организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
| II. Проверка домашнего задания
| Устный опрос
| – Перечислите известные вам средневековые поэмы.
– Как рыцарские романы описывали главного героя?
– Кто такие ваганты? О чем они писали?
– Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
| Отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Характеризуют средневековую литературу
| Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Устный опрос
| III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют
учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
| IV. Изучение нового материала
| Презентация «Средневековое искусство»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)
| Слушают учителя, делают записи в тет-радях
| Фронтальная
| Характеризуют готический и романский стили в архитектуре. Представляют описание памятников средневековой культуры
| Познавательные: структурируют учебный материал.
Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
Личностные: понимают культурное многообразие мира
| Записи в тетради
| Беседа по материалу «Потомки о готических зданиях»
(с. 232)
| Предлагает прочитать в учебнике дополнительную информацию о том, что говорили потомки о готических зданиях, и ответить на следующие вопросы:
– Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий?
(В XVI веке считали, что готический стиль лишен соразмерности, а соборы, построенные в этом стиле, – бесформенные. В XIX веке готические по-
стройки, напротив, вызывали восхищение своей целостностью и величием.)
– Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? (Вазари утверждает, что готический стиль был изобретен древними готами.)
– В чем вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями? (Здесь должно прозвучать личное принятие или непринятие подобного архитектурного стиля.)
| Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
| Индивидуальная
| Определяют и аргументируют свое отношение к историко-культурным памятникам
| Коммуникативные: владеют диалогической формой
речи.
Личностные: понимают культурное многообразие мира
| Ответы на вопросы
| Работа с учебником (п. 3,
с. 234)
| Предлагает прочитать о развитии изобразительного искусства в Средние века и ответить на следующие вопросы:
– Какой эффект дает использование витражей в готическом храме? (Благодаря использованию витражей свет, проникавший в храм, отбрасывал на все красочные блики. Это придавало всему убранству храма нарядный и праздничный вид.)
– Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись? (Миниатюры и фрески XV века отражают новое отношение людей к природе – желание любоваться ее красотой. Помимо этого, новым было изображение людей в минуты труда и отдыха, игра света и тени.)
| Читают текст, отвечают на вопросы
| Работа в парах
| Раскрывают смысл понятий витраж, фреска, книжная миниатюра
| Познавательные: анализируют текстовый материал, выделяя в нем существенное и несущественное.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные: задают вопросы; умеют договариваться с партнером в ходе совместной деятельности
| Устные ответы
| V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа со сравнительной таблицей
| Предлагает в качестве закрепления изученного материала разработать таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству (см. Приложение 2)
| Заполняют таблицу
| Индивидуальная
| Характеризуют памятники средневековой культуры, их назначение, художественные особенности и др.
| Познавательные: используют знаково-символические средства для структуризации материала.
Личностные: принимают ценности других народов
| Таблица
| VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что запомнилось больше всего?
– Какой материал вызвал у вас затруднение?
– Какие памятники средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию?
– Оцените свою работу на уроке
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, осознают уровень усвоения нового материала; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
| Домашнее задание
| Учебник, § 28; записи в тетрадях; написать сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор (вопрос 5, с. 235).
Подготовить презентацию (5–7 слайдов) о живописи эпохи раннего Возрождения, о картинах Сандро Боттичелли
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
| Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В Западной Европе в Средние века сменилось два архитектурных стиля – романский (XI–XII вв.) и готический (XII–XV вв.).
Наиболее известными памятниками романской архитектуры являются соборы в Пуатье и Арле, церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция), соборы в Вормсе и Майне (Германия), Уинчестерский собор (Англия). Для этого стиля характерно наличие практически гладких стен, узких проемов окон в виде полукруглой арки, ступенчато-углубленных порталов. В плане сооружения подобного типа имеют крестообразную форму. В центре «креста» находится башня-донжон, которая завершается пирамидой.
Украшали романские храмы рельефами и статуями, изображавшими Бога, апостолов, святых, епископов и королей. Статуи больше показывали прекрасный внутренний мир человека, чем его внешнюю красоту. В искусстве сохранялось наследие языческих времен: в храмах изображались различные сказочные существа – кентавры и химеры.
На смену романскому стилю пришел так называемый готический стиль. Наиболее известными памятниками готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство и собор в Линкольне (Англия), Миланский собор (Италия).
Сооружения, построенные в готическом стиле, поражают своим величием. Они имеют огромную высоту и в то же время сохраняют легкость благодаря колоннам, резным стенам, огромным окнам. Чтобы подобная конструкция держалась, использовали нововведение – контрфорсы (вертикальная конструкция, которая предназначалась для усиления несущей стены).
В готических статуях предпочтение отдается показу фигур святых в движении. Главным украшением любого храма по-прежнему остается святое распятие.
Приложение 2 Критерии сравнения
| Романский стиль
| Готический стиль
| Время появления архитектурного стиля
| XI–XII вв.
| XII–XV вв.
| Внутренний декор храма
| Лаконичный, почти гладкие массивные стены
| Просторные залы, богато украшенные живописью, резьбой, барельефами
| Очертание арки
| Полукруглая
| Стрельчатая
| Статуи
| Скульпторы стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни
| В готических статуях больше движения. Они лучше передают подлинный облик людей
| Живопись
| Роспись стен
| Вместо росписей, для которых здесь не было достаточно места, огромные окна заполняли витражами
|
Урок 29. КУЛЬТУРА РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ Педагогические
цели
| Создать условия для формирования представлений о достижениях эпохи Возрождения; познакомить с понятиями гуманисты, палаццо, новелла
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности (Петрарки), высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют и обобщают учебный материал, находят и выделяют в тексте необходимую информацию.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, осознанно используют речевые средства в процессе общения для выражения своих чувств и мыслей, строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а с чем он не знаком.
Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры
| Образовательные ресурсы
| Коллекция «Архитектура Италии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0c1de335-d0af-4ca3-89e7-0714bb9e0394/?interface=pupil&class=48&subject=20
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
| Основное содержание, понятия и термины
| Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Искусство раннего Возрождения. Гуманисты, палаццо, новелла
| организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
| II. Актуализация знаний
| Беседа
| – Назовите характерные признаки античной культуры.
– Каким явлениям в культуре Западной Европы с середины XIV в. и Арабского халифата VIII–IX веков ученые дали название «Возрождение»?
– В чем состояло своеобразие политической жизни средневековой Италии?
| Отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Называют характерные признаки античной культуры. Раскрывают своеобразие политической жизни средневековой Италии
| Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Устные ответы
| III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
|
| IV. Изучение нового мате- риала
| Рассказ учителя
| См. Приложение 1
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения. Объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение
| Познавательные: структурируют учебный материал.
Регулятивные: учитывают ориентиры,
выделенные учителем в новом учебном материале
| Записи в тетрадях
| Работа с учебником (с. 239–240)
| Предлагает прочитать дополнительную информацию в учебнике о творчестве Петрарки, а также отрывок из его произведения и ответить на вопрос:
– Почему благодаря творчеству Петрарки и его последователей возрос авторитет гуманистов? (Петрарка в своих произведениях свободно размышляет, высказывает свое мнение, его любовная лирика признана вершиной средневековой литературы. Его советы и даже суровые упреки выслушивали и папы, и могущественные государи Италии.)
| Работают с текстом, дают ответ на вопрос учителя
| Индивидуальная
| Проводят оценку исторической личности
| Познавательные: находят и выделяют в тексте необходимую информацию.
Коммуникативные: осознанно используют в процессе общения речевые средства для выражения своих чувств и мыслей
| Ответ на вопрос
| Беседа
| – Последователем и учеником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–
1375). Его знаменитое произведение «Декамерон» – сборник новелл, в которых автор показывает людям, что они имеют право на счастье и любовь, не знающие сословных преград. Вместе с Петраркой Боккаччо считается создателем итальянского литературного языка. Именно на этом языке он писал свои лучшие произведения. Вспомните, на каком языке проходило богослужение в католической церкви, обучение в университетах? (В Средние века и богослужение, и обучение на всех ступенях велось на латинском языке. Родной язык не использовался и при создании книг.)
| Слушают учителя, отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях
| Индивидуальная
| Высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения
| Ответ на вопрос
| Работа с учебником (п. 5,
с. 241–
242). Презентации, подготовленные учащимися
| Предлагает прочитать о развитии живописи в эпоху раннего Возрождения и ответить на следующий вопрос:
– Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения? (Искусство эпохи Возрождения проникнуто духом гуманизма. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет – индивидуальный или семейный. В архитектуре появляются здания нового типа – многоэтажные городские дворцы (палаццо). Эти строения более комфортабельны, чем прежние жилища знати, и созданы для удобства человека.)
На данном этапе урока можно устроить
показ презентаций, подготовленных учениками (см. доп. домашнее задание урока 28)
| Читают текст, отвечают на вопрос
| Индивидуальная
| Знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения
| Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Личностные: проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры
| Устные ответы / презентации учащихся
| V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа с таблицей
| Предлагает в качестве закрепления изученного материала самостоятельно составить и заполнить таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения»
(см. Приложение 2)
| Составляют и заполняют таблицу, сотрудничая с партнером
| Работа в парах
| Знают деятелей эпохи раннего Возрождения
| Познавательные: обобщают учебный материал.
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания
| Таблица
| VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| – Что мы изучали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
| Домашнее задание
| Учебник, § 29; записи в тетрадях.
Подготовить презентацию «Шедевр искусства раннего Возрождения» (5–7 слайдов), посвященную какой-либо картине или архитектурному памятнику эпохи
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
| Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Гуманизм – новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека. Гуманисты считали человека венцом Божьего творения, они полагали, что он может достичь счастья уже при жизни. Они говорили, что люди равны от рождения, в каждом из нас заложены равные способности, которые в последующем необходимо развивать. Гуманисты утверждали, что благородство проявляется не в наличии знаменитых предков, а в воспитании и образовании.
Первым гуманистом Италии был Франческо Петрарка (1304–1374).
МЫСЛИТЕЛИ И ХУДОЖНИКИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Имя и годы жизни
| Область искусства
| Основные работы
| Главные достижения
| Франческо Петрарка
(1304–1374)
| литература
| Сонеты и книга «Жизнь знаменитых мужей»
| Римский сенат увенчал его лавровым венком, Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени
| Джованни Боккаччо
(1313–1375)
| литература
| Книга «Декамерон», состоящая из ста новелл
| Вместе с Петраркой считается создателем итальянского литературного языка
| Сандро Боттичелли
(1445–1510)
| живопись
| Картины «Весна», «Рождение Венеры»
| Использует светотень, благодаря чему фигуры и предметы кажутся объемными. Основное внимание уделено силе человеческих переживаний
| Урок 30. НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
Педагогические
цели
| Создать условия для формирования представлений о развитии науки и важнейших изобретениях Средних веков, познакомить с понятиями домна, каравелла, астролябия
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: знают основные научные достижения Средних веков, определяют их значение для современного мира, имеют представление о развитии кораблестроения в Средние века, понимают важность изобретения книгопечатания для развития европейского общества.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнера, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности
| Образовательные ресурсы
| Презентация «Развитие мореплавания и кораблестроения», История парусных судов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.parus.hobby.ru/ История кораблестроения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sails.h1.ru
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
| Основное содержание, понятия и термины
| Развитие научных знаний. Первые механизмы, появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания. Изобретение книгопечатания. Домна, каравелла, астролябия
| организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
| II. Проверка домашнего задания
| Устный опрос
| – Кто называл себя «любителями мудрости»?
– Как гуманисты представляли роль и значение человека?
– Расскажите об известных вам деятелях эпохи раннего Возрождения
| Отвечают на вопросы, приводят примеры
| Фронтальная
| Характеризуют эпоху раннего Возрождения
| Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме
| Устный опрос
| III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют
учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
| IV. Изучение нового материала
| Рассказ учителя
| См. Приложение 1
| Слушают учителя, составляют конспект
| Фронтальная
| Знают основные научные достижения Средних веков, определяют их значение для современного мира
| Познавательные: структурируют учебный материал, устанавливают в нем причинно-следственные связи
| Конспект
| Презентация «Развитие мореплавания и кораблестроения»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2)
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Имеют представление о развитии кораблестроения в Средние века
| Регулятивные: учитывают ориентиры,
выделенные учителем в новом учебном материале.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес
| Записи в тетрадях
| Работа с учебником (п. 5, с. 246–249)
| Предлагает прочитать об изобретении книгопечатания и ответить на вопрос:
– Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? (Благодаря печатной книге знания, накопленные
людьми, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей.)
| Читают текст, выделяют главные мысли, отвечают на вопрос
| Индивидуальная
| Понимают важность изобретения книгопечатания для развития европейского общества
| Познавательные: владеют смысловым чтением различных текстов.
Коммуникативные: адекватно используют речь для регуляции своей деятельности
| Устный опрос
| V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа с таблицей «Технические открытия и изобретения Средневековья»
| Предлагает в качестве закрепления изученного материала заполнить таблицу (см. Приложение 3)
| Заполняют таблицу
| Работа в парах
| Знают основные научные достижения изучаемого периода, определяют их значение для современного мира
| Познавательные: анализируют и систематизируют учебный материал.
Коммуникативные: контролируют
действия партнера, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
| Таблица
| VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| – Отметьте на листочке свои результаты: «V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; «W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «|» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; «+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» – не ответил
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности
| Оценивание работы учащихся на уроке
| Домашнее задание
| Учебник, § 30; записи в тетрадях
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
| Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В Средние века были накоплены знания, позволившие человечеству в дальнейшем совершить значительные открытия в науке и технике.
Наибольшее распространение в этот период получили астрология и алхимия. «Ученые»-алхимики стремились найти «философский камень», с помощью которого можно было бы превращать любой металл в золото. Астрологи предсказывали судьбу человека, его будущее по звездам. И хотя современному человеку подобные ученые вовсе не кажутся таковыми, однако именно их опыты и наблюдения легли в основу последующих открытий.
Так, работы астрологов содержали огромный объем наблюдений за положением звезд и планет, по изучению их движения и пр.
Благодаря алхимикам были получены многие химические вещества, изобретены приборы, их опыты помогли улучшить способы получения красок, некоторых лекарств и даже металлических сплавов.
К концу Средних веков появляются первые больницы. Врачи для диагностики больного смотрели его пульс, цвет языка и мочи. Правда, переломами и ранами, а также больными зубами в Средние века занимались «цирюльники», то есть парикмахеры. Медики же советовали соблюдать правила личной гигиены, придерживаться умеренности в питании, больше гулять.
Значительные успехи были достигнуты в развитии техники. В XIV–XV вв. начинают активно пользоваться водяным двигателем в горном деле и ремесле, происходит переход от горнов к большим доменным печам по плавке металлов, что повысило производительность в промышленности. Для обработки металла, дерева и стекла стали использовать токарные, винторезные, шлифовальные станки.
В военном деле появляется огнестрельное оружие (пушки и ружья).
Приложение 2
С новыми открытиями в мореплавании изменился характер морских путешествий. Раньше моряки плавали «каботажно», то есть вдоль берега, вполне резонно опасаясь выходить в открытое море. С изобретением астролябии произошла настоящая революция в морском деле. Астролябия – это прибор для определения местоположения корабля. У моряков появляется также компас.
В XV в. был изобретен новый тип кораблей – каравеллы. Они были подвижными и вместительными парусными судами.
Именно на каравеллах отправился в свое путешествие Христофор Колумб, испанский мореплаватель, открывший в 1492 г. для европейцев Америку. Это открытие имело всемирно историческое значение и положило начало эпохе Великих географических открытий.
Приложение 3
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Название открытия или изобретения
| Область применения
| Значение открытия или изобретения
| Появилась цифра ноль и распространились арабские цифры
| Математика
| Это позволило решать более сложные задачи
| Водяной двигатель
| Горное дело, ремесло
| Повысилась производительность
| Домны
| Металлургия
| Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде
| Огнестрельное оружие
| Военное дело
| Это стало переворотом в военном деле
| Астролябия, компас
| Мореплавание
| Корабли стали выходить в открытое море
| Каравелла
| Кораблестроение
| Эти суда позволяли отправляться в далекие морские путешествия
| Печатный станок
| Книгопечатание
| Знания распространяются быстрее, сохраняются более полно
|
|