Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ПОЗНАНИЕ КАК ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

  • 2. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница16 из 33
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33
    Тема 11. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
    И ГРАНИЦЫ
    1. Познание как отношение человека к миру. Субъект и объ- ект познания
    2. Чувственное и рациональное познание и их формы
    3. Проблемы истины в философии и науке
    1. ПОЗНАНИЕ КАК ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ.
    СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
    При изучении первого вопроса следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных задач философии.
    Теория познания (гносеология) является важнейшим разделом мно- гих философских систем, а порой и основным ее компонентом.

    203
    В гносеологии четко прослеживается связь таких понятий, как сознание, знание, познание. Сознание человека всегда есть осоз- нанное бытие, выражение его отношения к своему бытию. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отража- ет, идеально воспроизводит объективные закономерные связи и от- ношения реальной действительности. Можно сказать, что всякое соз- нание существует в форме знания.
    Как правило, термин «знание» употребляется в трех основ- ных смыслах: а) способности, навыки, умения, которые базируются на осведомленности, как что-либо осуществить, сделать; б) особая познавательная единица, в котором гносеологическая форма отно- шения человека к миру органически связана с практическим отноше- нием; в) любая познавательно значимая информация.
    Познавательная активность в конечном счете направлена на удовлетворение исторических формирующихся материальных и ду- ховных потребностей и интересов людей, и в этом плане неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью. Последняя представляет собой историческую предпосылку, основу и важнейшую цель познания. Познание как форма духовной деятельности сущест- вует в обществе с момента его возникновения. Оно проходит опреде- ленные этапы развития, на каждом из них процесс познания осуще- ствляется в многообразных социально-культурных формах, вырабо- танных человечеством. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что познание – процесс приобретения и развития знания, его посто- янное расширение, углубление, совершенствование, обусловленный общественно-исторической практикой. Можно сказать и иначе, это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого яв- ляется новое знание о мире.
    Для этого надо выяснить – что представляет собой объект и субъект познания? В западноевропейской философии было введено понятие субъекта познания, которое оказалось удобным для характе- ристики знания и познания. В общем виде субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
    Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, сообщество ученых), коллектив и общество в це-

    204 лом. В субъект на уровне общества входят различные приборы, ком- пьютеры, установки, но они выступают здесь лишь как части, эле- менты системы «субъект», а не сам по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средст- вом, условиями деятельности субъектов. Общество считается универ- сальным субъектом, поскольку в нем объединены субъекты разных уровней. Вне общества нет и не может быть никакого познания и практики, хотя общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивиду- альных субъектов.
    Те конкретные вещи, явления, процессы, на которые непо- средственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. Следует обратить внимание на то, что понятие объект и объективная реальность – не совпадаю- щие понятия. Объективная реальность – это то, что существует объ- ективно, независимо от субъекта и его сознания. Объект же это часть, фрагмент объективной реальности, но не вся реальность.
    Скажем, электрон вплоть до конца XIX столетия не был объектом, хотя бесспорно был частью объективной реальности.
    В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относи- тельности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом.
    Причем, объектом познания могут выступать не только мате- риальные, но и духовные явления.
    Важно заметить, что между понятием «субъект» и «объект» нет абсолютных граней. Это можно четко обнаружить в современной науке, где различия между субъектом и объектом вообще трудноуло- вимы, кажется, что они сливаются воедино в познании. Яркий пример тому, ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью приборов в познании микрообъектов. В классической физике постулировалась независимость физических объектов от субъекта, от условий познания и от приборов.
    Классическая картина мира, как известно, формируется в эпоху научной революции и связана с научными идеями Г. Галилея,
    Р. Декарта, И. Ньютона. Объяснительным эталоном классической

    205 научной картины мира считалась однозначная причинно- следственная зависимость. Предполагалось, что все состояния мира могли быть строго просчитаны и предсказаны. Основным условием было требование элиминации (исключения) всего, что относилось к субъекту познания. Классический тип рациональности исходит из того, что при теоритическом объяснении объекта надо абстрагиро- ваться от всего, что относится к субъекту, применяемым им средст- вам и совершаемым операциям. Это позволяет получить достоверное, объективное истинное знание о мире, поскольку наука ориентирова- на на предметное и объективное исследование действительности.
    Конечно, и на этом исследовании нельзя не учитывать мировоззрен- ческие установки и ценностные ориентации исследователя.
    В неклассической картине мира ( конец XIX – начало XX вв.) формируется неклассический тип рациональности, который с необхо- димостью учитывает зависимость результатов исследования от ха- рактера средств исследования и от специфики тех операций, кото- рым подвергается изучаемый объект. Теперь и субъект, и условия познания как бы вторгаются в сам объект. Неклассическая наука строится на познании субъективности научного познания. Субъектив- ность означает не субъективный произвол исследователя, а учет то- го, что в большинстве случаев воздействие познающего субъекта на изучаемый объект таково, что от него невозможно абстрагироваться.
    Как правило, мы изучаем не объект в чистом виде, а процесс взаимо- действия человека с изучаемым объектом.
    Обнаружение субъективности научного знания по-новому поставило проблему объективности. Субъективность показывает, что познавательный процесс не нейтрален по отношению к объекту изу- чения. Тот, кто познает, находится не вне, а внутри изучаемого объ- екта. Он сам составляет одну из его активных частей, и от характера активности субъекта зависит, как себя поведет объект. Это, однако, не означает, что поведение объекта управляемо субъектом. Его по- ведение определяется законами природы, которые и определяют ре- акцию объекта на познавательные действия субъекта.
    В неклассической научной картине мира по преимуществу изучают саморегулируемые системы, но в мире существуют более сложные, самоорганизующиеся системы. Изучение сложноорганизо- ванных неравновесных систем привело к созданию принципиально новой теории самоорганизации систем – синергетике. Именно с 70-х годов ХХ века осуществляется переход к постнеклассической картине

    206 мира. Для нее характерны такие взаимосвязанные черты, как иссле- дование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисципли- нарность этих исследований. Что же касается субъекта, то теперь уже учитывается соотнесенность получаемых значений об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с внут- ринаучными и социальными ценностями и целями, которые его ха- рактеризуют.
    Следует обратить внимание на то, что «субъект» и «объект»
    – парные категории, которые взаимопредполагают друг друга. Субъ- ект всегда предполагает объект, а объект всегда предполагает субъ- екта познания. Поскольку активной стороной в познавательной дея- тельности является субъект, он превращает предмет в объект своей теоретической и практической деятельности. В узкогносеологическом смысле можно сказать, что без субъекта немыслим объект, но верно и обратное: без объекта нет субъекта, ибо любая деятельность субъ- екта всегда предметна. Между субъектом и объектом возникают про- тиворечия, разрешение которых происходит посредством практиче- ского изменения объекта субъектом, посредством подчинения объек- та сознательной цели и воле субъекта.
    В структуре познавательной деятельности важную роль иг- рают условия познания. Они опосредуют отношения субъекта и объ- екта. Подобное опосредование может ориентировать либо на адек- ватность познания, либо на искажение сущности изучаемого объекта.
    Для уяснения сущности познания следует проанализировать отношение между: 1) получающим знание субъектом и источником знания (объектом); 2) между субъектом и знанием; 3) между знанием и объектом. В первом случае задача заключается в том, чтобы объ- яснить, как возможен переход от источника к потребителю. Для этого необходимо теоретически объяснить то, как содержание познавае- мых вещей и явлений переносится в человеческую голову и преобра- зуется в ней в содержание знания. Во втором отношении возникает комплекс вопросов, связанных, с одной стороны, с освоением чело- веком уже готовых, имеющихся в культуре массивов знаний в книгах, таблицах, кассетах, ЭВМ и т.д. С другой – с оценкой субъектом тех или иных знаний, их глубины, адекватности, усвоения, полноты, дос- таточности для решения тех или иных задач. Что касается отношения между знанием и объектом, то оно подводит к проблеме достоверно- сти знания, истины и ее критериев.

    207
    Для того чтобы уяснить структуру познавательной деятель- ности человека, необходимо понять основополагающие принципы познания. К их числу относятся: принцип объективности, принцип познаваемости, принцип отражения, принцип творческой активности субъекта, органически связанный с принципом практики.
    Принцип объективности. Он утверждает: объекты познания
    (вещи, природные и социальные явления, знаковые структуры) суще- ствуют вне и независимо от субъекта и самого процесса познания.
    Отсюда вытекает методологическое требование – вещи и явления нужно познавать объективно, то есть такими, каковы они есть сами по себе. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя.
    Принцип познаваемости. Он утверждает, что реальность надо познать такой, какой она есть. Данный принцип является выводом из всей истории познания и практики человечества. Человек спосо- бен адекватно, с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.
    Принцип отражения. Этот принцип неразрывно связан с по- нятием отражения, в котором выражена сущность материалистиче- ского понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснения познания – признание его отражательного характера.
    Принцип отражения можно сформулировать следующим образом: познание объекта есть процесс отражения его в голове человека.
    В гносеологических концепциях прошлых эпох отражение рассматривалось: во-первых, как пассивный процесс, подобный зер- кальному отражению; во-вторых, как процесс, в основе которого ле- жит механическая причинность (появление образов детерминируется воздействием на органы чувств конкретных причин); в-третьих, как исчерпывающая характеристика способа и конкретных механизмов формирования объективно-истинного знания. Все это приводило к трактовке различных форм познания в духе метафизического и со- зерцательного подходов.
    Сохраняя рациональное, что обычно в понимании принципа отражения в прошлом, современная гносеология вкладывает в этот принцип качественно новое содержание. В настоящее время отраже- ние понимается как всеобщее свойство материи и определяется как способность явлений, предметов, систем воспроизводить в своих

    208 свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. На основе подобного взаимодействия возникают разные формы отражения и виды информации.
    Принцип творческой активности субъекта на основе практи-
    ки. Введение этого принципа позволяет на качественно новом уровне понять подлинную природу субъекта и объекта познания, с одной стороны, и конкретный механизм их взаимосвязи в структуре позна- вательного акта – с другой.
    В гносеологии субъект не есть только система, получающая, хранящая и перерабатывающая информацию (подобно любой живой системе). Субъект – это прежде всего общественно-исторический фе- номен, наделенный сознанием, способный к целеполагающей, пред- метной, творчески преобразующей деятельности. С этой точки зре- ния, субъект познания – это не только отдельный индивид, но и со- циальная группа, слой, общество в ту или иную историческую эпоху.
    Качественно по-новому подходит современная гносеология и к рассмотрению объекта. Для субъекта не безразлично, является ли нечто актуальное объектом познания или нет. С гносеологической точки зрения это представляет специальный интерес.
    В связи со сказанным можно сформулировать общую законо- мерность познания, гласящую о том, что степень предметного освое- ния реальности в практике людей вычленяет ту совокупность изме- рений объекта, которая выступает в каждую данную эпоху основой его отражения в головах людей. Человек выступает в контакт с объ- ектами (вещами, явлениями, процессами) природного и обществен- ного бытия во всей их бесконечной сложности и многообразии.
    В структуре познавательной деятельности субъект и объект познания как противоположные стороны образуют противоречивое отношение. Субъект не может воздействовать на объект иначе, как предметным образом. Это значит, что в своем распоряжении он дол- жен иметь материальных посредников своих воздействий на позна- ваемый объект – орудия труда, измерительные инструменты, прибо- ры, химические реактивы и т.п. Прогресс познания был бы невозмо- жен без постоянного расширения и усложнения этого «мира посред- ников». Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников – непосредственная сенсор- ная информация, различные знаковые системы и, прежде всего, че- ловеческий язык.

    209
    Основным познавательным отношением является отношение
    «образ-предмет». В широком смысле слова образом можно назвать то состояние сознания, которое тем или иным способом связано с объ- ектом. По отношению к объекту можно выделить три типа образов:
    1) образы-знания, отражающие объективную реальность, важно ска- зать, что знание есть субъективный образ объекта; 2) образы- проекты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы- ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта.
    2. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
    И ИХ ФОРМЫ
    Рассматривая второй вопрос, следует исходить из того, что чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека. Рациональное познание подразумевает работу ра- зума – абстрактно-понятийное мышление человека.
    Чувственное познание связано с деятельностью наших орга- нов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния), которые яв- ляются результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой – социального развития. Если иметь в виду сугубо физиоло- гические механизмы отражения внешнего мира, то вряд ли можно считать органы чувств человека самыми развитыми. Многие живот- ные обладают способностями, которым мог бы позавидовать человек.
    Но у человека имеются возможности для значительного рас- ширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и использование приборов, позволяющих воспринимать то, что в по- вседневной практике не требуется воспринимать (космическая ра- диация, рентгеновские лучи, магнитное поле и многое другое) и что не характеризует человека уже только как биологическое существо.
    Природа органов чувств человека биосоциальна. Общебиологический подход к ним важен, но ограничен. Необходим гносеологический, деятельностный, мировоззренческий подход. Такой подход к трак- товке познавательных способностей обнаруживает роль практики в их развитии. Практика, создающая искусственные орудия познания, позволяет человеку проникнуть в такие глубины бытия, которые не- доступны представителям живого мира.
    Во-вторых, это мыслительная деятельность человека, обла- дающая огромными возможностями для познания объективной ре-

    210 альности. Мысль направляет органы чувств на отражение тех сторон, свойств, предметов и явлений, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.
    Как правило, выделяют три формы чувственного позна-
    ния: ощущения, восприятия, представления. Базовой формой чувст- венного познания служат
    ощущения. В ощущениях каждый из орга- нов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства предметов и явлений в момент их непосредст- венного воздействия на наши органы чувств. Ощущения соответст- вуют отдельным свойствам предметов. Ощущения могут существо- вать вне восприятия, например, ощущение тепла, холода, темноты, но в целом ощущения существуют преимущественно как части цело- стных восприятий. Ощущение – это элементарный психологический процесс, которому соответствует конкретный образ внешнего пред- мета. Нельзя упускать из виду, что образу свойственно несовпадение с объектом, а лишь его соответствие объекту.
    Разные ощущения несут информацию о свойствах предметов, о субстрате предметов и в определенной степени об их структуре.
    Для ориентировки биологических организмов во внешней среде важ- ное значение имеет структура образа. Важно, что структура имею- щихся у них образов изоморфна структуре внешних объектов. Можно утверждать, что на основе образа, изоморфного объектам внешней среды, осуществляется целесообразное движение организма по от- ношению к предметам и явлениям. В этой связи надо понять, что все качества предметов (первичных и вторичных) являются объективны- ми.
    Следующей формой чувственного познания является
    воспри-
    ятие. Оно есть результат активного, деятельного отношения челове- ка к внешнему миру. Восприятия базируются на совокупности ощу- щений, но к ним механически не сводятся. Восприятие – это целост- ное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредст- венном воздействии на органы чувств. Наиболее важными особенно- стями восприятия являются их предметность, целостность и струк- турность. По своему характеру восприятия оказываются изоморф- ными объекту. В восприятии наиболее полно отражена структура предмета, которая воспринимается как обобщенная структура, фак- тически абстрагированная от отдельных ощущений. В целом воспри- ятие – это субъективный образ объективного мира, несмотря на эле- мент наглядности, носит объективный характер. Объективной осно-

    211 вой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Воспри- ятия, так же как и ощущения, осуществляются и развиваются в про- цессе практического воздействия человека на внешний мир, в ре- зультате активной работы органов чувств. При этом регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств. Восприятия несут ин- формацию о тех или иных объективно существующих свойствах предметов.
    Следует обратить внимание на классификацию основных ви- дов восприятия. В основе одной из классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В этом отно- шении различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время, движение, в соответствии с которыми выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
    Следующей формой чувственного познания является
    пред-
    ставление. Представление – это обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памя- ти (скажем, башни Кремля), образы воображения (русалка, домовой) и другие. По сравнению с восприятием, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплыв- чатый, усредненный, нечеткий образ предмета. Часть подробностей не сохраняется, но в нем уже совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков, черт и сторон и отбрасы- ванием несущественного. Здесь включается в работу такая способ- ность человека, как память. Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией и память позволяют комбинировать образы и их элементы, и происходит подключение воображения. Возникают такие образы-представления, как образы-модели, образы-цели и символи- ческие образы. Благодаря способности представлять предметы, субъ- ект расширяет объем чувственного материала, которым он распола- гает. В сфере представлений большую роль играет практика и свя- занные с практикой ценности, цели и интересы людей.
    В целом для чувственного познания характерно отражение действительности в наглядной форме, наличие по преимуществу непосредственной связи человека с миром, отражение в большей

    212 степени внешних сторон и связей, но одновременно происходит по- стижение внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения (на уровне представлений), чувственных данных.
    В этой связи надо подчеркнуть важную особенность пред- ставлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными образами. С другой стороны, существуют общие представления, которые содержат в себе значительную часть обоб- щения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Можно сказать, что представления являются переходной формой от чувственного познания к понятиям (рациональному познанию).
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   33


    написать администратору сайта