Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [2020] Везовски К., Везовски П. Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [202. Везовски, Касия
Скачать 3.66 Mb.
|
Счастье: жесты, выражающие энтузиазм — напри- мер, потирание ладоней или энергичные кивки. y Отвращение: жесты избегания — например, выстав- ление руки перед собой или отворачивание корпу- са от собеседника. y Презрение: жесты, выражающие чрезмерную са- моуверенность или надменность, — например, руки в замке за головой, «подбородок вниз, взгляд ис- подлобья» или запрокидывание головы назад. y Гнев: агрессивные жесты — сжатые кулаки или руки за спиной. y Страх: жесты, выдающие неуверенность — дрожа- ние рук или прятание головы в плечи. y Печаль: жесты, которые создают дистанцию или выдают желание изоляции, — напряженные защит- ные позы, избегание визуального контакта и т. п. 123 как язык тела выдает наши эмоции y Удивление: внезапные движения, усиливающие концентрацию внимания, — кратковременный при- щур глаз или наклон корпуса вперед, чтобы лучше разглядеть что-либо. Глаза в пол Когда мы чувствуем себя глупо или рас- страиваемся, сделав или ляпнув что- нибудь не то, мы резко опускаем глаза, словно хотим разглядеть пол. Это прояв- ление неуверенности и неловкости: мы больше не хотим смотреть собеседнику в глаза. Такое прерывание визуального контакта возникает и в тех ситуациях, когда, например, рядовой сотрудник вне- запно сталкивается с большим начальни- ком. Пристально наблюдая за движением глаз, можно многое узнать о том, какое положение занимает тот или иной член коллектива. Сгорбленная спина Если в какой-то момент разговора че- ловек вдруг горбится, возможно, у него пропало желание продолжать общение. Эта поза также может означать негатив- ные эмоции к собеседнику, особенно если она сопровождается жестким взгля- НЕУВЕРЕННОСТЬ, СТЕСНЕНИЕ НЕДОСТАТОК МОТИВАЦИИ 124 я понимаю тебя без слов дом и наклоном подбородка вниз либо вверх. Если вы хо- тите достойно отреагировать на подобные знаки превос- ходства, попробуйте нейтрализовать эту позу, выставив грудь вперед. Плечи назад Обратная поза — плечи отведены назад, от чего грудь отчетливо выдвигается впе- ред. Это говорит о большей открытости к контакту и о готовности внимательно, с интересом слушать. Ее можно часто на- блюдать на улице, когда встречаются два человека, которые явно симпатизируют друг другу. Отведение плеч назад выра- жает энтузиазм и положительные эмо- ции. Прятание головы в плечи Мы рассматривали эту позу в предыдущей главе. По- добно черепахе, которая прячет голо- ву в панцирь, когда боится, некоторые из нас стремятся спрятать голову меж- ду поднятыми плечами. Напряжен- ные плечи защищают шею, выдавая наш страх и потребность в защите. Другое значение позы — желание отгородиться или дистанцироваться от ситуации. Поза помогает нам по- нять, что человек не заинтересован ОТКРЫТОСТЬ, ВНИ- МАНИЕ, ИНТЕРЕС СТРАХ, ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИТЕ 125 как язык тела выдает наши эмоции в продолжении разговора. Возможно, он перегружен и ему нужно время, чтобы прийти в норму. Также эту позу можно наблюдать у тех, кто находится в депрессии. С другой стороны, она может означать, что человеку груст- но или даже просто холодно, потому что пе- чаль — холодная эмоция: когда мы ее испыты- ваем, уровень энергии снижен. Страх — тоже холодная эмоция, от которой мы покрываемся гусиной кожей. А вот гнев — эмоция горячая, от нее краснеет лицо. Обмякшие плечи Обмякшие плечи — знак слабости и готов- ности сдаться. Такая поза возможна в ситуа- ции, когда менеджер по продажам вынужден сообщить начальству, что он только что поте- рял крупного клиента и уже ничего не может сделать, чтобы его вернуть. Пожимание плечами С помощью этого жеста люди дают понять, что у них пропал интерес продолжать разговор. Он выража- ет безразличие и недоверие. Такой жест можно увидеть, когда мы пы- таемся кого-то уговорить взяться за сложное задание. Пожимая пле- чами, собеседник дает понять, что считает вашу просьбу необоснован- ЖЕЛАНИЕ СДАТЬСЯ, СЛАБОСТЬ БЕЗРАЗЛИЧИЕ, НЕЗНАНИЕ, РАЗДРАЖЕНИЕ 126 я понимаю тебя без слов ной и что он попросту не готов принять ваши аргументы и возражения. Этот жест может говорить и о неготовности принять ре- шение. Конечно, не исключена вероятность, что человек просто не знает ответа, и в этом случае пожатие плечами может выражать раздражение. А еще подобную реакцию вызывает у нас что-то такое, чего мы не хотим слышать. Руки в замке Как мы уже говорили, руки в замке озна- чают расстройство. Иногда этот жест помо- гает замаскировать неловкость — напри- мер, на важном собеседовании или когда мы о чем-то волнуемся. Также он может скрывать негативное отношение. Конкрет- ное толкование будет зависеть от ситуа- ции и контекста. У жеста есть различные варианты: локти на столе, а сцепленные кисти перед лицом; сцепленные кисти на столе или перед корпусом (последний ва- риант используется, когда человек стоит). В любом случае, чем заметнее побелели костяшки, тем сильнее расстройство. Потирание рук Когда футболист видит, что игрок из его команды со- бирается забить пенальти и предвкушает успех, он по- тирает руки. Сотрудник автосалона потирает руки, когда клиент соглашается купить новенький Мерседес. В этих РАССТРОЙСТВО, НЕУВЕРЕННОСТЬ 127 как язык тела выдает наши эмоции примерах значение будет иметь скорость вы- полнения жеста. Если ладони двигаются бы- стро, это хорошо для всех; результатом будет доволен каждый. Если же продавец автосалона ожидает вы- годы только для себя (допустим, серьезную ко- миссию, которая, фактически, будет в ущерб покупателю), потирать ладони он будет мед- леннее. Вспомните злодеев из старых фильмов и мультиков — разрабатывая очередной ковар- ный план, они обязательно потирают ладони. Кисть обхватывает запястье Обхватывание запястья — знак того, что человек рас- строен и пытается взять себя в руки. Руки могут находить- ся как перед корпусом, так и за спиной. В первом случае жест также служит в качестве барьера. Второй вариант ме- нее очевиден, а значит, менее негативен по отношению к окружающим. Если верхняя кисть сжата в кулак, как правило, речь идет о подавленном раздражении. Имеет значение и то, какая рука находится снизу: ле- вая, связанная с правым полу- шарием мозга (эмоции) или правая, связанная с левым (ра- циональный разум)? Кроме того, чем выше место захвата и чем в более напряженной позе сто- ит человек, тем сильнее рас- стройство (особенно если руки расположены за спиной). БЫСТРО — ХОРОШО ДЛЯ ВСЕХ; МЕДЛЕН- НО — ХОРОШО ДЛЯ СЕБЯ РАССТРОЙСТВО, САМОКОНТРОЛЬ 128 я понимаю тебя без слов Дрожание рук Дрожание рук — четкий сигнал того, что человек испытывает силь- ные эмоции. Возможно, это скрытый страх (например, когда кто-то нерв- ничает перед презентацией) или по- давленный гнев (нередкое явление в ходе напряженной дискуссии или переговоров). Еще один вариант же- ста — быстрые беспорядочные движе- ния рук. И в том, и в другом случае, жест будет транслировать одинаковое значение. Беспорядочные движения производят впечатление рассогласо- ванности — несовпадения невербальной и вербальной информации — и означают, что человек нервничает. Расслабленные запястья Кисти и запястья играют важную роль в невербальной коммуникации. По- этому, если запястья собеседника рас- слаблены, это хорошо — значит, он открыт вашим словам и заинтересован ими. Если запястья расслаблены, когда говорит он сам, это знак добрых наме- рений, внимания к слушателю и уме- ренного желания убедить. Позитивное значение жеста связано с тем, что обыч- но мы расслабляем запястья, когда хо- ПОДАВЛЕННЫЙ ГНЕВ, СКРЫТЫЙ СТРАХ, НЕРВОЗНОСТЬ ОТКРЫТОСТЬ, ИНТЕРЕС, НЕНАВЯЗЧИВОЕ УБЕЖДЕНИЕ 129 как язык тела выдает наши эмоции тим кого-то погладить или проявить свою чувствительность. Позитивный смысл сохраняется лишь в том случае, если же- сту не сопутствуют другие, более негативные сигналы. Напряженные запястья На другой стороне спектра находятся напряженные, зажатые движения кистей. Это может указывать на то, что собесед- ники не слишком хорошо знакомы или же недолюбливают друг друга. Также та- кие движения могут означать давление и стресс, когда в процессе обсуждения че- ловеку приходится изо всех сил сдержи- вать эмоции. В 1975 году исследователи Экслайн, Эллисон и Лонг пришли к выводу, что люди, чьи движения являются резкими, воспринимаются как менее компетентные. Отрывистые движения рук могут быть сигналом, усиливающим значение «сдерживаемый страх или гнев». Для более точной интерпретации нужно учитывать темп движений. Сжатые кулаки С первобытных времен сжатые кулаки сигнализировали о недобрых намере- ниях. Этот жест означает агрессив- ность, гнев или сдерживаемую агрес- сию. В деловых контекстах физическая атака немыслима (к счастью!), однако сжатые кулаки выдают всю силу ис- пытываемых эмоций. НАПРЯЖЕНИЕ, СТРЕСС ГНЕВ, АГРЕССИЯ 130 я понимаю тебя без слов Постукивание пальцами В предыдущей главе мы упо- минали, что поигрывание с предметами может затруд- нять коммуникацию. Постуки- вание пальцами по столу, рав- но как и ногами по полу, тоже может означать раздражение и несогласие с услышанным. Другое значение — стремление игнорировать собесед- ника, поскольку его слова не вызывают интереса. В таком случае рекомендуется сначала найти причину раздраже- ния или отсутствия интереса, а затем попытаться продол- жить беседу, сменив тему или перейдя непосредственно к сути дела. Ступни упираются в пол Твердая опора на пол важ- на для нас не меньше, чем для деревьев — крепкие кор- ни. Устойчивое положение ног передает ощущение стабильно- сти и уверенности в себе. Тот, кто нервничает и чувствует себя не уверенно, никогда не сядет таким образом. Рассла- бленные, устойчиво упираю- щиеся в пол ноги — знак рав- новесия и спокойствия. РАЗДРАЖЕНИЕ, ИГНОРИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТЬ, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ 131 как язык тела выдает наши эмоции Широко расставленные ноги (ступни) Независимо от того, сидит чело- век или стоит, широко расставлен- ные ноги означают, что в своем про- странстве он чувствует себя спокойно и уверенно. Это знак положительных эмоций, готовности проявлять их по отношению к окружающим. Также эта поза свидетельствует о значитель- ной уверенности в себе. Она говорит: «Я не боюсь, я силен, я важен». Напряженные ступни и ноги Как и в случае с руками, напряженно сжатые ноги и ступни являются нега- тивным сигналом. Он может означать, что человек закрыт для истории собе- седника, хочет оставаться на расстоянии от него или даже прервать контакт. За- жатость ног (как и тела в целом) указы- вает на потерю интереса к разговору. Проявление внимания движением корпуса Если корпус собеседника повернут в вашем направлении, а руки и ноги не скрещены это, как правило, доб- рый знак. Человек проявляет внима- ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСТАН- ЦИИ, САМОУСТРАНЕНИЕ 132 я понимаю тебя без слов ние и интерес к вашим словам. Та- кая поза выражает положительные эмоции, а еще — уверенность в себе. Собеседник меняет позу, отворачивает корпус Если корпус сидящего напротив от- вернут от вас, это говорит о попытке избежать контакта и конфронтации (особенно если собеседник постоянно меняет позу). Это знак того, что со- беседнику не интересна тема обсуж- дения, и он не желает продолжать бе- седу. Постарайтесь отслеживать, когда именно появится эта поза, — так вы сможете определить, в какой момент что-то пошло не так. Другие значения позы — неловкость или страх. ИНТЕРЕС, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА, НЕЛОВКОСТЬ 133 как язык тела выдает наши эмоции Человек сидит на краю стула, поза напряженная Если мы напряженно сидим на краешке стула, совершенно ясно, что делаем мы это не ради своего удобства. По какой-то причине мы не можем сесть поудобнее и расслабиться — возможно, мы чувству- ем неуверенность или страх. Совершенно очевидно, что в ситуации есть какое-то напряжение, ведь иначе мы приняли бы более удобную позу. «Руки по швам» при ходьбе Если руки человека не двигаются при ходьбе, словно приклеились к бокам, это выдает чувство неловкости. Че- ловеку некомфортно находиться там, где он есть. Возмож- НЕУВЕРЕННОСТЬ, СТРАХ, НАПРЯЖЕНИЕ НЕЛОВКОСТЬ 134 я понимаю тебя без слов но, он оказался в незнакомом месте, или, например, его смущают взгляды незнакомых людей. Такое поведение часто встречается на вечеринках или нетворкинг-сессиях, где люди чувствуют себя не в своей тарелке и ходят, как деревянные. Разминочные движения при ходьбе Иногда можно увидеть, как человек постоянно двига- ет шеей при ходьбе, то расслабляет, то напрягает плечи. Это способ ослабить стресс. Такие движения можно часто наблюдать у тех, кто только что встал из-за стола пере- говоров. СТРЕСС, ВЫПУСКАНИЕ ПАРА 135 как язык тела выдает наши эмоции КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Утвердительный кивок Внимание, согласие, принятие, слушание Отрицательное покачивание головой Несогласие, отрицание, изумление, сильные эмоции Помещение в рот пальцев или предметов Неуверенность, потребность в безопасности Поигрывание с волосами Стеснение, неловкость, у женщин — соблазнение Почесывание головы Правой рукой: незнание, потребность в помощи Левой рукой: неуверенность Потирание подбородка Размышление, неуверенность Прикрывание рта рукой Неуверенность, потрясение, страх Глаза в пол Неуверенность, стеснение Сгорбленная спина Недостаток мотивации Плечи назад Открытость, внимание, интерес Прятание головы в плечи Страх, потребность в защите Обмякшие плечи Желание сдаться, слабость Пожимание плечами Безразличие, незнание, раздражение Руки в замке Расстройство, неуверенность Потирание рук Быстро — хорошо для всех; медленно — хорошо для себя Кисть обхватывает запястье Расстройство, самоконтроль 136 я понимаю тебя без слов КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Дрожание рук Подавленный гнев, скрытый страх, нервозность Расслабленные запястья Открытость, интерес, ненавязчивое убеждение Напряженные запястья Напряжение, стресс Сжатые кулаки Гнев, агрессия Постукивание пальцами Раздражение, игнорирование Ступни упираются в пол Уверенность, уравновешенность Широко расставленные ноги (ступни) Позитивные эмоции, уверенность в себе Напряженные ступни и ноги Поддержание дистанции, самоустранение Проявление внимания дви- жением корпуса Интерес, положительные эмоции Собеседник меняет позу, от- ворачивает корпус Потеря интереса, неловкость Человек сидит на краю сту- ла, поза напряженная Неуверенность, страх, напряжение «Руки по швам» при ходьбе Неловкость Разминочные движения при ходьбе Стресс, выпускание пара 137 лицо — открытая книга 6 лицо — открытая книга Из этой главы вы узнаете: y Расшифровку самых распространенных выражений лица y О чем можно узнать по глазам y Как отличить искреннюю улыбку от фальшивой Лицо — самый важный источник информации о че- ловеке, поскольку оно всегда открыто; мы смотрим на него чаще, чем на другие части тела, и живее реагируем на его сигналы. В древние времена умение увидеть гнев на чьем-то лице могло спасти жизнь. С точки зрения эволюции инте- ресно то, что список негативных мимических выражений намного длиннее списка положительных. В этой главе мы тоже уделяем больше внимания негативным выражени- ям — научившись в них разбираться, вы сможете пра- вильно отреагировать на неблагоприятное развитие собы- тий. Едва взглянув собеседнику в лицо, вы будете знать, что нужно сделать, чтобы восстановить хороший контакт. Если же лицо выражает удовольствие, никакие действия и не требуются, поскольку общение идет гладко. Даже новорожденные могут выделять человеческое лицо среди других объектов. Исследования, проведенные с участием младенцев одного дня от роду, показывают, 138 я понимаю тебя без слов что малыши могут различать некоторые мимические вы- ражения, хотя и не способны пока их повторить. Лицо — важнейший внешний стимул в жизни каждого человека с самого рождения. В этой главе мы рассмотрим особую категорию выражений лица — микромимику, которая выражает семь базовых человеческих эмоций: гнев, от- вращение, страх, удивление, счастье, грусть и презрение. Визуальный контакт Визуальный контакт играет важную роль в любом на- шем разговоре и представляет собой фундамент взаимопо- нимания между собеседниками. Кроме того, глаза — это первая точка контакта между людьми. Важно понимать, что визуальный контакт часто сопровождается другими невербальными сигналами, которые также играют важ- ную роль в общении, поскольку уточняют или даже ме- няют значение взгляда. Пристальный взгляд Пристальный взгляд, независимо от его длительности, вызывает у собеседника дискомфорт, и лучше от него воздерживаться. Если человек становится напротив, на- прягает плечи и смотрит на нас, не отводя глаз, обычно это значит только одно: желание конфронтации. Долгий критический взгляд на человека или на предмет, сфоку- сированный в одной точке, как правило, предвещает не- одобрение или отрицательное решение. Пристальный взгляд — это посягательство на личное пространство человека. Мужчина, который издалека про- 139 лицо — открытая книга жигает женщину подобным взглядом, явно испытывает к ней влечение. Однако, если притяжение не взаимно, такой взгляд может покоробить. И тогда у молчаливого поклонника практически не будет шанса завязать беседу с предметом своих воздыханий. Женщины в подобных случаях предпочитают не дол- гий пристальный взгляд, а несколько быстрых взглядов. Беседуя с двумя мужчинами, одному из которых она сим- патизирует, женщина будет чаще смотреть на того, кто ей больше нравится. Влюбленные парочки часто подолгу смотрят друг другу в глаза, потому что каждому нравится быть объектом страстного взора партнера. Избегание визуального контакта Если собеседник редко смотрит вам в глаза, можно сделать вывод, что он не искренен или что-то скрывает. Иногда избегание визуального контакта означает, что че- ловеку в целом не очень комфортно в конкретной ситуа- ции общения. Разумеется, у такого поведения может быть и другое, более красноречивое значение. Так, если собе- ЖЕЛАНИЕ КОНФРОНТАЦИИ, СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС 140 я понимаю тебя без слов седник, который до этого отлично поддерживал визуальный контакт, вдруг резко отводит взгляд посреди разговора, вам следует применить пять базовых принципов, о кото- рых мы говорили в первой главе. Еще одна причина нежелания смотреть в глаза — застенчивость или неуверенность. В ряде куль- тур — например, на Ближнем Вос- токе — визуальный контакт муж- чины и женщины не приемлем в деловом контексте, однако допускается в иных ситуациях общения. Если женщина начинает деловой разговор с мужчиной, не зная о его арабском происхождении (допустим, он одет в европейский костюм), его поведение может озадачить или даже оттолкнуть ее. Всегда лучше не спешить с вы- водами, а попытаться выяснить причины того или иного поведения. Длительность визуального контакта В западной культуре оптимальный визуальный контакт в деловом контексте составляет от 60 до 80 процентов вре- мени разговора, в зависимости от расстановки сил в от- ношениях. Если в разговоре участвует более двух человек, тот, на кого смотрят чаще всего, занимает главенствующее положение в этой группе. В процессе переговоров на него будет смотреть каждый, кто соберется взять слово. Это на- рочитое стремление к визуальному контакту — просьба о невербальном одобрении (человек фактически спраши- НЕУВЕРЕННОСТЬ, СТЕСНЕНИЕ, СКРЫТНОСТЬ |