Главная страница

История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


Скачать 5.72 Mb.
НазваниеВ. С. Нерсесянца
АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
Дата14.03.2017
Размер5.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
ТипУчебник
#3766
КатегорияЮриспруденция. Право
страница1 из 87
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87

История политических и правовых учений
Учебник для вузов
Под общей редакцией академика РАН,
доктора юридических наук, профессора
В. С. Нерсесянца
Рекомендовано
Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
и направлению «Юриспруденция»
4-е издание,
переработанное и дополненное
Издательство НОРМА
Москва, 2004

УДК 340.12(075.8)
ББК 66.1я73
И90
Авторский коллектив:
Графский В. Г., доктор юридических наук, профессор —
гл. 13 (§ 13), 15, 17 (§ 4 - 5 , 7-10, 13-14), 18 (§ 6 - 7 , 11-12),
19 ( § 4 - 9 , 11), 20 (§2, 4, 6);
Золотухина Н. М., доктор юридических наук, профессор —
гл. 10, 14, 17 (§ 1-3);
Мамут Л. С, доктор юридических наук — гл. 7, 9 (§ 1—7),
12, 13 (§ 1-2, 4 - 6 , 9-12), 16 (§ 1-4), 18 (§ 1-5, 8-10), 19
(§ 10), 20 (§ 1);
Нерсесянц В. С, академик РАН, доктор юридических на- ук, профессор — предисловие, гл. 1—6, 9 (§ 8), 11, 13 (§ 3, 7—
8), 16 (§ 5), 17 (§ 6, 11-12), 18 (§ 13), 19 (§ 1-3, 12-15), 20
(§ 3, 5, 7—8), заключение;
Сюкияйнен Л. Р., доктор юридических наук, профессор —
гл. 8.
История политических и правовых учений: Учебник для
И90 вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф.
В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма,
2004. - 944 с.
ISBN 5-89123-748-2
Учебник подготовлен учеными Института государства и пра- ва РАН, известными специалистами по данной дисциплине.
В нем освещается всемирная история политической и правовой мысли от ее истоков до современности, изложены все основные политико-правовые учения Древнего мира, Средних веков, Но- вого и Новейшего времени. Большое место уделено формирова- нию и развитию политико-правовой мысли в России.
В настоящем издании материал значительно переработан,
обновлен и дополнен.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических,
политологических, исторических, философских и других гума- нитарных вузов и факультетов, а также широкого круга читате- лей, интересующихся политико-правовой проблематикой.
© Коллектив авторов, 2003
ISBN 5-89123-748-2 © ООО «Издательство НОРМА», 2003

Содержание
Предисловие IX
Глава 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений 1 1. Предмет истории политических и правовых учений 1 2. Методология истории политических и правовых учений 7
Глава 2. У истоков политико-правовой мысли
1. Мифологические воззрения о власти и законе ...17 2. Процесс рационализации политико-правовых воззрений
22
Глава 3. Политико-правовая мысль в Древней Индии 25 1. Брахманизм 25 2. Буддизм 27 3. Политико-правовые идеи «Артхашастры» 29
Глава 4. Политико-правовая мысль в Древнем Китае 30 1. Лао-цзы 30 2. Конфуций 31 3. Мо-цзы 34 4. Легисты
35
Глава 5. Политические и правовые учения в Древней Греции 39 1. Общая характеристика 39 2. Зарождение древнегреческих политико-правовых воззрений 41 3. Пифагор и пифагорейцы 44 4. Гераклит 46 5. Демокрит 48 6. Софисты 50 7. Сократ 54 8. Платон 56

IV
Содержание
9. Аристотель 64 10. Эпикур 70 11. Древнегреческие стоики 71 12. Полибий 73
Глава 6. Политические и правовые учения в Древнем Риме 77 1. Общая характеристика 77 2. Цицерон 80 3. Римские стоики 92 4. Римские юристы 96 5. Раннее христианство 107 6. Августин 109
Глава 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века 117 1. Общая характеристика
2. Фома Аквинский 120 3. Средневековые ереси 125 4. Марсилий Падуанский 128 5. Средневековые юристы 130
Глава 8. Политическая и правовая мысль
Арабского Востока
1. Формирование и развитие мусульманско-правовой мысли 134 2. Проблемы государства и политики 146 3. Политико-правовое учение Ибн Халдуна 155 4. Исторические судьбы мусульманской политико-правовой мысли 158
Глава 9. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 167 1. Общая характеристика 167 2. Макиавелли 170 3. Политические и правовые идеи Реформации ....176 4.
5. Политико-правовые идеи европейского социализма вв 190 6. Суарес- 195 7.
8. Бэкон 201

Содержание
V
Глава 10. Развитие русской политико-правовой мысли в вв 209
1. «Слово о Законе и Благодати» Илариона 209 2. «Повесть временных лет» Нестора 213 3. Владимир Мономах 216 4. Даниил Заточник 219 5. Нил Сорский 224 6. Максим Грек 227 7. Зиновий Отенский 234 8. Развитие политико-правовых идей нестяжательской ориентации 241 9. Иосиф Волоцкий 244 10. Концепция Филофея «Москва — третий Рим» 247 11. Федор Карпов 251 12. И. С. Пересветов 254 13. Иван Грозный 261 14. А. М. Курбский 264 15. Иван Тимофеев 272 16. Симеон Полоцкий 281 17. Юрий Крижанич 284 18. А. Л. Ордин-Нащокин 292
Глава 11. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в 296 1. Общая характеристика 296 2. Гроций 297 3. Спиноза 307
Глава 12. Политические и правовые учения в Англии в XVII в 316 1. Общая характеристика 316 2. Гоббс 324 3.
332
Глава 13. Политические и правовые учения эпохи европейского Просвещения 340 1. Общая характеристика 340 2. Пуфендорф 341 3. Лейбниц 344 4. Томазий
5. Вольф 362

VI Содержание
6. Вольтер 363 7.
367 8. Руссо 376 9. Якобинцы 387 10. Французский социализм 396 11. Смит 403 12. Итальянские просветители 409 13. Европейский консерватизм ....412
Глава 14. Политические и правовые учения в России в XVIII в 428
1. Феофан Прокопович 428 2. И. Т. Посошков 432 3. В. Н. Татищев 444 4. М. М. Щербатов 449 5. С. Е. Десницкий 459 6. Я. П. Козельский 463 7. А. Н. Радищев 465
Глава 15. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII-XX вв 473 1. Общая характеристика 473 2. Франклин 480 3. Пейн 483 4. Джефферсон 486 5. Гамильтон 488 6.
490 7. Мэдисон 492 8. Маршалл 496 9. Калхун 497 10. Вильсон 500 11. Холмс 502
Глава 16. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII — начале XIX в 505 1. Общая характеристика 505 2. Кант 506 3. Фихте 515 4. Историческая школа права 518 5. Гегель 522

VII
Глава 17. Политические и правовые учения в России в XIX в 538 1. М. М. Сперанский 538 2. Н. М. Карамзин 545 3. Декабристы 552 4. П. Я. Чаадаев 566 5. Славянофилы и западники 570 6. К. А. Неволин 579 7. Русский утопический социализм 589 8. Русский анархизм 595 9. Народники 602 10. Консерваторы 606 11. Б. Н.Чичерин 613 12. В. С. Соловьев 625 13. С. А. Муромцев 637 14. М. М. Ковалевский 639
Глава 18. Политические и правовые учения в Западной Европе в XIX в 642 1. Общая характеристика 642 2. Английский либерализм 645 3. Французский либерализм 656 4. Немецкий либерализм 662 5. Утопический социализм 669 6. Конт 678 7. Анархизм 684 8. Марксизм 689 9. Иеринг 703 10. Гумплович 708 11. Остин
12. Спенсер 716 13. Ницше
723
Глава 19. Основные течения зарубежной политико-правовой мысли в XX в 733 1. Общая характеристика 733 2. Юридическое неокантианство 734 3. Юридическое неогегельянство 739 4. Интегративная юриспруденция 742 5. Прагматический юридический реализм 745

Содержание
6. Юридический солидаризм 750 7. Юридический
754 8. Социологическая юриспруденция 756 9. Теории элит, бюрократии и технократии 762 10. Политико-правовая идеология национал-социализма 775 11. Концепции неоконсерватизма 787 12. Концепции возрожденного естественного права 794 13. Неопозитивистская аналитическая юриспруденция 800 14. Юридический экзистенциализм
15. Онтологическое учение о праве 815
Глава 20. Основные направления развития политико-правовой мысли в России в XX в 819 1. Политико-правовая идеология большевизма ...819 2. Русская юридическая мысль начала XX в 835 3. П. И. Новгородцев 842 4. Л. И. Петражицкий 848 5. Н. А. Бердяев 854 6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья 865 7. Советская юриспруденция:
основные политико-правовые концепции 892 8. Постсоветская юриспруденция: основные концепции и направления развития 907
Заключение. Продолжение всемирной истории:
новые ориентиры прогресса равенства,
свободы и справедливости 913
Указатель имен 926

Предисловие
В данном учебнике освещаются основные концепции все- мирной истории политико-правовой мысли.
Всемирная история политических и правовых учений — од- на из важных составных частей духовной культуры человечест- ва. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления,
вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы,
права, законодательства, политики, государства. Этот познава- тельный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают замет- ное влияние на современные политические и правовые воззре- ния и ориентации, на теорию и практику наших дней.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучше- му будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, прин- ципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естест- венная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеют отражен- ный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политиче- ской и правовой мысли и культуры человечества, процесс фор- мирования и утверждения общечеловеческих политико-право- вых ценностей.
История политической и правовой мысли позволяет понять,
как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы госу- дарства и права, углубления представлений о свободе, справед- ливости и праве, законе и законности, о надлежащем общест- венном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т. д.

X Предисловие
По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объ- ем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это по- знавательное, просветительское, ценностное, воспитательное,
духовно дисциплинирующее и общекультурное значение исто- рии в полной мере относится и к истории политических и пра- вовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.
Задача данного учебного курса и состоит в освещении ос- новных положений всемирной истории политических и право- вых учений.

Глава 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
1. Предмет истории политических и правовых учений
Право, государство, законодательство, политика являются объектами исследования различных гуманитарных наук (юрис- пруденции, философии,
и т. д.). Причем каждая наука, в том числе и юридическая наука
(с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отлича- ется своим специфическим подходом к этим общим объектам,
имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридиче- ской науки в целом.
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновремен- но исторического и теоретического профилей. Эта ее особен- ность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дис- циплины исследуется и освещается специфический предмет
история возникновения и развития теоретических знаний о го- сударстве, праве, политике и законодательстве, история поли- тических и правовых теорий, история теорий права и государ- ства.
Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и исторически возникающего и разви- вающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положе- ния и конструкции, в которых находит свое концентрирован- ное логико-понятийное выражение исторический процесс уг- лубления познания политических и правовых явлений.

Глава 1. Предмет и методология данной науки
Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т. д. о политиче- ских и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положе- ния могут быть весьма глубокими и интересными.
В общей совокупности политико-правового знания прошло- го и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы зна- ний они по своему гносеологическому уровню и характеру от- личаются от иных форм отражения политической и правовой действительности — таких, как разного рода представления,
чувства, верования, настроения, мнения и т. д.
Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретиче- ского) сознания и познания хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий.
Большой интерес они представляют при исследовании идеоло- гических позиций различных борющихся между собой классов,
социальных групп и партий, мировоззренческих платформ,
программ, требований, задач, целей и установок соответствую- щих социально-политических (массовых и групповых) движе- ний и направлений в жизни государственно-организованного общества.
Соединение в рамках единой юридической дисциплины по- литических и правовых учений обусловлено в конечном счете правовой (юридической) трактовкой политики, той внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответст- вующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специ- фических предметно-методологических позиций юридической науки в целом как единой науки о праве и государстве. Именно под этим углом зрения и следует понимать сочетание полити- ческих и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки.
Этот взгляд на политику с точки зрения юридической нау- ки, юридический подход к истории политической мысли весь- ма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии
(или политической науки), если таковая понимается и тракту- ется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по

1.
истории политических и правовых учений 3
своему дисципилинарному статусу) наука, история предшест- вующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться)
иначе, чем в нашей науке, а именно главным образом и по су- ществу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе,
своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. Исто- рия такой политологически ориентированной мысли будет оп- ределенной политологической ретроспекцией (историей поли- тологии, историей политологических учений), за рамками предмета которой останется не только история правовых уче- ний, но и вообще правовое понимание (и понятие) государства и политики в целом.
Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и полито- логия изучают различные аспекты политических явлений.
Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказы- вается на истории и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явле- ния в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом и государством, в правовой форме их выражения, их существо- вания в рамках определенного государственно установленного правопорядка.
Объемы понятий «политическое» и «государственное» не совпадают. Представление об их соотношении различно в раз- ные эпохи, у разных авторов и т. д. Так, древнегреческие авто- ры, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, еще вообще не знали термина stato («го- сударство»), который вошел в научный оборот во времена Ма- киавелли. Для них в целом характерна тенденция трактовать политическое как феномен лишь эллинского устройства совме- стной жизни в виде правовой формы организации общей (пуб- личной) власти свободных граждан.
В противоположность политике деспотия (т. е. деспотиче- ская форма правления) — это не доросшее до высот политики
«варварское» правление с бесправием и рабством подданных.
Аристотелевская характеристика человека как политического существа как раз и означает, что только в своей развитости (ум- ственной и нравственной) люди, будучи свободными, могут ор- ганизовать свою совместную жизнь на политических началах
(как в эллинским полисе), т. е. на основе права и общего для всех закона.

Глава Предмет и методология данной науки
Такая правовая (и вместе с тем государственно-правовая)
трактовка политических явлений и политической жизни была развита дальше — с позиций различения частного и публичного права — в древнеримской политико-правовой мысли. Показа- тельна в этом плане юридизированная характеристика Цицеро- ном республики как дела народа, как правовой формы общно- сти и жизни народа, как «общего правопорядка».
В Новое время существенно изменяется трактовка понятия
«политика». Поучительно в этой связи сравнение позиций Ари- стотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политической науки, соответственно античности и Нового вре- мени. Освобождение политики от морали (а во многом — и от права) и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как прежде всего борьбы за власть и на по- нимание государства как суверенной организации власти, учре- ждение или овладение которой — главная цель всей политики и политической борьбы. Также и для многих последующих мыслителей (вплоть до современности) характерно представле- ние о более широком объеме «политического» по сравнению с
«государственным». При этом «политическое» понимается и трактуется вне его правовых (и государственно-правовых)
форм, определений и рамок.
Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напро- тив, можно сказать, что политические учения прошлого пред- ставлены в предмете данной дисциплины не как история госу- дарствоведения, а в виде соответствующих теоретических ис- следований проблем государства как особого политико- правового явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимо- связи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями раз- личных школ и направлений в реальной истории политических учений.
Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее от- раслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих

1.
истории и правовых учений 5
специфических явлений общественной жизни. Такая проблема- тика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории пра- вовой мысли нередко ставились и анализировались и на право- вом материале отраслевого характера. Именно в своем правовом значении проблемы отраслевого профиля о процессуально-правовых формах и процедурах, преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права,
формах организации, роли и полномочиях суда, формах и на- правлениях административной деятельности и т. д.) приобрета- ют существенное значение для характеристики правового и по- литического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.
История политических и правовых учений — дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в ис- торию политических и правовых учений внесли также предста- вители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы.
Целый ряд известных представителей философской мысли (на- пример, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ,
Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Ак- винский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Ге- гель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающими- ся фигурами также и в истории политических и правовых уче- ний.
Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологиче- ских принципов и приемов исследования испытали и те мыс- лители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а или социально-полити- ческого профиля (например, древнегреческие софисты,
китайские легисты, римские юристы, Марсилий Падуанский,
средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Бо- ден, Г. Гроций,
Л.
Ж. Ж. Руссо, Т. Джеффер- сон, Т. Пейн, С. Е. Десницкий, Б. Констан, И. Бентам,
Л. Штейн, Р. Иеринг, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий,
П. И. Новгородцев и др.).
В должной мере учитывая роль философии в развитии поли- тической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду тео-

Глава 1.
и методология данной науки ретическое своеобразие политической и правовой мысли, обу- словленное в конечном счете спецификой политических и пра- вовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного познания. Предметное своеобразие различ- ных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Пла- тона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории по- литических и правовых учений как юридической дисциплины освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте спе- цифического понятийно-правового аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно юридический смысл рассматриваемых концепций.
Особо следует отметить своеобразие предмета истории по- литических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория госу- дарства и права, философия права, социология права и т. д.) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.
В отличие от предметов юридических наук, изучающих исто- рию государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты,
а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории полити- ко-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории госу- дарственно-правовых форм, учреждений, институтов — с дру- гой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико- правовых теорий, как и без соответствующих теоретических по- ложений и концепций невозможно научно осветить историче- ски развивающуюся политико-правовую реальность.
В соотношении с общетеоретическими юридическими нау- ками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему пред- мету ориентированная на изучение истории политико-право- вых теорий, закономерностей исторического процесса возник- новения и развития теоретических знаний о государстве, праве,
политике, законодательстве.
В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке ис- торических и теоретических дисциплин история политических

2.
истории политических и правовых учений 7
и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития со- временного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.
Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри са- мой этой дисциплины, отчетливо отражает то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины —
это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой исто- ричности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.
2. Методология истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений как самостоя- тельная юридическая дисциплина вместе с другими юридиче- скими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук.
И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, ис- пользуется — с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политиче- ских и правовых учений — богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формаль- но-логического, диалектического, системного, сравнительно- исторического исследования.
Тот или иной метод (и совокупность используемых мето- дов) — это, разумеется, не самоцель, а лишь путь познания,
способы и приемы исследования. Научная значимость и позна- вательная ценность применяемого метода определяются в ко- нечном счете его эвристическим потенциалом, его способно- стью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте,
выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более содержательному и более глубокому их пониманию.
Каждое более или менее развитое учение о праве и государ- стве как определенная система теоретических знаний представ- ляет собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответ- ствующего политико-правового учения.
С позиций юриспруденции определяющее (исходное и фи- нальное) значение для характеристики метода, как и предмета,
той или иной политико-правовой концепции (теории) имеет

Глава 1.
и методология данной науки лежащее в ее основе, выявляемое, обосновываемое и раскры- ваемое в ней понятие права и соответствующее правовое пони- мание (понятие, трактовка, оценка и т. д.) государства, полити- ки, законодательства, форм поведения людей, их отношений и т. д. Предмет и метод — это различные (мысленно различен- ные в теоретической абстракции) формы выражения и характе- ристики единой теории, одного и того же теоретического обра- зования, одной и той же системы знаний, представленных в определенном политико-правовом учении.
Взаимодействие и единство предмета и метода
вовой теории, как и любой другой теории, в общем виде состоят в том, что метод есть предмет в его действии (в его формирова- нии, организации и познавательном воздействии), а предмет —
это системно организованное выражение познавательного ито- га, смысла и значения метода.
Метод как совокупность познавательных средств и приемов политико-правового исследования, как путь познания, веду- щий от объекта к предмету, — тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении, обновлении,
а не некий инструмент или феномен, кото- рый магическим образом превращает незнание в знание, обы- денное представление и мнение — в научное (теоретическое)
знание.
Выделение в единой политико-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познаватель- ных свойств, характеристик, смысла и значения теории.
При этом предмет в качестве составного аспекта (компонен- та) политико-правовой теории выражает познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных зна- ний об объекте, а метод в качестве другого аспекта (компонен- та) теории выражает познавательный (объяснительный, доказа- тельный, прогностический и т. д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (преемственность, новизна и т. д.) с прежним знанием и прежним пониманием объекта,
способы, приемы и формы получения, обоснования, организа- ции и функционирования нового знания, смысловое место и значение его различных моментов и их взаимосвязей в структу- ре данной теории, в продолжающемся процессе научного по- знания права, государства, политики и т. д.

2. Методология истории политических и правовых учений 9
В любой последовательной политико-правовой теории ее
предмет (определенное знание об объекте) методологически ос-
мыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объясне-
ния объекта) предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опо- средованно (как составной момент последующей политико- правовой теории).
В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компо- ненты) некоторых глубоких и оригинальных политико-право- вых теорий приобретают в последующем как бы самостоятель- ное (независимое от предмета соответствующих теорий) суще- ствование и универсальное (общенаучное, общетеоретическое)
познавательное значение.
Конечно, всякая новая политико-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и нахо- дится с ними в необходимой преемственной связи. Это прояв- ляется также и в плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных методологически значи- мых средств и приемов исследования в последующем процессе изучения того или иного объекта, форм организации и систе- матизации нового знания об объекте, принципов интерпрета- ции и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной истории политико-правовой мысли. Од- нако при этом следует учитывать, что соответствующие методы
(прошлых и современных) политико-правовых теорий, в том числе и методы, за которыми признается общенаучное значе- ние, — познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т. д.) совершенно различные учения о праве и государстве. То же самое можно сказать о концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов.
Дело в том, что всякое новое политико-правовое учение — это
(в меру своей познавательной новизны) новая теория со своим но-
вым предметом и новым методом. Поэтому в таком новом позна- вательном контексте положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значе-

10 Глава 1. Предмет и методология данной науки ние лишь в качестве соответствующим образом творчески ос- мысленных, преобразованных, освоенных и подчиненных (по логике прогресса познания) моментов новой теории (ее пред- мета и метода). Сохранение чего-то познавательного из других теорий — это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысло- вом контексте новой теории.
Познавательные возможности метода той или иной полити- ко-правовой теории заданы творческим (эвристическим) по- тенциалом лежащего в ее основе понятия права и государства и ограничены его смысловыми рамками, границами его теорети- ческих значений, сферой предмета данной политико-правовой теории. Именно понятие права (и соответствующее понятие го- сударства) определяет юридико-познавательную профилиро- ванность, направленность (интенциональность) и границы со- ответствующего политико-правового познания.
Количественные изменения политико-правового знания
(его умножение, уточнения и конкретизация, увеличение его объема и т. д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права (и соответствующей правовой трак- товки государства, политики и т. д.), которое лежит в основе определенной политико-правовой теории, ее метода и пред- мета.
Качественные изменения политико-правового знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому, с формиро- ванием новой политико-правовой теории с соответствующим новым методом и новым предметом.
Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпири- чески данных объектов политико-правового учения, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С позиций неологии
(учения о новом) можно сказать, что история вой
это история новых понятий права и государства и формирующихся на их основе новых политико-правовых тео- рий.
Прогресс научного знания, внутренне связанный с развити- ем методов познания, — это по сути своей исторический про- цесс. В области политико-правовой мысли такой прогресс в теоретическом знании и вместе с тем в методах познания пред- ставлен в истории политических и правовых учений. Последняя как история теорий является в определенном смысле одновре-

2. Методология истории и правовых и своеобразной историей методов политико-правового познания. Дело обостоит так не только и не столько потому, что в тех или иных политико-правовых теориях прошлого применя- лись соответствующие исследования, которые тем са- мым тоже входят в предметную область истории политических и правовых учений. Это, конечно, важный аспект, который необ- ходимо учитывать при изучении и освещении политико-право- вых учений прошлого. Но для характеристики внутреннего единства и соотношения теоретического и методологического аспектов в истории политических и правовых учений гораздо важнее то принципиальное обстоятельство, что каждая предше- ствующая теория, в том числе и политико-правовая, обладает
(в меру своей фундаментальности, научной значимости и т. д.)
потенциалом и функцией метода для последующих теорий.
Данное обстоятельство проявляется как в моментах преемствен- ности между последующими и предшествующими политико- правовыми учениями, так и особенно отчетливо в случаях, ко- гда речь идет о тех или иных школах и направлениях политико- правовой мысли (например, о пифагорейцах, платониках, пери- патетиках, томизме, кантианстве, гегельянстве и т. д.), продол- жающих и развивающих определенную предшествующую тео- рию.
В обобщенном виде применительно к нашей дисциплине можно выделить следующие основные функции метода: 1) ме- тод как способ построения определенной политико-правовой теории (здесь речь идет прежде всего о принципах и внутрен- ней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной систе- мы, взаимосвязях этих компонентов и т. д.); 2) метод как спо- соб интерпретации и оценки предшествующих политико-пра- вовых учений (данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в ис- торически развивающейся политико-правовой мысли) и 3) ме- тод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой тео- рией и освещаемой действительностью (здесь проявляется об- щемировоззренческое содержание метода в плане идейно-тео- ретического выражения и обоснования различных социальных интересов, соотношения теории и практики и т. д.).
Такая классификация функций метода, разумется, во мно- гом условна, как, впрочем, и всякая иная классификация. Но

12 1. Предмет и методология данной науки она позволяет выявить и осветить ряд важных аспектов мировоззренческих, теоретико-познавательных, оценочных и т. д.) методологии отдельных учений прошлого и в целом исто- рии формирования и развития политико-правовой мысли.
Своеобразие предмета истории политических и правовых учений накладывает свой отпечаток на применяемые в данной сфере общефилософские и конкретно-научные методы, по-сво- ему трансформирует и конкретизирует соответствующие прие- мы и средства исследования, определяет их специфические це- ли и задачи с учетом особенностей изучаемых объектов и в це- лом предмета научного познания.
Обусловленная этим специфика приемов и средств исследо- вания весьма отчетливо проявляется (и на уровне отдельных теорий прошлого, и в плане истории политических и правовых учений в целом) везде там, где дело касается таких существен- ных для данной научной дисциплины проблем, как своеобра- зие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико-пра- вовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов пре- емственности и новизны, процессов взаимодействия историче- ского и теоретического начал в истории политических и право- вых теорий и т. д.
Заметным выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов ис- следования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда и опреде- ляющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принци- па историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений.
В области истории политико-правовых учений принцип ис-
торизма играет существенную роль в процессе освещения гене- зиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследо- вания места и значения политических и правовых теорий в со- вокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре по- литических и правовых знаний соответствующей эпохи, рас- крытия связей между различными концепциями прошлого и

2. Методология истории и правовых учений 13
современности, уяснения специфической логики в истории по- литических и правовых учений, взаимодействия политико-пра- вовых идей с политической и правовой практикой прошлого и современности и т. д.
Исторический подход выступает при этом в качестве спосо- ба адекватного понимания, интерпретации и оценки политико- правового содержания освещаемых учений в контексте про- шлого и современности. Очевидно, что концепции и конструк- ции того или иного мыслителя прошлого (как взятые в их ис- ходном, «нетронутом» виде и непосредственном отношении к современной ему действительности, так и рассматриваемые в качестве переработанного элемента в политических и правовых учениях более позднего времени) в современных условиях иг- рают вовсе не ту роль и имеют не то значение, которые были для них характерны в той, прошлой их «современности». В но- вой социально-исторической и политико-правовой ситуации, в контексте другой действительности они нередко приобретают иное, новое значение.
Отвергая крайности архаизации или модернизации полити- ко-правовых учений прошлого, исторический подход позволяет выявить в этих учениях как исторически преходящее, так и пребывающее, остающееся в истории, познавательно значимое в контексте современной теории. Так, например, давно отошла в прошлое та конкретная историческая реальность, в условиях которой возникли политические и правовые учения античных мыслителей (Демокрита, софистов, Цицерона, римских юри- стов и т. д.). Многие их суждения, оценки и т. д. непосредст- венно связаны с конкретно-историческими ситуациями эпохи их жизни и деятельности и вместе с породившими их условия- ми отошли в прошлое. Но некоторые их положения (и прежде всего теоретико-концептуальные основы их взглядов и подхо- дов к вопросам государства и права) пережили свое время, ста- ли необходимым звеном в исторической цепи развития и углуб- ления политико-правового знания и являются составным мо- ментом современных теоретических воззрений и построений.
Подобно тому как связь политико-правовых идей и учений с последующей практикой не прямолинейна, не непосредствен- на, а опосредована сложной картиной реальных исторических событий, так и момент их познавательной преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний, при-

14 Глава 1. Предмет и методология данной науки обретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли.
Адекватная трактовка прошлой и современной роли и зна- чения политико-правовых учений требует различения в струк- туре политико-правового знания, представленного в соответст- вующем учении, его конкретно-исторической и теоретической сторон. Конкретно-исторический аспект политико-правового со- держания учения показывает, какие именно исторически опре- деленные и конкретные взгляды на общество, государство, пра- во, политику и т. п. развиты и обоснованы в данном учении,
как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и тенден- ции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи и т. д. Теоретический аспект
ражает философские, общеметодологические, гносеологиче- ские моменты учения, показывает, как и каким образом обос- новывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и кон- струкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и явля- ются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т. п.
Внимание к обеим сторонам (конкретно-исторической и об- щетеоретической) структуры соответствующего политико-пра- вового учения — необходимая база для адекватной и коррект- ной его интерпретации и оценки, выявления логики дальней- шей исторической жизни учения, его взаимоотношений с другими учениями, процессов их интеграции и дифференциа- ции, моментов борьбы, преемственности и новизны в их исто- рическом развитии. Единство и взаимосвязь конкретно-исто- рической и теоретической сторон политико-правового учения не исключают, а, напротив, предполагают их относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические категории,
идеи, формулы и построения того или иного автора прошлого
«высвобождаются» из своего конкретно-исторического контек- ста и входят в теоретико-методологический арсенал развиваю- щегося человеческого познания.
этом увеличении понятий- ного и категориального аппарата, обогащении теоретического словаря арсенала познания политико-пра- вовых явлений ярко выражается сложный процесс борьбы и взаимовлияния идей, наращивания и углубления знания в ис-

2. Методология истории политических и правовых учений тории политико-правовых учений, формирования и обогаще- ния общечеловеческих достижений и ценностей, укрепления связи истории и современности.
В контексте такой прогрессирующей кумуляции знания и развития политико-правовой культуры в сфере мысли и прак- тики шел процесс формирования в истории политических и правовых учений тех сквозных тем и проблем (так называемых вечных проблем), в разработку которых различные мыслители вносили свой вклад, содействуя тем самым их исторической преемственности и обогащению теоретического смысла соот- ветствующих концепций. В числе таких проблем можно назвать соотношение права и политики, личности и государства, ре- формы и революции, власти и насилия, справедливости, равен- ства и права, права и свободы, права и закона и т. д.
С учетом совмещения в истории политических и правовых учений теоретического и исторического направлений исследо- вания освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категори- ального способов и приемов изложения.
Хронологическое освещение при этом ориентировано на ха- рактеристику как «портретов» соответствующих мыслителей- классиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского,
Канта и т. д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и влиятель- ных школ, течений направлений политико-правовой мысли
(например, брахманизма, буддизма, даосизма, древнекитайских легистов, софистов, римских юристов, тираноборцев, истори- ческой школы права, юридического позитивизма и т. д.) в раз- личные исторические периоды — в Древности, Средневековье,
Новое время и Новейшую эпоху. Это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобра- зие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т. д.
Вместе с тем такое хронологически последовательное рас- материала сопровождается теоретическим, проблем-
но-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, исследованием их концептуального содержа- ния, выяснением присущих им моментов преемственности и новизны, их значимости, их вклада в исторически развивающийся процесс политико-правового

16 Глава 1. Предмет и методология данной науки познания, их места и роли в истории политических и правовых учений, аспектов их связи с современностью и т. д.
Сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветить общее и особенное в различных политико-правовых учениях, просле- дить роль традиций и «скачков» в истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политико-правовых учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего (всемир- ной истории политических и правовых учений), особенного
(истории политико-правовой мысли в соответствующих регио- нах и странах в тот или иной период времени) и единичного
(концепции определенного мыслителя и т. д.).
Значительную роль при этом играют приемы и средства ис-
торико-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ
(в синхронном и диахронном плане) различных концепций,
конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем содействует выявлению более точных кри- териев классификации и типологизации политико-правовых учений и, следовательно, более верной оценке их содержания.
Причем если для уяснения логики и закономерностей раз- вития всемирной истории политико-правовой мысли необходи- мо предварительно располагать достоверной синтетической картиной истории политико-правовых учений в целом, состав- ными частями которой являются региональные истории и от-
дельные учения, то, в свою очередь, адекватная характеристика и оценка места и значимости этих составных частей возможна лишь в контексте целого, в рамках всемирной истории полити- ческих и правовых учений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87


написать администратору сайта