Педагогика. Педагогика высшей школы. Увеличение числа студентов, финансируемых исключительно по предельной стоимости
Скачать 1.69 Mb.
|
При личностно-ориентированном обучении элементом проектирования учебного процесса становится не фрагмент учебного материала, а событие жизни личности, дающее ей жизненный опыт. Знания являются только частью этого опыта. Личностный опыт - это опыт выполнения одного из видов деятельности, достижение определенных результатов в этой деятельности и их оценка,. Сформировать личностный опыт - значит выработать у обучающегося культуры выполнения этой личностно-творческой деятельности. Кроме того, личностный опыт - это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложение Постного потенциала индивида, его проявление как личности, «Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении и ПЯ и, обучение сферой самоутверждение личности». (42, с.91) Проектирование обучения становится совместной деятельностью преподавателя и студентов, включающей: диалог, поиск, дискуссию, ни женю, анализ ситуации, деловые игры, эксперимент, конструирование и т.д. Обучение утрачивает традиционные для него черты искусственности, внешней регламентации и приближается к естественной жизнедеятельности обучающихся. Взаимодействие студентов обретает черты межличностного общения. В силу этого преподаватель, прежде всего, выступает как личность, а не как функционер, поскольку его внутренний личностный мир становится частью содержания образования. В процессе обучения усваиваются не только знания и умения, но и фрагменты жизненного опыта. Личностно-ориентированное обучение имеет множество очников целеполагания: социальный заказ общества; цели воспитания личности; требования будущей профессиональной деятельности специалиста; • цели и содержание изучаемых наук в соответствия образовательным стандартом соответствую специальности; потребности и интересы студента, его личностные цели; каждый студент - это личность; у него уже есть собственные цели, в том числе цели своего образования; преподаватель, как носитель жизненного опыта, личностных свойств; организационная культура вуза, требования правил внутреннего распорядка, традиции. В основе личностно-ориентированного обучения - признание уникальной сущности каждого обучаемого и индивидуальности учебной траектории. Роль преподавателя заключается не в пере знаний, умений и навыков, а в организации соответствую образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь личностный потенциал и используя соответствующие технологии обучения. Адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является деятельность. Нас интересует учебно-познавательная деятельность, которая приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям учащегося по отношен самому себе и к изучаемым дисциплинам. По рекомендациям ученых, занимающихся проблемой личностно ориентированного обучения, для дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения необходимо следующее: учебный материал должен быть субъективно значим обучающегося; организация его учебно-познавательной деятельности должна учитывать актуальный уровень развития; систематически стимулировать обучающегося к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы самообразование, саморазвитие; учебный материал следует организовать таким образом, чтобы у учащегося оставалось право выбора (возможно выбора учебных задач); всячески поощрять учащихся и стимулировать их самостоятельному выбору наиболее приемлемых для и способов проработки учебного материала; • не только оценивать конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления. Логическим развитием личностно ориентированного подхода к обучению является личностно-деятельностная образовательная технология. В основе этой технологии лежат личностно-деятельностный подход, проблемность содержания и рефлективность поведения обучающихся. Ей присущи следующие особенности: Основной акцент делается не на передачу информации, а на организацию различных видов деятельности обучающихся. Меняется статус преподавателя: он становится менеджером учебного процесса. Меняется содержание образования: не информация о деятельности, а деятельность, основанная на информации. Изменяется формы взаимодействия преподавателей и чающихся, а так же обучающихся между собой. На смену традиционным формам приходят формы активного обучения: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание - и, дискуссии, тренинги и т.д. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывают существенное влияние на характер общения преподавателя и студентов, на атмосферу их взаимодействия (партнерство, равенство субъектов в образовательной деятельности, взаимная ответственность принятии решения, положительный эмоциональный фон). Специфика личностно-деятельностной технологии заключается в принципах ее проектирования и реализации. К ним относятся принципы: деятельностной активности, индивидуализации, партнерского взаимодействия, рефлексивности, свободы личного выбора и ответственности за него. Принцип деятельностной активности заключается в направленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке информации и применении знаний. Обучающийся становится субъектом процесса познания благодаря включению в различные виды деятельности: в решение проблемных ситуаций, в совместный коллективный поиск решений учебных, научных и практических задач (проблем). Принцип индивидуализации учебно-познавательной деятельности направлен на создание наиболее благоприятных утопий реализации каждым студентом цели учения в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Кроме того, в содержании этого принципа входят требования доступное последовательности, целостности обучения, реализация которых возможна путем структурирования содержания учебной дисциплин Принципы рефлексивности, партнерского взаимодействия (сотрудничества) и ответственности можно объединить в одну группу, т.к. она определяют условия для творческого подхода организации взаимоотношений между преподавателем и студентами. 4. Технология модульного обучения Модульное обучение является одним из наиболее целостных системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высоко эффективную технологию реализации образовательного процесса Сущность этой технологии состоит в том, что содержан обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Содержание и объем модулей в свою очередь варьируются в зависимости от профильной и уровневой дифференциации образовательных целей. Модуль включает не толь, цели и содержание обучения, но и другие компоненте образовательного процесса, необходимые для организации учебно-познавательной деятельности (методы, средства и формы обучения и контроля). Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории движения по учебной дисциплине. Основателем модульного обучения является американский исследователь Д.Ж.Рассель. В работе «Modular instruction» (1974 г) автор определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные обучающемуся действия. Учащийся, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом. В нашей стране среди исследователей, активно разрабатывающих технологию модульного обучения, необходимо отметить А. Алексюка (2), М.А.Чошонова(53), Д.В.Чернилевского (52) и др. Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной программе. Теоретический анализ работ вышеуказанных авторов позволяет выделить следующие особенности модульного обучения: оно обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе; предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой контроля и оценки усвоения знаний, позволяющая корректировать процесс обучения; предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся. Центральным тральным понятием технологии модульного обучения является понятие «модуль». Под модулем следует понимать автномную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство (включая дидактические материалы и систему контроля). Проектирование процесса обучения в высшей школе на Модульной основе позволяет: осуществлять в дидактическом единстве интеграцию и дифференциацию содержания обучения путем группировки Проблемных модулей учебного материала; использовать проблемные модули в качестве сценариев для создания педагогических программных средств; переносить акцент в работе преподавателя в сторону консультативно-координирующих функций управления познавательной деятельностью обучающихся; сокращать курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала на основе адекватных методов и форм обучения. Таким образом, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности поучающихся осуществляется укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение студентами полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения. Компоновка содержания учебной дисциплины в форме модульной программы осуществляется на основе следующих принципов: обязательное включение базовых понятий и методов; соблюдение требований систематичности и логической последовательности подачи учебного материала; • практическая значимость содержания и его системность; наглядное представление учебного материала. Модульную программу по учебной дисциплине следует проектировать на основе изложенных выше принципов, но с учетом специфики модульного обучения. К таким специфическим принципам относятся следующие: модульность, структуризация, гибкость, сотрудничество, реализация обратной связи. Принцип модульности предполагает использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения обучающимися дозы учебной информации. Принцип структурирования содержания обучения предполагает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы, перед каждым из которых ставится вполне определение дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объ^Н обеспечивающем ее достижение. Принцип гибкости как стержневой характеристики технологии модульного обучения означает способность оперативно реагировать мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и научно-техническим условиям. Этот принцип как процессуальный аспект модульного обучения включает вариативность методой! средств, гибкость системы контроля и индивидуализацию учебно-познавательной деятельности обучающихся. Принцип сотрудничества означает сотрудничество между преподавателем, выступающим в роли консул консультанта--координатора, и обучающимися, самостоятельно усваивающими учебный материал модуля. Принцип реализации обратной связи обеспечивает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля. Содержание каждого модуля должно включать следующие структурные элементы: • дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий для обучающихся; • собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы; • методическое обеспечение процесса усвоения знаний, умений и навыков; • информацию о возможных способах освоения содержания учебного модуля и методах контроля и самоконтроля результата учебно-познавательной деятельности студентов. 5. Технология игрового обучения Большинство прогрессивных специалистов в системе образования рассматривают учение как изменение в поведении и результат приобретения нового практического опыта. Для достижения этих целей необходимо организовать соответствующую игровую коллективную деятельность, теоретические и методические основы которой раскрыты ниже. Теоретические основы технологии игрового обучения разработаны известными учеными А.А.Вербицким (11), А.П.Панфиловой (30), П.Г.Щедровицким (58) и др. Игра наряду с познанием и трудом - один из основных видов деятельности человека. Детская игра - вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действительности. Она служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей. Ролевая игра - деятельность, в которой участники берут на себя должностные, социальные роли и в специально создаваемой тропой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения мо жду ними. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполняемых ролей. Игра в учебном процессе является взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности преподавателей и учащихся. Учебная игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков в их применения для достижения цели игры. Чтобы играть, надо учиться, а играя человек самообучается. Например, обучение шахматам или каким-либо другим играм осуществляв в процессе самой игры. Второй дидактический смысл игры - действовать самому, процессе активной игровой деятельности студента спонтанно создаются все необходимые условия для возникновения разрешения проблемных ситуаций. Процесс обучения становит проблемным и личностно значимым для студентов. Проблемные ситуации непрерывно возникают и разрешаются самостоятельно либо с помощью преподавателя. Третий смысл игрового обучения заключается в том, что обучающийся в ходе целенаправленной самостоятельно деятельности по решению проблемных ситуаций игр становится самостоятельно мыслящим человеком, способны к активным действиям. Главная цель игрового обучения - в тщательно разработанных учебных условиях научить студенте эффективно работать в коллективе (в группе). В социально психологической и педагогической науке доказано, что групповое обучение имеет большие преимущества перед индивидуальны или фронтальным. Групповое обучение включает в себя два основных типа процессов: учебный процесс и процесс взаимодействия с другими людьми. Преподавателю, внедряющему игровые технологи необходимо тщательно планировать их программу, определяя не только ее содержание, но и регламент, т.е. продолжительное времени необходимого для его проведения и анализа. Большинство игр, используемых в учебном процессе, относите к классу интерактивных, т.к. все решения принимаются участниками сообща: сначала индивидуально, затем в малых группах и после этого обсуждаются в межгрупповой дискуссии Интерактивное обучение основано на собственном опыте студентов, их общении и прямом взаимодействии с областью изучаемой науки. В интерактивном обучении существенно, по сравнению традиционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача преподавателя, как организатора игры - внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через организацию взаимодействия участников, создание условии для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и тин, установление обратной связи. Познавательная активность студентов как участников интерактивной игры проявляется в инициировании постановки ирисов, определении способов диагностики и анализа риалов игры, изложении или презентации новых результатов и т.д. На интерактивных имитационных играх студенты должны не только осваивать, понимать и воспринимать получаемую от преподавателя информацию, но и осуществлять самостоятельные индивидуальные и групповые практические действия по решению проблемы или ситуации. Примером игрового обучения являются деловые игры, применяемые на практических занятиях по социально-. мимическим и управленческим дисциплинам. Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Применительно к условиям учебного процесса деловую игру назывют как форму воссоздания (моделирования) будущей профессиональной деятельности специалиста и системы отношений с другими людьми. В учебной деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности (социальное содержание игры) на модели условий и динамики производства (предметное содержание игры). На занятиях, проводимых в форме деловых игр, имитируется деятельность специалистов и руководителей, отрабатывается выполнение их функций и обязанностей, реализуется коллективное решение различных производственных задач. Моделирование рассматривается как процесс исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений и процессов. Моделирование связано с тем, что любая игра - это модель жизни. В соответствии с этим им в деловой игре моделируются реальные или искусственно созданные ситуации, где могут, демонстрируются как позитивные, и негативные формы поведения и взаимодействия. Модели, как известно, являются общим средством познания. Они используются как для исследования, так и для обучения. Нас интересуют, прежде всего, игровые модели, которые в связи с развитием имитационных игр получают все большое распространение. Игровым моделям наиболее близка деятельность, предпринимаемая для профессиональных целей имитирующая реальную практику. Игровое моделирование в образовательном процессе решает, кроме общих, следующие очень важным педагогические цели (30). Оно способствует: • созданию у обучаемых целостного представления Я профессиональной и коммуникативной компетентности, ее динамике и месте в реальной деятельности; в приобретению на материалах, имитирующим профессиональную деятельность социального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействий для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества; развитию профессионального, аналитического практического мышления; формированию познавательной мотивации; закреплению знаний и умений в сфере профессионального делового общения, формированию коммуникативном компетентности. Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других обучающих технологий, следующие: моделирование деятельности руководителей специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений; распределение ролей между участниками игры; взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решений участниками игры многовариантность решений; • наличие управляемого эмоционального напряжения; ® наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (контроль и оценка действий, выработка групповых норм поведения и санкций, поощрение, наказание, эмоциональная реакция и т.д.). При организации деловых игр в процессе обучения: повышается интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх; растет их познавательная активность, характеризующаяся тем, что они усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности; накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность обучающимся более правильно оценивать возможные реальные ситуации и использовать это в профессиональной деятельности; развивается их аналитическое и экономическое мышление; реализуется системный подход к решению поставленной проблемы. Деловые игры могут применяться для решения различных задач: обучения и развития студентов, принятия хозяйственных решений, организационного проектирования и исследования. Как средства обучения игры обладают тем достоинством, что и повышают мотивацию обучающихся, предоставляют возможность применить полученные знания для решения практических задач. Важной функцией игровых технологий является включение студентов в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Студенты, проигрывая разнообразные должностные и личностные роли (руководителя, маркетолога, специалиста по рекламе, оппонента, клиента и пр.), осваивают их, знакомясь с целесообразностью их поведения в той или иной ситуации. Значимой функцией игровых имитационных занятий пишется также рождение здорового противоборства между участниками, что способствует развитию их конкурентоспособности, уверенности в себе и повышения самооценки. Участие в играх учит умению управлять своим имиджем и демонстрировать свое отличие от других участников, вторые в профессиональной практике могут стать конкурентами. Как свидетельствуют результаты педагогических исследований в области внедрения игровых технологий, на занятиях применением информация усваивается намного эффективнее, чем при традиционном обучении. Здесь одновременно происходит развитие профессионального мышления студентов, и освоение практических умений и навыков работы с людьми. Кроме того, введение и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большей эффективности усвоения учебного материала. В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую учебные и профессиональные элементы (цели, средства, действия др.). Знания и умения усваиваются не абстрактно, а в совместного решения профессиональных задач. Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов (11): принцип имитационного моделирования ситуации; принцип проблемное™ содержания игровой деятельности; принцип ролевого взаимодействия и совместной деятельности; принцип диалогического общения; • принцип двуплановости игровой учебной деятельность-Принцип имитационного моделирования предполагает разработку имитационной модели производства и игровой ^° профессиональной деятельности. Принцип проблемности содержания игры означает, что #РС игровой деятельности строится на основе системы проблемных задач. Принцип совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевоеJ взаимодействие в процессе группового решения проблемных задач. Принцип диалогического общения - необходимое условие игры. Каждый участник в соответствии со своей ролью высказывает свою точку зрения, отвечает на вопросы, слушает выступление других участников и т.д. Принцип двуплановости игровой деятельности означает, что она направлена на достижение двух целей: игровой педагогической. Игровая цель - совместное решение поставленной проблемы путем мы путем ролевого взаимодействия (игры). Педагогические цели деловой игры: вовлечение каждого учащегося (участника игры) в активную мыслительную деятельность; быстрое и прочное усвоение знаний, умений и навыков; развитие теоретического практического мышления в профессиональной сфере. В ходе планирования игровых занятий преподавателе целесообразно решить следующие вопросы: • корректно определить содержание игровой имитационной части учебной программы с учетом целей дисциплины интересов обучающихся; • отобрать учебные материалы, оборудование и технические средства; • регламентировать общую и игровую продолжительности занятий по изучаемой дисциплине (лекции, игры, тренингу самостоятельная работа и т.д.), адекватную поставленные целям обучения. Методика проведения деловой игры включает следующе этапы: 1.Постановка проблемы, формулировка целей и задач занятия (проведения деловой игры). Раскрытие значения поставленное проблемы и деловой игры в профессиональном становление специалиста. 2.Подготовка участников к игре; ознакомление их правилами игры (инструктаж); выдача необходимых материалов, Разминка путем беседы, решения частных проблем, дискуссии мозгового штурма. 3.Изучение и анализ основной проблемы, инструкций и других риалов игровой документации. Распределение ролей между участниками и уточнение их функций. 4.Проведение игры. Моделирование профессиональной деятельности специалистов по решению поставленной проблемы. 5.Анализ, обсуждение и оценка результатов игры. 6.Заключительная дискуссия. Определение зависимости поведения участников пиков от организации игры и уровня их активности. Оценка эффективности различных методических процессов в pipe. Подведение итогов. Весь процесс подготовки и проведения деловой игры можно разделить на несколько стадий: подготовка к ее проведению и разработка программы, проведение игры и составление отчета. II подготовительные мероприятия входят: размножение форм деловой документации, инструктивных и вспомогательных материалов; изготовление таблиц, макетов, плакатов и других игровых материалов; разработка программы проведения игры; подготовка помещения для проведения игры; испытание (опыт) и проведение) игры. В программе проведения игры отражаются ее цели и методика решения изучаемых программ, последовательность этапов игры, примерное время (расписание) ее проведения, раскрываются методы решения частных задач. Подготовка и проведение учебной деловой игры является весьма сложной и трудоемкой работой для преподавателя. Поэтому эту форм организации групповой учебно-познавательной деятельности учащихся рекомендуется использовать в сочетании с компьютеров (машинный вариант игры). Для этого необходимо создать базу данных игры на машинных носителях. Таким образом, технология игрового обучения в отличие от традиционной методики преподавания имеет ряд особенностей. Основными из них являются: - студенты включаются в активную мыслительную деятельности— решению поставленной задачи (проблемы) в соответствии с заданными функциями (ролями); познавательная деятельность осуществляется в группе (подгруппе), где обучаемые общаются, обмениваются мнениями и т.д., т.е. имеет место групповое мышление, сотрудничество, сотворчество; - в процессе игровых занятий студенты приобретают умении и навыки делового общения и принятия коллективных решений в различных проблемных ситуациях. Систематическое применение игровых методов обучен» способствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, они с большим интересом начинают изучи учебную дисциплину. В ходе совместной игровой деятельности и общения по решению учебных проблем формируются определенные человеческие отношения между студентами, между преподавателем и студентами (уважение, симпатии, лидерство, сотрудничество, понимание, сочувствие и т.д.). Вопросы для самоконтроля. Какие требования предъявляются к педагогическим технологиям? Раскройте сущность теории поэтапного формирования умственных действий. Каковы особенности концепции развивающего обучения? На каких принципах строится личностно ориентированное обучение? Раскройте сущность и особенности модульного обучения. Каковы преимущества технологии игрового обучения? |