Главная страница
Навигация по странице:

  • КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

  • На социологическом факультете

  • Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [2020] Везовски К., Везовски П. Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [202. Везовски, Касия


    Скачать 3.66 Mb.
    НазваниеВезовски, Касия
    АнкорЯ понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [2020] Везовски К., Везовски П. (1
    Дата28.07.2022
    Размер3.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯ понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [202.pdf
    ТипДокументы
    #637583
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
    Поза победителя
    Уверенность в себе
    Расслабленные плечи
    Уверенность в себе, смелость
    Подвижная челюсть
    Уверенное высказывание своих мыслей
    Прямая спина
    Уверенность в себе
    Прямой взгляд
    Уверенность в себе
    Кисти пирамидкой
    Уверенность в себе
    Удерживание воображаемого мяча
    Уверенность в себе
    Большой палец
    Знак эго
    Большой палец вверх
    Окей, все отлично

    82
    я понимаю тебя без слов
    КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
    Указующий жест большим пальцем
    Недостаток уважения
    Руки в карманах с большими пальцами наружу
    Уверенность в себе, надменность или сексуальный интерес
    Большие пальцы за ремнем
    Уверенность в себе, надменность или сексуальный интерес
    Скрещенные руки, большие пальцы вверх
    Превосходство, желание дистанцироваться
    Руки на бедрах
    Готовность к действию
    Указующий жест указательным пальцем
    Постановка задач, доминирование, агрессия или предупреждение
    Руки ладонями вниз
    Превосходство
    Доминантное рукопожатие
    Доминирование, чувство превосходства
    Руки в замке за спиной
    Уверенность в себе, более высокий статус
    Руки в замке за головой
    Надменность, позиция
    «Я знаю лучше»
    Посадка лицом к спинке стула
    Повышение уверенности благодаря защите корпуса
    Широко расставленные ноги
    Доминантная позиция
    Нога на ногу под прямым углом
    Готовность доказывать свое мнение

    КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
    Вытянутые ноги, руки в карманах
    Контроль над ситуацией
    Выдыхание дыма вверх
    Доминирование, флирт
    (для женщин)
    Крупные жесты
    Уверенность, независимость
    Жестикуляция в пределах
    «Коробки Клинтона»
    Располагает к доверию; уверенность в себе

    4
    негативный язык тела
    Из этой главы вы узнаете:
    
    y
    Как не показаться негативно настроенным
    
    y
    Как реагировать на сопротивление и негативные сигна- лы окружающих
    На социологическом факультете одного из универси- тетов я познакомилась с профессором, у которого были потрясающие, очень умные книги. Как ни странно, на его лекции почти никто не ходил, хотя сам предмет был очень интересным. Я решила разузнать, в чем тут дело.
    Вскоре выяснилось, что проблема заключалась вот в чем: он очень редко смотрел студентам в глаза и большую часть времени либо что-то писал на доске, спиной к залу, либо стоял за высокой кафедрой. В результате почти на все свои вопросы ему приходилось отвечать самому. Ког- да же какой-нибудь студент все-таки что-нибудь говорил, профессор скрещивал руки на груди, опускал голову, под- пирал подбородок рукой и буквально впивался взглядом в заговорившего. Короче говоря, это был яркий пример позы, прерывающей контакт.
    Если вам не удается добиться своего на встречах или в дискуссиях с коллегами, возможно, вы тоже бессозна- тельно принимаете позу, прерывающую контакт. Взгля-

    85
    негативный язык тела ните на негативные позы и жесты, описанные в этой главе, и вспомните, не случалось ли вам их использовать.
    Также наблюдайте за другими и анализируйте исходящие от них негативные сигналы.
    Скрещенные на груди руки
    В определенных обстоятельствах скрещенные руки ука- зывают на негативную или защитную позицию. Этот жест часто выполняется в ситуации дискомфорта или незащи- щенности: когда мы входим в openspace, в котором полным- полно незнакомых людей, в лифт или в переполненный автобус — в общем, в любой ситуации, когда посторонние вторгаются в наше личное пространство, а возможности дистанцироваться нет. В некоторых странах принято изо- лироваться от окружающих с помощью книги или газеты
    (допустим, в поезде). Однако скрещенные руки — это стан- дартная поза незащищенности и неуверенности, и увидеть ее можно в любой части света.
    Защищая грудь обеими руками, мы строим баррикаду, пытаемся отгоро- диться от чего-то, что представляет- ся нам опасным или нежелательным.
    Прикрывая скрещенными руками об- ласть сердца и легких, мы стремимся защитить эти уязвимые органы. Это инстинктивная реакция, которая так- же встречается у шимпанзе и у других видов приматов.
    Если в зале люди один за другим начинают скрещивать руки, это может
    НЕГАТИВНАЯ ИЛИ ОБО-
    РОНИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

    86
    я понимаю тебя без слов означать, что они не вполне понимают, о чем говорит оратор, или не согласны с этим. Часто спикерам не удает- ся достучаться до слушателей, потому что они упускают момент, когда начинается повальное скрещивание рук.
    Разумеется, нужно разграничивать, кто из слушателей сидит в такой позе постоянно, а кто принимает ее в конкретный момент выступления. Чем больше человек одновременно скрещивают руки, тем отчетливее сигнал. Но не забывайте о третьем принципе истолкования языка жестов и обязательно удосто- верьтесь, что этот всеобщий жест не вызван внешними причинами (на- пример, в помещении стало прохладнее). Если руки скре- щены с напряжением, буквально стиснуты, это также может указывать на раздражение или на то, что человек хочет занять оборонительную позицию, так как чувствует угрозу
    . Перекрещенные руки явно указывают на стремле- ние воздвигнуть барьер. Иногда люди скрещивают руки, чтобы спрятаться от нежелательной ситуации. Принимая эту позу, они показывают, что тот или иной фрагмент разговора содержит в себе угрозу или же затрагивает лич- ные темы, которые они не желают обсуждать. В этом слу- чае поза изменится, как только вы смените тему.
    Скрещенные руки и сжатые кулаки
    Если собеседник уже стоит со скрещенными руками и в процессе разговора сжимает кулаки, это означает, что его негатив усиливается. В этом случае следует быть насто-
    Перекрещенные руки явно указывают на стремление воздвигнуть барьер.

    87
    негативный язык тела роже: возможна невербальная или даже физическая агрессия. Сжатые кулаки (за- частую вкупе с поджатыми губами и на- хмуренными бровями) — это всегда сиг- нал агрессии; они в буквальном смысле говорят о том, что на вас готовы напасть.
    Если вы увидели этот жест, необходимо изменить стратегию и попытаться успо- коить собеседника. Например, можно спросить его мнения («Ну хорошо, а как бы вы решили эту проблему?») или дать ему возможность выговориться. Если вы решаете задать вопрос, старайтесь вы- брать такой, на который можно ожидать позитивного ответа. Спрашивайте не о проблемах, а о решениях.
    Скрещенные руки, пальцы вцепляются в предплечья
    Порой негативное послание, кото- рое несут скрещенные руки, уси- ливается тем, что пальцы одной руки вцепляются в предплечье другой. Это знак растущего напря- жения; он подчеркивает изоляцию и решимость противостоять всем попыткам разомкнуть руки, от- крыть тело и развязать разговор.
    Иногда пальцы вцепляются так сильно, что белеют костяшки. В то
    НЕГАТИВНАЯ
    И АГРЕССИВНАЯ
    ПОЗИЦИЯ, ГОТОВ-
    НОСТЬ К АТАКЕ
    НЕГАТИВНАЯ, НАПРЯЖЕН-
    НАЯ ПОЗА

    88
    я понимаю тебя без слов же время подобное «самообъятие» придает человеку хра- брости.
    Скрещивание рук также можно трактовать как знак непреклонности и нежелания что-либо делать. Это невер- бальный и твердый отказ от действия по причине того, что человек либо чем-то обеспокоен, либо чему-то про- тивится. Так человек со страхом высоты реагирует на ис- кренние уговоры друзей покататься на тарзанке, а чело- век, не умеющий плавать, — на предложение запрыгнуть в бассейн на глубине. В деловом контексте эта поза может означать, что собеседник ни при каких условиях не на- мерен принимать мнение собеседника или выполнять ка- кое-либо задание. Поза показывает, что человек в любом случае будет упорствовать в своем нежелании. Единствен- ный способ переубедить его — это долгий и спокойный разговор.
    Руки в замке
    В некоторых ситуациях перекре- стить руки невозможно или не- удобно. В этом случае люди при- бегают к вспомогательным жестам и позам, несущим то же значение.
    Один из таких жестов — сложен- ные в замок руки (внизу перед собой или на столе). Он означает некоторую нервозность, неуверен- ность и потребность в защите.
    Еще в 1986 году Рабэк и Хоппер утверждали, что этот жест может
    НЕРВОЗНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ

    89
    негативный язык тела сослужить плохую службу претендентам на вакансии, так как он похож на те, к которым часто прибегают лжецы.
    Такой жест иногда используют неопытные организаторы конференций (которые лучше справляются с организатор- скими, нежели с представительскими функциями), нервно представляя своих спикеров. Дети принимают такую позу, когда им стыдно или когда они отвечают у доски.
    Кисти сцеплены перед корпусом
    Еще одна разновидность частичного барьера — когда одна кисть вцепляется в другую. Это облегченная версия жеста «руки в замке». Такой жест придает ощущение эмо- циональной защищенности — совсем как в детстве, когда в трудную или тревожную минуту ро- дители брали нас за руку. Так мы при- даем себе смелости и создаем почти незримый барьер между собой и окру- жающими. Такой жест часто встречает- ся на групповых фотографиях и озна- чает стеснение. Также его используют те, кому нужно произносить речь или принимать награду перед огромным скоплением людей.
    Впрочем, еще раз напомним, что трактовка может быть различной. Если на групповой фотографии в такой позе стоит сразу несколько человек, это не означает, что все они нервничают и стесняются. Скорее, они автоматиче- ски копируют жесты друг друга из чув-
    СТРЕМЛЕНИЕ ЗАЩИ-
    ТИТЬСЯ, СТЕСНЕНИЕ

    90
    я понимаю тебя без слов ства групповой солидарности. Если же человек смущается и нервничает больше обычного, то он не только сцепля- ет кисти, но и в некоторых случаях обхватывает запястье или предплечье.
    Скрытые позы защиты
    Если люди по каким-то причинам не могут создать ви- димый барьер с помощью кистей и рук (в частности, это относится к публичным персонам, которые осознают не- гативное влияние подобных жестов), они все равно выра- жают свою потребность в защищенности и безопасности, но менее очевидными способами. Например, держатся за рукав, дотрагиваются до украшений или нервно смотрят на часы. Женщины также поигрывают платком или шар- фиком. Вообще, у женщин в этом смысле больше возмож- ностей, чем у мужчин, поскольку они почти всегда имеют при себе сумочку, которую можно легко и незаметно пре- вратить в щит и в которой всегда можно порыться, что также служит в качестве защитного механизма. При по- вышении уровня тревоги эти движения и жесты зачастую используются неосознанно. Но в некоторых случаях они выполняются вполне сознательно.
    Хотя мы живем в эпоху миниатюрных микрофонов, ко- торые крепятся к лацкану пиджака, многие спикеры по- прежнему предпочитают традиционные ручные или даже стационарные микрофоны, поскольку они представляют собой барьер, за которым можно спрятаться. В те времена, когда еще были модны запонки, многие мужчины люби- ли поигрывать ими, оказавшись в местах скопления на- рода (например, в оживленном танцзале). Сегодня, чтобы

    91
    негативный язык тела скрыть свою нервозность, мужчинам приходится возиться с телефоном или держать в руке бокал. Например, на нет- ворк-сессиях почти все держат в руках бокал или любой другой предмет — чтобы было не так страшно заговорить с незнакомым человеком.
    Частичный ручной барьер
    В ситуациях, когда полностью скрестить руки непри- емлемо (поскольку другие подумают, что вы не справ- ляетесь с ситуацией), можно использовать более мягкий вариант жеста: кисть одной руки обхватывает локоть вто- рой руки. Когда человек, сидящий в такой позе, начинает раздражаться, он будет то сжимать, то расслаблять вторую
    (не согнутую) руку.
    Такой частичный барьер часто используются на пер- вой встрече, когда люди нервничают и смущаются. Сиг- нал тонкий, но четкий. Жест часто встречается у тех, кто постоянно вза- имодействует с людьми и начинает чувствовать эмоциональный перегруз.
    Частичный барьер дает им больше контроля над личным пространством.
    По той же причине этот жест часто встречается у звезд, политиков, дикто- ров телевидения и продавцов.
    Другой вариант частичного барье- ра — руки помещаются перед кор- пусом, но не сцепляются. Интерпре- тировать этот жест не так-то просто, поскольку во многих случаях у него
    ПОДДЕРЖАНИЕ
    ДИСТАНЦИИ,
    НЕУВЕРЕННОСТЬ

    92
    я понимаю тебя без слов нет никаких негативных ноток. Однако если он появля- ется внезапно и в контексте, говорящем о защитном по- ведении (например, в сочетании с шагом назад), то он может означать потребность в защите. Чтобы сделать точ- ный вывод, необходимо применить пять базовых прин- ципов интерпретации.
    Жесты, сопровождающие ручные барьеры
    Существует ряд жестов, которые могут предшествовать полным или частичным ручным барьерам или же сопро- вождать их. Прятать голову в плечи, отводить взгляд, склонять голову, нервно потирать руки — все эти дей- ствия выражают смущение, неуверенность и потребность в поддержке.
    Прятание за мебелью
    Когда ребенок чувствует неуверенность при встрече с незнакомыми детьми, взрослыми или животными, он прячется за ноги своих родителей, крепко хватается за них и наблюдает за развитием событий из этого укрытия.
    Взрослея, мы учимся лучше владеть языком тела и вместо этого используем защитные барьеры: собственные ноги или руки, а также различные предметы, включая мебель.
    В предыдущей главе мы говорили о том, что для защи- ты корпуса может использоваться спинка стула или дверца автомобиля. Прячась за этими предметами, мы чувствуем себя в большей безопасности и начинаем звучать уверен- нее. В некоторых случаях для преодоления нервозности и напряжения используются барьеры из таких стацио-

    93
    негативный язык тела нарных объектов, как стулья, столы и другая мебель. Разница между позой уверенного оратора (удобно сидит на стуле, опираясь на спинку) и встрево- женного (сидит на самом краешке, су- дорожно вцепившись в подлокотники) бросается в глаза.
    Однако не будем забывать, что, как бы мы себя ни чувствовали, ме- бельный барьер всегда препятствует эффективной коммуникации. Люди менее охотно слушают тех, кто пря- чется таким образом. А это приводит к ситуациям вроде той, что мы описы- вали в начале главы, когда профессо- ру не удавалось завладеть вниманием студентов, потому что он скрывался от них за кафедрой. Не будь этого защитного барьера, он бы сумел установить гораздо более тесный контакт с людьми, которых он должен был обучать.
    Прикрывание рта рукой
    Некоторые люди во время речи дер- жат руку у рта или прямо поверх него. Иногда сюда добавляется еще и фальшивое покашливание, при- званное оправдать это движение.
    В крайних случаях они даже плотно сжимают губы. Это защитный жест, призванный скрыть от окружающих
    ПОДДЕРЖАНИЕ
    ДИСТАНЦИИ,
    НЕУВЕРЕННОСТЬ
    НЕЖЕЛАНИЕ ГОВОРИТЬ
    О ЧЕМ-ТО

    94
    я понимаю тебя без слов сомнения и недостаток уверенности в себе. Парадоксальным образом, именно этот жест как раз и создает негативное впечатление. Более того, собеседник вынужден напрягать- ся, чтобы расслышать говорящего, поскольку в таком случае речь становится менее внятной и разборчивой. Разумеется, из-за всего этого им гораздо труднее донести свою мысль.
    Внезапное движение руки в сторону губ часто являет- ся первым предупреждением о том, что говорящий скоро замолчит. Возможно, он смешался или от волнения поте- рял мысль и попросту не знает, что сказать. Если человек закрывает рот рукой, это также может означать, что он сказал больше, чем собирался. Такое впечатление, что он хочет вернуть слова обратно или же наказать свои губы за то, что они позволили сказаться таким словам.
    Пальцы или предметы во рту
    Помещая в рот пальцы или какие-то предметы (ручку, дужку очков и т. п.), вы ослабляете контакт с собеседни- ком, поскольку все эти предметы служат барьером, сни- жающим его доверие. Это несколько раз подтверждалось экспериментальным путем, в том числе в исследованиях О’Хаэра, Ко- уди и МакЛафлина (1981), а также
    О’Хаэра и Коуди (1983). Как и при- крывание рта рукой, помещение в рот предметов не позволяет собе- седнику следить за движениями губ говорящего и может вызвать раз- дражение. Кроме того, человек на- чинает говорить тише и невнятнее.
    ПОПЫТКА УСПОКОИТЬСЯ

    95
    негативный язык тела
    Прятание головы в плечи
    Еще один путь ослабить контакт —
    «утопить» голову в плечи в попытке спрятать или защитить ее. Для вы- полнения этого жеста мы прижимаем подбородок к груди и поднимаем оба плеча. Таким движением часто сопро- вождается ожидание опасности (на- пример, разговор только что коснулся неприятной темы или стало известно что-то такое, что вызвало у нас страх или неуверенность). Если человек внезапно делает этот жест, может статься, он хочет пойти на попятный или укло- ниться от обсуждения.
    Регулярное напряжение мышц, задействованных в этом движении, может иметь долгосрочные последствия: у одних скрючивается спина, у других вытягивается шея.
    Услышав новости, люди первого типа, как правило, пря- чутся в свою раковину, а люди второго типа выдвигают голову вперед, желая узнать побольше.
    Постукивание пальцами по столу
    Ученые Неспулус и Лекур счита- ют постукивание пальцами по столу
    «экстралингвистической коммуни- кацией», говорящей о нарастании дискомфорта. В контексте делового разговора этот жест означает, что че- ловек испытывает нервозность. Чем чаще и быстрее постукивания, тем
    САМОЗАЩИТА
    НЕРВОЗНОСТЬ

    96
    я понимаю тебя без слов сильнее нервозность. Если вы заметите у собеседника та- кое движение, постарайтесь потихоньку смещать фокус обсуждения, пока не выясните причину нервозности.
    Если постукивание является невербальным комментари- ем к вашему предложению, то, прежде чем продолжить разговор, вам нужно будет как-то решить эту проблему.
    Отворачивание корпуса и головы
    Отсутствие интереса и желание держаться на рассто- янии проявляются в отворачивании корпуса от собесед- ника. Если к этому прибавляется отворачивание головы, значение жеста усиливается. Человек может отворачивать- ся, чтобы скрыть дискомфорт или же из страха оказаться лицом к лицу с собеседником. Если собеседник отворачи- вается, контакт будет неизбежно нарушен, поскольку в та- ком положении невозможен взгляд в глаза. Как подтверж-
    ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА И ПОДДЕРЖАНИЕ
    ДИСТАНЦИИ

    97
    негативный язык тела дают исследования Ричмонда, МакКроски и Пейна (1987), человек, который отворачивает корпус от собеседника, ка- жется менее симпатичным.
    Передняя часть корпуса — область, в которой кон- центрируются все важнейшие невербальные сигналы.
    Если пупок и плечи человека смотрят в разные сторо- ны, значит, его внимание витает где-то далеко. Также обращайте внимание на положение ног и направление, в котором указывают носки обуви. При толковании этого сигнала, как и всегда, необходимо учитывать пять базо- вых принципов, однако в некоторых случаях по направ- лению носков можно судить и о направлении внимания человека.
    «ЭМПАТЕРСКИЙ СТИЛЬ» ОПРЫ
    За десятилетия своей карьеры Опра Уинфри взяла интервью у множества звезд и обсудила огромное ко- личество непростых тем. А секрет ее феноменального успеха кроется в том, что она крайне редко подает не- гативные сигналы. Во время интервью она часто де- монстрирует запястья и активно использует открытые жесты и движения, располагающие к контакту. Это помогает ее собеседникам расслабиться и открыть- ся, даже перед камерами в искусственной обстановке телестудии.
    Хотя многие из собеседников Опры сопротивляют- ся контакту и демонстрируют негативный язык тела, ее собственное поведение мягко подталкивает их к от- крытости. Журнал
    Time назвал ее особый стиль прове-

    98
    я понимаю тебя без слов дения интервью «эмпатерским» — по контрасту с «ре- портерским» стилем большинства ведущих. Эмпатия и искренность в обращении с эмоциями собеседников почти всегда позволяют ей перевести негативные сиг- налы в русло, выигрышное для обеих сторон.
    Большой палец спрятан под остальными
    Как вы, наверное, помните из предыдущей главы, большие пальцы, помимо прочего, являются символом эго, и их демонстра- ция говорит об уверенности в себе. Когда же эго теряет уверенность и нуждается в защите, люди символически прячут соб- ственный большой палец. Пряча большой палец под пальцами той же или даже дру- гой руки, вы производите впечатление человека взволнованного и неуверенного.
    Другое толкование — вы страдаете от комплексов или на- строены на оборонительные действия.
    Руки в карманах
    Еще один жест, подрывающий контакт с окружающи- ми — руки в карманах. Он может говорить либо о недо- статке вовлеченности в обсуждаемый вопрос, либо о жела- нии дистанцироваться от собеседника. С другой стороны, это может быть реакция на приближение потенциальной опасности. Руки в карманах скрывают неуверенность и по- зволяют человеку говорить бойчее или даже перейти к вер-
    НЕУВЕРЕННОСТЬ,
    КОМПЛЕКСЫ,
    ЗАЩИТНАЯ
    ПОЗИЦИЯ

    99
    негативный язык тела бальной атаке. В то же время жест может выполнять и компенсаторную функцию, позволяя так хорошо замаскировать вну- треннюю робость, что человек позволяет себе недружелюбное или даже надмен- ное поведение. Это тем более верно, если кисти в карманах сжаты в кулаки.
    Жест «руки в карманах» также означа- ет отсутствие интереса к тому или иному действию или занятию. Он показывает, что человек не хочет или не считает нужным демонстрировать собеседникам свое понимание.
    У этого жеста есть и позитивное зна- чение: иногда руки в карманах означа- ют открытость и отсутствие напряжения в разговоре между людьми, которые хорошо относятся друг к другу. Однако в официальных контекстах жест чаще интерпретируется как знак безраз- личия, а значит, отсутствия дружелюбия. Когда ладони сжимаются в кулаки и быстро убираются в карманы, это может означать осознанное прерывание контакта с собе- седником, после чего обычно следуют возражения.
    Стоп-сигнал рукой
    Когда журналисты хотят задать вопрос знаменитости, пытаясь перехватить ее на выходе из здания или из ма- шины, их часто встречает поднятая вытянутая рука (или даже обе): стоп! Эта невербальная реакция дает понять, что человек не расположен к беседе, и переубедить его
    ОТСУТСТВИЕ ИНТЕ-
    РЕСА, ЗАЩИТНАЯ
    ПОЗИЦИЯ

    100
    я понимаю тебя без слов будет непросто. Жест часто сопро- вождается взглядом вниз, чтобы избежать визуального контакта с журналистом.
    Останавливая кого-то вытяги- ванием руки, мы выражаем отказ и отвержение. Это четкий сигнал: мы хотим защититься от чего-ли- бо нежелательного. Если при этом растопырены пальцы или же задей- ствованы обе руки, сила сигнала увеличивается: таким об- разом мы поддерживаем желаемую дистанцию между со- бой и окружающими. У политиков, произносящих речи, часто можно заметить другой вариант жеста: ладонью вниз. (Как упоминалось в предыдущей главе, это знак пре- восходства). Такой жест используется оратором, чтобы при- звать слушателей к тишине.
    Руки на коленях
    Если во время обсуждения человек вдруг наклоняется вперед и кладет руки на колени, это может означать либо неодобрение, либо отсутствие интереса к теме. Жест показывает, что человек готов завершить разго- вор и уйти. В 1973 году Кнапп, Харт и Фридрих включили его в свой список «неподобающих заключи- тельных жестов». Вариант жеста — руки кладутся на боковую часть сту-
    ИЗБЕГАНИЕ, НЕДОПУЩЕ-
    НИЕ, ОТКЛАДЫВАНИЕ
    НЕОДОБРЕНИЕ, ЖЕЛАНИЕ
    УЙТИ

    101
    негативный язык тела ла, как будто человек собирается подняться. Оба варианта часто сопровождаются сердитым взглядом с нахмуренными бровями или иным мимическим проявлением неодобрения.
    Внезапное вытягивание ног
    Если в напряженный момент дискуссии или при вы- слушивании новой информации сидящий человек быстро и резко вытягивает ноги на всю длину, это означает, что он не готов менять свое мнение и собирается парировать и атаковать. Если при этом он скрещивает руки и откло- няет голову назад, напрягая шею, это подчеркивает силу сопротивления услышанному. Такой человек готов актив- но возражать окружающим или даже перейти к контр- наступлению.
    ГОТОВНОСТЬ К КОНФРОНТАЦИИ

    102
    я понимаю тебя без слов
    Руки на поясе («руки в боки»)
    Как мы упоминали в предыдущей главе, руки в боки могут сигнализи- ровать о готовности действовать. Это жест уверенности, который указывает на желание продвигаться вперед. Од- нако в ряде случаев его можно интер- претировать и как сигнал агрессии
    (особенно если руки нарочито выстав- лены на обозрение, а вся поза более вальяжна). Это сродни тому, как, же- лая напугать соперников, павлин распускает перья, чтобы показаться больше, чем он есть. Если человек дает указания, положив руки на пояс, значит, он расценивает свою пози- цию как более сильную. Если же такую позу принимает тот, кому дают указания, это говорит о том, что он не считает себя подчиненным, что может вызвать раздражение. Если мужчина встает «руки в боки» в присутствии женщины, значит, он пытается произвести на нее впечатление своей мужественностью, притом с явным сексуальным подтекстом.
    УКАЗУЮЩИЙ ПЕРСТ ЛЖИВЫХ ПОЛИТИКОВ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта