Главная страница
Навигация по странице:

  • Долго все стояли в тревожной тишине, потрясённые картиной, потом тихо заговорили, поздравляли Репина.

  • Заканчивая размышление над текстом «Труд художника», сделаю вывод: мы должны ценить искусство, ведь каждый авто вкладывает в свое произведение душу и делает все, чтобы изменить нас в лучшую сторону.

  • Худого слова и растение боится 39

  • И вдруг свиристели на нее свалились, дружно начали лакомиться ягодой. Минут за десять хохлатые работницы обчистили деревце. Обработали дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже и не присели.

  • Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся.

  • Но календулы, уголечков этих радостных, нигде нет… Пробовал садить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

  • Художественное творчество 40

  • сс. ГИА!!!!. Урок Толстого 1


    Скачать 167.58 Kb.
    НазваниеУрок Толстого 1
    Дата10.08.2022
    Размер167.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГИА!!!!.docx
    ТипУрок
    #643821
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13



    Труд художника 37
    Однажды Илья Репин был на концерте, где исполнялась «Месть» Римского-Корсакова. «Она произвела на меня неотразимое впечатление, — говорил Репин. — Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год...» Тогда появились два эскиза будущей картины. С тех пор картина прочно заняла своё место в душе Репина. Но вплотную он принялся за неё только в 1884 году в Петербурге.

    Начались подготовительные работы. В картине предполагалось две фигуры: Иван Грозный и сын его Иван, и основное положение этих фигур было уже намечено в первых эскизах. Надо было искать натуру: чернорабочий, какойто старик, похожий на царя Ивана, этюд с художника Мясоедова. Для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Художник написал его дважды: этюд в профиль и великолепный портрет — Гаршин сидит за письменным столом, перебирает рукописи; кто-то входит в комнату, Гаршин поднял голову, глаза у него больные, тоскливые... «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно было для моего царевича», — писал Репин.

    Над картиной Репин работал не в мастерской, а в отдельной, специально обставленной комнате. Он сам кроил костюмы для Грозного и его сына — чёрный, в виде подрясника для Грозного и розоватый, с серебристым отливом для царевича. Завитками расписал высокие сапоги с загнутыми носками.

    Так художник собирал всё, что могло пригодиться. «Я работал заворожённый, — говорил он. — Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её». Иной раз после целого дня работы ему казалось, что картина неудачная. Разум подсказывал: надо передохнуть. «Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

    И вот картина окончена. В один из вечеров, когда у Репиных собирались друзья, знакомые, он решил показать картину. Волновался, пока устанавливал её, освещал лампами, прилаживал занавеску. А потом до прихода гостей долго сидел один перед своим творением. Какой это был тяжкий труд! Сколько испытал он разочарований, сколько счастья, от которого тесно становилось сердцу. И как смертельно он устал!

    Собрались гости. Пришли художники Крамской, Шишкин, Ярошенко... Репин отдёрнул занавеску... Сумеречный полумрак царских палат, мрачные 74 стены в тёмно-малиновых и тёмно-зелёных шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло, брошенный жезл и в центре две освещённые фигуры: отец и сын. Только что совершилось убийство, и в ту же секунду понял царь, что случилось непоправимое. И вот он уже не грозный царь, он отец: судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь...

    Долго все стояли в тревожной тишине, потрясённые картиной, потом тихо заговорили, поздравляли Репина.

    В феврале 1885 года картина Репина появилась на выставке. Петербург был взбудоражен, все разговоры шли о «Грозном».
    Как влияет на людей искусство? Может ли оно менять наше настроение? Такие вопросы ставит в своём тексте писатель Надежда Сергеевна Шер, заставляя нас поразмышлять над проблемой влияния изобразительного искусства на людей.

    Она повествует нам о том, как Илья Репин писал свою картину «Иван Грозный и сын его Иван». Надежда Шер обращает наше внимание на иностранные то, что художник очень долго готовился к написанию произведения искусства и был вдохновлен сюитой Римского-Корсакова «Месть». Главным тезисом в рассуждениях автора является следующий: даже самая обычная картина может повлиять на человека.
    Бесспорно, Надежда Шер права. Мне кажется, искусство и существует для того, чтобы передавать эмоции одного человека другим без использования слов. Меня очень впечатляет картина Винсента ван Гога «Звездная ночь». Она написана в темных цветах и хаотичными мазками. Мне это очень нравится, потому что так картина хорошо передает эмоции автора. Скорее всего, Винсент ванн Гог был чем-то воодушевлен и взволнован, когда писал ее. Каждый раз, когда я смотрю на «Звездную ночь», нахожу для себя в ней что-то новое.

    О влиянии картин на человека писали многие авторы. К примеру, Николай Васильевич Гоголь в своем произведении «Портрет» поведал историю молодого художника, который купил загадочную картину. Мужчине казалось, будто бы человек, изображенный на ней, смотрит на него. Позже выяснилось, что тот портрет написал один талантливый художник. Он положил все усилия на то, чтобы передать живой взгляд, и сам стал бояться тех глаз.

    Заканчивая размышление над текстом «Труд художника», сделаю вывод: мы должны ценить искусство, ведь каждый авто вкладывает в свое произведение душу и делает все, чтобы изменить нас в лучшую сторону.



    Учитель 38
    Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении – проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. По моему мнению, первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве – моём учителе.

    Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.

    Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу – Карпогоры. Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

    Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде – в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу – пожилые, молодые, мужчины, женщины, – все кланялись ему. А старики даже шапку с головы снимали. И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

    На уроках его всегда была тишина. Мы боялись прийти неподготовленными – было стыдно не ответить именно ему. Если встанешь и молчишь, он назовёт тебя по имени-отчеству, посадит, а сам начнёт ходить и приговаривать: «Ай-ай-ай! Да как же так?.. Как думаете, снова придётся учить? Придётся…» 76

    Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы. Романтика революции, героика гражданской войны и первых пятилеток... А затем – филологический факультет Ленинградского университета, Великая Отечественная война, тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родину. Окончание университета, аспирантура, работа на кафедре литературы, лекции, экзамены, статьи... Но навсегда остались в душе воспоминания о школе.

    Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
    Какова роль учителя в жизни общества? Именно об этом размышляет в своём тексте Ф.Абрамов. Рассуждая о роли учителя, автор акцентирует внимание на том, что именно от «масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости» завит воспитание человека.
    Позиция автора очевидна: «Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель». Ведь «учитель держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
    Я полностью согласна с мнением автора. В школе ученик получает не только знания, но и нравственные уроки, с которыми он выходит во взрослую жизнь. И очень важно, кто эти уроки даёт, и какой он человек.

    Например, в произведении В.Распутина "Уроки французского" учительница Лидия Михайловна помогает её ученику, больному малокровием, заработать денег. Она не оставляет мальчика и в трудные для неё времена. Прочитав произведение, осознаешь, что учительница преподала герою не только уроки французского, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Безусловно, такие поступки учителей заслуживают уважения.

    Говоря о проблеме влияния педагога на судьбу человека, не могу не вспомнить произведение «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. В романе рассказывается о малолетних правонарушителях и беспризорниках, которые поступали на перевоспитание в колонию им. М. Горького. Благодаря самоотверженному труду педагогов, из этих ребят вырастали достойные граждане своей страны.

    В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность поставленной Ф. Абрамовым проблемы. Каждому из нас необходимо осознать: «нет в нашем обществе фигуры более значительной, чем учитель».



    Худого слова и растение боится 39
    По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью. Одну рябинку на утёсе возле обочины бетонной дороги давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.

    Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела четырьмя розетками. И пошла в рост, детишек навыталкивала из земли столько, что и самой питаться нечем. Я вычистил землю вокруг дикой рябинки, и давай она крепнуть. Такая нарядная и уверенная сделалась — глаз не оторвать!

    Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь: вальяжные барышни с городских угодий. А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла.

    И вдруг свиристели на нее свалились, дружно начали лакомиться ягодой. Минут за десять хохлатые работницы обчистили деревце. Обработали дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже и не присели.

    Думал я: потом, когда корма меньше будет, птицы непременно прилетят. Нет, не прилетели. В следующие осени свиристели привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те деревца из питомника так ни разу и не позарились.

    Есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал ярких плодов. Терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах сок таежный сохранило. А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница на голой еще земле, следом календула выходит и все-то лето светится горячими угольями там и сям. Тетка-покойница невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-черному бранить медуницу с календулой. Я к тетке подсоединился и раздругой обругал неприхотливые растения.

    Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся.

    Поскучнел мой огород. Лишь поздней порой где-то в борозде увидел я униженно прячущуюся медуничку. Встал на колени, разгреб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощение 78 за бранные слова. Медуничка имела милостивую душу, простила хозяин и растет ныне по всему огороду, невестится широко и привольно.

    Но календулы, уголечков этих радостных, нигде нет…

    Пробовал садить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

    Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.

    Проблему бережного, уважительного отношения ко всему «что Богом сотворено» поднимает известный писатель В.П.Астафьев в тексте??. Эта проблема всегда актуальна, потому что сквернословие вошло в речь очень многих людей разного возраста. Основным композиционным приёмом текста является антитеза. Автор противопоставляет две точки зрения по этой проблеме.

    Речь – это признак нашей культуры, отношения к людям, к окружающему миру. Бранные слова не только оскорбляет других людей, но и разрушает самого человека. Слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая качество жизни. Было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой
    мощный отрицательный заряд распространяется во все стороны от бранных слов, он бы никогда не произнес их. Слово должно нести добро, оно является величайшим орудием человеческого творчества. «Святой» звалась Русь за её стремление к целомудрию, к нравственности. Язык отражает духовный опыт народа.
    Нельзя не вспомнить стихотворение в прозе великого русского писателя И.С. Тургенева «Русский язык». В этом произведении автор называл наш язык «великим и могучим, правдивым и свободным». Сегодня же происходит неоправданное засорение языка скверными словами. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…», — писал Тургенев. Давайте последуем этому совету.
    Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте, и будут помнить призыв В.П.Астафьева: «Думай, прежде чем худое слово уронить на землю…»



    Художественное творчество 40

    Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. И вот один из поразительных примеров.

    Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

    Вот что она пишет маме: «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! И единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»

    И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

    И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

    Вот ещё одна история. Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. Он выжил благодаря творчеству. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, 80 будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

    И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. Поэтому роль искусства поистине велика. И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

    Какова роль искусства в жизни человека? Именно эта проблема привлекла внимание Л.А. Тишкова. Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о том, насколько важную роль в жизни каждого из нас может сыграть творчество. Автор так точно описывает все, что связывало героев с искусством и помогало им выжить. Именно эти мелкие детали позволили нам понять: творчество не требует специальных инструментов и не знает границ.

    Позиция автора не вызывает сомнения. Л.А.Тишков убежден: роль искусства поистине велика. Художник приходит к выводу о том, что любовь к творчеству «живет в человеке» , что искусство «готово бескорыстно помочь ему».
    Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что творчество способно освещать жизненный путь и помогать выдержать испытания, приготовленные судьбой.

    Докажу свою точку зрения, опираясь на читательский опыт. Петрусь – главный герой произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Мальчик с рождения был слепым, но это не помешало ему заниматься музыкой. Музыка помогла ему выжить, стать талантливым пианистом, а главное - не потерять смысл жизни. Слушая пение некоторых людей, можно извлечь для себя что-то полезное. Так в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. Обобщая сказанное, хочу сказать, что обращение к творчеству, искусству даёт возможность переосмыслить все, что происходит вокруг, выстоять в тяжелые моменты.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта