Главная страница
Навигация по странице:

  • план социальных и политических преобразований в России

  • Политическим идеалом Пестеля является республика.

  • унитарным государ- ственным устройством

  • возражал против федерации

  • Столицу русского государства

  • Целью законодательства Пестель

  • существен- ны

  • Свод законов — Государственное Уложение. В

  • общедемократических прав и сво- бод

  • Никита Михайлович Муравьев

  • позиций школы есте- ственного права и теории происхождения государст- ва

  • отмена крепостного права.

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница48 из 87
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   87
    Критика абсолютной монархии как формы правления сопро- вождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием благоденствия государст- ва и его подданных.
    «Русская правда» предлагает план социальных и политических
    преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации. Социальная программа Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Крепостное право он характеризовал как
    «постыдный» и «гнусный» порядок «обладания людьми, как собственностью своею».
    Земля по естественному праву является достоянием всех лю- дей, а каждый человек должен иметь в ней свою

    3. Декабристы 555
    долю, так как земля — главный источник «пропитания челове- чества». Но согласно современным положительным законам ус- тановлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее необходимо найти пути объеди- нения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.
    Всю землю он предполагает разделить на две части: волост- ную (общественную) и частную. «Первая представляет собст- венность общественную, вторая — собственность частную». Во- лостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разде- ляется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае пере- селения какого-либо крестьянина в другие места земля посту- пает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волост- ного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо Пестелем «свя- щенным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природ- ного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».
    Право частной собственности рассматривается Пестелем как фундамент будущего
    России, и оно должно зиждиться на самых твердых «положительных и неприкосновенных осно- вах».
    Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на ка- зенных землях, а затем разрабатывается постепенный и после- довательный план перехода всех земель в этот правовой режим.
    Политическим идеалом Пестеля является республика.
    сделал- ся республиканцем и ни в чем не видел большего благоденст- вия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».

    556 Глава 17. Россия в XIX в.
    В организации верховной власти в государстве Пестель раз- личает Верховную законодательную власть и Управление (ис- полнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная — Державной думе, а надзор за их дея- тельностью — Верховному собору, которому принадлежит блю- стительная власть.
    Воспринимая теорию разделения властей, Пестель вносит в нее некоторые коррективы, утверждая, что в его проекте «от- вергается правило равновесия властей, но принимается прави- ло определенности круга их действия». Таким образом, в тео- рию Дж. Локка о разделении властей вносится разработанный
    Ж. Ж. Руссо принцип разграничения их компетенции. Этим
    Пестель обосновал практическое требование ответственности всех облеченных властными полномочиями лиц за свою дея- тельность, вплоть до предания их суду.
    Избирательным правом пользуются все лица мужского пола,
    достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находя- щихся в личном услужении.
    Народное вече — однопалатный орган, избираемый сроком на пять лет с ежегодным переизбранием одной пятой его части,
    при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече пред- ставляет собой «одно целое и на каморы не разделяется... вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (ос- новные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».
    Исполнительная власть — Державная дума — состоит из пя- ти человек, избираемых сроком на пять лет; один из них сро- ком на один год избирается президентом. Державной думе при- надлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие мес- та состоят под ведомством и начальством Державной Думы».
    Блюстительная власть — Верховный собор — состоит
    120 человек,
    боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнитель- ной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не рассматривает его по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех не-

    3. Декабристы 557
    обходимых формальностей, и только после утверждения Вер- ховным собором закон получает юридическую
    Собор имеет серьезные контрольные функции, так как на- значает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий так- же назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор
    «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства». Таким образом, по мысли Песте- ля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и
    Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чинов- ника любого уровня за злоупотребления.
    Действия законодательной и исполнительной властей, а так- же государственное устройство определяются Конституцией,
    которую Пестель называет Государственным заветом.
    Местные органы власти формируются также на демократи- ческих принципах. Пестель предусматривал создание системы поместных народных собраний: волостных, уездных и губерн- ских, образуемых на представительной основе и избираемых непосредственно населением каждой административно-терри- ториальной единицы. Народные собрания всех уровней заседа- ют сессионно и занимаются распорядительной деятельностью,
    а исполнительные функции вручаются выборным исполнитель- ным органам, отчитывающимся о своей работе перед соответ- ствующим народным собранием. К компетенции этих органов относится совокупность полномочий по осуществлению мест- ных хозяйственных, административных и финансовых функ- ций. Губернским народным собраниям вручалось еще и право избирать депутатов в Народное вече, Державную думу и Вер- ховный собор.
    Таким образом, заключает Пестель, «никто не будет зловла- стно от участия в государственных делах исключен...».
    Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государ-
    ственным устройством с разделением «всего пространства на
    10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состо- ит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строятся по образцу цен- тральных.
    Интересны соображения Пестеля об определении положе- ния различных народностей, населяющих территорию России.
    «Весь российский народ составляет одно сословие — граждан- ское. Все различные племена, составляющие Российское госу-

    558 Глава 17. Россия в XIX в.
    дарство, признаются русскими и, слагая свои различные назва- ния, составляют один народ русский».
    Право на создание самостоятельной государственности он признавал только за Польшей, отказывая в нем всем остальным народам, населяющим Россию, поскольку это, по его мнению,
    могло бы привести к раздроблению России и к ее ослаблению.
    По этим соображениям мыслитель возражал против федерации,
    считая такое государственное устройство опасным и способ- ным в конечном счете привести к гибели России.
    Права у всех народов, населяющих Россию, равные, но в це- лях «благоудобства» Пестель считал, что из всех народов следу- ет составить единый русский народ. В таком устройстве Россия будет иметь вид
    Единообразия и Единомыс- лия».
    Столицу русского государства Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географиче- ский центр России и колыбель русской вольницы.
    Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. «Все нынешние со- словия уничтожаются и сливаются в одно Сословие граждан- ское...» Всем гражданам предоставляются равные гражданские и политические права: все равны перед законом и судом, нико- му не будут дароваться никакие привилегии. Гибельный обы- чай даровать привилегии некоторым людям будет совершенно уничтожен. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способ- ности граждан, которые могут быть обнаружены «во всех со- словиях». Статус гражданина в государстве определяется зако- нами. Все законы подразделяются на «заветные» и «все про- чие». Первые требуют всероссийского обсуждения, вторые принимаются в общем порядке, предусмотренном Конститу- цией.
    Целью законодательства Пестель считал обеспечение «корен- ных естественных свойств человеческой природы» и обществен- ного блага. Законы, соответствующие этой цели, он называл справедливыми. Вместе с тем «законы должны быть существен-
    ны, т. е. ответствовать в полной мере... коренным свойствам и истинной сущности предметов, для которых они издаются».
    «Законы должны быть основательны, т. е. сделаны не по прихо- тям или мгновенному влечению, но по надлежащему, беспри- страстному соображению всех польз...» Поэтому «весьма полез-

    3. Декабристы 559
    но при издании каждого закона» снабжать его предисловием,
    содержащим соображения, побудившие к его изданию. Текст законов должен быть прост и ясен и в их содержание включает- ся не более одного предмета, чтобы «каждый гражданин мог их легко понимать и свои поступки с ними без дальнейших затруд- нений соображать». От ясности изложения законов зависит и качество работы судей.
    Автор «Русской правды» считал необходимым составить
    России новый Свод законов — Государственное Уложение.
    В этом издании предусматривались три части: Государственный
    Устав (законы, касающиеся образования правительства и обще- ственного состояния граждан); Государственный Наказ («пра- вила действий Правительства по всем отраслям и Степеням правления»); Государственный Судебник (правила, предусмат- ривающие «деяния и поступки Народа и Частных
    Поскольку Государственный Судебник содержит законы
    Гражданские и Уголовные, то все они касаются не только част- ных лиц, но и «всех чиновников Правительства». По этому Су- дебнику все судьи государства «делают свои решения, произно- сят свои приговоры и соображают свои определения».
    Преступление Пестель определяет как намеренное наруше- ние закона. Наказания предусмотрены «одинаковые для всех сословий и состояний...», они наступают неизбежно и «возмож- но скорее после преступления». Но законы должны быть мило- сердны, а «судьи непреклонны и справедливы». Жестокость в наказаниях скорее вредна, нежели полезна, ибо она «унижает народную нравственность».
    В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснова- нию необходимости введения общедемократических прав и сво-
    бод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы со- вести, слова, собраний и т. д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.
    Средством достижения предполагаемых преобразований
    Пестель считал военно-революционный переворот с немедлен- ной ликвидацией монархии и физическим уничтожением чле- нов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.
    Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному прав-

    560 Глава 17. Россия в XIX в.
    лению во главе с диктатором. Такое временное правление учреж- дается сроком на лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народ- ной памяти.
    Временное правление должно было опубликовать «Русскую правду» в качестве наказа для деятельности революционного правительства, которому надлежит соединить в своих руках
    «все отрасли власти» в целях предотвращения внутренних раз- доров, а затем принять меры к ликвидации царской фамилии и объявить об отмене крепостного права, после чего приступить к дележу земли и подготовке страны к введению республикан- ского правления на основе конституции.
    Проект организации и деятельности Временного правления во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, пред- ставленную последним в знаменитой речи «О прин- ципах революционного правления» (1793). Как и у Робеспьера,
    в проекте Пестеля речь идет об установлении на длительный срок революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.
    Со своими проектами конституции выступил глава Северно- го общества Никита Михайлович Муравьев
    Он ро- дился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной земле- владельческой аристократии. Домашнее образование он полу- чил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Москов- ского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в дейст- вующую армию в 1812 г.
    Политико-социальные взгляды Н. М. Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а также трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев увлекался отечественной ис- торией. Особенно серьезное влияние оказал на него историче- ский труд Н. М. Карамзина, хотя в их политических позициях обнаружились серьезные разногласия. Анализу политических взглядов Карамзина Муравьев посвятил специальное исследо- вание.
    В
    г. по возвращении из Парижа в Москву Муравьев становится членом нескольких оппозиционных организаций:

    3. Декабристы 561
    масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения»,
    «Союза благоденствия», а затем и главой Северного общества.
    Арестован он в декабре г., осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок.
    Умер в 1843 г. и похоронен в селе Урик Иркутской губернии.
    Свою политическую и социальную программу Муравьев из- ложил в трех проектах конституции, последний из которых, на- зываемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является в некоторых вопросах более радикальным. В этом проекте Муравьев подробно остановился на проблемах судоустройства и судопроизводства. Свою Кон- ституцию он здесь называет Уставом.
    Муравьев хорошо знал конституции американских штатов,
    Декларацию и конституции революционной Франции.
    Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы есте-
    ственного права и теории
    происхождения государст-
    ва он осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных ис- полнителей. «Опыт всех народов доказал, что власть самодер- жавная равно гибельна для правителей и общества; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка», ибо невозможно согласиться с тем, «чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой». В настоящее время «все народы европейские достига- ют законов и свобод. Более всех их народ русский заслужива- ет и то и другое». «Русский народ — свободный и независи- мый — не может быть принадлежностью никакого лица и ни- какого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные поста- новления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал а в том, чтобы иметь зако- ны, соответствующие неотчуждаемым правам человека... Вся- кие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе,

    562 Глава 17. Россия в XIX в.
    но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права».
    Первым мероприятием в ряду преобразований, провозгла- шенных Муравьевым, была отмена крепостного права. «Крепо- стное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным». В тюремном варианте проекта конституции предусмотрен и порядок ликвидации кре- постной зависимости: одновременно с личным освобождением
    «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы,
    в которых они живут, скот и земледельческие орудия... и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае успеш- ного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать зем- лю в потомственное владение». Никаким выкупом освобожде- ние крестьян в тюремном проекте Муравьева не сопровожда- лось.
    Все сословия, равно как и разделение людей на 14 классов
    (имеется в виду Табель о рангах), отменяются и «заменяются названием гражданина Рускаго». Все жители России объявля- ются равноправными, «гражданские чины и классы уничтожа- ются». Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18 и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, пере- движения и занятия любым делом и т. д. Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который «кажется ему выгодней- шим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также «излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам». Признать ту или иную книгу «вредной» можно не иначе как по суду.
    Граждане имеют право «составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого ни позволения,
    ни утверждения: лишь бы действия оных не были противуказ- ными». Всем гражданам предоставляется полная свобода со- вести.
    Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече, к императору и правителям держав.
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   87


    написать администратору сайта