История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
Личная свобода каждого — первая заповедь существования фурьеристской фаланги. Она «не допускает никакого принуди- тельного устава, никаких монастырских стеснений». Для Фурье свобода является большей ценностью, чем равенство. Равенст- во личных свобод он ставит очень высоко. Но ему претит такое равенство, которое базируется не на свободе, а обеспечивается лишь суровой и скрупулезной регламентацией всех сторон жиз- ни людей. Фаланга знает, конечно, свои общеобязательные нормы, но они издаются с согласия всего коллектива и потому соблюдаются всеми сознательно, добровольно. Фаланги у Фурье — автономные и не зависящие друг от друга социальные образования. Они не связаны между собой в единую целостную систему, хотя и координируют свою деятельность. Центральная власть и ее аппарат, которые все же сохраняются в будущем обществе, не имеют никакого права серьезно вме- 5. Утопический социализм 675 шиваться во внутреннюю жизнь фаланг, опекать их, руково- дить ими и т. д. Эта грешившая анархизмом установка Фурье явно шла вразрез с объективными тенденциями политического развития, происходившего в Новое время. По сравнению со своими французскими современниками А. Сен-Симоном и Ш. Фурье крупнейший английский социа- лист Роберт Оуэн (1771—1858) выступил уже в период промыш- ленной революции и вызванного ею обострения классовых конфликтов, присущих тогдашнему капиталистическому обще- ству. Эти обстоятельства, а также ряд фактов биографического порядка обусловили специфику системы оуэновских реформа- торских воззрений. Она сложилась к 20-м гг. XIX в.; в после- дующие десятилетия ее развивал и комментировал как сам Оу- эн, так и его сторонники. Центральное звено этой системы взглядов — учение о ха- рактере человека. Оуэн исходил из того, что человеческий ха- рактер есть результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды, которая играет в таком взаимодействии главную роль. Подобным же образом, т. е. под определяющим влиянием внешних условий жизни, формиру- ются характеры целых общественных классов. Оуэн был уверен в том, что предложенное им учение о характере человека от- крывает людям истинный путь к разумному и справедливо уст- роенному обществу. Если характер, сознание и судьбы людей формирует внеш- няя среда, а таковой являются капиталистические отношения, то как раз они ответственны за темноту и невежество масс, падение нравов, господство духа алчности и ненависти, ответ- ственны за искалеченные всевозможными пороками челове- ческие жизни. Основной виновник всех социальных зол — ча- стная собственность. Оуэн гораздо энергичнее и последо- вательнее выступал против строя частнособственнических отношений, чем Сен-Симон и Фурье. Осуждая современные ему социально-экономические по- рядки, Оуэн вместе с тем осознал, что имеющие место при ка- питализме прогресс производительных сил, рост крупной про- мышленности (распространение фабричной системы), подъем и широкое использование научно-технического знания порож- дают «необходимость иной и более высокой структуры общест- ва». Он считал, что все эти изменения происходят объективно, согласно законам природы и являются обязательными подгото- 676 Глава Западная Европа в XIX в. вительными ступенями, «ведущими к великой и важной соци- альной революции, которая приближается». Обращясь к проблеме средств и методов осуществления «благодетельной перемены в человеческих делах», он рассчиты- вает прежде всего на революцию в сознании людей, которую могут произвести пропаганда основных истин «науки о форми- ровании характера», а также примеры практического создания отдельных частей «более высокой структуры общества» в рам- ках наличной «иррациональной», «дурной системы лжи, бедно- сти и несчастья». Оуэн надеялся, например, на то, что с помо- щью законов, издаваемых государством, можно будет в некото- рой степени подойти к проведению обширных реформ в пользу трудящихся. Он выступал, в частности, за «гуманное фабричное законодательство», ратовал за общенациональную систему «воспитания бедных, низших слоев населения с санкции пра- вительства, но под наблюдением страны и при ее руководстве». Оуэн был весьма озабочен тем, чтобы уже начавшаяся, по его мнению, революция обрела форму исключительно мирных и постепенных преобразований. При этом он очень хотел избе- жать двух вещей. Во-первых, превращения революции в на- сильственный переворот. Во-вторых, совершения революции во бескультурья темными, невежественными людьми. Ему казалось, что акты насилия и развязываемый социальный хаос лишь усугубят и без того ужасное состояние общества, от- бросят человечество назад, задержат наступление светлого цар- ства разума. Такой итог окажется фатально неминуемым, если вдобавок революцию станут делать люди, для этого совершенно неподготовленные, обуреваемые жаждой классового возмездия. «Как бы ни были существующие системы безумны,— утверждал Оуэн, — их нельзя разрушать руками людей некомпетентных и грубых». Благодаря чему же удастся все-таки совершить этот переход в светлое царство разума? Согласно Оуэну, его помогут совер- шить отдельные индивиды и группы людей, располагающие не- обходимыми для основания коммунистических поселений ка- питалами и руководствующиеся доброй волей. Этими людьми могут явиться монархи, министры, архиепископы, землевла- дельцы, промышленники (на них Оуэн рассчитывал особо), во- обще богатые филантропы, а также целые графства, приходы, ассоциации средних классов, фермеры, купцы, ремесленники, 5. Утопический социализм 677 сами фабричные рабочие. Утопизм такого предположения слишком очевиден. Общим окончательным итогом реформаторской деятельно- сти всех заинтересованных в ней лиц и классов, организаций и институтов явится, по Оуэну, возникновение «разумной и бла- гой системы истины, богатства и счастья», или системы «еди- нения общественной собственности и кооперации», или «ново- го нравственного мира» (какого-то одного устойчивого обозна- чения грядущий строй у Оуэна не получил). Единицей, «молекулой» этого грядущего строя выступает в планах Оуэна самообеспечивающаяся коммуна, «поселок общ- ности». «Поселки общности» группируются в федерации на- ционального масштаба (державы), а затем объединяются и в масштабе международном. В течение нескольких лет они рас- пространяются по всей планете. Одновременно на всем зем- ном шаре начинает действовать один свод законов, один по- рядок управления. Население Земли становится одной боль- шой семьей. Оуэн разработал конституцию «поселков общности». Со- гласно данной конституции, эти коммуны (с числом членов от 300 до 3000 человек каждая) должны были строиться и функ- ционировать на основе коллективного труда, общественной (и только общественной!) собственности, равенства прав и обя- занностей всех входящих в них лиц. Между членами коммуны устанавливаются отношения искренней взаимопомощи. Прояв- ляется коллективная забота о больных, престарелых, нетрудо- способных и т. д. Вводится рациональная и гуманная система обучения и воспитания подрастающих поколений. Облагоражи- ваются нравы, и отпадает необходимость в поощрениях и нака- заниях. В гг. позапрошлого столетия в духовной жизни За- падной Европы знаменательную роль сыграли концепции рево- люционно-утопического коммунизма. Джеймс Бронтер О'Брайен (в Англии), Огюст Бланки и Теодор Дезами (во Франции), Виль- гельм Вейтлинг (в Германии) и другие прямо и непосредственно выступили от имени борющегося рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Их политическая програм- ма синтезировала революционные традиции, заложенные Г. Бабёфом, с содержательной критикой тогдашней буржуазной цивилизации, предпринятой Сен-Симоном, Фурье, Оуэном. 678 Глава Западная Европа в XIX в. Наиболее значимые моменты этой программы суть следую- щие. Существующие государства, правовые системы, законы, юридические процедуры и проч. — орудия насилия на службе частной собственности. Демократические права и свободы, провозглашенные во времена буржуазных революций, оказа- лись на деле недоступными обездоленному и угнетенному на- роду. Фактически они лишь скрывают господство денежного мешка, могущество капитала. Буржуазные революции не устра- няют (да и не могут устранить) страданий и горя народа, вызы- ваемых режимом частной собственности, который защищают солдатский штык, сабля полицейского, чиновничий рескрипт и судейский приговор. Абсолютно необходима еще одна, на сей раз уже последняя революция, которая ликвидирует частную собственность, уничтожит все порождаемое ею социальное зло; она обеспечит, наконец, подлинное благоденствие людей труда, пролетариев. Заранее нельзя декретировать какие-то общеобязательные формы и методы революционного переустройства общества. Они зависят от многих конкретных причин, обстоятельств. Но что является безусловной предпосылкой успешного проведе- ния коренных общественных преобразований, так это самое решительное отстранение эксплуататоров от руководства госу- дарством и взятие народом всей власти в свои руки. Чтобы трудящиеся могли социальную почву от обломков старого строя и создать коммунистический порядок, нужен оп- ределенный исторический отрезок времени — переходный пе- риод. В приведенных выше положениях нетрудно распознать за- родыш идеи политического господства рабочего класса как не- обходимого результата социалистической революции. Извест- но, что эта идея, выдвинутая и обоснованная К. Марксом, яви- лась одной из центральных в историко-материалистическом учении о государстве и праве. 6. Конт Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Конт провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую науч- ным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшествен- 6. Конт 679 ников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. и А. Сен-Си- мона. Особо следует отметить влияние на него социальной фи- лософии А. Сен-Симона. Анн Робер Жак Тюрго в своих рассужде- ниях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяет- ся с предшествующими. Особенно это заметно на примере язы- ка и письма, которые дают возможность передавать идеи по- следующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям. Сам род человеческий представлялся Тюрго развивающимся (подобно индивидам — от детства к зрелости) и во многом за- висящим от изменений в мире физических явлений. Все физи- ческие явления воспринимались людьми вначале как действия божественных сил, затем как действия неких сущностных сил и лишь на последнем, третьем этапе или стадии развития челове- ческого познания было подмечено механическое воздействие вещей друг на друга, поддающееся механическому выражению, эмпирическим обоснованиям или гипотетическим объяснени- ям. В этих трех состояниях человеческого понимания явлений внешнего мира уже намечены контуры предложенного закона трех состояний, которые претерпевает человеческое по- и мышление (героическая, метафизическая и позитив- ная стадии прогресса человеческого познания мира). Другая область размышлений Тюрго была связана с обоснованием не- обходимости исследовать общие и частные причины общест- венных перемен, а также свободных действий великих людей в их отношении к природе самого человека и в их соотношении с механикой моральных сил. Еще ближе для был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743—1794), которого можно считать основоположником взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на об- ласть применения счетно-решающих приемов анализа и обоб- щений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философ- скому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе про- шлого философия способна обнаружить некую совокупность 680 Глава Западная Европа в XIX в. усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части. Историческое движение предстает у Кондорсе закономер- ным развитием человеческого духа в целом и научного знания в особенности. К числу бесспорных завоеваний человеческого разума Кон- дорсе относил идею природного равенства людей в познании всех истин (такова была одна из идей Декарта), а также в стремлении людей к защите личных интересов, прав и свобод. В результате этого, отмечал Кондорсе, «никто уже не осмеливал- ся разделять людей на две различные расы, у которых одна пред- назначена управлять, другая — подчиняться, одна призвана лгать, другая — быть обманутой...». Поскольку в обществе все еще су- ществует фактическое неравенство (неравенство богатства, со- циального положения и образования), главным приемом ослаб- ления всех видов неравенства должно стать «искусство соци- ального строительства», которое Кондорсе именовал также социальным искусством. Его задача — «обеспечивать всем пользование общими правами, к осуществлению которых люди призваны природой...». Рост и дифференциация знания об обществе, человеке, по- литике и политических переменах (особенно после первых ев- ропейских революционных потрясений конца в.), а также давняя конфронтация умозрительных и эмпирических приемов познания привели к началу XIX в. к упадку общест- венного престижа философии. Эта новая ситуация вызвала к жизни многочисленные попытки создать новую науку об обще- стве. Бесспорные заслуги в разработке исходных положений та- кой науки принадлежат А. Сен-Симону. В г. в «Очерке нау- ки о человеке» он определил задачу возведения науки о челове- ке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении. Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просве- тителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняю- щий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен- Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для общества», в котором провоз- 6. глашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике. Основной труд — шеститомный «Курс положитель- ной философии» был опубликован между 1830 и 1842 г. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность ве- щей и провозглашал главной задачей философии ответы на во- просы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной филосо- фии, — подчеркивал он, — выражается в признании всех явле- ний подчиненными неизменным естественным законам, от- крытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недос- тупным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях — теологической, метафизической и позитивной. В своих политических ориентациях Конт — в отличие от А. Сен-Симона — придерживался консервативно-охранитель- ной позиции. Он видел главный источник морального и поли- тического кризиса общества и даже основную причину револю- ционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Выход он усматривал в обнаружении таких поло- жительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенны- ми, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести че- ловечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учрежде- ния создадутся сами, естественным образом, без всякого тяже- лого потрясения». вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в по- строениях Ф. Бэкона, просветителей и А. Сен-Симона, получа- ет у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне умест- ной оказалась и характерная для позитивистского умонастрое- ния совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социаль- ной динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс» как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаи- модействии; социократия как идеал общественно-политическо- 682 Глава Западная Европа в XIX в. го устройства, при котором управление осуществляется наибо- лее пригодными по роду своих основных занятий — банкирами, промышленниками и священниками позитивист- ской церкви. В «Системе позитивной политики» — Конт вы- сказывает предположение о возможности примирить легитим- ный порядок с прогрессом и сделать это на научной основе. В нормальном обществе главными интеграторами являются се- мья и отечество, а также философия человечества. Огромную роль в деле социализации индивида выполняет позитивная мо- раль, которая по своим функциям важнее, чем право. В отли- чие от Сен-Симона политико-организационные замыслы Кон- та были в меньшей степени эгалитарными. Он проводил четкое различение между массой, специалистами в области осуществ- ления власти и правителями. Сосуществование порядка и про- гресса должно, по его замыслам, обеспечиваться так. Предста- вители политической науки формулируют цели и задачи и при- дают им привлекательный для общественного мнения вид. Общественное мнение должно затем высказать соответствую- щее пожелание, публицисты — средства для их выполнения, а правители — их исполнить. Гражданину при этом остается роль социального функционера, всецело подчиненного власти. Таким образом, «позитивная политика» предполагает самое полное повиновение граждан. На этом основании можно сде- лать вывод, что порядок важнее, чем прогресс, а сама позитив- ная политическая философия, при всех своих притязаниях на вечность и соперничество в этой роли с католическим христи- анством, играет роль господствующей светской идеологии. Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений не- изменным законам не противоречит свободе человека. Истин- ная свобода состоит, согласно такому представлению, в воз- можно беспрепятственном следовании познанным законам, со- ответствующим данному явлению, — когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональ- ной времени падения скоростью и есть его свобода. Так и в жизни человека или растений. Каждая их функция жизнедея- тельности свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий. |