Спец педагогика Под ред Назаровой. Внесена ввысшее образованиеспециальнаяпедагогикапод редакцией Н. М. Назаровой
Скачать 28.62 Mb.
|
2 существование человека с ограниченными возможностями. Дос- тижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности. В основе гуманистического подхода лежит идея целостности человеческой жизнедеятельности, поэтому од- ним из конкретных воплощений этого подхода может считаться концепция образования в течение всей жизни. В условиях смены парадигмы специальной педагогики векто- ром развития ее теории становится которая выражается в переосмыслении и уточнении основополагающих положений, укреплении общей базовой теории. Ключевые вопросы специальной педагогики теперь приобре- тают новое фундаментальное звучание. Большой интерес для фи- лософии представляет вопрос, касающийся различий нормы и аномалии в человеческом развитии. Это один из важнейших во- просов в специальной педагогике, поскольку от его понимания зависит определение ее предмета. В мировоззренческом плане проблема распознавания патологии не имеет простого и одно- значного решения. Дело в том, что широкое распространение в массовом сознании получили крайние мнения, во-первых, о нор- мальности всех людей и, во-вторых, о всеобщей аномальности. Эти мнения основаны на смешении нормы и аномалии, поэтому они неприемлемы для специальной педагогики, делают беспред- метной и бессмысленной специально-педагогическую помощь. Предпосылкой дифференциации нормы и аномалии выступает анализ этих явлений, позволяющий установить общие параметры их различения. Отличие патологи- ческого развития от нормального может носить как качествен- ный, так и количественный характер. В традиционной теории де- фектологии основное внимание было обращено на качественные особенности дизонтогенеза, что было обусловлено социальной потребностью в изучении и обучении детей с тяжелыми отклоне- ниями развития. В последние годы возросло число учащихся с легкими нарушениями, которые испытывают определенные труд- ности в обучении. Изменения в составе контингента лиц, нуж- дающихся в специальном образовании, актуализировали исследо- вания количественных отклонений в развитии. Кроме того, при диагностике аномальности важно различать уровни частных про- явлений биологического, психического и социального развития ребенка и его целостного становления как личности. При осуще- ствлении коррекции целесообразно учитывать взаимосвязь норм индивидуального уровня и норм социокультурной жизни. Специ- альное образование детей с особыми образователь- ными потребностями к многообразным нормам, выработанным в 34 процессе исторического развития общества, но эти нормы в раз- витии ребенка индивидуализируются, становятся конкретными нормами индивидуального поведения. В становлении образовательной системы важную роль играют интеграционные процессы, протекающие на разных ее уровнях. В специальном образовании на современном этапе интеграция вы- ражается в многообразных формах совместного обучения и вос- питания детей с недостатками развития и их здоровых сверстни- ков. Если представить интеграцию в обобщенном виде, становит- ся очевидной противоречивость этого процесса, который отвечает желаниям некоторых детей и родителей, но не всегда соответству- ет интересам других учащихся и родителей. Проблема интеграции в специальном образовании не исчерпывается только включением ребенка с особыми нуждами в коллективы здоровых детей. Инте- грационные тенденции наблюдаются в содержании специального образования, его методах и системе учебных учреждений для де- тей с недостатками развития. Эти тенденции весьма перспектив- ны, потому что связаны с общими процессами развития науки и цивилизации. Разработка философских проблем специальной педагогики со- действует поиску гуманистических решений насущных задач этой науки и является ответом на трудности образования лиц с огра- ниченными возможностями жизнедеятельности. Исследования фундаментальных оснований специальной педагогики подготав- ливают переход к новому этапу ее развития, адекватному совре- менной динамике социальных отношений. Вопросы и задания В чем заключается специфика философского понимания явлений специ- альной педагогики? 2. Какие функции выполняет философское знание в отношении специаль- ной педагогики? 3. Проанализируйте основные тенденции развития представлений об ано- мальном человеке в истории философской мысли. Литература для самостоятельной работы Адлер А. Понять природу 1997. 2. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. -Т. 5. 3. Ильенков Учитесь мыслить смолоду. - 1977. 4. И. Собр. соч.: В 8 т. - 7. 5. Кун Т. Структура научных революций. - 1977. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррек- ции нарушений развития - 1994. 1. 35 7. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1. 8. Мещеряков Как формируется человеческая психика при отсутствии слуха и речи // Вопросы философии. - 1968. - № 9. 9. Михайлов Ф. Т. Философия образования: ее реальности и перспективы // Во- просы философии. - - № 8. 10. Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управ- ления наукой и образованием. - 1998. Философия образования / Отв. ред. - 1996. 2.2. Социокультурные основы специального образования Концепция социальной реабилитации человека с ограниченны- ми возможностями, распространенная до середины XX в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце XIX - начале XX в. под влиянием философии ценности (В.Штерн, j В ее основе лежала идея о социальной по- лезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать актив- ного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограни- возможностями не исключался из этого правила - ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы сво- им трудом обеспечивать собственное существование. В этом кон- тексте ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало, ] вало под свои правила и законы человека с ограниченными воз- можностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного j процесса, направленного на приспособление общества к особым ! нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому оставался во- прос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких 1 условиях не мог стать полезным членом общества. Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, j рассматриваемая концепция была значительно дискредитирова- на в странах Западной Европы и США, где в 20-е гг. XX столе- тия эта концепция была «усилена» идеями расовой расовой гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой вой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бес- полезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и j отклонениями в физическом и психическом развитии, о необхо- димости достижения биологической «чистоты» расы путем сте- рилизации лиц, являющихся носителями опасных или нежела- тельных для общества дефектов умственного, физического или психического развития. Были приняты законы о принудительной j 36 стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии, позднее - в Германии. Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в которых к власти пришел фашизм. Национал-социа- листы обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноцен- ных» людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии. В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, каза- лось бы, на нейтральном учебном материале (математике), воспи- тывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в разви- тии. Вот, например, какого содержания задачи предлагались уча- щимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году: «Строительство одной школы для умственно отсталых детей тре- бует 6 млн рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы изготовить вместо этого, если один блок стоит Одновременно с разжиганием социальной вражды шло плано- мерное уничтожение людей, которые попадали при «новом по- рядке» в социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов, стариков - инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки спе- циальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Гер- мании систему специального образования нужно было возрож- дать с нулевой отметки. В советской специальной педагогике (дефектологии) концеп- ция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможно- стями как воспитание полезных членов общества удачно соедини- лась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социа- лизма и коммунизма. Эта концепция в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако при- оритет интересов общества над интересами личности, многие де- сятилетия существовавший в нашей стране, фактически узакони- вал статус социальной «малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями. Имен- но поэтому многие десятилетия в нашей стране существует огра- ничительно-покровительственная (патерналистская) позиция об- щества и государства по отношению к этой категории населения. 37 Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречают- ся с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и сегодня существуют преиму- щественно закрытые, интернатного типа, образовательные учре- ждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированности, ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и конкурен- тоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защи- щенность, ставшее правилом в обществе приучение к низкому ка- честву жизни (мизерность пенсий и невозможность получения вы- сокооплачиваемой работы) - все это приводит людей с ограни- ченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению воз- можности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реа- лизации доступных социальных ролей, выполнении социокультур- ных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума. Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоот- ношения такого человека с его ближайшим социокультурным ок- ружением: ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны раз- личных конфессий имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограни- ченными возможностями. Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их лизацию. Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общест- венного развития (вторая половина XX столетия) характеризуется подъемом демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны показали чело- вечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл сущест- вования общества самого человека - его жизнь и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. (год при- нятия «Всеобщей декларации прав человека») мировое сообщест- во начинает строить свою жизйь в соответствии с международны- ми правовыми актами гуманистического характера. 38 Смысловым центром нового взгляда на социальную реабили- тацию человека с ограниченными возможностями в этом контек- сте является идея достижения его максимальной самостоятельно- сти и независимости (концепция независимого образа жизни) в ус- ловиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полез- ном труде или нет. Под независимой жизнью понимается не толь- ко материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни, независимость в широком ' ле. Право на независимую жизнь человека с ограниченными воз- можностями должно быть законодательно закреплено и экономи- чески обеспечено. Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере имеют право на мате- риальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы ма- ло отличались от условий обычной жизни его сверстников и в ко- торых человек с возможностями чувствует себя комфортно; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на обра- зование), предназначенные для того, чтобы дать возможность как можно большую самостоятельность; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стади- ях экономического и социального планирования. Таким образом, общественно полезный труд социальная по- лезность человека - далеко не главные и единственные цели со- временной концепции социальной реабилитации. Главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными воз- можностями со стороны здорового большинства общества, его социальных институтов, его общественного сознания. Современ- ная концепция социальной реабилитации человека с ограничен- ными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступе- ни и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бо- роться с недугами, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах и видах социальной активности. При этом люди с ограни- ченными возможностями должны быть интегрированы в общест- на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей» [2, с. 6]. Понятно, что для достижения ста- 39 туса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на лиц с ограниченны- ми возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали равными. В соответствии со Стандартными правилами обеспечения рав- ных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультур- ных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необхо- димо учитывать специфические (пол, возраст, социальное проис- хождение) и типологические особенности (особенности определен- ной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) инте- грации различных категорий лиц с ограниченными возможностя- ми и возможности преодоления психолого-педагогическими спо- собами проблем социокультурного включения каждого ребенка. Современный процесс социокультурного включения и адапти- рования лиц с ограниченными возможностями принимает в каче- стве основополагающей идею независимого образа жизни. Она зволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и опреде- лить систему педагогических и социокультурных мер, ных на преодоление существующих проблем социальной и куль- турной интеграции лиц с ограниченными возможностями. педагогика, определяя и ближайшие цели и за- дачи специального образования, его содержание, организацию, •методы и приемы помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социо- культурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории Специальная педагогика формирует необходимые базовые ки в сфере и самообслуживания, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в виях взрослой жизни; на их основе будет формироваться образ жизни. Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека ограниченной в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении 40 машнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношени- ях. В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере за- трудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональ- ной квалификации, мобильности. При несоответствии таким ус- ловиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рас- считывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходи- мого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социоло- гов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является результа- том социального воспитания (начинающегося еще в школе), ори- ентированного только на стереотипы социальной помощи: пенси- онное обеспечение, благотворительность, заниженную социаль- ную оценку человека с ограниченными возможностями. Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентации, приня- тых в данном обществе, которые позволяют полноценно участво- вать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков общения - комму- никации. Лица с ограниченными возможностями испытывают значи- тельные затруднения и в социализации, и в формировании навы- ков социальной коммуникации, так как для них доступ к различ- ного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимо- действия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума. Как отмечают социологи и психологи, физическое или психи- ческое нарушение становится центральным пунктом в формиро- вании и становлении личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и разви- тие навыков социального общения. Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) эле- менты подготовки к жизни в - упражняя и развивая на- общения в стандартных социокультурных ситуациях, обес- 41 взаимопомощи в сложных отка к дру- и дея- их изоляции от в воспитательной Специальные формы тегзжж в активной ования рек- в системе осваивает новую для нее с ляются сам его о потребности, его права и яв- отмечает А Г А 42 ку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основан- ной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что- либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с от- клонениями в развитии священны... и находятся под охраной об- щественного милосердия». |