизм (неопозитивизм).

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница9 из 33
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33
    Тема 7. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
    СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1. Формирование и развитие неклассической философии, ее основные черты
    2. Позитивизм и его исторические этапы
    3. Философия западноевропейского иррационализма конца
    XIX начала XX века
    4. Философия психоанализа
    5. Экзистенциализм
    6. Герменевтика. Постмодернизм
    1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
    НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
    Начиная с середины XIX в. западная философская мысль пре- терпевает значительные изменения в содержании и характере своего философствования. Эти изменения во многом были обусловлены но- вой социально-исторической обстановкой, а также открытиями в об- ласти науки и техники.
    В классической западной философии господствовала рацио- нальная парадигма, берущая свое начало еще в античности и дос-

    110 тигшая своего апогея в немецкой классической философии. Для классической философской мысли было характерно утверждение принципа разумности бытия, присуща безграничная вера в способ- ность разума познавать мир, в способность направлять человеческие действия. Считалось, что мир устроен на разумных началах, и чело- век сам в состоянии познать природный и общественный мир и усо- вершенствовать его. Задача философии заключалась в выработке необходимых для этого методов познания.
    Знаменитое гегелевское утверждение: «все действительное разумно, все разумное действительно», означало, что в основе уни- версума, то есть всего природного и социального мира, лежит разум, мировой разум, абсолютная идея и т.д. Таким образом, ведущей те- мой классической философии было прославление разума, утвержде- ние безграничности человеческого познания, которое служило для реализации гуманистических идеалов. Согласно рациональной фило- софии, человек является разумным существом, может осознать соб- ственные возможности и организовать жизнь на разумных началах.
    Само общество выступало результатом воплощения в жизнь социаль- ных идеалов.
    Однако к середине XIX в. начинает укрепляться убеждение в том, что прогресс науки и техники не всегда способствует возможно- сти разумного усовершенствования общества и исторического про- цесса. Человек больше не видит в историческом процессе осуществ- ление высшего разума, наоборот, казалось, что человечество вообще не желает решать свои проблемы разумно.
    В философии закрепляется мысль о беспочвенности и тщет- ности всех упований человека на разумное устройство мира, на то, что его познание даст человеку надежную ориентацию в действи- тельности. Бесконечные войны, восстания и революции, охватившие
    Европу, голод и эпидемии, периодические экономические кризисы подрывали устои классической рациональной парадигмы.
    В философии выделилось два наиболее крупных направле- ния, определивших дальнейший характер философствования: пози- тивизм и иррационализм.
    2. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
    Позитивизм возникает во Франции в 30-40-е годы XIX в. По- зитивисты считают, что «наука сама себе философия!», то есть тра- диционная философия занимается метафизическими изысканиями, оторванными от реальной жизни, необходимо отказаться от метафи-

    111 зических абстракций, так как такое знание бесполезно для практиче- ских целей и принципиально недостижимо. В старом традиционном виде (как метафизика) философия не имеет права на существование.
    Философия должна обратиться к исследованию позитивного знания.
    Она должна стать методологией науки, обобщать научные результа- ты, исследовать связи между науками.
    В истории позитивизма выделяют несколько этапов.
    Первый позитивизм – 30-е годы XIX в. О. Конт, Дж. Ст. Милль,
    Г. Спенсер.
    Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм) – конец
    XIX в. Э. Мах, Р. Авенариус.
    Неопозитивизм – 20-е годы ХХ в. М. Шлик, Р. Каранап,
    Л. Витгенштейн.
    Постпозитивизм – 60-70-е годы ХХ в. Т. Кун, И. Лакатос,
    П. Фейерабенд.
    Основателем первого позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). Главное произведение О. Конта
    – «Курс позитивной философии». Центральное место в системе Конта занимает открытый им «закон трех стадий» интеллектуальной эво- люции, или прогресса развития человека и общества. По мнению
    Конта, каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических стадии: теологическую (фиктивную), мета- физическую (отвлеченную) и научную (позитивную). Согласно рас- суждениям Конта, отсюда возникают три взаимно исключающих друг друга вида философии, три системы воззрений на совокупность яв- лений: первая есть исходный отправной пункт человеческого ума, третья – его окончательное состояние, вторая является только пере- ходной ступенью.
    Первая стадия – теологическая. В теологическом состоянии человеческий ум направляет свои исследования на внутреннюю при- роду вещей, стремясь к абсолютному знанию, он рассматривает яв- ления как действия сверхъестественных сил – богов, демонов, духов.
    Вторая стадия – метафизическая. На этой стадии сверхъесте- ственные силы заменяются отвлеченными сущностями – олицетво- ренными абстракциями, неразрывно связанными с различными пред- метами. А объяснение явлений сводится к определению соответст- вующей сущности, человек ссылается на различные выдуманные первосущности, например, вода у Фалеса, апейрон у Анаксимандра,

    112 идеи у Платона, монады у Лейбница, «вещь-в-себе» у Канта, абсо- лютный дух у Гегеля, материя у материалистов.
    Человек создает видимость ответа на вопрос о первоначале, так как на самом деле на этот вопрос нет ответа.
    Третья стадия – позитивная. На этой стадии человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отка- зывается от исследования происхождения и назначения вселенной, он больше не пытается познать первые и конечные причины всех вещей. Он сосредотачивается на изучении действительных законов, явлений. Человек получает достоверное знание о мире, в основе ко- торого лежит позитивный метод, то есть эмпирическое исследование.
    Объяснение фактов становится лишь установлением связи между различными частными явлениями и некоторыми общими фактами, число которых уменьшается по мере прогресса науки.
    Теологическая система достигла своего наивысшего расцвета при переходе к монотеизму, метафизическая – когда заменила част- ные сущности одной природой. Позитивная философия стремится представить все наблюдаемые явления как частные случаи одного общего факта.
    Философия должна отказаться от своего метафизического содержания и заняться систематизацией и обобщением данных от- дельных наук. На позитивной стадии решающую роль играет закон подчинения воображения наблюдению. Конт объявляет наблюдение универсальным методом получения знаний. Опытное знание основы- вается на наблюдении, поэтому научное знание не может проникнуть в сущность явлений. Научное знание носит описательный характер.
    Конт выстраивает свою классификацию наук, в основу которой кла- дет принцип их разделения в зависимости от предмета, характера и содержания. Его классификация выглядит так:
    1. Математика.
    2. Астрономия.
    3. Физика.
    4. Химия.
    5. Физиология.
    6. Социальная физика (социология).
    7. Мораль.
    Эта классификация ориентирована преимущественно на есте- ственные науки, хотя в нее и включена социология, в ней все же не нашлось места для собственно гуманитарных наук, например, для

    113 истории, также отсутствует логика и психология. Образцом науки выступает естествознание, его методы и приемы переносятся на об- щественные и гуманитарные науки, специфика которых никогда не учитывалась.
    Какое же место отводится философии? Как видно из приве- денной иерархии, Конт ей не отвел специального места. Позитивная философия должна охватить совокупность данных наук и изучать общие научные положения, системы понятий и методы частных наук.
    Под влиянием контовских идей сформировались и получили свое дальнейшее развитие взгляды Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.
    Второй позитивизм (эмпириокритицизм). Основные представители эмпириокритицизма Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард
    Авенариус (1843-1896) развивают антиметафизическую установку
    Конта, Милля и Спенсера, поэтому это направление часто называют
    «вторым позитивизмом». Второй позитивизм попытался расширить тезис о том, что действительным знанием является содержание «по- ложительных наук». По мнению Р. Авенариуса, философия больше не является наукой в собственном значении этого слова, она может быть определена только как «научное мышление». Философия вы- ступает как соединение общих понятий, которые были найдены путем специальных исследований. Методом философии является психоло- гический процесс, при котором происходит соединение понятий и понимания.
    Философия, понимаемая в качестве «научного мышления», должна быть «очищена» от всех метафизических заблуждений. На- звание «эмпириокритицизм» означает философию критического опы- та, задача которой состоит в критике опыта, «зараженного» метафи- зикой.
    Основным стержнем эмпириокритицизма является принцип
    «экономии мышления» и идея «чисто описательной науки». Задача науки состоит в описании: когда наука пытается объяснять, она вы- ходит за пределы опыта и переходит в сферу метафизических сущно- стей. Для науки характерны три функции: описание, объяснение и предсказание. Промежуточную сферу объяснения можно отбросить.
    Если дано полное описание, то этого вполне достаточно, для того чтобы сделать предсказание. Это подтверждается возникновением термодинамики, созданной трудами Гиббса, для Маха она выступала как идеал. Мах хотел очистить физику от метафизики, считая, что

    114 последняя проникла в физику, вследствие чего ученые хотят объяс- нять явления, а их надо описывать.
    По мнению Маха, высшим принципом науки является «эконо- мия», которая состоит в сведении понятий к ощущениям и уменьше- нии за счет этого количества элементов понятийного объяснения.
    Другими словами, следует отдавать предпочтение тем научным кон- цепциям, которые наиболее просто описывают базовый материал научного знания, состоящий из ощущений. Таким образом, надо мыс- лить более экономно, не удваивая мир, мыслить в соответствии с идеей простоты. Научные законы позволяют отслеживать путь по- знания в наиболее широком спектре фактов с наименьшим интеллек- туальным усилием. Задача науки состоит в поиске постоянного в ес- тественных явлениях, в поиске связей и взаимозависимостей. Полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, то есть эко- номит мышление. При выявлении взаимозависимости двух феноме- нов наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого. Так же и в описании, считает Мах, может быть сэкономлен труд благода- ря методам, позволяющим описывать один раз кратчайшим путем наибольшее количество фактов.
    К эмпириокритицизму примыкал и французский математик и физик Анри Пуанкаре (1854-1912). В своей работе «Ценность науки»
    (1905) Пуанкаре сформулировал известное положение о том, что прогресс науки подвергает опасности самые устойчивые принципы — даже те принципы, которые ранее принимались как основные. В ито- ге — «современный кризис математической физики». Уже в книге
    «Наука и гипотеза» (1902) Пуанкаре утверждал, что законы природы следует понимать как конвенции, т.е. условно, по соглашению, при- нятые положения. Эти конвенции являются произведениями свобод- ной деятельности нашего духа, который в данной области не знает никаких препятствий. Конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективного характера научной теории.
    Согласно Пуанкаре, наукой называется набор правил дейст- вия, правила игры – произвольное соглашение, и мы могли бы при- нять противоположное, если бы оно не было хуже первого. Напро- тив, наука есть правило действия, которое оказывается успешным, в то время как противоположное правило не может быть успешным.
    Таким образом, Пуанкаре трактует общие принципы и универсальные научные законы как условно принятые положения, т.е. конвенции.
    Понятие конвенции стало ведущим понятием гносеологического уче-

    115 ния Пуанкаре, получившего название конвенционализма. С точки зрения Пуанкаре, универсальные научные законы не относятся к ре- альному миру, а представляют собой принятые учеными соглашения для наиболее удобного описания соответствующих явлений. Пуанка- ре утверждал, что ученый сам творит факты своей науки, руково- дствуясь потребностью в максимальной простоте теорий и необходи- мостью их успешности при использовании. Опыт сохраняет за ученым свободу выбора, но он руководит выбором, помогая распознать наи- более удобный путь. Конвенциональные принципы выбираются субъ- ектом на основе его удобства и полезности. Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть лишь более удобной. Конвенции, выбираемые ученым, должны быть взаимно не- противоречивы. Если бы наука строилась на основе произвольных конвенций, то она была бы бессильна. Ценность научной теории из- меряется не степенью ее правильности соответствия действительно- сти, а удобством и целесообразностью ее применения для практиче- ских целей.
    Пуанкаре говорит о существовании в науке двух подходов: конвенционального и интуитивистского. Конвенциональный подход сопровождает науку с первого дня ее возникновения. Наука пользу- ется гипотезами для удобства различного рода вычислений. Гипотеза
    – это инструмент для ориентации в опыте, принимаемый учеными по соглашению. Вся наука гипотетична. Однако любые гипотезы подда- ются эмпирической проверке, следовательно, опыт является единст- венным источником истины. Любая гипотеза как можно чаще должна подвергаться верификации, и если она не прошла должной проверки, то от нее следует отказаться.
    Другой подход, который используется в науке – интуитивист- ский. Интуиция – это та же логика, те же логические процессы, но которые происходят подсознательно, интуитивно. По мнению Пуан- каре, открытия совершаются на подсознательном уровне, когда ре- шение находится, происходит прорыв из подсознания. Если бы полу- ченные таким образом данные были алогичны, то их нельзя было бы потом доказать при помощи логики.
    Третий позитивизм (неопозитивизм). Третья историче- ская форма развития позитивистской философии называется неопо- зитивизмом. Характерной особенностью неопозитивизма считается концентрация на частных логико-методологических проблемах и ана- лизе научного языка. Неопозитивизм берет свое начало в 20-е годы

    116
    XX в. в деятельности участников «Венского кружка» — научного се- минара в Венском университете (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). Под влиянием участников «Венского кружка», а также таких философов, как X. Рейхенбах и Л. Витгенштейн (1889-1951), матема- тик Б. Рассел (1872-1970), формируется школа логического позити- визма.
    Сторонники логического позитивизма противопоставляли науку философии: традиционные проблемы философии – это «пустая метафизика», которая оперирует с надуманными «ненаучными» по- нятиями, такими как «абсолютный дух», «мировой разум» и т.д. Фи- лософия не имеет своих особых методов и функций, отличных от ме- тодов специальных наук. Поэтому единственно возможным достовер- ным знанием может быть только знание частных наук.
    Представители логического позитивизма выдвигают задачу разработки научной философии, которая окончательно преодолела бы метафизику. Для логического позитивизма характерен ярко вы- раженный сциентизм. Он отказывается от характерного для прежнего позитивизма психологического и биологического подхода к познанию и пытается заменить его методом логического анализа языка науки, использующего аппарат современной математической логики.
    Подлинно научная философия, по мнению неопозитивистов, возможна только как логический анализ языка науки, который дол- жен быть направлен на устранение «метафизики» и исследование логического строения научного знания. В научном знании необходи- мо выявлять «непосредственно данное» или эмпирически проверяе- мое содержание научных понятий и утверждений, в конечном счете должны исчезнуть различия между отдельными науками о мире: фи- зикой, биологией, психологией, социологией – как по типу содержа- ния понятий, так и по способу их образования.
    Бертран Рассел, например, попытался обосновать филосо- фию и математику исключительно логикой. При таком подходе фило- софия предстает как обыкновенный логический анализ данных опы- та. Она не открывает новое знание, так как это прерогатива эмпири- ческих наук. Ее задача – проанализировать термины, понятия, базо- вые положения и устранить из них некорректные, двусмысленные и неточные. Логика и математика в отличие от всех других наук — о природе, обществе, человеке – истолковываются в качестве фор- мальной науки: не как знания о мире, а как система аналитических высказываний, формулирующих правила работы с предложениями и

    117 терминами языка науки. То есть на первый план выдвигаются чисто лингвистические проблемы, решаемые с точки зрения логики.
    «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна оказал ог- ромное влияние на логический позитивизм. Мир, согласно Витгенш- тейну, обладает атомарной структурой и состоит из фактов, а не ве- щей.
    Б. Рассел поясняет это следующим примером: Солнце – это факт; и моя зубная боль, если у меня на самом деле болит зуб, – это тоже факт. Факт делает предложение истинным. Это значит, что, ког- да мы хотим узнать, истинно ли данное предложение или ложно, мы должны указать на тот факт, о котором предложение говорит. Если в мире есть такой факт, предложение истинно, если нет – ложно. На этом тезисе, собственно, и строится весь логический атомизм.
    Интерес Витгенштейна сосредоточен не столько на мире са- мом по себе, сколько на языке и на его отношении к миру тех фак- тов, которые делают предложения истинными. Факты – это все то, о чем говорится в предложениях. Предложение есть не что иное, как образ или изображение, или логическая фотография факта. Понять же предложение, значит знать, что имеет место, когда предложение истинно.
    Для того же чтобы узнать, является ли образ истинным или ложным, необходимо сравнить его с действительностью. Единствен- ное назначение языка, по Витгенштейну, состоит в том, чтобы утвер- ждать или отрицать факты. Язык предназначен для того, чтобы гово- рить о фактах и только о фактах. Всякое иное использование языка неправомерно. Возникает вопрос о том, как обстоит дело с предло- жениями логики и математики, так как они не могут быть сведены к атомарным предложениям. Витгенштейн утверждает, что предложе- ния логики и математики являются абсолютно истинными, так как по сути они не являются предложениями, ведь они не изображают ника- кого объективного содержания. Предложения логики и математики – это тавтологии.
    Все существующие языковые выражения Витгенштейн разде- лил на три вида: предложения – они истинны, если соответствуют действительности; тавтологии – всегда истинны, противоречия – ни- когда не истинны.
    Тавтология и противоречие не являются образами действи- тельности, потому что не изображают никакого возможного положе- ния вещей, не несут никакой информации о мире. Например, мне

    118 ничего не известно о погоде, если я знаю, что дождь либо идет, либо не идет. Хотя тавтология и бессодержательна, но не бессмысленна, она необходима для перевода одних предложений в другие. Тавтоло- гия допускает любое возможное положение вещей, а противоречие не допускает никакого. Философские предложения в отличие от вы- сказываний о фактах, предложений логики и математики бессмыс- ленны. Поэтому философия не является наукой, ее задача состоит в критике языка, в достижении ясности предложений. Во второй поло- вине ХХ в. неопозитивизм теряет свое влияние.
    В 60-70-е годы в недрах неопозитивизма нарождается новая волна, получившая название
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33


    написать администратору сайта