Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования
Скачать 2.8 Mb.
|
Тема 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Общая характеристика русской философии 2. Основные периоды развития русской философии 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Русская философия представляет собой национальный тип философии, сформировавшийся в рамках русской культуры. Как це- лостное образование русская философия – это не только исторически сложившийся феномен, но и особый тип, стиль философствования. В рамках мировой истории философии русская философия занимает своё место и решает круг мировоззренческих проблем, рассматри- ваемых философией в целом. Знание русской философии необходимо для лучшего понимания отечественной культуры и приобщения к бо- гатому философскому опыту, накопленному нашими соотечественни- ками. Непосредственно рождение философии в России относится исследователями к XVIII веку (эпоха Просвещения), когда светское мировоззрение обрело свой вес и значимость в духовной культуре и постепенно угасало заимствование и интерпретация византийского и славянского духовного наследия. Возникновение русской философии имеет свои социальные и духовные предпосылки (основания), главными из которых следует считать принятие христианства (крещение Руси) в 988 г. и создание славянской азбуки. С принятием христианства в духовную жизнь Руси вошли произведения византийских православных авторов, и русская культура приобщилась к философской традиции, которая зародилась ещё в Древней Греции. Поэтому история русской философии связана с осмыслением западной философской мысли. Православная духовная традиция, воспринятая из Византии, стала определяющим духовным фундаментом для русской филосо- фии благодаря развитому православному учению, опирающемуся на святоотеческое наследие. Русские философы обращались к проблематике, которая яв- ляется общим полем для философского и религиозного рассмотре- ния, тяготели к «вечным» проблем смерти и бессмертия человека, соотношения человека и Бога, конечности и бесконечности, единства и разделённости всего существующего, цели, смысла и трагичности человеческого существования, проблеме поиска счастья и целостно- сти во всех её аспектах. В рамках решения этих вопросов русские 155 философы тяготели к целостному всеохватывающему объяснению, не ограничивались только детальным построением модели какой-то од- ной составляющей части сущего. В плане гносеологическом русская философия тяготеет к ир- рационалистическим построениям и выдвигает интуитивное постиже- ние истины – это делает русскую философию близкой к восточным философским системам с их образностью и символичностью. Целое мира можно постичь интуитивно, а не рациональным способом, кото- рый предполагает разделение целого. Но претензия на всеохватность в русской философии не ис- ключает антропологической проблематики. В центре внимания оста- ётся человек и его включённость в общий проект мироздания. Этиче- ская проблематика является характерной для русской философии на протяжении всей русской истории, но проблема человека не привя- зывается к решению узкопрактических, сиюминутных задач. Этиче- ские проблемы решаются с позиции общезначимости и гуманистиче- ских ценностей. Заявленная проблематика освещалась не только в рамках це- лостных философских произведений и трактатов. В плане изложения для русской философии характерна публицистичность, и множество философских идей выражались посредством изобразительных средств художественной литературы, в переписках, дневниках, очер- ках, журнальных статьях. Например, глубокие философские взгляды выражали в своих произведениях такие великие русские писатели, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Как явление в культуре и тип философствования русская фи- лософия представляет собой целостный феномен, который обладает вышеперечисленными признаками. Но целостность русской филосо- фии – результат споров и борьбы различных направлений в рамках самой русской философии, история которой весьма динамична, а по- рой и драматична. Предыстория русской философии и явилась теми предпосылками, которые подготовили её возникновение как само- стоятельного явления на арене всемирной философии. 2. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Периодизация русской философии представляет собой про- блему исследования для истории философии. На современном этапе существуют различные подходы к периодизации русской философ- ской мысли, большинство из которых предпочитают рассматривать 156 конкретные философские направления (например, западническое и славянофильское) в их содержательных, а не временных рамках. Су- ществует некоторое общее представление о периодизации русской философии, которое прослеживается в большинстве периодизаций. С точки зрения общих представлений, русская философия проходит в своём развитии несколько этапов (направлений): 1. Предыстория русской философии (X-XVII века). 2. Рождение философии в России (XVIII век) – эпоха Про- свещения. 3. Русская философия XIX – начало XX века. 4. Русская религиозная философия XX века. 5. Философия советского периода (1917-1991). 6. Современная русская философия (1991 – по настоящее время). Предыстория русской философии (X-XVII века) (Представители – митрополиты Иларион и Никифор, монах Филофей, иосифляне (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий) и нестяжатели (Максим Грек, Сергий Радонежский)) Предысторию русской философской мысли относят к периоду существования Киевской Руси, средневековому периоду русской ис- тории. Во времена Киевской Руси возникли первые сочинения, кото- рые касались философской проблематики религиозной и повседнев- ной жизни. Начало русской философской мысли связано с принятием православия и созданием славянской азбуки. В это время осуществ- ляется духовное обогащение русской культуры в результате перевода книг византийских авторов, отчасти происходит преемственность древнегреческих философских идей. Дохристианский период развития духовной культуры на Руси был связан с мифологическим и религиозным типом мировоззрения. Языческие верования древних славян являлись необходимым по- средником в восприятии окружающего мира. Человек, по представ- лениям древних славян, пребывал в упорядоченном и соразмерном мире, где все живые существа, стихии и жизненные процессы нахо- дятся в гармонии. Человек для благоустройства своей жизни должен был прислушиваться к происходящему вокруг, вчувствоваться в при- роду и не нарушать естественного, заведённого богами порядка. Боги 157 олицетворяли отдельные природные стихии и процессы, с которыми была связана и повседневная жизнь человека, земледельческие ра- боты. Особо важное место занимал культ плодородия – центральный для понимания языческого христианства, потому что урожайность являлась главным жизненным приоритетом для славян (вследствие неплодородности почв). В связи с христианской идеологией изменяется, по сравнению с язычеством, взгляд на человека и природу. История в масштабном и индивидуально-человеческом плане воспринимается как линейная, то есть и общий ход исторического развития, и индивидуальная че- ловеческая жизнь, которую человек проживает день за днём, имеют свои рамки, начало и конец. Всё существующее должно придти к ка- кому-то итогу. Данное положение отличается от языческих верова- ний, согласно которым всё существующее включено в круговорот и бесконечные переходы одно в другое. Язычник мог сослаться на влияние стихий, обстоятельств и божеств в случае каких-либо жиз- ненных неудач и неурядиц, в христианском мировоззрении человек уже является ответственным за свои поступки, за тот выбор, кото- рый он совершает, признаётся необходимость морального выбора между добром и злом, расставляются этические приоритеты. Самое известное сочинение периода русской философской мысли, которое относится к предыстории её формирования, – это «Слово о законе и благодати митрополита Илариона», в котором яв- лена попытка представить богословское видение всемирной истории. Логика сочинения соответствует замыслу автора: представить все- мирную историю как смену трёх различных по своему духовному со- держанию периодов: языческого, иудейского и христианского. Каж- дый период характеризуется определённым духовным содержанием, основанным на религиозном мировоззрении. Языческий период – это период мракобесия и поклонения идолам, иудейский период описан в Ветхом Завете и характеризуется властью закона, который решает участь человека, христианский период ознаменован новой вехой в жизни человечества – это власть благодати, которая даруется Богом и делает человека свободным, но свобода эта наделяет человека и большой ответственностью. В «Слове о законе и благодати» Иларион метафорически использует ветхозаветный сюжет: ветхозаветный и новозаветный периоды сравниваются через образы двух людей: не- законного сына рабыни Агари и свободного сына Сарры – библейских персонажей. В целом работа Илариона представляет собой толкова- 158 ние Священного Писания в русле выработки целостного взгляда на историю. Попытка осмысления истории выражена также в широко из- вестной идее «Москва – третий Рим», сформулированной в рукопис- ных трудах монаха Филофея, жившего в «московский период» отече- ственной истории. Согласно данной идее, в истории сменяются три духовных центра, которые хранят православие: Древний Рим (пал из- за укрепления язычества) – Константинополь (столица Византии, от- клонилась от православия и была завоёвана) – Москва (переняла византийскую православную традицию). Попыткам философского осмысления подвергался также и уклад православных общин, взаимоотношения церкви и государства, которые играли весьма существенную роль в средневековой истории Руси. Упомянутый анализ производился среди богословских партий иосифлян и нестяжателей. Иосифляне (руководитель – Иосиф Волоц- кий) выступали за регламентацию повседневной жизни, неукосни- тельное следование церковным уставам и главенство церкви над го- сударством, вмешательство церкви в государственные дела. Нестя- жатели (Сергий Радонежский) выступали за ограничение церковного влияния, аскетизм и умеренность, приобщение к труду. Результатом конфликта двух богословских направлений стала победа иосифлян, что привело к Расколу православной церкви в XVII веке. Рождение философии в России (XVIII век) – эпоха Просвещения (Представители – Г.С. Сковорода, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Эпоха Просвещения в России ознаменована влиянием про- светительских идей на все стороны жизни. Огромное значение в это время придавалось наукам и опытному изучению. Именно с XVIII ве- ка, как считают исследователи, берёт своё начало русская филосо- фия как таковая, потому что русское философствование обретает собственную традицию и основу, а не развивается исключительно в рамках славянской богословской культуры. Снижается роль богосло- вия на философскую мысль России, появляется так называемая «университетская философия», которая развивается в университетах под влиянием немецких преподавателей философии. Получила раз- витие и социально-политическая философия, что связано с общест- венными проблемами, которые назревали в российском обществе. 159 С XVIII века происходит формирование западнических и славяно- фильских идеологий, которые задали тон философии в России на длительное время, вплоть до наших дней. Известным представителем философских идей эпохи Про- свещения является Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), который был активным сторонником и выразителем просветительских принципов своего времени. М.В. Ломоносов развивал философское учение о материи и её атрибутах (неотъемлемых свойствах). Мате- рия, по мысли М.В. Ломоносова, состоит из молекул, которые, в свою очередь, состоят из атомов. Протяжённость, форма и движение – это свойства материи, которая приводится в движение Богом. М.В.Ломоносов не отрицал существования Бога и настаивал на не- противоречии философии и религиозной веры. Как истинный просве- титель М.В. Ломоносов придерживался мнения о том, что нравы и образ жизни людей можно улучшить путём распространения образо- вания. Русская философия XIX – начало XX века (Представители – западники (П.Я. Чаадаев), славяно- филы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков), А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, Н.С. Трубецкой, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев). XIX век русской философской мысли характеризуется выра- боткой целостных философских направлений, которые обретают соб- ственные проблемы исследования и определяют национальную спе- цифику русской философии. Происходит обогащение философского знания в различных разделах: онтологии, гносеологии, философии истории, философской антропологии, политической философии. Раз- виваются материалистические и идеалистические идеи. На 30-40-е годы XIX в. приходится расцвет русской философ- ской мысли в области общественно-политической мысли. Выдвигают- ся два ведущих философских направления, которые вызвали интерес не только в рамках академического философствования, но и в обще- ственных кругах интеллигенции, литературе, публицистике. Славя- нофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков и И.С. Аксаков и др.) настаивали на самобытном развитии русской культуры, поиске и ценности собственных культурных основ, необходимости роста национального самосознания и изучения русской культуры. Запад- 160 ники (П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, А.С. Пушкин и др.) утверждали необходимость для России следования западным рационалистическим культурным идеалам. Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) является основопо- ложником западнической философской традиции. Свой взгляд на философию истории П.Я.Чаадаев изложил в ряде «Философических писем». П.Я.Чаадаев считает, что основная задача мыслителя – не накапливать знания в области истории, а осмысливать их, пытаться найти замысел Бога о человеке – этот замысел проходит через исто- рию, и вся последовательность поколений – образ одного человека. Конечная цель истории раскрылась в христианстве – это установле- ние Царства Божьего – совершенного общественного устройства, ко- торое раскрывается через христианские ценности блага, красоты и любви. Но в таком масштабном проекте человек обладает свободой выбирать ценности, что и проявляется во всём многообразии само- бытных культур. Русская культура тоже избрала себе ценности в вос- точном варианте христианства, но, по мысли П.Я.Чаадаева, находит- ся практически вне исторического развития, которое связывается П.Я.Чаадаевым с католичеством. Однако во второй период своего творчества П.Я. Чаадаев ут- вердился в преимуществе «особого» пути русской культуры, который не знает «западных» проблем. На его решение оказали влияние кро- вавые революционные события, произошедшие в Европе, давшие толчок иррационалистическому направлению в философии. Потенци- ал русской культуры, как считал П.Я.Чаадаев, ещё не раскрыт. В полемику с западниками вступили славянофилы (А.С. Хомя- ков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин и др.). Славянофильство пред- ставляет собой сочетание различных областей знания: географии, филологии, этнографии, богословия, истории – и попытку их осмыс- лить сквозь философское видение. Общее направление – это призна- ние самобытности и целостности русской культуры. Основным исход- ным моментом для познания у славянофилов является религиозная вера. Союз разума, интуиции и веры, рационального и иррациональ- ного начал способствуют выработке цельного (целостного) знания, которое только и является совершенным, но доступно не отдельному человеку, а вырабатывается совместно, «соборно» в рамках провоз- глашённых христианских идеалов. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) выдвинул важ- ную для понимания славянофильства идею соборности, которая 161 понимается как христианское единство людей, единение, общий дух, который объединяет верующих. Соборный дух являет себя в право- славии, в отличие от католичества, где преуменьшена роль личной свободы, и протестантизма, где индивидуальная свобода возводится в ранг абсолюта. В православии, по мысли А.С.Хомякова, происходит гармоничное сочетание индивидуальной свободы и общинности, кол- лективных начал. История подчиняется не только Провидению, но и управляет- ся свободной волей. А.С. Хомяков различает два принципа, которые движут историей: принцип свободы (символизирует Запад) – иранст- во и принцип необходимости (символизирует Восток) – кушитство. В истории происходит борьба и переплетение данных духовных начал. Русская культура более всего близка к цельности и целостному по- стижению, не характеризуется агрессивными тенденциями, присущи- ми многим народам, поэтому её потенциал в деле развития идеи сво- боды в истории очень высок Славянофильские взгляды Ивана Васильевича Киреев- ского (1806-1856) изложены в работах «В ответ А.С.Хомякову», «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвеще- нию России». И.В.Киреевский развивает русскую религиозную фило- софию и определяет православие как единственно верное, чистое учение о Христе, которое сохранило дух раннего христианства апо- стольских времён. Если католическое богословие опирается на ан- тичное наследие, где разум, рациональные обоснования берут верх над верой, то православие – на святоотеческое учение, в котором происходит целостный синтез разума и веры в их непротиворечивом единстве. Цельность духа – это идеал существования для человека, предполагающий гармоничный союз всех способностей и сил челове- ка: творческих, нравственных, эстетических – ради дополнения и укрепления веры. Философия в этом отношении играет промежуточ- ную роль между науками и верой: философия и есть тот необходи- мый мостик, который соединяет знания и веру путём разъяснения различных религиозных и научных положений. Философия «всеединства» В. Соловьева. Идеи о цель- ности духа и целостном единстве как универсальном принципе были развиты в философском учении В.Соловьёва. Философское творчест- во Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) – вершина отечест- венной философской мысли ХIХ столетия, которая стала духовной предпосылкой для философско-религиозного направления в России в 162 XX веке. Философия В. Соловьёва представляет собой целостную фи- лософскую систему, которая охватывает различные разделы фило- софии. Свои идеи В.Соловьёв изложил в работах «Философские на- чала цельного знания», «Критика отвлечённых начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Три разговора», «Оправдание добра». Идея всеединства (всё есть одно, всё в одном) – центральная в философском творчестве В.Соловьёва. На раннем этапе своего творчества идея всеединства просматривается сквозь призму рас- смотрения вопроса познания истины, и такое познание видится воз- можным в синтезе и сотрудничестве трёх систем мировоззрения: ре- лигии, философии и науки. Помимо рационального и эмпирического познания, В.Соловьёв признаёт и интуитивное познание действи- тельности. В.Соловьёв выдвигает идеал цельного знания – знания, лишённого ограниченности использования исключительно рацио- нальных и иррациональных способов постижения мира. Данный синтез трёх видов знания (религии, философии и науки) представляет собой гносеологический аспект всеединства, которое полагается В.Соловьёвым как универсальный принцип орга- низации всего сущего (космический принцип). Всеединство – это единство в бытии на всех его уровнях (он- тологическом, гносеологическом, аксиологическом, практическом). В мироздании всё находится в единстве, всё есть одно: например, Бог, космос и человек едины (онтологический аспект всеединства), но едины в Боге. В. Соловьев растворяет Бога в мире, Бог разумен и действует в мире, являясь космическим принципом организации все- го сущего в мире. София (символ божественной мудрости) — «душа мира» – объединяет Бога, природу и человека, олицетворяет прин- цип всеединства. Бог выступает началом всего существующего наличного ми- ра. Едины общество, государство и церковь (практический уровень бытия), едины Истина, Красота и Добро (аксилогический – ценност- ный уровень). Принцип всеединства, базовый для философии В.Соловьёва, является универсальным для всей его философской системы. В более полной мере В. Соловьёв развил идею соборности, разработанную славянофилами, в стройную упорядоченную концепцию и выразил центральное стремление русской философии к синтезу западной и восточной культуры, рациональных и иррациональных подходов в познании – целостному всеохватывающему знанию. 163 Русская религиозная философия XX века (Представители – Н.А. Бердяев (экзистенциальный персонализм), С.Л. Франк (философия всеединства), И.А. Ильин (философия политики), Г.П.Федотов (философия культуры) и др.). Русская философия ХХ века представлена двумя направле- ниями: русской религиозной философией и философией советского периода в русской культуре, который характеризовался влиянием партийной идеологии. Социокультурными предпосылками русской религиозной фи- лософской мысли в ХХ веке стало особое декадентское (тяготеющее к пессимизму) умонастроение, господствующее среди интеллигенции. Помимо общих дискуссий на темы общественно-политического уст- ройства России, обсуждения насущных социальнозначимых для Рос- сии проблем (преодоление отсталости, бедности, повышение грамот- ности населения, интенсификация технического прогресса), в интел- лигентских кругах поднимались вопросы осмысления основ человече- ского существования, которые связывались с божественными, рели- гиозными основаниями. Возникали трактовки христианства, которые могли пересекаться и расходиться с православным учением. В начале ХХ века назревали важные для истории России со- бытия. Интеллигенция пыталась объяснить существующие противо- речия, которые возникли в социальной, духовной и экономической жизни страны, и свою собственную роль в русской культуре. Знако- вым событием в этом направлении стал выпуск сборника «Вехи», ко- торый представлял собой собрание статей русских религиозных фи- лософов, посвящённый роли и месту интеллигенции в цепочке «ин- теллигенция – власть – народ». Философия Н. Бердяева. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) выделяется из ряда русских философов концепцией ав- тономии личности (экзистенциальный персонализм), хотя и в его трудах прослеживается идея соборности. Мировоззрение Н.А. Бер- дяева изложено в его трудах «О назначении человека. Опыт пара- доксальной этики», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Смысл творчества» и др. Личность Н.А. Бердяев трактует как образование духовно- религиозного порядка в отличие от индивидуальности и представле- нии о человеке как единице рода. Понятие личности для Н.А. Бер- дяева соотносится с понятиями «Бог» и «общество», но ни общество, ни Бог не тяготеют над личностью в существенном, значительном 164 плане. Таким образом, личность находится вне общества, общество не определяет личность. Внешний объектный мир («призрачный»), который окружает человека и в котором человеку приходится существовать, отличается от мира «подлинного» – мира истинных ценностей красоты и любви – и противостоит ему. Внешний мир безличен и противостоит лично- сти, по существу, личность находится с миром «во вражде», противо- стоит рассеиванию и распылению, которое идёт от мира. Протест и освобождение личности происходят через творчество, в творчестве человек уподобляется Богу – творцу и создателю. Творчество высту- пает сущностью человека, которая объединяет его со всеми людьми и с Богом – так проявляется соборность. Через соборность происхо- дит приобщение к миру любви – любви к Богу и любви людей друг к другу. Свобода человека заключена в автономии личности и в при- звании к добру. Для Н.А. Бердяева личность стоит выше общества вследствие своей автономии и независимости. В истории Бог уже во- плотился в реальном человеке, и этот факт задаёт многим поколени- ям людей ценностные ориентиры в плане самореализации – реализа- ции внутреннего потенциала быть свободными от природной и соци- альной необходимости, выстраивая свою жизнь согласно духовным ценностям. И выбор этот стоит перед каждым человеком, невзирая на обстоятельства и условия жизни. Здесь Н.А. Бердяев является по- следователем С.Кьеркегора, утверждавшего, что у человека всегда есть свобода выбора. Философия И. Ильина. Иван Александрович Ильин (1883- 1954) известен как философ, внёсший вклад в развитие философии политики. Политическую сферу жизни И.И. Ильин оценивал весьма высоко и возводил её к области духовной культуры. Философ признавал влияние культуры на политическую жизнь страны и утверждал, что продуктивные политические преобра- зования немыслимы без учёта культурных стереотипов. На этой основе И.А. Ильин считал революционные преобразования начала ХХ века губительными для России, потому что происходил перенос опыта западных революций и преобразований на русскую почву. По мысли И.А. Ильина, монархия и демократия могут гармонично сосу- ществовать друг с другом, но при условии использования уже имею- щегося опыта демократических преобразований, которые находятся в рамках русской культуры. Такую демократию, наилучшую для России, И.А. Ильин называл «органической» и признавал её возможность 165 лишь при условии государственного регулирования и надзора над демократическими формами. В отличие от многих своих современников, И.А. Ильин не со- относил русскую культуру с идеей некоей общей культуры, которая вберёт в себя весь духовный опыт человечества. Как последователь христианских воззрений на человека И.А. Ильин настаивал на том, что к общечеловеческим ценностям можно прийти через повышение уровня самосознания народа, раскрытие своей духовности. Причём в решении этических вопросов И.А. Ильин не отрицал применения си- лы против зла (работа «О сопротивлении злу силою»). Свобода понимается И.А. Ильиным через категории самораз- вития и самовоспитания. Свободный человек – человек свободный прежде всего внутренне, способный самостоятельно принимать эти- чески верные решения и отстаивать свою внутреннюю автономию. Народ, который не развил в себе способность быть свободным, должно ограничивать в реализации свободы, чтобы неразумное по- ведение людей не привело к культурной катастрофе и гибели наро- да, тоталитаризму. С этих позиций всеобщее избирательное право для И.А. Ильина неприемлемо: разница в духовной культуре избира- телей не позволит в итоге прийти к единственно верному решению. Русская религиозная философия XX века – особая страница в истории русской философской мысли, которая представляет расцвет и подъём философии в один из самых трагических периодов для рус- ской культуры. После революции 1917 года русская философия ХХ века развивалась в рамках двух направлений: русской религиоз- ной философии, которая представлена философами, находящимися в эмиграции за рубежом, и советской философией, которая лишена философско-религиозных изысканий в богословском ключе, а сосре- дотачивалась на материалистических направлениях исследований. Философия советского периода (1917-1991) (Представители – Г.В. Плеханов, В.И.Ленин, Н.И. Буха- рин, Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, А.А. Жданов, А.Н. Леонтьев, Г.С.Батищев, Э.В. Ильенков, П.П. Гай- денко, М.К. Мамардашвили, русские космисты – В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский). Духовная культура советского периода определялась влияни- ем идеологической системы, которая вырабатывалась и дополнялась в течение существования советского государства. Русская религиоз- ная философская мысль и идеи всеединства, цельного познания были забыты, хотя идея соборности во многом напоминала коллективист- 166 ские мировоззренческие основания советской культуры. Интеллиген- ты царской России эмигрировали или были высланы из страны и уже за границей развивали начатые религиозно-философские направле- ния и идеи. В стране развивались материалистические взгляды на историю и материалистическое учение. Было переработано маркси- стское учение и возникла марксистско-ленинская философия, диа- лектическая логика стала приоритетной областью исследования, и в этом направлении была проделана большая работа советскими ис- следователями. Тем не менее, русский марксизм не представляет собой однородного явления. Советская философия в своём становлении опиралась на труды К.Маркса, Ф.Энгельса, К.Каутского, Г.В.Плеханова, В.И. Ленина и др. Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), первый русский марксист, пропагандировал и развивал марксистские идеи в конце XIX века. Г.В. Плеханов известен как первый автор, употребивший термин «диалектический материализм» в марксизме, и именно Г.В. Плеханов первым остаивал идеи диалектического материализма. Основные работы Г.В. Плеханова: «К вопросу о развитии мо- нистического взгляда на историю» (1895), «К вопросу о роли лично- сти в истории»(1895), «Очерки по истории материализма» (1893). Г.В. Плеханов предложил следующую структуру марксистской фило- софии: диалектика, философия природы и философия истории. Фи- лософия истории рассматривается Г.В. Плехановым с позиции и в категориях марксизма. В работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» под понятием «монистический взгляд» Г.В. Плеханов по- нимает материалистическое понимание истории. Материалистический монизм – это единство субъекта и объекта. Относительно истории Г.В. Плеханов рассматривал взаимодействие субъектов и объектов исторического процесса. Основным вопросом философии истории Г.В. Плеханов считает вопрос о причинах и основаниях исторического развития – тех движущих силах, которые направляют ход историче- ского развития. Таковыми он считал производительные силы, кото- рые развиваются под воздействием природы и окружающей среды. Марксистско-ленинская философия включала в себя круг различных проблем, которые являются традиционными для филосо- фии в целом. Философия ставилась на службу идеологии, и её кри- тическая роль резко ограничивалась, что составило серьёзнейшую угрозу философскому творчеству. После установления сталинского режима в стране произошла догматизация философии. После осуж- 167 дения культа Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году роль идеологии в философии стала постепенно понижаться, что привело к созданию оригинальных философских концепций и продуктивному развитию и обогащению философии. Принадлежность к марксистско-ленинской школе приобретала статус внешнего необходимого атрибута. Оригинальным философским направлением, развившимся в рамках советской философии, является философия космизма, кото- рая представляет собой взгляд на мир как на целостное образование, в котором все включённые элементы взаимосвязаны. Известные представители русского космизма – В.И. Вернадский (1863-1945), К.Э. Циолковский (1857-1935) и А.Л. Чижевский (1897-1964). Соглас- но учению В.И.Вернадского, по мере развития своей деятельности человек формирует и развивает сферу разума – ноосферу, которая должна в дальнейшем включить в себя всю сферу природы – био- сферу. Ноосфера и есть сфера культуры. Идеи В.И. Вернадского со- звучны идеям К.Э. Циолковского, который акцентировал внимание на целостности космоса и неуничтожимости материи. Философия русского космизма продолжает характерную для русской философии направленность на выработку целостных фило- софских концепций, призванных охватить всё сущее в его целостно- сти и совокупности. Данную тенденцию также иллюстрирует фило- софская концепция М.К. Мамардашвили (1930-1990), который видел задачи философии в решении целого спектра проблем, затрагиваю- щих различные стороны бытия, включая мышление, переживание, свободу и т.д. В дальнейшем советская философия составила серьёзную ба- зу для развития философских идей в постсоветской России. Современная русская философия (1991 – по настоящее время) (Представители – А.А. Гуссейнов, К.С. Гаджиев, А.А. Кара-Мурза и др.). Со времени исчезновения СССР в культурной жизни страны произошли изменения в сторону плюрализма различных философ- ских направлений, школ и идей. Преподавание философии в вузах освободилось от влияния прежней идеологической системы. Проис- ходит подъём исследований в области истории философии, касаю- щихся зарубежных философских направлений и школ, которые в со- ветское время были признаны «буржуазными» и идеалистическими. 168 Изучается религиозно-философское наследие русской интеллиген- ции, жившей за рубежом, возрождается интерес к вопросу о месте и роли России в общемировом историческом процессе. В ряду проблем, которые рассматриваются философами в России, стоят глобальные проблемы современности: проблема толе- рантности и диалога культур, глобализации. Возникает интерес к си- нергетике – учению о самоорганизующихся системах, что стало важ- ным для осмысления экологических проблем и поиска выхода из сложившейся тяжёлой экологической ситуации. Также происходит развитие традиционной для России богословско-философской про- блематики, возрождается осмысление православного вероучения и связи рационального и иррационального в познании. Таким образом, современная философия в России ставит ак- цент на решении следующих проблем: – Место и роль русской философии в общем мировом фило- софском наследии. – Проблема диалога культур (в ряду вопросов особое место занимает тема «Запад – Россия – Восток», в рамках которой рассмат- ривается место и роль русской культуры относительно западной и восточной культуры, роль русской культуры в решении глобальных культурных проблем. –Этика в современном мире (толерантность, гуманизм, судьба общечеловеческих ценностей, милосердие в современном обществе, поиск ценностных ориентиров). – Синергетика – междисциплинарное направление в науке, изучающее процессы в самоорганизующихся системах. – Философия природы (рассматриваются экологические про- блемы в свете нарастания потребности в формировании нового эко- логического сознания). – Судьба рационализма в современной культуре вследствие нарастания иррационализма и усиления постмодернистских течений в философии и культуре. – Философия науки (критерии научности, специфика гумани- тарных наук, проблема творчества, иррациональное и рациональное в науке). – Философия истории и политическая философия, переос- мысление русской истории (в свете назревших политических проблем в рамках современной культуры). 169 Проблемы, рассматриваемые на современном этапе, обуслов- лены не только логикой развития философии как таковой, но и со- циокультурными факторами по преимуществу. Ярким примером в этом отношении служит этика ненасилия А.А. Гуссейнова, изложен- ная в его многочисленных работах и статьях. Согласно взгляду А.А. Гуссейнова, ненасилие является той универсальной ценностью всех культур, которая может послужить основой для продуктивного диалога культур. Именно ненасилие, по мнению А.А. Гуссейнова, яв- ляется адекватной альтернативой тенденции к жестокости, агрессии и разделению. Современная философия в России развивается на базе гума- нитарных факультетов, которые развивают то или иное направление исследования круга философских проблем. Своё почётное место в ряду философских школ занимает и Ростовская философская школа, основанная на базе философского факультета РГУ (ЮФУ). Сущест- венный вклад в развитие философских идей внесли такие известные философы, как Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович. Ростовские философы развили оригинальные идеи в науковедении (философская концеп- ция М.К. Петрова). Проблематика исследований ростовской школы включает в себя следующие направления: философия культуры (Е.Я. Режабек, Г.В. Драч, О.М. Штомпель, М.В. Заковоротная и др.), философская антропология (Е.В. Золотухина, М.В. Заковоротная), философия и методология науки (В.П. Кохановский, В.Д. Бакулов, Т.Г. Лешкевич), история философии (В.П. Яковлев, А.Н. Ерыгин), ис- тория европейской философии и культуры (В.И.Молчанов, Г.В.Драч). Перед философией в России на всех уровнях философского осмысления действительности стоит очень много проблем, и самой важной является проблема востребованности философии в общест- ве. В массовом сознании укрепляется неверное представление о спе- цифике и задачах философии, которые связываются лишь с «бес- плодным мудрствованием». Возникают проблемы, связанные с пре- подаванием философии в вузах в связи с изменением познаватель- ных ориентиров учащихся, большей ориентированности на предмет- ное познание, а не на абстрактное, отвлечённое мышление. Основ- ная гуманизирующая задача философии на современном этапе – это представить возможность современному человеку выработать собст- венное целостное видение событий, явлений, предметов, срезов дей- ствительности, определить границы рационального и иррационально- го, определить основные этические категории, показать многовариа- 170 тивность выбора, научить устанавливать меру ответственности. За- дача современной философии в России – рассказать человеку о со- временной культуре и помочь ему найти самого себя в культуре, ко- торая ориентируется на раздробленность, расщепление и плюрализм мнений. Литература 1. Евлампиев И.И. История русской философии: учеб. посо- бие для вузов. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с. 2. Кохановский В.П., Жаров Л.В, Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 190 с. 3. Философия: учебник для вузов/под общ.ред. В.В. Мироно- ва. – М.: Норма, 2009. – 928 с. 4. Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф., Соколов А.В. и др. Фило- софия в вопросах и ответах: учеб. пособие; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М: Проспект, 2010. – 336 с. |