Неврозы. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу Учение о неврозах
Скачать 326.42 Kb.
|
Ирония - способность поставить под сомнение любое Я. в иронии четко различаются подразумеваемое и действительное значение, а самость выносит независимое суждение. в иронии содержится способность к формированию этой многогранной личности. Она позволяет не зацикливаться на единичном проявлении Я, и в то же время, являясь независимой инстанцией, она позволяет увязывать различные Я-образы друг с другом. Это важнейшее качество человека, вынужденного жить в эпоху постмодернистского релятивизма Структура Я становится столь сложной, какой не была никогда ранее, в связи с чем вопрос об идентичности также становится наиболее острым - ведь чем больше Я-образов, тем более сложно сохранять их связанность и последовательность, т.е. саму идентичность, осознание принадлежности каждого из своих Я-образов к единому комплексу Я. «Нормальная идентичность» представляет собой сбалансированную систему Я, где все Я-образы правильно связаны друг с другом, и индивид сознает их все, как принадлежащие ему и отражающие часть его сознания. Кризисная идентичность выражается в нарушении связей между различными Я-образами, в том, что некоторые Я-образы больше не вписываются в существующую систему, и требуется реформация, переструктурирование Я. Однако в этой сложности одновременно заложен и путь к наиболее полноценному развитию индивида. Человеческое Я состоит из множества Я-образов, каждый из которых соответствует определенному аспекту внешней реальности и внутренней индивидуальности человека, но лишь они вместе, складывая свои картины мира в единую картину, создают полноценную человеческую личность и позволяют каждый раз осваивать всякий конкретный аспект реальности с разных точек зрения, таким образом получая в совокупности этих точек зрения наиболее полную картину мира. Неспособность к многопозиционному познанию приводит к догматичности и ригидности мышления. Так, имеет смысл говорить о существовании множества Я-позиций, объединяемых познающим субъектом в совокупный индивидуальный опыт, который и соответствует единому Я. Организация Я как единой структуры является активной деятельностью, производимой познающим субъектом как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Множественность и разнообразие Я-позиций не менее важны для познания, чем сводящее их вместе единое Я. странствия в лабиринте бесконечны Проблема идентичности превращается в проблему организации многогранного индивидуального опыта. пока человек жив, он находится в поиске. Его идентичность постоянно претерпевает изменения, она является живым, беспрестанно развивающимся организмом, потому выход из лабиринта идентичности невозможен - лабиринт постоянно разрастается и уводит нас все глубже в свои дебри. Современная социокультурная ситуация требует от субъекта большей активности, нежели в предыдущие эпохи - современный человек должен сам выбирать, как именно, на каком фундаменте и из каких элементов ему конструировать свое Я и свою идентичность, как именно он обустроит лабиринт, в котором ему предстоит странствовать. 18. Транстемпоральный подход к пониманию субъективного личностного пространства. См. выше 19. Жизнеизменяющие переживания и их проблемные компоненты. См. выше 20. Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция. См. выше 21. Основные смыслы и характеристики перформансной коммуникации. См. выше 22. Роль СМИ, эскапизм и проблема «протеанизма» (кризистной идентичности) как факторы хронической психотравматизации современного человека. См. выше 23. «Дискурсивные практики», версии реальности и невротические переживания. 24. Постмодернистская концепция личности как методологическая основа для понимания невротических расстройств. Аристотелевские представления Аристотелевская физика наполнена, прежде всего, ценностными понятиями и чисто нормативными понятиями Для аристотелевской физики принадлежность предмета к данному классу имела решающее значение, потому что для Аристотеля класс определял сущность объекта, а следовательно, и его поведение как в позитивном, так и в негативном отношении. Такие классификации часто принимали вид пар противоположностей, таких как холодный - теплый, сухой - влажный, и носили застывший, «абсолютный» характер. Аристотелевский тип абстрагирования, при котором восхождение к всеобщему одновременно означает потерю конкретных различий принадлежность к определенному классу рассматривалась как определяющая физическую сущность объекта Аристотелевские представления «Класс» у Аристотеля определяется как понятие, предполагающее наличие у группы объектов совокупности общих признаков. закономерно то, что происходит часто. в регулярном повторении одного и того же внутренняя закономерность становится видимой для обыденного сознания исключены, как простая случайность, те события, которые происходят только однажды, то есть индивидуальные события как таковые поведение вещи определяется ее «сущностью» (понятием) и эта сущность совпадает с абстрактно определенным «классом» (то есть всей совокупностью общих характеристик целой группы объектов), то отсюда следует, что единичное событие как таковое есть случайность Галилеевская физика единство физического мира: Эта гомогенизация физического мира в отношении обоснованности законов лишает деление физических объектов на устойчивые, абстрактно определенные классы утрата значимости логическими дихотомиями и парами противоположных понятий. Их место заняли все более и более текучие переходы и ступенчатые градации, которые лишили противоположности их антитетического характера, что чисто логически выразилось в переходе от понятия класса к понятию ряда переход к более функциональному по своей сути способу мышления – к использованию кондиционально-генетических понятий С разделением фенотипа и генотипа, или, в более общем виде, с разделением «описательных» понятий и «кондиционально-генетических», и с переносом центра тяжести на эти последние, многие различия потеряли значение отличительных признаков. Галилеевская физика в современной количественной физике на смену дихотомическим классификациям пришли текучие переходы, а на смену «субстанциальным» понятиям пришли «функциональные» Движение к полной конкретности. тенденция к полному описанию даже отдельных единичных случаев. конкретный индивидуальный объект определяется не только как носитель определенных качеств, но эти качества присущи ему с определенной интенсивностью, в определенной степени. Не тенденция к абстрагированию, а именно отказ от абстрактного понятия класса и желание концептуально понять конкретные отдельные случаи явились (наряду с представлением о «непрерывности» типов физических объектов) главным стимулом развития количественного подхода Галилеевская физика только в эксперименте, то есть в искусственно созданных, чрезвычайно редких случаях удается достичь хотя бы примерного приближения к тем событиям, о которых идет речь в законе Построение понятий аристотелевского типа Абстрагирующая классификация. долгое время существовало столь же связанное с ценностными понятиями разделение психологических фактов на две отдельные сферы: «нормальное» и «патологическое». Это разделение разрывало реально существующие содержательные взаимосвязи Господствуют ценностные понятия: психология классифицирует процессы, исходя из ценности их продукта, а не из их психологической природы. Построение понятий аристотелевского типа Случайность индивидуального события Индивидуальное событие кажется ему «случайным», несущественным, не имеющим научного значения. Однако это событие может оказаться каким-то «чрезвычайным», потрясшим человека случаем, который решающим образом определил его судьбу, или же речь может идти о поступке исторической личности. В такого рода случаях имеют обыкновение подчеркивать, что каждой индивидуальности присуща своя «самобытность», обладающая, в конечном счете, мистическим, постижимым лишь интуитивно, но никак не с помощью науки, характером Как недооценка, так и переоценка индивидуального приводят к одному и тому же выводу: то, что не повторяется, лежит вне сферы научного понимания. «применимостью к средним значениям» или к «нормальным случаям» Построение понятий аристотелевского типа Закономерность как повторяемость. как и в аристотелевской физике, таким критерием закономерности оказывается повторяемость процесса. Класс и сущность. в абстрактно выделенных классах видится сущность объекта, то есть то, что «объясняет» его поведение. То, что является общим для детей определенного возраста, принимается за сущность ребенка этого возраста преувеличенное значение статистики из некоторой группы обнаруженных фактов вычленяется общее и вычисляется среднее. Это среднее приобретает репрезентативное значение Построение понятий аристотелевского типа Закономерность связывается с регулярностью и рассматривается как противоположность отдельному индивидуальному случаю. закономерность считается возрастанием значения корреляции в направлении к +1. закономерность и индивидуальность рассматриваются как противоположности Тезис о противоположности закономерности и индивидуальности соответствует аристотелевскому взгляду на мир и примитивному способу мышления, формирующему обыденную философию. Возникает ощущение безнадежности попыток понять действительную уникальность конкретного индивида Построение понятий аристотелевского типа психология соскальзывает к чисто статистическому рассмотрению проблем, например, с помощью тестов или опросников. Уровень притязаний психологии в отношении строгости ее положений ограничивается требованием их обоснования «в общем» и «в среднем». Галилеевский тип построения понятий на смену группировке предметного материала с помощью пар противоположных понятий и родственных им логических «оппозиций» начинает приходить классификация на основе рядов «континуальных» понятий, предполагающих непрерывное изменение признаков. осознание того факта, что везде есть переходные ступени. Все больше утверждается убеждение, что всякий психологический закон должен выполняться без каких-либо исключений. Теперь уже невозможно ожидать от гениев или психопатов чего-то совершенно иного, чем от нормального человека, или считать, что в этих случаях «действуют другие законы», чем в норме. Галилеевский тип построения понятий Исчезает возможность с легкостью апеллировать к «исключениям». Они уже отнюдь не «подтверждают правило», а наоборот, служат полноценными опровержениями, в том числе, если появляются очень редко или даже в одном-единственном случае. От средних значений к «чистым» случаям. любое индивидуальное событие закономерно, а вовсе не случайно, и не менее достойно изучения, чем всевозможные "средние" случаи. индивидуальный случай важен как модельная ситуация, позволяющая обнаружить действие общего закона индивидуальный случай важен еще и сам по себе Галилеевский тип построения понятий сдвиг акцента с "природы объекта" на анализ его взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами, с его окружением Одной из кардинальных характеристик аристотелевского способа мышления на протяжении двух тысячелетий было приписывание свойств, которые проявляет объект, самому объекту, его природе. Галилей же поставил вопрос иначе: любой объект проявляет свои свойства во взаимодействии с другими объектами, стало быть, свойства и есть характеристика конкретных взаимодействий между объектами. Галилеевский тип построения понятий характеристики, через которые мы можем описать объект, его поведение в различных ситуациях, не следует понимать как атрибуты, присущие объекту в силу его качественно своеобразной «природы» (т.е. по-аристотелевски). Они обнаруживаются только в контексте определенной ситуации, во взаимодействии с другими объектами и ситуацией в целом. Мы не можем ничего сказать про личность, если изымем ее из взаимодействия с окружающей ее реальностью. Совокупность взаимосвязей элементов внешней (объективной) и внутренней (психологической) ситуации Левин описывает с помощью заимствованного из физики понятия поля. Галилеевский тип построения понятий мы всегда воспринимаем предметы пристрастно, они обладают для нас определенной эмоциональной окраской, Левин замечает, что помимо этого они как бы требуют от нас выполнения по отношению к себе определенной деятельности. «Хорошая погода и определенный ландшафт зовут нас на прогулку, двери — открывать и закрывать их, шоколад или кусок пирожного “хочет”, чтобы его съели» . побудительность - объекты побуждают к определенным, более или менее узкоочерченным действиям. с повышением интенсивности потребностей не только усиливается побудительность отвечающих им объектов, но и расширяется круг таких объектов экспериментатор вел себя по-разному в зависимости от установки испытуемого важность субъективного, того, как воспринимает ситуацию сам "испытуемый" и как он к ней относится за пределы «галилеевского» способа мышления на первый план выходит анализ субъективной ситуации "внутренняя" ситуация не просто учитывается, а становится основным предметом рассмотрения: важно, какова ситуация для самого человека, а не для внешнего наблюдателя. Отдельное воздействие может оказывать разное влияние в зависимости от общей жизненной ситуации индивида, ибо поведение и психологический смысл того или иного воздействия в случае награды и наказания не определяется изолированным стимулом или отдельным психическим процессом задача построения психологического представления ситуации Задача для психологии Важно, как те или иные физические или социальные факты выступают для самого человека Задача — научно уловить "субъективное" поле — то, что существует для субъекта, найти средства, которые позволили бы "научно" иметь дело с субъективным, с тем, что существует для субъекта психологически. Переход к понятию "валентность", указывавшему лишь на факт притягательной или отталкивающей силы. Роль социальных отношений: многие объекты внешнего окружения, формы поведения и цели приобретают валентность не на основе собственных потребностей индивида, а посредством запрета, приказа или примера со стороны Другого. конструктивная методология Психологический эксперимент становится частью реальной жизни. - метод анализирования причинных связей и построения научных конструктов преобладание конструктивного, а не классифицирующего образования понятий; интерес к динамическому аспекту событий; приоритет психологического, а не физического описания; анализ, исходящий из рассмотрения целостной ситуации Сущность конструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощью небольшого числа конструктивных "элементов". В психологии такими элементами могут стать психологическая "позиция", психологические "силы" В основе модели лежит воспроизводимость не факта, а концептуальной схемы анализа и соответствие выводов реально наблюдаемым феноменам как критерий их правильности. когнитивная структура жизненного пространства: дифференциация измерений жизненного пространства (выделение психологического настоящего, прошлого и будущего); разделение уровней реального и нереального проблемы местоположения индивида в жизненном пространстве; доступность и недоступность областей; передвижение в жизненном пространстве: адаптация к ситуации, проблемы групповой принадлежности, в том числе различия ощущения групповой принадлежности в авторитарной и демократической групповой атмосфере. изменения когнитивной структуры: проблема обходного пути и инсайта; научение как структурирование и дифференциация прежде неструктурированной области; неоднозначная роль повторения при научении проблемы психологических сил и силовых полей: ситуация почти достигнутой цели; проблема соотношения "личных" и "безличных" сил в той или иной ситуации; анализ ситуаций мотивационного конфликта (в том числе ситуации власти взрослого над ребенком) и их основные типы; "выход из поля"; эмоциональное напряжение и беспокойство наложение ситуаций: наложение деятельностей; процесс принятия решения; влияние группы на индивида; влияние маргинальной позиции. факторы, определяющие поле и его изменения. Речь идет о проблеме потребностей и валентностей. Конкретные феномены: влияние состояния потребностей на когнитивную структуру; реальное и замещающее удовлетворение потребности изменение потребностей и целей: настойчивость; влияние уровня трудности; психологическое насыщение; намерение как создание квазипотребности; уровень притязаний и факторы, его определяющие; степень зрелости притязаний; проблема индуцированных потребностей и источников идеологии; эгоизм и альтруизм; подчинение и социальное давление; принятие чужих целей; ситуации агрессивной и апатичной авторитарности; принятие групповых целей |