Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [2020] Везовски К., Везовски П. Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [202. Везовски, Касия
Скачать 3.66 Mb.
|
Интересно, что публичные персоны, которым при- ходится лгать, используют более агрессивные жесты. Кажется, они буквально ошеломлены, что кто-то ос- меливается подвергнуть их слова сомнению! Человек, которому приходится лгать перед многочисленной аудиторией, всегда нервничает, и самая простая так- АГРЕССИЯ, ДОМИНИРОВАНИЕ 103 негативный язык тела тика — скрыть нервозность под маской гнева. Излю- бленный жест лгущего политика — укоризненное или угрожающее движение указательным пальцем. Когда президента Никсона обвиняли в мошенничестве, он скупо излагал факты, зато активно использовал этот жест и время от времени даже стучал кулаком по ка- федре. Грозил пальцем и Билл Клинтон, произнося свою знаменитую фразу: «У меня никогда не было сек- суальных отношений с этой женщиной». Указующий жест указательным пальцем В третьей главе мы говорили о том, что жест указатель- ным пальцем означает либо превосходство, либо желание предупредить или наказать. Он также входит в число же- АГРЕССИВНОСТЬ 104 я понимаю тебя без слов стов, препятствующих контакту, так как вызывает у со- беседника бессознательную негативную реакцию. Разма- хивая указательным пальцем в процессе обсуждения, вы очень скоро вызовете враждебность и злость. Если только подобное поведение вам не «положено по должности», со- беседники могут оскорбиться и проявить ответную агрес- сию. Обратите внимание, как часто мелькают указатель- ные пальцы в пылу политических дебатов. То же верно и для супружеских ссор. Если злоупотреблять этим жестом при общении с деть- ми, у них тоже может возникнуть негативная реакция, по- скольку указующий перст создает дис- танцию между ними и родителями. Ребенок может почувствовать, что его не любят и не принимают. Воздей- ствие жеста будет еще сильнее, если оставшиеся пальцы собраны в кулак. А чем крепче сжат кулак, тем нега- тивнее воспримется жест. Если же угрожающе водить пальцем вперед- назад, эффект будет и вовсе сокруши- тельным. Это жест директора школы перед серьезно провинившимся уче- ником. В таких случаях ученик обычно опускает голову и чувствует себя чертовски скверно. Поскольку жест указательным пальцем неосознанно вызывает так много дурных ассоциаций, мы не советуем вам использовать его на лекциях или презентациях. Что- бы привлечь внимание к той или иной информации на доске, гораздо лучше использовать взмах открытой ладо- нью. Правда, для этого потребуется практика — все-таки Размахивая указательным пальцем в процессе обсуждения, вы очень скоро вызовете враждебность и злость. 105 негативный язык тела многим из нас привычнее показывать пальцем. И все же разница ощутима: если вы используете открытую ладонь, зрителям будет гораздо приятнее вас слушать, и они будут внимательнее. Подбородок вниз, взгляд исподлобья Когда человек опускает подбородок и смотрит на собеседника исподлобья, это означает, что он настроен негатив- но, критически или даже агрессивно. Другой вариант — прищуренные глаза и нахмуренные брови. Если собеседник реагирует на ваше предложение та- ким образом, это недобрый знак. Ско- рее всего, вам не удалось убедить его вашими методами. В этом случае нет смысла продолжать в том же духе, луч- ше сменить тактику. Например, можно выдвинуть другие аргументы или спросить, почему ваши идеи вызывают такое неприятие. Ваша цель — вызвать более позитивные сигналы тела: открытую позу, наклон корпуса вперед (как правило, знак заинтересованности), искренняя улыбка или отведенный в раздумье взгляд. Голова отведена назад, шея прямая Если человек отводит голову назад, но в то же время не сгибает шею, будьте готовы к возражениям. Отводя го- лову назад таким образом, человек дает понять, что хо- чет дистанцироваться от собеседника и от его точки зре- НЕГАТИВНОЕ ОТНО- ШЕНИЕ, КРИТИЧЕ- СКИЙ НАСТРОЙ 106 я понимаю тебя без слов ния. Прямая, напряженная шея говорит о силе ощущения. Вообще, шея очень важна для определения готовности про- явить гибкость. Люди, чья шея часто напряжена, как правило, упрямы и не- поколебимы, а значит, менее открыты новому и неохотнее идут на компромисс. Голова опущена, плечи подняты и напряжены Опущенная голова и приподнятые, на- пряженные плечи во всех ситуациях означают, что человек нуждается в за- щите. Такой жест часто выполняется в минуту растерянности и сопровожда- ется словами: «Я правда не знаю, что мне делать!» Если ситуация не кажет- ся опасной, плечи вскоре расслабятся и примут обычное положение. Если же человеку необходимо как следует обду- мать линию поведения, плечи останутся напряженными, а голова — склоненной. Согласно Харпе- ру (1985), этот жест свидетельствует о большей готовности взять на себя задачу или принять предложение. Запрокидывание головы Когда кто-то заставляет нас нервничать или застает вра- сплох предложением, на которое мы не можем согласить- ся, мы резко поднимаем подбородок, чтобы была возмож- ность взглянуть на собеседника прямо. Это знак того, что ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИТЕ, НЕУВЕРЕННОСТЬ ОТКАЗ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЕ 107 негативный язык тела разговор вступает в фазу конфронтации, и у нас включилось сопротивление. Го- лова — как диспетчерская вышка: если что-то идет не так, мы держим ее под углом, чтобы отчетливее видеть источ- ник проблемы. Подбородок вверх Когда подбородок поднимается вверх, так, что голова слегка запрокидывается назад и со- беседник видит не яремную вену, а шею, это означает, что мы сравниваем себя с собеседником и чувствуем свое превосходство. Демонстрируя уязвимую шею, мы показы- ваем, что нам нечего бояться. Поэтому окружающие часто воспринимают такую позу как знак надменной самоуве- ренности. В частности, такую позу мож- но наблюдать перед началом уличной потасовки, когда, перед тем как пустить в ход кулаки, обе стороны пытаются ут- вердить свое превосходство. Как прави- ло, вместе с этим человек вытягивает позвоночник, выдвигает грудь вперед и ставит руки в боки. Если собеседник выдает такую реакцию в ходе перегово- ров это дурной знак. Рука подпирает голову Когда человек склоняет голову на бок и подпирает ее рукой, как правило, это означает скуку. И чем ниже клонится голова, тем сильнее скука. Следовательно, этот НЕСОГЛАСИЕ НАДМЕННОСТЬ, КОНФРОНТАЦИЯ 108 я понимаю тебя без слов жест подразумевает критическое или негативное отношение к тому, о чем идет речь. Вариации той же темы — подпирать щеки обеими руками или подбородок большим пальцем. Нога на ногу У этой позы есть много различных значений в зависимости от ситуации и контекста. Поэтому при интерпретации важно применять пять базовых прин- ципов. Так, если человек резко меняет позу и закидывает ногу на ногу, это может быть невербальной реакцией на то, что он только что услышал, увидел или подумал. Ана- логичным образом, если человек, который обычно сидит, держа ноги параллельно, в ключе- вой момент разговора вдруг пере- крещивает их, это может означать нервозность, сопротивление или защитную позицию. Эта поза при- шла к нам из первобытных времен и служит для защиты гениталий. Однако необходимо помнить, что закидывание ноги за ногу может иметь и другие значения. В опре- деленных ситуациях поза может говорить о стеснении или скромно- сти: так может сесть подчиненный, если чувствует, что он может чему- то поучиться у начальника, или, СКУКА, НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА 109 негативный язык тела допустим, слушатель презентации или участник тренинга. С другой стороны, иногда мы садимся так просто потому, что нам нужно что-то положить на колени, чтобы можно было делать записи на лекции или семинаре. У женщин такая поза, как правило, не несет негатив- ного смысла — просто потому, что их с детства учили си- деть именно так (особенно когда они носят платье или юбку). В результате она стала привычной (даже при ноше- нии брюк) и уже ничего такого не означает. Однако зна- чение может сохраняться в том случае, если закидывание ноги на ногу происходит в какой-то конкретный момент и в ответ на определенную ситуацию. Скрещенные руки и ноги Если человек внезапно скрещивает и руки, и ноги, это указывает на желание отдалиться от собеседника и выйти из разговора. Все попытки заново установить контакт, скорее всего, разобьются об этот двойной барьер. По какой-то причине собеседник либо не заинтересован в том, о чем идет речь, либо имеет кардинально иное мнение, огласить которое он пока не готов. Если вы столкнулись с такой реакцией, единственное, что вы можете сделать, — сме- нить тему на такую, которая могла бы вызвать более позитивный от- клик. Например, ослабить сопро- тивление поможет вопрос, в по- СОЗДАНИЕ ДИСТАНЦИИ, НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ 110 я понимаю тебя без слов ложительном ответе на который вы заранее уверены. В этом случае разговор может вернуться в нормальное русло. Нога на ногу под прямым углом Как уже упоминалось, иногда эта поза означает всего лишь уверенность в себе. Однако в других контекстах она может говорить о желании вступить в спор. В этом своем значении она ча- сто наблюдается перед началом спора между мужчинами. Женщины предпо- читают иные способы демонстрации намерения спорить. Сигнал, который подает эта поза, усиливается в том случае, если чело- век еще и обхватывает верхнюю ногу. Это означает, что он будет упорно от- стаивать свое мнение, и переубедить его будет нелегко. В этом случае по- зитивное значение позы (уверенность в себе) трансфор- мируется в негативное. Скрещенные лодыжки Если в напряженный момент обсуждения человек внезапно скрещивает лодыжки, это указывает на то, что он негативно относится к услышанному либо испытыва- ет потребность в защите. Также это может означать, что он утаивает какую-то информацию по данному вопросу. ГОТОВНОСТЬ К КОН- ФРОНТАЦИИ ИЛИ СПОРУ 111 негативный язык тела Если плюс к этому он кладет руки на колени или нервно обхватыва- ет запястья, значит, его негатив и критичность довольно серьезны. Закрытые глаза В общем и целом, мы закрываем гла- за, когда не хотим чего-либо видеть. Если нам неинтересно то, о чем идет речь, но собеседник гнет свое, то мы прикрываем глаза и держим веки закрытыми чуть дольше обыч- ного, чтобы поменьше видеть его. Аналогичным образом ведет себя человек, оглядывая тех, кто заходит в помещение: если вновь пришедший вызывает его интерес, глаза раскроются шире; если нет, сразу же закроются. Если мы закрываем глаза в процессе разговора, это мо- жет означать попытку прервать визуальный контакт, по- скольку интерес к теме потерян и нам становится скучно. А на особенно занудных совещаниях нас и вовсе клонит в сон. Если собеседник не только прикры- вает глаза, но и отклоняет голову на- зад, это может указывать на чувство превосходства. Заметив этот жест у со- беседника, попытайтесь сменить так- тику беседы, иначе вы рискуете поте- рять контакт. Важно: закрывание глаз необходимо отличать от удлиненного ЗАЩИТНАЯ ПОЗИЦИЯ, ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ СОЗДАНИЕ ДИСТАНЦИИ, ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА 112 я понимаю тебя без слов моргания, которое несет абсолютно иной смысл, а имен- но, заменяет легкий кивок в знак согласия. Разница в том, что в последнем случае глаза закрываются медленнее (од- нако не забывайте и о пяти принципах интерпретации). Как реагировать на негативные сигналы? Движений, жестов и поз, способных прервать контакт, очень много. Наиболее очевидные — те, что создают барьеры (скрещенные руки и ноги; позы, создающие дистанцию). Все они указывают на то, что человек пока не готов к открытому разговору с вами. Причины могут быть самые разные: неуверенность, стеснение или нега- тивное отношение (к вам лично или к теме обсуждения). Так или иначе, собеседник не уверен, что может пол- ностью вам доверять. В таких случаях может помочь ис- пользование более позитивных сиг- налов. Однако следите за тем, чтобы ваши жесты не несли оттенка из- лишней самоуверенности или даже надменности. Вполне возможно, что этим вы сами неосознанно воздвигае- те барьеры для общения. Если это так, подкорректируйте свои сигналы и начните разговор заново. Другой вид негативных сигналов — выражения агрес- сии. Сюда входят: указующий жест указательным пальцем, «руки в боки», подбородок вверх. Если вы наблюдаете Вполне вероятно, что язык тела без вашего ведома проецирует чувство превосходства и самодовольства, а в таком случае не стоит удивляться, что собеседник реагирует в негативном ключе. 113 негативный язык тела у собеседника слишком много подобных сигналов, поин- тересуйтесь, не обидели ли вы его словом или действием. Порой достаточно просто извиниться, и разговор вернется в нормальное русло. Еще раз, вполне вероятно, что язык тела без вашего ведома проецирует чувство превосходства и самодовольства, а в таком случае не стоит удивляться, что собеседник реагирует в негативном ключе. Если ваш случай не попадает ни в одну из этих кате- горий, возможно, все дело в скверном характере собесед- ника. В этом случае не разговаривайте с ним без особой на то нужды. Если же нужда есть, постарайтесь сменить контекст разговора — например, выбрать другое место или такую тему, по которой у вас будет больше точек со- прикосновения. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Скрещенные на груди руки Негативная или оборони- тельная позиция Скрещенные руки и сжатые кулаки Негативная и агрессивная позиция, готовность к атаке Скрещенные руки, пальцы вцепляются в предплечья Негативная, напряженная поза Руки в замке Нервозность, неуверенность Кисти сцеплены перед корпусом Стремление защититься, стеснение Частичный ручной барьер Поддержание дистанции, неуверенность Прятание за мебелью Поддержание дистанции, неуверенность 114 я понимаю тебя без слов КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Прикрывание рта рукой Нежелание говорить о чем-то Пальцы или предметы во рту Попытка успокоиться Прятание головы в плечи Самозащита Постукивание пальцами по столу Нервозность Отворачивание корпуса и головы Отсутствие интереса и поддержание дистанции Большой палец спрятан под остальными Неуверенность, комплексы, защитная позиция Руки в карманах Отсутствие интереса, защитная позиция Стоп-сигнал рукой Избегание, недопущение, откладывание Руки на коленях Неодобрение, желание уйти Внезапное вытягивание ног Готовность к конфронтации Руки на поясе («руки в боки») Агрессия, доминирование Указующий жест указатель- ным пальцем Агрессивность Подбородок вниз, взгляд исподлобья Негативное отношение, критический настрой Голова отведена назад, шея прямая Отказ или отвержение Голова опущена, плечи подняты и напряжены Потребность в защите, неуверенность Запрокидывание головы Несогласие КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Подбородок вверх Надменность, конфронтация Рука подпирает голову Скука, негативное отношение Нога на ногу Негативная оценка Скрещенные руки и ноги Создание дистанции, негативное отношение Нога на ногу под прямым углом Готовность к конфронтации или спору Скрещенные лодыжки Защитная позиция, есть что скрывать Закрытые глаза Создание дистанции, отсутствие интереса 5 как язык тела выдает наши эмоции Из этой главы вы узнаете: y Как язык тела выдает конкретные эмоции y Что нового об отношениях может рассказать нам язык тела. Однажды мы вели переговоры с HR-директором од- ной компании: мы планировали провести тренинг по не- вербальной коммуникации для команды менеджеров. Па- трик подметил, что язык тела нашей собеседницы очень открытый и позитивный. Это могло означать (и в самом деле означало), что она восприняла наши предложения благосклонно. Она совершенно точно была открыта к со- трудничеству. Но едва в комнату вошел генеральный директор, кар- тина полностью изменилась. Чувство было такое, что жен- щина окаменела. Плечи напряглись, голос стал тише; она начала теребить свои волосы. Было ясно: она боится на- чальника. Все, что она делала в процессе разговора, полно- стью выдавало характер их отношений. Это была жесткая схема «начальник-подчиненный», в которой нет места до- верию, партнерству и свободному обмену мнениями. Поведение гендиректора не транслировало превосход- ства, однако он определенно хотел создать вокруг себя 117 как язык тела выдает наши эмоции дистанцию. Он не позволял окружающим прочесть его мысли. Чтобы охарактеризовать его эмоции и отношения с людьми, потребовалось бы пристальнее понаблюдать за ситуацией. Но даже поверхностный анализ позволил многое узнать о том, какие эмоции он вызывал у HR-ди- ректора, а значит, получить представление о структуре компании. «Язык тела всегда выдает наши истинные чувства». Утвердительный кивок Утвердительный кивок зародился в Средневековье. Во многих культурах краткий наклон головы является зна- ком уважения. В ситуациях повседневного общения он показывает, что мы принимаем слова собеседника и со- глашаемся с ними. Однако есть и исключения. Например, в Болгарии ки- вок означает, наоборот, несогласие, а в Японии, хоть и оз- начает внимательное слушание, но не обязательно говорит о согласии. В западных странах, где принято более открыто показывать чувства, утвердительный кивок означает одобрение, особенно если ему со- путствует улыбка. Если собеседник кивает головой, это также означает, что ваши слова вызывают у него эн- тузиазм. Еще в 1989 году исследова- тели Ремланд и Джонс подчеркивали, ВНИМАНИЕ, СОГЛАСИЕ, ПРИНЯТИЕ, СЛУШАНИЕ 118 я понимаю тебя без слов что такого рода позитивная реакция на слова собеседника способствует эффективному общению. В ситуациях делового общения будет полезно подме- чать утвердительные кивки собеседника. Если первой реакцией был кивок, то он, как правило, выдает истин- ный ответ, даже если сразу за ним следует отрицательное покачивание головой. Такая комбинация сигналов может означать, что человек пытается скрыть свое согласие — возможно, из тактических соображений. Как вы уже зна- ете, спонтанные сигналы тела никогда не лгут. Быстрый неосознанный утвердительный кивок подскажет вам, что этот человек на вашей стороне, даже если в переговорной бушуют страсти. Отрицательное покачивание головой Когда ребенок больше не хочет есть, он качает голо- вой. В подобных ситуациях это самый простой способ сказать «нет», поэтому в большинстве культур этот жест получил значение отказа или отрица- ния. Это же движение используется и в том случае, когда мы изумлены неожиданным событием или словами собеседника. Однако при анализе это- го жеста крайне важно помнить пять базовых принципов, поскольку в неко- торых ситуациях покачивание головой может иметь совсем другое значение или же просто сопровождать или под- черкивать эмоции. НЕСОГЛАСИЕ, ОТРИЦАНИЕ, ИЗУМ- ЛЕНИЕ, СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 119 как язык тела выдает наши эмоции Помещение в рот пальцев или предметов В предыдущей главе мы говори- ли о том, что предметы во рту могут выдавать неуверенность. Однако этот жест может означать и то, что человек испытывает давление, как извне, так и изнутри. Чтобы младенец перестал плакать, ему дают соску, которая при- носит чувство безопасности. Это объясняет, почему в напряжен- ные моменты некоторые из нас по-прежнему тянут в рот различные предметы. Мы делаем это неосознанно, чтобы почувствовать себя в безопасности. Пальцы во рту — это внешнее проявление внутренней потребности в защи- щенности. Это не обязательно будут пальцы: ту же роль могут играть сигареты, ручки и дужки очков. Поигрывание с волосами Если человек дотрагивается до волос ру- кой, это может означать стеснение или неловкость. Привычка эта не нова и, по свидетельствам, существовала во многих древних культурах. Сегодня ее можно заметить, например, в ситуации, когда директор компании впервые показыва- ет гостям свои «владения» и не знает, как они все воспримут. Или, допустим, когда человек впервые представляет НЕУВЕРЕННОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ СТЕСНЕНИЕ, НЕЛОВ- КОСТЬ, У ЖЕНЩИН — СОБЛАЗНЕНИЕ 120 я понимаю тебя без слов новый проект на очень важной встрече. В иных контекстах женщины могут поигрывать с волосами, чтобы привлечь внимание или выразить свой интерес к мужчине, особенно если этот жест сопровождается соблазнительным взглядом. Почесывание головы Почесывание головы может означать, что человек бо- ится или не совсем уверен, что сейчас нужно сказать или сделать (особенно если жест выполняется правой рукой). Почесывая голову правой рукой, мы показываем, что не знаем ответа на вопрос и нуждаемся в помощи. Если жест выполняется левой рукой (связан- ной с правым полушарием, которое от- вечает за эмоции), это значит, что рано или поздно вы, скорее всего, отыщете ответ самостоятельно. Иными словами, почесывание левой рукой говорит не о потребности в помощи, а, скорее, о временном замешательстве. Потирание подбородка В некоторых ситуациях потирание подбородка может говорить о неуверенности — например, когда человек, отвечающий на вопрос, не уверен, какое впечатление он производит на слушателей. Этот жест часто наблюдается у людей, которые должны принять какое-либо решение: он сопровождает размышления над только что сделанным предложением. ПРАВОЙ РУКОЙ: НЕЗНАНИЕ, ПОТРЕБ- НОСТЬ В ПОМОЩИ 121 как язык тела выдает наши эмоции В подобных ситуациях нужно посмо- треть, не появятся ли другие сигналы, выдающие согласие либо несогласие. Ана- лизируя сопутствующие сигналы, вы смо- жете узнать о решении собеседника еще до того, как он откроет рот. Прикрывание рта рукой Как мы видели в предыдущей главе, при- крывание рта рукой создает барьер в обще- нии. Однако расположить руку у рта можно различными способами, и каждый будет означать что-то свое. В этой главе мы рассмотрим такой вариант жеста, ког- да внутренняя сторона ладони прижата к губам, а пальцы расслаблены и разомкнуты. Это может означать неуверен- ность, а также сожаление о только что сказанном. Еще одно значение — несогласие с чьими-то словами. Когда человек лжет и испытывает из-за этого стресс, он может неосознан- но положить руку на рот, пытаясь облегчить свое положе- ние — так людям будет труднее прочесть страх на его лице. Прикрывание рта рукой встречается и в других ситуациях: например, когда мы получаем очень плохие или даже трагиче- ские известия. То же справедливо, когда мы становимся свидетелями несчастного случая или замечаем что-то опасное. Что- бы распознать, какой смысл несет данный жест в каждом конкретном случае, нужно учитывать время и место его появления, а также точное положение руки. РАЗМЫШЛЕ- НИЕ, НЕУВЕ- РЕННОСТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ, ПОТРЯСЕНИЕ, СТРАХ 122 я понимаю тебя без слов МИКРОМИМИКА: ВЫРАЖЕНИЕ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ Самую достоверную информацию о чувствах человека можно почерпнуть из микромимических движений — очень кратких сокращений лицевых мышц (мы под- робно рассмотрим их в седьмой главе). Эта особая ка- тегория мимических движений выдает наблюдателям семь базовых эмоций, которые зарождаются преиму- щественно в лимбической системе. Зачастую их прояв- ления заметны еще до того, как человек их осмыслит. Следы семи базовых эмоций можно обнаружить в сле- дующих невербальных сигналах: y |