Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. ФИЛОСОФИЯ ПСИХОАНАЛИЗА Психоанализ был основан австрийским врачом З. Фрейдом в конце XIX начале ХХ вв. Невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница11 из 33
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33
    Фридрих Ницше
    (1844-1900).
    В творчестве Ницше обычно выделяют три периода. Первый период составляют произведения, написанные мыслителем с 1871 по
    1876 гг. Это так называемый романтический период, время увлече- ния идеями А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Ницше размышляет на фи- лософско-эстетические темы. «Рождение трагедии из духа музыки»,
    1872 г.; «Философия в трагическую эпоху древней Греции», 1873 г.;
    «Несвоевременные размышления», 1873-1876 гг. Второй период с
    1878-1882 гг. – это период разочарований, отказа от прежних идеа- лов, переоценка ценностей и предпочтений. Книги этого периода:
    «Человеческое, слишком человеческое», 1878-1880 гг., «Утренняя заря», 1881 г., «Веселая наука», (книги 1-4) 1882 г.
    Третий период связан с созданием главных произведений:
    «Так говорил Заратустра», 1883-1886 гг.; «По ту сторону добра и зла», 1886 г.; «К генеалогии морали», 1887 г.; «Антихрист», 1888 г.

    130
    Рассмотрим основные понятия философии Ницше. Централь- ное понятие Шопенгауэра «воля к жизни» Ницше трансформирует в
    «волю к власти». Ницше развивает учение о воле как первооснове всего существующего. Он определяет «волю к власти» как движущее начало, присущее всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь, по его мнению, стремится к власти, т.е. доминированию и самоут- верждению.
    Ницше связал волю с феноменом жизни, жизнь стремится к максимуму чувства власти, она представляет собой волю к аккумуля- ции силы. «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?» — спрашивает Ницше и отвечает: «Из-за власти». Эта фор- мула в одинаковой мере относится как к дереву и растению, так и к животному.
    По мнению Ницше, жизнь является конечной целью любого человеческого существа и характеризуется ростом и подъемом. Од- нако Ницше отрицает дарвиновскую теорию эволюции и естественно- го отбора, полагая, что наиболее приспособленные – это как раз не
    «наилучшие», а «средние», «посредственные».
    Именно наиболее сильные и счастливые оказываются в жиз- ни слишком слабыми, когда им противостоят организованные стад- ные инстинкты, боязливость слабых, численное превосходство, – ут- верждает Ницше. Вместо прогресса Ницше видит в истории развития человеческого общества вырождение и декаданс. Человек как вид не прогрессирует и не представляет прогресса в сравнении с каким- нибудь иным животным.
    Согласно Ницше, появление человека не является прогрес- сом, наоборот, все ведущее к человеку, было упадком. Человек – это высшее заблуждение природы, ее падение.
    Ницше отвергает идею эволюции, полагая, что ничто не раз- вивается от низшего к высшему. Мир представляет собой вечное из- менение, становление и круговорот (возвращение). Ницше развивает идею «вечного возвращения», суть которой в том, что мир существу- ет вечно и постоянно повторяет бесконечно большое, но все же ко- нечное положение своих вещей. Идея вечного возвращения полагает возможность повторения через определенное время всякого явления бесчисленное количество раз.
    Понятия «прогресс» и «развитие» Ницше заменяет «станов- лением». Нет «бытия», есть лишь «становление». Жизнь – это вечное

    131 становление, в котором нет логики, оно недоступно рациональному истолкованию, оно непознаваемо.
    Становление – это результат борьбы между волями, каждая из которых стремится стать сильнее. Воля к власти является основой эволюции. Становление есть жажда жизни. Необходимо развивать все, что повышает волю к власти, саму власть в человеке. Все, что происходит из слабости, – дурно, поэтому должно быть отброшено.
    Что же, по мнению Ницше, не способствует развитию воли к власти: во-первых, рациональная деятельность, так как только в инстинкте воля к власти находит свое проявление; во-вторых, мораль, которая подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему; в-третьих, социализм, проповедующий равенство между людьми, что противо- речит самой сущности жизни.
    Мораль возникает, по мнению Ницше, как реализация чувст- ва превосходства одних людей, «аристократов», «господ», над дру- гими — «рабами», «низшими». В морали Ницше видит только «вос- стание рабов», вечное противостояние «господской» и «рабской» морали. Ницше говорит о «восстании рабов в морали» в смысле «ду- ховной мести» угнетенных, проходящей через всю историю челове- чества.
    Мораль служит наилучшим средством для сохранения обще- ства. Изначально для закрепления благопристойного поведения ис- пользуется принуждение, но постепенно человек начинает соотно- сить свое поведение с общественными установлениями уже в силу привычки и собственной совести. Мораль становится внутренним достоянием, человек создает законы и сам им подчиняется.
    Ницше критикует господствующую в Европе мораль, считая, что она способствует сохранению бедных полуудачных или неудач- ных видов человека. Мораль, считает Ницше, это инстинкт стада про- тив сильных и независимых, инстинкт страдающих и ошибающихся против счастливых, инстинкт посредственных против исключитель- ных. И если «сильные» примут эти правила жизни «слабых» в каче- стве собственных правил, то они сами превратятся в стадных живот- ных. Практически цитируя Нагорную проповедь, Ницше обрушивает- ся с критикой на христианство. Евреи, по мнению Ницше, вывернули наизнанку аристократическую формулу – хороший – знатный – могу- чий – прекрасный – счастливый – любимый богом, полагая, что толь- ко несчастные, страждущие, больные и слабые – хорошие и благо- честивые, проповедуя любовь к слабым и убогим и отвращение к

    132 сильным и здоровым. Христианство – это религия рабов, в которой нормой является то, что полезно или выгодно сообществу слабых и бессильных. Слабые пытаются обуздать сильных с помощью таких понятий, как сострадание доброта и покорность, превознося их в ка- честве добродетелей. Сильные и независимые индивиды провозгла- шаются опасными и поэтому «злыми». Рабская мораль выражает по- требности стада.
    Ненависть Ницше к христианству исходит из его представле- ния о том, что оно делает человека слабым и покорным, неспособ- ным к свободному развитию, оно препятствует развитию высших личностей.
    «Переоценка ценностей», которую провозглашает Ницше, должна возродить мораль «аристократов», создать свои ценности, которые дадут человеку возможность превзойти его нынешнее со- стояние.
    Необходимо стать по ту сторону добра и зла, по ту сторону так называемой стадной морали, мешающей развитию высшего типа человека. Это не означает, что надо совершенно отбросить все цен- ности, надо создать новые ценности, которые будут выражением жизни и позволят человеку двигаться в направлении сверхчеловека.
    В работе «Веселая наука» звучат знаменитые слова Ницше о том, что «Бог умер», что вера в христианского Бога стала недостой- ной веры. Упадок веры в Бога открывает путь для полного развития творческих сил человека; христианский Бог с его приказаниями и запретами больше не стоит на пути, и взгляд человека больше не направлен в нереальное сверхъестественное царство. Бог умер, ме- сто умершего Бога займет сверхчеловек.
    Ницше развивает идею сверхчеловека в работе «Так говорил
    Заратустра». Ницше формулирует главную проблему своей филосо- фии: как создать такую культуру, которая могла бы облагородить человечество. Ницше считает, что появление человека не является прогрессом, наоборот, человек есть высшее заблуждение природы, упадок. Человек – это мимолетность, высокомерное насекомое, бо- лезнь земли, избавиться от которой было бы праздником. Культурное совершенствование человека должно привести к появлению челове- ка нового типа, отличающегося от современных ему людей особого рода морально-интеллектуальными качествами. Таким идеалом чело- века выступает образ сверхчеловека.

    133
    По мнению Ницше, человек есть нечто, что должно преодо- леть. Сверхчеловек – смысл земли, это миф, цель для воли. Однако нельзя считать, что человек сам по себе разовьется в сверхчеловека в процессе естественного отбора. Для появления сверхчеловека не- обходимо, чтобы высшие индивиды переоценили все имеющиеся ценности, особенно христианские, и создали новые. Эти новые цен- ности и зададут направление для появления сверхчеловека.
    Прообраз сверхчеловека Ницше видит в Александре Великом,
    Цезаре, Макиавелли, Наполеоне. Ницше дает понять, что сверхчело- век мог бы быть Гете и Наполеоном в одном лице, главное его каче- ство – то, что он был бы высококультурным человеком, искусным во всех делах, совершенно свободным, утверждающим жизнь. Сверхче- ловек – это в первую очередь человек, обладающий хорошо развитой волей к власти, это творец самого себя. Это сильная личность, пре- одолевающая все моральные нормы и запреты. Развитая воля к вла- сти, способность покорять и повелевать, свобода от всех моральных установлений, которые делают человека слабым – вот что характери- зует человека нового типа. Тип высшего человека может быть дос- тигнут только при помощи строго отбора и соответствующего воспи- тания. Сверхчеловек должен освободить в себе задавленные ин- стинкты.
    4. ФИЛОСОФИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
    Психоанализ был основан австрийским врачом З. Фрейдом в конце XIX начале ХХ вв.
    Невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856-
    1939) сначала изучал мозг человека и нервные болезни. Позже под влиянием известного врача Шарко начинает изучать истерию и увле- кается исследованием влиянии гипноза. Это поможет ему разрабо- тать собственный терапевтический метод — метод «свободных ассо- циаций».
    Психоаналитическое учение Фрейда основывается на мате- риалах его клинической практики лечения истерических больных.
    Изучая неврозы и психические отклонения, Фрейд и создает теорию психоанализа, которая впоследствии приобретает философский ста- тус. Основные работы 3. Фрейда: «Толкование сновидений», (1899),
    «Тотем и табу», (1913), «По ту сторону принципа удовольствия»
    (1919), «Психология масс и анализ человеческого Я», (1921), «Я и

    134
    Оно», (1923), «Клинические случаи», (1924), «Будущее одной иллю- зии», (1927).
    Фрейд приходит к «открытию» в человеческой психике сфе- ры бессознательного.
    В психической организации Фрейд выделяет три области: сознательное, предсознательное и бессознательное.
    Бессознательное представляет собой ту часть психики, в ко- торой сосредоточены бессознательные желания, влечения, вытес- ненные из сознания идеи. Оно иррационально, в нем находятся такие инстинктивные элементы, которые никогда несознаваемы и не дос- тупны сознанию. Кроме того, в бессознательном существует матери- ал, который отделен – подвергнут цензуре и вытеснен из области сознания. Хотя этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание, тем не менее, воздейст- вуют на сознание, но косвенным образом.
    Предсознательное – это часть бессознательного, которая лег- ко может стать сознательной. Это разумное Я человека, память, мышление. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что вы делали вчера, ваши любимые лакомства, запах костра из опавших листьев, необычную форму пирога, съеденного на празд- новании вашего десятилетия.
    Сознательная часть связывалась Фрейдом в основном с вос- приятием внешнего мира, включала в себя только то, что мы осозна- ем в данный момент времени. Хотя Фрейд интересовался механизма- ми работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсозна- тельное и бессознательное.
    В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд описывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаи- модействия трех инстанций: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
    Первая (нижняя) инстанция обозначается термином «Оно»
    (Id). Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для всех инстанций в структуре личности. Id содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, заложено конституцией.
    Само по себе Id примитивно и неорганизованно, оно может быть уподоблено слепому королю, власть которого абсолютна, но который должен полагаться на других в распределении и использо- вании этой власти.

    135
    Id не изменяется по мере развития и достижения зрелого возраста, так как не находится в контакте с внешним миром. Его за- дача состоит в ослаблении напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума состояний дискомфорта. «Оно» руководству- ется собственными законами, отличными от законов функционирова- ния остальных частей личности.
    Содержание Id составляют примитивные мысли, которые ни- когда не осознаются, и мысли, которые сознание отвергает и обосно- вывает для себя как неприемлемые. По мнению Фрейда, пережива- ния, которые отвергаются или подавляются, не проходят бесследно, они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контро- ля сознания.
    «Оно» – это «кипящий котел инстинктов», неосознаваемых влечений и желаний. Важнейшие из них: инстинкт жизни (Эрос) — это любовь во всех ее проявлениях, стремление к самосохранению и продолжению рода, что достигает своей кульминации в сексуальном влечении (либидо), и инстинкт смерти (Танатос) — это стремление к смерти, деструкции, разрушению. Это агрессивная сила, назначение которой Фрейд усматривает в уравновешивании раздражений, вызы- ваемых инстинктом жизни.
    «Оно» действует по произвольно выбранной программе по- лучения наибольшего удовольствия. «Оно» руководствуется принци- пом удовольствия, особенно характерным для животных и детей в раннем возрасте. Однако удовлетворяя свои импульсы и влечения, индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит
    «Оно». В нем выделяется сознательное «Я», которое стремится обуз- дать бессознательные влечения и направить их в такое русло, чтобы оно не шло вразрез с требованиями социальной реальности.
    Вторая инстанция обозначается понятием «Я» (Ego).
    Ego – это та часть психики, которая находится в контакте с реальностью внешнего мира. Она развивается по мере того, как ре- бенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять повторяющиеся требования, идущие из Id. Ego, по- добно коре дерева, защищает Id, но также питается его энергией. Его задача состоит в обеспечении жизнеспособности личности, безопас- ности и здоровой психики.
    «Я» – это сфера сознания, которая формируется как «оттиск» внешней реальности, при этом зависит от влечений и инстинктов

    136
    «Оно». Фрейд постулировал, что «Я» имеет особые функции: оно осознает события внешнего мира, делает их безопаснее или ком- фортнее. Деятельность «Я» заключается в регулировании уровня напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражите- лями. Состояние дискомфорта вызывается увеличением напряжения, тогда как уменьшение напряжения приводит к состоянию удовольст- вия. Поэтому «Я» стремится к удовольствию, пытаясь избежать и преуменьшить страдания. «Я» руководствуется принципом реально- сти (т.е. способно отказываться от удовлетворения желаний).
    На первый взгляд может показаться, что «Я» управляет
    «Оно», однако, хотя Фрейд и не отрицает некоторую самостоятель- ность сознания («Я»), тем не менее, он полагает, что именно «Оно» является подлинным властным двигателем «Я». «Оно» диктует свои условия «Я», и сознание это далеко не всегда осознает. В качестве примера взаимоотношения между «Я» и «Оно» Фрейд проводит сравнительную аналогию между всадником и лошадью: как всадник, который не сумел обуздать лошадь, ведет ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает волю «Оно» в такое действие, которое будто бы является его собственной волей.
    Третья инстанция – «Сверх-Я» (Super Ego) или «Идеал-Я» – это высшая сфера бессознательного, которая царит над «Я» как со- весть или бессознательное чувство вины. «Сверх-Я» – источник мо- ральных принципов человека, которые формируются воспитательны- ми запретами, социальными и моральными нормами. «Сверх-Я» от- ражает заповеди, социальные запреты, власть родителей, оно служит судьей или цензором поступков и мыслей «Я». Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести «Сверх-Я» выполняет роль по ограниче- нию, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения – это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или за- прещений.
    «Сверх-Я» формирует и утверждает моральные нормы лично- сти. Задача «Сверх-Я» – осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть трансформировать социально неодобряемые поры- вы «Оно» в социально приемлемые импульсы «Я», и в этом оно, ка- залось бы, солидарно с «Я», так как также стремится обуздать вле- чения «Оно». Но на самом деле «Сверх-Я» оказывается ближе к

    137
    «Оно», поскольку является «наследником эдипова комплекса» и вы- ражением самых мощных движений «Оно».
    По мнению Фрейда, высшая цель психической деятельности состоит в том, чтобы поддерживать уровень динамического равнове- сия, который предельно увеличивает удовольствие в результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается Id, кото- рое имеет примитивную, инстинктивную природу. Задача Ego – реа- листически рассматривать основные побуждения, идущие от Id.
    С другой стороны, Ego также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на Id: Super Ego и требованиями реаль- ности внешнего мира. Super Ego, развиваясь на основе Ego, играет роль совести, нравственного цензора по отношению к практической деятельности Ego. Оно выставляет ряд установок, которые опреде- ляют и сдерживают гибкость Ego.
    Таким образом, психика человека – арена постоянной борьбы высших и низших бессознательных сил. «Я» предстает в виде «не- счастного сознания», которое должно поддерживать баланс между
    «Оно» и «Сверх-Я». Если одерживает победу «Оно», человек теряет свой культурный, моральный облик, так как «Я» подчиняется и стре- мится к постоянной реализации бессознательных влечений «Оно».
    Если побеждает «Сверх-Я», влечения и инстинкты ограничиваются.
    «Я» торжествует над «Оно». Это, так сказать, нормальное состояние психики. Человек, по мнению Фрейда, должен усилить «Я», сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны
    «Сверх-Я» и повысить его способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в «Оно».
    Однако тут его подстере- гает серьезная опасность. Подавленные инстинкты не исчезают бес- следно, при нарушении равновесия они вызывают в психике челове- ка болезненные состояния, приводящие к неврозу или психологиче- скому срыву. Главная цель психоанализа – восстановление нарушен- ного равновесия.
    Для этого необходимо установить причину психологического конфликта личности, которая содержится в бессознательном. С по- мощью метода свободных ассоциаций (анализируются сны, оговорки, непроизвольные действия и т.д.) выявляется деструктивная психиче- ская сила, о которой пациент, как правило, и не подозревает. Эту силу следует устранить из сферы «Оно», перевести в сферу «Я». За- дача психоаналитика в том, чтобы помочь пациенту осознать, что именно его терзает. После того как пациент заново переживет трав-

    138 мирующую психику ситуацию, он, как правило, избавляется от дейст- вия деструктивной бессознательной силы. Перевод бессознательного материала человеческой психики в область сознания поможет чело- веку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в ре- альной жизни.
    В качестве движущей силы бессознательного Фрейд выделяет сексуальное влечение (либидо), которое играет важнейшую роль в происхождении неврозов. Уже младенец обладает либидо. Начиная с раннего детства, ребенок испытывает спонтанные, неосознанные эротические устремления, направленные на ближайший объект – мать. Но постепенно «Сверх-Я» подавляет это влечение. Так возни- кает «Эдипов комплекс» (мальчик испытывает влечение к матери, а отца воспринимает как соперника), влияющий на психику человека в течение всей жизни. Это положение фрейдизма во многом спорно.
    Последователи Фрейда (К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.) широко использовали его методологию познания общественных яв- лений, которая требовала раскрытия лежащих в их основе бессозна- тельных механизмов, подавленных желаний. Однако учение Фрейда было подвергнуто критике вследствие чрезмерного преувеличения роли психосексуального влечения.
    Идеи Фрейда, принятые сначала очень отрицательно, посте- пенно начинают обретать своих сторонников, которые выступили в защиту психоаналитических концепций. Формируется движение пси- хоанализа, состоящее из врачей-психотерапевтов и психологов, вос- принявших психоаналитический метод Фрейда. Психоанализ – общее течение, объединяющее теории 3. Фрейда, неофрейдистов А. Адлера,
    К. Юнга, Ж. Лакана и других исследователей.
    Соратник и популяризатор теории Фрейда швейцарский пси- холог Карл Густав Юнг (1875-1961) первоначально разделяет основ- ные идеи своего учителя, но вскоре начинает переосмысливать ис- ходные принципы психоанализа. Его не устраивает фрейдовское по- нимание сущности и природы бессознательного, а также преувели- ченная роль либидо как сексуального влечения. Под либидо Фрейд понимает психическую энергию, определяющую интенсивность пси- хических процессов, общее проявление бессознательной и созна- тельной жизни личности. Либидо есть некий поток психической энер- гии, который либо преодолевает преграды, либо откатывается назад, создавая неврозы. Для Юнга бессознательное характеризует все пси-

    139 хические процессы, которые не осознаются, не будучи предметом сознания, или воспринимаются как вытесненные из сознания. С точки зрения Юнга, инстинкты имеют символическую природу. Символика является составной частью психики.
    Центральное понятие Юнга – «коллективное бессознатель- ное» и его образы (архетипы). Юнг различает «личное» и «коллек- тивное» бессознательное. Личное бессознательное отражает лично- стный опыт отдельного человека, его содержание составляют пере- живания, которые когда-то были сознательными, но впоследствии были забыты или подавлены. Коллективное бессознательное есть основа индивидуальной психики, так как формируется в течение че- ловеческой истории и содержит скрытые следы памяти человеческо- го прошлого, оно передается по наследству.
    Юнг полагает, что психика ребенка уже хранит структуру, определяющую дальнейшее развитие и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу, одинаковой у всех детей. Коллективное бессознательное является общим для всех людей и, следовательно, едино.
    Коллективное бессознательное является резервуаром, в ко- тором содержатся все «архетипы».
    Под архетипами Юнг понимает формальные образцы поведе- ния, или символические схемы, на основе которых оформляются кон- кретные образы, которыми человек оперирует в своей реальной жиз- ни.
    Архетипы являются изначальными образами, воспоминания- ми об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.
    Юнг приходит к идее архетипа, изучив рассказы своих паци- ентов, которые описывали ему свои сны и фантазии. Сны пациентов включали удивительные идеи и образы, содержание которых не мог- ло быть прослежено из их прошлого опыта. Исходя из этого, Юнг об- наружил тесную связь между содержанием снов пациентов и мифи- ческими и религиозными темами, найденными им в разных культурах.
    По мнению Юнга, архетипы являются структурно-форми- рующими элементами внутри бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в личных фантазиях, и в мифологиях всей культуры.
    Наряду с личным и коллективным бессознательным Юнг вы- деляет такие понятия, как «Персона», «Тень», «Анима», «Анимус»,
    «Самость».

    140
    Наша «Персона» выступает в качестве своеобразной маски, которую личность предъявляет миру. Это характер, который мы счи- таем приемлемым для социального окружения; через него мы взаи- модействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. За нашей персоной, как за ширмой, скрывается «ис- тинное Я».
    Сам термин персона в переводе с латинского означает «мас- ка» или «фальшивое лицо», человек играет определенную социаль- ную роль, навязанную ему обществом, используя приемы, свойствен- ные именно этой роли. Цель «Персоны» – произвести соответствую- щее впечатление на окружающих. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ.
    «Тень» – это архетипическая форма, состоящая из материа- ла, подавленного сознанием; она олицетворяет все низменное, при- митивное в человеке, ее содержание включает те желания и воспо- минания, которые отсекаются человеком как несовместимые с персо- ной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень со- держит в себе все агрессивные и разрушительные тенденции, кото- рые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а так- же неразвитые позитивные и негативные черты.
    В снах тень является как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, она может появиться как животное, карлик, бродяга.
    «Анима» и «Анимус» – это абстрактные образы, которые представляют женский архетип в мужчине и мужской в женщине.
    Одним из главных архетипов личности выступает «Самость».
    Самость – это единство сознания и бессознательного, которое во- площает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.
    В конце 30-х годов появляется неофрейдизм (Э. Фромм,
    К. Хорни, Г. Салливан). Его представители отходят от концепции бес- сознательного и развивают преимущественно социокультурные ас- пекты фрейдизма.

    141
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33


    написать администратору сайта