Вопрос Сущность и структура политической идеологии. Термин "идеология"
![]()
|
Вопрос 5. Основные принципы и ценности консерватизма. Неоконсерватизм. Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, приверженность незыблемым политическим ценностям, которые выдержали испытание временем (термин был введен в научный оборот в к. XVIII в. французским писателем Ф. Шатобрианом). Консерватизм стал своеобразной реакцией на политическую мысль и события Великой французской революции, антитезой идеологии либерализма. Среди идеологических ценностей классического консерватизма можно выделить следующие: приоритет общества над человеком и государством; нравственный абсолютизм (вечность нравственных идеалов); представления о несовершенстве и греховности человеческой природы и об ограниченных возможностях разума; отрицание неизбежности социального прогресса (любые проекты лучшего общества таят в себе неизвестность, поэтому должны быть отвергнуты); традиционализм (сохранение прошлого как единства поколений, гармоничной совокупности обычаев, предрассудков) — главная движущая сила прогресса; отрицательное отношение к идее равенства (неравенство вытекает из самой природы человека); свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней; частная собственность — гарант личной свободы, защиты социального порядка; политика — это сфера деятельности политических элит (политический элитизм); отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей; регулировать процессы общественной жизни должно не только государство, эту функцию могут выполнять также религия, мораль, традиции, которые способны к более полному отражению социального многообразия. ![]() Во вт. пол. XX в. стало развиваться новое направление в консерватизме — неоконсерватизм. Наиболее известными представителями неоконсерватизма, его идейными вдохновителями стали ученые 3. Бжезинский (род. 1928) и Д. Белл (род. 1919). В современной политологии существуют две основные трактовки неоконсерватизма. Одна часть политологов рассматривает неоконсерватизм как современный консерватизм, приспособивший традиционные для него идеалы и ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи. Другая часть ученых видит в неоконсерватизме новое идеологическое течение, постоянно обогащающееся новыми идеями в процессе соперничества с другими идеологиями, и прежде всего либерализмом и социал-демократизмом. Как качественно новая идеология неоконсерватизм предложил миру свою собственную систему ценностей, а именно: духовные приоритеты семьи и религии; социальную стабильность, базирующуюся на моральной ответственности гражданина и государства друг перед другом и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному типу экономики, признавая привилегированность отдельных слоев общества, неоконсерваторы ориентируются на сохранение нравственных универсальных законов, без которых невозможно нормальное развитие гражданина и государства. Основная роль в сохранении в современном обществе человеческого начала отводится индивиду, который должен рассчитывать исключительно на собственные силы. Государство, в свою очередь, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых человеку жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированности отношений природы и общества. Наиболее общими положениями неконсервативной идеологии являются: в мировоззренческом плане — приоритетность принципа свободы над принципом равенства; однако, индивидуальная свобода не должна выходить за рамки традиционных ценностей общества; в экономической области — ограниченное вмешательство государства в экономику, которое направлено на поддержание порядка и устойчивости рыночной системы; защита интересов крупного бизнеса; в социальной политике — принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. справедливое распределение доходов и собственности; принцип субординации — помощь государства гражданам в развитии частной инициативы; в политической сфере — вертикальная демократия, вершину которой составляет экономическая и политическая элита; развитие гражданского общества. Для реализации обозначенных выше целей, для оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное общество неоконсерваторы настаивают на использовании новейших технологий и телекоммуникационных систем. ![]() Вопрос 6. Социально-политическая идеология социализма и марксизма. Социализм (от лат. socialis — общественный) — оформившаяся в XIX в. политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства и принцип эгалитаризма и т.д. Идеология социализма имеет древнее происхождение. Впервые идеи о построении социально справедливого общества обнаруживаются в трудах Т. Мора (1478-1535) и Т.Кампанелла (1568-1639). Первый в своей «Утопии», а второй в «Городе солнца» описали социальный строй и политическую организацию утопического поселения. Все создаваемые материальные блага в таком поселении являются общими, а законы — немногочисленны, кратки и понятны гражданам. У поселенцев нет собственности, занятия предоставляются каждому в соответствии с его способностями. Они избирают и контролируют должностных лиц, строго взыскивают за неуважение к сообществу и нерадивое отношение к обязанностям. Теоретическое обоснование и идеологическое оформление изложенных выше идей было осуществлено в к. XVIII— XIX вв., в период вступления капитализма в индустриальную стадию, представителями утопического социализма А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, а также несколько позже К. Марксом и Ф.Энгельсом. ![]() Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса составили особое радикально-революционное течение в социалистической идеологии, впоследствии получившее название марксизм. Данная идеология определила социализм как определенную стадию исторического становления более отдаленного этапа развития общества — коммунизма, представлявшего, по мнению немецких ученых, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления социально справедливого общества, К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из следующих принципов: материалистическое понимание истории (исторический материализм); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба как необходимое условие искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречий между трудом и капиталом; достижение коммунизма. Таким образом, марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком. ![]() Несмотря на ясно обозначенную цель (построение коммунистического общества) идеология марксизма (коммунистическая идеология) весьма противоречиво истолковывала способы достижения этой цели, чем сохранила возможность различного понимания места и роли социализма в этом процессе. Эта внутренняя противоречивость в дальнейшем обусловила различные варианты политико-идеологической эволюции марксистского учения, в частности: марксизм ревизионистского толка; ортодоксальный коммунизм (ленинизм, большевизм, сталинизм); маоизм; неомарксизм. Вопрос 7. Современная социал-демократическая идеология . Наибольшее влияние на общественное сознание в прошлом веке оказала социал-демократическая идеология (впервые данный термин был использован в 1888 г. Б. Шоу), которую отдельные исследователи и политические деятели называют ведущей идеологией XX столетия. Это своего рода доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни. Подобная идеология возникла на почве западноевропейского рабочего движения и уходит своими корнями к реформистскому течению во II Интернационале. Ее создателями являются: Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфер-динг, К. Реннер, Л. Блюм. В отличие от социалистической идеологии идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Практически все теоретики социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма и не связывают с этим крушением наступление социалистической эпохи. Социализм в понимании социал-демократов представляет собой развитие новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества. По мнению Бернштейна, единственно верным путем к социализму являются социальные реформы, нацеленные на обеспечение наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы. Составными частями идеологии социал-демократии являются: политическая демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия для социал-демократов — это абсолютная ценность, имеющая надклассовый характер; экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Приоритетными, по мнению социал-демократов, должны быть рыночные отношения, но при этом государство обязано регулировать рынок, а именно, не допускать доминирования в нем большого бизнеса, добиваться использования технологий для высшего блага. В целом экономическая сфера должна отличаться социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике; социальная демократия означает высокое качество жизни членов общества, которое характеризует степень социальной свободы человека, условие и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды; международная демократия предполагает мир и сотрудничество государств. Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время выступают социал-демократические партии Германии, Швеции, Дании, Испании, Норвегии и некоторых других стран. Социал-демократы настаивают на демократизации общества, расширении и закреплении прав и свобод трудящихся, мировоззренческом и политическом плюрализме. Политика социал-демократических партий, находящихся у власти, отличается большой социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость. ![]() Эталоном модели социализма, которую проповедуют социал-демократы, является шведская модель демократического социализма, утвердившаяся в некоторых странах Северной и Центральной Европы, прежде всего в Швеции. Благоприятным фоном для формирования и утверждения такой модели стало неучастие Швеции в двух мировых войнах, а также то, что социал-демократическая рабочая партия Швеции с начала 30-х до середины 70-х годов прошлого века постоянно находилась у власти. Характерными особенностями шведской модели являются: воссоздание за сравнительно короткий период и развитие высокоэффективной экономики смешанного характера, в которой органически сочетаются частнокапиталистические рыночные элементы и социально ориентированная система перераспределения производственного труда; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижения высокого уровня образованности населения. Вопрос 8. Истоки и основные положения белорусской национальной молодежи. Вопрос 9. Основные этапы формирования белорусской государственности. Первым национальным независимым и суверенным государством белорусского народа стала Белорусская Советская Социалистическая Республика, созданная в январе 1919 г. Этот вывод занял прочное место во всех работах белорусских советских историков и правоведов. Его оспаривали общественно-политические деятели, ссылаясь на провозглашение БНР, и продолжают оспаривать те историки, которые пальму первенства отдают не БССР, а БНР. В начале 1990-х гг. начался процесс реанимации БНР и критики БССР как несамостоятельного и зависимого от Центра государства. При этом некоторые историки делали акцент на демократическом характере БНР, ее народности, широкой культурно-просветительной деятельности, на ее признании будто бы многими государствами и т. д. В целом складывалась картина, что БНР – это национально-демократическое государство, а БССР – навязанная белорусам чужеродными большевиками тоталитарная власть. При этом замалчивался и замалчивается буржуазный характер БНР, созданной для борьбы с социалистическими преобразованиями в Беларуси. В досоветской и советской, в том числе белорусской, историографии история Беларуси излагалась как органическая часть истории Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи. Эта научно-концептуальная и методологическая основа должна и впредь сохраняться для дальнейшего позитивного развития белорусской исторической науки. Первым для белорусов государством было восточнославянское Древнерусское государство, или Киевская Русь. Верховная власть в нем принадлежала великому князю Руси со столицей в Киеве. Полоцкое, Туровское, Друцкое и другие «белорусские» княжества были зависимой, наряду с другими, частью Киевской Руси. В этом государстве сложилась древнерусская народность, духовно-нравственную сущность которой красноречиво отражают, в числе других ее признаков, величественные по тому времени Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Полоцкое княжество не было «асяродкам (сердцевиной) беларускай дзяржаўнасці». Оно не стремилось выполнять эту роль и не проводило политику объединения вокруг себя других княжеств. Более того, Всеслав Чародей в конце своего правления раздробил Полоцкое княжество на уделы, передав их своим сыновьям. Подменять же княжеский сепаратизм Всеслава Чародея борьбой за «незалежнасць» Полоцка от Киева нет оснований, ибо «незалежнікі» в конце концов привели к развалу Древнерусского государства. А вот об активном положительном влиянии «белорусов» в Киевской Руси следует говорить во весь голос: наша Рогнеда была великой княгиней в Киеве, ее сын Ярослав Мудрый оставил глубокий след в истории Киевской Руси, а Всеслав Чародей был одно время даже великим князем в Киеве. После распада Киевской Руси и потери единого восточнославянского государственного центра белорусские княжества стали участвовать в строительстве нового государства – Великого княжества Литовского и Русского. Этот процесс шел под верховной властью великих князей литовских. Искать у них русские (белорусские) корни, объявлять великого князя ВКЛ Миндовга «беларускім князем» – занятие не научное, а национально пристрастное с целью «вылепить» из ВКЛ только «Беларускую дзяржаву». Высшая власть в Великом княжестве Литовском, а затем Речи Посполитой оказалась в этнополитической и религиозной основе чуждой для исторической перспективы белорусского народа. Древнерусский (древнебелорусский) язык постепенно потерял в ВКЛ свое официальное значение, а в Речи Посполитой вообще исключен из государственного делопроизводства. В ВКЛ, в том числе и на белорусских землях, официальным стал польский язык. Это негативно сказалось на развитии культуры белорусского народа. Тяжелые последствия оказал также переход белорусской шляхты в католичество, усвоение ею польского языка и культуры и ее трансформация из белорусов в поляков. В итоге к концу XVIII в. белорусский этнос оказался практически без своей элиты, интеллигенции, школ, литературного языка, книгопечатания. В Речи Посполитой он был обречен на полонизацию, этническое вымирание и исчезновение с карты Европы. В конце XVIII в. после разделов Речи Посполитой, присоединения белорусских земель к России и воссоединения белорусов с русским народом в едином государстве со столицей в Москве белорусский народ стал субъектом нового государства – Российской империи. Такое изменение нашей государственности оказало благотворное влияние на возрождение и дальнейшее развитие белорусского этноса. Белорусы стали частью титульной нации, были приобщены к родственной и богатой русской культуре. Царское правительство приостановило полонизацию белорусов и их окатоличивание. Униаты были воссоединены с православием. На основе вынужденной вначале русификации (своего литературного языка, интеллигенции, национальной системы образования и т. д. белорусы не имели) из среды белорусов вышли такие выдающиеся ученые, как Е. Р. Романов и Е. Ф. Карский. Был заново создан белорусский литературный язык, всему миру стали известны Янка Купала и Якуб Колас. В 1918 г., после победы Октябрьской социалистической революции, на буржуазной основе была провозглашена БНР. Но реализовать эту возможность и построить реальное государство не удалось. Национально отдельное от соседей, независимое и суверенное государство белорусского народа в форме БССР было создано на советской основе в 1919 г. Оно просуществовало до 1991 г. Вхождение БССР в СССР на равноправной основе с другими советскими республиками не изменяло юридический и фактический статус БССР в качестве самостоятельного и суверенного государства. Добровольная передача союзными республиками в ведение СССР некоторых важных прав и полномочий (внешних сношений, обороны, путей сообщения и др.) не тормозило, а способствовало ускоренному социально-экономическому и культурному развитию всех членов Союза ССР. Конечно, в кольце капиталистического окружения, с учетом надвигавшейся фашистской агрессии против СССР взаимоотношения местных и центральных органов власти не всегда были оптимальными. Это особенно ярко проявилось в необоснованных государственных репрессиях общесоюзного масштаба по политическим мотивам, в ускоренной, а потому во многом насильственной, коллективизации, некоторых сферах национально-культурной политики. Республика Беларусь стала «полностью» независимым и суверенным государством. Но после развала СССР такая независимость обернулась катастрофическим падением жизненного уровня подавляющей массы населения. За блага демократии не на советской, а рыночно-капиталистической основе гражданам БССР пришлось заплатить высокую цену. Только с середины 1990-х гг., после избрания первым Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, наше независимое государство стало постепенно преодолевать тяжелейшие последствия системного социально-экономического, государственно-политического и нравственно-культурного кризиса. Государственное строительство Республики Беларусь осуществляется в сложных внутренних и международных условиях. Предстоит дальнейшая демократизация деятельности всех институтов власти, разработка государственной идеологии и национальной идеи, развитие экономики и культуры, значительное повышение уровня жизни народа. Важными остаются усилия по созданию равноправного Союза Беларуси и России, участие в СНГ, соглашениях с другими государствами. |