История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
Формой правления, наилучшей именно для России, Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля органов власти и управления в государстве. 3. Декабристы 563 Государственное устройство России — федеративное ное). Всю страну он предполагает поделить на 13 держав, ласти и 368 уездов. В основание этого деления положены исто- рические, экономические и географические характеристики. Законодательная власть в Российском государстве вручена Народному вече, составленному из двух палат: Верховной думы и палаты Народных представителей. Избирательное право предоставляется всем гражданам муж- ского пола, достигшим возраста, имеющим посто- янное место жительства, здравие ума, личную независимость, являющимся исправными плательщиками налогов, неопоро- ченным перед лицом закона, состояние которых удовлетворяет установленному Уставом цензу. Нарушение избирательных прав граждан преследуется законом. «Всякий гражданин, кото- рый насилием или подкупом нарушает свободный выбор на- родных представителей, передается суду». Палата представителей состоит из 450 членов, избирается сроком на два года гражданами держав. Наличие второй палаты обусловлено федеративным государственным устройством. Вер- ховная дума представлена тремя гражданами от каждой держа- вы, двумя от Московской области и одним — от Донской, из- бирается она сроком на шесть лет и каждые два года обновля- ется на 1/3 всего состава. Государственные чиновники, а также лица, находящиеся на казенной службе, не могут быть избраны ни в одну из палат за- конодательного органа; в свою очередь, избранные члены На- родного вече не могут быть назначены «ни в какую граждан- скую Заседает Народное вече один раз в год. Каждая палата изби- рает своего председателя, законопроекты обсуждаются в каждой палате отдельно. В том случае, если проект «получает согласие обеих палат», то представляется императору и после его подпи- си приобретает силу закона. В случае отложения законопроекта императором он вновь обсуждается в палатах и, если после вто- ричного обсуждения получает 2/3 голосов, становится законом. Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и министры. Законы принимаются и отвергаются простым большинством голосов, за исключением предания суду членов палат. В этом случае требуется 2/3 голосов всех депутатов. Компетенция Народного веча довольно обширна: оно может издавать и отменять законы; объявлять амнистию; распускать 564 Глава Россия в XIX в. правительственные собрания держав в случае, если они престу- пили пределы своей власти; решать вопросы о налогах, займах, пенсиях и т. п.; утверждать бюджет; покровительствовать нау- кам, объявлять наследника, утверждать правителей держав. Заседания палат происходят при открытых дверях, и обе па- латы печатают журнал своих заседаний. Император представлен как высший чиновник российского правительства. Он не может изменять и отменять законы, рав- но как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верхов- ным начальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников. Монарх имеет право созывать обе палаты и изменять время заседаний палат, но не более чем на два месяца. Но он не может «употреблять войска во внутренно- сти России, в случае возмущения, без согласия Народного ве- ча». При вступлении на престол он приносит присягу Народно- му вечу. Императорское звание наследственное, но при пресе- чении династии народ имеет право сам избрать себе другого монарха. Вся деятельность императора контролируется представи- тельным органом. Даже поездку в другие страны он может со- вершать с согласия и под контролем Народного веча. Особы, составляющие семью государя, не пользуются никакими допол- нительными правами и привилегиями, они к тому же не могут избираться и назначаться на государственные должности. Цар- ское звание сохраняется по традиции, но женщины престол не наследуют. На содержание императора и его двора выделяется определенная сумма. Законодательная власть в каждой державе называется прави- тельствующим собранием. Она состоит из двух палат: Палаты выборных и Державной Думы. Палата выборных избирается сроком на один год. Дума избирается теми же избирателями, но на четыре года, с ежегодным переизбранием 1/4 всего числа ее членов. Компетенция палат определена Конституцией России (Уставом), и в ней предусмотрены широкие полномочия по раз- решению хозяйственных, административных и финансовых дел. Держава не является суверенной единицей и без согласия Народного вече не имеет права вступать в отношения с други- 3. Декабристы 565 ми государствами, отправлять послов, заключать мир и объяв- лять войну, чеканить монету, раздавать титул дворянства, нала- гать подати на ввоз Исполнительную власть в каждой державе осуществляют Державный правитель, его наместник и Совет, компетенция которых определена Конституцией. Судебная (Судная) власть отделена от административной и осуществляется довольно сложной системой судебных органов, включающей в себя уездные совестные суды, съезды совестных судов, областные суды и верховное судилище. В целом воззрения Муравьева по вопросам судоустройства и отправления правосу- дия носили либерально-демократический характер и были на- правлены на последовательное соблюдение требований закона. Защищая неприкосновенность личности, Муравьев отмечал, что никто не может быть заключен в темницу, кроме случаев, специально определенных законом. При задержании лицо сле- дует уведомить о причинах в течение 24 часов. Чиновник, нарушивший данное правило, должен быть наказан. Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, чем по закону, обнародованному до совершения преступления. «Вся- кая строгость, примененная к человеку при пре- вышающая предусмотренную законом, запрещается». «Домовой обыск», выемка бумаг и писем могут быть произведены только уполномоченными на то чиновниками и на основе соответст- вующих письменных документов. Нарушение этих правил вле- чет уголовную ответственность. Никакое нарушение закона не может быть оправдано повелением начальства. В подобном случае будут наказаны оба: нарушитель закона и лицо, подпи- савшее противозаконное повеление. Муравьева глубоко возмущало содержание тюрем в России, поэтому он в своем проекте предусмотрел их полное реформи- рование. Все государственные темницы (подземелья и казема- ты) подлежат полному уничтожению. Подследственные обви- няемые, а также заключенные за легкие проступки и несовер- шеннолетние не должны содержаться в одних местах с подсудимыми, вина которых установлена. Тюремные начальни- ки за свое бесчеловечное обращение с заключенными должны нести строгую ответственность. Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права должны, по его мысли, вводиться в дей- ствие немедленно после отмены старых порядков. Пестелев- 566 Глава 17. Россия в XIX в. ский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. «Весь план Песте- ля, — писал он, — был противен моему рассудку и образу мыс- лей». Муравьев называл его «варварским и противным нравст- венности». Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором усматривал опасность уста- новления революционной диктатуры. В плане Пестеля Муравь- ев находил не «учреждение правления в России на законах не- пременных», как писал о том сам Пестель, а, напротив, созда- ние условий, произвол и беззаконие. Муравьев полагал, что в своих конституционных проектах он предложил решение сложных социальных, политических и юридических проблем, обеспечивающее гражданам России ус- тановление законности и правосудия, охрану свободы и непри- косновенности личности, а также ее экономическое благополу- чие и процветание. 4. П. Я. Чаадаев Петр Яковлевич Чаадаев — один из самых свое- образных и драматических персонажей в истории русской мыс- ли. Человек громадного ума и общественного кругозора, он, по независящим от него причинам, смог дать лишь малую толику того, что мог бы дать. Он был другом видных декабристов, имел благотворное влияние на А. С. Пушкина, о нем думал А. С. Гри- боедов, когда писал Чацкого. В его доме на Басманной пооче- редно встречались будущие славянофилы и западники, либера- лы и консерваторы, известные иностранцы. Немецкий философ Ф. Шеллинг, с которым он переписывался, считал его самым умным человеком в России, а Пушкин воспринимал его равно- достойным Периклу в Афинах или Бруту в Риме. Этот выпуск- ник Московского университета и блестящий офицер, уйдя в от- ставку, посвятил себя углубленным занятиям философией (вна- чале за границей, затем у себя дома). Результатом их стали восемь «Философических писем» (первоначально в форме «Пи- сем по философии истории») 1 , которые нигде не печатали. Возможным прототипом для писем с всеобщей истории стало историософское творчество Вольтера, автора «Философских писем» название — «Письма об анг- и «Опыта о всеобщей истории нравов и духе народов». 4. П. Я. Чаадаев 567 И вдруг, без всякого участия с его стороны, в журнале «Теле- скоп» за сентябрь 1836 г. появляется первое «Философическое письмо» без имени автора. В итоге редактор журнала был отправлен в ссылку, цензор отстранен от должности, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Полицейский лекарь отныне ежедневно должен был посещать больного. На самой статье рукой Николая I сделана была такая запись: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Так состоялось удаление мыслителя от участия в общественной Чаадаев — преимущественно философ истории всего челове- чества, поэтому право и государственность народов Запада и Востока, в том числе и России, рассматриваются им также под этим углом зрения. Вся история человечества предстает у него постепенным приближением к возможному для него совершен- ству, процесс такого приближения протекает закономерно, хотя и неодинаково быстро и не одним и тем же путем. В этом не- равномерном движении есть и значительные завоевания, без использования которых все другие направления перемен не имеют своей собственной основной линии, самостоятельной ценности и жизненной силы. Самым значительным из таких достижений человечества он считал христианство, причем не его догматическую или мистическую стороны, а ту новую ори- ентацию, которую оно привнесло в содержание исторического развития. Таким образом, вопросы права и политики рассмат- ривались в наборе следующих историософских тем и проблем: человек, народ, человечество, Вселенная, Бог. Подлинными учителями в этом занятии для него стали, — правда, в разной степени — философы древности, Средних веков вре- мени. Среди них Платон, М. Монтень, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, в особенности Ф. Шеллинг, И. Кант, Ф. Ламеннэ, Б. Спиноза. Часто обращают внимание на то, как высоко Чаадаев оце- нивал исторический вклад католической церкви в осмысление и регулирование социальных вопросов в западноевропейских обществах. Между тем столь же высокой была у него оценка отдельных положительных сторон православия. Именно право- славие, по его мнению, сформировало на Руси духовное и ду- шевное устройство человека — «бескорыстие сердца и скром- ность ума, терпение и надежду, совестливость и самоотрече- ние». Православию мы обязаны «всеми лучшими народными 19 История и учений 568 Глава 17. Россия в XIX в. свойствами, своим величием, всем тем, что отличает нас от прочих народов и творит судьбы наши». Развивая эти мысли, он утверждал в очерке «Апология сума- сшедшего» (1837), оставшимся, к сожалению, незавершенным: «На Востоке мысль, углубившись в самое себя, уйдя в тишину, скрывшись в пустыню, предоставила общественной власти распо- ряжение всеми благами земли; на Западе идея, всюду кидаясь, вступаясь за все нужды человека, алкая счастья во всех видах, основала власть на принципе права; тем не менее и в той, и в дру- гой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь челове- ческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубо- ких мыслях и возвышенных созданиях». Истолкование особенностей русской истории проникнуто у Чаадаева сочетанием теологических и прогрессистских мотивов и аргументов. Главную причину отсталости и застойного суще- ствования России он увидел в отсутствии связи между этапами ее истории, а также в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. Все это превращало Россию в общество без дисциплины форм, в частности дисциплины логики, права, социальных условностей. В сравнении с римско-католической семьей народов Россия как бы отпала от человеческого рода. В ней мало что знают об идеях «долга, справедливости, права, порядка». Христианство пришло сюда из Византии, которая только что была отторгнута от всемирного братства европей- ских народов. Россия оказалась непричастной к этому чудо- творному источнику и сделалась жертвой монгольского завое- вания. После освобождения та же изолированность мешала воспользоваться идеями, возникшими за это время у западных соседей, и вместо этого мы попали под еще более жестокое рабство крепостной зависимости. В то время как весь мир пе- рестраивался заново, мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги, сложенные из бревен и соломы. «Словом, новые судьбы человеческого рода совершались помимо нас». После критики славянофилами его нелестного отзыва о раб- стве на Московской Руси, после обвинений консерваторов в презрительном антипатриотизме Чаадаев признает факт «пре- увеличения», но с большим достоинством («Я не научился лю- бить свою родину с закрытыми глазами...») отвергает нападки на избранный способ высказывания патриотических чувств. В «Апологии сумасшедшего» в этой связи было сказано: «С жизнью народов бывает почти то же, что с жизнью отдель- 4. П. Я. Чаадаев 569 ных людей. Всякий человек живет, но только человек гениаль- ный или поставленный в какие-нибудь особенные условия имеет настоящую историю... Настоящая история народа нач- нется лишь с того дня, когда он проникнется идеей, которая ему доверена и которую он призван осуществить, и когда нач- нет выполнять ее с тем настойчивым, хотя и скрытым, ин- стинктом, который ведет народы к их предназначению. Вот мо- мент, который я всеми силами моего сердца призываю для мо- ей родины...» Со времени Петра Великого мы думали, отмечает Чаадаев, что и мы идем вместе с народами Запада. Но вот появляется новая школа — школа новоиспеченного патриотизма — и гово- рит, что больше не нужно Запада и что надо разрушить созда- ние Петра Великого, забыв о том, что для нас Запад и чему нас обучила Европа. Чему нам завидовать на Западе — его религиозным войнам, его папству, рыцарству, инквизиции? Предоставленные самим себе — нашему светлому уму, плодо- творному началу, скрытому в недрах нашей мощной природы, особенно нашей святой вере — мы очень скоро «опередили бы все эти народы, преданные заблуждению и лжи». Социально-политическую программу славянофильской шко- лы, о которой здесь идет речь, Чаадаев относил к разряду ретро- спективных утопий. Ее суть он передавал такими словами: «Итак, удалимся на Восток, которого мы всюду касаемся, отку- да мы не так давно получили наши верования, законы, доброде- тели, словом, все, что сделало нас самым могущественным на- родом на земле. Старый Восток сходит со сцены: не мы ли его естественные наследники?» Расходясь со славянофилами в оценке «выгод нашего изоли- рованного положения», Чаадаев сближался с теми из них, кто воспринимал застойность как «спасительную неподвижность» в эпоху потрясений. В своих представлениях о путях спасения он был не менее утопичен, чем его оппоненты. Его программа конструировалась с учетом такого же небольшого числа осно- вополагающих факторов (религия, просвещение и облагоражи- вание нравов), как и у славянофилов (община, религия, само- державие). О европейских революциях 40-х гг. он отзывался как о впа- дении человечества в варварство и анархию и наступлении эпо- господства «посредственности». В этих условиях он стал ви- деть призвание России в том, чтобы «дать в свое время разре- 570 Глава 17. Россия в XIX в. шение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе». О перспективах социализма он заметил не без проницательно- сти, что «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники». При всех симпатиях к римско- католическому миру народов, в котором он находил гармонич- ное соединение религии с политикой, а также с наукой и духом общественных преобразований, он воздавал должное и плодам православия на Руси: здесь плоды составили не наука и благо- устроенный быт, а «духовное и душевное устройство челове- ка — бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надеж- да, совестливость и самоотречение. Ему мы обязаны всеми луч- шими народными свойствами, своим величием, всем тем, что отличает нас от прочих народов и творит судьбы наши» (из письма П. Вяземскому, 1847). Мы призваны, отмечал Чаадаев, быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые великим три- буналом человеческого духа и человеческого общества. В число собственных заслуг перед Россией он включал неизменную «любовь Отечества в его интересах, а не в своих собственных», а также свое стремление вместо «представительства идей» обза- вестись своими собственными идеями. Его обобщения и всеобщей истории благотворно повлияли на аналогичную ра- боту в среде западников и славянофилов, а также на позицию маркиза де автора книги «Россия в 1839 году». размышления о роли и судьбах церковной жизни на православ- ном Востоке и католическом Западе были подхвачены и про- должены В. С. Соловьевым. Некоторые его взгляды и оценки были усвоены в народничестве через посредство Герцена, осо- бенно мысль о своеобразных свойствах русского народа, делаю- щих его предрасположенным к ускоренному усвоению положи- тельного опыта, накопленного Западом в области культурной и политической. |