Главная страница

Неврозы. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу Учение о неврозах


Скачать 326.42 Kb.
НазваниеВопросы для подготовки к экзамену по курсу Учение о неврозах
Дата30.03.2022
Размер326.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНеврозы.docx
ТипДокументы
#427153
страница7 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18

Феноменологический подход опирается на субъективность и рефлексию способа познания

Более высокие уровни сложности и порядки усложнения психической организации не могут быть исчерпывающе поняты с помощью категорий низших уровней, то есть с помощью методов редукционного анализа.

Для понимания сложных психологических явлений необходима феноменологическая интерпретация – способ увидеть в целом то, что есть, было, будет, могло быть и может стать, и выразить это на понятном языке

Для феноменологического описания психологических явлений необходимо учитывать не только

фактические характеристики и измерения, но и

гипотетические (характеристики возможной, рискованной действительности).

особое значение имеет измерение временных (хронотопических) соответствий

В феноменологическом методе подразумевается «вертикальность» времен, то есть вложенность длительностей разного масштаба друг в друга.

Эту вложенность времен (возможных длительностей) в одном актуальном времени (в текущей длительности) называют транстемпоральностью.

Транстемпоральный подход

позволяет видеть качество не само по себе, но качество в количестве (длительности, повторяемости, регулярности времени практики).

рассматривются не просто переживания, а систему социально-психологической практики-переживания,

Феноменологическое исследование в транстемпоральном аспекте опирается на методологию понимания опыта соответствия трех составляющих человеческого присутствия:

переживания (качества),

практики (ответственности)

языка (детерминированности)

целостность времен жизни задает понимание того, что поведение и опыт являются различными сторонами одного целого – системы практики-переживания.

Это особенно важно в случаях изучения жизнеизменяющих переживаний, когда речь идет о взаимоотношениях человека и мира, опосредованных социальным контекстом

Характеризующие и проблемные компоненты

проблемы психической ригидности (избыточной устойчивости психологических систем),

флексибильности (оптимальной подвижности психологических систем),

интенциональной открытости (временной согласованности психологических систем),

ценностно-смысловой ориентации в психологии понимания и психологии бытия.

Транстемпоральный подход

главным принципом и условием позволяющем взять рефлексивные данные является не просто эмпатия

главным принципом соответствия , в качестве достаточных, является общность социально-психологической практики – согласованность поведения, опыта и речи, совместность.

При этом важным условием является учет уровня, степени, времени, смысла и других характеристик совместности.

Работа психолога

психолог действует в определенных обстоятельствах, задающих уровень интенсивности жизни и рефлексии

Включен в ситуацию диалога и должен «следовать за мышлением другого человека», не отставая и не забегая вперед

необходимо быть вовремя понятым

необходимо не отбрасывать, а использовать теоретические предположения в качестве дополнительных данных

Теоретические положения следует считать результатом рефлексии, состоявшейся ранее и «закостеневшей» в своем времени

Работа психолога

(в настоящее время) подразумевает погружение в неопределенность существующих теоретических положений

предпочтение обыденного языка описания. Обыденный язык позволяет улавливать множество нюансов, которые теряются при переводе повествования на некоторый категориальный язык

усиливается позиция предпочтения языка, стремящегося сохранить текучесть и поток сознания, но не посредством отрицания категориального языка, то есть языка, стремящегося свести описание к набору нескольких категорий, а посредством преодоления категориальности пониманием того, что категории в свое время были метафорами и именами, возвращая онтологический смысл категорий, слов и понятий.

Языковая деконструкция

Емкие общепринятые к употреблению категории следует поместить в неопределенность социально-психологической практики, сделать их поводом для транснцендентной самокритики сознания.

Это позволит воспроизвести смысл категорий, «оживить» их, поместить их в интенсивную действительность переживания.

обыденная речь будет трансформироваться не в менее живую и далекую от переживания форму, но станет формальной речью, имеющей статус жизнеизменяющей, обеспечивающей время

феноменологический метод

1. Стадия сбора наивных описаний.

2. Стадия анализа наивных описаний с выделением структурных составляющих переживания.

3. Составление отчета, дающего ясные артикулированные описания интересующего феномена (переживания)

Транстемпоральное отношение добавляет к этому установления и описания социально-психологической практики, контекста социальных и жизненных изменений. Психолог должен в начале артикулированно выразить базовую форму времени – смысл психологической практики, а потом все время соотносить опыт рефлексии переживания с опытом практики. Это действие должно осуществляться в самом начале исследования и воспроизводиться на всех последующих стадиях.

Общая форма понимания на этом этапе может быть следующая: «Участвуя в …, субъект переживал ….».

В качестве смысловых единиц выделять не любые смыслы, а темпоральности – длительности опыта, однородные по своему смыслу. (Темпоральность – время, длительность конкретного опыта)

необходимо исследовать тенденции и структуры переходов и согласований темпоральностей. (в своем повествовании от переживания одной длительности к другой) Это позволяет понять человека в его готовности быть, понять смысл его опыта в контексте его экзистенции. Предлагается получать не списки тем, а описания тенденций становления человеческого бытия в мире в терминах конкретного опыта и переживания

объединяем различные источники получения данных

рефлексивные описания,

саморефлексия исследователя,

общекультурные тексты

в одну систему практики-переживания

проблема идентичности – это проблема устойчивости человека в меняющемся мире

базовым контекстом формирования идентичности является контекст свидетельствования (supervising).

Именно свидетельствование как социальная практика обеспечивает единство устойчивости и уникальности личности

феномен перформанса – формы представления, в которой главную роль играет зритель

коммуникация и коммуникативные процессы представляются не просто процессами становления, обмена и взаимодействия, но и пространствообразующими, мирообразующими, подходообразующими явлениями в психологии и социальных науках

самоопределения людей и групп изменяют смыслы и содержания социальных практик, форм взаимодействия и жизни

поиск ответа на жизненные вопросы становится специфически проблематичным, поскольку становится именно поиском идентичности, а не только поиском подходящего решения

репрезентативность и презентабельность характеризует только один аспект понимания коммуникации.

Другим важным аспектом является перформансность

Коммуникация является не только процессом и условием трансформации человеческой идентичности, но и сама коммуникация трансформируется в ходе становления человека и человеческого присутствия

Не только личность, свойство, качество человека и человеческой активности объясняются посредством свойств и качеств коммуникации, но и мы сами, становясь Человеком, объясняем, создаем и трансформируем коммуникацию.

Перформансная коммуникация - трансформирующаяся и трансформируемая нами коммуникация

основные смыслы и характеристики перформансной коммуникации

Перформансная коммуникация может быть противопоставлена репрезентативной коммуникации

в качестве выразительного средства используются не знаки или символы, а само пространство.

часто тело человека и пространство восприятия являются средствами и каналами передачи информации

идентичность человека трансформируется (формируется темпоральная, возможная идентичность), тогда как в формативной (репрезентативной) коммуникации идентичность формируется и остается неизменной (то есть фиксируется как ригидная структура, продолжительное состояние, длительностная, достаточно устойчивая социальная, личностная и т.п. идентичность).

В событиях перформансной коммуникации человек сначала деиндивидуализируется

основные смыслы и характеристики перформансной коммуникации

В перформансной коммуникации события, предшествующие и последующие наблюдаемому действию, включаются в само событие, но не в качестве прошлого и будущего, а в качестве принятия их человеком здесь и сейчас в событии, в деянии.

Структура события перформансной коммуникации определяется присутствием зрителя. Даже безмолвный или предполагаемый зритель является главным коммуникатором, несмотря на то, каким талантом и достоинством обладает активно выражающийся перед ним субъект.

Перформансная коммуникация соответствует пониманию бытия человека как вложенных друг в друга сфер и возможностей присутствия. Время в этой реальности понимается как время становления человека собой в мире.

перформансная коммуникация

Помогающие психологические практики издавна создавались в качестве форм перформансной коммуникации. Не использовался только термин.

Формами перформансной коммуникации можно считать как мистерии древнего мира, так и современные примеры психотерапии

формы перформансной коммуникации используют не только идентичность человека, но и саму коммуникацию для превращения естественного социального сообщества в терапевтическую трансформацию и опираются не на модели, символы и средства, а на пространство и тело человека

в контексте классической научности, рассматривающей в качестве реальной лишь репрезентативную коммуникацию, все авторы были вынуждены приходить к пониманию того, что психологическая практика больше близка к искусству, чем к науке и технике

в искусстве поиск формы выражения имеет большее значение, чем поиск специфического содержания

Что ведет к изменениям личности?

к реальным изменениям жизни ведут не сами по себе моменты кризисов, интимности или откровения, а настойчивое продолжение человеком усилий тенденционального повторения и продолжения этих моментов в своих переживаниях, мыслях, идентичностях, в соответствии становления, то есть в удержании многомерности, обеспечении устойчивости и уникальности своего бытия

Главной характеристикой формирования темпоральной идентичности является обнаружение человеком своего Я (идентичности) как условия

одновременности (точнее современности),

уникальности и

устойчивости своего бытия

Иметь себя, быть собой и становиться собой

– это три задачи, которые человек должен решать одновременно в конкретном времени своей жизни.

то есть, имея себя, быть и становиться собой,

становясь собой, быть и иметь себя,

пребывая самим собой, и становиться, и иметь себя.

Это возможно только в том случае, когда такая возможность заложена в природе и динамике развития человека

Аутентичные варианты идентичности обусловлены перемещением границ ответственности из зоны переживания проблем в зону переживания рисков и управления рисками

идентичность

идентичность - как условие обеспечения устойчивости человека в динамике становления

Становление идентичности осознается посредством конструкта темпоральной идентичности, которая выражает тенденциональность синтеза хронотопов идентичности, осуществляемого человеком в контексте феномена готовности быть.

идентичность может быть сведена к феномену готовности быть собой в мире ценой необходимых изменений

Самоидентичность может быть определена как смысложизненное отношение современности потерь и приобретений себя в мире.

Качественные характеристики становления идентичности определяются темпоральным соответствием при выполнении человеком своих экзистенциальных обязанностей возрождения прошлого и провозглашения будущего

Избыточная фиксированность формы и содержания идентичности, как и избыточная изменчивость, препятствуют становлению аутентичной экзистенции и могут быть квалифицированы как специфическая форма психической ригидности, отражающая проблему (кризис) в отношении условий жизни, нарушения историко-психических оснований бытия

Идентичность в динамической и содержательной полноте не переживается в конкретном актуальном опыте, а выступает требованием (императивом) усложнения и повышения уровня саморазвития.

Идентичность интенсивно переживается в опыте рефлексивной интерпретации в контексте социальных изменений, при переносе центра ответственности из зоны решения проблем в зону управления рисками жизнетворческой активности

«Знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом»

Идентичность поддерживается в процессах постоянного переозначивания.

Интеллигибельность

Джудит Батлер говорит о стандартах интеллигибельности

формирование и поддержка отношений согласованности и цельности

При помощи языка интеллигибельность постоянно создается и опровергается.

Процесс сигнификации является регулируемым процессом повторения, допускающим установление новых возможностей для индивида (идентичности).

Дж. Батлер говорит о возможности опровержения старых иерархических кодов и установления новых дискурсивных практик

категории идентичности никогда не являются только дескриптивными,

идентичности всегда нормативны и в таком качестве задействуют операции исключения

Специфика идентичности заключается в ее изменчивости и подверженности влияниям социальных трансформаций. Будучи субъектом отношений, человек постоянно оказывается включенным в систему оценок окружающих на предмет соответствия нормативным эталонам и соответствия своим меркам (идеальным моделям) .

главным является то, что идентичность означает последовательность психической жизни человека.

Чувство идентичности позволяет мне понимать, кем я являюсь,

позволяет сочетать различные проявления моей многогранной личности, возникающие в ходе моих социальных интеракций с другими людьми в различных ситуациях.

Социальные психологи часто совершают серьезную ошибку, считая, что идентичность является результатом поведения. При этом забывается способность человека выстраивать систему отношений внутри себя, в процессе моделирования возможных (как желательных, так и избегаемых) отношений.

Именно эта манипуляция со значимыми образами и превращается в нарратив идентичности.

Новая проблема

Когда в человеке пробуждается собственное «Я», оно властно отделяет его от ближайшего окружения.

Но при этом изоляция способна перерасти в потерянность, вызвать ощущение невыносимой тревоги.

Эскапизм

Эскапизм - это характеристика деятельности человека, который «убегает» от реального, повседневного мира в мир грез, фантазий, иллюзий.

в качестве эскапизма могут выступать чтение книг, просмотр телевидения или кино, компьютерные игры, общение в Интернете, музыка, спорт, построение карьеры, творчество, употребление алкоголя и наркотиков и многое другое. В качестве «классического» варианта эскапизма издревле выступает религия. Она позволяет более спокойно претерпевать бедствия и серость этого мира в молитве, общении с Богом, надежде на вечную жизнь. Вера позволяет человеку чувствовать свою связь с неким иным миром, который лучше мира повседневного.

это, как правило, уход от негативных переживаний, от недовольства своей жизнью, от рутины. Иногда эскапизм выражается как пассивное поведение - бегство, за которым ничего не следует, однако, как правило, эскапизм представляет собой именно деятельность, созидательную активность. Эскапистская деятельность такого типа всегда характеризуется формированием новых Я-образов.

Эскапизм

Стремление к эскапизму является характерной чертой современного общества. Это связано с увеличением времени досуга, с одной стороны, и с отсутствием устойчивых идеалов - с другой стороны. Человек, имеющий цель в жизни, веру в нечто постоянное, неизменное, самоценное, менее подвержен «впадению» в эскапизм. Эскапизм характерен для тех, кто, чувствуя недостаток чего-то в повседневной жизни, ищет это «что-то» в другом месте.

Что касается влияния эскапизма на формирование и удержание стабильной идентичности, то здесь он также играет важную роль, поскольку для идентичности играют одинаково важную роль как события нашей непосредственной реальной жизни, так и события нашего внутреннего мира, в том числе и фантазии - в том случае, если они представляются нам важными

средства массовой информации

Существенное влияние оказывают современные средства массовой информации. Они не только позволяют человеку чувствовать свою связь со всем миром, они снабжают его потоками информации, лишь небольшая часть которой является для него востребованной и нужной.

Современный человек тонет в этих информационных потоках, не в состоянии обработать их и отделить зерна от плевел. Главным ориентиром для идентификации обывателя становятся навязываемые ему стандарты жизни, демонстрируемые в рекламе, идентификация происходит по принципу «я есть то, что я потребляю».

 

СМИ нивелируют ценность приватной жизни человека, выставляя напоказ истории из жизни «звезд» и заодно активно приглашая «простых людей» в различных реалити-шоу. Таким образом, происходит отчуждение от индивида его собственной приватной жизни, по крайней мере, в ее традиционном понимании

средства массовой информации

Еще одним результатом распространения СМИ является тиражирование стереотипов и заблуждений (поскольку отсутствует цензура здравого смысла), что увеличивает невежество населения (параллельно СМИ выполняет и образовательную функцию, однако при уже указанной невозможности «фильтровать» информацию самостоятельно, первое перекрывает второе).

С другой стороны, у человека возникает недоверие к любой информации вообще, поскольку СМИ не раз уличались во лжи.

Последнее обстоятельство опять же ведет к затруднению идентификации - как я могу идентифицироваться с чем-то, если я ни во что и никому не могу верить?

«протеанизм»

американский психиатр Р.Дж. Лифтон подробно развивает тему кризисной идентичности, предлагая термин «протеевской» идентичности и «протеанизма».

Протей - божество из древнегреческой мифологии, постоянно изменяющее свой облик и способное сохранять свой облик только будучи захваченным в плен.

современный человек ,подобен Протею, вынужден постоянно изменяться, его идентичность просто не может больше оставаться стабильной. (СМИ, социальный кризис)

В поисках стабилизации своей идентичности человек всегда ищет стабильность вне себя, на которую он может ориентироваться.

Lifton R.J. The Protean Self. Human Resilience in an Age of Fragmentation. N.Y., 1993.

«протеанизм»

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению у человека чувства «бездомности» или «безотцовщины» (термины Лифтона).

Протеевское Я должно бороться с этими ощущениями, и, несмотря на свою постоянную изменчивость, должно быть способным сочетать и удерживать в себе ряд трудно совместимых элементов.

Еще один аспект «протеанизма» - человек начинает особенно остро ощущать возможность «конца света» при своей непосредственной к нему причастности. Впервые за историю человечества человек начинает осознавать возможность того, что «конец света» может стать делом его собственных рук.

Это создает определенный фон тревожности.

протеевская идентичность

В своем формировании протеевское Я опирается на вещи, созданные людьми, и на мнения людей.

Оно предполагает возможность существования одновременно нескольких Я, вплоть до полностью противоположных друг другу (multimind), но каждое из которых постоянно готово вступить в действие.

Лифтон, посвятивший одну из своих книг исследованию психологии нацистских врачей, работавших в концлагерях, цитирует исследователя Хайнца Кохута, который говорит о «дублировании» - формировании второго «функционального» Я у докторов-наци для их адаптации ко злу, которое они причиняли. В подобном случае противоречия внутри самости и нежелание принять какую-то ее часть в итоге приводят к отчуждению нежелаемых качеств в фиктивную другую самость. Поэтому предполагается, что доктора-наци ощущали, будто те бесчеловечные эксперименты, которые они производят, на самом деле проводятся не ими, а кем-то Другим.

Возникающее чувство «бездомности» может привести

А) к трагическому исходу кризиса идентичности,

Б) к позитивному результату - когда человек отправляется на поиск нового «дома». Под «домом» здесь может пониматься широкий спектр понятий - от просто географической смены места жительства до смены психологической конструкции личности.

возможна ли стабильная идентичность, или человек обречен быть вечно изменчивым Протеем, флюгером, который беспрестанно вращается, повинуясь множеству встречных ветров?

протеевская идентичность не утверждает утрату идентичности и Я. Напротив, оно направлено на поиск его смысла. Протеевское Я стремится быть одновременно текучим и твердым.

Это балансировка между постоянными метаморфозами и стремлением к целостности.

Ирония

Важным качеством протеевской личности, отмечает Лифтон, является ирония.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18


написать администратору сайта