Главная страница
Навигация по странице:

  • Алек- сандру Ивановичу Герцену

  • «В народ!»

  • «Государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эго- изм (в широком смысле слова) — вот геркулесовы столбы великой борьбы, великой революционной эпопеи»

  • Николая Гавриловича Чернышевского

  • «отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву ка- питалу».

  • «невежествен, исполнен грубых пред- рассудков и слепой ненависти... Он не пощадит и нашей науки, на- шей поэзии, наших искусств;

  • 8. Русский анархизм

  • Михаила Александровича Бакунина

  • принижение женщины, абсолютное отрицание и непонимание женского права и женской чести... совершенное бесправие патриархального дес

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница52 из 87
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   87
    7. Русский утопический социализм
    Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальны- ми общественными акциями. В условиях пореформенной Рос- сии идеи социализма — вначале сен-симонистского и фурьерист- ского, а затем и марксистского — впервые обрели относительно широкую и заинтересованную поддержку среди части интелли- генции, составленной из так называемых разночинцев — сту- дентов, литераторов, молодых офицеров и других государствен- ных служащих, как правило, недворянского происхождения, но были и примечательные исключения. Особенно заметен слой выходцев из семей священнослужителей (например, Черны- шевский и Добролюбов), которых отличала жертвенная устрем- ленность к защите униженных и обездоленных в сочетании с радикальной оппозицией помещичьему и бюрократическому произволу.
    Видными представителями русского утопического социа- лизма стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Характерно,
    что оба они признавали близость свою и уважение к позициям славянофилов. Герцен отмечал, что им «принадлежит честь и слава почина», именно с них начинается «перелом русской мысли». Их сближала с западниками, к которым Герцен при- числял и себя, любовь к свободе и чувство любви — «безгра- ничной, охватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к рурскому складу». Чернышевский о славянофилах высказался так: «Они принадлежат к числу обра- зованнейших, благороднейших и даровитейших людей в рус- ском обществе».

    590 Глава 17. Россия в XIX в.
    Интерес русской интеллигенции к социалистический идее пробудился еще в 40-х гг. в связи с обсуждением на Западе но- вых изданий Ш. Фурье, сочинений В.
    Л. Блана,
    П. Прудона, а также близких утопическому социализму писате- лей (Жорж Санд и др.). Привлекала внимание и книга истори- ка Л. Штейна «Социализм и коммунизм современной Фран- ции» (1842), весьма критичная по отношению к социалистам.
    А. И. Тургенев, один из образованнейших людей своего време- ни, рекомендовал книгу Л. Штейна с таким комментарием:
    «Вообще я весьма мало важности или существенного влияния на настоящее общество приписываю сим социальным и комму- нистическим проявлениям, не отказывая, впрочем, социализму в будущем влиянии на общественный быт; но кто это угадать или хоть отчасти определить может? Социализм будет изменять общества или изменяться сам, смотря не по состоянию тех со- словий, из коих он возникать будет, а по государствам, в коих эти сословия находятся: иначе в Германии, иначе в Англии,
    иначе здесь. Меры и приемы борьбы правительств с проявле- ниями социализма тоже много могут изменить самые направле- ния
    К идеям и конструкциям общинного (народнического, «кре- стьянского») социализма одновременно пришли многие соци- альные философы, однако приоритет здесь принадлежит Алек-
    сандру Ивановичу Герцену (1812—1870). Именно он воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в здании буду- щего русского социализма. Эта тема обсуждалась им одновре- менно с темой отсталости России, ее самобытности и особой миссии в деле общественных преобразований у себя и других народов. Исторические события как бы пронеслись над рус- ским народом, писал Герцен, во многом повторяя П. Я. Чаа- даева, но, задавленный и забитый, он сохранил свой самобыт- ный характер, свою молодость, не отягощенную, как у народов
    Запада, вековыми традициями исторической жизни. Именно сохранность самобытного характера делает его чувствительным к социализму, и более всего это связано с особой ролью сель- ской общины. «Община спасла русский народ от монгольского варварства, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благо- получно дожила до развития социализма в Европе». В общинных хозяйственных и административных началах он усматривал за-

    7. Русский утопический социализм 591
    родыши и черты социалистического коллективизма.
    избе русского крестьянина мы обрели зародыш экономических и ад- министративных установлений, основанных на общности зем- левладения, на аграрном и инстинктивном коммунизме». Одна- ко Герцену были видны и негативные стороны общинных по- рядков — поглощение личности миром (общиной), как и во всех других случаях «неразвитого коммунизма». Выход он видел в использовании западной науки, призванной оказать на кре- стьянский быт оплодотворяющее воздействие. Без этого аграр- ный коммунизм будет пребывать грубым и примитивным, на- подобие уравнительного коммунизма Гракха Бабёфа на Западе,
    который практически исключает свободу личности и потому никак не может считаться достойным воплощением социализ- ма. К приобщению русского крестьянина к положительным ре- зультатам цивилизации и науки Запада должны быть призваны передовые русские люди, «прошедшие через западную цивили- зацию» и впитавшие ее исторический опыт и социалистические представления.
    1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг «В народ!», став- ший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.
    Социализм Герцена народнический и вместе с тем индиви- дуалистический — так оценивает взгляды Герцена Н. А. Бердя- ев. Его вера в крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает этом различения между личностью и индивидом, между человеком и гражданином, однако хорошо чувствует и передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному меньшинству. Первый русский западник пережил глубокое разочарование в западном мещанстве, и это склонило его к со- чувствию анархизму, а не демократии.
    «Государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эго-
    изм (в широком смысле слова) — вот геркулесовы столбы великой
    борьбы, великой революционной эпопеи», — писал Герцен в пе- риод идейных поисков перспективных форм организации чело- веческого общежития. Он пришел к выводу, что таких форм можно выделить только две монархию и республику. При этом речь идет не о формах правления, а именно о формах ор- ганизации общежития, в которых действительно обеспечивает-

    592 Глава
    Россия в XIX в.
    ся дело народа (республика), общее благо. Поэтому он прово- дил различение политической и социальной республики, счи- тая подлинной республикой только социальную. Монархия в отличие от республики священного и неприкосновен- ного авторитета, который несовместим со свободой людей и независимостью разума.
    На общий ход дискуссий о социальных возможностях общи- ны большое влияние оказали публицистические выступления
    Николая Гавриловича Чернышевского (1828—1889), особенно две его статьи — «Критика философских предубеждений про- тив общинного владения» (1858) и «Экономическая деятель- ность и законодательство» (1859).
    В первой из них сделан вывод о том, что существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилиза- ции, какая достигнута в текущем столетии, не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в общинном владе- нии присутствует «высшая форма отношений человека к зем- ле». Более того, общинное владение обеспечивает, писал Чер- нышевский в другой статье годом раньше, каждому земледель- цу обладание землей и «гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние». Такое владение в состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность «соединяет соб- ственника, хозяина и работника в одном лице». Все это позво- ляет сделать вывод о возможности ускоренного социального развития при помощи общины.
    В статье «Экономическая деятельность и законодательство»
    автор дает контрастирующее сопоставление правовой ситуации и правительственного регламентирования с помощью законов. В общинном поземельном владении отсут- ствует «вмешательство всякой центральной и посторонней ад- министрации». Здесь внутреннее регулирование, которое мож- но назвать разумным законодательством, дает бесспорность и независимость правам частного лица. Оно же благоприятствует развитию прямоты характера и качеств, нужных для граждани- на. Оно поддерживается и охраняется силами самого общества.
    Таким образом, внутриобщинное регулирование самодоста- точно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правитель- ственной регламентации, поскольку оно вырабатывалось поко- лениями на основе правового обычая или соглашения.

    7. Русский утопический социализм 593
    Право собственности на Западе почти исключительно пре- доставлено отдельному лицу и ограждено прочными и неукос- нительно соблюдаемыми гарантиями. «Юридическая независи- мость и неприкосновенность отдельного лица повсюду освяще- на и законами, и обычаями». И тем не менее опора на законы и законность, как и всякое одностороннее стремление, имеет свои невыгоды. Это в равной мере относится к законному и обычно-правовому обеспечению «исключительных прав лично- сти», права собственности в первую очередь. Эти невыгоды ста- ли обнаруживать себя, как только идеал «приблизился к осу- ществлению с забвением или сокрушением других, не менее важных условий человеческого счастия, которые казались несо- вместимыми с его безграничным применением к делу». Имеет- ся в виду результат «безграничного соперничества»
    собственников в земледелии и промышленности; оно в конеч- ном счете «отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву ка-
    питалу».
    Выход из такого положения один — в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны соединиться в общества,
    имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами приро- ды и средствами наук. В земледелии братство это должно выра- зиться в переходе земли в общинное пользование, а в промыш- ленности — в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фаб- рике или на этом заводе.
    После первых шагов по осуществлению крестьянской ре- формы Чернышевский приходит к выводу о неспособности са- модержавно-бюрократической организации к реформированию и начинает ориентироваться на крестьянскую революцию.
    В прокламациях к крестьянам, в обращении к русским консти- туционалистам у него представлен широкий комплекс предло- жений и рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и государства: свободная от бюрократиче- ского гнета и опеки крестьянская община, местное представи- тельное управление и самоуправление, самостоятельный и пра- ведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов.
    В отличие от Герцена Чернышевский — убежденный демо- крат. Он вступает по этому вопросу в спор с Б. Н. Чичериным,
    который утверждал, что «демократия похожа на абсолютизм в том отношении, что очень любит бюрократию и централиза-

    594 Глава
    Россия в XIX в.
    цию». Чернышевский возражал против этого и полагал, что де- мократия по своему характеру противоположна бюрократии.
    Например, администрация в условиях демократии должна на- ходиться в подчинении у жителей того округа, делами которого она занимается, и это связано с тем, что каждое село и город,
    каждая область независимы в своих делах; подобно тому и каж- дый гражданин должен быть независимым в делах, касающихся его одного.
    В плане социально-философском Чернышевский пережил эволюцию своих идей и взглядов, вначале от просветительства в духе антропологизма и материализма к народничеству с его по- исками ускоренного варианта общественных перемен (войны,
    революции, прозорливость законодателя). Затем, под влиянием европейских революционных и контрреволюционных событий,
    ему, «мужицкому демократу» (Ленин), пришлось признать, что всякое участие сельских или городских простолюдинов в конеч- ном счете используется к выгоде своекорыстного меньшинства.
    Будучи неудовлетворенным крестьянской реформой в России,
    он стал скептически относиться к революционным потенциям русского крестьянства, хотя и допускал грядущее восстание на- рода, к которому его подтолкнет половинчатый и грабительский характер реформы. Чернышевский даже предостерегает совре- менников от вероятных негативных последствий выступлений народа в силу того, что он «невежествен, исполнен грубых пред-
    рассудков и слепой ненависти... Он не пощадит и нашей науки, на-
    шей поэзии, наших искусств; он станет уничтожать всю нашу ци- вилизацию».
    Всматриваясь в опыт западноевропейских революций и на- родных освободительных выступлений, он обращал внимание на весьма характерные и отнюдь не воодушевляющие их черты и особенности: освободительные движения там часто возглав- ляли люди, у которых больше энтузиазма, чем проницательно- сти, а в некоторых случаях это были заурядные «прогрессивные глупцы». Более того, не только «модерантисты» (умеренные),
    но даже радикалы вступали в противоестественные союзы с ре- акционерами. В итоге революционеры нередко отказывались включать в свои программы требования, которые были нужны массе (например, в делах поземельного пользования). К тому же люди, лишенные политического знания, оказывались по своей неопытности и наивности игрушками в руках интрига- нов; плуты заводили взявшихся за «историческую работу» лю-

    8. Русский анархизм 595
    в болото; доверчивость к обманщикам чаще всего губила доброе дело. Наконец, самое важное — возникающие в ходе та- ких движений сверхцентрализованные военно-бюрократиче- ские режимы становились «действительно самым лучшим» ме- ханизмом для «достижения безграничного произвола лицу, дер- жащему его в руках».
    Герцена и Чернышевского чаще всего относят к разряду ре- волюционных демократов и одновременно таких социалистов- утопистов, которые являются ближайшими предшественниками социалистических (пролетарских по марксистской терминоло- гии) демократов. Однако, если воспользоваться словарем самих аттестуемых, их можно было бы назвать создателями «теории об улучшении народного быта» (выражение Чернышевского, ис- пользованное в характеристике учения Сен-Симона), в которой речь шла об улучшении в интересах народа существующей сис- темы отношений и учреждений. Оба мыслителя проявили при этом незаурядную универсальность и представили в обоснова- ние своих радикальных политических и социальных программ развернутую аргументацию не только философского и социоло- гического, но также культурологического, политэкономическо- го и правоведческого характера.
    8. Русский анархизм
    Русский анархизм представлен несколькими именами широ- кой европейской известности, среди которых в первую очередь следует назвать М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и Л. Н. Тол- стого. Русский анархизм во многом разделял идеи современных им европейских анархистов
    Штирнер и др.) о необхо- димости упразднить все формы угнетения человека человеком,
    включая главное, по представлениям анархистов, средоточие этого гнета и эксплуатации — государство.
    Особой разновидностью анархизма со временем стали вос- приниматься социально-философские доктрины самых раз- личных
    (от левых до правых) и различных поли- тических устремлений (бунтари, террористы, синдикалисты,
    кооператоры, общины сектантов и др.). Доктринальные и по- веденческие новации анархизма начала XX в. в значительной мере включали в себя идеи классического анархизма (рефор- мистский самоуправленческий анархизм Прудона, бунтарский революционизм Бакунина и его сторонников в Европе и Рос-

    596 Глава 17. Россия в XIX в.
    сии, традиционный стихийный анархизм некоторых религиоз- но-сектантских групп).
    С именем Михаила Александровича Бакунина (1814—1876)
    связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма — одного из распространенных в прошлом и нынешнем столетии движений ультрареволюцион- ного социализма. Формирование политических взглядов рус- ского революционера происходило в общественной атмосфере напряженных размышлений и исканий в период после неудач- ного восстания декабристов. Уже в первых его самостоятельных работах сквозь контуры гегелевского диалектического метода и философии истории проступало оригинальное и политически ориентированное концептуальное мышление.
    Бакунинская политическая программа вырабатывалась в пе- риод начальных этапов организованного рабочего движения и работы Интернационала, первых опытов легальной деятельно- сти рабочих партий.
    В наиболее упорядоченном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868),
    «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Последняя оказала заметное влияние в Рос- сии, где ряд высказанных в ней идей был использован при формулировании программных целей бунтарского направле- ния в русском народничестве. Воззрения Бакунина нашли приверженцев во многих западноевропейских странах, особен- но в Италии, Испании, Швейцарии и Франции. Литература о нем значительна по объему и разнообразна в жанровом отно- шении. В воссоздании облика революционного активиста и мыслителя наряду с историками и социальными философами приняли участие литераторы: И. С. Тургенев (роман «Накану- не»), Ф. М. Достоевский («Бесы»), А. А. Блок и др.
    Бакунин одним из первых выставил ряд аргументов против некритического восприятия сложившихся порядков и нравов в русской общине. Солидаризуясь с некоторыми оценками Гер- цена, он сильно разошелся с ним в характеристике позитивных возможностей крестьянско-общинного быта и традиций: не преобразование общины с помощью прививки результатов за- падной науки или положительного опыта западной цивилиза- ции, а использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Перечень несовершенств общинного быта после десяти веков его существования, который был со-

    8. Русский анархизм 597
    ставлен Бакуниным в одном из писем Герцену и Огарёву
    (1866), достаточно красноречив:
    принижение
    женщины, абсолютное отрицание и непонимание женского права
    и женской чести... совершенное бесправие патриархального дес-
    потизма и патриархальных обычаев, бесправие лица перед миром
    и
    тягость этого мира, убивающая всякую воз-
    можность индивидуальной инициативы, отсутствие права не толь-
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   87


    написать администратору сайта