Навигация по странице:ЗЕМЛЯ – КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА 46Русское слово «берёза» восходит к древнему корню – «белизна», «белый». Лингвисты связывают её название с глаголом беречь: славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека.По сложившейся традиции к удивительной берёзе часто приезжают молодожёны. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки.Как видим, многие считали, что берёза – символ начала жизни и человеческий оберег.ЛЕБЕДЬ-ХРАМ 48Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защищая город от врагов.
|
сс. ГИА!!!!. Урок Толстого 1
«МОЁ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…» 45 В драме А.Н. Островского «Гроза» есть изобретатель Кулигин. Прототип этого героя – реальный изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он масштабнее, крупнее, умнее своего литературного двойника. Но драматург был абсолютно точен … в описании немыслимой интеллектуальной духоты, непробиваемого самодовольного невежества, духовной нищеты тех, от кого зависело будущее его героя.
Судьба Кулибина напоминает судьбу его современника, другого могучего русского гения – Василия Ивановича Баженова. Подобно проектам Баженова, крупнейшие работы Кулибина так и не были реализованы. Осмеянные, затасканные по чиновничьим папкам, пожелтевшие на министерских столах, так и не вошли они в жизнь.
Сегодня в одном из залов Эрмитажа вы можете увидеть знаменитые часы «яичной фигуры». Три года работал Кулибин над этим подарком для Екатерины II, постепенно «приходя к совершенству» в сложнейшей конструкции из 427 деталей. Этот уникальный механизм – единственная до конца завершённая и овеществлённая мечта, которую смог оставить потомкам Кулибин.
Читая его жизнеописания, думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек! Он, часовщик-самоучка, мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую мастерскую свои карманные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Предлагает царице сделать лифт в Зимнем дворце, удобный, абсолютно безопасный (конструктивные элементы его дожили до наших дней), – не стали делать лифта. Кулибин изобретает самодвижущийся педальный экипаж. Оказалось, никому не нужна его «самокатка». Он предлагает усовершенствовать спуск на воду вновь построенных кораблей – чертежи кладутся под сукно. Изобретатель предлагает изготовлять металлические протезы для инвалидов, но производить их начинают за рубежом, куда увёз одну из моделей мастера предприимчивый иностранец. А оптический телеграф? Через сорок лет, уже после смерти Кулибина, начинается его строительство по проекту француза Шато, который был хуже кулибинского проекта.
Римский император улыбается ему: «Я очень рад, что имею случай познакомиться с таким необыкновенным человеком». И все вокруг необыкновенно улыбаются. Но когда нужно было не славословие, а дело, когда не для потехи скучающих богачей, а для серьёзной работы требовалась помощь, перед изобретателем возникала стена равнодушия. 90
Над проектом моста через Неву Кулибин задумался, едва приехав из родного Нижнего Новгорода в Петербург. Десятилетия потратил он на проектирование сначала знаменитых одноарочных мостов из дерева, позднее – металлических. Подобными проектами не могло похвастаться ни одно европейское государство. Кулибин построил модель деревянного моста – она, простояв 23 года, сгнила, рухнула.
То же и с «машинами-судами». Князь Куракин решил, что проект Кулибина «представит более для казны убытку, нежели прибыли». А ведь судно такое шло против течения быстрее, чем могли тащить его на бечеве бурлаки. Но какое дело князю до бурлаков?..
Жизнь Кулибина – это пример неизбывного богатства России на таланты. Но жизнь эта – суровое обвинение царскому самодержавию, косности, невежеству, бюрократизму. А люди знают и помнят о русском самородке. Помнят уже два столетия и не забудут долго… "Я просто изобретаю , а потом жду , пока явится человек , которому нужно то , что я изобрел." Р.Бакминистер Фульер.
Русская земля богата талантливыми людьми. Можно вспомнить мастера Левшу, героя одноименного лесковского рассказа, который «блоху подковал», знаменитого иконописца Андрея Рублева, русских зодчих, строивших церкви без единого гвоздя, хохломских и дымковских мастеров.… Среди них достойное место занимает русский изобретатель Иван Кулибин, имя которого стало нарицательным. Кулибиными на Руси называют талантливых и изобретательных мастеров-самоучек.
И.Кулибин всю свою жизнь посвятил изобретению чего-то нового, полезного, помогающего людям улучшить жизнь. Несмотря на то, что свою жизнь он проводил в «интеллектуальной духоте», он не оставлял желание творить и изобретать. Свою работу он любил безумно и безоглядно. Он мог в своей мастерской проводить сутки напролет, забывая о сне и отдыхе.
Мне кажется, если такой человек получил в дар от судьбы свой талант, то его ничто не остановит: ни безденежье, ни равнодушие окружающих, ни их гонения на него. Вот и И.Кулибин, по словам журналиста Я.Голованова, обладал огромной любовью, терпением и оптимизмом перед стеной равнодушия чиновников. Он любит свое дело, получает от него удовольствие, обладает огромным терпением, не сдается и верит в лучшее. И самое главное – мечтает быть полезным своей отчизне! Такой тип людей, не сдающихся, имеющих талант и волю составляет законную гордость России. Многие его изобретения дали толчок развитию науки и техники. Он доказал, что может сделать один мастер-самоучка силой своего таланта. Это доказательство – сила и тайна русского характера.
| ЗЕМЛЯ – КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА 46 Земля, какая она?
Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны. Облака и их тени. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам. Качает на себе города, железные и бетонные башни. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет.
Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зёрна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли.
Все говорят: земля, а каждый видит и понимает свое.
Для космонавта среди звезд и созвездий – она планета. Для моряка – она берег. Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата – она образ Родины, её просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждёт плодородного хлебного дара. Так что же она, Земля?
Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть, что же там, зарёй, за соседним лесом и лугом. И он собирался в путь, отправлялся на новые земли – за тридевять известных, в тридесятую, неведомую. Стоял на краю земли, седой, постаревший в странствии. Человек уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье. Невидящие, уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей.
Человек стремится к земле, открывая ее, давая ей имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее как за высшую святыню и ценность.
Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем "триумфальном" шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. Сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землёй. На наших глазах происходят могучие людские деяния, направленные на овладение землей.
Земля умирает, если её убивать. Земля оживает, если её возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от неё, давать ей. Нанося раны, лечить. Превращать терриконы в шумящие лесом горы. Карьеры — в рощи с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей. 92 Горожане, отошедшие от земли и природы, словно прозревая, начинают искать природу. Слышат то, чего не слышали прежде: шум ливня, свист ветра в деревьях, крик кукушек, журчание ручья. Видят то, что не видели прежде: форму трав и листвы, орнамент на крыле бабочки, блёстки слюды в придорожном камне, восход луны и солнца, чистый блеск звезд. Ловят ароматы ржаных полей, талых сугробов, прелых, сбитых ливнями листьев.
Люди идут к земле, вооружённые новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, с праматерью, его породившей, со своей колыбелью – любимой навеки землей.
Индийский философ твердил: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
Эта фраза заставила меня о многом задуматься. Ведь действительно, очень часто люди, удовлетворяя свои нужды, не задумываются о необратимых последствиях. Всё, что нам необходимо, получаем из окружающего нас мира. Постоянно растущие потребности ведут к увеличению производства материальных благ.
Автор заостряет внимание на таком чувстве как алчность, которое поглощает все больше и больше, и мы не можем остановиться. Жадность и ненасытность способствуют истощению природных ресурсов. Из-за отрицательного воздействия на природу произошло нарушение той гармонии, которое привело к глобальным проблемам. Чтобы человечество могло жить и развиваться, оно должно беречь этот мир.
Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества.
Поэтому, если люди не научатся ценить окружающий мир, который нам даёт всё необходимое для жизнедеятельности, они погубят себя.
|
Береза 47
Русское слово «берёза» восходит к древнему корню – «белизна», «белый». Лингвисты связывают её название с глаголом беречь: славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека.
Наряду с дубом берёза – одно из самых почитаемых у славян деревьев. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы, символом России. Научное название чёрных пятен на коре берёз – «чечевички». В отличие от белого слоя коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не замёрзнуть. В легендах же, как водится, всё объясняется по-своему.
В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сёстры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сёстрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в берёзы: одна – в белую, а другая – в чёрную.
По сложившейся традиции к удивительной берёзе часто приезжают молодожёны. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с берёзой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали её за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили берёзе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту…
У всех славян считалось, что оставленные на чердаке берёзовые ветки защищают дом от молнии, грома, града… В старину берёзу называли деревом четырёх дел. «Первое дело – мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр. «Второе дело – крик утишать»
. В старину берёзовым дёгтем смазывали колёса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек. «Третье дело – больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью, берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. 94 Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили: если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю. «Четвёртое дело – чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.
Как видим, многие считали, что берёза – символ начала жизни и человеческий оберег. В данном тексте В. Чернышёва затрагивает тему сохранения истории и традиций своего народа. Она описывает удивительное дерево березу. Эта белая красавица является одним из самых главных символов России. Ни один народ мира не может жить вне традиций, но наше современное поколение утрачивает связь с ними, считая традиции пережитком прошлого, которое знать не так обязательно. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории»- говорил русский художник В.М.Васнецов. Трудно не согласиться с автором в том, что береза – одно из самых почитаемых у славян деревьев. Хотя бы только за её красоту. Высокое раскидистое дерево с белой корой, покрытое черными пятнами. В каждую пору она преобладает особенной красотой. Весной её клейкие листочки очень нежны и слегка прозрачны. Осенью на ней вырастают желтовато-розовые сережки, раскачивающиеся на ветру. Не зря её часто сравнивают с нарядившейся невестой. Моя бабушка всегда рассказывала мне о целительных свойствах березы. Мало кто знает, что это дерево часто применяется в народной медицине. Береза – очень живописное дерево, воспетое многими поэтами. Особенно любил её С.А.Есенин, с вдохновением писал о ней, неоднократно выделяя её в своих произведениях: «Белая береза под моим окном. Принакрылась снегом, словно серебром». В заключение, хочется повториться в том, что на Руси береза всегда была любимым деревом и настоящим символом. Поэтому мы - поколение, которое помнит наших предков, - должны знать и беречь не только историю, но и традиции, легенды, былины и предания нашего народа.
| ЛЕБЕДЬ-ХРАМ 48
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луго-среднерусское раздолье, где растут духмяные лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами ...
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защищая город от врагов.
Празднование Покрова становится на Руси одним из самых торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм 96 плавает в подводной глубине. Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.
Храмы – основа любой культуры.
Так уж повелось, что вся жизнь человека от рождения и до смерти связана с храмом. Люди идут сюда со своими бедами и радостями.
Тема православия всегда была близка русским писателям. Многие авторы описывали храмы не только как архитектурный элемент, а как некий символ веры. Н.В.Гоголь почти во всех своих произведения использовал описание храмов. Лирика Николая Рубцова проникнута восхищением «удивительными, белоколонными» храмами России. Для поэта они - символ русской культуры, вековой истории, духовного единения и душевного тепла.
За последние двадцать лет в донецком крае построили много православных храмов. Но мне бы хотелось рассказать о Храме Александра Невского.
Расположен он на территории больницы Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии. Для жителей Донецка храм стал духовным центром и отрадой.
Проезжая мимо Храма Александра Невского, замечаешь его простоту и лаконичность. Храм представляет собой небольшое, однокупольное сооружение, находящееся на возвышении. Стены расписаны в византийском стиле. Кроме классической росписи на стенах изображены фрагменты знаменитого Ледового побоища и Невской битвы. Через год после открытия храма прихожане увидели на иконе Святителя Николая Чудотворца выступающие капельки миро, которые впоследствии превращались в подтеки. Такое событие произошло впервые за всю историю Донбасса. С тех пор это место паломничества верующих христиан.
Когда входишь в храм и смотришь на иконы, душа твоя освобождается от мирской суеты, скверных мыслей и тяжелых раздумий.
| |
|
|