Главная страница
Навигация по странице:

  • связи искусственного с естест- венным

  • искусство управления государством

  • 6. Софисты Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсу- ждения связано с именами софистов

  • Писаный закон

  • Антифонт.

  • «законы полиса» и «законы природы»

  • 7. Сократ Принципиальным критиком софистов был Сократ

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница5 из 87
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87
    Феогнид
    (вторая половина VI — начало V в. до н. э.). Его эле- гии пронизаны восхвалением благородных по крови, старой знати. Их как «добрых» поэт противопоставлял всем осталь- ным — ненавистным ему «худым». Благородство, по Феогниду,
    обусловлено (у людей и у животных) именно происхождением.
    Государство, где от правления аристократы и к власти пришел демос, Феогнид сравнивал с неуправляемым ко- раблем. Он готов «испить черной крови» «худых», лишь бы вновь установилась столь желанная ему былая власть «благо- родных».
    5. Демокрит
    Развитию политико-правовой мысли в V в. до н. э. значи- тельно содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.
    У Демокрита (ок. 460—370 до н. э.) встречается одна из пер- вых попыток рассмотреть возникновение и становление чело- века, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди по- степенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
    Таким образом, человеческое общество появляется лишь по- сле долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, по- лис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.

    5. Демокрит 49
    Правильно понятый характер связи искусственного с естест-
    венным является, согласно Демокриту, критерием справедливо- сти в этике, политике, праве. В этом смысле он считает неспра- ведливым все то, что противоречит природе.
    В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. «Ибо хорошо управляемое государство, — подчер- кивал он, — есть величайший оплот: в нем все заключается и,
    когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
    Для сохранения государственного единства Демокрит требу- ет единения граждан, их взаимного сочувствия, взаимопомощи,
    взаимозащиты и братства. Гражданская война расценивается им как бедствие для обеих враждующих сторон.
    Этим положениям о единении граждан и социально-поли- тическом мире в полисе созвучны восхваление им надлежащей меры в имущественных отношениях, критика излишеств и не- достатков.
    «Бедность в демократии, — говорил Демокрит, — настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».
    Наряду с этим высказыванием в защиту демократии в уче- нии Демокрита имеется немало суждений в пользу аристокра- тии духа. «Глупцам, — утверждал он, — лучше повиноваться,
    чем повелевать. По самой природе управлять свойственно луч- шему. Тяжело находиться в повиновении у худшего. Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходст- ву». Лучшие, по Демокриту, это не старая знать и не богачи, но все те, кто обладает высокими умственными и нравственными качествами.
    Считая искусство управления государством наивысшим из всех искусств, Демокрит утверждал, что дурные граждане не достойны почетных должностей из-за своей небрежности, глу- пости и наглости. Он сетовал на то, что даже хорошие правите- ли «при ныне существующем порядке управления», т. е. при де- мократии, испытывают несправедливости от управляемых из-за ответственности перед ними.
    Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроен- ную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со

    50 Глава 5. Древняя Греция стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, собст- венно, нужны для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны. «Не сле- дует мудрецу повиноваться законам, но (должно) жить свобод- но». Для мудрого человека и хорошей души отечество — весь мир: при всяком государственном строе он будет жить справед- ливо и сохранит «хорошее расположение духа» (эвтюмию), яв- ляющееся целью жизни. Достижение эвтюмии вообще требует,
    по Демокриту, воздерживаться от многоделанья в частной и об- щественной
    6. Софисты
    Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсу- ждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии.
    Наименование «софист» происходит от слова «софос» (муд- рый). Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Постепенно слова «со- фист», «софистика» и т. д. приобрели одиозное звучание в свя- зи с присущим многим софистам стремлением обязательно вы- играть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логи- ческих передержек.
    Но софисты — это не только ловкие и лукавые спорщики.
    Многие из них были выдающимися просветителями своей эпо- хи, глубокими и смелыми новаторами в области философии,
    логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.
    Софисты не составляли какой-то единой школы и развива- ли различные философские, политические и правовые взгляды.
    Уже в древности различали два поколения
    (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и млад- ших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придерживались в целом демократиче- ских воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонни- ками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).
    Славой многознающего софиста, великого спорщика и бле- стящего оратора пользовался Протагор до н.
    Основное положение Протагора, разделявшееся многими софистами, звучит так: «Мера всех вещей — человек, сущест-

    6. Софисты 51
    вующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Из этого положения Протагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя.
    В этой связи показательна его интерпретация мифа о появ- лении человека и возникновении человеческого сообщества.
    По версии Протагора, дары Прометея (умение обращаться с ог- нем, приобщение к знанию и т. д.) и Зевса («стыд и правда»,
    умение жить сообща) достались всем людям. Тем самым Про- тагор в принципе признавал равенство всех людей — по их одинаковой причастности к мудрости, добродетелям и искусст- ву государственной жизни.
    Демократическая идея Протагора и вместе с тем максима его политико-правовой концепции состоят в том, что сущест- вование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедли- вость, рассудительность и благочестие.
    Добродетели, необходимые в делах домашних и государст- венных, можно приобрести старанием и обучением. В этом —
    важный государственный смысл воспитания членов полиса в духе гражданских добродетелей.
    Горгий (ок. 483—375 до н. э.) был наряду с Протагором од- ним из наиболее знаменитых софистов.
    Высоко оценивая достижения человеческой культуры, Гор- гий относит к их числу и «писаные законы, этих стражей спра- ведливости». Писаный закон — искусное человеческое изобре- тение, т. е. нечто искусственное. От «писаного закона» Горгий отличал неписаную «справедливость», которая характеризуется им как «сущность дел», «божественный и всеобщий закон». Это не означает, однако, наличия между ними резкого расхождения и противоположности. Будучи приверженцем писаных законов,
    Горгий вместе с тем саму справедливость ставит по ценности выше
    • •
    Высоко оценивал Горгий благо мира, который, по его выра- жению, является «другом всего прекрасного и хорошего».
    В своей «Олимпийской речи», произнесенной в Олимпии при- мерно в 408 г. до н. э., когда шла внутригреческая Пелопоннес- ская война, Горгий призвал всех эллинов к единению и миру.
    Советуя грекам прекратить свою внутреннюю вражду, он убеж- дал их сражаться не между собой, а совместно против «варва- ров».

    52 Глава 5. Древняя Греция
    Гиппий из Элиды (460—400 до н. э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил
    природу (фюсис) и полисный закон
    Природа (природа вещей) предстает в трактовке Гиппия в качестве того истинно- го, естественного права, которое противостоит ошибочному,
    искусственному, полисному закону. Обращаясь к своим собе- седникам-эллинам, гражданам различных полисов, Гиппий го- ворит: «Люди, собравшиеся здесь! Я считаю, что вы все тут род- ственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, за- кон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что про- тивно природе».
    Естественно-правовые представления развивал (около 400 г.
    до н. э.) и софист Антифонт. Обосновывая положение о равен-
    стве всех людей по природе, он ссылается на то, что у всех лю- дей — эллинов и варваров, благородных и простых — одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей происте- кает из человеческих законов, а не из природы. «По приро- де, — говорит Антифонт, — мы все во всех отношениях равны,
    притом (одинаково) и варвары, и эллины. Здесь уместно обра- тить внимание на то, что у всех людей нужды от природы оди- наковы».
    Различая «законы полиса» и «законы природы» (естественное право), Антифонт отдает явное предпочтение вторым. Он отме- чал, что «многие (предписания, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе (человека)». Даже полезные ус- тановления закона — суть оковы для человеческой природы,
    веления же природы приносят человеку свободу.
    Воспитание людей в духе требований природы Антифонт расценивал в качестве необходимого условия достижения един- ства граждан в вопросе о государственных порядках и законах.
    Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаме- нитых софистов младшего поколения.
    Политика, по Фрасимаху, — область проявления человече- ских сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования.
    Реальный критерий практической политики и принцип вла- ствования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. Ему принад- лежат также слова: «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему».

    6. Софисты 53
    В каждом государстве, пояснял Фрасимах свою мысль,
    власть устанавливает законы в свою демократия — де- мократические законы, тирания — тиранические и т. д. Устано- вив подобные законы, власти объявляют их справедливыми.
    Обладание властью дает большие преимущества. Несправедли- вость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости.
    Высмеивая наивный, с его точки зрения, подход Сократа к практической политике с нравственными мерками, Фрасимах говорил: «Справедливость и справедливое — в сущности это чу- жое благо, это нечто, устраивающее сильнейшего, правителя, а для подневольного исполнителя это чистый вред, тогда как не- справедливость — наоборот: она правит, честно говоря, просто- ватыми, а потому и справедливыми людьми».
    Позиция Фрасимаха, как это видно из приведенных поло- жений, по существу своему направлена не на оправдание ка- кой-то одной определенной формы власти (например, правле- ния знати) или критику другой (скажем, демократии): ведь во всех формах государства, по его представлениям, дело обстоит одинаково и понятие «сильнейшие» одинаково характеризует правителей всех форм.
    Фрасимах, таким образом, отметил роль насилия в деятель- ности государства, авторитарный характер политики и закона и, кроме того, высказал ту мысль, что и в области нравственно- сти господствуют представления тех, в чьих руках находятся си- ла и государственная власть.
    Нравственные основы политики отвергал и софист Пол
    ригентский, ученик Горгия. Его интересовали прежде всего опыт практической политики, эмпирическая реальность госу- дарственной жизни.
    в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше, говорил Пол, самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать несправедливость от других. Лучше быть тираном,
    чем его жертвой. И с этих позиций он в принципе оправдывал произвол тирана — «свободу делать в городе, что сочтешь нуж- ным, — убивать, отправлять в изгнание одним словом, по- ступать, как тебе вздумается».
    Сторонником аристократического правления был, согласно сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софист
    Он резко противопоставлял естественное право по- лисным законам и общепринятым обычаям. «По-моему, — го-

    54 Глава 5. Древняя Греция ворил он, — законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавлива- ют они законы, расточая и похвалы, и порицания».
    По природе же, утверждал справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду
    (среди животных, людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, таков: сильный пове- левает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критиковал де- мократические законы и обычаи и лежащий в их основе прин- цип равноправия граждан.
    Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе.
    Также и закон в его трактовке оказывается простым договором,
    «просто гарантиею личных прав». «Личные права» человека Ли- кофрон считал тем естественным правом, для гарантирования которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о создании государственной общности. В основе этой концепции лежит представление о естественном равенстве людей (и равенстве их «личных прав»). Отрицая неравенство людей по природе, Ликофрон расценивал благородство проис- хождения как «пустой звук».
    Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (пер- вая половина IV в. до н. э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов. Ему приписываются следующие знаменательные слова: «Божество создало всех сво- бодными, а природа никого не сотворила рабом».
    7. Сократ
    Принципиальным критиком софистов был Сократ
    до н. э.) — одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Уже при жизни он был при- знан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по- своему развил начатое ими просветительское дело.
    Отвергая нравственный и гносеологический релятивизм и субъективизм ряда софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занимался поисками рациональ- ного, логически-понятийного обоснования объективного ха- рактера этических оценок, нравственной природы государства

    7. Сократ 55
    и права. Обсуждение морально-политической проблематики
    Сократ поднял на уровень понятий и дефиниций. Тем самым за- кладывались начала собственно теоретического исследования в названной области.
    Как и софисты, Сократ различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное пра- во, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим по- нятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулиро- вать именно эту разумную природу нравственных, политиче- ских и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного.
    Сократ был принципиальным сторонником законности. По- ложение Сократа о совпадении законного и справедливого и восхваление законности имели в виду скорее разумное, жела- тельное состояние дел, нежели реально существовавшее. Пра- вильные представления о законном и справедливом, добродете- лях и благе можно составить лишь на основе знаний, а подлин- ное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Различные взгляды на нравственность, право и политику, а также государ- ственно-правовую практику (и не только демократическую, но также олигархическую, тираническую, аристократическую) Со- крат критикует как ошибочные отступления от истинных (т. е.
    своих теоретико-понятийных) представлений.
    Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практически существовавшим в его времена политиче- ским порядкам. Это, однако, не означает, что у Сократа не было определенных социально-политических симпатий или антипа- тий. Так, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические
    Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и
    Мегары. Отрицательно Сократ относился к «крайней» демокра- тии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей
    Элладе. Если, говорил Сократ, невозможно исполнять «уста- новления предков», то по крайней мере следует подражать «тем,
    которые в настоящее время считаются первыми», т. е. Спарте.
    Основные отступления сложившихся в Афинах общественно- политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демо- кратического правления.
    3 История и
    учений

    56 Глава 5. Древняя Греция
    Править должны знающие — таково, по существу, требова- ние, которое по смыслу сократовского учения относится ко всем политическим формам: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможа- ми, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править».
    Подобный политический идеал правления знающих крити- чески расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал
    Сократ тиранию.
    В плане практической политики сократовский идеал озна- чал правление знающих, т. е. обоснование принципа компе- тентного правления, а в плане теоретическом — попытку вы- явить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущ- ность государства.
    Последовательно придерживаясь своих представлений о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ не- однократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати тиранов), которые, естественно, стреми- лись пресечь его влиятельную оппозицию и довольно популяр- ную критику. Но ему все же пришлось испить свою чашу яда.
    В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся к власти демо- кратии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвине- ние в безбожии, нарушении отечественных законов и развра- щении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остался ве- рен своим принципам — не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость — и отказался от под- готовленного его друзьями побега из тюрьмы.
    Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю фило- софской и политической мысли.
    Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая фило-'
    софия Платона и политическая наука Аристотеля.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87


    написать администратору сайта