Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI–XIII ВЕКАХ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Урок 16. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ Педагогические
цели
| Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям; познакомить с понятиями сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные:знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, проводят сравнение западной и восточной церквей, раскрывают суть борьбы пап за светскую власть; умеют работать с историческим источником, характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
| Образовательные ресурсы
| Презентация «Католическая церковь и еретики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://prezentacii.com/istorii/943-katolicheskaya-cerkov-i-eretiki.html
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.»
| Основное содержание, понятия и термины
| Первое сословие. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Католическая церковь и еретики. Сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден
| организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
| II. Проверка домашнего задания
| Опрос
| – В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средние века?
– Используя карту, расскажите, какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком. Каковы были их отношения друг с другом?
– Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны? Чем занимались менялы, ростовщики и банкиры?
– Как жили горожане?
| Формулируют
ответы, приводят примеры
| Фронтальная
| Знают о роли торговли в жизни средневекового города
| Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок
| Устный опрос
| III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют
учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
| IV. Изучение нового материала
| Беседа по вопросам
| – Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья? (Христианская церковь была могущественной, разветвленной организацией, которая была очень богатой и обладала огромным духовным влиянием.)
– Вспомните, когда и при каких условиях образовался союз между одним из королей и христианской церковью? (Союз между королем и христианской церковью возник при крещении Хлодвига. После этого король оказывал покровительство христианской церкви, а последняя в свою очередь всеми силами содействовала укреплению власти короля.)
– Кто был служителем церкви? (Папа римский, епископы, аббаты, священники, монахи.)
– Действительно, все они входили в состав духовенства (см. Приложение 1)
| Участвуют в диалоге
| Фронтальная
| Знают, какую роль
играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья
| Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Устный опрос
| Рассказ учителя и составление сравнительной таблицы
| Перед началом объяснения нового материала предлагает заполнить сравнительную таблицу «Западная и восточная церковь» по следующим критериям:
1) на каком языке велось богослужение,
2) отношение к браку,
3) внешний облик служителей церкви.
В конце рассказа (см. Приложение 2) слушает выступления двух учеников, один из которых озвучивает колонку таблицы, касающуюся католической церкви, а другой – православной.
Подводя итог, еще раз подчеркивает, что и католическая и православная церковь – это ветви христианской религии
| Слушают учителя, составляют сравнительную таблицу
| Фронтальная
| Проводят сравнение западной и восточной церквей
| Познавательные: структурируют знания.
Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения
| Таблица
| V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа с учебни-
ком (п. 4,
с. 130–
131)
| Задание: прочитайте текст учебника и ответьте на следующие вопросы:
– Когда борьба пап за светскую власть достигла своего апогея? (Борьба пап за светскую власть достигла своего апогея при правлениях Григория VII и Иннокентия III.)
– Сколько лет длилась эта борьба?
(Борьба пап за светскую власть длилась около 200 лет.)
– Каковы ее результаты? (Борьба шла с переменным успехом. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198–1216). Он расширил границы Папской области, вмешивался во внешнюю и внутреннюю политику европейских государств и даже смещал императоров. Вассалами папы признали себя правители Англии, Польши.)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
| Индивидуальная
| Раскрывают суть борьбы пап за светскую власть
| Познавательные: находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации
| Устный опрос
| Работа с историческим документом «Диктат папы», составленным папой Григорием VII
(с. 131)
| – Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа. (Этот документ свидетельствует о том, что папа Григорий VII стремился подчинить всех светских государей папе римскому.)
– Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество? (Церковь была крупным землевладельцем, обладала большими богатствами (благодаря взиманию десятины, продаже индульгенций и церковных должностей, взиманию платы за обряды) и авторитетом у массы верующих.)
– Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему? (Утверждения, касающиеся назначения епископов, о распоряжении знаками императорского достоинства, об отмене любых решений только папой римским, о том, что никто ему не судья, о том, что не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью, о том, что папа римский может освобождать от присяги неугодным владыкам. Таким образом, Григорий VII ставил папу римского выше всех европейских государей, пытаясь подчинить их своей власти.)
| Работают с историческим источником, дают ответы на вопросы
| Работа в парах
| Умеют работать с историческим источником, характеризуют положение церкви в средневековой Европе
| Познавательные: извлекают из текста необходимую информацию, выполняют действия по алгоритму, анализируют учебный материал.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности
| Ответы на вопросы
| Презентация «Католическая церковь и еретики»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3)
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Чертят логическую схему «Католическая церковь и еретики, методы борьбы»
| Фронтальная
| Характеризуют деятельность церкви в средневековой Европе
| Познавательные: структурируют знания, используя знаково- символические средства.
Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
| Записи в тетради
| VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
Домашнее задание
| – Что мы изучали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учебник, § 16; записи в тетрадях
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние Записывают домашнее задание
| Фронтальная Индивидуальная
|
| Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала.
Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
| Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Средневековое общество делилось на 3 сословия:
1) «те, кто молится» (монахи и священники), 2) «те, кто воюет» (светские феодалы), 3) «те, кто трудится» (крестьяне, горожане).
Сословие – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.
Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.
Она взимала десятину со всего населения Западной Европы – это особый налог на содержание духовенства и храмов.
Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, – продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.
Приложение 2
ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКВИ
До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) – константинопольскому патриарху.
Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») – во главе с византийским патриархом.
Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви – это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной – на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).
На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке – только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени. Западная церковь
| Восточная церковь
| Богослужение велось на латинском языке
| Богослужение велось на греческом языке
| Запрещалось вступать в брак всему духовенству
| Запрещалось вступать в брак только монахам
| Брили бороды и выстригали волосы на темени
| Не брили бороды, не выстригали волосы на темени
| Приложение 3
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Еретик – это противник господствующего вероучения церкви. На Средневековье приходится расцвет ересей. В целом взгляды еретиков сводились к критике существующей католической церкви. Они требовали ограничения богатств церкви, упрощения обрядов, выступали против продажи индульгенций, разоблачали жадность и стяжательство духовенства и в конечном итоге были направлены на установление социального и имущественного равенства, предсказывая «Царство Божие на земле».
Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:
1) отлучение от церкви (анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;
2) интердикт – это запрет исполнять обряды и проводить богослужения на определенной территории (город либо целая страна);
3) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции, когда практически все население провинции было перебито, так как позиция церкви была однозначна: «Убить всех, а Бог разберется, кто еретик, а кто праведник»;
4) инквизиция – специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, чудовищные пытки, изощренные издевательства, костры – вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.
В XIII в. появляется множество нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов.
Орден – организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.
К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.
Доминик Гусман основал орден доминиканцев, что в переводе с латинского означает «псы господни». Своей главной целью этот орден считал борьбу с еретиками; именно доминиканцы в основном были инквизиторами
Урок 17. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Педагогические
цели
| Создать условия для формирования представлений о причинах, целях и результатах крестовых походов; показать роль католической церкви в организации крестовых походов на Восток; познакомить с понятиями: крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден
| Тип урока
| Комбинированный
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе, проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, характеризуют цели, обстоятельства, участников крестовых походов, перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений, выделяют и перечисляют последствия крестовых походов.
Метапредметные:
Познавательные: моделируют логические схемы, владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала, выделяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания, устанавливают причинно-следственные связи,произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеют диалогической формой речи, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют свое мнение и позицию.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции
| Образовательные ресурсы
| Презентация «Крестовые походы», подготовленная учителем.
Альбигойцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.krestonos.ru/monah/main/albigojtsj.html
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Крестовые походы»
| Основное содержание, понятия и термины
| Причины крестовых походов. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордены. Последствия крестовых походов. Крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден
| организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
| II. Проверка домашнего задания
| Опрос
| – Что было главной причиной разделения церквей?
– Начертите схему «Источники богатства церкви».
– Приведите факты, свидетельствующие о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.
– Кто такие еретики и что они проповедовали?
– Что такое ордены нищенствующих монахов?
| Выполняют задания
| Фронтальная
| Характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе
| Познавательные: отвечают на вопросы, моделируют схему.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий
| Устные ответы, схема
| III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют
учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
| IV. Изучение нового материала
| Беседа
| Изучение нового материала начинается с наводящих вопросов:
1) Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь?
2) Каково было положение немусульман в Арабском халифате?
В ходе беседы учащиеся должны вспомнить следующие факты (см. Приложение 1)
| Участвуют в диалоге
| Фронтальная
| Характеризуют положение немусульман в Арабском халифате
| Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи
| Ответы на во-просы
| Работа с историческим документом «Из выступления папы Урбана II в Клермоне»
(с. 137)
| – Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн – борьбы христианства против мусульман. 18 ноября 1095 года папа Урбан II созвал церковный собор в городе Клермоне (Франция), на котором призвал верующих к освобождению «Гроба Господня».
Прочитайте отрывок из выступления папы Урбана II в Клермоне и ответьте на следующие вопросы:
– К кому обращался папа Урбан II? (К верующим христианам, то есть. фактически ко всем жителям Европы.)
– К чему он призывал верующих? (Он призывал освободить Гроб Господень,то есть вернуть Иерусалим и другие территории, принадлежавшие когда-то христианам.)
– Как вы думаете, почему этот призыв был поддержан слушателями? (Участникам похода папа обещал полное отпущение грехов.)
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
| Индивидуальная
| Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике
| Познавательные: владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала.
Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач
| Работа с историческим источником
| Рассказ учителя
| См. Приложение 2 «Причины крестовых походов»
| Слушают учителя, делают записи в тетради
| Индивидуальная
| Называют причины крестовых походов
| Познавательные: выделяют основную и второстепенную информацию
| Записи в тетради
| Презентация и составление обобщающей таблицы
| Предлагает в ходе просмотра презентации «Крестовые походы» заполнить обобщающую таблицу (см. Приложение 3)
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Характеризуют обстоятельства, участников и основные события крестовых походов
| Познавательные: структурируют знания, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.
Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения
| Таблица
| V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа с учеб-ником (п. 4,
c. 139–
142)
| Задание: прочитайте текст в учебнике и ответьте на следующие вопросы:
– Что такое духовно-рыцарский орден?
(Духовно-рыцарский орден – организация воинов-рыцарей, давших монашеские обеты (обет – клятвенное обещание).)
– Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены? (Духовно-рыцарские ордены были созданы для обороны и расширения владений крестоносцев в Палестине вскоре после Первого крестового похода.)
– Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев? (Духовно-рыцарские ордены были созданы с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений на Востоке, а также для новых территориальных захватов в Европе под предлогом обращения нехристианского населения в «истинную веру».)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
| Индивидуальная
| Перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений
| Познавательные: произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Устный опрос
| Беседа
| – Так каковы же были последствия крестовых походов? Как мы с вами уже выяснили, постепенно крестоносцы покидали завоеванные территории, и к 1291 г. пала последняя крепость рыцарей – Акра.
Однако необходимо отметить, что в целом крестовые походы не прошли для Европы бесследно. И, как ни странно, их последствия в большинстве своем были благотворны. К примеру, в Европе появились горячие бани, ветряные мельницы, новые сельскохозяйственные культуры (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы и пр.). Все эти усовершенствования были заимствованы на Востоке. В моду вошли богатые восточные ткани. Европейцы научились изготавливать стеклянные зеркала, шелковую ткань, повысился уровень обработки металлов.
Прямым следствием крестовых походов стало оживление торговли в Средиземноморье, где неоспоримое первенство стало принадлежать итальянским городам Венеции и Генуе
| Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
| Индивидуальная
| Выделяют и перечисляют послед-ствия крестовых походов
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений.
Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию
| Устные ответы
| VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
Домашнее задание
| – Закончите предложения:
• Я приобрел… • Я научился…
• Я смог… • Меня заинтересовало…
• Мне захотелось… • У меня получилось…
• Мне понравилось…
Учебник, § 17; записи в тетрадях.
Образное сочинение (с. 150).
Информационный проект «История духовно-рыцарского ордена» (с. 150–
151)
| Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание
| Фронтальная
Индивидуальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Личностные: проявляют способность к определению своей позиции
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
| Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1) Католическая церковь всеми силами боролась против различного рода еретических учений, которые в это время возникали в Европе. Наиболее широко известен так называемый крестовый поход против альбигойцев, организованный Иннокентием III в 1209 году. «Поводом для него послужила смерть папского легата и инквизитора Петра Кастельно, который свою основную задачу видел в полном уничтожении еретиков. Фактически же католическая церковь стремилась присвоить себе богатые владения графа Тулузского»*.
2) Арабский халифат, как и всякое другое средневековое государство, в период своего расцвета вел активную завоевательную политику, в результате чего в его владениях оказалась значительная часть византийских территорий. Все немусульмане, проживающие на территории Арабского халифата, обязаны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию, им запрещалось выступать свидетелями в суде против мусульман.
Вывод: христиане в Арабском халифате были ущемлены в своих правах, Палестина (святая земля по представлениям верующих, где жил и был распят Иисус Христос) была захвачена мусульманами. Этим воспользовалась католическая церковь, которая решила организовать против «неверных» крестовый поход.
Приложение 2
ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Помимо религиозных мотивов, участниками крестовых походов двигали и другие причины.
1) Европа в этот период переживала весьма трудные времена: небывалые морозы, наводнения, несколько лет подряд были неурожаи, что повлекло за собой голод и падеж скота, а также массовые эпидемии «горячки» и чумы. А восточные страны в тот период, напротив, переживали полосу расцвета, и европейцы были наслышаны о богатых землях на Востоке.
2) Еще одной причиной крестовых походов был недостаток земли (его испытывали бедные крестьяне, разорившиеся рыцари, младшие сыновья феодалов, которые не получали в наследство ничего, кроме лошади и оружия). Демографический рост, который переживала Европа, обострил и без того напряженные отношения между различными социальными слоями.
3) Существовали и политические причины. Успехи арабов в завоевании Египта, Сирии, Северной Африки, Испании, Палестины и др. территорий вполне оправданно волновали европейцев. Крестовые походы были возможностью остановить дальнейшую экспансию ислама.
4) Генуя, Венеция и Пиза поддержали крестовые походы в силу экономической необходимости. Они уже давно соперничали с арабами в торговле в Средиземноморье, поэтому крестовые походы стали лишь еще одной формой продолжения этой борьбы.
Приложение 3
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Дата
| Участники похода
| Основные события
| Итоги
| Первый
крестовый
поход
(1096–1099 гг.)
| Крестьяне, феодалы, рыцари
| Весна 1096 г. – состоялся крестовый поход бедноты. Позже к ним присоединились рыцари.
Были захвачены: 1097 г. – Никея, 1098 г. – Эдесса, Антиохия, 1099 г. – Иерусалим
| Двадцатипятитысячное крестьянское ополчение было уничтожено. Рыцарями были образованы Иерусалимское государство, государство Триполи, княжество Антиохское и графство Эдесское
| Второй
крестовый поход
(1147–1149 гг.)
| Возглавили: германский император Конрад III и французский король Людовик VII
| Немецкие крестоносцы были разбиты турками-сельджуками в Малой Азии, французские крестоносцы после безуспешных попыток захватить Дамаск вернулись в Европу
| Поражение крестоносцев
| Третий
крестовый
поход
(«Поход трех королей»)
(1189–1192 гг.)
| Возглавили: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, английский король Ричард I Львиное Сердце
| В 1187 г. султан Саладин (правитель объединенного Египта) захватил Иерусалим. Немецкие крестоносцы не достигли даже Палестины, повернув обратно после того, как Фридрих I утонул при переправе через небольшую речку. Французские и немецкие крестоносцы враждовали между собой
| Поражение крестоносцев.
Англичане захватили о. Кипр и овладели Акрой (1191 г.). Иерусалим вернуть не смогли
| Четвертый крестовый поход
(1202–1204 гг.)
| Организовал папа Иннокентий III. Участвовали преимущественно французы и венецианцы
| Обострение противоречий между Византией и западно-европейскими странами. В 1203 г. Константинополь был осажден крестоносцами, которые посадили на престол Исаака II. После того как он не смог уплатить им сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в 1204 г. штурмовали город и разграбили его
| Византия перестает существовать как государство. На ее территории создаются Латинская и Никейская империи, Эпирский деспотат и Трапезундская империя
| Пятый крестовый поход (1217–1221 гг.)
| Немецкие, английские, голландские и венгерские крестоносцы
| Сумели взять крепость Дамьетту (в Египте), но в дальнейшем поход был неудачен, и крестоносцы заключили мир
| В 1221 г. крестоносцы заключили мир с аль-Камилем, по которому утратили все свои завоевания в Египте
| Шестой крестовый поход (1228–1229 гг.)
| Возглавил император Фридрих II. В его войско входили немецкие, английские, французские и итальянские
рыцари
| Фридрих II добился своих целей не войной, а дипломатией
| Заключен договор с мусульманами, по условиям которого Фридрих II получал Иерусалим
| Седьмой крестовый поход (1248–1254 гг.)
| Возглавил французский король Людовик IX
| Захватили Дамьетту и направились к Каиру, где армия Людовика была разгромлена, а сам король попал в плен
| Был заплачен огромный выкуп, утрачены все завоевания
| Восьмой крестовый поход (1270 г.)
| Возглавил французский король Людовик IХ. Участвовали, кроме французов, сицилийцы
| Осада Туниса. Король Людовик IX умер от дизентерии, вслед за одним из своих сыновей. Вскоре прибыл король Сицилии Карл I Анжуйский, который заключил перемирие с правителем Туниса
| Заключено перемирие, по условиям которого Тунис был обязан платить дань сицилийскому королю. Вскоре пали последние христианские города – Триполи, Акра и Лаодикея
|
|