Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.Сущность режиссерской игры, ее значение для социального развития дошкольника, для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребенка.

  • Дошкольная педагогика. Вопросы к зачету для 2 курса Спец. Вопросы к зачету для 2 курса Спец. Дошкольное образование Игра в истории человечества. Характеристика игровой деятельности


    Скачать 99.98 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету для 2 курса Спец. Дошкольное образование Игра в истории человечества. Характеристика игровой деятельности
    АнкорДошкольная педагогика.зачет
    Дата01.11.2022
    Размер99.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы к зачету для 2 курса Спец.docx
    ТипДокументы
    #765990
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    4.Сюжетно-ролевая, творческая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

    Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

    Сюжетно–ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком деятельности. Однако в сюжетно–ролевой игре знания, впечатления ребенка остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

    Основной особенностью сюжетно–ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

    Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

    Роль является основным стержнем сюжетно–ролевой игры, чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком, и действует в игре от его имени: существующим образом использует те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

    Творческой сюжетно–ролевой игре присущи специфические мотивы.

    Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно–ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

    Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.

    Разнообразие сюжетов и содержание сюжетно – ролевых игр определяет необходимость классифицировать их. В настоящее время большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые игры (отражающие быт семьи и детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой.

    В структуре игровой деятельности сюжет как основной компонент игры включает персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей.

    Сюжетно–ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно–ролевых игр. Если же в игре отражаются отношение между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности и умением играть вместе. Потребности и умения надо воспитывать: они сами не формируются.

    Сущность воспитательного воздействия сюжетно – ролевой игры в приобретении и накопления ребенком социального опыта. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни советских людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно–ролевая игра выступает и как средство формирования культуры общения.

    В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким: во-вторых, формируются сами общественные мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась); в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов – обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

    Сюжетная игра – одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент, когда ребенок дает предмету название в соответствии с игровым замыслом и действует с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий. Первоначально это возможно только при опоре на предмет (игрушку). Постепенно в игре возникает особый план умственных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий.

    Д.Б. Эльконин указывает еще на одно очень важное значение сюжетно – ролевой игры в интеллектуальном развитии ребенка. В совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень.

    В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений людей и их моральных качеств. Игра не простое копирование явлений. Из имеющихся знаний отбирается именно то, что имеет непосредственное отношение к игровому замыслу. Реализация игровых действий нередко приводит ребенка к установлению пробелов в своих знаниях о тех или других явлениях. Это разнообразные вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе коллективной игры путем обмена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого или стимулируют самостоятельные наблюдения детей вне игр.

    Большое значение имеет сюжетно – ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств для выполнения ролей, преобразование материалов, обстановки) есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития.

    Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.

    Близость игры к искусству создает возможность использования сюжетно – ролевых игр в эстетическом воспитании. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам.

    В игре формируется огромный двигательный опыт ребенка. В ней, с одной стороны, создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений, с другой стороны, принимая на себя роль, ребенок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения. Сознательно передает характерные особенности движений изображаемого персонажа.

    Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста.

    Появление коллективной игры создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает и одевает ее, но и воспитывает, читает ей книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только ставит градусник, делает уколы, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. Учительница ведет с детьми урок, выговаривает ученикам за проступки, ставит отметки за поведение и успеваемость. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношение к труду и друг к другу в процессе труда. В играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знания, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей и родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

    Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период.

    Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных товарищеских отношений в игре.

    Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Игрушка может быть обобщенной и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающую к модели предмета.

    В сюжетно – ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных навыков взаимодействия. В первую очередь, способность осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, то есть разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

    В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра становится по – настоящему коллективной.

    Взаимодействие со сверстниками благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле. Неблагополучие в сфере общения мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно.

    Выполнение правил в игре – это как бы упражнение в отношениях с другими людьми, помогающее осознавать свои обязанности.

    Таким образом, формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

    Игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

    Творческие игры делятся на: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование, хороводные, игры-эксперименты.

    5.Сущность режиссерской игры, ее значение для социального развития дошкольника, для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребенка.

    Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. Проявляя творчество и фантазию, ребенок придумывает содержание игры, определяет ее участников. Само название «режиссерская игра» указывает на ее сходство с деятельностью режиссера, а в ее основе лежит непосредственный опыт ребенка, который отражает событие, зрителем и участником которого был он сам, либо знания, которые дети получили из просмотренного мультфильма, прочитанной книги либо рассказов других людей. Особенностью данных игр является комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, мультфильмов, наблюдений, сочетание реального и вымышленного.

    Режиссерская игра носит сугубо индивидуальный характер, т. к. ребенок играет один с игрушками либо предметами, имитируя определенный сюжет через ряд игровых действий. Считается, что режиссерская игра легче сюжетно-ролевой, потому что кукла в отличии от ребенка-партнера не требует высокой формы общения, в данной игре не нужно одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре и позицию его роли, ведь кукла – объект безмолвный и с ней играть значительно легче.

    В режиссерских играх дети отражают собственный социальный опыт и личные впечатления, однако несколько иначе, чем в сюжетно-ролевой игре.

    В этих играх нет стереотипности, они отличаются разнообразием, нестандартностью, сложностью игровых действий.

    Для создания образа каждого персонажа ребенок использует в режиссерских играх разнообразные выразительные средства: изменение интонации, громкости и темпа голоса, логические ударения, эмоциональную окрашенность, звукоподражания и др.

    В режиссерской игре кроме ролевой речи от лица различных персонажей, детьми используется повествовательная речь (либо речь автора), которая является организующим звеном игры, а также оценочная речь, с помощью которой ребенок выражает собственное отношение к персонажам и происходящим событиям в игре.

    В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Однако и в той, и в другой имеются общие корни – сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок еще в раннем возрасте усваивает способы действия с предметами и овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо события.

    В режиссерские игры обычно играют дети, ограниченные в контактах со сверстниками по различным причинам (болезни, недостаточной социализации), а также ребята, имеющие дефекты и искажения речи, малоактивные и замкнутые дети, плохо адаптированные к условиям учреждения дошкольного образования.

    Режиссерская игра – это основная форма индивидуальной игры детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет, когда у малышей есть небольшой жизненный опыт, реализуемый посредством некоторых игровых действий вокруг несложного сюжета. Опыт совместных игр ребята еще имеют недостаточный ввиду отсутствия навыков игрового общения.

    Проследим этапы развития режиссерской игры в дошкольном возрасте. На четвертом году жизни (младший дошкольный возраст) в основе режиссерских игр лежит непосредственный опыт ребенка, где он сам являлся основным участником. Сюжеты с куклами не сложные, состоящие из коротких цепочек игровых действий (покормить, уложить спать). Количество персонажей в игре от одного до трех и за каждым из них закреплена определенная роль. Сюжетные линии возникают одновременно с появившейся детской ассоциацией (к примеру, увидела тарелку, значит, будем обедать). При этом данные игровые действия зачастую не связаны между собой. В речи ребенка присутствует описательно-повествовательная речь.

    Особенностью режиссерских игр детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) является перенос действий с сюжетно-ролевой игры на режиссерскую и наоборот. В основе игр лежит не только непосредственный опыт детей, но и опосредованный, приобретенный посредством чтения сказок, стихов, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Сюжеты детских игр становятся сложнее и многообразнее, увеличивается количество игровых действий, появляются главные и второстепенные роли. Однако перенос игровых шаблонов с сюжетно-ролевых игр в режиссерские значительно обедняют последние. Развитие сюжета на основе ассоциаций сопровождается не только реальным, но и воображаемым замещением с использованием предметов-заместителей. Режиссерская игра сопровождается не только описательно-повествовательной, но и ролевой и оценочной речью, благодаря которой ребенок отражает образ изображаемого героя.

    На шестом-седьмом году жизни режиссерские игры претерпевают новые, различного рода изменения. Совершенствуется содержание игр: дети легко объединяют в одной игре знания и опыт, полученные из разных источников, вносят в содержание игры много вымышленного. Появляются совместные режиссерские игры, объединяющие в одном сюжете 2-3 ребенка. В таких играх ярко выражен сюжетно-ролевой характер.

    Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: два вида творческих игр продолжают присутствовать в жизни ребенка и в младшем школьном возрасте.

    Все режиссерские игры условно можно разделить на:

    – игры с игрушками и игровыми атрибутами;

    – игры с предметами-заместителями (простыми и сложными);

    – игры с собственным рисунком
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта