История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
«что такое Россия, в чем ее сущность, призвание и место в мире» (Н. А. Бердяев), получил новые истолкования и новые оценки. 6. К. А. Неволин Константин Алексеевич Неволин — выдающийся русский юрист, один из создателей юридической науки в Рос- сии. Он внес существенный вклад в формирование основ оте- чественной теории, философии и истории права, всемирной 580 Глава Россия в XIX в. истории правовой и политической мысли, всеобщей истории права, гражданского права и некоторых других юридических дисциплин. Многое им сделано и в таких важных областях пра- вовой жизни страны, как совершенствование и кодификация российского права, организация и развитие юридического об- разования, подготовка квалифицированных юристов — теоре- тиков и практиков. После окончания Московской духовной академии молодой Неволин был направлен в Санкт-Петербург, где под руковод- ством М. М. Сперанского изучал теорию и практику законове- дения. В 1829 г. он вместе с несколькими своими однокашни- ками был направлен для продолжения юридического образова- ния под «главным руководством» Ф. Савиньи в Берлинский университет, где до 1832 г. изучал энциклопедию и философию права, историю и теорию государственного права, а также рим- ское, германское, прусское и международное право. Он слушал лекции Г. Гегеля, Ф. Савиньи и других знаменитых ученых. По возвращении в Россию он продолжил под началом Сперанско- го свои занятия вопросами законоведения, а в 1835 г. защитил диссертацию по теме «О философии законодательства у древ- них» и получил ученую степень доктора права. С 1835 по 1843 г. Неволин — профессор, а затем и ректор университета в Киеве, а гг. он профессор университета в Санкт-Пе- тербурге, а потом одновременно и профессор Императорского училища правоведения. В 1853 г. Неволин был избран членом- корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности. В киевский период творчества Неволина был опубликован его главный труд общетеоретического характера — двухтомная «Энциклопедия законоведения» (1839—1840). В 1851 г. в Санкт-Петербурге увидела свет другая его фундаментальная ра- бота — трехтомная «История российских гражданских зако- нов», в которой разработаны основы российской научной ци- вилистики. Под законоведением Неволин имеет в виду юриспруденцию, т. е. всю юридическую науку в целом. Общий предмет законо- ведения — законы. Различные науки законоведения (отдельные юридические науки) изучают этот общий предмет с разных сто- рон. С учетом этого Неволин выделяет в структуре юриспру- денции различные «разряды» наук законоведения и составные части. 6. К. А. Неволин 581 Весьма важное концептуально-правовое значение имеет классификация наук по критерию «различия источников наше- го познания о По данному критерию Неволин делит законы на естественные и положительные. Из такого деления следует, что и законоведение состоит из двух частей: 1) из фи- лософии законодательства, предмет которой — естественные законы (естественное право), и 2) из положительного законове- дения, предмет которого — положительные законы (позитив- ное право). Соответствующие названным двум частям две груп- пы наук законоведения — это, согласно Неволину, 1) история философии законодательства, завершением которой является «современный философский взгляд на предметы законодатель- ства», и 2) история положительного законодательства (внешняя история, излагающая формы законов, и история, излагающая содержание законов), которая «непосредственно переходит в науки законодательства действующего». Подобное деление законоведения на части и соответствую- щие группировки наук законоведения Неволин проводит и по целому ряду других критериев. Например, по критерию «разли- чия прав и обязанностей, определяемых или охраняемых зако- ном», он выделяет, с одной стороны, науки о законах государ- ственных, гражданских и союза народов (т. е. международных), а с другой — науки о законах определительных и охранитель- ных. Особое место в системе законоведения занимает такая от- дельная юридическая наука, как энциклопедия законоведения, предмет которой — «обзор всех наук законоведения в общей их связи». Она, по Неволину, состоит из двух частей: общей и осо- бенной. В первой части определяется общий предмет законове- дения — законы и устанавливается общий состав наук законо- ведения. Во второй части содержится систематический обзор этого состава различных юридических наук. Энциклопедия законоведения Неволина — это «теория нау- ки законов», согласно которой целостность юриспруденции и связь между отдельными юридическими науками «основывает- ся на единстве их предмета». В концептуально сжатой форме она излагает всю теорию и методологию юриспруденции в це- лом и ее составных частей. Благодаря этому в процессе изуче- ния юриспруденции энциклопедия законоведения выступает не только как вводная, но и как завершающая учебная дисципли- на. Неволин постоянно подчеркивал необходимость энцикло- 582 Глава Россия в XIX в. педии законоведения «для начинающих и оканчивающих курс наук юридических». Учение Неволина о праве и государстве находится под за- метным влиянием гегелевской философии права и ряда поло- жений немецкой исторической школы права. Это влияние со- четается в учении Неволина с его стойкими религиозными взглядами (религиозное воспитание в семье священника, ис- ходное богословское образование) и лояльным политическим отношением к тогдашней российской действительности (по образцу позитивно-реформаторской позиции его знаменитого наставника Сперанского). В целом можно сказать, что в усло- виях современной ему России Неволин был умеренным гегель- янцем с историко-позитивистским подходом к российским реалиям. Наряду с высокой оценкой достоинств гегелевской филосо- фии права Неволин (в духе позитивистского историзма) отме- чал и ее недостатки. «Все части великого здания права у Геге- ля, — писал он, — отделаны с величайшим искусством и даже изяществом; целое отличается внутреннею твердостью. Но эта философия права находится слишком много под влиянием ду- ха своего времени. Она слишком мало приписывает важности духу других времен и веков. В этом заключается ее несовер- шенство». Общим предметом законоведения, по Неволину, являются законы. Сущность закона — правда (справедливость): «Закон по существу своему есть вообще правда». Подлинный смысл правды (справедливости) можно выявить и уяснить лишь путем философского исследования. «Точным и твердым образом, — подчеркивает Неволин, — существо правды может быть опре- делено только в философии». Согласно его концепции филосо- фии законодательства, понятие правды (справедливости) — это проявление божественного начала в мире нравственном, где божество открывает себя при участии и посредстве людей. «Су- щества нравственные сознают идею правды Божественной и в своей воле осуществляют ее». По самой своей природе люди как нравственные существа находятся в необходимом общении с другими людьми. В таком общении правда (справедливость), т. е. сущность закона, — это «верность одного нравственного существа целому обществу (союзу) нравственных существ». Поясняя свое понимание правды (справедливости), Неволин подчеркивает: «Праведным 6. К. А. Неволим 583 мы называем не только все то, что не противоречит свойству этого общения (с отрицательной стороны), но еще более то, что служит к сохранению и укреплению союза нравственных существ между собой (с положительной стороны); неправедным, напротив, называем все то, что ослабляет и разрушает этот все- общий союз нравственных существ». В своем непрерывном историческом развитии люди как нравственные существа все полнее и совершеннее проявляют, раскрывают и выражают идею божественной правды (справед- ливости) в своем бытии, в многообразных формах человеческо- го общения на разных «ступенях жизни общественной» — в се- мье, роде, гражданском обществе, государстве, союзе народов (межгосударственных отношениях). Эти общественные формы (союзы) Неволин трактует одно- временно и как различные этапы в социально-историческом развитии человечества, и как ступени все более полного и оп- ределенного выражения и воплощения начал правды (справед- ливости, идеи законодательства) в общественной жизни людей. Каждый высший или последующий союз, отмечает Нево- лин, заключает в себе в качестве своего звена и все низшие или предшествующие. А каждое низшее общество содержит в себе и все высшие, по крайней мере в зародыше. «Не везде, — отмеча- ет Неволин, — общежитие между людьми достигает высшей ступени... Но если где народы достигают высшей ступени об- щежития, то достигают не иначе, как пройдя все низшие или непосредственно в собственной жизни, или в лице других на- родов, которые прошли за них эти ступени и могут теперь по- ставить их прямо на одну из высших». Исходя из гегелевской трактовки соотношения историче- ского и логического, Неволин пишет: «Хотя низшие, ограни- ченнейшие виды общества по времени являются прежде выс- ших, обширнейших, но внутренняя причина их бытия, застав- ляющая их непрерывно развиваться, заключается в последних, от которых только они и могут получить свое истинное, со- вершеннейшее образование». С этих позиций им освещаются также вопросы соотношения гражданского общества и госу- дарства. Понятие гражданского общества Неволин определяет сле- дующим образом: «Совокупность лиц самостоятельных, соеди- ненных в одно общество для удовлетворения их частных по- требностей общими силами, или совокупность лиц, соединен- 584 Глава 17. Россия в XIX в. ных между собой общими нуждами и общими усилиями для удовлетворения их, есть гражданское общество». При этом Не- волин, в отличие от Гегеля, под гражданским обществом имеет в виду все исторические формы общества на разных этапах его возникновения и развития, а не только буржуазное общество (т. е. исторически наиболее развитую в ту эпоху форму общест- ва). Вместе с тем в своем определении гражданского общества Неволин использует ряд характеристик, которые по существу относятся к буржуазному гражданскому обществу в гегелевском понимании и толковании. Так, субъектами гражданского обще- ства у Неволина, как и у Гегеля, выступают самостоятельные (т. е. независимые) лица, которые в условиях разделения труда и товарно-денежных преследуют свои особенные частные интересы и удовлетворяют их собственными средства- ми — произведениями собственного труда. Характеризуя члена гражданского общества, Неволин подчеркивает, что «во всех своих действиях он прямо и непосредственно имеет в виду свое частное благо». Вопрос о «происхождении государства из гражданского об- щества» Неволин трактует по гегелевской схеме восхождения от абстрактного к конкретному: «гражданское общество переходит к государству». Государство при этом выступает как истинное основание бытия и нравственно всеобщая, неограниченная, бесконечная цель для особенных и ограниченных целей членов гражданского общества. Определение понятия государства у Неволина звучит так: «Союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей деятельности еще цель нравствен- но-всеобщую — совокупность всех высших целей человеческо- го духа, есть государство». В государстве особенные цели инди- видов получают дальнейшее всестороннее развитие, при этом цель деятельности члена государства «не свое особенное благо, но всеобщее благо, благо целого». В числе государственных органов Неволин выделяет верхов- ную государственную власть и различные подчиненные власти, предназначенные для исполнения велений верховной власти. Верховная власть выражает и осуществляет единство госу- дарства. Она образуется и действует в сфере законодательства и управления на основе «твердого порядка», соответствующего существу государства. В этой связи Неволин в русле идей и исторической школы права отмечает опреде- ляющее значение «духа народа»: «Образ правления в государст- 6. К. А. Неволин 585 вах никогда не бывает произведением человеческого произвола; он развивается по необходимости из самого характера и духа народа». Законы государства выполняют две основные функции: оп- ределительную и охранительную. Первая функция состоит в том, что закон государства определяет права и обязанности членов государства друг к другу и к государству, а также права и обязанности самого государства к своим членам и другим государствам. Вторая функция состоит в том, что закон госу- дарства устанавливает внешние меры для охранения определен- ных им прав и обязанностей. К числу охранительных относятся меры предупреждения и пресечения беспорядков, меры наказа- ния за нарушение прав, а также меры поощрения (награды) к гражданским доблестям. Главная цель наказания — восстанов- ление нарушенного закона: «Наказывая злодеяние, государство тем самым показывает его ничтожество и, обращая нарушен- ный закон против самого преступника, восстанавливает закон в прежнюю его силу». В своих взаимоотношениях каждое государство признает са- мостоятельность и независимость других государств. В вопросе о войне и мире Неволин придерживается гегелевского подхода: «Как государства не признают над собой никакого высшего су- дьи на земле, то для решения взаимных жалоб между ними, при безуспешности мирных отношений, остается единствен- ным средством война». Причина разрушения государств состоит, согласно Неволи- ну, в том, что они «не вполне соответствуют своему понятию». Постепенное приближение ко все большему соответствию бы- тия государств их понятию совершается в истории. Вместе с го- сударством развиваются и его законы, в которых все полнее и определеннее выражаются начала правды (справедливости). В своем правовом учении Неволин, различая естественные законы (естественное право) и положительные законы (пози- тивное право), отмечает, что «первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые — случайную и ограниченную, первые, взятые в их совокупности, образуют идею законодательств, которые служат ее проявлением». Соотношение естественного закона (т. е. идеи закона) и по- ложительного закона (т. е. формы внешнего проявления и вы- ражения идеи закона в законодательствах разных государств) Неволин трактует как взаимосвязь двух составных частей «во 586 Глава 17. Россия в XIX в. всяком законодательстве». При этом естественные законы (идея законодательств) — это та часть «всякого законодательст- ва», которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественно- го постановления, а положительные законы (как формы прояв- ления идеи законодательств) — та часть «во всяком законода- тельстве», которая познается только из самого законодательст- ва, действующего в государстве, и имеет обязательную силу только потому, что она установлена государством. «В действи- тельности ни одна из поименованных частей не может сущест- вовать отдельно от другой и без другой: первая (как всеобщее) без второй (как особенного) есть голое понятие без полноты жизни; вторая (как особенное) без первой (как своего всеобще- го) есть только хаотическое смешение разных случайностей без всякой внутренней связи, без твердого основания, без вечного и неизменного достоинства». В своем переводе проблемы соотношения естественного и позитивного права в плоскость соотношения идеи закона и внешней формы ее проявления Неволин (вслед за Гегелем) стремится преодолеть их традиционный дуализм и критическое противопоставление друг другу. Особенности характера и со- держания позитивного права зависят от целого ряда факторов. «Определеннейший вид, — отмечает Неволин, — получает идея законодательства в положительных законах: а) от особенного характера народа, степени его развития, исторических отноше- ний к другим народам, вообще от действия причин временных и местных; б) в государстве общие неизменные начала правды прилагаются к тому или другому особенному роду отношений, встречающихся в действительной жизни; в) сверх приложения к особенному роду предметов вечные начала правды в государ- стве прилагаются еще к отдельным, единичным случаям жизни, чтобы данный случай получил окончательное решение». Учет этих факторов в процессе законодательства означает «сущест- венное отношение между идеей законодательств и положитель- ными законами», т. е. соответствие позитивных законов идее законодательств. По поводу политически острой во все времена проблемы не- соответствия позитивных законов «идее законодательств» (т. е. фактически — о произвольных, правонарушающих законах) Неволин философски отстраненно и деликатно замечает: «Слу- чайное отношение между ними, т. е. не основанное на необхо- 6. К. А. Неволин 587 димости вещи, может состоять в противоречии их друг с дру- гом». Возможность противоречия позитивных законов «идее за- конодательств», таким образом, признается, но критически не исследуется. Так, впрочем, обстоит дело и в гегелевской фило- софии права, которой здесь, да и во многих других местах сво- его учения Неволин следует, правда, с постоянной оглядкой на исторически менее развитую российскую действительность (по сравнению с немецкими реалиями времен Гегеля). «Общая идея законодательств», подчеркивает Неволин, осу- ществляется не полностью и вдруг в законодательстве какого- то отдельного государства, а постепенно и непрерывно в зако- нодательствах разных государств, причем каждое из них прохо- дит различные ступени своего бытия и осуществления идеи. «Каждый народ, — пишет он, — при этом осуществлении идеи имеет свое особое назначение; раскрывши одну ее сторо- ну, он передает свой труд другому счастливейшему. Целая идея законодательств осуществляется только в целой их совокупно- сти». Освещая разнообразие и особенности законодательств раз- ных эпох и народов, Неволин подчеркивает их сущностное единство. «Все положительные законодательства, выражая одну общую идею, в существе своем тождественны. Все они развива- ются в одном и том же порядке, восходя от начал ограничен- ных к началам более общим. Все они представляют поразитель- ное сходство между собой, когда находятся на равных ступенях развития». Однако при этом он (в духе позитивистского исто- ризма) обходит вопросы о ступенях исторического прогресса с точки зрения осуществления «общей идеи законодательств» в законодательстве различных государств его эпохи, о степени правовой развитости российского законодательства в его соот- ношении с законодательствами тогдашних западноевропейских государств и т. д. Многие аспекты учения Неволина о праве и государстве развиты и конкретизированы в его исследованиях по истории философии законодательства, а также по всеобщей и отечест- венной истории права и государства. Особый интерес в этом плане представляет разработанная Неволиным история философии законодательства, в которой Неволин выступает как историк правовой и политической мыс- ли и впервые в отечественной юриспруденции систематически освещает общую тематику всемирной истории правовых и по- 588 Глава 17. Россия в XIX в. литических учений (от мыслителей Древней Греции до предста- вителей немецкой классической философии). В общеметодоло- гическом отношении трактовка Неволиным истории правовой и политической мысли находится под заметным влиянием геге- левской концепции истории философии и философии права. Так, Неволин, вслед за Гегелем, исходит из того, что в древ- ней философии (и философских учениях о праве и государстве) определяющую роль играют начала необходимости и объектив- ности, а в новой и новейшей философии (и философских уче- ниях о праве и государстве) — начала свободы и субъективно- сти. «Характер древней философии, — писал Неволин, — есть объективность... Поэтому и в области законодательства госу- дарство, вообще говоря, стояло для них выше отдельных лиц». В отличие от этого «начало свободное или субъективное во всей его глубине, во всех его направлениях, в самых разнооб- разных видах раскрыто новой философией». Это свободное и субъективное начало получило, по оценке Неволина, край- нее развитие в «разрушительной французской философии XVIII в.», и события французской революции «показали весь вред, какой проистекает для частных лиц и государств, когда частное лицо отделяет себя от государства и даже возвышается над ним, когда связь поколений расторгается и настоя- щее мгновение, независимо от развития прошедшего времени, хочет господствовать единственно и исключительно». Одной из важных задач в этой области, по мнению Неволи- на, является правильное определение соотношения этих начал объективности и субъективности, в том числе и в подходе к го- сударству и праву. В этой связи Неволин положительно оцени- вает попытки Гегеля «примирить древний — объективный и новый — субъективный образ воззрения на предметы законода- тельства друг с другом». Вместе с тем он отмечает необходи- мость дальнейшей разработки этой проблемы, особенно в пла- не исследования «возможных способов соединения друг с дру- гом обоих начал» на основе тесного союза философии с историей в процессе изучения и освещения вопросов права и государства. В отличие от Гегеля, рассматривавшего Новое время как эпоху германских народов, Неволин подчеркивает и значение славянских народов в новой истории. «Два семейства наро- дов, — писал он, — представляются особенно действующими в новой истории: народы германские и народы славянские». Если 7. Русский утопический социализм 589 «субъективный характер германских народов» уже четко про- явился в истории, то этого еще нельзя сказать про «характер и эпохи истории славянских народов»: «они выступили позже на поприще истории и начали позже образовываться, чем герман- ские народы. Может быть, их назначение простирается за пре- делы новой истории». В целом учение Неволина о праве и государстве ознамено- вало собой начало научной юриспруденции в России и оказало плодотворное влияние на ее дальнейшее развитие. |