Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. ФИЛОСОФИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА

  • 5. ФИЛОСОФИЯ Г. ГЕГЕЛЯ

  • 6. ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница8 из 33
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33
    3. ФИЛОСОФИЯ И. ФИХТЕ
    Иоганн Фихте выступал в основном с работами социально- исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался опре- делить цели и задачи практического действия людей в мире, в обще- стве. Фихте пришел к выводу, что гений Канта открывает ему истину, не показывая ее оснований, а поэтому он, Фихте, создаст философию подобно геометрии, некое наукоучение, исходным пунктом которого является сознание «Я». Это, по существу, обыкновенное сознание человека, которое у Фихте выступает как самодовлеющее, оторван- ное от человека и превращенное в абсолют. Весь внешний мир – «не
    – Я» − порождение «Я». «Я» действенно, активно. «Я» производит
    «не – Я» как свою противоположность, чтобы найти применение для своей активности. Через борьбу этих противоположностей происхо- дит развитие самосознания человека.
    В философском творчестве Фихте различают два периода: период философии деятельности и период философии Абсолюта. Под деятельностью «Я» Фихте понимает прежде всего нравственное по- ведение субъекта. Стать свободным и достичь этого благодаря своей активности, устраняющей все препятствия, − нравственный долг че- ловека. Фихте приходит к важному выводу, что к осознанию свободы как высшей ценности люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени общественного развития. Вместе с тем Фихте считал свободу неотъемлемой от знаний и возможной лишь при достаточно высоком уровне развития духовной культуры человека. Таким образом, культура и моральное действование делает возможным всю практическую деятельность «Я». Рассмотрение про-

    94
    цесса деятельности через снятие промежуточных целей с помощью различных средств − очень ценная идея Фихте. Практические проти- воречия возникают постоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие (преодоление, разрешение) этих внутрипракти- ческих противоречий. Конечно, сама деятельность понимается как деятельность практического разума, т.е. субъективно-идеалистичес- ки, но проблема активности субъекта заставляет задуматься совре- менников и последующих философов.
    Важнейшим достижением философии Фихте этого периода является разработка диалектического способа мышления. Он пишет о противоречивости всего сущего, единстве противоположностей, предлагает рассматривать противоречие как источник развития. Для
    Фихте категории − это не совокупность априорных форм рассудка, а система понятий, вбирающих знания, которые развиваются в ходе деятельности «Я». Фихте стремился понять реальное взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания. Он рассматривал взаимо- действие «Я» и «не – Я» (среда, все, что противостоит «Я»). По его мнению, понять деление «Я» на «абсолютное» и «эмпирическое» и их взаимодействие с «не – Я» позволяет «наукоучение» (такой статус он предназначал философии!). Именно «наукоучение» позволяет проникать в надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух, который он называет «духовной субстанцией». Таким образом, Фих- те, сам того не осознавая, поворачивает с позиций субъективного идеализма на позиции идеализма объективного. Такой переход у не- го наметился в работе «Наставления к блаженной жизни», в которой
    «Я» как абсолют слилось с Богом, а философия его превращается в теософию.
    Практическая философия Фихте − это прежде всего его уче- ние о нравственности, праве и государстве. Эти взгляды складыва- лись у него под непосредственным впечатлением событий француз- ской революции 1789-1794 гг., политического и военного разгрома
    Германии. Понятие свободы, обращенное к праву, государству и эти- ке, под влиянием И. Канта (а также социальных идей Ж.Ж. Руссо) стало для Фихте центральным при рассмотрении этики, права и госу- дарства. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание их необходимости. Право − это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир
    − это, по Фихте, мир буржуазной частной собственности. Государство

    95
    есть организация собственников. Это положение Фихте включает глубокую догадку об экономической и социальной природе государ- ства.
    В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие классической немецкой философии и после- дующей философской мысли, − это учение о развитии сознания, по- пытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необ- ходимости, основанном на познании этой необходимости, исследова- ние структуры человеческой деятельности и др.
    4. ФИЛОСОФИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА
    Философское развитие Фридриха Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых озна- чала отказ от одних идей и замещение их другими. Но, с другой сто- роны, его философскому творчеству свойственно единство основно- го замысла − познать абсолютное, безусловное, первое начало вся- кого бытия и мышления. Шеллинг критически пересматривает субъ- ективный идеализм Фихте. Природа не может быть зашифрована лишь формулой «не – Я», считает Шеллинг, но она не является и единственной субстанцией, как это полагает Спиноза. Природа, по
    Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное
    «Я». Она есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного, их качественная одинаковая духовная сущность. Таким образом, от деятельностного субъективного идеализма Фихте Шел- линг переходит к созерцательному объективному идеализму. Центр философских исследований ученый переносит с общества на приро- ду.
    Шеллинг выдвигает идею тождества идеального и матери- ального: материя − это свободное состояние абсолютного духа, ра- зума. Дух и материю противопоставлять недопустимо; они тождест- венны, так как представляют лишь различные состояния одного и того же абсолютного разума.
    Натурфилософия Шеллинга возникла как ответ на потребность в философском обобщении новых естест- веннонаучных результатов, которые были получены к концу XVIII в. и вызвали широкий общественный интерес. Это исследования элек- трических явлений итальянским ученым Гальвани в их связи с про-

    96
    цессами, протекающими в организмах (представления о «животном электричестве»), и итальянским ученым Вольта в связи с химически- ми процессами; исследования о воздействии магнетизма на живые организмы; теории формообразования живой природы, ее восхожде- ния от низших форм к высшим и др. Шеллинг предпринял попытку найти единое основание всем этим открытиям: он выдвинул идею идеальной сущности природы, нематериального характера ее актив- ности.
    Ценность натурфилософии Шеллинга состоит в ее диалекти- ке. Размышляя над связями, которые открывало естествознание,
    Шеллинг высказал мысль о сущностном единстве сил, обусловли- вающих эти связи, и единстве природы как таковой. К тому же он приходит к выводу, что сущность всякой вещи характеризуется един- ством противоположных деятельных сил, которое назвал «полярно- стью». В качестве примера единства противоположностей ученый приводил магнит, положительные и отрицательные заряды электри- чества, кислоты и щелочи в химических веществах, возбуждение и торможение в органических процессах, субъективное и объективное в сознании. «Полярность» Шеллинг рассматривал как главный источ- ник активности вещей, ею он характеризовал «подлинную мировую душу» природы. Вся природа − и живая, и неживая − представляла для философа некий «организм». Он считал, что мертвая природа является всего лишь «несозревшей разумностью». «Природа всегда есть жизнь», и даже мертвые тела не мертвы сами по себе. Шеллинг как бы находится в русле гилозоистской традиции Бруно, Спинозы,
    Лейбница; он идет к панпсихизму, т.е. точке зрения, согласно кото- рой вся природа обладает одушевленностью. Следствием появления натурфилософии Шеллинга был подрыв оснований субъективного идеализма Фихте и поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.
    Главной проблемой
    практической философии Шеллинг счи- тал проблему свободы, от решения которой в практической деятель- ности людей зависит создание «второй природы», под которой он понимал правовой строй. Шеллинг согласен с Кантом, что процесс создания правового строя в каждом государстве должен сопровож- даться аналогичными процессами в других государствах и их объеди- нением в федерацию, прекращением войны и установлением мира.
    Шеллинг полагал, что достичь таким образом состояния мира между народами не просто, но к этому надо стремиться. Он ставит проблему

    97
    отчуждения в истории. В результате самой рациональной человече- ской деятельности возникают зачастую не просто неожиданные и случайные, но и нежелательные результаты, ведущие к подавлению свободы. Стремление реализовать свободу превращается в порабо- щение. Реальные результаты Французской революции оказались не соответствующими ее высоким идеалам, во имя которых она начина- лась: вместо свободы, равенства и братства пришло насилие, брато- убийственная война, обогащение одних и разорение других. Шеллинг приходит к выводам: в истории властвует произвол; теория и исто- рия полностью противоположны друг другу, ибо в истории царит слепая необходимость, перед которой индивиды со своими целями бессильны. Шеллинг близко подходит к открытию природы историче- ской закономерности, когда говорит об объективной исторической необходимости, пробивающей себе дорогу сквозь множество индиви- дуальных целей и субъективных устремлений, непосредственно мо- тивирующих человеческую деятельность. Но ученый представил эту связь как беспрерывное и постепенное осуществление «откровения абсолюта». Так Шеллинг насыщал свою философию тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к абсолюту, т.е. к
    Богу. Приблизительно с 1815 г. вся философская система Шеллинга приобретает иррационалистический и мистический характер, стано- вится, говоря его же словами, «философией мифологии и открове- ний».
    5. ФИЛОСОФИЯ Г. ГЕГЕЛЯ
    Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Георга Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817).
    Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноме- нология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд раз- вития различных ступеней человеческого сознания − от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей сту- пени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» − первая и важнейшая часть системы Геге- ля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объек-

    98
    та. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущ- ности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. От- правной ее пункт − чистая абстрактная мысль о существующем во- обще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по
    Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бы- тие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно су- щее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество, или количест- венное качество, выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности».
    От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к бо- лее глубоким, внутренним закономерностям − к сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие − это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действи- тельности, случайности и необходимости, причинности и взаимодей- ствия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внут- ренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.
    По Гегелю, познание отношения тождества и различия обна- руживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность − это «основание существова- ния». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает

    99
    представление о ее непознаваемости. Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в по- нятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода − это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При этом Гегель критикует формальную логику и метафи- зику как философский метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством понятия и предмета.
    От логики Гегель переходит к
    философии природы. Созида- тельницей природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» − природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире.
    Третья ступень развития абсолютной идеи – дух, который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объ- ективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух − это «душа», или
    «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой».
    Объективный дух образует сферу права. Он является свободным во- леизъявлением, а система права есть царство реализованной свобо- ды. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и го- сударстве. Абсолютный дух − это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию.
    Искусство, по Гегелю, − это непосредственная форма знания абсо- лютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Фи- лософия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В филосо- фии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по
    Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» разви- тия абсолютной идеи.
    Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система − это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы

    100 и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Сис- тема построена на основе триады: тезиса, антитезиса и синтеза. Эта
    «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой и чет- кой, с одной стороны, а с другой − позволяет Гегелю показать посту- пательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний. Его философская система вбирает в себя логику и филосо- фию природы, антропологию и психологию, философию права и эти- ку, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др.
    Она включает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако гегелевская философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его филосо- фии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как в наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.
    Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Ге- гелю в разработке проблем диалектики. Ученый дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, пре- вращении каждого явления в свою противоположность. Он подчерк- нул взаимосвязь между всеми процессами в мире.
    Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалек- тики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» − абсолютной идеи. Он пони- мает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У философа каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество − в качество, причина − в следствие, и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий − формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходи- мости, причины и следствия и т.п. Гегель показал внутреннюю про- тиворечивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных ка- тегорий». Для него категории и по форме, и по содержанию не нуж- даются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи, сами по себе содержа-

    101 тельны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий прослеживается во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеоб- щем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики».
    Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор сис- тему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть сня- тое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера − это качественное количество или количественное качество», «действи- тельность − единство сущности и существования», «случайность − то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др. Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга.
    Он видит связь таких категорий, как «сущность», «содержание»,
    «общее», «необходимое», «закон», или таких, как «явление», «фор- ма», «единичное», «случайное».
    Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопро- никновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Че- рез диалектику категорий он рассматривает механизм действия ос- новных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество как внешняя для бытия опре- деленность характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Ге- гель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных измене- ний, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдель- ном случае. Другой закон − взаимопроникновение противоположно- стей − позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в един- стве и борьбе противоположностей он видит основной источник раз- вития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диа- лектике понятий противоречия вещей и их диалектику. Наконец, за- кон отрицания, в котором он видел поступательное развитие не

    102 только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического от- рицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.
    Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина
    − это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у философа совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает
    «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает пре- дыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обо- гащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.
    Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последо- ватели Гегеля образовали два направления: левогегельянство и пра- вогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалек- тический метод и использовали его для критики христианства; вто- рых больше привлекала философская система объективного идеа- лизма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегель- янцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не уви- дели противоречия между его философской системой и диалектиче- ским методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма. Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провоз- глашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государст- вом и гегелевской философией.
    Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию недиалектически: не видел ее развитие во времени, ибо полагал, что все, что происходит

    103 в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.
    Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.
    Социально-философские концепции Гегеля заслуживают са- мого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной фи- лософии уяснить проблемы гражданского общества, правового госу- дарства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др. В «Философии исто- рии» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поста- вил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя ученый пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества. Исто- рию человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий.
    Она для него носила закономерный характер, в котором обнаружива- ется мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, пре- следуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа сво- его времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, про- гресс в сознании свободы − прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
    Гегель различает гражданское общество и политическое го- сударство. Гражданское общество, в его понимании, это сфера реа- лизации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель вы- деляет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация.
    Для гражданского общества необходимы не только функционирова- ние частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного су- допроизводства и суда присяжных. Гражданское общество и государ- ство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум.
    Гражданское общество − это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство разумно, оно есть осно- вание гражданского общества. Формирование гражданского общест-

    104 ва Гегель связывает с развитием буржуазного строя, при этом фило- соф говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского обще- ства. И хотя государство − это «шествие Бога в мире», он признает возможность плохого государства, которое лишь существует, остава- ясь неразумным.
    Гегель дает различные трактовки государства: государство как идея свободы; государство как единый организм; государство как конституционная монархия; государство как «политическое государ- ство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее государства». Философ соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого раз- деления властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотноше- ние этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов.
    В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных вла- стей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственно- го конституционного монарха.
    6. ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА
    Людвиг Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. У
    Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в лоне гегелевского «абсолютного идеализма» вызрел и его антитезис
    − антропологический материализм. Уже при первом знакомстве с гегелевскими лекциями Фейербах обратил внимание на наличие в них наряду со «спекулятивными построениями» также «обыкновен- ных представлений», в том числе постановку проблемы отношения мышления и бытия, в решении которой Гегелем Фейербах засомне- вался. Он приходит к выводу, что гегелевский тезис о самоотчужде- нии логической идеи в природу не обоснован: абсолютная идея, представляющая «чистое мышление» (существующее вне сознания человека), не может знать ничего даже о мышлении, а не только о чем-то другом. Фейербах считал, что Гегель выводит природу из ло-

    105 гики, нарушая все логические правила. По Фейербаху, «логика толь- ко потому переходит в природу, что мыслящий субъект вне логики натыкается на непосредственное бытие, на природу и вынуждается к признанию ее благодаря непосредственной, т.е. естественной, точке зрения». И далее он в афористичной форме заявляет: «Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя». Одновременно Фейербах выражает несогласие с Гегелем и по вопросу соотношения философии и религии. Он заявлял, что кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от тео- логии. Ученый утверждает, что учение Гегеля о порождении природы абсолютной идеей − это лишь рациональное выражение теологиче- ского учения о сотворении природы Богом. Фейербах не соглашается с Гегелем и в том, что гегелевская философия по своему статусу яв- ляется «абсолютной философией». Он характеризует философию
    Гегеля как «мир прошлого», а в качестве таковой она не может быть руководством для будущего. Фейербах сосредоточил свою критику на идеализме гегелевской философской системы, но не понял важности разработанной Гегелем диалектики. Он правильно ее оценивал как идеалистическую, но не расмотрел в ней главного − учения о разви- тии, т.е. о самодвижении и поступательном развитии мира, общества и человека. Главным образом он увидел в ней искусство построения философской системы.
    Согласно Фейербаху, единственными объективными реаль- ными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фей- ербах сам назвал свою философию «антропологией». В дальнейшем за ней закрепилось название
    антропологический материализм.
    За отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек − это абст- рактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково.
    Фейербах делает попытку, исходя из антропологического ма- териализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога.
    Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем − обожествленная, почитаемая в каче-

    106 стве потусторонней сущности, т.е. Бога. Буквально все вопросы бы- тия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
    Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает прежде всего на ее материальный характер. Природа телесна, мате- риальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. «Природа есть причина себя самой», − повторяет он вслед за Спинозой. Природа − это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, растения, человек и т.д. Качество неот- делимо от бытия предметов и составляет их действительное бытие.
    Формами существования материи являются пространство и время.
    Философ утверждал, что необходимость, причинность, закономер- ность представляют собой естественные силы.
    Фейербах разрабатывал теорию познания на основе мате- риализма. Он вел острую борьбу против агностической теории по- знания И. Канта, заявляя, что Кант границы разума истолковал лож- но, обосновав данные границы как некие ограничения. История же познания, подчеркивал Фейербах, свидетельствует, что границы по- знания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открывать глубочайшие тайны природы. Фейербах не согласен с утверждением агностиков, что природа так устроена, что она не поддается познанию. Природа, возражает он, отнюдь не пря- чется, наоборот, она навязывается человеку со всей силой и, так ска- зать, бесстыдством: то, чего мы еще не познали, познают наши по- томки.
    Фейербах пытается снять противоречие между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рацио- нального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако он отстаивал материа- листический сенсуализм, так как основой познания считал только ощущения, а не практику. Однако нельзя не отметить, что Фейербах не отрицал вообще роли практики, а, напротив, придавал ей очень большое значение, но под практикой он понимал непосредственное удовлетворение чувственных потребностей, или, говоря словами Эн- гельса, «торгашескую деятельность», в лучшем случае − экспери- мент. Фейербах принял практику как активное взаимодействие субъ- екта с объектом, не понял ее общественно-исторического характера.
    В его философии человек выступает как бесстрастный созерцатель природы.

    107
    К. Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе» подчеркивал созер- цательный и объяснительный характер его философии. К тому же
    Фейербах не ввел практику в теорию познания в качестве критерия истины, усматривая этот критерий в «человеческом роде». «Истинно то, – заявлял Фейербах, – что соответствует сущности рода; ложно то, что ему противоречит. Другого закона для истины не существу- ет». Иными словами, критерием истины он считал согласие всех лю- дей с данным суждением.
    Неверным было бы считать, что Фейербах исключил диалек- тику из своей философии. Скорее, он был неосознанным и непосле- довательным диалектиком. Рассматривая природу, ученый отмечает, что все находится в ней во взаимосвязях, все относительно, одно- временно являясь и причиной, и следствием. Он признает вечность движения, а также единство движения, материи, пространства и времени. В теории познания просматривается понимание им истины
    (применительно к истории человечества) как процесса; он высказы- вает идеи о возможности безграничного познания природы, единстве чувственного и рационального познания.
    Социально-философские взгляды, гуманизм. Антропологиче- ский материализм Фейербаха определил его социально-философские воззрения. Дело в том, что при осмыслении проблем сущности рели- гии, морали, истории немецкий философ исходил из своего понима- ния сущности человека как абстрактного биологического существа.
    Он характеризовал человека через единство его чувств, мысли и во- ли. Причем отличие человека от животных видел в наличии у него особого религиозного чувства, которое человек стремится удовле- творить. Именно поэтому, считал Фейербах, появляются всевозмож- ные религии, в том числе христианство. Фейербах вскрывает соци- ально-психологические корни религии: религия утешает, оказывает облагораживающее действие на людей, служит вдохновляющим идеалом, побуждает к развитию лучших человеческих качеств. Одна- ко та религия, где ее «матерью» выступает человеческая фантазия, не способна выразить человеческую сущность. Религия отбирает у человека все истинно человеческое. Отдавая его Богу, религия под- рывает нравственность, ибо побуждает человека «во славу божию» на поступки, несовместимые с нравственностью: «где мораль утвер- ждается на теологии, а право – на божьих постановлениях, там мож- но оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи», − писал Фейербах.
    Рассматривая историю религии различных народов, Фейербах подчеркивает, что именно природа, религиозное чувство человека

    108 есть изначальный источник религии. Философ приходит к выводу, что для человека необходима «истинная религия», в которой Бог бу- дет не фантазийным, а реальным. У такого Бога «мать» − любовь.
    «Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования»,
    «Бог − это стремление к счастью», это любовь человека к человеку.
    В отношениях между мужчиной и женщиной, в половой любви, где наиболее полно реализуется взаимное стремление людей к счастью,
    Фейербах увидел не только сущность новой антропологической рели- гии, но и основание для нравственных отношений.
    Обращение к проблеме человеческого счастья − это великая гуманистическая проблема. И то, что Фейербах усматривает причину общественного развития в стремлении людей к счастью, привлекает в его философии. Другое дело, что сами истоки человеческих идеа- лов Фейербах не смог увидеть, ограничив понимание человеческого счастья лишь индивидуальными чувствами людей в их абстрактном толковании, в то время как отношения в семье есть не сугубо биоло- гические отношения, а выражение и реализация общественных от- ношений. Для Фейербаха основой отношений между людьми являет- ся религия (он указывал, что на латыни глагол religare означает свя- зывать, соединять). Ссылаясь на это, ученый заявляет, что религия является универсальной формой связи между людьми, что всякие отношения − это прежде всего религиозные отношения. Человече- скую историю он объясняет сменами религий: каждый крупный пово- рот связан с заменой одной религии другой. Например, гибель Рим- ской империи Фейербах связывал не с ростом социально- экономических, политических, нравственных противоречий, которые ослабили и позволили варварам ее разрушить, а с заменой прежней греко-римской религии христианством.
    В заключение следует отметить, что хотя Фейербах не смог объяснить царившие в современном ему обществе социальное нера- венство, классовую борьбу, он велик своей страстной защитой мате- риализма, смелой критикой идеализма и религии, борьбой против агностицизма, верой в мощь, силу человеческого разума, обращени- ем к человеку как основанию человеческого бытия и к гуманистиче- ским средствам реализации его личности.
    Сегодня, когда мы ставим своей задачей гуманизировать об- щественные отношения, учение Л. Фейербаха о человеке является очень актуальным. Ведь для ученого человек − это мир чувств, эмо- ций, настроений, желаний, размышлений. Фейербах считает, что в жизни человека главными являются любовь, дружба, преданность. А проникновение Фейербаха в так называемого «субъективного чело-

    109 века», в его внутренний мир делает философию исследователя как никогда интересной. Так, он отмечает, что «субъективный человек» рассматривает свои чувства мерилом того, что должно быть. Мы се- годня тоже ясно понимаем, что о многих явлениях в обществе следо- вало бы судить по «человеческому», «личностному измерению». Об- ращение к этому измерению является проявлением гуманизма. Кри- тика Фейербахом раболепства и деспотизма, ханжества и лицемерия, невежества и бескультурья оказали благотворное влияние на даль- нейшее развитие мировой философской мысли.
    Литература
    1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.148-164.
    2. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
    А.В. Разина. – М., 2009. – С.134-156.
    3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2009. – С.134-156.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33


    написать администратору сайта