Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.3. Методологические подходы к историям жизни

  • Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеУдк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
    АнкорГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    Дата01.02.2017
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    ТипРеферат
    #1687
    страница17 из 25
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   25

    5.1. Что такое устная история?

    «Устная история» (oral history) — это исследовательс­кая стратегия, использующая метод интервью для получения устных свидетельств относительно событий, в недавнем прош­лом имевших историческую значимость.

    В самом этом термине «устная история» акцент надо делать на слове «история». Исследование этого типа направлено на получение субъективных свидетельств о важных событиях прошлого. Они становятся в ряд с другими, традиционными для историков документами, и прежде всего архивными, такими, как письма, дневники, мемуары. Не случайно «устные истори­ки» называют себя «устными архивистами». Устные рассказы здесь — это свидетельства памяти (memory claim), призванные достоверно воссоздать то или иное значимое событие в прош­лом. Здесь рассказчик, по точному выражению Мартины Бур-гос, — «рупор надындивидуального субъекта, чья цель — обеспе­чить сохранность и передачу коллективного опыта»1.

    ' Бургос М. История жизни: рассказывание и поиск себя. С. 124.

    248

    Часть II • Исследовательские практики

    Тема 2 Типы в качественной парадигме

    249


    «Устная история» частично вышла из попыток использо­вать устные традиции, передававшиеся веками в обществах, где отсутствовала грамотность, для того чтобы выстроить, например, историю этого общества. В этом смысле устная ис­тория стара, как сама история. Для историков, изучавших совсем недавнюю политическую и социальную историю сво­ей страны, привлекательность устных свидетельств объясня­ется невозможностью доступа к достаточному количеству до­кументов.

    Специалисты oral history полагают, что устные источники имеют определенные преимущества перед письменными доку­ментами. Во-первых, здесь не возникает сомнений относитель­но авторства документа, что повышает доверие к нему. Во-вто­рых, в отличие от письменного документа (мемуаров например) устное интервью сохраняет непосредственность впечатлений и искренность, которые более свойственны раз­говорной речи. В-третьих — это возможность сохранить в за­писи жизненный опыт людей, которые не имеют литературно­го таланта или свободного времени для написания мемуаров.

    Таким путем создается новый вид истории — «не история лидеров, королей и президентов, а история фермеров, рабочих, эмигрантов и других простых людей»1.

    Означает ли этот акцент на истории явления, что oral histo­ry — это только историческое исследование? Нет, не означает. Настоящее, которое призвана изучать социология, всегда «встроено» во временную перспективу. Для социологов всегда важно иметь «базовую» описательную информацию о социаль­ном явлении, которое имело место 30, 50, 70 лет назад. Это позволяет описать (или объяснить) социальные изменения в общественном целом, понять направления этих изменений. По мнению современного английского социолога Пола Томп­сона, для периода, ограниченного живой памятью, это — «эле­ментарное составление плана этноистории как базиса совре­менной социологической работы»2. С помошью «устного»

    интервью задача значительно облегчается. В качестве примера П.Томпсон ссылается на собственное исследование «Эдвардо-манцы: воссоздание британского общества»1. Обнаружив не­достаточность рукописных материалов, хранящихся в архивах об этом периоде начала XX века — правительственных докла­дов, результатов первых социологических исследований, их не­соответствие исследовательским целям, автор вынужден был обратиться к жанру «устной истории», т.е. к интервью с живы­ми свидетелями той эпохи. Использование этой исследова­тельской стратегии позволило английскому социологу создать «надежную социальную историю недавнего прошлого», а также дать богатейший материал для описательных социологических обобщений о том времени*.

    5.2. Немного истории

    Начало этой исследовательской практики обычно связывают с созданием в Колумбийском университете (США) в 1948 г. Центра устных исследований под руководством Аллана Невинса. В рамках исследовательских проектов центра записы­вались на магнитофон интервью с людьми, которые внесли су­щественный вклад в разные области общественной жизни и ко­торые описывали процесс становления этих областей. К 1967 г. интерес к данному методу воссоздания прошлого стал настоль­ко велик, что в США была создана Ассоциация исследователей «устной истории».

    Большая доля проектов «устной истории» в те годы была медицинской. Создавая историю величайших медицинских открытий XX века, медики обнаружили, что наиболее значи­тельные события в этой области произошли на памяти еще жи­вущего поколения. Интервью с их участниками (создание зна­менитых клиник, вхождение новой медицинской техники в практику медицины и т.д.) помогли восстановить пробелы в имеющейся информации, уточнить детали, более полно их вос­создать.


    1 Хоффмаи А. Достоверность и надежность в устной исто­рии. С. 47.

    ' Томпсон П. История жизни и анализ социальных измене­ний. С. 129.

    1 ТомпсонП. Указ. соч. С. 130. 'Тамже.С. 131.

    252

    Часть II • Исследовательские практики

    Тема 2 • Типы в качественной парадигме

    253


    эти рассказы получены. Это могут быть и интервью (нарра­тивное, лейтмотивное, свободное), взятое социологом у рассказчика-информанта (устная традиция), и автобиогра­фия, написанная самим рассказчиком (письменная тради­ция).

    В центре этого типа исследования всегда стоит индивиду­альная жизненная траектория от детства до старости, индиви­дуальная судьба во всем уникальном сочетании ее поворотов и изгибов. Рассказчик здесь в отличие от oral history описывает свою собственную историю, свои этапы жизненного пути, соот­нося себя с другими людьми, социальными группами, отожде­ствляя себя с ними и выделяя одновременно. Рассказ о жизни — это всегда особая доверительная информация о такой стороне человеческого мира, которая недоступна другим познаватель­ным средствам.

    Для социолога история жизни — всегда едва реально суще­ствующих полюса человеческой жизни, индивидуальный и со­циальный»1, всегда связь между этими полюсами. Социология, ориентированная на познание типического в социальном, рас­сматривает течение жизни конкретного человека в обязатель­ном соотнесении с социальной жизнью: ее событиями, писаными и неписаными правилами, причудливой взаимосвязью ее мо­заичных элементов. Задача социолога в life story — понять со­циальный контекст индивидуальной жизни, т.е. «идентифи­цировать основные игры, в которые люди играют в рамках этого социального контекста, скрытые правила и ставки, внутренние механизмы и конфликтную динамику власти в этих играх»2.

    Важнейшей чертой рассказов о жизни, создающей «осо-бость» этой стратегии, является их темпоральность, вписан­ность во время. Это создает уникальную возможность рассмот­рения социальных явлений во временной перспективе, в их процессуальности, когда происходящие в них изменения (соци­альная динамика) соотносятся с временными рамками При

    этом масштаб этих временных рамок может быть достаточно большим, включая и время жизни целого поколения.

    Еще одна важная черта — это укрупненный взгляд на действительность, характерный для здравого смысла и обы­денного языка. Именно этим, магией жизни без литературных украшений, человеческие документы завораживают. Н.Н.Коз­лова, изучая «плохопись» крестьянки Киселевой, пишет о соб­лазнительности такого материала для исследователя: «Они по­рождают искушение просто плыть по течению материала... трудно дистанцироваться и остановиться»'.

    Для исследователя здесь постоянно возникает проблема на­силия через навязывание своих собственных понятий, интерп­ретаций. С другой стороны, и автор навязывает свою картину мира.

    Встроенность индивидуального в социум в исследованиях типа life story может изучаться в двух направлениях.

    Первое — изучение социальной обусловленности жизненных путей. Это прежде всего исследования профессиональных биографий социодемографических когорт. Здесь в центре вни­мания — социальные механизмы регулирования жизненных траек­торий, увязывающие возрастную дифференциацию, социаль­но-классовое расслоение с кризисами в обществе и просто крупными историческими событиями.

    Второе — исследования, ориентированные на реконструк­цию личного опыта людей (понимание смыслов их поведения), а также способов их объяснения, толкования социальной реаль­ности.

    В исследованиях этого типа реализуется попытка «схва­тить» систему ожиданий и норм, предъявляемых человеку (со­циальному актору) конкретной социально-исторической ситу­ацией. Здесь жизнь человека интерпретируется как некий ответ на вопросы, порождаемые ситуацией, в которую человек «за­брошен».

    В каждой индивидуальной жизни осуществляется своего рода отбор, селекция индивидуальной стратегии из существую­щего спектра «типических правил». В этом ключе исследователя


    1 БургосМ. Указ. соч. С. 125.

    1 БзртоД. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии. С. 15.

    1 Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). С. 17.

    254

    Часть II • Исследовательские практики

    Тема 2 • Типы в качественной парадигме

    255


    в истории жизни интересует, при каких условиях индивид «при­меряет», перенимает типичную жизненную конструкцию, вно­ся в нее индивидуальное своеобразие, каким образом вообще складывается тот или иной социальный тип (например, «совет­ский человек», «диссидент», «мужчина»).

    К исследованиям этого рода можно отнести исследование сознания рабочего класса (Д.Берто)', исследование советского общества, предпринятое Н.Н.Козловой2, изучение практик социального исключения в современном российском обще­стве, произведенное Е.Ярской-Смирновой3.

    6.2. Из истории становления

    Корни интереса к индивидуальным жизнеописаниям легко обнаружить не только в литературе, но также и в этногра­фии, психиатрии, психологии: этнографию всегда интересовало описание выдающихся личностей среди «примитивных» наро­дов; психиатрия интенсивно изучает течение жизни одного че­ловека, выделяя психические нарушения как собственный предмет исследования; психология в рамках психоанализа тре­петно относится к жизненным воспоминаниям, пытаясь сквозь них «прорваться» к бессознательному.

    Считается сегодня, что «история жизни» как социологиче­ская исследовательская стратегия «вышла» из знаменитого ис­следования крестьян-иммигрантов в Западную Европу и США из Польши, произведенного американскими социологами У.Томасом и Ф.Знанецки в 1920-х годах: один том из пятитом­ного труда «Польский крестьянин в Европе и Америке» цели­ком посвящен автобиографическим мемуарам, написанным по просьбе социологов польским крестьянином-иммигрантом Владеком Висневским. Заслуга исследователей состояла в том, что они подняли истории жизни до серьезнейшего социологи-

    ческого и психологического материала, сформулировав при этом соответствующую методологическую позицию: «Мы уве­рены, что личностные сообщения о жизни — полные, насколь­ко возможно, представляют лучший тип социологического мате­риала»'.

    Вместе с тем в 1930-х годах в США эта стратегия не вы­держала конкуренции с классической методологией и прек­ратила свое существование. Главная причина, видимо, состо­яла в том, что качественная социология в этот период не была еще осознана как методологически другая, имеющая право быть наряду с классической (мы об этом говорили в Теме 3, Часть I).

    В то же время в Польше, где Ф.Знанецки в 1921 г. выпус­тил первое собрание письменных автобиографий2, «история жизни» закрепилась, превратившись не только в непрерыв­ную исследовательскую традицию (она существовала и в со­циалистической Польше), но и стала культурным движением, признанной частью национального образа жизни: начиная с Ф.Знанецки, который в 1921 г. был организатором первого польского конкурса памяти, в Польше и по сей день ежегод­но проводятся конкурсы дневников — жизненных историй, издаются тома таких автобиографий, в их написание и обсуж­дение поставленных проблем вовлекаются тысячи граждан Польши.

    Возрождение методологического интереса к этому типу ис­следования, видимо, следует связывать с работой Д.Берто «Биография и общество», вышедшей в 1981 г.! Данная работа сделала «историю жизни» предметом дискуссии в мировом со­циологическом сообществе, поставив на обсуждение методоло­гические проблемы стратегии истории жизни и качественного исследования в целом.


    'BertauxD., ThompsonP. Path to Social Class. AGualitative Ap­proach to Social Mobility, Oxford: Clarendon Press, 1997.

    1 Козлова И.Н. Указ. соч.

    3 Ярская-Смирнова £. Социокультурный анализ нетипично­сти. Саратов: СГТУ, 1997.

    1 Цит. по: Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные
    истории в Польше // Биографический метод. История, мето­
    дология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. С. 53.

    2Там же. С. 55.

    1 Bertaux D. Biography and Society: Trie Life History Approach in the Social Science. — Beverly Hills (CA): Sage, 1981.

    256

    Часть II ' Исследовательские практики

    Тема 2 • Типы в качественной парадигме

    257


    6.3. Методологические подходы к историям жизни

    Исторически (хотя это и совсем недавняя история) можно выделить несколько методологических подходов к ана­лизу историй жизни.

    В рамках первого, близкого к классическому история жиз­ни — это идеальный материал для того, чтобы выяснить, что существует на самом деле и что на самом деле произошло в об­ществе. Здесь рассказы о жизни — это правдивый материал о том, «что люди сделали, где, когда, с кем и в каких локальных контекстах, с какими результатами и что из этого последова­ло»1.

    Современный французский социолог Й.П.Руус иронично называет этот подход «обретенным раем» для социолога*. Этот подход, по его мнению, был характерен для конца 1970-х — на­чала 1980-х годов. Уже с середины 80-х социологическим сооб­ществом начинает осознаваться, что ничто в мире из того, что мы видим и описываем, не предстает перед нами таковым, ка­ким оно существует на самом деле: наше восприятие всегда опосредовано через то, как мы видим мир в настоящее время. Это означает, что история жизни — это и репрезентация авто­ра, его видение ситуации.

    В экстремальном постмодернистском варианте это означа­ет, что не существует фактов, есть только лишь интерпретации: «факты» уже не являются фактами, но лишь фигурами текста («означающие» — слова потеряли связь с «означаемым» — ре­альностью). В целом, полагает Руус, пришло осознание следу­ющих моментов:

    1 — текст первичен, т.е. исследователь имеет дело с текстом, а

    не с реальной жизнью;

    2 — нарративность, понимаемая как ориентация на понима-

    ние слушателем, читателем, является чрезвычайно важ­ным фактором автобиографии;

    1 БертоД. Указ. соч. С. 14.

    * Русс Й.П. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам биографии. С, 6.

    3 — между автором, его «Я» и текстом существуют напряжен-

    ные отношения;

    4 — существует проблема идентичности «Я» рассказчика (мно-

    жественность идентичностей, углов зрения и т.д.);

    5 — существует множественность уровней авторов и аудито-

    рий.

    Так сформировался принципиально другой методологический подход, который можно было бы назвать интерпретативным (мы помним, что именно такой способ изучения социальных явле­ний и составляет методологический базис качественной социо­логии).

    В рамках такого подхода собственная биография, расска­занная автором, — это еще и представление себя другим (вспом­ним И.Гофмана. — А.Г.), демонстрация себя, но также и конструирование себя в процессе рассказывания.

    В рамках такого рассмотрения стали различать три типа «конкретизации субъекта» в «истории жизни»1:

    • субъект в качестве реально интервьюируемого, как участник процесса взаимодействия с интервьюером или субъект ком­муникации (письменная автобиография), ориентирован­ный на подразумеваемого читателя;

    • субъект — герой, персонаж рассказа;

    • субъект — рассказчик истории, которую он рассказывает се­годня.

    Каждая из этих конкретизации относится в истории жизни к одному и тому же лицу, но каждая тем не менее занимает осо­бое место в структуре повествования.

    Сегодня интерпретативный подход к историям жизни явля­ется общепризнанным. В то же время внутри него наметились тоже два подхода.

    • Сторонники первого, назовем его вслед за Д.Силверме-ном реалистическим (см. Тему 4, Часть I), полагают, что через субъективные жизнеописания все-таки можно получить «если не полностью объективное описание и объяснение социальных феноменов, то по крайней мере их «плотные» описания». Й.П.Руус, продолжая эту линию, также полагает, что «тексты автобиофафий ничего не представляют собой до тех пор, пока

    1 Бургос М. Указ. соч. С.124.

    9 Готлн6 А.С

    258

    Часть II • Исследовательские практики

    Тема 2 • Типы в качественной парадигме

    259


    мы не предоставим им кредит реальности, чего-то существую­щего вовне, что эти тексты стараются описать более или менее адекватно и что мы пытаемся понять и сделать понятным дру­гим в коммуникации»1. Французский социолог считает, что анализ историй жизни в этом ключе можно производить, исхо­дя из четырех базовых понятий, тесно связанных друг с другом: контекст, аутентичность, референциалъностъ (соотнесен­ность) и рефлексивность.

    Контекст здесь означает конкретные условия и структуру значений автобиографии, как она явно (чаще неявно) выраже­на автором. Контекст —- это ситуация, когда рассказ можно по­нять лишь в рамках данного поколения с его социально-исто­рическим опытом. Многие нарративы можно понять лишь в контексте бедности, войны, трансформации социума, опреде­ленной субкультуры и т.д. Сами авторы могут не осознавать контекст своих повествований. Задача социолога — создать (сконструировать) контекст, чтобы понять сказанное, придать ему значение.

    Аутентичность являет собой попытку автора представить свою жизнь наиболее реалистическим способом. Эта характе­ристика предполагает, что автор знает о событиях и отношени­ях прошлой жизни и хочет о них рассказать. Аутентичность в конечном итоге — это правдоподобность рассказа. Исследо­ватель, анализируя текст рассказа, должен прежде всего вы­брать наиболее аутентичные его части. Точно так же следует отбирать наиболее аутентичные рассказы из всех анализируе­мых2.

    Референциальность (отнесенность) означает отнесен­ность к определенным событиям, действиям в социальной реальности. Референциальность повышает правдоподобие рассказа.

    Рефлексивность предполагает, что в рассказе следует выде­лять автора как рассказчика истории, который смотрит на себя

    ' Руус Й.П. Указ. соч. С. 7.

    1Конечно, существуют приемы, делающие рассказ более ау­тентичным, правдоподобным, однако, как правило, в автобио­графиях они практически не применяются — это делают чаще всего профессиональные писатели.

    со стороны, меняя угол зрения, уровень рассмотрения. Вот, например, как выражается рефлексивность в рассказе: «Я могу сказать теперь задним числом, что то-то было плохо» или «Ес­ли бы я знал тогда то, что знаю сейчас». Рефлексивность — это еще и мотивация рассказчика: почему именно он рассказывает историю так, а не иначе. В тексте она может быть выражена так: «Это важно для меня, потому что...».

    В рамках этого подхода «возможны варианты».

    1 — анализируется одна история жизни конкретного челове­ка, где реконструируется его личный опыт проживания, «пе­реживания» жизни, «встроенный» в социальное время, в со­циальный контекст1. В отечественной социологии примером подобного рода может служить исследование истории жизни бомжа, осуществленное В.Журавлевым2. Социолог здесь сквозь жизненные перипетии бомжа Владимира Волкова пы­тается понять социальные условия — от деятельности госуда­рства до особенностей социально-психологического климата в семье, которые так или иначе обусловили его социальное исключение.

    Применительно к истории семьи прекрасным примером мо­жет быть известное исследование Д.Берто, посвященное анали­зу социальной мобильности. Через историю одного рода на про­тяжении четырех поколений, записанную в одном маленьком городке в центре Франции в 1987 г., исследователь пытается по­нять механизмы трансляции социального статуса во француз­ском обществе. Изучая преемственность профессиональных занятий членов этого рода, индивидуальные жизненные траек­тории членов рода, этапы их жизненного цикла: детство, юно­шество, обучение, замужество, рождение детей и т.д., француз­ский социолог смог сделать ряд теоретических выводов. Прежде всего это касается невозможности передачи статуса от семьи к детям; передаются лишь составляющие его элементы: экономический, образовательный, географический и т.д. Даже такой элемент статуса, как капитал, должен претерпеть мета­морфозу, чтобы быть воспринятым следующим поколением.

    1 Это может быть и история одной семьи. 'Журавлев В. История жизни бомжа С. 179-206.

    260

    Часть II • Исследовательские практики

    Тема 2 • Типы в качественной парадигме

    261


    Кроме того, и это одно из самых важных теоретических поло­жений, прямая трансляция профессионального статуса являет­ся скорее исключением, чем правилом. Чаще всего происходят трансляции по принципу эквивалентности: сын булочника, ставший торговцем зерном; сын писателя, ставший журнали­стом; сын токаря, ставший инженером. Во всех этих примерах «присутствуют одновременно и неразрывно консервация и трансформация»'.

    2 — анализируется ряд историй жизни или семейных исто­рий, принадлежащих к одной и той же социальной среде. По мнению исследователей, в подобного рода исследованиях за счет сравнения разных жизненных историй достигается боль­шая обоснованность выводов. Как правило, количество исто­рий жизни, необходимое для этого, колеблется в пределах от 20 до 50. В отечественной социологии к исследованиям ис­торий жизни такого плана можно отнести исследование мас­кулинности, проведенное Е.Мещеркиной в 1995 r.J В центре внимания исследователя находились специфичные для муж­чин жизненные пути и социальные ожидания, связанные с принадлежностью к полу. Анализ мужских биографий позволил Е.Мещеркиной выявить неоднозначность и слож­ность мужской идентификации, описать уровни ее форми­рования {локально-семейный, институциональный), опи­сать типы мужественности, выделенные по различным критериям: «гегемонический», «демократический», «нарци-сстичный».

    Еще один пример использования уже семейных историй — исследование Е.Фотеевой, посвященное анализу социальной адаптации состоятельных семей в России после революции 1917 г.3 Изучая все повороты и изгибы жизненных путей членов нескольких семей «бывших» так, как они представлены в се-

    ' Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений. С. 119.

    " Мещеркина Е. Введение в антологию мужской жизни. С. 298-325.

    3 Фотеева Е. Социальная адаптации после 1917 года: жиз­ненный опыт состоятельных людей. С. 240-275.

    мейных историях, исследователь смогла выявить адаптивные стратегии этой социальной группы, направленные на ее вклю­чение в принципиально новую социальную ситуацию, описать специфичность женских и мужских вариантов этих стратегий. • В рамках второго подхода — нарративного (см. Тему 4, Часть I) — акцент делается на том, каким образом рассказчик объясняет те или иные свои поступки, на схемы объяснения: из­вестно, что любой рассказ ориентирован на слушателя, и пото­му рассказчик использует схемы, понятные слушателю, т.е. присутствующие в культуре и потому понятные. Отсюда по «ре­шеткам» объяснения можно реконструировать и «большие нар-ративы», т.е. представления, распространенные в обществе в той или иной культурно-исторической ситуации.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   25


    написать администратору сайта