История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
Глава 15 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ В XVIII-XX вв. 1. Общая характеристика В начальной истории политических идей североамерикан- ских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода — пуританский (до второй половины XVIII в.) и просветительский (со второй половины XVIII до последней четверти XIX в.). При всем несовпадении интересов и социального статуса представителей первых поселенческих общин колонистов их объединяло поначалу желание обрести здесь «землю обетован- ную» и построить «новый Израиль» в полном согласии с запо- ведями первых христиан — иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т. д. Однако под воздействием социального неравенства и размежеваний на религиозно-идей- ной почве эти устремления получили здесь самые различные истолкования. Одним из источников напряженности стал кон- фликт между англиканской церковью и представителями пури- танских протестантских общин. Наиболее радикальные из пу- ритан (от лат. и англ. — «чистый», «истинный») обвиняли анг- ликанскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско-католической церкви. Они оправдыва- ли свое название отрицательным отношением к показной рос- коши в быту и церковных обрядах, а также скрупулезным со- блюдением заповедей воздержанности и бережливости. Умеренные пуритане (пресвитериане) различали вслед за Кальвином два разряда верующих (избранных к спасению и ос- тальных, осужденных на Божью кару); радикалы исходили из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода предопределением к спасению, во всяком случае ступенью к 474 Глава Соединенные Штаты Америки в вв. «очищению» и превращению в «праведников» (святых). Одна из наиболее радикальных общин, называвшаяся «сепаратисты», вошла в историю под именем «отцов-пилигримов». Перед тем как сойти на берег, они составили на борту корабля и утверди- ли большинством голосов Соглашение, в котором зафиксирова- ли свое намерение «торжественно и взаимно» объединиться в «гражданский и политический организм для поддержания... лучшего порядка и безопасности...». В силу Соглашения они планировали ввести в новом месте обитания «такие справедли- вые и одинаковые для всех законы, ордонансы, акты, установ- ления и административные учреждения, которые будут считать- ся наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии...». Первое публичное распространение текста Согла- шения, принятого на корабле «Мэйфлауэр» в 1620 г., произош- ло много лет спустя, во время вооруженной борьбы 13 штатов за независимость. После завоевания независимости и принятия Конституции 1787 г. американские историки стали обращаться к Соглашению как к важному первоисточнику американской конституционной истории и первому в истории опыту состав- ления общественного договора об образовании государства, его целях и задачах. День высадки общины сепаратистов на берег празднуется ежегодно 22 декабря и носит название «День пра- отцов» («День отцов-пилигримов»). Характерным примером «земли призвания» стала колония в Массачусетском заливе с центром в Бостоне. Видный предста- витель «пуританской утопии» (выражение американского исто- рика Паррингтона), умеренный пуританин Джон Уинтроп (1588—1649) предпринял усилия к тому, чтобы социальная и организация колонии была осуще- ствлена в духе догматов пуританской теократии. Возглавив эту в 1630 г., он в течение двух десятилетий ополчался на безудержное расточительство, иные пороки и час- то сетовал на то, что «источники знания и веры столь загрязне- ны, что люди, отцеживая комара, проглатывают верблюда». На- падая на демократические идеи и программы преобразований, он утверждал, что опасно передавать государственные дела и правосудие народным коллегиальным органам, поскольку, как полагал Уинтроп, «лучшие всегда в меньшинстве, а среди этих лучших в меньшинстве рассудительные». Его речи и проповеди вошли в «Дневник», который Уинтроп вел с 1630 по 1649 г. Он был издан в 1853 г. под названием «История Новой Англии с 1. Общая характеристика 475 1630 по 1649 г.» и представляет собой ценный документ эпохи, памятник сугубо пуританского восприятия мира. Идеи свободы и демократическое истолкование обществен- ного интереса (республики) наиболее ярко отражены в публи- цистике Роджера Уильямса (1603—1689). Он начинал свою про- поведническую деятельность членом англиканской общины, затем был попеременно сепаратистом, баптистом и непредубе- жденным «искателем». Вслед за апостолом Павлом он рассмат- ривал государство и его власть как Божественное установление, имеющее целью охранять спокойствие народа во всем, что ка- сается жизни и имущества граждан. Но этим его предназначе- ние не ограничено. Каждый законно избранный либо законно принявший должность государственный служитель является одновременно служителем Божьим и служителем народным. При этом неважно, к какому народу он принадлежит. Отсюда всякий магистрат, вмешивающийся в дела, которые ему не мо- гут быть доверены народом, превышает свои полномочия. Уч- реждение власти производится на основе соглашения поддан- ных и подразумевает их равенство перед законом. до- пускал возможность изменения такого договора вследствие разногласий и необходимости примирять конфликтующие тре- бования, а также вследствие необходимости согласовывать принципы общественной жизни с требованиями природы, ра- зума, справедливости и целесообразности. Идеи Уильямса предвосхищают в ряде важных положений доктрину радикальных республиканцев в период американской революции, в частности, по таким вопросам, как осуществле- ние народного суверенитета, истолкование смысла обществен- ного договора, необходимости в периодическом уточнении конституции и др. Идеи пуританских политических мыслителей о народном суверенитете и демократическом республиканизме нашли свое практическое воплощение в ходе создания конституционных учреждений. Наиболее значительными конституционными ус- тановлениями этого периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектикуте в 1639 г., и особенно так называемая Массачусетская хартия вольностей (1641 и 1648). В 1641 г. в Массачусетсе при участии Натаниэля Уорда, боль- шого знатока английского права, был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы многие свободы, известные английской конституционной практике со времен Великой 476 Глава 15. Соединенные Штаты Америки в вв. хартии вольностей и более поздних актов и прецедентов. Сре- ди них. упоминались равенство перед законом, право на спра- ведливое разбирательство судом присяжных, принцип состяза- тельности в суде, право на свободу передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права апелляции. Здесь же была предусмотрена гарантия от жестоких и варварских наказаний, которая стала нормой права в Соединенном королевстве толь- ко после принятия Билля о правах 1689 г. После того как правящая пресвитерианская верхушка про- демонстрировала свой «сверхалчный дух произвольной власти» и практически отказалась соблюдать Свод свобод, фримены об- ратились к губернатору с петицией, где содержалось требование соблюдать права англичан, и добились выработки и принятия нового, дополненного и более детализированного свода под на- званием «Законы и свободы» Этот свод послужил образ- цом для составителей законов в других колониях. Историки склонны считать его первым современным кодексом всего за- падного мира. Принцип ограничения произвола законодателей или чиновников путем гарантированного обеспечения прав и граждан стал концептуально ясным в конституционной теории конца XVIII в. К этому же времени в самом Массачу- сетсе появляется Конституция (1780 г.), в которой со всей оп- ределенностью провозглашается один из принципов организа- ции правового государства — «правление законов, а не людей» (в ее составлении принял участие Дж. Вторая половина XVIII в. отмечена обострением на почве налогообложения конфликтов метрополии и колоний, пере- именовавших себя в штаты. После окончания Семилетней вой- ны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению се- вероамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характе- ра. Наиболее очевидным было возражение со ссылкой на опыт британской конституционной практики, в соответствии с кото- рой введение налогов недопустимо без согласия представителей налогоплательщиков в парламенте. Некоторые публицисты ис- пользовали в обоснование прав и свобод американцев естест- венно-правовые идеи С. Пуфендорфа и Дж. Локка. Первым, кто выдвинул аргумент о том, что жители колоний как свобод- ные подданные короны наделены всеми «врожденными правами и свободами англичан» и потому вправе иметь своих представи- телей в законодательных собраниях (к таковым он относил ко- 1. Общая 477 лониальные ассамблеи), стал Джон (позднее эти идеи наиболее успешно развил Т. Джефферсон). Своеобразную по- зицию занял Б. Франклин, который с 1766 г. развивал концеп- цию гомруля (самоуправления) и доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и Конституцией Англии. По этой логике колонисты уже не мог- ли считаться британскими подданными в силу самого факта переселения в Новый Свет и потому не должны подчиняться решениям британского парламента. аргументация, т. е. апелляция к «ес- тественным и неотчуждаемым правам человека» вне зависимо- сти от его государственной принадлежности, усилилась в Аме- рике с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В политических памфлетах Дж. Адамса, Т. Джефферсона и А. Гамильтона политические требо- вания поселенцев-колонистов получили главным образом есте- ственно-правовое обоснование. Незадолго до торжественного объявления Декларации независимости США (4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждаемых и естественных правах получила при- знание не только в публицистике, но также и в политических и конституционных документах. В Декларации прав Виргинии от 12 июня 1776 г., написанной Джорджем Мейсоном и отре- дактированной Дж. Мэдисоном, впервые было официально за- креплено, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, от которых они не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство, а именно — правами на жизнь и свободу, а также на стремление к достижению счастья и безо- пасности (ст. 1). Далее говорилось том, что народ имеет пра- во сменять такое правительство, которое не отвечает своему назначению — обеспечивать достижение всеобщего блага и безопасности. Декларация независимости, написанная Т. Джефферсоном при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая едино- гласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргумента- цию естественных и неотчуждаемых прав человека. Она начи- налась обоснованием причин и правовых оснований для обо- собления колоний и смены формы правительственной власти. «Когда по ходу человеческих событий одному народу становит- ся необходимым политические узы, связывающие его с другим народом, и занять среди держав мира обособлен- 478 Глава Соединенные Штаты Америки в вв. ное и равное положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то общепринятое уважение к мнению человечества требует изложения причин, побуждаю- щих его к отделению». Далее шло перечисление «неотчуждае- мых прав», в котором «собственность» из локковской триады естественных прав — «жизнь, свобода, собственность» — заме- нена на «право стать счастливым». Это, с одной стороны, соот- ветствовало аристотелевскому пониманию одной из важнейших целей объединения и общения людей в государстве и вместе с тем было в духе просветительского понимания значения свобо- ды для самосовершенствования человека и полного развития его способностей. Известно также, что Т. Джефферсон не товал своему другу генералу М. Ж. Лафайету включать право собственности во французскую Декларацию прав человека и гражданина г. В редакции Т. Джефферсона обоснование неотчуждаемых прав было дано в следующем виде (в скобках изложены места, снятые при внесении правки Б. Франклином и Дж. Адамсом): «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляе- мых; если какая-либо форма правления разрушает эти принци- пы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразд- нить ее и установить новую правительственную власть, закла- дывающую в свое' основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, ка- жутся более всего подходящими для обеспечения его безопас- ности и счастья». Далее говорилось о том, что благоразумие подсказывает не менять существующих форм правления «вследствие маловажных и преходящих причин». Кроме того, опыт прошлого также свидетельствует о том, что «люди скорее претерпят зло, пока оно терпимо, нежели станут исправляться при помощи отмены привычных для себя форм». Однако по- требность в смене правительственной власти становится необ- ходимой и неотложной с того момента, когда власть обнаружи- вает намерение подчинить народ своему произвольному или абсолютному деспотизму. «Но когда длинный ряд злоупотреб- лений и узурпации (начатых в известный период), неизменно Общая характеристика 479 преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение под- чинить народ абсолютному деспотизму, народ вправе, это его обязанность, свергнуть такую правительственную власть и во имя будущей безопасности обеспечить себя новыми стражами». На основе такого толкования идей естественно-правовой теории был сформулирован и провозглашен конституционный принцип народного суверенитета и права народа на политиче- ское самоопределение и независимое существование. Другим важным итогом теоретических новаций середины 70-х гг. стало уточнение и перетолкование принципа разделе- ния властей. В г. Джон в памфлете «Мысли о пра- вительственной власти» наряду с аргументацией в пользу дос- тоинств двухпалатной легислатуры выдвинул ряд предложений в пользу дополнения идеи обособления властей идеей системы и противовесов, согласно которой во имя достижения равновесия между соперничающими или конфликтующими властями желательно не только обособление, но также и час- тичное совмещение тех или иных полномочий, подлежащих и обособлению, и уравновешиванию. Так, например, если ис- полнительная власть будет полностью отстранена от осуществ- ления законодательной функции, то, по вполне реалистичному и точному суждению Адамса, возникнет противостояние с ле- гислатурой и распри не закончатся только соперничеством, по- скольку вся власть, законодательная и исполнительная, может быть узурпирована сильнейшим в конфликте. Судебная власть в этом случае не сможет выполнять роль посредника и тем бо- лее поддерживать результативное равновесие между соперни- чающими властями и неизбежно будет стеснена одной из этих властей. Период борьбы за независимость (1775—1783) ознаменовал- ся созданием Конфедерации штатов, однако с окончанием вой- ны возникла потребность укрепить союз штатов и создать более эффективное федеральное правительство. Для реализации этой новой задачи в мае 1787 г. был создан Конституционный кон- вент. Он выработал проект федеральной Конституции, которая закрепила республиканский строй, ликвидировала все сослов- ные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, вклю- чила в себя систему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих властей — законодательной, исполнитель- ной и судебной. После того как Верховный суд закрепил за со- бой в 1803 г. право конституционного надзора, все основные 480 Глава Соединенные Штаты Америки в вв. стадии американской революции (война за независимость, вы- работка исходных начал нового государственного устройства и претворение их в жизнь) получили свое логическое завершение. Следующие важные новации в политической жизни связаны с идейно-политической борьбой периода гражданской войны гг., а также с общим ходом социальной эволюции от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постинду- стриальному обществу. XIX век насыщен особенно крупными политическими кон- фликтами и переменами в жизни американской нации — угро- за развала федерального союза на восьмом десятке независи- мого отмена рабства, неравномерное и кон- фликтное развитие аграрного и индустриального секторов экономики, имперские амбиции и политика аннексий. Пере- мены и новации в области политической и правовой мысли были менее значительными. Общее направление перемен в этой области можно сформулировать как переход от идей лок- ковского индивидуализма и пуританского республиканизма к либеральному прагматизму в области юриспруденции и поли- тической науки. 2. Франклин Бенджамин Франклин стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Раз- носторонняя деятельность американского просветителя во мно- гом напоминала жизненный путь нашего соотечественника М. В. Ломоносова. Республиканские симпатии ученого-энцик- лопедиста сблизили его со сторонниками независимости коло- ний. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британ- ской империи как единого политического образования и разви- вает идею гомруля, т. е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций. Зачатки та- кого плана возникли у Франклина еще в 1754 г., когда он вы- ступил с идеей военно-политического союза колоний в целях противодействия французским войскам и поддерживающим их индейским племенам. Но этому плану помешали разобщен- ность колоний и то обстоятельство, что каждая из них была сильнее привязана к Англии и непосредственной воле короны, нежели друг к другу. |