|
сс. ГИА!!!!. Урок Толстого 1
Созвездие Большой Медведицы 33 Еще на заре сознательной жизни людей звезды и созвездия вызывали у них интерес. В древности небо уже было разделено на участки - созвездия. Люди присвоили им имена героев мифов и легенд. Большое количество легенд посвящено возникновению созвездия Большая Медведица.
О нимфе Каллисто рассказывают древние греки, она полюбила Зевса и подарила ему сына Аркада, тем самым разозлив ревнивую супругу Зевса - богиню Геру. Решив отомстить ненавистной разлучнице, Гера превратила Каллисто в уродливую медведицу, чем лишила нимфу женской красоты. Когда Аркад бродил по лесу, навстречу ему из кустов неожиданно вышла медведица. Он не знал, что это его мать, поэтому натянул тетиву, и стрела полетела в медведицу. Зевс зорко оберегал свою Каллисто, поэтому отвел стрелу, и она пролетела мимо. Громовержец превратил Аркада в маленького медвежонка, а затем схватил его и медведицу за хвосты и перенес их на небо. Каллисто осталась блистать в виде красивого созвездия Большой Медведицы, а Аркад – в виде Малой Медведицы.
У башкир существует своя легенда. В давние времена все люди ели из одного котла. Люди размножались, число зверей росло, и земля постепенно увеличивалась. Небо тоже увеличилось. Но вдруг пришел Великан (Алып) и опорожнил котел до дна. Задавшись вопросом что делать, решили сделать котел побольше, а к нему ещё и ковш. Отлили котёл из серебра, а ковш – из золота. Великан поднял котел со словами: «Хорош». «А этот что-то слишком легок», – промолвил Великан, когда поднял ковш, затем высоко подкинул, желая поймать его на лету. Кружась, ковш полетел прямо к звездам, так и застрял между ними. Ковш Великана существует и сейчас. На небе он сверкает семизвездьем: дно образуют четыре звезды, три – ручку. Вниз дном ковш вечером, а к утру переворачивается вверх дном. Внимание болгарского народа также привлекало созвездие Большой Медведицы. Название созвездия – повозка- связано с легендой об одном юноше, который отправился в лес, чтобы нарубить дров. По приходу в лес молодой человек распряг волов и пустил их пастись. Неожиданно выбежавшая из лесу медведица съела одного из волов. Храбрый юноша схватил медведицу и впряг ее в повозку вместо вола. Однако медведица не могла тянуть повозку, она дергалась в стороны, и поэтому в созвездии повозка кажется искривленной. Разных персонажей легенды людям напоминали звезды Большой Медведицы: Ита – возницу, Мицар – медведицу, Эпсилон – вола, Алькор – пса, лающего на медведицу. Остальные звезды образуют саму повозку. В ясную и безлунную ночь небосвод усыпан тысячами звезд. Одни блестят, как бриллианты, другие едва видны, и все они словно разговаривают друг с другом.… Вряд ли найдется человек, который не смотрел на них и не восхищался величественной картиной звездного неба! По звездам и созвездиям они ориентировались, путешествуя по суше или на кораблях в открытом море. Даже сегодня в метафорическом смысле часто говорят о «путеводной звезде» — это словосочетание дошло до нас с тех далеких времен. Вдохновляемые поэтической фантазией древние люди дали созвездиям причудливые названия. Карта звездного неба пестрит именами героев мифов и древних легенд: Персей, Кассиопея, Андромеда, Геркулес… Для того, чтобы современному человеку разобраться в названиях созвездий, он должен познакомиться с мифами или легендами, в которых действуют герои, чьими именами названы созвездия. Они так увлекательны и эмоциональны, полны такой причудливой фантазии и неповторимой поэзии, что каждый читатель, независимо от возраста и профессии, будет испытывать глубокое эстетическое наслаждение от знакомства с ними.
Мы с детства помним, что прекрасную Каллисто, дочь греческого царя Ликаона, великий Зевс превратил в созвездие Большой Медведицы. Не остался на Земле и её сын Аркад, обращённый в Волопаса и засиявший рядом с матерью. Он сдерживает рвущихся с повод собак – созвездие Гончих Псов. По легенде, Волопас едва не спустил их на Большую Медведицу, не зная, что это его мать. Однако Зевс остановил нападение, и теперь свирепые собаки защищают не только своего хозяина, но и прекрасную Каллисто.
По ночам с февраля по июль я с затаенным дыханием рассматриваю любимую группу созвездий: яркую Большую Медведицу, Волопаса и едва заметных Гончих Псов. Соединенные навеки, они, кажется, тоже наблюдают с небесного купола и только мне дарят свой неповторимый мерцающий свет:
Спадает с души всё бренное,
Истории бьют часы,
Звенит серебром Вселенная.
Летят по Вселенной псы…
Э. Асадов
| Судьба поэта 34
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда – во Францию.
Я не бежал, я уехал. Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся?
Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что я пишу, в теперешней Москве нельзя, и чтоб снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, я этого не хочу. Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, всё равно сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и в юности, цветут купавы на болотных затонах, шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим вещим шёпотом тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.
Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, и я люблю его больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. Там говорят «до свиданья», «милый», «прощай», «люблю», и на лесной опушке кличет эхо, которое откликалось мне, когда ещё мир казался добрым.
Ах, мне тяжело. Мне душно от того воздуха, которым дышат все изгнанники, косо смотрящие друг на друга и вечно друг друга подозревающие, совсем так же, как подозревают друг друга люди и там, в родных моих местах, в обезумленных, в обездоленных, в изменённых. Мне душно и от воздуха летнего Парижа, где я никому не нужен.
Я на чужбине, я вне действительной связи с душой здешней жизни, я вне действительной связи с моей Матерью, с моей Родиной, хоть и от меня туда, и оттуда до меня доходят веяния души, доходит голос сердца, которое бьётся, ещё 68 живо, не умерло, но бьётся тяжело, с мучением, которому исхода не вижу. И вот, чем дальше иду я по дорогам чужбины, тем слабее моя связь с моей родиной, и тем чаще я спрашиваю себя с горечью: не лучше ли быть мне в тюрьме – там, чем на свободе здесь? И действительно ли я здесь – на свободе?
В начале XX века многие выдающиеся деятели искусства стояли перед выбором : покинуть Россию или остаться. Одним из писателей, покинувших страну, был К. Бальмонт.
Читая текст письма, мы остро ощущаем его тоску по Родине.
Автор пишет : « Нет дня, когда бы я ни тосковал о России…» Для него Россия остается Родиной даже независимо от того, какое правительство. За границей Бальмонт острее чувствует любовь к «своей матери, которую можно назвать Россией».
В силу исторических бедствий повествователь вынужден оставаться на чужбине.
Но, как поэт, он невидимыми нитями духовно связан с родными местами, где говорят по-русски. Автор текста пишет, что именно это является языком его родного отца, мамы, детства и его первой любви.
Таким образом, Бальмонт убежден, что чувство Родины никогда не утихает и всегда живет в душе каждого русского человека.
В чем смысл человеческой жизни? Именно об этом философском вопросе задумывается Александр Михайлович Адамович.
Свои рассуждения публицист начинает с ряда риторических вопросов, потому что он видит человека в ответе за все происходящее. «Осознавшая себя материя должна понимать, что она будет нести ответственность за все, а не с чайки или камня».
Поэтому люди, живущие сегодня должны подумать о состоянии окружающего мира. Ведь возможно, что так случиться, что человек является единственным представителем во Вселенной, от которого зависит жизнь.
Итак, автор убежден, что смысл существования заключен в самой жизни, чтобы вечно длился этот момент, а человек жил и продолжался.
Я чувствую в словах автора большую убедительность. Настоящее и будущее зависит исключительно от человека. Борьба за жизнь – это и есть смысл существования людей и человечества в целом.
Подтверждением этой мысли является Великая Отечественная война. Герои тех лет шли в атаку против фашистов, потому что знали, что они борются за будущее своих детей. Вот почему защитники Ленинграда, Сталинграда с отчаянием и мужеством отстаивали свою свободу.
|
Суриков 35 Передо мной полотна Сурикова. Неизвестно почему вдруг именно в этом, а не в другом человеке просыпается способность к искусству.
Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно, что талант — какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо.
Как по бикфордову шнуру, тянулось то нечто, именуемое талантом, и к Сурикову. В предыдущем поколении начало понемногу вспыхивать и как бы искрить. Отец Сурикова любил музыку и хорошо пел. Дядя художника — Хозяинов — рисовал и писал маслом. Другие дядья тоже рисовали, копируя литографии. Мать, хотя и была неграмотная женщина, плела великолепные кружева и с большим вкусом вышивала гарусом и бисером целые картины. Василий Иванович свидетельствовал потом: «Мать моя не рисовала, но раз нужно было казачью шапку старую объяснить, так она неуверенно карандашом нарисовала: я сейчас же её увидел».
Талант, значит, был как данность. Он принят в виде таинственной далёкой эстафеты. Но, конечно, нужны были другие, теперь уж внешние условия, чтобы он не ушёл еще дальше, в последующие поколения, либо не погиб, едва-едва проявившись. Николай Васильевич Гребнев, которому нигде не стоит никакого памятника, прежде всех «повинен» в том, что Россия имеет Сурикова. Скромный провинциальный учитель рисования заметил проклюнувшийся из красноярского быта яркий и как бы даже нездешний росток. Дальнейшее можно сравнить именно с внимательным уходом садовода за редким, дорогим, случайно доставшимся цветком.
Суриков вспоминает об учителе: «Гребнев меня учил рисовать. Чуть не плакал надо мной. О Брюллове мне рассказывал, об Айвазовском, как тот воду пишет, — что совсем как живая; как формы облаков знает. Воздух — благоуханье. Гребнев брал меня с собой, где акварельными красками заставлял 70 сверху холма город рисовать. Пленэр, значит. Мне одиннадцать лет тогда было. Приносил гравюры, чтобы я с оригинала рисовал. «Благовещение» Боровиковского, «Ангел молитвы» Неффа, рисунки Рафаэля и Тициана... Я очень красоту композиции любил. И в картинах старых мастеров больше всего композицию чувствовал. А потом начал её и в природе видеть». А потом, добавим от себя, в расцвете и славе Сурикова будут называть «композитором».
Но это потом. Надо ведь еще выбраться из красноярской глуши. Подросшее, взлелеянное художником-учителем растеньице нужно было обязательно пересаживать в столичную, в петербургскую почву. На поездке в Академию художеств настаивал все тот же Николай Васильевич Гребнев, который, наверное, почувствовал, что, может быть, только теперь он вправе сказать себе, что прожил на земле не зря. Каждый человек задается вопросом: какую же жизнь можно назвать прожитой не зря? Когда-нибудь каждому из нас придется подбивать итоги. И у каждого будет свой ответ на вопрос о полноценности прожитой жизни. У людей разное мировоззрение, поэтому различаются цели, приоритеты, мечты. Вовсе не обязательно, чтобы что-то важное для одного человека разделяли другие личности. Я считаю, что ,,в первую очередь,, жизнь не должна быть направлена лишь на себя. Размышляя об этом, я не могу не вспомнить творчество А.С. Пушкина. За свою короткую жизнь он создал нам язык, литературу, научил нас любить свободу и волю, научил любить Россию, ее историю, ее славу. Он дал многое своему обществу и будущим поколениям. Отсюда следует, что жизнь будет прожита не зря, если ты что-то значимое дашь обществу, в котором ты живешь. Но это не значит, что простой человек, который не сделал открытий, не внес что-то существенное для общества, живет зря. У каждого человека есть свой круг общения, есть близкие, родственники, друзья, дети. Он живет ради семьи, своих детей, приносит им свою заботу и теплоту, дарит радость. То есть жизнь простого человека, которая наполнена заботой о близких, тоже можно назвать прожитой не зря! Обобщая сказанное, хочу сказать, что оценка жизни человека происходит, как правило, по её истечении. Ключевым критерием является то, как он её прожил, а именно, была ли она полезна другим людям, запомнилась ли она чем-то хорошим, добрым. Я буду стремиться прожить жизнь не зря.
| Трава 36
Есть на нашей реке такие укромные места, что, когда продерёшься через лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.
У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то серебряной стороной, отчего всё дерево, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут травы. Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, и высоченные зонтичные, названия которым у нас никто не знает.
Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. А так как его стебли не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы медвяного аромата.
Глядя на белые облака цветов, я часто думал о нелепости положения. Цветы эти я вижу каждый раз и выделяю из всех остальных. А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от тоже здесь выросших людей. Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. Эти растения мы ещё можем называть по имени. Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
– Кто их знает! Полно их растёт. А как называются?.. Да тебе на что? Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. Нюхать и без названия можно.
Мы, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. Нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние закаты. Ну и собрать букет цветов, конечно, прислушаться к щебетанию птиц в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной прохлады. Ну и сходить по грибы, поудить рыбу и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака. 72
«Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так блаженно лежишь?» – «То есть как это как? Трава. Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «Какой же тут пырей? Всмотрись повнимательнее. На месте, которое ты занял, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость». В тексте Владимир Алексеевич Солоухин поднимает проблему равнодушного отношения к природе. Автор с трепетом описывает близкие его сердцу «глухие и укромные места», однако через мгновенье обращает наше внимание на то, что как бы ни любил он созерцать прекрасные пейзажи, по сути, все мы «равнодушны ко всему, что окружает нас на земле». Позиция В. Солоухина очевидна: каждый цветок, каждая травинка чем-нибудь интересны.
Я согласна с точкой зрения автора. Действительно, мы не знаем всех тонкостей окружающего мира, но это не мешает нам оценить ег
величие. Мы не знаем, что таит в себе природа, но мы восхищаемся ею. Каждый новый день уникальный в своем роде. Такого дня больше никогда не будет. И я стараюсь замечать красоту природы, которая окружает меня.
Подлинная любовь человека к родной природе проявляется по-разному. Мы можем ценить и уважать все то, что с ней связано, можем любоваться природными явлениями и рассказывать о них. Но большее, что может сделать человек для природы, - это оберегать ее и защищать. Именно действия являются наивысшим проявлением любви к природе.
Так, Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» продемонстрировал бережное отношение человека к природе. Герой произведения – Егор Полушкин – был неравнодушен к окружающей среде. Однако он не только ценил природу, но и помогал ей. Мы можем прийти к выводу, что любовь героя проявилась не только словом, но и делом.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает отношения человека к природе. В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» девочка Даша хочет позаботиться о цветке на пустыре. Неравнодушное отношение девочки, ее доброта и способность сохранять окружающую среду приводит к самым положительным последствиям для природы: через год пустырь разросся другими цветами. Героиня рассказа смогла не только спасти и защитить умирающий цветок, но и дать жизнь другим проявлениям природы.
Таким образом, мы приходим к выводу, что подлинная любовь к природе проявляется не только в словах, но и в поступках.
| |
|
|