Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. М. М. Сперанский Михаил Михайлович Сперанский

  • историческом раз- витии прошла три ступени: в Средние века — в Новое время — абсолютная монархия

  • о конституционной монархии

  • три власти

  • власть управления

  • форме государственного устройства

  • Под политическим рабством

  • Конституционная монархия

  • правовое оформление с за- креплением прав и обязанностей сословий. В

  • 2. Н. М. Карамзин Николай Михайлович Карамзин

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница46 из 87
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   87
    Глава 17
    ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
    В РОССИИ В XIX в.
    С водарением Александра I в стране изменяется политиче- ский режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии назва- ние «Негласный комитет». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «яко- бинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Алек- сандр I принял ряд либеральных законов и подготовил преоб- разования центральных органов управления.
    Таким образом, в царствование Александра I сложилась об- становка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и обра- зованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов преобразований.
    1. М. М. Сперанский
    Михаил Михайлович Сперанский
    родился в де- ревне Черкутино Московской губернии, ныне Владимирской области, в семье священника по фамилии Третьяков. Михаил
    Михайлович окончил Владимирскую семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto — надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербург в семинарию (с 1797 г. — академия) для продолжения образования, по завершении которого был остав- лен в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится префектом (начальником)
    этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокуро- ру А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был прибли- жен ко двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя

    1. М. М. Сперанский 539
    из которых — государственный секретарь, получил чин тайного советника. Интриги завистников, а также недовольство его ре- форматорской деятельностью со стороны дворянства послужи- ли причиной отставки и ссылки Сперанского в г. (Нижний
    Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернато- ром в Пензу, а в г. по ходатайству А. А. Аракчеева стал ге- нерал-губернатором Сибири. Только в 1821 г. Сперанскому бы- ло позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. импе- ратор Николай I поручил ему составление Свода законов
    Российской империи. Комиссией под руководством Сперанско- го этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил
    45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание,
    кодифицирующее действующее законодательство. Николай I
    наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой и пожаловал графским титулом.
    Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт
    Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государст- венного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного размера».
    Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко ре- лигиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную сис- тему чувственного материализма» и воспринимал Бога как вер- ховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию го- сударства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли Бога).
    Россия, по мнению в своем историческом раз-
    витии прошла три ступени: в Средние века —
    в Новое
    время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промыш-
    ленное состояние, которое требует конституционного ограниче- ния верховной власти и предоставления политических и граж- данских прав всем подданным (безопасность личности, сохран- ность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революцион- ным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюцион- ным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенст- вования

    540 Глава 17. Россия в XIX в.
    В своих проектах государственных преобразований Сперан- ский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила
    «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолют- ное. — Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходи- мостью разделения властей.
    В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них
    «действует в образовании закона, другая — в исполнении, тре- тья — в части судной». Законодательная власть вручается Госу- дарственной думе; власть управления — министрам и прави- тельству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперан- ского есть и четвертая власть, которая заключена в особе
    императора. Он называет эту власть державной и предусматри- вает для нее всеохватывающий диапазон действия:
    порядке законодательном никакой закон не может иметь силы, если не будет утвержден державной властью. В порядке исполнитель- ном все уставы и учреждения воспринимают силу и действие от утверждения державной власти. В порядке судном охранение правосудия и утверждение судей, избранием предназначенных,
    принадлежат державной власти. Державная власть на всем про- странстве заключается в особе императора». Однако при всей силе державной власти Сперанский все-таки утверждает, что законодательная власть вручается двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.
    Глава державной власти — монарх участвует в деятельности Ду- мы, но «никакой новый закон не может быть издан без уваже- ния Думы. Установление новых податей, налогов и повинно- стей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому мо- нарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».
    Три власти управляют государством подобно тому, как чело- век — своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполне- нию. Все они соединяются в Государственном совете. Государю необходимо «иметь Совет, сочиненный из мудрейших и более знания имеющих в делах» людей, которые смогут давать ему полезные советы и «отсоветовать колико возможно в вещах предосудительных государству и клонящихся к самовластью».
    Формируется Государственный совет из «особ высочайшей доверенностью в сословие сие призываемых». В него входят че- тыре департамента: «законов, дел военных, гражданских и ду- ховных, государственной экономии». Заседает Совет под пред- седательством императора или кого-либо из членов по его лич-

    1. М. М. Сперанский 541
    ному назначению. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Го- сударственной думой.
    По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным».
    По своей административно-территориальной структуре Рос- сия делится на области и губернии. Название «областей при- свояется тем частям империи, которые по пространству и насе- лению своему не могут войти в общий распорядок управления».
    Таких областей пять: Сибирь; край Кавказский и Астраханский с Грузией; край Оренбургский; земли донских казаков и край
    Новороссийский. Вся остальная территория России делится на губернии, а они, в свою очередь, на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется вы- борным органом — думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. Дума заседает сессионно и об- ладает распорядительными полномочиями, а исполнительные функции вручаются избранному правлению. Систему дум за- вершает Государственная дума. Выборы в думы, за исключени- ем волостной, многостепенные.
    Судебная власть реализуется посредством судебной системы,
    отделенной от администрации и имеющей самостоятельный статус. Организации и осуществлению правосудия Сперанский придавал большое значение. Судебная власть, по его проекту,
    независима, и даже действие державной власти в этой области
    «должно быть ограничено одним установлением власти надзи- рающей и охраняющей судебные органы».
    Судебная система состоит из волостного, окружного и гу- бернского судов и завершается Верховным судилищем — Сена- том. Все действуют на коллегиальной основе.
    Для рассмотрения особо важных преступлений (государст- венная измена, бунт и т. п., а также преступлений, совершен- ных членами Госсовета и Госдумы) предусматривается созда- ние особого суда при Сенате — Верхового уголовного суда, со- став которого формирует сам император из числа сенаторов,
    членов Госсовета и депутатов Госдумы.
    Все дела слушаются публично, при открытых дверях, вклю- чая и заседания Сената.

    542 Глава
    Россия в XIX в.
    Судебный процесс носит состязательный характер, с участи- ем прокурора и защитника (стряпчего).
    Сперанский неоднократно подчеркивал, что для установле- ния правого суда в государстве предполагается наличие «не только просвещенных судей, но и просвещенной публики», а также определенное состояние юридической науки законоведы и методической части учение»).
    Кроме того, он отмечал, что «в государстве монархическом,
    конечно, должен быть известный класс людей, особенно пре- дуставленных к охранению законов». Свобода людей определя- ется только как «зависимость от положительного закона», да и сам престол держится «на твердых столпах закона и всеобщего порядка».
    Для соблюдения законности большое значение имеет нравст- венное состояние общества, ибо «законы без нравов не могут иметь полного действия». Одним просвещением и деятельно- стью просвещенных монархов невозможно достичь политиче- ских результатов. Идеал Платона (правление философов) Спе- ранский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверж- дая, что законы, а не люди должны управлять государством.
    Законы государства (положительные) «объемлют деяния,
    кои подлежат внешней силе понудительной, постановляемые властью, и возвещаемые порядком, для сего установленным».
    Сперанский приводит несколько вариантов классификации законов, но «лучшим из них является тот, который различает их на три рода: законы государственные, законы гражданские и законы уголовные».
    В состав законов государственных (он называет их консти- туционными или коренными) входят «три главных предмета:
    права державной власти; закон, возникающий из прав держав- ной власти; права подданных».
    Сперанский не возражает против заимствования чужого опыта при составлении законов, но призывает делать это с ос- торожностью и пониманием того, что «государство, которое может с пользой занять и приложить законы чужестранные,
    стоит на той череде, что и само могло бы сей закон составить».
    Законодатель должен знать свой народ, чувствовать свое время и «помнить, что каждая страна и каждый век имеют свою фи- зиономию».
    Он полагал, что в преобразованном по его проектам госу- дарстве возможно наилучшим способом обеспечить права под-

    1. М. М. Сперанский 543
    данных. В духе положений о правах политических и гражданских Сперанский анализирует понятия: рабство поли- тическое и свобода политическая, рабство гражданское и сво- бода гражданская.
    Под политическим рабством он понимал такое состояние,
    «когда воля одного — закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам.
    Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу — как основанную на законе независи- мость друг от друга всех сословий и групп в обществе.
    Анализируя связь между этими понятиями, Сперанский от- мечал, что политическая свобода является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может ро- дить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой.
    Политические права определяют степень участия подданных
    «в силах (властях. — Н. 3.) государственных... права граждан- ские определяют степень их свободы в лице и имуществе».
    Права гражданские должны быть основаны на правах политиче- ских «точно так же, как и закон гражданский, вообще, не мо- жет быть тверд без закона политического». Но законодательст- во не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. «К чему гражданские законы, — восклицает Спе- ранский, — когда скрижали их могут быть разбиты о камень са- мовластья!» Гарантом всех свобод в государстве является кон- ституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок. Имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что «темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах».
    Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обес- печивающий ее деятельность. Для осуществления такого проек- та Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках:
    «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин» (1809). Эти- ми законами вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма об-

    544 Глава
    Россия в XIX в.
    ширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невоз- можно.
    На сословный строй общества Сперанский в целом не поку- шался, но предлагал произвести его правовое оформление с за-
    креплением прав и обязанностей сословий.
    В своих проектах он наделял дворянство всеми политиче- скими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (вла- дельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гра- жданские права, а политические — в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял толь- ко гражданскими правами. Гражданских прав в государстве не может быть лишен никто.
    Вместе с тем он считал, что между сословиями нет непре- одолимых границ. «Так, дворянство личное (в отличие от по- томственного. — Н. 3.) связует первое состояние (сословие) со вторым. Приобретение недвижимой собственности связует вто- рое сословие с третьим, и, таким образом, те самые лица, кои по положению их не имеют прав политических, могут их иметь и надеяться от труда и промышленности их получить». Право приобретения недвижимости он предоставлял всем сословиям.
    Правда, «высшее малочисленное сословие дворянства» он вы- делял особо, снабжая дополнительными правами и привилегия- ми и ограничивая доступ в это сословие только «первородными детьми», а остальные вместе с личными дворянами приписыва- лись ко второму сословию и таким образом соединяли дворян- ство с народом.
    К крепостному праву Сперанский относился отрицательно,
    полагая, что оно «противно разуму общему, что должно рассу- ждать о нем, яко временно и непременно перейти долженст- вующем». В России, по мнению реформатора, все идет к тому,
    чтобы оно было отменено. «Крепостничество, — писал он, —
    несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные ме- ры... Каким образом ремесла в городах могут совершенство- ваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?»

    2. Н. М. Карамзин 545
    Однако немедленной отмены крепостного права Сперан- ский опасался, полагая, что она потребует «особенных сноро- вок». Он боялся, что раздел земель между крестьянами может привести к серьезному снижению урожайности. «Раздроблен- ное обрабатывание полей в нашем краю не может иметь такого успеха, который имеет соединенное в большом виде». Кроме того, Сперанскому представлялось, что ликвидация крепостно- права «без приготовлений» может обратить «крестьян к не- которому роду кочевой жизни», которая «по пространству на- ших земель и малочисленности народа» будет пагубной как для самих крестьян, так и для «государственной экономии». Поэто- му он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются и точно определяются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков и они приписы- ваются к земле, а не к личности помещика, подушная подать заменяется на поземельную. Затем крестьянам возвращается
    «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.
    Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес ре- форматора со стороны защитников и крепостни- чества. На него посыпались обвинения в «возжигании бунтов»
    и даже в «способствовании истребления дворянства». В конеч- ном счете судьба «великого чиновника» была решена, он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.
    К сожалению, реализация его проектов растянулась во вре- мени: частично их осуществил его ученик Александр II, а огра- ничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II, но эти запоздалые меры уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как о том меч- тал Сперанский.
    2. Н. М. Карамзин
    Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) родился в Сим- бирской губернии в семье помещика среднего состояния. В мо- лодости он много путешествовал и познакомился с рядом выдаю- щихся западноевропейских философов и политических деяте- лей. В Европе Карамзин встречался с И. В. Гёте, И. Г. Гердером,

    546 Глава
    Россия в XIX в.
    Ж. А. Н. Кондорсе. В Париже слушал речи Ж. Дантона и К. Дему- лена, знал М. Робеспьера.
    Начало творческого пути Н. М. Карамзина связано с лите- ратурным поприщем. Он принимал активное участие в изда- тельской деятельности, а также заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе — сентимен- тализма. В 1803 г. Карамзин расстается с издательством и со- средоточивает свое внимание на создании «Истории государст- ва Российского». Для осуществления своих замыслов он полу- чает от Александра I звание историографа, пенсию и на двадцать три года, по выражению поэта П. Вяземского, «по- стригается в историки». Успех каждого тома карамзинской ис- тории был огромным. «Древняя Россия,— писал А. С. Пуш- кин, — была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».
    Современники с изумлением увидели, что Карамзин обличает деспотизм уже «не вмале и не в прикровении словес», а откры- то и гневно осуждает тиранов и тиранический образ правления.
    Девятый том карамзинской истории, посвященный разоблаче- нию тиранического царствования Ивана IV, был восторженно встречен русским обществом.
    Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике Европы», который был практиче- ски первым политическим журналом в России, где наряду с публикациями политических сочинений античных, француз- ских, английских авторов Карамзин излагал и свои взгляды от- носительно форм правления, политических режимов, содержа- ния законов и т. д. Но последовательную и подробную разра- ботку его политическая концепция получила именно в
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   87


    написать администратору сайта