Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования
Скачать 2.8 Mb.
|
Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Общая характеристика 2. Философия И. Канта 3. Философия И. Фихте 4. Философия Ф. Шеллинга 5. Философия Г. Гегеля 6. Философия Л. Фейербаха 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Важнейшим, поистине грандиозным этапом мировой философской мысли, который охватил более чем столетие и был на- пряженным и очень ярким по своим результатам и своему воздейст- вию на человеческую историю, является её развитие в рамках не- мецкой классической философии. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейер- баха (1804-1872). Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое ду- ховное образование, которое характеризуется следующими общими чертами. 85 1. Своеобразным пониманием роли философии в истории че- ловечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической со- вестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая история, но и чело- веческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравствен- ное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность созна- ния и самосознания человека, рассматривает устройство человече- ской жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расши- ряет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают раз- личные общественные формы. Фейербах создает новую форму мате- риализма − антропологический материализм, в центре которого сто- ит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. 3. Все представители классической немецкой философии от- носились к философии как к специальной системе философских дис- циплин, категорий, идей. И.Кант, например, выделяет в качестве фи- лософских дисциплин прежде всего гносеологию и этику. Гегель соз- дал широкую систему философских знаний, в которую вошли фило- софия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, филосо- фия государства, философия развития индивидуального сознания и др. 4. Классическая немецкая философия разрабатывает целост- ную концепцию диалектики. Кантовская диалектика − это диалекти- ка границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности «Я», взаимодействию «Я» и «Не – Я» как про- тивоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Великим диалектиком является Гегель, кото- рый выдвинул развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, историче- ский и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспре- рывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противо- речиях, количественно-качественных и качественно-количественных 86 изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, на- правленном движении. В логике, философии природы, в истории фи- лософии, в эстетике и т.д. − в каждой из этих областей Гегель стре- мился найти нить развития. 5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии во многом следовали за просветителями XVIII в., и прежде всего фран- цузскими, провозгласив человека господином природы и духа, ут- верждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их соб- ственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движе- нием. 2. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА В философском развитии Иммануила Канта различают два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». В так назы- ваемый докритический период Кант признает возможность умозри- тельного познания вещей, как они существуют сами по себе; с другой стороны, в критический период, своеобразно осмысливая познава- тельные способности человека,− отрицает такую возможность. Наиболее существенный вклад «докритического» периода − обоснование космогонической гипотезы происхождения Вселенной («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). Свою тео- рию Кант строит на основе притяжения и отталкивания различных форм движения материи. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влия- ние на развитие как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф.Энгельса, «брешь в старом метафизическом мыш- лении», обосновала учение об относительности покоя и движения, 87 развив дальше идею постоянного возникновения и уничтожения ма- терии. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и пространстве. Материалистические идеи его космогонической теории на- талкивали самого Канта на критическое отношение к господствовав- шей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже в «докритический период» деятельности проблема возможности познания и прежде всего науч- ного познания. Поэтому И.Кант и переходит в 70-е гг. от натурфило- софии преимущественно к вопросам теории познания. «Критический период». Между «докритическим» и «критиче- ским» периодами лежит период подготовки второго. Это период ме- жду 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственно- го и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способно- сти суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй − этику, в третьей − эстетику и учение о целе- сообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, существует мир вещей, не- зависимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рас- смотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей − это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а яв- ляющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, суще- ствуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма. Живое созерцание. Формы чувственности. Кант делил все знание на опытное (pastoriori) и доопытное (apriori). Способ образо- вания этих знаний различен: первое выводится индуктивным путем, т.е. на основе обобщений данных опыта. В нем возможны заблужде- ния, ошибки. Например, суждение «Все лебеди белые» казалось ис- тинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя. В свою оче- 88 редь, априорные суждения Кант делит на два типа: аналитические (когда предикат только поясняет субъект) и синтетические (когда предикат прибавляет новое знание о cyбъекте). Одним словом, син- тетические суждения всегда дают новое знание. Философ рассматривает три сферы познания: чувственность, рассудок, разум. Посредством чувственности предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. Живое созерцание имеет свои формы существования и познания — пространство и время. Они не сущест- вуют объективно, являются не объективными характеристиками ве- щей, а способностью восприятия предметов. Математика, по Канту, возможна потому, что в ее основе лежат пространство и время как априорные формы нашей чувственности. Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека — учение о рассудке. Рассудок − это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, спо- собность составлять суждения. Кант заявляет, что для того чтобы понять, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым − проблему сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, спо- собность к знаниям». Кант разрабатывает систему категорий рассуд- ка:1) количество: единство, множество, целокупность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения: присущность, самостоятельность существования; 4) модальность: возможность − невозможность, существование − несуществование, необходимость − случайность. Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения суб- станции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщи- ми и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку. Для рассудка они есть высшие ап- риорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Соз- нание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться − форму всеобще- го и необходимого знания. Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим соз- нанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом, Кант при- ходит к выводу, что сознание само создает предмет науки − общие и необходимые законы, которые позволяют «упорядочивать» мир яв- лений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необ- 89 ходимость и т.п. Как видим, Кант создает своеобразную форму субъ- ективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время − это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность всевозмож- ных связей и законов от рассудка. Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека, о разуме и антиномиях. Именно исследование способно- стей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафи- зика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соот- ветственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логи- ческой структуре, а особенно по содержанию от обычных противоре- чий: возникает «двусторонняя видимость», т.е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые соотно- сятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис, и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушива- ется только одна из сторон, то «победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями. Кант исследует сле- дующие четыре антиномии: «Мир имеет начало во време- ни и ограничен в пространстве» «Мир не имеет начала во времени и границ в пространст- ве; он бесконечен и во времени, и в пространстве М а те м а ти ч е ск и е 1 2 «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только про- стое или то, что сложено из про- стого» «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную при- чинность» «Нет никакой свободы, все свершается в мире только по законам природы» Д и н а м и ч е ск и е 3 4 «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущ- ность» «Нигде нет никакой абсо- лютно необходимой сущности − ни в мире, ни вне мира − как его причины» 90 Кант не был первым, кто в истории философской мысли сформулировал гносеологические вопросы антиномически «заост- ренным» образом. Достаточно вспомнить имена Зенона и Сократа, П.Абеляра и П.Бейля. Но только с «Критики частого разума» начина- ется исследование противоречий познания в рамках диалектики ил- люзии и истины, видимости и сущности. Насколько антиномии Канта значительны по своему содержа- нию? Несомненно, что в них нашли свое выражение действительно фундаментальные философские проблемы, хотя они и далеко не ис- черпывают всех их. Каждое из них − это такой вопрос, «на который всякий человеческий разум необходимо должен натолкнуться в своем движении вперед». В антагонистическом конфликте тезисов и анти- тезисов вызревает большое диалектическое содержание, и часть это- го содержания раскрывается Кантом. Только часть, потому что этот конфликт не находит у Канта содержательного разрешения, а значит, «выхода» в действительную объективную реальность. Как указывал Ленин, с пути диалектики Кант свернул на метафизическую дорожку. Ведь сам Кант признал, что «антиномия чистого разума неизбежно приводит к… ограничению нашего познания». Но у Канта остаются огромные заслуги в области исследова- ния познающего мышления. Впервые в истории философии Нового времени Кант указал на то, что познание происходит через посредст- во то и дело возникающих и требующих своего разрешения гносео- логических противоречий. Природа разума есть полемика, лишенная произвольности. Именно в этом смысле Кант отмечал «двойственный противоречивый интерес» познания и своеобразную «хитрость разу- ма». Тем самым он указал, по сути дела, на некоторые из функций диалектической логики, которая должна разрабатывать механизмы разрешения проблемных ситуаций как в философии, так и в осталь- ных науках. С Канта начинается анализ диалектики процесса позна- ния в ее связи и отличиях от диалектики вещей, и в этом заключает- ся один из важных отправных пунктов формирования материалисти- ческой диалектики. Этика. Нравственный закон. Обстоятельную разработку кан- товская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разу- ма» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Рели- гия в пределах только разума» (1793). 91 Понимание оснований и сути нравственных правил Кант счи- тал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, − это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек под- чинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей − ноуменов. И в этом качестве он сво- боден. Как нравственное существо человек подчиняется только нрав- ственному долгу. Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственно- го закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к по- ступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному зако- ну. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая вы- ражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а так- же религиозно-теологическим этическим учениям. В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы во- ли данного единичного лица, а закон − это выражение общезначимо- сти, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т.е. правилом, ко- торое характеризуется долженствованием, выражающим обязатель- ность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что каса- ется нравственности, то в ней должен быть только один категориче- ский императив как высший ее закон. Кант считал необходимым подробно исследовать всю сово- купность нравственных обязанностей человека. На первое место он 92 ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соот- ветственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели: правдивость, честность, искренность, добросовестность, собственное достоинство, − которым противопоставлял пороки: ложь и раболепие. Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравствен- ному судилищу». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как благоволение, определяя «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несча- стьях и как разделение их радостей. Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконе- навистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадст- во. Главной добродетелью он считал человеколюбие. Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру доб- родетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ра- ди эгоистических интересов. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частно- собственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибе- гать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хо- рошим гражданином. Кант с готовностью принял просветительские ценности чело- веческого разума и достоинства и, подобно просветителям, стал вра- гом феодального мракобесия и нравственного оскудения. Непосред- ственно от Лейбница, а также через его эпигона Х.Вольфа он вос- принял веру в духовный прогресс общества и упования на рост науч- ных знаний как мерило власти человека над природой. Из этого же источника, заметим, он почерпнул твердое убеждение в необходимо- сти придерживаться формально-логической строгости в мышлении. Он с готовностью подписался под просветительским девизом: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, ко- торая рассматривается в социальной философии И. Канта, как про- 93 блема первенства морали по отношению к политике. Он выступает против принципов аморальной политики: 1) при благоприятных усло- виях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй. Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение полити- ки с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Учёный утверждал: «Право человека должно счи- таться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти». |