Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
Скачать 2.29 Mb.
|
Вопросы для самоконтроля
Литература
352 Часть II* Исследовательские практики Тема 6
Качественный и количественный подходы: возможности сочетания в одном отдельно взятом исследовании Ключевые понятия: Законодательный разум, интерпретативный разум, радикальная, экзистенциалистская, прагматическая, узкоэмпиристская позиции, параллельное сочетание, последовательное сочетание, интерфейс Черное и белое — Только не горелое. Детская считалка 1. Соотношение подходов Эта тема является своеобразным итогом нашего разговора о качественном и количественном подходах в социологическом исследовании. Мы более или менее подробно рассмотрели теоретические предпосылки становления каждого из них, описали их сущностные черты, основные типы и свойственные им исследовательские стратегии, познакомились со спецификой методов интервью, наблюдения и анализа документов в каждой из этих парадигм. Теперь «законным образом» встает вопрос «Как сочетаются эти два подхода и возможно ли это сочетание вообще?». Сегодня можно выделить по меньшей мере четыре позиции социологов по этой проблеме. • Первая, назовем еерадикалистской, разделяется прежде всего методологами З.Бауманом, Ж.Габриумом, Дж.Холстей-ном и др. Она состоит в том, что эти две социологии, «взаимоотношения которых воспроизводят пропасть, разделяющую 12 Готлиб Л.С. 354 Часть It • Исследовательские практики Тема 6 ' Качественный и количественный подходы 355 законодательный и интерпретативный разум, нельзя прими-ритьъ'. Законодательный разум здесь — методология классического социологического исследования, в рамках которой исследователь — «востроглазый обществовед» — производит закон, единственно верную истину для всех остальных людей, «сборища невежд» здесь. Интерпретативный разум — это методология качественного исследования, где в режиме диалога на равных рождается множественность толкований социальной реальности'. Интерпретативный разум, по З.Бауману, — это разум, который отказывается законодательствовать. • В наиболее радикальной версии в рамках этой позиции считается, что вместе с «медленным разложением модернис тского проекта» должна уйти со сцены и классическая социо логия (законодательный разум), как ошибочная, устаревшая, уступая место качественной социологии (интерпретативному разуму). Здесь отношения между этими социологиями — отно шения исторической последовательности: сначала — потом. Эта версия справедливо вызывает возражения: пришествие эпохи «постмодернизма» вовсе не означает, что «модернистские» со циологические практики уйдут со сиены. Более умеренная форма этой позиции состоит в том, что принципиально полярные социологии существуют все же синхронно, параллельно, но вес качественных исследовательских практик, как более соответствующих «духу времени», будет возрастать. Фактически такая позиция достаточно жестко или в мягкой форме рассматривает эти два подхода в терминах «лучше — хуже». • Вторая позиция, назовем ее экзистенциалистской, за ключается в том, что каждая из этих парадигм имеет свой спектр познавательных возможностей, свои достоинства и не- 1 Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии. С. 14. ! В целом законодательный и интерпретативный разум по З.Бауману — более широкие понятия, соответствующие методологии классического и не классического гуманитарного знания. См.: Бауман3. Указ. соч. С. 15. достатки, и потому не может быть оценена по шкале «лучше — хуже». Главный пафос такой позиции в том, что «не существу-ет критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство» одного подхода над другим. Вопрос о том, «к какому знанию мы стремимся... есть экзистенциальный выбор»1 исследователя. • Третья позиция, назовем ее прагматической, является в некотором смысле продолжением второй, и разделяется прежде всего социологами, имеющими значительный опыт эмпирических исследований. В западной социологии это Д.Силверман, К-Панч, К.Риссман и др., в российской социологии — О.М.Маслова, В.Б.Якубович, Г.ГТатарова, Ю.Н.Толстова и др. Она заключается в том, что каждая из этих парадигм имеет свою «зону релевантности», т.е. область исследовательских задач, где использование конкретного подхода является наиболее эффективным или может быть единственно возможным. Выбор того или иного подхода определяет сам исследователь, руководствуясь целями и задачами своего исследовательского проекта. Каковы же эти «зоны релевантности» для каждой из анализируемых нами парадигм? Фрагментарно мы так или иначе уже говорили об этом. Здесь лишь в компактном виде постараемся еще раз «собрать все». Итак, считается, что классический подход необходимо использовать в такой исследовательской ситуации, где требуется определить:
1 Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М.: Весь мир, 1S95. С.13. 355 Часть II • Исследовательские практики Тема 6 ' Качественный и количественный подходы 357 Мы уже говорили, что этот класс исследовательских задач может быть реализован в рамках классического подхода, если в распоряжении исследователя есть теоретическое описание изучаемого явления или процесса (их может быть несколько); только в этом случае возможна эмпирическая интерпретация, осуществление эмпирического исследования в целом. Это означает, что в рамках данной парадигмы могут быть исследованы только относительно изученные, теоретически осмысленные социальные явления, при этом их теоретическое описание удовлетворяет исследователя. Качественный подход в наибольшей степени соответствует такой исследовательской ситуации, когда:
• Четвертая позиция, назовем ее узкоэмпиристской, если ее упростить, сводится к тому, что различия между качественным и классическим подходом не столь уж велики: социологи издавна используют самые различные методы. Поэтому сама дискуссия об этих подходах носит надуманный характер и непродуктивна. Наиболее популярная в социологическом сообществе сегодня — прагматическая позиция, которая, признавая «особость» каждого из этих подходов, тем не менее не водружает между ними «китайской стены». Сторонники такой точки зрения полагают, что применительно к отдельно взятому исследованию возможно сочетание двух подходов — количественного и качественного, если это обусловливается целями и задачами исследовательского проекта. Введенные авторами этой точки зрения новые для социологии словосочетания: «принцип дополнительности», «метод золотой середины» — тому свидетельство. В рамках подобной позиции отвергается все еще распространенная среди российских социологов точка зрения, что качественный подход (и, соответственно, «мягкие» методы) может выступать только вспомогательным средством: или в качестве разведывательного этапа до осуществления основного классического, или в качестве уточняющего, детализирующего, после него. Конечно, в рамках разведывательного этапа традиционного социологического исследования действительно чаще всего используются «мягкие» методы: свободное интервью, включенное наблюдение и т.д. Вместе с тем его все-таки нельзя назвать качественным: мы уже говорили, что здесь не производится полноценного знания. Задача разведывательного этапа — быть вечным «предзнанием», «до того знанием»: отрефлекси-рованные здесь проблемы и предмет исследования не имеют самостоятельного статуса. Еше раз подчеркнем, что идея взаимосвязи двух парадигм в едином исследовательском цикле предполагает их равнозначное «сосуществование», равный вес и значимость исследовательских задач, которые решаются в их рамках. Как возможно сочетание этих парадигм? Какие организационные, логические очертания оно принимает? Социологическая практика показывает, что возможно по меньшей мере два вида сочетания:
2. Параллельное использование качественного и количественного подходов Для такого «параллельного» сочетания характерно изучение различных срезов одного и того же предмета исследования. Это различные методологические фокусы исследуемого интереса. Они могут «накладываться, соединяться и перекликаться в процессе познания»1. Т.Шанин для такого ' Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 328. 358 Часть II • Исследовательские практики Тема 6 • Качественный и количественный подходы 359 сочетания парадигм в одном отдельно взятом исследовании вводит термин «интерфейс». Он полагает, что близкие термины «связь», «взаимодействие», подчеркивая единство поля исследования, тем не менее не отражают принципиальной разнородности качественного и количественного фокусов исследования. Блестящим использованием такого «интерфейса» было исследование российского крестьянства под его руководством, о котором мы уже говорили ранее (Тема 4, Часть I). В нем, например, в рамках классической методологии проводились бюджетные обследования домохозяйств1 — анализ доходов и расходов, вобравшие традицию сельских статистических бюджетных исследований. Такие исследования проводились еще в 1920-х годах в рамках ЦСУ и Тимирязевской академии и связаны с именами А.В.Чаянова, В.С.Немчинова и др. В исследовании под руководством Т.Шанина чаяновские таблицы были скорректированы и с их помощью собирались количественные данные о балансах семейного производства, об инвестициях, комбинировании натуральных и денежных ресурсов. Параллельно в этих же семьях шел сбор качественных данных о стратегиях материального обеспечения, планах производства, использования труда, материальных ресурсов и денег, а также бартера и неэквивалентного обмена в рамках сети взаимопомощи родственников и соседей. Такое сочетание двух полярных методологических подходов применительно к одному и тому же предмету исследования дало возможность соотнести «сухие» цифры доходов и расходов с субъективно значимыми решениями, соображениями членов изучаемых семей, позволило понять их способ организации своей собственной экономической жизни, а в конечном итоге и российского крестьянства образца начала 1990-х годов в целом. Попытки такого параллельного сочетания характерны и для польских социологов, которые еще в конце 1960-х годов использовали «жесткие» и «мягкие» методы для перепроверки 1 Домохозяйство в исследовании рассматривалось как семейная единица производства. данных. Так, В.Адамский' в своем исследовании польского движения скаутов комбинировал мемуарные материалы с почтовым анкетным опросом, а Б.Гамбьевский2 использовал стратегию «историй жизни» в сочетании с анкетным опросом для изучения проблем сельской молодежи. 3. Последовательное сочетание качественного и количественного подходов В мировой социологии сегодня существует целый ряд эмпирических исследований, представляющих собой сочетание качественного и количественного подходов на разных этапах одного исследования. Чаще всего на первом этапе используется качественная методология и, соответственно, «мягкие» методы, а на втором — традиционная, классическая, с соответствующими процедурами. При этом на первом, качественном этапе исследователь «схватывает» явление как целостность, как палитру, содержащую самые разнообразные его краски. Именно на этом этапе изучаемое явление предстает своими новыми, неожиданными для исследователя гранями. На втором, количественном этапе, как правило, определяется мера выраженности найденного, описанного на предыдущем этапе. Следует подчеркнуть, что качественный этап здесь имеет самостоятельное значение: в его рамках уже произведено знание, представляющее интерес для исследователя. Чаще всего это описание («тонкое» или «толстое») малоизученного или не изученного вовсе социального явления. Продолжение исследовательского поиска, переход ко второму этапу здесь вовсе не обязателен и диктуется только соответствующими целями и задачами исследования. В отечественной социологии примерами такой логической последовательности — качественный—количественный этапы — могут быть известная аксиобиографическая методика выявления ценностных ориентации социальной группы А.П.Вардо- ' Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше. С. 57. г Там же. С. 57. 360 Часть II ' Исследовательские практики матского1, а также методика анализа экономических стереотипов, разработанная и реализованная молодым исследователем О.Н.Ваниной2 в 1999 году под руководством автора. Остановимся на них подробнее. На первом, качественном этапе аксиобиографическая методика А.П.Вардоматского предполагает выделение ценностных ориентации индивидов. Для этого информантов просят написать (или рассказать) о самых значимых для них событиях в их жизни (вот откуда вторая часть названия этой методики — «биографическая»). После этого интервьюер, используя метод глубинного интервью, пытается понять те смыслы, которыми информант наделяет выделенные события. Анализируя получаемую информацию, исследователь (он же, как правило, здесь и интервьюер) конструирует в итоге ценностные ориентации индивидов как некоторые обобщающие теоретические понятия. На втором, классическом этапе изучается представленность выделенных ценностных ориентации в той или иной социальной общности, которая выступает объектом исследования5. Теперь обратимся к последовательному использованию качественного и количественного подходов для изучения экономических стереотипов современного российского общества'1. Цель его заключалась в выявлении и определении уровня распространенности в различных социально-демографических группах стереотипов новых экономических групп, появившихся в российском обществе в 1980-х годах: богатых, бедных, наемных работников, хозяев, безработных. На первом, качественном этапе исследования задача состояла в описании всего спектра стереотипов каждой из выделенных групп, а также в выявлении структуры стереоти- 1 Вардоматский А.П. Аксиобиографическая методика. 3 Ванина О.Н. Экономические стереотипы россиян в постсоветский период: социологический анализ. 5 Подробнее см.: Вардоматский А.П. Указ. соч. ' Ванина О.Н. Указ. соч. Тема б • Качественный и количественный подходы 361 па1. При этом представление полноты разнообразия этих стереотипов относительно объектов оценивания: богатых, бедных и т.д. — имело самостоятельную ценность, демонстрируя «веер», разброс восприятия новой постсоветской социально-экономической реальности российскими людьми. Так, например, применительно к группе бедных методом свободного интервью были получены различные, хотя и преимущественно негативные стереотипы. По мнению опрошенных, бедные — это:
Был выделен также и единственно положительный стереотип бедных — «нравственно совершенные», добрые, сострадательные, готовые помочь другим, стереотип, видимо, берущий свое начало из христианского православного вероучения. Относительно социальной группы богатых были выделены всего два вида стереотипов:
Здесь уже сам факт существования таких стереотипов бедных и богатых свидетельствовал о тех сдвигах в ценностном сознании россиян, которые начали происходить в связи с кардинальными общественными преобразованиями. В самом деле, трудно предположить существование таких стереотипов бедных в советском обществе, когда сам термин этот применительно к советским людям никогда не использовался: в соответствии с идеологическими установками такого феномена просто не было в Советском Союзе. В то же время присутствие полярных стереотипов в общественном сознании показывает сложность переориентации общественного сознания, его двойственность, расколотость. На втором этапе исследования, количественном, определялся уровень распространенности выявленных стереотипов 1 На этом этапе был использован целевой отбор, объем опрошенных составлял 50 человек. 364 Часть II • Исследовательские практики Тема 6 • Качественный и количественный подходы 365 о существовании четырех таких групп, которая и проверялась на данном этапе:
С помощью формализованного интервью было опрошено 1162 человека, отобранных методом квотного отбора по критериям пола, возраста, образования. Ранее в Теме 2, Часть I, мы уже говорили о результатах этого этапа. Здесь лишь добавим, что статистический анализ полученной информации позволил нам определить и социально-демографическое «лицо» каждой из выделенных групп. Для этой цели нами был использован метод структурных коэффициентов1, в рамках которого сравниваются доли определенной социально-демографической группы в общем массиве опрошенных и в конкретной типологической группе. Значение структурного коэффициента больше 1 означает, что данная конкретная социально-демографическая группа преимущественно представлена в данной типологической группе, является чертой ее своеобразия. Так, например, анализ показал, что группа «успешных адаптантов», представленная прежде всего предпринимателями и управленцами разных уровней, имеет преимущественно мужское и очень молодое «лицо». Для этой группы характерен довольно высокий уровень образования. Напротив, группа «неуспешных адаптантов» представлена прежде всего специалистами-гуманитариями с лидирующим возрастом 41-50 лет и преимущественно высшим образованием. В целом использование типологического анализа как логики классического социологического исследования позволило нам на первом этапе представить население Самарской области как совокупность определенных типологических групп, раз- личающихся по уровню и результату процесса социально-экономической адаптации, определить количественную представленность этих групп, описать их социально-демографические параметры. На втором этапе в соответствии с другой задачей исследования — определение спектра факторов, обусловливающих успешность социально-экономической адаптации, была использована качественная методология с соответствующими процедурами: методом нарративного интервью и groundedtheoryкак способом обработки качественной информации. Использование этой методологии вызвано тем простым обстоятельством, что сегодня в российской социологии отсутствует теоретическое знание, корректно описывающее этот аспект изучаемого процесса. На этом этапе нами изучались жизненные истории двух полярных групп: «успешных адаптантов» и «неуспешных дезадаптантов», по 25 человек в каждой'. Содержательно на данном этапе ставились такие исследовательские вопросы: есть ли что-то сходное (типичное) в жизненных историях, социальных ситуациях людей, удачно вписавшихся в новые становящиеся социально-экономические условия? Есть ли что-то сходное в индивидуально-психологических, социальных характеристиках этих людей? Если эти черты все же существуют, то каковы они? Этот же круг вопросов был адресован нами и другой полярной группе — тем, кто не предпринимал сколько-нибудь значимых усилий для изменения своей жизненной ситуации к лучшему. Главный исследовательский вопрос, который ставился здесь, сводился к поиску различий между этими противоположными группами. В итоге нами были выделены три группы факторов, так или иначе являющихся условиями успешности адаптационного процесса: социальные, личностные и индивидуально-психологические. 1 Величина структурного коэффициента рассматривалась как отношение доли конкретной социально-демографической группы в объеме опрошенных определенной типологической группы к доле этой группы в общем обьеме опрошенных. 1 Для корректности выводов нами были взяты группы, одинаково включающие информантов в возрасте 25-45 лет. 366 Часть II • Исследовательские практики |