Неврозы. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу Учение о неврозах
Скачать 326.42 Kb.
|
«Me» описывает человека как существо, детерминированное социально заданными условностями и привычками. Это как бы представитель общества в индивидууме: оно состоит из интернализованных «генерализованных других». «I» описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, неповторимым образом. Типы идентичности И. Гоффман выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность — типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) персональная идентичность —индивидуальные признаки человека: например, отпечатки пальцев и уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я-идентичность — субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. Личная идентичность также является социальным феноменом: восприятие личной идентичности происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию. Goffman E. The neglected situation // Amer. Anthropol. 1964. V. 66, N 5. Part. 2. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Engleewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963. «борьба идентичностей» Модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона : выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная идентичность — самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная идентичность — позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть; 3) негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть; 4) предъявляемая идентичность — набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects. //Psychosocial theories of the self. / Ed. by B.Lee. – N.Y., L.,1982. p. 67-109. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. Аспекты «I» и «mе» олицетворяют для Дж. Мида сосуществование принципов социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих способностей: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности. Krappman L. Soziologische Dimensionen der Identitat. Stuttgart: Klett, 1969. Самокатегоризация Дж. Тэрнер ввел понятие самокатегоризации — когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. три уровня самокатегоризации: 1) самокатегоризации себя как человеческого существа (человеческая идентичность); 2) групповой самокатегоризации — социальной идентичности; 3) личностной самокатегоризации — личностной идентичности. В соответствии с теорией самокатегоризации, процесс становления идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса: 1) индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории; 2) присвоение себе общих групповых характеристик и усвоение норм и стереотипов поведения групп членства; 3) приписывание себе усвоенных групповых норм и стереотипов, использование их в качестве регуляторов своего поведения. Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю. Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов: 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки — определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых. Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомадации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности. Л.С. Выготский: «вся психика построена по типу инструмента, который выбирает» Традиционная наука привыкла рассматривать психологические феномены «как статус, а не как процесс, как состояние, а не как становление». Для понимания механизмов конструирования человека и его идентичности («Я»), необходим особый способ восприятия социальной реальности, который П.Бурдье назвал «реляционным мышлением», и который представляет социальный мир как совокупность отношений, а не как «позитивную субстанцию», представляемую как система «вещей». Необходимо сфокусировать свое внимание на практике. социальный конструктивизм (Бергер, Лукман) предложил рассматривать диалектические отношения между индивидом и обществом при помощи триады «экстернализация — объективация — интернализация». Идентичность Носителем идентичности является субъект, вне субъекта нет идентичности. Идентичность имеет объектное существование и субъективное осуществление. Идентичность — субъективна по природе, объективируется в бытии. Идентичность есть результат самокатегоризации и самообъективации субъекта через образ “Я”, характеризует самореферентность человека в его уникальности и неповторимости. Порождающим механизмом является самосознание. Исполнительным механизмом являются процессы идентификации-отчуждения. Реификация Необходимо комплексно, в единстве рассматривать материальный и символический мир реификация символических (социальных) представлений подразумевает эссенциализацию качеств и представлений существующих лишь на символическом уровне. Реификация — овеществление, т. е. процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены, приписывания им субстанциональности, в результате которой они начинают мыслиться как нечто материальное. Реификация, в логике — логическая ошибка рассматривания абстракции, как если бы она была реальной вещью. Идентичность Идентичность – это не фиксируемая реальность, а скорее длящаяся проблема, или проблемность. Это задавание себе вопроса о себе самом. Такая идентичность должна пониматься не как «субстрат», а как процесс. идеал фиксированной или стабильной идентичности является фантазией Номадическая идентичность Рози Брайдотти рассматривает идентичность, используя для этого понятие «номады» («кочевники»). Данное понятие опровергает возможность существования устойчивой идентичности. Быть «номадой» - жить без границ, находиться в постоянном состоянии перемещения и опровергать возможность существования устойчивой идентичности. Номадическая идентичность - это трансидентичность, она состоит из переходов, сдвигов, перемен. Образ номады отвергает всякую идею закрепленности. Номадическое сознание предполагает определение смысла идентичности, основанное на сложившихся, а не фиксированных фактах и обстоятельствах. Номадическое сознание когерентно и мобильно. Оно отвергает любой тип идентичности как постоянный и не направлено на создание устойчивой идентичности. жизнь человека является непрерывным процессом жизнетворчества, который проявляется как столь же непрерывное «расширение мира, расширение жизненных отношений» (Д.А. Леонтьев, 2001). человеческое Я устойчиво не только по отношению ко времени, но и по отношению к жизненному (ментальному) пространству человеческого бытия перекомпоновка проблемы требует перехода от бинарных построений к тернарным конструкциям, к признанию того, что нельзя приблизиться к решению проблемы идентичности, минуя проблему динамики многомерного жизненного мира – закономерностей его становления в онтогенезе как последовательного формирования «мерностей», обусловливающего соответствующую трансформацию Я (В.Е. Клочко, 2000, 2005), и последующей динамики, проявляющейся в расширении многомерного мира человека в процессе жизнеосуществления. Новые установки постнеклассического уровня стирается граница между личностью и социальной средой, и становится по-настоящему непонятно, «где человек, а где окружающие его культурные артефакты» и требуется еще понять, каким образом «мир врывается в нас, достраивая и расширяя пространство нашего Я» Что обеспечивает устойчивость человека в меняющемся мире? Самореализация личности служит основой её саморазвития, так как переход к новому качественному состоянию личности возможен лишь тогда, когда индивид действует и в процессе своих действий производит результат. Процессы творческой самореализации направлены на более полную реализацию человеком себя как личности (самовоплощение). Они связаны с определённым уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению саморазвитие понимается как «развиваю себя сам» Личностно-социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребёнок становится лишь тогда, когда сам начнёт эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без него. изменение взглядов на природу самоидентичности Четыре базовых тенденции: 1. Тенденция к перманентной актуализации проблемы идентичности личности; 2. Тенденция к преодолению бинарного мышления; 3. Тенденция понимания проблемы идентичности в транстемпоральной динамике; 4. Тенденция к процессуальному пониманию идентичности В эпоху социальных изменений иначе выглядит диалектика и метафизика человеческой индивидуальности представления об индивидуальности настолько трансформируются, что иногда происходит полная потеря ясности понимания границ между субъектом и объектом, индивидуальным и социальным, воспринимаемым и создаваемым. Эпоха социальных изменений характеризуется тем, что изменение перестает быть обстоятельством или атрибутом ситуации (то есть изменения перестают «происходить»), а становятся продуктом психологической (субъективной) жизни (ожиданиями, выборами, проектами). Современный человек не просто оказывается нетождественен самому себе, будучи захвачен потоком бытия, но должен становиться нетождественным самому себе под свою персональную ответственность. В таких обстоятельствах возникают особые виды рисков, обусловленные не только опасностью потери идентичности, но и опасностью формирования иллюзорной, выдуманной идентичности. Идентичность человека как открытой саморазвивающейся системы превращается в фундаментальное отношение и форму миропроекта, в психологическое условие стабильности и устойчивости человека, в форму воспроизводства и становления человеческого в мире (В.Е. Клочко). Социальные изменения, часто революционные по своей сущности, но происходящие «обыденно», трансформируют структурные параметры жизненных миров, их содержательное, ценностно-смысловое наполнение, создавая дефицит коммуникабельности (Кабрин В.И.), делают людей «разновременниками» (О.Розеншток-Хюсси). В эпоху социальных изменений перестраивается сложившаяся система коммуникаций, посредством которой социальное пространство человеческого бытия трансформируется в ментальное пространство человека, сообразное с его уникальным представлением о себе (образ Я), о мире (образ мира) и тем, что он делает в этом мире (образ жизни), в совокупности определяющими то, что в психологии принято называть Я-концепцией или идентичностью (П. Бергер, П. Штомпка, С. Московичи, М. Эпштейн). Человек, живущий в эпоху социальных изменений, - это человек, ищущий опору, основание для самоопределения между потоком бытия и собственной отстраненностью, психологической дистанцированностью от этого потока. в прежние эпохи предполагалось, что для обретения идентичности человек должен погрузиться в поток бытия, или наоборот, дистанцироваться от этого потока (К. Обуховский). Ранее проблемной выглядела сама идентичность, ее особенности и формы постановка проблемы становления идентичности каким образом современный человек обеспечивает устойчивость своего бытия в многомерном мире как в содержательном, так и в динамическом аспекте, сохраняет целостность, полноту собственного Я, свою самость, изменяется, не изменяя себе, не теряя мира. Как человек становится и остается современным человеком? Социокультурные трансформации социального пространства происходят сегодня настолько быстро и необратимо, что повсеместно складываются ситуации потери идентичности – разрыва между новыми реалиями и сложившегося под влиянием коммуникативно-опосредованных воздействий культуры системой представлений человека о себе, способов понимания и оценки себя, умонастроений специфические риски, связанные с практиками становления и восстановления личностной целостности, личностного потенциала, личностной компетенции в захваченности потоком бытия и потоком изменений Возникает проблема особого вида психической ригидности, обусловленной погружением в процесс «хронического становления кем-то» при недостаточной способности «быть кем-то» вовремя, приводящая к неспособности человека адекватно отвечать на вызовы и парадоксы действительности. Проблема избыточной устойчивости Я-концепций, которые в ситуации изменений становятся Я-иллюзиями (то есть феноменологически не отрефлексированными и динамически не освоенными формами опыта) в значительной мере обусловливает нерезультативность, неубедительность, неэффективность психологических и социальных практик (Г.В. Залевский, Э.В. Галажинский), трудности в достижении успешной карьеры. социально-психологический ландшафт современного мира мир постмодернизма, пострелигиозности, постнеклассической научности открывает новые возможности и предъявляет новые требования, возникающие в процессе пересмотра представлений и подходов изучения психологии личности, коммуникации, социального познания, идентичности (Garfinkel, 1982; Gergen, 1997; Harre, 1989; Henwood, 2003). В психологических исследованиях становления и поведения человека в центре внимания оказываются социальные практики (К. Левин), канальные факторы и субъективная интерпретация (Л. Росс, Р. Ниссбетт), нарративы (Т. Сарбин, Дж. Брунер, Д. Макадамс, Г. Херманс и др.), принципы системной детерминации (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский), самоорганизация, синергетические основания процессов психологического гомеореза (поддержание постоянства в развивающейся системе). На «высоких скоростях» самоорганизации психологических систем эмпирический опыт, являющийся основанием для рационального понимания проблемных ситуаций, должен систематически дополняться опытом экзистенциальным, то есть опытом решений, выраженным в самоописаниях, в понятиях и терминах становления идентичности человека. В эпоху социальных изменений не только экзистенциальный опыт требует рационального подтверждения, как это было раньше, но и объективный рационально обоснованный опыт требует подтверждения опытом экзистенциальным (В.В. Знаков) Идентичность в эпоху социальных изменений становится необходимым условием воспроизводства возможностей и принятия ответственности, а становление идентичности – базовым отношением (сущностью) практик понимания. Проблема идентичности была актуальна всегда, но если раньше человек должен был меняться в соответствии с тем, как меняется среда, но сохранять или созидать ценности и смыслы жизни, то есть адаптироваться, восстанавливаться, сегодня человеку необходимо меняться в соответствии с тем, как меняются его и других людей личные и социальные планы на среднее и ближайшее будущее, то есть становиться более ответственным существом. Сегодня недостаточно прикладывать много сил в практиках улучшения и развития себя (то есть иметь много средств, много знать). Сегодня необходимы как интенсивные практики становления себя – погружения в поток бытия (определения ценностно-смысловой позиции), так и способность своевременно дистанцироваться от потока бытия – изменить уровень мышления. Чтобы быть современным, человеку надо верить не только в свой выбор, но и в свой мир, что благодаря интенсивности изменений становится все более проблематично Становление идентичности сегодня уже не является средством адаптации или развития, а становится условием существования, онтологическим основанием и экзистенциальным отношением. Понимание идентичности в ХХ веке В теориях прошлого столетия идентичность понималась преимущественно как продукт и форма психического отражения действительности, схема самосознания, результат рефлексии, форма репрезентации подсознательных процессов, средство сохранения устойчивости, структура опосредования сущности и поведения (Л.Б. Шнейдер, Г.Л. Тульчинский, В.С. Малахов). Проблема становления идентичности была связана с явлением кризиса идентичности (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, А.В. Кузьмин, М.В. Заковоротная, П.С. Гуревич, А. Тоффлер). Развитие личности стало связываться с прохождением специфических этапов, в процессе которых человек находит себя и результатом которых является формирование идентичности. Современное понимание идентичности становление идентичности уже не является процессом преодоления кризисов, а является одновременно и элементом повседневности. становление идентичности теперь должно пониматься в динамике самоорганизации, а не только в динамике адаптации к изменениям. становление идентичности определяет смыслы и структуры психологических практик. тенденция понимания границ идентичности как границ ответственности, свободы, открытости Становление идентичности Становление идентичности – процесс отождествления-разотождествления субъекта с самим собой, с опытом, с реальностью (Б. Шефер, Б. Шледер, Г. Бэйтсон). Становление идентичности – процесс узнавания и иерархизации себя (К. Юнг, Р. Ассаджиоли, Д. Келли). Становление идентичности – процесс социализации, идентификации со значимым другим и обособленности, дистанцированности от значимого другого (Д. Марлоу, К. Герген, Э. Дюркгейм, С. Московичи, Ш. Тейлор, К. Обуховский). Становление идентичности – процесс достижения постоянства, устойчивости личности во времени и качественного изменения, возникновения нового уровня организации, нового порядка, объективной идентичности (Ж. Пиаже, А. Адлер, А.В. Казанская). проблема «невидимости» человека в действительности его возможностей Л.С. Выготский: «Осуществившееся поведение есть ничтожная доля возможного. Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей. Эти неосуществившиеся возможности нашего поведения … есть совершеннейшая реальность, такая же, как и восторжествовавшие реакции» Неклассическая методология указывает на: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности. Постнеклассическая методология, критикуя фундаментальное знание, указывает на реальность языка и времени как единственную реальность, позволяющую понимать процесс превращения первичного опыта в систему познания, и предлагает рассматривать социальную психологию как историю самоповествования личностей, указывает на перформансность психологии социальных изменений. Когда мир вокруг изменяется, нельзя оставаться самим собой, не участвуя в этом процессе (Э. Эриксон, 2000). В устойчивые периоды социальной определенности человек обязан следовать императиву: «становись тем, кем должен стать, и будешь собой». В ситуации изменений к нему добавляется и противоположный императив: «Будь собой в начале, в середине и в конце и будешь становиться собой». оба императива представляют собой жизненный парадокс, решение которого есть ответственность и свобода (Кочюнас Р., 2000). Социальная и личностная идентичность индивид не может быть идентичным самому себе во времени вне социального познания, без определенных усилий со своей стороны и подтверждений со стороны социума (Э. Эриксон, 2000). социальная идентичность – отождествление человеком себя и социальных императивов и личностная, персональная идентичность – отождествление человеком себя со своими собственными, «внутренними» стремлениями с возможным собой идентифицируется индивид, переживая переходы между состояниями социальной реальности С точки зрения системного анализа, идентичность есть система самореференции человека в ситуации (Л.Б. Шнайдер, 2004). «определяем идентичность как самореферентность (лат. Referre – сообщать), сообщение, на основе ощущения и осознавания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств, самому себе о том, кто Я и что является Моим, при наличии своей принадлежности социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций» (Л.Б. Шнайдер, 2004, с. 101). Новизна подхода идентичность выступает конструктом, согласующим два противостоящих гносеологических контекста: контекста понимания личности как совокупности атрибутов индивидуума и контекста понимания личности как модусов бытия, тенденциональности и отношения бытия-в-мире. Все варианты идентичности, представляемые посредством набора атрибутов (например, половая, профессиональная, этническая) или посредством избранных модусов бытия (например, ролевая, возрастная, культурная), являются фиксированными (воплощенными в сознании и в мире) формами темпоральной, временной идентичности (потенциальными). Новизна подхода когда мы обращаем внимание на собственно темпоральную идентичность (отождествление человека со своими возможными Я), неизбежно порождается новый контекст познания, ранее не видимый или не существовавший – контекст обновления, становления, творческого самовыражения. Этот контекст характеризуется перформативностью речи, то есть осознаваемая в это время психологическая реальность не отражает и не репрезентирует действительность, а превращает ее, придает ей новые смыслы, статусы, границы. Новый контекст переживается как период, характеризующийся неустойчивостью и неопределенностью, и в свою очередь порождает новый порядок Конструкт темпоральной идентичности (Х. Маркус) позволяет обратить внимание не только на принятие неопределенности, но и на то, каким образом человек идентифицирует ситуацию как неопределенную (для этого он соотносит актуальную ситуацию с возможной идентичностью, и именно возможная идентичность выступает в этом процессе как устойчивое основание). становления идентичности, как ситуация идентификации индивидуума с его экзистенциальной практикой. Такого рода идентичность существует исключительно в сознании и представляет собой смысловое соответствие. Когда три аспекта опыта – опыт индивидуализации (обобщающий коммуникацию), опыт трансцендирования (обобщающий мышление) и опыт отношения (обобщающий осознание) определяются как идентичные друг другу по параметру «мое», мы можем предположить оформившуюся темпоральную идентичность Постулат «бытие определяет сознание» значительно уточняется: сознание определяется опытом усвоения и реализации социальных практик. Идентификация индивида с социальными практиками (в масштабе всей жизни – идентификация с делом своего бытия, с делом своей жизни, экзистенцией, смыслом жизни) представляет собой процесс согласования темпоральных идентичностей в структуре сознания темпоральные идентичности существуют в виде возможных «Я»: каким я мог бы быть, каким я могу быть). Темпоральные идентичности позволяют согласованно конституировать ситуации присутствия человека в условиях изменений согласованная рефлексия для понимания идентичности необходима согласованная рефлексия объекта (эмпирический опыт), рефлексия процесса понимания объекта (рациональный, когнитивный опыт) и рефлексия способа существования (экзистенциальный опыт). Аналогично необходима и последовательная рефлексия сущности, существа и существования, предметности, предмета и присутствия согласование рефлексий Главным является принцип согласования порядков рефлексии, то есть феноменологический метод, отражающий самый глубокий уровень рефлексии из рассматриваемых в современной психологии. Он должен быть дополнен положениями о симфонизации (интенциональной синхронизации), согласованности порядков рефлексии и идентичности. воспользовавшись таким методом, мы можем объяснить множественность различных видов идентификации Феноменологический подход |