|
сс. ГИА!!!!. Урок Толстого 1
Время и его следы 21
Идет необратимое Время, оставляя следы: египетские пирамиды, холм Гиссарлык, камни римского Колизея – это памятники геройства, страданий, бурлившей и остывшей жизни. Идет необратимое Время.
Владимир Фёдорович Тендряков принадлежит к разряду людей, которые являются противопоставлением лирикам. Он занимался теорией, и был одним из избранных, кто пытался сделать невозможное – призрачные элементарные частицы и необозримую Вселенную заключить в едином охвате.
Автор создавал сам и заимствовал у других формулы, составной частью которых почти всегда был символ «t». Время же, которым он оперировал, было богато сюрпризами. Его влиянию не подвержены практически вечные протон и электрон, а пион вовсе существует долю секунды с шестнадцатью нулями после запятой. Но и эта супермгновенная жизнь так же нужна мирозданию, как и жизнь вечных частиц. Товарищ космонавта на Земле живет немного быстрее. И в просторах Вселенной есть такие колодцы, называемыми чёрными дырами, куда время проваливается и застывает в бесконечности.
Относительность времени вокруг нас, оно внутри нас. Миллион и более лет понадобилось нашим предкам, дабы создать себе рубило, и несколько сотен тысячелетий для вооружения луком и стрелами. А за неполный десяток тысяч лет в быстром темпе мы промчались к космическим ракетам и теории относительности! Природа подарила нам разум, получив взамен динамичность.
Наше время... Известно, что люди почти всегда недовольны своим временем, они вглядываются с завистью в прошлое или с надеждой смотрят в будущее. Белинский как-то заявил: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году...». А в том году уже шла Вторая мировая - самая жесточайшая из человеческих войн. Автор тоже хотел бы знать, что станет с их правнуками спустя сто лет, однако ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.
Чтобы хоть немного понять будущее, нужно обратиться к прошлому, и уловить в нём особенности развития.
Владимир Тендряков наткнулся на многозначительные слова «золотой век энеолита». Рабство тогда ещё не возникло, не было ещё резкого разделения на богатых и бедных, а земледелие кормило людей. Однако кто из людей удовлетворился бы таким ненадежным благополучием, которое добывается мотыгой и зависит от различных условий погоды. Золотой век – ой ли?
В истории считаются счастливейшими четырнадцать лет правления Перикла в Афинах. Да, но это счастье казначея, который прибрал к рукам общую кассу. Союз эллинов возглавляли Афины, бесконтрольно распоряжаясь взносами со всех городов. А в это время Сократ был приговорён к смерти, а великий Фидий брошен в тюрьму...
Ни одно время, если пристальнее вглядеться, не счастливее нашего. Владимир Владимирович Тендряков так и не отыскал в истории того мгновения, про которое можно было бы сказать: остановись, ты прекрасно!
В своём тексте писатель Владимир Тендряков обращает внимание читателей на проблему относительности времени "вокруг нас и внутри нас". Автор рассуждает о том, что рано или поздно любого человека посещает мысль о том, что было бы замечательно оказаться в далеком прошлом или будущем. Размышляя о времени, человек имеет обыкновение негативно высказываться о современной эпохе. Эта проблема преследует человечество на протяжении многих веков. В. Тендряков убежден, что "люди почти никогда не бывали довольны своим временем».
Я разделяю точку зрения писателя. Время, как и родину, не выбирают. Идеальных эпох не бывает, и нужно любить и хранить в памяти то время, в которое нам суждено родиться и жить. Люди сами являются творцами своего счастья. Если человек полюбит свое время, то и жизнь его начнет процветать.
Давайте вспомним произведение художественной литературы, в котором раскрывается тема времени. Так в трилогии книг "Назад в будущее" Гейла Боба описываются путешествия на машине времени. Но, находясь в прошлом и будущем, главные герои всегда стремились попасть в свое время. Мы можем прийти к выводу, что доброй душой и усилиями разума возможно положительно повлиять на время. Каждый выбирает для себя собственное будущее.
Другим примером преданности своей эпохе является Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова. Герой прошел через множество тягот войны, но рассказывая об этом, он не критикует время, в котором ему довелось жить. Мужчина выдерживает все жизненные испытания, не теряя при этом любовь к жизни, благодаря чему в конце он находит свое счастье. Подводя итоги, хотелось бы еще раз отметить необходимость ценить свою эпоху. Любовь к своему времени должна быть действенной. Это наше Время! Наша жизнь!
| Загадка 22
Викентий Вересаев ушёл далеко за город. По краям дороги волновалась рожь, перепела тихо трещали, и звёзды теплились в голубом небе.
В такие ночи разум автора замолкает, и ему кажется, что у природы есть своя тайная и неуловимая жизнь, что вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота стоит за красками и звуками. Викентий Викентьевич чувствует, что эта красота ему недоступна, и он не способен воспринять её во всей целости.
Огни города давно скрылись. Ночная тишина была полна жизнью и неясными звуками. Над рожью слышалось чьё-то сдержанное дыхание; то песня, то всплеск воды, то слабый стон чудились в тёмной дали. Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, будто живые. Каждый звук чувствовал себя на месте, и только автор, одинокий и чуждый всему, стоял перед этой ночью.
Викентия Вересаева потянуло в темную чащу лип и берез. Он надеялся, что не встретит там никого из людей. Вот усадьба помещицы Ярцевой, и с ней живет только сын, который отлично играет на скрипке, а учитель-профессор из Москвы сулит ему великое будущее.
Викентий Викентьевич прошел к саду, перебравшись через покосившийся плетень. Было темно и тихо, пахло влажной лесной травой под деревьями. Смутный шорох и движение слышались за стволами в траве. Везде была какая-то тайная и особая жизнь.
Усталый, автор присел на скамейку. Недалеко раздались звуки настраиваемой скрипки. Писатель с удивлением оглянулся и за кустами акаций увидел белеющий флигель, из открытых окон которого неслись звуки. Музыкант стал играть. Версаев поднялся, дабы уйти; оскорблением окружающему казались ему эти искусственные человеческие звуки.
Эта музыка была странной, так как чувствовалась импровизация. Звуки лились робко, неуверенно. Они будто искали чего-то, старались выразить что-то, что им было непосильно. Томлением по чему-то, что ждало их впереди, они приковывали к себе внимание. Казалось, вот уже тема схвачена, но струны продолжали звенеть сдерживаемыми рыданиями: непонятным остался намёк, великая мысль, которая мелькнула в момент, а затем исчезла безвозвратно.
Викентий Вересаев слушал в восторге и задерживал дыхание. Ночь же молчала и удивленно прислушивалась к этому вихрю звуков. Звезды побледнели и мигали редко и неуверенно; туман над прудом оставался неподвижным. Над всем царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, так что все кругом замерло и притихло.
Со странным чувством Викентий Викентьевич огляделся вокруг. Всё та же ночь стояла перед ним в своей прежней загадочной красоте, но смотрел он на неё уже другим взглядом: всё, что его окружало, было для него теперь лишь прекрасным аккомпанементом к тем страдающим, боровшимся звукам.
Никто не станет отрицать важности музыки в жизни людей. В своем тексте В. Вересаев говорит о кристально чистых звуках природы, которые ему близки. Услышав впервые скрипку, писатель не оценил ее мелодии. Автор поднимает проблему восприятия звуков человеком. В представленном тексте В. Вересаев передает читателю эмоции, полученные от услышанной игры Ярцева.
Может ли музыка пробуждать в человеке чувства, призывать его к действию? Поднятая тема важна и актуальна. Этот вопрос обсуждают все: и ученые, и психологи, и искусствоведы, и журналисты.
Не могу не согласиться с мнением писателя. Позиция автора достойна уважения. Сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, а, может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции. Во время трудностей человек способен именно в музыки найти жизненные силы и стимул для продолжения своего дела.
В доказательство справедливости вышесказанного хочу привести в пример музыкальное творчество времен Великой Отечественной войны. Такие знаменитые песни, как «Катюша», «Священная война», «Три танкиста» пели бойцы на фронте, рабочие на заводах, матери и сестры. Это помогало им верить в победу, давало сил на борьбу с врагом, зарождало у них чувство патриотизма и самопожертвования ради достижения единой цели: скорейшего завершения войны. Музыка помогла им найти силы противостоять противнику и справиться с теми ужасами, что пришлись на их время.
Лирические произведения, пьесы и романсы помогают учиться чувствовать. С самого начала и до самого конца произведения ты проникаешься душевной историей. Это можно увидеть в Сонате Бетховена, которая стала символом произведения А. Куприна «Гранатовый браслет». Соната-это жизненный путь Желткова, на протяжении которого он писал письма Вере Шеиной. Кульминация произведения - смерть Желткова, а последние спокойные лирические звуки говорят о том, что Желтков простит Веру.
Таким образом, музыка оказывает невероятное влияние на жизнь человека. Она наполняет его душу красками и мотиваций. И как сказа Фридрих Ницше: "Без музыки жизнь была бы ошибкой".
|
История «успеха» 23
Слово как человек: оно содержит историю и не всегда было таким, каким мы знаем его сейчас. Три основных значения имело слово «успех» в древности. Первое - «польза», чаще имелась в виду польза духовная, и «на успех людям» творились добрые дела. Второе - «движение вперёд», к примеру, по службе. Третье - «поспешность», так выражение «встать с успехом» обозначало поспешное вставание.
В слове «успех» словари современного языка выделяют два значения. «Положительный результат, удачное завершение» - это первое, «общественное признание» - второе. С пользой не связано ни одно из значений. В неположительном деле тоже может быть достигнут «положительный результат», так что он, с точки зрения пользы, окажется отрицательным. В нынешних условиях «общественное признание» часто
достаётся лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора принесло бы только пользу. Иногда автор представляет себе вереницу новых «успешных» людей, которая выводится из информационного поля человеком с флейтой...
Ближе к современным толкованиям этого слова стоят два других древнерусских значения. Это особенно касается «поспешности», часто связанной с достижением успеха. Если использовать однокоренное слово, то сформулировать это можно так, что того, кто успел, сопровождает успех. Какая же здесь духовная польза?
На вопрос почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось, автор ищет ответ не в сфере языка. Нравственная проблематика перестала быть в центре общества. Свой исторический смысл имеет развитие человечества в Новое время; оно связано с углублением личностного начала. Любое развитие имеет фазу созидательную и разрушительную.
Именно созидание в человеке сделало личность тоньше, открыв новые горизонты для движения. Личность же начало разрушать достижение этих горизонтов. Этому человеку было предоставлено право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
Культ успеха стал одной из составляющих процесса индивидуализации. Человечество разделилось на две категории, неравноценные между собой: успешные люди и те, кто успеха не достигли. Граница между ними ещё никогда не была такой резкой, как сейчас. Успех подразумевает наличие у немногих того, что не имеют остальные: виллы, яхты и лимузины перестали бы связываться с успехом, если они были бы доступны каждому. Общество же строится так, что все должны быть в одной системе, и никто не должен питать надежду на перемены. Реклама подбадривает: «Вы этого достойны».
Люди, не достигшие «успеха», нужны, и о них заботятся, так как их неудачливость обеспечивает успешным их успех. Неохваченные могут сбежать и примкнуть к системе ценностей, которая основана на идеях пользы и нравственности. И этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам Булата Шалвовича Окуджавы, «всегда не хватает на всех».
В данном тексте Е.Г. Водолазкин размышляет над значением слова «успех». Он рассказывает, какие значения были у этого слова в древности. Автор отмечает, что раньше это слово имело значение «польза». Евгений Германович рассуждает о том, как поменялся смысл слова «успех» и приходит к выводу, что теперь это слово никак не связано с духовной пользой. Оно утратило этот смысл и на смену старому значению пришло новое, современное.
Я согласна с автором. У людей изменилась система ценностей, и теперь каждый думает больше о своей выгоде. Сейчас почти не ценится духовное богатство, в то время как материальное превозносится на пьедестал. Слово «успех» изменило своё значение, и теперь под ним понимается совсем другое — не то, что понималось в древности.
Что же такое успех и какого человека можно назвать успешным? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, успешен тот, кто добился чего-то в жизни благодаря собственным силам и стараниям. Внешняя успешность не всегда делает нас счастливыми. Успешен человек лишь в том случае, когда его устраивают все приобретения в жизни, когда он доволен тем, чем занимается. Это настоящее счастье для каждого на земле.
Вспомним рассказ И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Автор показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом. Но когда миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он так и не узнал, что такое жизнь.
Хочу рассказать еще об одном успешном человеке. В 26 лет Людвиг ван (Ван)Бетховен начал терять слух. Но это обстоятельство ему ничуть не помешало сочинять музыку. Благодаря стойкому характеру и таланту он научился слушать музыку внутри. "Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград", - повторял Бетховен. Мы понимаем, что действие — основной ключ к успеху. Итак, из всего вышесказанного могу сделать вывод для себя – успешность человека может измерить только сам человек. Только сам человек знает, чего он хочет, что он для этого сделал и что получил.
| Летний паводок 24
Каждый день шли дожди, и земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. И когда в небе образовалась темная прореха, и хлынул теплый летний дождь, наша речка сразу начала вздуваться и пухнуть.
Дождь стегал веревками по спинам ручьев и потоков. Чем сильнее, звучнее стегал дождь, тем азартнее и проворнее мчались потоки.
Было шумно всю ночь. К утру стало тихо. Только капало с деревьев, а если прислушаться, то и с трав.
Я пошел вдоль по берегу, любуясь воистину необыкновенным зрелищем.
Выглядывали макушки высоких ольховых кустов. Видно было, как вода пригибает их в одну сторону по своему течению, а они стараются выпрямиться, и оттого постоянно кланяются.
В одном месте я остановился, засмотревшись на завертину. Вода в этом месте ударялась о загнутый берег, ходила кругами. По краю движение воды было медленное, но ближе к середине оно убыстрялось, образуя водяную вертящуюся яму, в которую неудержимо тянуло все, что проплывало мимо.
Слышался однообразный слабенький писк. Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался и увидел крохотную ямочку, оставленную коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детеныши.
Мне захотелось узнать, чьи они, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи, загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте, глядела на меня черными бусинками выхухоль. Увидев меня, она испуганно поплыла в сторону, но потом вернулась и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
Это был героизм, самопожертвование матери, иначе быть не могло: ведь детеныши кричали так тревожно и призывно!
Я ушел, чтобы не мешать матери спасать своих детей.
Поддавшись сентиментальности, думал о том, что у меня тоже есть дети. Я пытался представить бедствие, которое по масштабу и ужасу было бы для нас, как этот паводок для бедных зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они кричали бы и звали меня, а я не мог бы к ним приблизиться. Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему – война.
Дождь усиливался. На землю спустилась черная, ненастная ночь. В реке по-прежнему прибывала вода.
В небе неизвестно куда и неизвестно откуда летели самолеты.
Если бы они могли взглянуть со своей высоты на землю и на меня, то я им показался бы куда мельче, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детеныши выхухоли, лежащие самом краю земли и стихии.
Жанр произведения «Камешки на ладони» определить сложно. Это разные мысли Владимира Солоухина, возникшие не за писательским столом, а по ходу жизни. Затем он переписывал их в тетрадь. Порой, какой — то «камешек — мысль» автор включал в свою книгу. Некоторые из его записей можно найти в романах, повестях, статьях: «Письма из Русского музея», «Мать-мачеха», «Слово живое и мертвое», «Славянская тетрадь»… Друзья иногда говорили писателю, что не стоит все «камешки» собирать в одной книге, мол, самому пригодятся. На что Солоухин отвечал: «Ну и пусть! Насобираю еще. Пусть перебирает их читатель». Автор считал, что если из всей груды камешков кто-то возьмет «хоть с пяток для себя, то и ладно».
Вот один из "камешков" Солоухина: «Сеять разумное, доброе, вечное, конечно, нужно. Однако хорошо при этом, чтобы семена были протравлены. Иначе с семенами можно привнести в души людей грибок цинизма, скепсиса, которые могут прорасти и заглушить добрые всходы».
| |
|
|