История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
Глава 18 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в. 1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в пер- вой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Гер- мания, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и зая- вившие о себе, самоопределялись через свое отношение к это- му историческому процессу. Французская буржуазная револю- ция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капи- тализма в Европе. У него оказалось много противников. Водворение буржуаз- ного, капиталистического уклада жизни встретили в штыки дво- рянско-аристократические, феодально-монархические круги, терявшие былые привилегии и желавшие реставрации старого, добуржуазного порядка. Комплекс их идей квалифицируется как консерватизм (в разных его вариантах). Яростно осуждали капи- талистические порядки и представители совсем другого, нежели консерваторы, социального лагеря. Последний составляли про- летаризирующиеся массы тружеников, разорявшиеся мелкие собственники и т. д. Капиталистическая система ввергла тогда эти слои в тяжелое состояние. Спасение виделось им в тоталь- ном отказе от мира цивилизации, основанного на частной соб- ственности, и установлении общности имущества. Такую анти- капиталистическую позицию выражал социализм. Своеобразно выглядела программа еще одного идеологического течения — анархизма. Не все из его сторонников являлись врагами буржуа- зии и частной собственности, однако практически единодушно выступали они против государства вообще (любого типа и лю- Общая характеристика 643 бой формы), усматривая в нем самую главную причину всех об- щественных зол. Соответственно отвергались ими капиталисти- ческая государственность, буржуазное законодательство и т. д. Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным тече- нием. Его приверженцы имелись в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили, конечно, в пер- вую очередь предпринимательские (промышленные и торго- вые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетская профессура. Концептуальное ядро либерализма образуют два основопо- лагающих тезиса. Первый — личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй — реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого кон- цептуального, смыслообразующего ядра концентрируются дру- гие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т. п. В 40-х гг. XIX в. возник марксизм — учение, возымевшее впоследствии большую притягательную силу. Его создатели Карл Маркс и Фридрих Энгельс пред- приняли попытку выяснить условия и указать пути упраздне- ния буржуазно-капиталистических порядков, наметить контуры строя, который наконец разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное развитие личности. Увлеченные прежде всего и главным образом решением та- кой задачи, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к рас- смотрению вопросов власти, государства, права, законодатель- ства, политики. Плодом такого обращения явилась марксист- ская, историко-материалистическая концепция государства и права. Вторая половина XIX в. в Европе (прежде всего в Западной) отличается рядом характерных черт. Во многих странах конти- нента достаточно прочно утверждаются буржуазные порядки. 644 Глава Западная Европа в XIX в. Дальнейшее развитие получает капиталистическая рыночная экономика со своей сложной инфраструктурой. Внедряются в жизнь институты, обеспечивающие включение в политический процесс все более широких слоев населения. Происходит по- степенная демократизация этого процесса. Крепнет движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и оно добивает- ся определенных успехов. На общественную арену в качестве самостоятельной организованной силы выходит пролетариат, создающий свои профсоюзы, партии, прессу и активно отстаи- вающий собственные классовые интересы. Все отчетливей главная линия идеологического противо- стояния начинает проходить не между адептами старого, фео- дально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя. Теперь тем и другим противостоят приверженцы социа- листических преобразований. Это, однако, не значит, что в по- литико-правовых взглядах тех, кто так или иначе выступал за сохранение status quo, имело место полное единство, напротив, разброс политико-правовых представлений в их среде был весь- ма велик — от либерально-демократических до элитистских, авторитарных и т. п. Столь же неоднородной являлась мировоз- зренческая основа таких представлений. XIX в. унаследовал от XVIII в. понятие поступательного движения человечества. Идея прогресса, т. е. мысль о законо- мерном переходе от низших форм цивилизации к более высо- ким и совершенным ее формам, присутствовала и давала себя знать в общетеоретических позициях многих тогдашних иссле- дователей государства и права. Век Просвещения передал также своему преемнику идею рационального устройства мира, убеж- дение в могуществе человеческого разума, способного постичь тайны природного и социального бытия. Конечно, не каждый теоретик государства и права выступал (в интересующий нас сейчас период) под знаменем рационализма, был преисполнен познавательного оптимизма и проч. Но во всяком случае несо- мненно, что в XIX в. рационалистические установки в целом весьма основательно вошли в ткань обществоведения. Влиятельным интеллектуальным движением на протяжении всего XIX в. был позитивизм. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствовавших прежде спекулятивных философских систем решить проблемы, выдвинутые бурным развитием производительных сил, техни- 2. Английский либерализм 645 ческих знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальни- ки и их последователи старались отбросить «метафизические» конструкции (традиционную философию, идеологию и т. п.) и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством «беспредпосылочного» оперирования одними лишь «чистыми» фактами можно по- строить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию. Причем такую же точную и достоверную науку, как естествознание. Во второй половине XIX в. в целом усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры — дисципли- ны физико-математического цикла — уступали свое место био- логии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Привле- кательностью для обществоведов обладали идеи органицизма. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать раз- личные социальные объекты не по модели машины, стабильно- го механического агрегата, но как целостные динамичные, из- меняющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами и функ- циями. Панорама интеллектуальной жизни второй половины XIX в. будет неполной без упоминания таких явлений, как попытки возвысить авторитет иррационализма, распространение религи- озно-философских и религиозно-политических доктрин, обос- нование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и борьбы и т. д., эти явления заметно усилились в послед- ние десятилетия XIX в. Не все представления о государстве, власти, праве, которые составили западноевропейское политико-юридическое знание XIX в., сохранили свою теоретическую и практическую значи- мость за пределами этого столетия. Однако их немалая часть была востребована XX в. и оказывает заметное влияние на раз- витие современной науки о государстве и праве. 2. Английский либерализм Последняя треть XVIII в. — время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы 646 Глава Западная Европа в XIX в. содействовали этому обстоятельству, и многие характерные яв- ления сопутствовали ему. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала проис- ходившие в стране крупные социально-исторические переме- ны. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и по- ощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновен- ности сферы частной жизнедеятельности людей и т. п. Возобладало убеждение, что поступками индивида как част- ного собственника движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих дейст- вий максимальной личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно сочетать собственную позицию с позицией других индивидов, других членов общества, с тем чтобы в рамках достижения сов- местного, общего блага добиваться удовлетворения собствен- ных потребностей. В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748—1832). Он явился родоначальником тео- рии утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философ- ских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских мате- риалистов XVIII в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре по- стулата, лежащих в ее основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой дея- Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (доб- ра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максими- зация всеобщей пользы путем установления гармонии индиви- дуальных и общественных интересов есть цель развития чело- вечества. Эти постулаты служили Бентаму опорами при им политики, государства, права, законодательства и т. д. Его по- литико-юридические взгляды изложены во «Введении в осно- вания нравственности и законодательства» (1789), во «Фраг- менте о правительстве» (1776), «Руководящих началах консти- туционного кодекса для всех государств» (1828), «Деонтологии, или Науке о морали» и др. 2. Английский либерализм 647 Давно и прочно числится в ряду столпов европей- ского либерализма XIX в. И не без основания. Но у бентамов- ского либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, о са- моутверждении индивида, обеспечиваемом частной собствен- ностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Чело- век сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не по- лагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не по- зволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества». Что касается категории «свобода», то она претила ему. Бен- там видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Отсюда понятен враждебный бентамовский выпад против сво- боды: «Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова свобода и его производные». Свобода и права личности были для Бентама истинными во- площениями зла, потому он не признавал и отвергал их, как от- вергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Права человека, по Бен- таму, суть чепуха, а неотъемлемые права человека — просто че- пуха на ходулях. Французская Декларация прав человека и гра- жданина, согласно Бентаму, «метафизическое произведение», части (статьи) которого возможно разделить на три класса: а) невразумительные, б) ложные, в) одновременно и невразуми- тельные, и ложные. Он утверждает, будто «эти естественные, не- отчуждаемые и священные права никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было конститу- ции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...». Резко критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различе- ния права и закона. Причина такого отрицания данной идеи скорее не столько теоретическая, сколько прагматически-поли- тическая. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл. «В этом противозаконном смысле слово право является вели- 648 Глава Западная Европа в XIX в. чайшим врагом разума и самым страшным разрушителем пра- вительства... Вместо того чтобы обсуждать законы по их по- следствиям, вместо того чтобы хороши они или дурны, эти фанатики рассматривают их в отношении к этому мнимому естественному праву, т. е. они заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения». Бентама справед- ливо называют одним из пионеров позитивизма в юридической науке Нового времени. Не разделял он также мнение о том, что общество и госу- дарство возникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис, как фикцию. В вопросах организации государственной власти (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонни- ком республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и су- дебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не со- глашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он — за их кооперацию, взаимодействие, ибо «эта взаимная за- висимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерыв- ный ход... Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского Бен- там выступал за введение в Англии однопалатной парламент- ской системы и упразднение палаты лордов. С точки зрения Бентама, демократизировать следует не только организацию непосредственно государственной власти. Демократизации подлежит в целом вся политическая система общества. В этой связи он ратует, в частности, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление из- бирательного права также и женщинам. Он надеялся, что с по- мощью институтов демократии (в том числе таких, как свобод- ная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т. п.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей. Назначение правительства, по Бентаму, — гарантировать в первую очередь безопасность и собственность подданных госу- 2. Английский либерализм 649 дарства, т. е. выполнять по преимуществу охранительные функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что яв- ляется счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направ- лениях и границах. По этому вопросу он высказывался неодно- значно. Однако в принципе склонялся к тому, что во всяком случае прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, поскольку может привести к весьма нега- тивным результатам. Надо помнить, что Бентам был учеником и последователем А. Смита. Заслуга Бентама — в его стремлении освободить законода- тельство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-эконо- мическими и политическими переменами; он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сде- лать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей обществен- ной системы, по Бентаму, — наибольшее счастье наибольшего числа людей. История политико-юридической мысли вв. свиде- тельствует о том, что ряд идей Бентама оказал ощутимое влия- ние на развитие правовой науки. Так, бентамовское соотнесе- ние законодательства с социальными целями и балансом инте- ресов послужило становлению социологической школы права. С другой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотноше- нии естественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права. Англия — родина европейского либерализма — дала в XIX в. миру многих достойных его представителей. Но и среди них своей незаурядностью и силой воздействия на идеологическую жизнь эпохи, на последующие судьбы либерально-демократи- ческой мысли выделяется Джон Стюарт Милль (1806—1873), пользовавшийся, кстати, большой популярностью в кругах рос- сийской интеллигенции. Взгляды этого классика либерализма на государство, власть, право, закон изложены им в таких тру- дах, как «О свободе» «Размышления о представительном правлении» (1861), «Основания политической экономии с не- которыми их приложениями к социальной философии» (1848). 650 Глава Западная Европа в XIX в. Начав свою научно-литературную деятельность в качестве приверженца бентамовского утилитаризма, Милль затем отхо- дит от него. Он, например, пришел к выводу, что нельзя всю нравственность базировать целиком лишь на постулате личной экономической выгоды индивида и на вере в то, что удовлетво- рение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически приведет к благополучию всех. По его мнению, принцип достижения личного счастья (удовольствия) может «срабатывать», если только он неразрывно, органически связан с другой руководящей идеей: идеей необходимости |