Главная страница
Навигация по странице:

  • «общего согла- сия» и «общего блага».

  • истинного государственного деятеля и идеаль- ного гражданина. В

  • правовой теории Цицерона. В

  • естественного права

  • справедливости

  • право народов

  • 3. Римские стоики

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница8 из 87
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   87
    сенат-
    ской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
    Смысл «срединного» характера политической позиции Ци- церона состоял в том, что он, отстаивая республиканские тра- диции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная» по-

    86 Глава 6. Древний Рим зиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании
    Цицерона между «оптиматами» и «популярами» — привержен- цами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут быть соединены и учтены в рамках «общего согла-
    сия» и «общего блага». Себя Цицерон, после избрания его на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии)
    как истинного защитника народа, как консула-популяра.
    С этой позиции «истинного популяра» и борца за «всеобщее согласие» и благо государства он атаковал своих политических противников, в частности таких лжепопуляров, по его оценке,
    как Рулл,
    Клодий. За его ведущую роль по подавле- нию «заговора Катилины» Цицерон получил от народного со- брания благодарность и почетный титул «отец отечества». Это было в 63 г. до н. э., а в 58 г. до н. э. при трибунате
    Ци- церон был вынужден покинуть Рим, куда он снова возвратился лишь через 17 месяцев, когда Клодий потерял свое влияние.
    В конце 50-х гг. до н. э. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры. В 40-х гг. до н. э. установление режима личной вла- сти Цезаря он расценил как «ночь республики», «утрату свобо- ды в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44 до н. э.) он встретил с радостью. Хотя Цицерон и не был в числе заговор- щиков, однако последние считали его своим идеологом и после убийства Цезаря в сенате выкрикивали «Цицерон!» в знак вос- становления свободы.
    Конец жизни и деятельности Цицерона (44—43 до н. э.)
    прошел в борьбе против новой опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени
    «всей Италии» и всех сторонников республики, играл, по сло- вам Аппиана, роль «единовластного демагога». После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.
    С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все же признать, что в своей деятельности Ци- церон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он разви-

    Цицерон 87
    вал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д.
    При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.
    Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким лю- дям рабское состояние полезно и это делается им на пользу,
    когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей от- нимут возможность совершать беззакония, то угнетенные ока- жутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи уг- нетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой,
    которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различ- ных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Ци- церон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полага- ется.
    Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отлича- ется от распространенных в то время представлений о рабе как
    «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу»,
    что между людьми никакого различия нет, что человек — «гра- жданин всего мира, как бы единого града» и т. д.
    Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвале- нию добродетелей истинного государственного деятеля и идеаль-
    ного гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и искусства, тре- бующим не только знаний и добродетелей, но и умения прак- тически их применять в интересах общего блага, Цицерон от- мечал, что «сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы
    «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве и праве как «такие науки,
    которые могут сделать нас полезными государству», усматривая
    4 История и
    учений

    Глава 6. Древний Рим в этом служении государству «самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность».
    Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, дол- жен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государст- ва, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий
    (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от об- щего блага и справедливости) и всячески содействовать проч- ности и долговечности государства как «общего правопорядка».
    Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым,
    справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно,
    кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».
    В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону,
    должен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих ин- тересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела «назна- чено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно,
    испытывая блаженство».
    Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону,
    обусловлены необходимостью следования таким добродетелям,
    как познание истины, справедливость, величие духа и благо- пристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
    Всемерно восхваляя правовую и политическую активность гра- ждан, Цицерон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал также долг гражданина защи- щать отечество в качестве воина.
    Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой теории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость, причем справедливость эта понимает- ся Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойст- во и природы в целом, и человеческой природы. Следователь- но, под «природой» как источником справедливости и права
    (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и

    2. Цицерон 89
    социальный мир, формы человеческого общения и общежития,
    а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и ду- шу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе»
    (в силу ее божественного начала) присущи разум и законооб- разность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий под- чиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и является, по Цицерону, подлинным источником и но- сителем естественного права.
    Различая естественное и позитивное право, Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права: «Ис- тинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, веч- ное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; за- прещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, ко- гда это не нужно, не приказывает честным людям и не запре- щает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что- либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа ос- вободиться от этого закона не можем».
    Этот «истинный закон» один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы настав- ник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор за- кона». Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как бег- леца от самого себя, который понесет величайшую
    (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного люд- ского наказания.
    В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Ари- стотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он ви- дит существо справедливости (и, следовательно, основной смысл естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Справедливость, со- гласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чу- жую собственность. «Первое требование справедливости, — от-

    90 Глава 6. Древний Рим мечал он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, ес- ли только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как об- щей, а частной — как своей». С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
    Естественное право (высший, истинный закон), согласно
    Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писа- ный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как «общий правопоря- док») с его установлениями и законами является по своей сущ- ности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
    Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установ- ления (политические учреждения, писаные законы и т. д.) со- ответствовали справедливости и праву, ибо последние не зави- сят от мнения и усмотрения людей.
    Право устанавливается природой, а не человеческими реше- ниями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей,
    приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъ- являть подложные завещания, если бы права эти могли полу- чать одобрение голосованием или решением толпы». Закон, ус- танавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из по- зорного.
    Соответствие или несоответствие человеческих законов (по- зитивного права) природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливо- сти. В качестве примера законов, противоречащих справедли- вости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы
    «Тридцати тиранов», правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э., согласно которо- му одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам.
    Подобные несправедливые законы, как и многие другие «па- губные постановления народов», по словам Цицерона, «заслу-

    2. Цицерон 91
    живают названия закона не больше, чем решения, с общего со- гласия принятые разбойниками».
    Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны,
    кроме того, соответствовать установленному в нем строю, тра- дициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал введению (преамбуле) к закону,
    поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамбулы укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людь- ми своего долга и предотвращения правонарушений.
    Свои общие представления о справедливых законах Цице- рон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».
    Ряд важных положений о правовой регламентации государ- ственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он,
    установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно по- велевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот,
    кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или позд- но начать повелевать». В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».
    В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественно- го права от писаного содержится деление самого писаного пра- ва на частное и публичное право. Так называемое право народов
    трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения
    (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимо- сти соблюдения обязательств, налагаемых международными до- говорами. Проводя различие между справедливыми и неспра- ведливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Вой- на характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве

    92 Глава 6. Древний Рим причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Ци- церон выступал за гуманное обращение с пленными и побеж- денными.
    Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям
    Цицерона в области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к завоева- тельным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.
    Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю после- дующую человеческую культуру. Его труды находились в цен- тре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христиан- ских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный инте- рес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цице- рона как великого республиканца, борца за свободу и справед- ливость пользовались у деятелей Французской революции (Ми- рабо, Робеспьера и др.).
    В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности,
    положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообще- стве, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Фома Аквинский, Гроций, Монтескье и
    Суж- дения Цицерона по этому кругу проблем сохраняют свою акту- альность и в современном мире.
    3. Римские стоики
    Основными представителями римского стоицизма были Лу- ций Анней Сенека (ок. 1 до н. э. — 65 н. э.), Эпиктет (ок. 50 —
    ок. 120) и Марк Аврелий Антонин

    Их общетеорети- ческие представления находились под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа,
    Поси- дония и др.). Творчество римских стоиков развивалось в усло- виях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов и режима цезариз- ма, превращения Римской империи в мировую державу. В этой

    3. Римские стоики 93
    обстановке римские стоики в еще мере, чем древне- греческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования.
    Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона и ведущим государственным деятелем, чьи политические интриги привели в конечном счете к вынужденному самоубийству по приказу его жестокого и мстительного ученика.
    Более последовательно, нежели другие стоики, Сенека от- стаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувствен- ная, но не духовная и разумная часть человека. «Тот, кто дума- ет, что рабство распространяется на всю личность, — писал он, — заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Толь- ко тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе
    Раб, согласно Сенеке, — человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем ос- тальным. Купля-продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Не отвер- гая само рабство как социально-политическое явление и право- вой институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом.
    Все люди равны в том смысле, что они — «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы.
    «А покажите мне, — говорил он, — кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жад- ности, а тот — честолюбия... Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».
    В духе воззрений древнегреческих стоиков Сенека считал судьбу (или, что для него то же самое, бога, божественный дух,
    провидение, природу, мировое целое) причиной всех причин.
    Идя «своим невозвратным путем», «закон судьбы совершает свое право». Люди не в силах изменить мировых отношений,
    частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.

    94 Глава 6. Древний Рим
    Исходя из стоической идеи единства божественного и чело- веческого мира, Сенека считал, что люди — «родные друг дру- гу», «члены единого тела»: ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Высшее благо — в разуме, который есть божественный дух, погружен- ный в тело человека. И разумность делает человека богоподоб- ным. Помимо разума природа одарила человека еще и общи- тельностью, лежащей в основе единства человеческого рода.
    Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существо- вание достигли господства над животными, овладели природ- ными стихиями и живут тесными сообществами.
    В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие ус- тановления, в том числе государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (по- рядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновре- менно как необходимый императив разума. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сооб- ществе как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: чело- веческий разум — часть божественного духа.
    Развивая
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   87


    написать администратору сайта