Глава IX. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Урок 26. ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ Педагогические
цели
| Создать условия для формирования представлений о развитии образования и философии в Средние века; познакомить с понятиями корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, используют знаково-символические средства, в том числе схемы, для структуризации знаний, самостоятельно создают способы решения задач поискового характера.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускают возможность существования у людей различных точек зрения.
Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру, оценивают успешность собственной учебной деятельности
| Образовательные ресурсы
| Презентация «Развитие философии в Средние века», подготовленная учителем
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
| Основное содержание, понятия и термины
| Представления о мире в период Средневековья. Средневековые университеты. Схоластика. Корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика
| организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
| II. Актуализация знаний
| Беседа по пройденному материалу
| – Охарактеризуйте положение балканских государств накануне вторжения турок-османов.
– Каким образом утратили свою независимость Сербия и Болгария?
– Каким образом прекратила свое существование Византийская империя?
| Формулируют
ответы, приводят примеры
| Фронтальная
| Рассказывают о завоевании балканских стран турками-османами
| Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания
| Устный опрос
| III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют
учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
| IV. Изучение
нового материала
| Работа с учебником (п. 1, с. 214)
| Предлагает познакомиться с представлениями средневекового человека о мире
и выполнить следующее задание:
– Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья. (Учащиеся главным образом должны показать схематичность представлений людей Средневековья: нарисовать карту Земли, где центр Земли – Иерусалим. Восток должен быть размещен наверху, показана гора, где находится рай, из рая должны вытекать реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.)
– Как менялись представления человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это связано? (Представления средневекового человека менялись с развитием городов и торговли, с расширением дипломатических связей, а также во время завоевательных походов. Люди воочию смогли убедиться в разнообразии мира, больше узнали о жизни людей в других странах, об особенностях климата, географии и пр.)
| Читают текст в учебнике, рисуют в тетрадях карту Земли в представлении средневековых европейцев, отвечают на вопросы
| Индивидуальная
| Характеризуют представления
средневековых европейцев о мире
| Познавательные: используют знако-
во-символические средства, в том числе схемы, для структуризации материала.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
| Карта, ответы
на вопросы
| Рассказ учителя
(см. Приложение 1)
| По ходу рассказа задает учащимся вопрос:
– Вспомните, что подразумевает под собой обучение на основе «семи свободных искусств»? («Семь свободных искусств» – это науки тривиума и квадривиума. Тривиум – первая ступень – включает в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать).
Во вторую ступень образования – квадривиум – входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только после этого приступали к изучению «царицы наук» – богословия.)
Если учащиеся не могут вспомнить, о чем идет речь, можно направить их к п. 5 из § 2, с. 26
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях, отвечают на вопрос
| Фронтальная
| Знают основные понятия: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут
| Познавательные: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Конспект
| Презентация «Развитие философии в Средние века»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2)
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Раскрывают смысл понятий схоластика, мистика. Знают философов средневекового общества
| Познавательные: строят речевые высказывания в письменной форме.
Личностные: понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру
| Записи в тетради
| Работа с историческим источ-ником «Из сочинения Роджера Бэкона»
(с. 222)
| Предлагает прочитать отрывок из сочинения Роджера Бэкона и ответить на следующие вопросы:
– Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? (Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, что необходимы наблюденияи опыт.)
– Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон? (Роджер Бэкон предвидел появление двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолетов, телескопа и микроскопа, очков.)
| Изучают текст, формулируют ответы
| Индивидуальная
| Проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике
| Познавательные: самостоятельно создают способы решения задач поискового характера.
Коммуникативные:
допускают возможность существования у людей различных точек зрения
| Устные ответы
| V. Первичное осмысление
и закрепление знаний
| Обобщающая таблица «Знаменитые ученые европейского Средневековья»
(с. 223)
| Предлагает заполнить обобщающую таблицу, чтобы закрепить пройденный материал.
В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 3)
| Заполняют таблицу
| Фронтальная
| Проводят группировку исторических фактов
| Познавательные: осуществляют синтез полученной информации в табличной форме.
Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Записи в тетрадях
| VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
Домашнее задание
| – Закончите предложения:
• Я приобрел… • Я научился…
• Я смог… • Меня заинтересовало…
• Мне захотелось… • У меня получилось…
• Мне понравилось…
Учебник, § 26; записи в тетрадях; письменно ответить на вопрос: мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?
Подготовить сообщения о Франсуа Виньоне и Данте Алигьери
| Оценивают свою работу на уроке
Записывают домашнее задание
| Фронтальная
Индивидуальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Личностные: оценивают успешность
собственной учебной деятельности
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
| Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В Средние века в Европе начинает развиваться школьное образование. Школы того времени делятся на два типа: церковно-монастырские и школы при епископских кафедрах. В первых обучение сводилось в основном к изучению Священного Писания на латинском языке, так как в католических церквях богослужение велось только на этом языке. (Что и послужило в последующем поводом для преобразования церкви, например в Чехии. Простые прихожане просто не понимали ни слова из молитв и проповедей священника.) В школах второго типа обучение основывалось на изучении «семи свободных искусств».
Помимо школ в Средние века основываются университеты. К примеру, во Франции в 1200 г. появляется Парижский университет. Иногда роль университетов играли так называемые высшие школы, например Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа. В XIII в. университеты появляются в Англии (Оксфордский и Кембриджский университеты, которые существуют до сих пор), Испании, Италии. К XV в Европе насчитывалось уже более 65 университетов. Обучение везде велось на латинском языке.
Средневековое общество было корпоративным.
Корпорация – обособленная группа людей, которые заняты общим делом, подчиняются особым правилам. Так, университеты были корпорацией людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. слова «студере» – усердно заниматься, изучать).
Учебные заведения имели факультеты (объединения преподавателей по предметам, возглавляемые деканом): богословский, юридический и медицинский. Главой университета был ректор, которого выбирали и студенты, и профессора.
Занятия проводились магистром или профессором в форме лекций (в переводе с латыни – чтение) и дополнялись диспутами – словесными поединками.
Приложение 2
В Средние века появляется новое религиозно-философское учение – схоластика, суть которого сводится к познанию мира и Бога через логические рассуждения.
Наиболее известным философом-схоластом был Пьер Абеляр (1079–1142). В своих лекциях он утверждал, что источником человеческого познания является окружающий нас мир, который мы воспринимаем и обобщаем разумом. Этой точки зрения придерживались последователи такого направления философской мысли, как рационализм – опора на разум.
Основным идейным противником Абеляра был Бернар Клервоский (1090–1153). Он и его последователи принадлежали ко второму направлению средневековой мысли – мистике и считали, что опорой для любого знания являются сверхъестественные силы.
XIII век подарил миру выдающегося схоласта – Фому Аквинского (1225–1274). В своем знаменитом труде «Сумма богословия» он создал картину всей христианской Вселенной. После смерти Фома Аквинский был причислен к лику святых.
Знаменитым ученым того времени является англичанин Роджер Бэкон. Он впервые стал утверждать, что для получения истинного знания необходимы наблюдение и опыт. Его сочинение «Большой труд» содержит множество удивительных догадок, которые намного опережают свое время.
Приложение 3
ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Имя и годы жизни
| Сущность взглядов
| Пьер Абеляр
(1079–1142)
| Разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нужно понимать, чтобы верить»
| Бернар Клервоский
(1090–1153)
| Отвергал необходимость разумного подхода к вере. В своих рассуждениях делал опору на сверхъестественные силы. «Нужно верить, а не рассуждать»
| Фома Аквинский
(1225–1274)
| Основной труд – «Сумма богословия», в котором он создал картину христианской Вселенной, где у всего сущего есть свое место и роль, предназначенные ему Богом
| Роджер Бэкон
(1214–1294)
| Основная работа – «Большой труд» – содержит догадки, опережающие его время, где он доказывает необходимость применения наблюдений и опыта как методов познания
|
|