Главная страница
Навигация по странице:

  • Рационализм и реализм соединяются в универсализм.

  • метафизической философией права

  • руководящими началами практики.

  • четыре главные школы: общежительную, нравственную, индивидуальную и идеальную.

  • основу возрождающейся философии права

  • идея права

  • Право как взаимное ограничение свободы под общим законом

  • два противоположных элемента

  • отношение зако- на к свободе

  • право;

  • соотношения положительного и естественного пра- ва

  • филосо- фию естественного права.

  • Правда (справедливость)

  • арифметического равенства

  • пропорционального равенства

  • прирожденное человеку право только одно, а именно — свобо- да

  • семье, затем о двух противоположных самостоятельных сферах — сою- зе гражданском

  • Не лица существуют для учреж- дений, а учреждения для лиц.

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница55 из 87
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   87
    Б. Н. Чичерин
    Борис Николаевич Чичерин
    выдающийся рус- ский юрист, один из ярких представителей либеральной поли- тико-правовой мысли в России. К числу его основных произве- дений относятся: «Опыты по истории русского права» (1858),
    «История политических учений» (1869—1902, ч. 1—5), «Собст- венность и государство» (1882—1883, ч. 1—2), «Философия пра- ва» (1900), «Вопросы политики» (1903). Особо следует отме- тить, что именно Чичерин первым начал в конце 60-х гг. XIX в.
    читать курс лекций под названием «История политических уче- ний» в Московском университете.
    Философские и государственно-правовые воззрения Чиче- находились под заметным влиянием идей Гегеля. Вместе с тем как оригинальный мыслитель он предпринял попытку со- вершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформировал гегелевскую концепцию философии, исполь- зуя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных
    «начал» и индивидуализма.
    Чичерин трактует разум как «закон всякого бытия»: «Разум есть верховное определяющее начало как в субъективном, так и в объективном мире, как в сознании, так и в бессознательном».
    Единство разума и бытия есть Абсолютное как Бог. Абсолют-

    614 Глава
    Россия в XIX в.
    ное обнаруживается повсюду, законы разума и внешнего мира едины. Рационализм и реализм соединяются в универсализм.
    С позиций такой метафизической концепции философии Чи- черин критиковал эмпиризм, материализм, позитивизм, дарви- низм, утилитаризм и соответствующие трактовки права и госу- дарства.
    Вытеснение метафизики позитивистскими учениями во вто- рой половине XIX в. привело, по оценке Чичерина, к упадку философии права, которая ранее занимала «выдающееся место в ряду юридических наук» и была «одним из важнейших пред- метов преподавания в университетах». Своей метафизической
    философией права Чичерин и стремился содействовать возрож- дению былой значимости этой научной дисциплины.
    Философские основания права, по оценке Чичерина, долж- ны служить руководящими началами практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечал он, обусловлены тем, что «область права не исчерпывается положительным за- конодательством».
    Положительные законы могут быть хорошими или дурными.
    Они, следовательно, нуждаются в оценках, в числе и со стороны законодателя. «Чем же, — продолжает Чичерин, —
    должен руководствоваться законодатель при определении прав и обязанностей подчиняющихся его велениям лиц? Он не мо- жет черпать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить;
    для этого нужны иные, высшие соображения. Он не может до- вольствоваться и указаниями жизненной практики, ибо послед- няя представляет значительное разнообразие элементов, инте- ресов и требований, которые приходят в друг с другом и между которыми надобно разобраться. Чтобы опреде- лить их относительную силу и достоинство, надобно иметь об- щие весы и мерило, то есть руководящие начала, а их может дать только философия».
    Для разумного установления в законе прав и обязанностей лиц, подчеркивал Чичерин, необходимо знание того, «что есть право, где его источник и какие из него вытекают требования».
    Эти проблемы тесно связаны с человеческой личностью, так что их уяснение, в свою очередь, требует исследований природы че- ловека, ее свойств и значения. Подобные вопросы относятся к
    сфере философии права. «Отсюда, — заключает Чичерин, — та важная роль, которую играла философия права в развитии евро-

    П. Б. Н.Чичерин 615
    пейских законодательств. Под влиянием вырабатываемых ею идей разрушался завещанный веками общественный строй и воздвигались новые здания. Достаточно указать на провозгла- шенные философией XVIII века начала свободы и равенства,
    которые произвели Французскую революцию и имели такое громадное влияние на весь последующий ход европейской исто- рии».
    В условиях господства позитивизма единственным руково- дящим началом всякого знания и всякой деятельности был признан опыт. Однако такой «реализм, лишенный идеальных,
    то есть разумных, начал, остается бессильным против самых нелепых теорий». На этой почве, согласно Чичерину, и распро- страняется социализм. «Самое понятие о праве, — отмечал он, — совершенно затмилось в современных умах. Оно было низведено на степень практического интереса, ибо для идеаль- ных начал не остается более места».
    С этих позиций Чичерин критиковал Р. Иеринга за его трактовку права как «политики силы» и низведение права на
    «степень интереса», а также представителей тогдашней русской психологической (Петражицкий) и социологической (Кареев)
    школ права за их юридико-позитивистские воззрения.
    Путеводной нитью для возрождения и утверждения филосо- фии права, подчеркивал Чичерин, может служить «самое дви- жение философской мысли в ее отношениях к общественной жизни». Обращаясь к истории философии права Нового време- ни, Чичерин выделяет четыре главные школы: общежительную,
    нравственную, индивидуальную и идеальную. Высшее развитие философско-правовой мысли, согласно его оценке, представле- но идеальной школой, к которой «должна примыкать возрож- дающаяся потребность философского понимания».
    Среди представителей идеальной школы Чичерин особо вы- деляет И. Канта и Г. Гегеля, творчество которых заслуживает самого внимательного изучения юриста. Причем Гегель, со- гласно Чичерину, восполнил «еще чисто индивидуалистиче- скую точку зрения» Канта «развитием объективных начал нрав- ственного мира, осуществляющихся в человеческих союзах. Че- рез это все умственное здание человеческого общежития получило такую цельность и стройность, какие оно никогда не имело ни прежде, ни после. И эта логическая связь не была ку- плена ценою насилования фактов; напротив, чем более юрист,

    Глава
    Россия в XIX в.
    изучающий свою специальность, знакомится с фактами, тем более он убеждается в верности и глубине определений Гегеля».
    Отмечая определенные недостатки гегелевской философии права, Чичерин вместе с тем считал, что именно она должна быть взята за основу возрождающейся философии права для вы- хода из сложившейся ситуации. Поэтому, писал он, «мы долж- ны примкнуть к Гегелю, который представляет слово идеалистической философии. Наука тогда только идет твердым шагом и верным путем, когда она не начинает всякий раз сыз- нова, а примыкает к работам предшествующих поколений, ис- правляя недостатки, устраняя то, что оказалось ложным, вос- полняя пробелы, но сохраняя здоровое зерно, которое выдер- жало проверку логики и опыта. Именно это я и старался сделать...».
    В своем правовом учении Чичерин стремится к синтезу пред- ставлений о человеке как существе метафизическом и вместе с тем общежительном. Высшее достоинство человека как носите- ля Абсолютного начала, согласно Чичерину, лежит в том, что
    «человек, по природе своей, есть существо сверхчувственное,
    или метафизическое, и, как таковое, имеет цену само по себе и не должно быть обращено в простое орудие. Именно это созна- ние служит движущей пружиной всего развития человеческих обществ. Из него рождается идея права, которая, расширяясь более и более, приобретает, наконец, неоспоримое господство над умами». Но человек одновременно — существо общежи-
    тельное и, живя в обществе, находится в постоянном столкно- вении с другими людьми, каждый из которых стремится рас- ширить сферу своей свободы. «Отсюда, — заключает Чиче- рин, — необходимость определить, что принадлежит каждому,
    и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права. Оно возникает уже на первоначальных ступенях человеческого общежития и идет, разрастаясь и ос- ложняясь, до самых высших. Право как взаимное ограничение
    свободы под общим законом составляет неотъемлемую принад- лежность всех человеческих обществ».
    В человеческом общежитии, согласно Чичерину, присутст- вуют два противоположных элемента: «духовная природа лично- сти состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе. Поэтому основной вопрос за- ключается в отношении закона к свободе». Это отношение зако-
    на к свободе может быть двояким — принудительным (государ-

    Б. Н.Чичерин 617
    ственный закон) и добровольным (нравственный закон). «Пер- вое, — поясняет Чичерин, — касается внешних действий,
    составляющих область внешней свободы, которая одна подле- жит принуждению; второе обращается к внутренним побужде- ниям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рожда- ется право; второе составляет источник нравственности».
    Чичерин выступает против смешения права и нравственности,
    за их трактовку в качестве самостоятельных начал, хотя он счи- тает, что юридический закон и нравственный закон имеют об- щий источник — признание человеческой личности. «Право, —
    подчеркивает он, — не есть только низшая ступень нравствен- ности, как утверждают морализирующие юристы и философы,
    а самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человека. Эти корни лежат в потребностях человеческого общежития». И вытекающие из общежития
    «юридические законы независимы от нравственных». Но в пла- не взаимодействия права и нравственности Чичерин отмечает,
    что «нравственность служит иногда восполнением права» и там, где юридический закон оказывается недостаточным,
    «нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению, например, при исполнении обяза- тельств, не имеющих юридической силы».
    Свое определение права Чичерин формулирует так: «Право
    есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом».
    В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть на- чало принудительное.
    По поводу соотношения положительного и естественного пра-
    ва и направлений влияния второго на первое Чичерин замеча- ет: «Положительное право развивается под влиянием теорети- ческих норм, которые не имеют принудительного значения, но служат руководящим началом для законодателей и юристов.
    Отсюда рождается понятие о праве естественном, в противопо- ложность положительному. Это — не а потому принудительный закон, а система общих юридических норм,
    вытекающих из человеческого разума и долженствующих слу- жить мерилом и руководством для положительного законода- тельства. Она и составляет содержание философии права». Фи- лософию права Чичерин, таким образом, понимает как филосо-
    фию естественного права.
    Общим разумным естественно-правовым началом, которое служит руководством как для установления закона, так и его

    Глава
    Россия в XIX в.
    осуществления, по Чичерину, является «правда, или справедли-
    вость». Право и правда проистекают из одного корня. «И все законодательства в мире, которые понимали свою высокую за- дачу, — отмечает Чичерин, — стремились осуществить эту идею в человеческих обществах».
    Правда (справедливость) связана с началом равенства.
    «Справедливым, — пишет Чичерин, — считается то, что одина- ково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой при- роды человеческой личности: все люди суть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и, как та- ковые, равны между собой. Признание этого коренного равен- ства составляет высшее требование правды, которая с этой точ- ки зрения носит название правды уравнивающей».
    Со ссылкой на римских юристов Чичерин отмечал, что
    правда состоит в том, чтобы каждому воздавать свое. При этом он, следуя Аристотелю, различает правду уравнивающую
    (с принципом арифметического равенства) и правду распреде- ляющую (с принципом пропорционального равенства).
    В целом равенство трактуется Чичериным как формальное юридическое равенство, как равенство перед законом. С этих позиций он критикует социалистические идеи и отмечает, что
    «материальное равенство» неизбежно ведет к полному подавле- нию человеческой свободы, к обобществлению имуществ, к обязательному для всех труду, к «деспотизму массы».
    Принцип арифметического равенства, по Чичерину, действу- ет в сфере гражданской, в области частных отношений и част- ного права, а принцип пропорционального равенства — в сфере политической, в области публичного права. Но эти два начала,
    по Чичерину, не противоречат друг другу. Причем с позиций индивидуализма Чичерин (в противоположность гегелевской трактовке) подчеркивает, что начало распределяющей справед- ливости (и политическая сфера) не господствует над людьми и над частными отношениями: распределяющая справедливость
    (как идеальное и высшее начало) получает свое бытие от урав- нивающей справедливости — от признания лица свободным и самостоятельным субъектом. «Там, где государственное начало поглощает в себе частное или значительно преобладает над по- следним, это отношение может дойти до полного уничтожения гражданского равенства, с чем связано непризнание лица само- стоятельным и свободным деятелем во внешнем мире. Это и есть точка зрения крепостного права».

    11. Б. Н.Чичерин 619
    По поводу прирожденных и неотчуждаемых прав человека
    Чичерин придерживался позиции Канта, который утверждал,
    что прирожденное человеку право только одно, а именно — свобо-
    да: все остальное заключено в ней и из нее вытекает. Данное положение Чичерин трактует в том смысле, что человеческая свобода — явление историческое, а не природное, т. е. это гра- жданская свобода, подчиненная общему закону.
    Признание человека свободным лицом Чичерин характери- зует как величайший шаг в историческом движении граждан- ской жизни и достижение той ступени, когда гражданский по- рядок становится истинно человеческим. Многие народы поло- жили эту идею в основу своего гражданского строя. Имея в виду отмену крепостного строя в России, Чичерин писал:
    «У нас этот великий шаг совершился позднее, нежели у других европейских народов, и это служит несомненным признаком нашей отсталости не только в умственном, но и в гражданском отношении; а так как признание в человеке человеческой лич- ности составляет также и нравственное требование, то и с этой стороны нам нечего величаться перед другими. Новая эра ис- тинно человеческого развития начинается для России с царст- вования Александра Второго». Недостаточно, однако, подчер- кивал он, провозгласить начало свободы, необходимо провести его в жизнь со всеми вытекающими из него последствиями.
    Эти представления о свободе человека Чичерин конкретизи- рует, следуя гегелевской схеме, в учении о собственности как
    «первом явлении свободы в окружающем мире», а также при освещении вопросов договора и нарушения права.
    После анализа проблем внутренней свободы в учении о нравственности Чичерин, по логике гегелевской философии права, от субъективной нравственности переходит к сфере объ- ективной.
    При трактовке проблем нравственности Чичерин в отличие от гегелевской трактовки этой сферы (семья — гражданское об- щество — государство) говорит о четырех разных союзах: семье,
    затем о двух противоположных самостоятельных сферах — сою-
    зе гражданском (т. е. о гражданском обществе, сфере внешней свободы индивидов) и союзе церковном (сфере внутренней сво- боды и совести, взаимодействия человека с Абсолютом и ис- полнения нравственного закона) и, наконец, о четвертом сою- зе — государстве, которое «представляет высшее сочетание про-

    620 Глава
    Россия в XIX в.
    тивоположных начал, а с тем вместе и высшее развитие идеи общественных союзов».
    Эти четыре общественных союза Чичерин трактует как фор- мы развития и выражения четырех формальных начал всякого общежития — власти, закона, свободы и цели (блага союза).
    Причем полное развитие идеи общежития предполагает незави- симое и самостоятельное бытие этих четырех начал и союзов в общей системе человеческих союзов. Своего высшего развития
    «идея человеческого общества» достигает в государстве, кото- рое выражает «высшее единство» тех элементов общежития, ко- торые в менее развитой и односторонней форме представлены в предшествующих союзах (в семье, гражданском обществе и церкви). С учетом этого Чичерин определяет государство как
    «союз народа, связанного в одно юридическое целое, управляе- мое верховной властью для общего блага».
    Вместе с тем Чичерин, стремясь преодолеть гегелевскую трактовку семьи и гражданского общества как подчиненных моментов государственного целого, подчеркивает, что в своих отношениях с другими союзами государство «не поглощает в себе всех остальных, а только воздвигается над ними как выс- шая область, господствующая над ними в сфере внешних отно- шений, но оставляющая им должную самостоятельность в при- надлежащем каждому круге деятельности». Кроме того, у Чиче- рина речь идет о союзе живых лиц, а не об учреждениях.
    «Человеческие общества, — подчеркивал он, — суть не учреж- дения, а союзы лиц... В этом именно и состоит существо духа,
    что орудиями его являются разумные и свободные лица. Они составляют самую цель союзов. Не лица существуют для учреж-
    дений, а учреждения для лиц. От них исходит и совершенствова- ние учреждений».
    Идея государства осуществляется постепенно во всемирной истории.
    Для всего Древнего мира, отмечает Чичерин, характерна
    «первоначальная слитность всех сторон общественной жизни»:
    на этой стадии государство непосредственно сливается с граж- данским и религиозным обществом. Если на востоке эта слит- ность приобретает исторически долгосрочное существование в форме неподвижного теократического государства, то в Древ- ней Греции и Древнем Риме государство довольно быстро
    (с падением власти ранних царей — носителей теократического начала) становится светским.

    Б. Н.Чичерин 621
    В Средние века в странах христианской Европы, согласно трактовке Чичерина, наступает новый период: государство, раз- лагаемое гражданским обществом и церковью, «исчезло». Сред- невековый мир, по его словам, разделился на две половины,
    управляемые противоположными началами: светская область —
    частным правом, духовная — нравственно-религиозным. Над ними не было высшего союза (т. е. государства), устанавливаю- щего единство. Роль государства в таких условиях выполняют,
    с одной стороны, «гражданское общество, поглотившее дарство» и занявшее «место государства», а с другой — церковь,
    которая «в эти времена неустройства заменяет собою исчезнув- шее государство» и приобретает «обширную гражданскую власть».
    Возрождение государства как «высшего союза, представляю- щего общественное единство и сдерживающего противоборст- вующие стремления» происходит в
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   87


    написать администратору сайта