Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальная свобода

  • Милль

  • Государственность такова, каково общество 652 Глава Западная Европа в XIX в.в целом

  • порядок в государстве выступает непременным условием про- гресса

  • порядок, основанный на свободе, — непременное усло- вие прогресса

  • 3. Французский либерализм

  • Стержень конструкций Констана — проблема индивидуальной свободы.

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница58 из 87
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   87
    со-
    гласования интересов, притом согласования не только интересов
    отдельных индивидов, но также и интересов социальных.
    Для Милля характерна ориентация на конструирование
    «нравственных», а стало быть (в его понимании), правильных,
    моделей политико-юридического устройства общества. Сам он говорит об этом так: «Я смотрел теперь на выбор политических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зре- ния, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее проявление нравственности, добродетели, по Миллю, — иде- альное благородство, находящее выражение в подвижничестве ради счастья других, в самоотверженном служении обществу.
    Все это может быть уделом только свободного человека.
    Свобода индивида — та «командная высота», с которой Милль рассматривает ключевые для себя политические и правовые проблемы. Их перечень традиционен для либерализма: предпо- сылки и содержание свободы человеческой личности, свобода,
    порядок и прогресс, оптимальный политический строй, грани- цы государственного интервенционизма и т. п.
    Индивидуальная свобода, в трактовке Милля, означает абсо-
    лютную независимость человека в сфере тех действий, которые
    прямо касаются только его самого; она означает возможность человека быть в границах этой сферы господином над самим собой действовать в ней по своему собственному разуме- нию. В качестве граней индивидуальной свободы Милль вы- деляет, в частности, следующие моменты: свобода мысли и мнения (выражаемого вовне), свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жиз- ненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.
    Все эти и родственные им свободы — абсолютно необходи- мые условия для развития, самоосуществления индивида и

    2. Английский либерализм 651
    вместе с тем заслон от всяких посягательств извне на автоно- мию
    Угроза такой автономии исходит, по Миллю, не от одних только институтов государства, не «только от правительствен- ной тирании», но и от «тирании господствующего в обществе мнения», взглядов большинства. Духовно-нравственный деспо- тизм, нередко практикуемый большинством общества, может оставлять по своей жестокости далеко позади «даже то, что мы находим в политических идеалах самых строгих дисциплинато- ров из числа древних философов».
    Обличение Миллем деспотизма общественного мнения весьма симптоматично. Оно своеобразный индикатор того,
    что начавшая утверждаться в середине XIX в. в Западной Ев- ропе «массовая демократия» чревата нивелированием лично- сти, «усреднением» человека, подавлением индивидуальности.
    Милль верно уловил эту опасность.
    Из сказанного выше вовсе не вытекает, будто ни государст- во, ни общественное мнение в принципе неправомочны осуще- ствлять легальное преследование, моральное принуждение.
    И то и другое оправданно, если с их помощью предупреждают- ся (пресекаются) действия индивида, наносящие вред окру- жающим его людям, обществу. Показательно в данной связи то, что Милль ни в коем случае не отождествляет индивидуаль-
    ную свободу с самочинностью, вседозволенностью и прочими асо-
    циальными вещами. Когда он говорит о свободе индивидов, то имеет в виду людей, уже приобщенных к цивилизации, окуль- туренных, достигших некоторого заметного уровня граждан- ско-нравственного развития.
    Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в за- висимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие. Признание такой за- висимости побуждает Милля пересмотреть раннелиберальную точку зрения на государство. Он отказывается видеть в нем уч- реждение, плохое по самой своей природе, от которого лишь претерпевает, страдает априори хорошее, неизменно доброде- тельное общество. «В конце концов, — заключает Милль, —
    государство всегда бывает не лучше и не хуже, чем индивиды,
    его составляющие». Государственность такова, каково общество

    652 Глава
    Западная Европа в XIX в.
    в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за состояние. Главное условие существования достойного госу- дарства — самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.
    Милль полагает, что государство, гарантирующее все виды индивидуальных свобод и притом одинаково для всех своих граждан, способно установить у себя и надлежащий порядок.
    В узком смысле слова он (порядок) означает
    Милль подчеркивает: «Власть, которая не умеет заставить пови- новаться своим приказаниям, не управляет». Повиновение, по- слушание вообще является, на взгляд Милля, первым призна- ком всякой цивилизации. Ведя речь о повиновении властям, он говорит, в частности, о том, что люди обязаны не нарушать за- конные права и интересы других индивидов. Соблюдая обще- обязательные правила, они должны также нести ту долю забот,
    «которая приходится на каждого, в целях защиты общества или его членов от вреда и обид». Свободная личность, по Миллю,
    есть вместе с тем личность законопослушная.
    В более же широком смысле «порядок означает, что общест- венное спокойствие не нарушается никаким насилием частных лиц»; сюда же относится такая характеристика порядка: он
    «есть охранение существующих уже благ всякого рода». Ему не случайно уделяется столь большое внимание. Вызвано оно тем,
    что порядок в государстве выступает непременным условием про-
    гресса, т. е. постепенного совершенствования, улучшения чело- вечества в умственном, нравственном и социальном отноше- ниях.
    Милль — приверженец и идеолог исторического прогресса.
    Однако он считает, что дело улучшения человечества не всегда бывает праведным. Оно может вступить в противоречие с духом свободы, если совершается насильственно, «вопреки желанию тех, кого это улучшение касается, и тогда дух свободы, сопро- тивляясь такому стремлению, может даже оказаться заодно с противниками улучшения». Индивидуальная свобода есть мощный, постоянный и самый надежный генератор всяких улучшений в обществе. Благодаря чему она имеет такое громад- ное значение для социального прогресса? Где истоки ее созида- тельной силы? Милль на подобного рода вопросы отвечает сле- дующим образом: «Там, где существует свобода, там может быть столько же независимых центров улучшения,
    ин-

    2. Английский либерализм 653
    дивидов». Исторический прогресс имеет место благодаря энер- гии, конструктивным усилиям свободного индивида, соединен- ным с энергией, конструктивными усилиями всех его сограж- дан, таких же свободных индивидов.
    Если порядок, основанный на свободе, — непременное усло-
    вие прогресса, то залогом прочности и стабильности самого порядка является, по Миллю, хорошо устроенная и правиль- но функционирующая государственность. Ее наилучшей фор- мой, идеальным типом он считает представительное правле- ние, при котором «весь народ или по меньшей мере значи- тельная его часть пользуется через посредство периодически избираемых депутатов высшей контролирующей властью...
    этой высшей властью народ должен обладать во всей ее пол- ноте». В силу обладания такой властью, базирующейся на праве всех людей участвовать в общем управлении, народ
    «должен руководить, когда ему это захочется, всеми меро- приятиями правительства».
    В рассуждениях о представительном правлении Милль про- водит одну из главных своих политических идей — идею непо- средственной причастности народа к устройству и деятельности государства, ответственности народа за состояние государст- венности. Представительное правление учреждается по выбору народа, предрасположенного принять данную государственную форму. Это во-первых. Во-вторых, «народ должен иметь жела- ние и способность выполнить все необходимое для ее поддерж- ки». Наконец, в-третьих, «этот народ должен иметь желание и способность выполнять обязанности и функции, возлагаемые на него этой формой правления».
    Целей у хорошо устроенной и правильно функционирую- щей государственности несколько: защита интересов личности и собственности, содействие росту благосостояния людей, уве- личение положительных социальных качеств в индивиде. «Луч- шим правительством для всякого народа будет то, которое смо- жет помочь народу идти вперед».
    Есть еще один существенный отличительный признак хоро- шо организованного и правильно функционирующего государ- ства — качество государственного механизма, совокупности со- ответствующих политических установлений. Достоинство тако- го механизма Милль связывает, в частности, с его устройством на основе принципа разделения властей. Автор «Рассуждений о представительном правлении» — сторонник четкого разграни-

    654 Глава
    Западная Европа в XIX в.
    чения их компетенции, особенно компетенции законодатель- ной и исполнительной властей. Законодательная власть в лице парламента призвана заниматься, естественно, законотворчест- вом. Но не им одним. Ей надлежит осуществлять наблюдение и контроль над правительством, отстранять «от должности лю- дей, составляющих правительство, если они злоупотребляют своими полномочиями или выполняют их противоположно но выраженному мнению нации... Кроме того, парламент обла- дает еще другой функцией — служить для нации местом выра- жения жалоб и различнейших мнений». Милль отмечает и не- гативные тенденции, свойственные деятельности парламентов,
    вообще представительных собраний: в них «всегда сильно стремление все более и более вмешиваться в частности управ- ления».
    Однако задачи управления — не их задачи. Они должны ре- шаться администрацией. Так, «центральная административная власть должна... наблюдать за исполнением законов и, если за- коны не исполняются надлежащим образом... должна обра- щаться к суду для восстановления силы закона, или к избирате- лям для устранения от должности лица, не исполняющего зако- ны как следует».
    Миллевский либерализм не только стоит, таким образом,
    на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и вы- ступает за организацию самого государственного механизма на демократических и правовых началах. Отсюда понятно, что
    концепция правового государства является одним из необходимых
    органических воплощений либеральной
    Для нее также характерна и традиционная постановка во- проса о направлениях и границах деятельности аппарата госу- дарственной власти, об объеме выполняемых им функций. Са- ма постановка подобного вопроса была исторически обуслов- лена.
    Ее мотивировало стремление социальных сил, заинтересо- ванных в утверждении буржуазного миропорядка, в сокруше- нии всевластия абсолютистско-монархических режимов, кото- рые жестко регламентировали общественную жизнь, сковывали свободу индивида, частную инициативу, личный почин.
    Проблема определения тех сфер человеческой деятельности,
    которые должны быть объектами государственного воздействия и на которые должна непосредственно распространяться власть

    2. Английский либерализм 655
    государства, для Милля в числе приоритетных и актуальных.
    Анализ ее приводит Милля к ряду важных выводов. Он убеж- дается в том, что «правительственные функции... меняются,
    следуя различным состояниям общества: они обширнее у от- сталого народа, чем у передового». Другой его вывод не менее значим как в теоретическом, так и в методологическом отно- шении: «общепризнанные функции государственной власти простираются далеко за пределы любых ограничительных барь- еров, и функциям этим вряд ли можно найти некое единое обоснование и оправдание, помимо соображений практиче- ской целесообразности. Нельзя также отыскать какое-то еди- ное правило для ограничения сферы вмешательства правитель- ства, за исключением простого, но расплывчатого положения о том, что вмешательство это следует допускать при наличии особо веских соображений практической целесообразности».
    Ясно понимая объективную необходимость общепризнан- ных функций государства, понимая реальную потребность страны иметь государство, способное действенно осуществлять такого рода функции, Милль вместе с тем порицает расшире- ние правительственной деятельности как самоцель, осуждает стремление государственных чиновников «присвоить неогра- ниченную власть и незаконно нарушать свободу частной жиз- ни». Это, по мнению Милля, «усиливает правительственное влияние на индивидов, увеличивает число людей, возлагающих на правительство свои надежды и опасения, превращает дея- тельных и честолюбивых членов общества в простых слуг пра- вительства».
    Когда аппарат государства подменяет своей собственной чрезмерной деятельностью свободную индивидуальную (и кол- лективную) деятельность людей, активные усилия самого наро- да, тогда закономерно начинают удовлетворяться прежде всего интересы государственной бюрократии, а не управляемых, не народа. Однако еще большее зло заключается в том, что в ре- зультате такой подмены народ поражается болезнью социаль- ной пассивности, его охватывают настроения иждивенчества.
    В нем убивается дух свободы, парализуется сознание личного достоинства, чувство ответственности за происходящее вокруг.
    При подобном обороте дела общество в гражданско-нравствен- ном плане неизбежно деградирует. За этим наступает и деграда- ция государственности. Либерал Милль был решительно про- тив такой перспективы.

    656 Глава
    Западная Европа в XIX в.
    3. Французский либерализм
    Падение Наполеона и его режима, возвращение на трон ди- настии Бурбонов не остановило той классовой борьбы, которая развернулась во Франции с 1789 г. за утверждение в стране но- вых, капиталистических отношений. Дворянская аристократия продолжала отстаивать феодальные начала, хотя была вынужде- на пойти на установление конституционной монархии, на при- знание основных экономических и политико-юридических за- воеваний революции. Промышленная и торговая буржуазия упорно боролась против реставрации старых порядков, сослов- ных привилегий, настойчиво защищала свободу индивида и ра- венство всех перед законом. Антифеодальную идеологию фран- цузской буржуазии в первой половине XIX в. выражали многие талантливые политические мыслители. Среди них своей значи- тельностью явно выделяются Б. Констан и А. Токвиль.
    Большую часть работ по вопросам политики, власти, госу- дарства Бенжамен Констан
    которого исследовате- ли считают даже духовным отцом либерализма на Европейском континенте, написал в период между гг. Затем он их собрал и свел в «Курс конституционной политики» (1818—
    излагавший в удобной систематической форме либераль- ное учение о государстве. Правда, увидел свет этот «Курс» уже после смерти самого автора.
    Стержень
    конструкций Констана —
    проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового време- ни (чью сторону держит Констан) эта свобода есть нечто иное,
    нежели свобода, которой обладали люди в античном мире.
    У древних греков и римлян она заключалась в возможности кол- лективного осуществления гражданами верховной власти, в воз- можности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода, которая бытовала в эпоху античности, совмещалась с почти полным подчинением индивида публичной власти и оставляла весьма небольшое про- странство для проявлений индивидуальной независимости.
    Свобода же современного европейца (и только она приемле- ма для Констана) — личная независимость, самостоятельность,
    безопасность, право влиять на управление государством. Пря- мое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных эле- ментов данного типа свободы. -

    3. Французский либерализм 657
    Материальная и духовная автономия человека, его надеж- ная защищенность законом (в особенности правовая защищен- ность частной собственности) стоят у Констана на первом мес- те и тогда, когда он рассматривает проблему индвидуальной свободы в практически-политическом плане. С его точки зре- ния, этим ценностям должны быть подчинены цели и устрой- ство государства. Естественным ему кажется такой порядок ор- ганизации политической жизни, при котором институты госу- дарства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а са- ма государственность в качестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов
    (союзов) людей.
    Констан уверен: люди, будучи свободными, в состоянии са- мостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они спо- собны за счет своих индивидуальных усилий и без воздействия какой-либо надличностной силы обеспечить себе достойное су- ществование. Руководствуясь этими представлениями, Констан серьезно корректирует руссоистский тезис о необходимости всемогущества народного суверенитета. Его границы должны кончаться там, где начинается «независимость частного лица и собственная жизнь» (индивида. — Л.
    Наличие подобных рамок превращает сдерживание власти и контроль над ней в краеугольные принципы политико-институционального уст- ройства общества.
    Однако Констан отнюдь не принадлежит к тем либералам,
    которые хотят, чтобы государство вообще было слабым, чтобы его оказывалось как можно меньше. Он настаивает на ином: на жестком определении конкретной меры социальной полезно- сти институтов власти, на точном установлении пределов их компетенции. Эти же самые процедуры, по сути дела, очерчи- вают как нужный обществу объем государственной власти, так и необходимое количество (и качество) требуемых государству прав. Недопустимо ослаблять силу того государства, которое действует сообразно указанным прерогативам: «Не нужно, что- бы правительство выходило из своей сферы, но власть его в своей области должна быть неограниченной». Политическим идеалом Констана никогда не было государство пассивное и маломощное.
    Современное государство должно быть по форме, как пола- гал Констан, конституционной монархией. Предпочтение кон-

    658 Глава 18. Западная Европа в XIX в.
    ституционно-монархическому устройству отдается не случайно.
    В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, «нейтральную власть». Она — вне трех «классических» властей (законодательной, исполнитель- ной, судебной), независима от них и потому способна (и обяза- на) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную дея- тельность. «Король вполне заинтересован в том, чтобы ни одна власть не ниспровергала другой, а напротив, чтобы они взаим- но поддерживали друг друга и действовали в согласии и гармо- нии».
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   87


    написать администратору сайта