Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования
Скачать 2.8 Mb.
|
Ростов-на-Дону 2013 Ф И Л О С О Ф И Я 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Под общей редакцией доктора философских наук С.Н. Яременко Ростов-на-Дону 2013 2 УДК 1(075.8) Ф 56 Рецензент доктор философских наук, профессор Л.А. Штомпель (Южный федеральный университет) Авторский коллектив: Л.Г. Бабахова, Л.О. Пазина, Е.И. Седов, Н.И. Колоскова, С.Н. Яременко, Т.А. Бондаренко, Т.Л. Кончанин, Ш.И. Атанасова, М.А. Орлова, Е.Г. Курова, Л.Д. Желдоченко Ф 56 Философия: учеб. пособие / Л.Г. Бабахова, Л.О. Пазина, Е.И. Седов и др. / под общ. ред. д-ра филос. наук С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. – 432 с. ISBN 978-5-7890-0771-6 Учебное пособие соответствует требованиям государственно- го образовательного стандарта. В нем анализируются проблемы классической и современной философии. Значительное место уделе- но специфике философского знания и его направленности на гармо- низацию отношений человека с обществом и природой. Пособие со- держит как теоретическую, так и практическую часть. Предназначено для студентов вузов, аспирантов, преподава- телей и всех, кто интересуется вопросами философского знания. УДК 1(075.8) Печатается по решению редакционно-издательского совета Донского государственного технического университета Бабахова Л.Г., Пазина Л.О., Седов Е.И. и др., 2013 ISBN 978-5-7890-0771-6 Издательский центр ДГТУ, 2013 3 Предисловие Наверное, одним из самых прекрасных и удивительных фе- номенов человеческой культуры является философия. Вырастая на социальной почве, философия выражает дух эпохи, оставаясь при этом независимой от внешних авторитетов. Философия изучает об- щие законы природы, всего универсума в целом, она поднимает аб- страктные вопросы о первоначалах бытия, пытаясь при этом пока- зать место человека в этом мире, определить его поведение в кон- кретных экзистенциальных ситуациях. По четкому замечанию Г. Геге- ля, философия есть эпоха, схваченная в мыслях, или, как определил ее К. Маркс, – духовная квинтэссенция времени. И действительно, история развития философской мысли иллюстрирует нам череду ге- ниальных открытий и величайших ошибок. Изучение философии является фундаментом общекультурной и общетеоретической подготовки специалиста любого профиля. За- частую философию представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни, стремится помочь человеку выработать мировоззренческие, духовно-нравственные идеалы и ценности. У многих, кто приступает к изучению философии, нередко возникает вопрос, кому нужна эта заумная наука? Необходимость философского мировоззрения для будущих выпускников вуза оче- видна. По меткому замечанию Козьмы Пруткова: «Любой специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Без знания философии современный специалист навсегда останется узким профессионалом, не способным к творчеству. Во многих странах философию начинают изучать уже в младших классах. Теоретический и практический материал пособия полностью соответствует учебной и рабочей программе по дисциплине «Фило- софия». В теоретической части рассмотрены вопросы истории фило- софии, проблемы онтологии, теории познания, социальной филосо- фии. Авторы данного учебного пособия попытались раскрыть перед читателем хотя бы малую часть огромного мира под названием «фи- лософия». 4 Вторая часть пособия отведена семинарским занятиям. Пред- лагаемые семинарские задания рассчитаны как на студентов, так и на преподавателей. Форма занятий может проходить в традиционной, а также в интерактивной форме («мозговой штурм», «семинар-дискус- сия», дискуссия в виде ролевой игры «кейс-метод» и другие; в част- ности, кейс-метод (case study) – один из современных методов в раз- личных сферах образования. Студентам предлагают провести ситуа- тивный анализ реальной жизненной ситуации, описание которой от- ражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуали- зирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы). Необходимо подчеркнуть, что интерактивная подача мате- риала отличается активной формой взаимодействия студентов как между собой, так и с преподавателем, предполагает взаиморефлек- сию, диалог, в результате чего достигается сотрудничество, обмен идеями, мнениями. К каждому семинарскому занятию даются методи- ческие рекомендации, вопросы для самоконтроля, список необходи- мой литературы. Кроме того, все семинарские занятия содержат ва- риативные задания для студентов, расширяющие горизонт познания, эрудицию. Мы надеемся, что эта книга станет не только хорошим по- мощником при подготовке к сдаче экзамена, но и поможет полюбить философию, задуматься над вопросами, поставленными еще на заре человеческой цивилизации и до сих пор не получившими ответа. По- зволит понять, какими сложными путями в отыскании истины дви- жется человеческий разум, поможет разбудить дух критической реф- лексии, присущий мыслителям прошлого и настоящего. 5 Если существует наука, действительно нужная человеку, то эта та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком… Иммануил Кант Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Предмет философии 2. Взаимоотношение философии и мировоззрения 3. Проблема происхождения философии. Мифогенная и гно- сеогенная концепции происхождения философии 4. Соотношение философии и мифологии, философии и рели- гии 5. Философия и наука. Философия и естественнонаучное знание 6. Формулировка основного вопроса философии 7. Специфика философии 8. Функции философии 9. Основные части философского знания 10. Место и роль философии в культуре и истории мысли 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Понятие «философия» является широкоупотребительным и известным на протяжении долгого времени. В обыденном понимании сложилось представление о философии как о системе взглядов, убе- ждений и мнений, которые вырабатываются с течением времени и оформляются в некоторую систему представлений и схем. Зачастую для обывателя так называемая «академическая» философия пред- ставляется сложным и непонятным нагромождением мыслительных конструкций. Многие философские тексты кажутся очень «тяжёлы- ми» для прочтения и понимания. Но необходимость философствовать изначально была потребностью человечества, потому что человеку свойственно задавать вопросы и искать ответы на них – независимо 6 от того, на каком уровне происходит философствование – на обы- денном, житейском или на теоретическом. Философия как форма мировоззрения занимает своё почёт- ное место в истории культуры. Философствование, умение грамотно строить логику рассуждения, отличать главное от второстепенного, видеть сущность, давать объективную этическую оценку – это неотъ- емлемые черты и свойства интеллигентного человека. Без овладения культурой философствования и изучения философии задача воспи- тания целостной личности представляется трудноразрешимой, если вообще возможной. Если говорить о том, что в основании воспитания человека лежит объяснение, то философия выходит на первый план в деле воспитания не просто человека действующего, но и чувст- вующего, размышляющего. В процессе жизни, путём проб и ошибок, человек выстраивает свою философию, понимание жизни, видение происходящего, исходя из которого он чувствует, мыслит и действу- ет. Философствуя, человек определяет для себя значимые ценности, выстраивает приоритеты, критически оценивает всё происходящее с ним. Отказываясь от философии, человек просто подчиняется уста- новленным в культуре нормам, ценностям и порядкам и не изменяет их, что становится серьёзным препятствием для саморазвития и творчества, а в дегуманизированном обществе – и угрозой для пси- хики человека. Что же такое философия? Философия представляет собой форму духовно-практического освоения действительности, которая предполагает выработку целостного знания о сущем (о том, что есть) – знания, претендующего на всеобщность. Таким образом, предме- том философии выступает всё сущее в его целостности и взаимосвя- зи основных компонентов. Предметом философии, начиная с тради- ции, заданной Аристотелем, выступает всеобщее. Проблема определения всеобщего ставилась в истории фило- софии неоднократно и само содержание определения всеобщего пре- терпевало изменения. Тем не менее необходимо определить всеоб- щее для того, чтобы яснее представить себе, с чем имеет дело фило- софия и от каких проблем она отталкивается в своих исследованиях. Всеобщее – это некоторое единство, тождество, связь, закон, прин- цип, который связывает всё существующее многообразие предметов, явлений и форм в целое. Стремление к целостности и завершённости подталкивает человека к изучению предметного мира и построению своих собственных взглядов и представлений о нём. Понятие «точка 7 зрения» отражает как раз определённую позицию, претендующую на целостность и обзор. Философия ставит перед собой мировоззренче- ские проблемы и решает задачи целостного постижения реальности и места человека в мире. Всеобщее не выступает чем-то изначально заданным, установленным, а конструируется, постигается в процессе постижения связи и взаимосвязи всего существующего. Понятие «философия» было введено в оборот древнегрече- ским мыслителем и математиком Пифагором (середина VI в. д.н.э.). Процесс возникновения философии как формы познания действи- тельности относится к началу первого тысячелетия д.н.э. Философ Платон рассматривал философию как «любовь к мудрости», стрем- ление постичь истину, но не относил философию к самой мудрости и знанию. В разные эпохи культурно-исторического развития представ- ления о предмете философии претерпевали изменения, что было обусловлено социокультурными особенностями каждого историческо- го периода и противоречиями, заложенными в рамках самой фило- софии. Философию нельзя понять без знакомства с её историей. Можно выделить ряд представлений о предмете философии, которые сформировались в истории. Во время существования дофи- лософских знаний постепенно происходил переход от обыденного житейского объяснения мира к более строгому, теоретизированному осмыслению путём критики и осмысления различных представлений. В философских построениях досократиков предметом фи- лософии являлись предметные основания всего существующего – общее начало, которое присутствует во всех вещах. Философия в этом контексте может рассматриваться как учение об устройстве и основных принципах построения мироздания. Первая историческая форма философии существовала в виде натурфилософии (филосо- фии природы). Софисты и Сократ выдвигают в качестве предмета философии проблему человека, осмысление человеческого сущест- вования как единственно заслуживающего внимания (в отличие от внешнего природного мира, который окружает человека). Аристо- тель заложил представление о философии как типе знания, которое стоит над знанием природы. Этот более высший уровень знания Аристотель называл метафизикой. Задача метафизики – объяснить наличный мир явлений, придать ему целостность, оформить знание о нём. 8 В средневековую эпоху философия сориентирована на по- иск и обоснование причастности человека к миру божественного. Философия рассматривается как «служанка богословия», задача ко- торой – логическое обоснование религиозных христианских догматов и установлений. Важной опорой в этом отношении стало логическое учение Аристотеля и учение об идеях Платона, которые были пере- осмыслены средневековыми теологами для подтверждения того или иного догматического положения христианства. Главенствующее ме- сто в духовной практике человечества в средневековую эпоху отво- дится религии, что отодвигает философское осмысление на второ- степенные роли, авторитет Церкви был незыблемым. В эпоху Возрождения предметом философии выступает природа как целостное образование, которое включает в себя всё мироздание и человека. Происходит кардинальный поворот в сторону изучения «человеческой природы» в том числе. Философия понима- ется как натурфилософия ( natura – природа) – философия природы. Мыслителями обосновывается возможность вмешательства в природ- ные стихии, изучения сотворённого Богом мира. Возникает опытная наука, стимулируется интерес к научным исследованиям. В представ- лении о человеке особо подчёркивается его божественное начало, которое проявляется в творчестве (творчество роднит человека с Богом). Происходит «возрождение» античности, античных представ- лений о силе и способностях человека. До Нового времени философское знание составляли различ- ные представления о природе, мире, культуре и человеке. Филосо- фия выступала «наукой наук», которая осмысливала полученные данные о многообразии человеческого опыта. В Новое время опыт- ная наука достигла заметных успехов в изучении мира явлений. Из философии начинают выделяться различные науки, которые обрета- ют свои собственные приёмы и методы исследования. Предмет фило- софии переосмысливается. Философия стремится стать более науч- ным, строгим знанием, которое обобщает данные других наук, задаёт общую систему представлений о мире, проводит критерии научности и ненаучности, оформляет научное знание по законам логики. С середины XIX века начинается этап неклассической фи- лософии, который ознаменовал переворот в понимании основного предмета философии. Неклассическая философия рассматривает разум и разумное постижение Истины как недостаточное основание для основных выводов. Неклассическая философия, особенно в ир- 9 рационалистическом направлении, интересуется такими способами познания и схватывания сущего, как вера, интуиция, озарение, пред- видение, эмоционально-волевые процессы и т.д. Интерес философии был перенесён с всеобщих принципов и оснований бытия на изуче- ние языка и культуры как посредников между миром природы и человеческим сознанием. Возникают различные социально- гуманитарные науки, которые изучают отдельные области человече- ского бытия. Происходит формирование культурологии как дисцип- лины, изучающей сферу духовно-практического преобразования жизни человека и условия, при которых творческая активность чело- века становится возможной. Постнеклассическая философия, в лице постмодернизма, рассматривает дискурс как предмет философии и в анализе текстов опирается не на поиск единственно верного смысла (смысл воспри- нимается как навязанный кем-то, привнесённый извне), а на языко- вые, формальные моменты. Смысл рождается в ходе дискурса. Любой текст культуры воспринимается постмодернистами как открытый для множества вариантов прочтения, и акцент ставится не на поиск како- го-то истинного варианта. Провозглашается плюрализм и равноцен- ность всех мнений и точек зрений, вопрос о единой Истине не ста- вится во главу угла. 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В истории культуры философия стоит в ряду таких типов ми- ровоззрений, как мифологическое, религиозное, художественное (ис- кусство) и научное. Мировоззрение – это система взглядов на мир, человека и место человека в мире, которая предполагает оценку всего происхо- дящего и отношение к действительности со стороны человека и об- щества. По своей структуре мировоззрение включает в себя общие нравственные, религиозные, политические, этические представления, убеждения, идеалы. Мировоззрение входит в понятие культуры чело- века и является неотъемлемым свойством личности. В структуре мировоззрения философия представляет собой высший уровень, предполагающий целостность представлений о ми- ре, которые складываются на всех уровнях познания. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. На философском уров- не происходит попытка обосновать и критически осмыслить свои убеждения, вывести нравственные идеалы, установить ценности и критерии оценки. Философское мировоззрение не становится уделом 10 конкретного субъекта: философия стремится вывести общие тенден- ции в плане развития и существования всего существующего мира. Философия оформляет мировоззрение и мышление в цело- стную систему, приводит общезначимые принципы и всю систему мировоззрения к некоторому результату. Поэтому философия стоит выше обыденного уровня мировоззрения, который заключается в житейской мудрости, полученной из повседневного жизненного опы- та. 3. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. МИФОГЕННАЯ И ГНОСЕОГЕННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Предмет и сущность философии в своей полноте осмыслива- ются путём ответа на вопрос о месте и пути возникновения филосо- фии как особой формы мировоззрения. Проблема происхождения философии рассматривается в рамках истории философии как разде- ла философского знания. История философии занимается изучением основных этапов развития философской мысли, школ и направлений, предпосылок и закономерностей развития философии на протяжении всего социокультурного развития человечества. В рамках истории философии также рассматриваются различные типы и стили фило- софствования – западный и восточный. Источником западной философии стала культура и цивилиза- ция Древней Греции, которая способствовала развитию рационально- го понятийного (оформленного в понятиях) осмысления действитель- ности. Источником восточной философии стали древние культуры Индии и Китая (в Древнем Египте и Вавилоне философия не состоя- лась). Восточная философия ориентирована на созерцательное, чув- ственное постижение истины и окружающего мира, которое выража- лось в образной, символической форме. Возникновение философии в античности является фактом перехода «от мифа к логосу» – от мифологического мировоззрения к мышлению в понятиях, развивающему и продуцирующему новые формы посредством логических построений. Генезис (происхожде- ние) философии в античности рассматривается в рамках мифогенной и гносеогенной (сциентистской) концепции происхождения филосо- фии. |