Главная страница
Навигация по странице:

  • Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только.

  • Одно правило жизни должно быть у каждого человека, оно проявится и в его цели жизни, и в его принципах жизни, и в его поведении: надо прожить жить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

  • Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

  • Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно.

  • Человек рождается и оставляет по себе память. От того, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет.

  • О русской интеллигенция 42

  • Истинное мастерство художника 43

  • Имя его навсегда останется среди светлых имён достойнейших сынов России. Имя его – Николай Рубцов, выдающийся русский поэт.

  • Одним из тех, кому это было счастливо дано судьбой, и был Николай Рубцов… \

  • Ныне мы можем с полным основанием и убеждённостью сказать о Николае Рубцове: «Это сердце под ношею горя было чистым, как солнце в кристалле...»

  • сс. ГИА!!!!. Урок Толстого 1


    Скачать 167.58 Kb.
    НазваниеУрок Толстого 1
    Дата10.08.2022
    Размер167.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГИА!!!!.docx
    ТипУрок
    #643821
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13



    Цель существования человека 41

    Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть, иначе будет не жизнь, а прозябание.

    Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только.

    Одно правило жизни должно быть у каждого человека, оно проявится и в его цели жизни, и в его принципах жизни, и в его поведении: надо прожить жить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

    Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

    Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать.

    Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно.

    Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим сознанием, не была обижена.

    Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию. Как это понимать, как прилагать к своей жизни? На это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

    В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. А задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом — окружающих, 82 тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества.

    Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень можно и в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

    Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание.

    Человек рождается и оставляет по себе память. От того, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет.
    Каждый из нас рано или поздно задумывается: Какой след он оставит или оставил после себя? Оставить хороший след после себя могут оставить только хорошие, добрые и отзывчивые люди. Не важно каким делом занимается человек. Если он хорошо относиться к людям в обществе, не пакостит, не придаёт близких, не эгоистичен, то при большом трудолюбии человек всегда оставит после себя след.
    Жизнь- это длинная дорога, в которой человек сталкивается с разными трудностями, ситуациями. И как человек проходит через них тоже оставляет след, только в головах людей. Если вы добросовестно и честно выполняете работу, то люди будут тянуться к вам не только в деловом плане, а просто как к честному и трудолюбивому человеку. Оставить след после себя можно не только в головах людей, но и с помощью литературных произведений и изобретений. Таким примером могут служить все писатели и учёные-изобретатели. С момента их жизни прошло почти 100-200 лет, но всё равно каждый из нас знает кто такие А. С. Пушкин и А. Энштейн. И сейчас многие люди пытаются оставить после себя след, но только помощью и постройками.
    Человек, по моему мнению, создан для того, чтобы приносить пользу другим и оставлять после себя что-то хорошее. На это нужно много времени и усилий, но результат того стоит.


    О русской интеллигенция 42

    Что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю? Понятие это чисто русское, и содержание его преимущественно ассоциативное, эмоциональное. Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и поэтому могу говорить о русской интеллигенции, не давая ей точного определения, а лишь размышляя о тех ее лучших представителях, которые, с моей точки зрения, могут быть отнесены к разряду интеллигентов.

    К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

    Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, то это высшая безнравственность. Русская интеллигенция в целом выдержала испытание нашим смутным временем, и мой долг человека — свидетеля XX века — восстановить справедливое к ней отношение.

    Какими высокими и мужественными интеллигентами были интеллигенты из потомственных дворян! Я часто вспоминаю Георгия Михайловича Осоргина, расстрелянного в 1929 году на Соловках. Он уже находился в камере смертников, когда к нему неожиданно для соловецких властей приехала жена, урожденная Голицына. Неожиданность произошла от полного беспорядка в тогдашних лагерях: власти на материке не знали, что по своему произволу предпринимали начальники на острове. Так или иначе, но под честное слово дворянина Осоргина выпустили из камеры смертников на свидание с женой, обязав не говорить ей, что его ожидает. И он выполнил свое обещание, данное палачам. Через год после краткого свидания Голицына уехала в Париж, не зная, что на следующий же день Георгий Михайлович был зверски расстрелян.

    Мужество русской интеллигенции, десятки лет сохранявшей свои убеждения в условиях жесточайшего произвола и погибавшей в полной безвестности, меня поражало и поражает до сих пор. Преклоняюсь перед русской интеллигенцией старшего, уже ушедшего поколения.

    Чем сильнее было сопротивление интеллигенции, тем ожесточеннее действовали против нее. О сопротивлении интеллигенции мы можем судить по тому, какие жестокие меры были против неё направлены, как разгонялся Петроградский университет, как реформировались программы в школах и высших учебных заведениях, как насаждалась политграмота. Детей 84 интеллигенции вообще не принимали в вузы. И тем не менее в университетских городах возникали кружки самообразования. Петербургские профессора читали лекции на дому, издавали свои работы за собственный счет.

    Можно было бы привести пример сотен и тысяч ученых, художников, музыкантов, которые сохраняли свою духовную самостоятельность в науке и творчестве. За спинами главарей различного рода разоблачительных кампаний стояли толпы полузнаек, полуинтеллигентов, которые осуществляли террор, прихватывали себе ученые степени и академические звания на этом выгодном для них деле. Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

    Вопрос о нравственных основах интеллигентности очень важен. Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести. Это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, а указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.
    "Интеллигентность — способность человека понимать, ценить и учитывать больше того, что ему выгодно" - так говорил Александр Круглов.

    Интеллигентность не столько в эрудированности человека, в том, много ли книг прочитал, сколько в его поступках, языке, в понимании другого человека, умении стать на его место, в чувстве ответственности за все, что окружает нас. Таким может быть человек, который не имеет образования, и, что не посещает художественных салонов и выставок. Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она.

    Интеллигенция в произведениях Булгакова .Ведущей темой произведения «Белая гвардия» стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Булгаков противопоставляет окружающему хаосу стремление сохранить нормальный быт, «кремовые шторы», лампу под абажуром, всегда белую и накрахмаленную скатерть. Семья Турбиных – типичная интеллигентная семья военных. Это дружная семья, все любят друг друга и если будет нужно, то пожертвуют всем самым дорогим и святым, лишь бы все были вместе, живы, здоровы и счастливы.

    В романе «Мастер и Маргарита» интеллигенция представлена, на мой взгляд, в образах Мастера и Маргариты. Они заметно отличаются от окружающих их лицемерных, духовно мертвых, «думающих нажраться лучше как» людей. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства. И оказывается, что ему и его возлюбленной нет места на земле, и они достойны если не света, то во всяком случае покоя.Таким образом, мы видим, что судьба интеллигенции отнюдь не простая. Большевики не хотели понимать того, что все они люди, которым свойственна любовь, переживания , преданность, желание сохранить свой привычный быт, уют в доме.



    Истинное мастерство художника 43

    Многому приходится учиться художнику. Приходится учиться говорить собственным языком, смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами. Часто требуются долгие усилия целых поколений, чтоб дать себе отчёт в том, как мы что-нибудь в действительности видим.

    На картинах итальянских художников мы часто встречаем изображение какого-нибудь святого или святой, сидящих у открытого окна. В окно виден далекий пейзаж — горы, деревья на горах, домики. И что-то в этом пейзаже есть странное, наивно-неверное, в чём вы себе сначала даже не можете дать отчёт. И вдруг вы улавливаете причину: на этих деревьях, далёких, за версту от зрителя, тщательнейшим образом выписан каждый сучок, каждый листочек, птичка, сидящая на дереве, на окнах домиков и церквей нарисованы все перекладинки на рамах. Но ведь в действительности человек не в состоянии видеть всего этого издали. А художники того времени этого не замечали, не замечали и дымки, окутывающей далёкие предметы. И воображали, что пишут так, как видят.

    Посмотрите вообще на картины, изображающие быстро движущиеся предметы, – скачущую в карьер лошадь, рукопашную схватку, мчащийся поезд. Вы чувствуете, что художники и до сих пор не сумели по-настоящему увидеть движение, поймать его характерные особенности. Придёт большой художник, увидит это, покажет, и тогда нам так же будет смешно смотреть на современные изображения скачущих лошадей и боевых схваток, как смешно смотреть на тщательно выписанные детали далёких предметов на картинах старых мастеров.

    Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите, а не как, по вашему предвзятому мнению, выглядит или звучит данный предмет. Вы подробно описываете сановного старичка в отставке на великосветском собрании: какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, как ходит, как самодовольно острит. Но действительно ли всеми этими неопределенными признаками запечатлелся в вашем восприятии старичок? Или было в нём что-то особенное, характерное, чего вы не сумели заметить? Приходит настоящий художник и даёт всего два-три штриха: Тут был, в душистых сединах, Старик, по-старому остривший, – Отменно тонко и умно, Что ныне несколько смешно. (А.С. Пушкин) 86

    И весь старик перед вами живёт. Художник сумел увидеть его, сумел выделить в своих впечатлениях от него то, что его отличало от всех других гостей. В чеховской «Чайке» начинающий писатель говорит о беллетристе Тригорине: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова. А у меня — трепещущий свет, и тихое мерцание звёзд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе… Это мучительно».
    Художники видят нашу жизнь по-особенному, не так как все остальные. Они живут в мире фантазий, где мечта и реальность идут рядом. Они всегда верят в самое лучшее и живут в гармонии с собой и окружающим миром. Эти люди - художники. Они могут остаться без чего угодно, но только не без полотна, красок и кистей. У них настолько богатый внутренний мир, что им просто необходимо его воплощать на холсте при помощи красок и кистей. Этому мастерству можно научиться, но талант все равно должен в человеке быть изначально.
    Справедливо замечание Ф. Вертфоллена: «Ремесленник — каждый, набивший руку. Художник — редкость». Эта тема раскрывается в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь автор представляет нам два типа художников. Один тип — это литераторы МАССОЛИТа. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов сугубо материальными. Будучи членом этого общества, можно решить не только «творческие проблемы, но и квартирные, и дачные, и продовольственные». С изображением этих «художников» связан особый сатирический пласт романа.
    Какими качествами должен обладать настоящий художник? Талантом, трудолюбием, творческой интуицией, безграничной преданностью своему делу. Творение гения становится предметом поклонения окружающих, высшим достижением искусства. Именно поэтому настоящий художник — явление уникальное. А чаще встречаются ремесленники, подражатели, придающие значение не содержанию, а форме своих произведений.


    Душа моя чиста 44

    Казалось, жизнь делала всё, чтобы этот человек утратил чистоту души, ожесточился к окружающему миру, потерял веру в доброту и совестливость. Горя, невзгод, незаслуженных обид, что довелось ему сполна испытать в жизни и литературе за свои тридцать пять лет земного бытия, хватило бы с лихвой на десятерых. А он выдержал, потому что был истинным поэтом и порядочнейшим человеком, был личностью. Он любил жизнь, природу, свой народ, любил до самозабвения свою родину – Россию. Он не щадил себя, не берёг себя. Ради слова великой правды о родине он очищал свою душу на огне поэзии и сам стал чистой, родниковой душой России. Главное, о чём он мечтал для себя в жизни: «Пусть она (душа) останется чиста до конца, до смертного креста!»

    Имя его навсегда останется среди светлых имён достойнейших сынов России. Имя его – Николай Рубцов, выдающийся русский поэт.

    Что говорить, не каждому дано «до смертного креста» сохранить «чистоту души», не каждый способен на этот высочайший нравственный подвиг. Если бы было всё легко и просто, то скольких человеческих трагедий можно было избежать в нашем далеко ещё не совершенном мире...

    Одним из тех, кому это было счастливо дано судьбой, и был Николай Рубцов… \

    Имя поэта, его грустно-солнечная поэзия неотделимы от малой родины – земли Вологодской, наполнившей стихи обжигающей душу любовью к задумчивой первозданной красоте русского севера… Отсюда, с родных холмов, озёр, перелесков, Николаю Рубцову виделись необъятные дали и просторы его родины, которые породнили на время с морем. Море, а затем и город отозвались не одной крылатой строкой стихов поэта… За свои недолгие годы жизни поэт успел побывать во многих городах и сёлах, воспел и «избу в лазоревом поле», и «бессмертное величие Кремля», которое «невыразимо смертными словами».

    Да! Деревня, изба многие века была той крепостью народного духа, от которой идут корни государственности, корни нравственности, корни русского слова, русской поэзии. Это так. Но менялся мир, менялось отношение к нему, менялись и меняемся мы сами... Город стал неотъемлемой частью жизни, действительности. Вот и поэт открыто, чистосердечно признаётся, что … его «всё терзают грани меж городом и селом». А разве сегодня это не волнует, не терзает всех нас, сообща? Волнует, да ещё как!

    Великий провидец и чуткий диалектик жизни Николай Рубцов не только и не столько поэт деревни, а всей России; его стихи как народная совесть, как чистая душа России. Он жил и радостями, и заботами, и горем народа … 88
    Был ли поэт счастлив? Внешне можно посчитать – не был. А глубже – был… «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей». Он нёс слово правды в то непростое время, когда в жизни, в большой политике, к великому сожалению, порой так трагически не хватало единства слова и дела.

    Ныне мы можем с полным основанием и убеждённостью сказать о Николае Рубцове: «Это сердце под ношею горя было чистым, как солнце в кристалле...»

    В данном тексте Ю. Прокушев вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой счастья. В свое время М.Горький говорил: «Счастье всегда кажется маленьким, когда держишь его в руках, но отпусти его — и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно.»
    Сложно рассуждать на эту тему. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, в зависимости от того, как складывается его жизнь. Иногда кажется, что счастье — это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек пытается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, — и это уже для него счастья. Счастье поиска, действия, испытания.
    Однако, мне кажется, счастье — это вера в себя. Она помогает достичь успеха, а также помогает выбрать то, что важно для собственной жизни. Мы – звезды, а как ярко мы будем гореть зависит только от нас! Именно так я понимаю смысл данного выражения.
    В повести Пушкина «Пиковая дама» герой не верил в себя, в собственные силы, поэтому отдал предпочтение магии, а не своим способностям. В результате, низкая самооценка довела его до нравственного падения, ведь таким людям терять нечего.
    Подводя итог выше сказанного, вера в себя, в смысл жизни, от чего зависит яркость нашего света, – это и есть счастье.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта