Главная страница
Навигация по странице:

  • Г л а в а 2 НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 2.1. Философия и специальная педагогика

  • Спец педагогика Под ред Назаровой. Внесена ввысшее образованиеспециальнаяпедагогикапод редакцией Н. М. Назаровой


    Скачать 28.62 Mb.
    НазваниеВнесена ввысшее образованиеспециальнаяпедагогикапод редакцией Н. М. Назаровой
    АнкорСпец педагогика Под ред Назаровой.pdf
    Дата20.05.2018
    Размер28.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСпец педагогика Под ред Назаровой.pdf
    ТипПрограмма
    #19470
    страница4 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
    Вопросы и задания
    1. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппа- рата специальной педагогики?
    2. Что такое параллельная терминология? Приведите примеры.
    25

    3. Употребление каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях со- временной гуманистической парадигмы специальной педагогики?
    4. Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
    5. Каковы современные классификации ограниченных возможностей че- ловека? Каковы основания этих классификаций? Каково основание педагоги- ческой классификации ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии?
    6. Постройте диаграмму, иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в сис- теме специального образования.
    7. Охарактеризуйте современную структурную организацию специальной педагогики, укажите основные пути ее развития.
    Литература для самостоятельной работы
    Астапов
    Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М.,
    2.
    Собр. соч.: В 6 т. -
    1983. -Т. 5.
    3. Дефектологический словарь. -
    1970.
    4. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред.
    -
    1996.
    5.
    Основные понятия и термины в специальном обра- зовании // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред.
    ко. - Екатеринбург,
    1.
    B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Поня- тийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е.В.Ткаченко. - Екатерин- бург,
    2.
    7. Кумарина
    Назарова
    Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред.
    - Екатеринбург, 1997. -
    Вып. 3.
    8. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР
    холого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. -
    СПб., 1999.
    9.
    Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной педа- гогики и ее современных лингвосемантических проблемах // Понятийный аппа- рат педагогики и образования / Под ред. Е.В.Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. -
    Вып. 1.
    10. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт сло- варя-справочника.
    1997.
    Основные методологические проблемы
    1982.
    12. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г., № 288. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
    13. Терминология: дефектология (четырехъязычный глоссарий ЮНЕСКО). -
    ЮНЕСКО, 1977.
    14. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностя- ми здоровья (специальном
    (Проект).
    26

    Г л а в а 2
    НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ
    СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    2.1. Философия и специальная педагогика
    В специальной педагогике накоплен обширный материал, ко- торый обладает высоким мировоззренческим потенциалом, ока- зывает заметное влияние на установки общественного сознания, в частности на отношение к людям с ограниченными возможностя- ми. В современных условиях, когда наряду с дифференциацией предметных областей специальной педагогики возникает потреб- ность в интегрированном знании, отражающем наиболее общие закономерности специальной педагогики и специального образо- вания как феномена современной цивилизации, возникает по- требность в развитии базовой фундаментальной теории специ- альной педагогики, в синтезе материалов, накопленных в различ- ных ее разделах, в переходе от описания частных эмпирических фактов обучения отдельных групп детей с особыми образователь- ными потребностями на уровень общетеоретического понимания фактов и явлений специального образования.
    Для построения целостной теории специальной педагогики требуется не механическое объединение конкретных отрывочных сведений о детях с недостатками развития, а содержательная сис- тематизация научных данных, направленная на поддержание внутреннего единства специальной педагогики. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии, которая позволяет интегрировать знания из разных областей науки для решения проблем специальной педагогики.
    Философская рефлексия обращена прежде всего на существен- ные, основополагающие вопросы, поэтому на философском уров- не обобщения могут быть рассмотрены наиболее важные, концеп- туальные проблемы, перспективы развития специальной педаго- гики, для осмысления которых нужна координация усилий многих специалистов.
    Философское исследование предельных оснований специаль- ной педагогики, в частности, предполагает выявление и анализ специально-педагогической деятельности, обосно- и критический разбор мо-
    Делей и идей, определение перспектив и приоритетов развития образования детей с ограниченными возможностями.
    27

    Философия по отношению к специальному образованию вы- ступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, вклю- чающий систему наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытии, которые детерминируют эволюцию дагогических явлений, и, во-вторых, как методологическая осно- ва, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.
    В соответствии с разделами философии в исследовании про- блем специальной педагогики можно выделить следующие основ- ные мировоззренческие аспекты: онтологический, гносеологиче- ский, аксиологический, философско-антропологический, истори- ко-философский, социально-философский. Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологи- ческого аспекта. Для определения связи обучения и познания служит гносеологический аспект. Установлению приоритетов и прояснению ценностных предпосылок специально- го образования способствует аксиологический аспект. С
    философско-антропологического аспекта проводится научных данных о человеке с ограниченными жизнедеятельности, что стимулирует углубленное познание ка- честв, состояний, внутреннего мира, интенций развития, своеоб- разия жизнедеятельности и социализации этого человека. В исто- рико-философском аспекте осуществляется реконструкция дов философов прошлого на специально-педагогическую пробле- матику.
    Для понимания современного состояния специальной педаго- ]
    гики наибольшее значение имеет
    аспект,
    который дает возможность рассматривать явления специальной педагогики в социокультурном контексте. Специальное вание представляет собой особый социальный институт, и его раз- j витие обусловлено трансформациями.
    j ет помнить, что в долговременной перспективе некоторые показатели оказываются зависимыми от качества педаго-|
    гической работы. В частности, положение человека с возможностями жизнедеятельности в мире социальных от- ношений во многом определяется характером и уровнем образования.
    Актуальность социально-философского исследования данной проблематики связана также с тем, что проблемы отклоняющего- ся развития в условиях экологических и социальных становятся глобальными, общезначимыми. В связи с этим специ- альное образование приобретает важную социальную функцию,
    которая заключается в том,
    способствовать общества и тем самым обеспечивать его выживание.
    28

    Специфика философско-методологического обоснования явле- ний и фактов специальной педагогики связана с использованием особых познавательных приемов и выражающих все- общие, предельные отношения. Ключевые проблемы специально- го образования настолько сложны, что не могут быть решены средствами какой-либо одной науки, поэтому в основе философ- ского исследования этих проблем чаще всего лежит междисципли-
    подход, обеспечивающий анализ, интерпретацию и инте- грацию знаний из разных областей конкретных наук.
    Реализация этого и других научных подходов открывает пути для расширения теоретико-методологических возможностей спе- циальной педагогики, стимулирует углубление исследований в этой области.
    Проблемы существования, лечения и обучения людей, отягощен- ных болезнями или отклонениями в развитии, с давних пор при- влекали внимание философов, но изучение этих проблем в фило- софии долгое время оставалось эпизодическим и фрагментарным.
    Первоначально рассуждения об аномалиях и болезнях не отде- лялись от общефилософских воззрений, переплетались с размыш- лениями о других явлениях человеческой жизни. Так, Гераклит
    Эфесский полагал, что «болезнь делает приятным и благим здо- ровье» и целью человеческой жизни являются «облегчение», осво- бождение от страданий, поэтому не вызывают доверия лечебные меры, причиняющие больным страдания.
    Оригинальное понимание происхождения и лечения недугов дано у Платона. В его диалоге различаются телесные болезни, вызванные нарушением соотношения и взаимопорожде- ния первоэлементов в теле, и душевные недуги (сумасшествие и невежество), причиной которых являются дурные свойства тела или неудавшееся воспитание. Здоровье и красота живого суще- ства, согласно Платону, выражаются в соразмерности души и тела, их равновесии между собой. Устранять телесный недуг ре- комендуется с помощью «упорядоченного образа жизни», а не лекарств. В диалоге Платона «Государство» проблема аномаль- ности приобретает социальный смысл, причем отношение к больным людям оказывается противоречивым. С одной стороны,
    в духе обычаев Спарты отмечается, что человек, страдающий тяжелой внутренней болезнью на протяжении всей жизни, бес- полезен и для себя, и для общества. С другой стороны, допуска- ется возможность дружбы с человеком, который имеет физиче- ский недостаток. В основе платоновской концепции воспитания лежит идея различения и отбора детей по их способностям, по- этому, по сути, в этой концепции осуществлено философское осмысление диагностики.
    29

    В этическом учении Аристотеля подробно рассматриваются такие отклонения, как испорченность, злобность, тупость и др.
    Эти отклонения расцениваются как избыток или недостаток, при- сущие порочности. Для счастливой жизни, по мнению Аристоте- ля, человеку важно избегать этих крайностей и держаться добро- детели, состоящей в обладании серединой. Особое значение име- ют рекомендации Аристотеля для здоровой жизни, которые каса- ются местоположения поселений, влияния воды и воздуха на здо- ровье, времени заключения браков, оптимального возраста для деторождения, питания и движения малышей, предотвращения болезней. Некоторые из оздоровительных мероприятий предлага- лось начинать еще до рождения ребенка. Таким образом, в ари- стотелевской философии берет начало осмысление профилактики отклонений в развитии человека.
    В работах античных авторов (Плутарха, Сенеки) встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей.
    В средневековой европейской философии аномалии человече- ского развития воспринимались сквозь призму христианской ве- ры и догматики. Например, болезнь в понимании Августина Ав- релия связана с пороком и представляет собой наказание за гре- хопадение и неповиновение. Лечение, исправление телесных не- достатков в этом случае обесцениваются, но одновременно воз- растает значение раскаяния, очищения души. В таком подходе можно увидеть некий прообраз идеи современной психокоррек- ции, которая является важной частью специальной психолого- педагогической помощи. Без преодоления психологических за- труднений, вызванных нарушением развития, трудно исправить само нарушение.
    С развитием практики лечения и обучения детей с недостатка- ми развития в эпоху Нового времени философский анализ откло- няющегося развития становится более последовательным, пере- страивается с умозрительной теоретизации на систематизацию опытных данных.
    В рассуждении о слепых французский просветитель Д. Дидро,
    опираясь на факты жизни слепорожденного из и слепого математика
    Саундерсона, выделил особенности человеческих ощущений и показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоя- нием органов чувств.
    Расширение эмпирической базы медицины и специальной пе- дагогики потребовало уточнения теоретических представлений о сущности, причинах и формах поэтому возникла тенденция создания философских классификаций отклонений.
    30

    Так, И. Кант в рамках своей антропологической концепции по- строил классификацию слабостей и болезней души. Интересно,
    что слабоумием философ называл «полную душевную слабость»,
    которая рассматривается не как душевная болезнь, а скорее как
    «отсутствие души».
    Одной из обязанностей человека по отношению к другим не- мецкий философ считал долг благотворения, состоящий в посиль- ной помощи людям, бескорыстном содействии их счастью. Заслу- гой И. Канта является обоснование необходимости государствен- ной благотворительной помощи бедным, инвалидам и больным.
    В системе при исследовании субъективного духа разбираются формы Помешательства, возникающие в тех случаях,
    когда человеческая субъективность вступает в противоречие с объективностью. В этом контексте поднимается проблема исцеле- ния патологических явлений психики, анализируются разные спо- собы лечения психических заболеваний.
    Роль социально-экономических факторов в этиологии откло- няющегося, патологического развития раскрыл с позиций мате- риализма Ф.Энгельс, по мнению которого, нищенское положение трудящихся и их жестокая эксплуатация являются основными причинами высокой заболеваемости, безнадзорности детей, не- счастных случаев на производстве.
    На заре становления специальной педагогики эффективность помощи инвалидам была недостаточно высокой. Этим можно объяснить негативное отношение к коррекционно-педагогической помощи А.Шопенгауэра, который считал, что сущность и харак- тер человека практически неизменны и не могут быть исправлены.
    В этом же смысле высказывался и Ф.Ницше, осуждавший методы исправления как противоестественные и бесполезные. Вместе с тем идеи Ф.Ницше о стремлении к превосходству и преодолении болезненных симптомов подготовили почву для изучения воз- можностей компенсации нарушений развития.
    В условиях социальных потрясений XX в., увеличения в попу- ляции доли лиц с ограниченными возможностями жизнедеятель- ности принципиальное мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлений современной западной философии - экзистенциализма, психоана- лиза и постмодернизма.
    В философии экзистенциализма
    Др.) придается бытийный смысл патологическим явлениям, а избавление от этих явлений связывается с движением к подлинно- существованию. Условием подлинности существования чело- считается его самоосуществление, основанное на согласова-
    31
    нии его свободы со свободой других людей. В мире обезличенного существования, где господствуют иррациональные силы, патоло- гические феномены имеют широкое распространение, иногда их бывает трудно распознать. Человек становится способным осоз- нать «шифр бытия» лишь в напряжении ситуаций, на грани жизни и смерти. Выдвинутые экзистенциалистами идеи оказали значи- тельное влияние на развитие психотерапевтической практики.
    Психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер,
    и др.) возник на ос- нове мировоззренческого обобщения данных психоаналитической практики лечения неврозов. Возникновение невротических сим- птомов связывается с подавлением бессознательных импульсов под действием репрессивных запретов культуры, а излечение нев- розов достигается за счет разрядки интенций бессознательного при их осознании. В специальной педагогике получила развитие идея А. Адлера о развитии ребенка с дефектом как процессе, на- правленном на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.
    В постмодернизме и др.) делается акцент на отсутствие границ между нормальными и патологическими явле- ниями, между безумием и разумом. На основе анализа медицин- ских текстов отмечаются трудности распознавания данных явле- ний в клинической практике, раскрывается явление иррадиации патологии в разные пласты бытия и сознания. Постмодернистиче- ские идеи косвенно обосновывают тенденцию критики коррекци- онной деятельности.
    В отечественной философии не проводилось последовательно- го системного анализа проблематики специальной педагогики как целостной научной дисциплины. Тем не менее некоторые пробле- мы специального образования получили философское освещение.
    В частности,
    проанализировал такие аномалии соз- нания, как «патологическая субъективность», состояние нарушен- ного сознания и др.
    Обучение слепоглухих детей было исследовано в работах и
    Осмысливая успешный экспе- римент и А.И.Мещерякова по обучению сле- поглухих посредством «совместно-разделенной деятельности»,
    Э.В.Ильенков пришел к выводу, что формирование человеческой психики происходит не благодаря самопорождению или спонтан- ным мозговым процессам, а через «специфически человеческую жизнедеятельность», активное присвоение ребенком вещей куль- туры. Материалы обучения слепоглухих были использованы
    Э.В.Ильенковым в споре с Д.И.Дубровским по проблеме идеаль- ного для обоснования том, что идеальное является не просто мозговым нейродинамическим процессом, а прежде всего
    32
    формой существования исторически сложившейся духовной куль- туры человечества. Анализ обучения слепоглухих позволил показать, что становление человеческого созна- ния совершается в общении и деятельности людей.
    Отдельные философские идеи по вопросу обучения аномаль- ных детей были высказаны некоторыми известными отечествен- ными учеными. По мысли Л.С.Выготского, объектом дефектоло- гии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. В развитии аномального ребенка Л.С.Выготский отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социаль- ных целей и задач общей и специальной школ» при различии их средств. Эти взгляды лежат в основе современ- ной теории специальной педагогики.
    Таким образом, специальная педагогика дает интересный ма- териал для обоснования и конкретизации философских представ- лений, но этот материал получил только частичное осмысление на философском уровне. Особенно остро ощущается потребность в комплексном философском осмыслении современного развития специальной педагогики.
    В настоящее время система специального образования пережи- вает кризис, связанный с критическим переосмыслением ее тради- ционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отста- ванием становления специально-образовательной помощи от из- менений социальных потребностей. С учетом взглядов
    Куна о научном развитии можно предположить, что преодоление кри- зиса специальной педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т. е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке и реали- зации новой гуманистической парадигмы специальной педагоги- ки станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовле- творение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
    К ведущим направлениям построения новой парадигмы специ- альной педагогики могут быть отнесены гуманизация,
    и интеграция. Задача философского исследования этих направлений состоит в систематизации ряда подходов в целях по- лучения достоверного знания о стратегиях и перспективах разви- тия специальной педагогики.
    В гуманистической интерпретации цель специального образо- вания состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта