Дошкольная педагогика. Вопросы к зачету для 2 курса Спец. Вопросы к зачету для 2 курса Спец. Дошкольное образование Игра в истории человечества. Характеристика игровой деятельности
Скачать 99.98 Kb.
|
22. Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и пассивно, то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой дает информацию об игре ребенка и о нем самом. Это дает возможности для педагогического руководства детской игрой. Педагогическое руководство игровой деятельностью касается следующего: - воспитание у ребенка основ культуры, - приобщение ребенка к искусству театра, - развития творческой активности и игровых умений детей. Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности. Источником ее активности, основанием системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают потребности в художественно – эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, развитии творчества. Этому способствует привитие норм морали, нравственно – ценностные ориентиры на высокохудожественные образы в искусстве, а также привитие навыков общения. Культурные потребности в художественной деятельности проявляются также в потребности в театральном искусстве. Можно познакомить детей с театром: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками, навыками поведения в театре. Развитие творческой активности и игровых умений происходит под руководством педагога. Он побуждает к творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности (мимика, жесты, поза, интонации). Для этого педагог использует этюды (игровые ситуации, в которых ребенок создает определенные художественные образы, например «Цветок распускается», «Котята умываются»). В ходе этюдов можно использовать музыку, соответствующую определенному настроению, образу (например, слушая «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, представить маленьких солдатиков). Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне», на интонацию (выделение голосом определенных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне нравится»). В этюдах можно создавать игровые ситуации: «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам». Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие (например стихи с вопросом – ответом). Можно использовать сюжеты: «В парикмахерской», «В магазине», «У врача». Для работы над продолжительным действием берутся обычно народные сказки. В течении 3 -5 недель сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди, поэтому нет проблемы отсутствия персонажа в день спектакля. В подготовительный к спектаклю период можно объединять детей в группы, например режиссеры отбирают на роли, актеры репетируют роли, художники – декораторы рисуют афиши, пригласительные билеты, элементы декораций, костюмеры готовят элементы костюмов (можно с родителями). В подготовительный период педагог организует и координирует всю работу детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. 23. Виды дидактических игр, их характеристика и значение По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: -- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов); -- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме); -- речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); -- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма); --природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); --для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.). В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы: --игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; --настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; --словесные. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: 1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. 2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: "Игрушки", "Посуда", "Одежда", "Растения", "Дикие и домашние животные" и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. 3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д. 4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью. 5. Игры типа "Лабиринт" предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр: --игры-путешествия; --игры-предположения; --игры-поручения; --игры-загадки; --игры-беседы. В основу классификации дидактических игр, предложенной Н.И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр: --интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры); --эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы); --регулятивные (игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи); --творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты); --социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия). 24. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности; роль - средство реализации сюжета. 25. Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушке. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности». Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д. В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы. |